Ощущение безопасности
Младенец полностью зависит от матери, он не может удовлетворить без нее никакой своей потребности, ни в еде, ни в туалете, ни в ласковых руках, дарящих ощущение любви, заботы и безопасности
Безопасность – это самое важное для маленького ребенка в таком огромном и незнакомом ему мире. Представление о том, что принесет ему общение с окружающим пространством, ребенок берет из общения с матерью
Ведь именно она для него в первые месяцы его существования и есть целый мир. И что этот мир принесет, малыш узнает из общения с главным для него взрослым в первые два года жизни.
Если вы смогли уделить достаточно своему чаду внимания и любви в этот период, если вы удовлетворяли большую часть его потребностей и при этом были уравновешенны и предсказуемы, то ребенок подсознательно ждет такого же отношения к себе от окружающего мира. А еще он ощущает, что вы его никогда и ни за что не бросите. У малыша нет сомнений, что мама вернется и после двух лет он будет способен оторваться от самого дорогому ему человека. Адаптация к детскому саду у детей, которые получили от матери уверенность в ее любви и привязанности, и, как следствие, уверенность в безопасности мира, проходит относительно легко. Конечно, ребенок все равно будет переживать, и страдать от отсутствия матери, но все же пройдет испытание разлукой относительно быстро.
Если уделять ребенку внимание, но при этом быть все время раздраженной и недовольной. В таких случаях малыш часто ощущает себя как помеха для матери, у него нет уверенности, что о нем позаботятся, что он нужен, ему не хватает телесного контакта
Отрицательных импульсов от взрослого он видит гораздо больше, чем положительных. Это может быть и резкая интонация в разговоре с малышом, и игнорирование его просьб и переживаний, и вечная занятость матери, когда у нее не хватает сил, времени или желания на контакт со своим чадом. Малыш нуждается в поддержке и заботе даже, когда ему ее не хватает, но не может ее получить и потому все его усилия направлены на сохранение внутреннего баланса, напряжение, которое испытывает такой ребенок очень велико. Он не уверен в возвращении матери и одновременно не может выйти из состояния ее ожидания. Когда такие дети привыкают к условиям детского сада они могут очень долго отказываться от любой деятельности, они не играют с другими малышами, не могут есть и спать, они заняты только одним – ожиданием того, что их заберут. На то, чтобы познавать мир и взаимодействовать с ним, у таких детей просто нет сил.
Иногда бывает, что повышенная тревожность и ощущение небезопасности мира формируется у ребенка потому, что в силу каких-то причин пришлось слишком рано с ним расставаться, либо наоборот, мать излишне опекала, бросалась по первому зову и не смогла предоставить ребенку ни толики самостоятельности. Но об этом чуть ниже.
Есть еще один тип взаимодействия матери и ребенка, который не дает ребенку ощущения безопасности и предсказуемости мира и, конечно, очень отрицательно сказывается на любой адаптации малыша к социуму. Встречается не так уж редко – примерно в одном случае из десяти. Речь идет о противоположных, или как говорят психологи, амбивалентных реакциях матери в общении со своим малышом. Такая мама очень зависима от настроения, она не уравновешена, ее эмоциональные взрывы не предсказуемы. В один день она с удовольствием возится со своим чадом, радостно ему улыбается и откликается на все его просьбы, в другой – она недовольна, ворчлива и стремится, как можно меньше заниматься своим ребенком. Малыш в этом случае теряется и не может предсказать реакцию матери, он не уверен в том, что может получить от нее достаточно поддержки, а потому все время находится в тревоге и стрессе. Часто такие дети повышено агрессивны, ведь накопившееся напряжение неизбежно требует выхода. Привыкание к условиям детского сада у таких ребят тоже идет тяжело и долго, часто такие дети льнут к любому взрослому, который готов с ними общаться.
Если в описании последнего типа вы узнали себя, то самое лучшее, что вы можете сделать – это обратиться к психологу, чтобы разобраться со своими реакциями и эмоциями, изменить свое внутреннее состояние, чтобы оно не мешало вам растить своего ребенка в любви и радости.
Надеемся, что вы мужественно прочитали все выше написанное, соотнесли со своим общением с детьми и без труда ответите на вопрос, какой из типов взаимодействия с ребенком дарует ему максимальные возможности для познания мира и развития. Помните, что если вы в первые два года жизни смогли дать ребенку уверенность в вашей любви, то смогли дать ему еще и представления о доброжелательном и готовом откликаться на его потребности мире, создали платформу для любознательности и умения дружить в будущем.
Адаптация к условиям детского сада
Адаптация подразумевает под собой постепенное приспособление организма малыша к неизвестным для него условиям. Чем младше ребенок, тем больше времени ему необходимо для этого и тем более мягким должен быть сам процесс. Спокойствие, понимание механизмов адаптации и отсутствие спешки в этом вопросе поможет и ребенку, и родителям избежать многих проблем, в том числе со здоровьем маленького человека.
Есть общие правила периода адаптации, о которых вам непременно расскажут в детском саду воспитатели. Если обобщить, то ребенок должен пройти следующие этапы: сначала вместе с родным ему человеком присоединиться, например, к прогулке с детьми, затем познакомиться с обстановкой в группе, дальше ребенок остается один на непродолжительное время, позднее до обеда, и только потом остается на сон и на целый день. Количество дней на каждый этап регулирует педагог в зависимости от конкретно вашей ситуации.
Нужно время, чтобы малыш смог привыкнуть
Первое посещение девочки детским садом пришлось на начало недели. Коммуникабельность и открытость ребенка позволили ей быстро найти общий язык большинством детей, вследствие чего время прошло увлекательно и незаметно. Мама, которая пришла за Соней, предупредила воспитателя, что через пару дней ей необходимо вернуться на работу, из-за чего девочка останется в группе на целый день. Вопрос воспитателя о том, почему со стороны родителя было дано так мало времени на адаптацию ребенка, был получен ответ о желании, чтобы он как можно дольше находился дома.
После того как дети пообедали, в назначенный день Соня начала спрашивать, когда ее заберут домой. Девочка привыкла, что остается в детском саду лишь на половину дня. Воспитатели попытались объяснить, что мама ушла на работу и заберет ее лишь вечером.
Ближе к вечеру ребенок уже не мог сдержать слез. На следующий день сцена повторилась. Недовольная мама отвела дочь в садик, не скрывая раздражения, рассказывая о необходимости ходить на работу. Можно говорить, что адаптация была сорвана, хотя начиналась столь успешно.
Для ребенка, который успел привыкнуть к привычной обстановке, обществу родителей, близких родственников, является большим стрессом смена окружения, распорядок дня и сверстники, которые воспитывались в семьях с разным укладом жизни, отношением. Нередко бывает, что тихие и спокойные дети страдают, сталкиваясь с более активными детьми, которые могут отобрать игрушку, стукнуть или сказать плохие слова, услышанные от асоциальных родителей.
Кроха может посчитать, что мама его больше не любит, так как не забирает из детского сада раньше времени. Малыш не осознает значимости посещения родителями работы, считая самым настоящим предательством тот факт, что мама оставила его на столь длительный срок в детском учреждении.
Рекомендация психолога:
Процесс адаптация ребенка к детскому саду обязателен для того, чтобы сберечь хрупкую детскую психику от воздействия стрессовых обстоятельств. Для того чтобы процесс привыкания малыша к детскому саду был как можно более бережным, стоит постепенно приучать ребенка к новому социуму, обстановке и режиму.
Любящие родители в данный период должны обеспечить ребенку заботу, внимание, понимание, демонстрируя терпение, тактичность и наблюдая за тем, насколько успешно проходит адаптация к детскому саду
Малыш и кормление грудью
Катенька начала посещать ясли в возрасте 2 года 6 месяцев. Проплакав некоторое время после расставания с матерью, она сумела отвлечься при игровых занятиях с другими детьми, активно вовлекаясь в общение со сверстниками. Первые сигналы тревоги прозвучали после завершения завтрака: кроха гуляла по всем кабинетам, активно сосала палец и постоянно просила позвать маму.
Воспитательница решила, что данное поведение – является естественным следствием адаптации девочки, поэтому не рассказала матери ребенка. Следующие несколько дней сотрудники детского сада могли наблюдать, как Катя продолжала плакать, бесцельно бродить по помещениям учреждения, начала выказывать отказ от игр с детьми, предпочитая одиночество, выказывая настойчивое желание увидеть маму. Одна из воспитательниц, которая не понимала особенностей поведения девочки, решила поговорить с мамой, подробно рассказав про поведение ребенка, с которым не сталкивалась ранее.
Со слов мамы, ребенок на протяжении долгого времени находилась на вскармливании грудью. Процесс отучения начался лишь за пару дней до начала посещения яслей. Мать девочки всерьез посчитала, что ничего страшного не случится и стресс от новой обстановки не усугубится прерыванием кормления грудью. Как пояснила мама Кати, ей казалось, что данный процесс проходят все дети и не стоит уделять особого внимания нюансам, связанным с максимально бережным отношением к дочери в этот непростой период.
Любящие родители должны осознавать, что для маленького ребенка требуется время, чтобы отвыкнуть от материнской груди. Организм, как и психика малыша должны перестроиться, следовательно, не стоит подвергать его дополнительной нервной нагрузке.
Описанный случай – не уникален. Нередко мамы, которые заботятся о здоровье и психологическом комфорте ребенка, считают, дети с легкостью адаптируются в непривычной обстановке.
Рекомендация психолога:
Кроху, который находится на вскармливании грудью, необходимо отлучать от данного вида питания как минимум за пару месяцев до начала посещения яслей или не вводить новый рацион до того времени, пока не пройдет процесс адаптации к новой обстановке, социуму и режиму дня.
Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду
1. Расставание с мамой
Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша
Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.
2. Смена настроения
Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь. Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.
Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:
- сокращаем шумные игры
- убираем телевизор и просмотр мультиков
- сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий
3. Регресс
Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии. Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет. Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.
4. Режим посещения
Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.
Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.
Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.
Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
Шаг 3: присоединяют прогулку.
Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
Шаг 5: оставляют на обед.
Шаг 6: оставляют на дневной сон.
Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.
Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.. Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Ощущение времени и пространства
Малыш остро переживает разлуку, потому что ему еще не охватить понятия времени и пространства. Даже если мать всего лишь вышла в другую комнату, но кроха ее не слышит, он может воспринимать это как потерю. Вспомните, как маленькие (до трех лет) дети играют в прятки. Ребенок уверен, что достаточно закрыть глаза – и он уже спрятался, для него не существует того, что он не может увидеть и потрогать прямо сейчас. Поэтому, когда мать исчезает из поля зрения, для малыша она исчезает совсем.
Вспомните, как любят маленькие дети играть в прятки, так они усваивают закон материи, ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда. Поиграйте с ним в эту простую, но такую важную для развития малыша игру. Раз за разом теряя маму и потом находя ее, малыш убеждается в том, что разлука – это не навсегда, что после расставания обязательно будет встреча. Такой опыт будет хорошей поддержкой в период адаптации.
Дети еще ничего не понимают про время, они живут только настоящим. И очень часто, когда мать уходит, у ребенка есть ощущение, что это навсегда. При этом родители совершают еще одну ошибку: отдавая ребенка в детский сад, они забывают его предупредить о том, что они его заберут. Поэтому при расставании у малыша создается полнейшее ощущение, что его отдают насовсем. Через какое-то время кроха усвоит, что утром его всегда отводят, а вечером всегда забирают, поймет, что в садике все понятно и подчинено определенному ритму, тогда ему будет гораздо легче смириться с действительностью.
Вы можете облегчить этот процесс, если предупредите своего ребенка, когда вы придете за ним, и после какого момента это случится. Примерно это может звучать так: «Ты побудешь здесь, пока мама будет на работе (сходит в магазин, что бы купить тебе сок и т.д.). Поиграй с ребятами. Я приду сразу после того, как ты поешь суп (поспишь, покушаешь после сна и т.д.)».
Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание вечером, после детского сада.Малыш провел больше времени, чем это было обычно, без вас, ему вас очень не хватало весь этот день в саду .Чтобы ему было проще с вами расстаться утром, ему просто жизненно необходимо побыть рядом с вам, получить от вас как можно больше любви и внимания.
Обязательно найдите время вечером на то, чтобы поиграть, порисовать, почитать или просто пообниматься с малышом. Пусть у него будет достаточно времени и на то, чтобы просто быть рядом, когда делаете какие-то домашние дела, видеть вас, слышать вас, чувствовать свою нужность вам. Каждый вечер находите занятие, которое вы будете делать вместе. Ведь ничто так не способствует душевному равновесию ребенка, как уверенность в том, что его любят. Одновременно с этим, ничто не создает больших проблем в поведении ребенка, чем дефицит положительного внимания близких.
Еще один, связанный с этим момент, многие дети вообще не понимают, для чего они ходят в детский сад. Им кажется, что родители сдали их туда, чтобы избавиться, чтобы они не мешали
Но ведь это совсем не так и важно это донести до своего чада. Если оба родителя работают, то вечером смело можно говорить о том, что было у папы на работе, что было у мамы на работе (одной фразой, без лишних подробностей) и спрашивать у ребенка, как у него прошел день в саду
Если мама дома, пусть она скажет о том, как много домашних дел она смогла сделать за день и что теперь у нее есть время на общение со своими близкими, в том числе с ребенком. Так мы включаем ребенка в семейную систему, говоря ему, что он сделал что-то важное для всех, проведя время в детском садике: позволил взрослым заработать, решить какие-то дела. Он часть семьи и тоже делает что-то важное для своих родителей.
Надеемся, что некоторые несложные рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам и вашему чаду пройти через период адаптации к детскому саду легче и быстрее. Со своей стороны хотим отметить, что вопрос привыкания малыша к детскому учреждению включает очень много разных аспектов, и не о всех мы сказали в данной статье. Если информации окажется недостаточно или вы не найдет в этом тексте ответов на своей вопрос, то вы всегда можете получить более развернутую консультацию у наших специалистов.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Так что же такое — психологическая адаптация?
Это привыкание, прилаживание ребенка к новой среде и её условиям. Новая микросреда, которая создана в детском саду, оказывает влияние на психологическое состояние любого малыша. Она требует от маленького человечка больших усилий воли, терпения.
Адаптация к саду — это первая ступень на долгом жизненном пути ребенка, которую надо помочь преодолеть. Без взрослых ему не удастся это сделать. Только вместе с ними он достигнет хороших результатов.
Успешная адаптация приводит к внутреннему состоянию покоя и активизации своих побуждений, которые нацелены на выполнение запросов среды.
Проблема адаптации
Попав в новую среду, малышам приходиться находить взаимодействие с педагогами и сверстниками. Поведение, общение кардинально отличается от поведения и общения в своей семье. Там всё привычно, тут всё ново.
Он получает важный опыт общения с другими людьми, детьми. Нигде он не получит такой бесценный опыт, который поможет ему в дальнейшем адаптироваться в жизни. Вы скажете, а как же школа?
Там тоже всё это можно получить. Только процесс привыкания идет намного длительнее и сложнее, так как ребенок никогда не посещал детский сад.
Конечно, когда мы впервые собираемся вести малыша в группу, то представляем себе, что он прощается с мамой, целует её в щечку и бежит в группу, чтобы поиграть в игрушки со своими друзьями.
Но не тут-то было! Наше послушное и милое дитё вдруг начинает кричать, умолять мамочку не уходить, цепляется за неё, никого не слышит, не идёт ни на какие уговоры. Что это?
Психологи считают такую реакцию совершенно нормальной, потому что ребенок впервые остался без мамы с чужими тётями. И тут, самое главное, надо правильно реагировать родителям и воспитателям.
Необходимо понимать, что эта реакция детского организма на стресс. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему «отрываться» от мамы. Психологическая адаптация лучше дается детям постарше, потому что им уже интереснее играть с другими ребятами, у них выше познавательный интерес, они быстрее переключаются с одной деятельности на другую.
Стресс становится причиной детских истерик.
Причин много:
- Во-первых, страх, который связан с новыми условиями обитания. Привычная обстановка дома с мамой вдруг сменилась чужой атмосферой, с новым режимом дня, новыми правилами поведения.
- Во-вторых, эмоциональное перенасыщение, которое получает малыш в группе детского сада, переходящее в перевозбуждение. Следствие этого — переутомление нервной системы.
- В-третьих, у вновь принятого ребенка ещё не сформированы навыки самообслуживания. Его родители не научили самому одевать вещи, снимать их, соблюдать правила гигиены. Он не успевает за другими детьми, нервничает, начинает плакать.
- В-четвертых, у ребенка страдает психологическая подготовка к посещению детского сада. Родные и близкие не настроили его на положительный лад, не постарались подвести к тому, что он вырос, ему необходимо идти в детский сад.
- В-пятых, иногда отрицательное воздействие оказывает неприятная первая встреча. Бывает, что он в первый же день нахождения в группе встретился с агрессивным ребенком, который отнял игрушку или толкнул малыша. Конечно, может это будет единственный случай, но свою лепту он внес в неприятие детского сада.
- Ну и, наконец, отвержение вашего малютки работниками детского сада. Такие случаи тоже бывают. Обязательно надо выяснить причину отрицательного эмоционального состояния ребенка. Это необходимо делать по «горячим следам» не откладывая, потому что может привести к психологической травме.
Для нормального привыкания к детскому саду, надо знать особенности адаптации.
Кому же адаптация даётся легче?
Детям, чьи родители позаботились заранее о том, чтобы подготовить ребёнка к посещению сада.
То есть за несколько месяцев начали рассказывать ребёнку о чудесной сказочной стране, в которую они скоро попадут, играли с игрушками “в садик”, гуляли на его территории или рядом, поясняя, что он скоро посетит это место. Прекрасно, если была возможность заранее познакомить ребёнка с воспитателем, показать группу. Это даёт шанс, что процесс адаптации пройдёт менее болезненно. Особенно, если у ребёнка получилось не просто пару минут видеть воспитателя, а удалось поближе пообщаться.
Детям, которые в некоторых вопросах достигли самостоятельности.
Примерно за месяц до поступления в сад родители должны подогнать режим ребёнка к тому, который будет в стенах детского сада: в 7-30 подъём и утренние процедуры (умывание, чистка зубов, одевание); в 8-30 необходимо уже прибыть в сад; в 8-40 завтрак; в 10-30 утренняя прогулка; 12-00 возвращение в группу с прогулки; в 12-15 обед; с 13 до 15 тихий час; в 15-30 полдник. Желательно укладываться на ночной сон не позже 20-30.
Детям, чей рацион питания схож с садовским.
Еда и питье являются залогом уравновешенного состояния, ведь увидев более-менее знакомую еду на своей тарелке, ребёнок быстрее начинает кушать в саду. Основой садовского рациона считаются такие блюда, как каши, запеканки, тушеные овощи, различные супы, всяческие котлеты, сырники, омлет.
Если ни одно из условий не соблюдено, то детям на первых порах придётся нелегко. Особенно трудно придётся деткам, чьи родители никак не подготовили их в походу в сад, из-за чего данная новость стала неожиданностью.
Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается для ребёнка неожиданно, в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как болезнь родственника, ранее ухаживающего за ребёнком дома. Бывает тяжело и тем ребятам, чьи мамы или другие близкие родственники являются работниками сада.
Дети 4-5 лет
Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.
С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.
У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.
Этапы адаптации маленького ребенка к детскому саду
Психологи в адаптационном периоде отмечают 3 этапа:
- Острый этап. В этот период происходит мобилизация всего организма малыша. Наблюдается повышенная возбужденность и напряженность. Он плаксив и капризен, устраивает истерики. Вместе с психологическими проблемами обнаруживаются физиологические изменения – увеличивается сердечный ритм, кровяное давление. Ребенок чаще обычного болеет.
- Умеренно острый этап. Отмечается снижение негативных проявлений, улучшается аппетит, сон. Ребенок начинает привыкать к новым условиям, новому режиму. Однако периодически ребенок устраивает истерики, показывает свое нежелание идти в детский сад. Это означает, что психологическая адаптация ещё не наступила.
- Компенсированный этап. Происходит стабилизация психоэмоциональных процессов, ребенок вовлекается в игру со сверстниками, появляются успехи на занятиях, развиваются навыки поддержания личной гигиены и самообслуживания.
Для успешного привыкания ребенка к детскому саду очень важно применять различные формы адаптации:
Телесный контакт – это поглаживания, обнимания, которые заканчиваются упражнениями на расслабление
Такой комплекс благоприятно действует на нервную систему, что в период адаптации очень важно.
Пение колыбельных перед сном. Особый ритмический рисунок колыбельных песенок, мамин голос успокаивает малыша, снимает страхи, тревогу.
Игры с водой и песком также способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению.
Сказкотерапия повышает уровень развития осознания ребенком законов жизни, проявляет в нем понимание своего эмоционального состояния.
Занятия на развитие чувств и эмоций
На занятиях развивается восприятие своих и чужих эмоциональных состояний, что улучшает взаимодействие с другими людьми.
Занятия по развитию музыкально-ритмических движений пробуждают у детей различные чувства и состояния, развивают музыкальный слух и ритмичность.
Игровые формы взаимодействия с ребенком. В игре закрепляются благоприятные эмоционально окрашенные состояния, повышается интерес к сверстникам, к взрослым и к общению с ними.