Инфекционные болезни глаз у детей

В детском возрасте часто встречаются глазные болезни, вызванные патогенными микроорганизмами.

Конъюнктивит

Воспаление слизистой оболочки глаза вызывают бактерии (стафилококк, стрептококк), вирусы (аденовирус, вирус кори), реже – грибки. Возможен также конъюнктивит аллергического происхождения. Факторами, способствующими развитию заболевания, являются грязные руки, переохлаждение (перегревание), снижение иммунитета, простуда. Клиника в остром периоде достаточно характерная:

  • выделения (серозные или гнойные), они склеивают ресницы, утром из-за них тяжело открыть глаз;
  • покраснение конъюнктивы (вызванное усилением ее сосудистого рисунка);
  • зуд, чувство песка в глазах, светобоязнь;
  • отек век;
  • повышенная температура тела, нарушение общего состояния (не всегда).

Конъюнктивит опасен своими осложнениями. К примеру, кератит вызывает помутнение роговицы, снижение зрения. В ослабленных или недоношенных детей распространение инфекции может спровоцировать отит и, даже, воспаление мозговых оболочек (менингит).

Поэтому самостоятельное лечение патологии не приветствуется, лучше доверится офтальмологу, который проведет необходимые исследования (диагностика возбудителя и его чувствительность к препаратам) и назначит адекватную терапию.

  1. В зависимости от микроорганизма, вызвавшего конъюнктивит, используют местные антибактериальные или противовирусные препараты.
  2. При болезни аллергического происхождения исключают провоцирующий фактор и назначают антигистаминные средства.
  3. Лечение применяют для двух глаз, даже если болен только один. Нанесение препаратов начинают со здорового глаза.
  4. Дополнительно промывают глаза отваром ромашки, настоем крепкого чая.

Блефарит

Блефарит – это длительно протекающий воспалительный процесс ресничных краев век. Вызывают его бактерии, вирусы, грибки и паразиты. Есть также блефариты неинфекционной природы: аллергического происхождения, или спровоцированные неадекватным лечением других глазных болезней (близорукость, астигматизм, дальнозоркость). Неправильный гигиенический уход, недостаточное времяпрепровождение на свежем воздухе, ослабление иммунитета, переохлаждение, хронические очаги инфекции повышают риск развития воспаления век.

Родители могут заподозрить блефарит по таким признакам:

  • покраснение и отек век;
  • жжение и зуд (из-за этого дети часто трут глаза);
  • патологические выделения, серо-белые чешуйки или язвочки на краях век;
  • слезотечение, легкая светобоязнь;
  • нечеткость зрения;
  • повышенная утомляемость.

Лечение включает обработку краев век дезинфицирующими растворами (бриллиантовый зеленый, отвар ромашки), применение антибактериальных мазей (тетрациклиновая), смягчение чешуек (вазелином, ланолином), их удаление. Также используют аппаратную физиотерапию, витаминотерапию. Необходима борьба с сопутствующими инфекциями, здоровый образ жизни.

Ячмень

Воспаление волосяной луковицы века или его сальной железы (ячмень) спровоцировано воздействием бактериальной инфекции, чаще всего – золотистого стафилококка. У детей ячмень может свидетельствовать о снижении иммунитета, глистной инвазии, эндокринных нарушениях, хронических заболеваниях.

Клиника этого заболевания знакома многим:

  • боль и зуд века;
  • местные отек и покраснение;
  • в области болезненного бугорка через 2 дня появляется «головка», через которую просвечивает гнойное содержимое;
  • если ячмень внутренний, основная припухлость находится со стороны века, прилегающей к глазному яблоку, а прорыв гноя происходит в конъюнктиву;
  • частый симптом у детей – повышение температуры тела, общее недомогание.

К ячменю не стоит относиться легкомысленно, потому что в ряде случаев он может завершиться тяжелыми осложнениями: флегмона орбиты, менингит.

Лечение назначает детский офтальмолог после объективного исследования и оценки лабораторных показателей.

  1. Антибактериальные препараты местного действия (мази, капли).
  2. Промывание антисептическими растворами.
  3. Противовоспалительная температура (снимает болезненные ощущения, понижает температуру).
  4. Сухое тепло (УВЧ).

Проверка бинокулярного зрения у детей

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение

Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции. 

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко. 

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Когда нужны осмотры офтальмолога?

Глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от
глаз взрослого. Дети рождаются с органами зрения, которые не полностью
адаптированы к этому миру и недостаточно сформированы. У всех без исключения
крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас
картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной
освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе
формирования. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном
черно-белые пятна, очертания предметов на среднем расстоянии — около 40
сантиметров. Но он отлично различает свет и тьму. 

Существует миф, что у новорожденного зрение
перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий
головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно
так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не
свойственно.

Младенцам свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыша смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно, в довольно короткие сроки. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение. К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно —
сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему.
Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю
очередь. Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем
младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно
растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный
нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только
к 6-7 годам. Запас дальнозоркости расходуется постепенно, по мере роста глаз, и
в норме ребенок перестает быть дальнозорким к окончанию детского сада. Однако,
если у ребенка при рождении этот «запас», данный природой, недостаточен и
составляет примерно 2,0-2,5 диоптрий, то врачи говорят о возможном риске
развития миопии, так называемой угрозе близорукости.

По плану диспансерного наблюдения первый осмотр офтальмолога приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

В 12 месяцев на приеме офтальмолога проверяется острота
зрения на специальных приборах.

Будьте здоровы!

Детское зрение — особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно , и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.

Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло — скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.

Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.

Как устроен глаз новорожденного

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.

У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития. Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка?

  • Глазное яблоко новорожденного еще совсем маленькое, весом около 3 грамм и размером 16-16,2 мм. И хоть глаза младенца кажутся очень крупными в лицевой пропорции, у них впереди еще период активного развития и роста. К пяти годам жизни ребенка размер его глазного яблока максимально приблизится к взрослому. Зрительная система полностью завершает свое развитие в 17-18 лет.
  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.

  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть дакриоцистит.
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.

  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей. Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока

Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время

Первый осмотр у офтальмолога проводится сразу же после появления малыша на свет, он очень важен, так как по состоянию глазок врач может выявить врожденные нарушения

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.

С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:

  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна. Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.

Правильный уход, внимание и забота родителей помогут справиться даже с врожденными аномалиями и обеспечить корректное развитие зрения ребенка

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Как избежать

По словам Виктории Акопян, зрительная гимнастика не имеет доказанной эффективности. Также бесполезно есть чернику или морковку в больших количествах. Единственный доказанный способ профилактики детской близорукости — ежедневные прогулки. 

Если не получается гулять по два–три часа каждый день, то можно:

– купить лампу светотерапии и поставить около рабочего места ребенка

Важно выбирать с хорошей фильтрацией ультрафиолетового света и не меньше 2500 люкс. Чем больше яркость, тем короче будут ежедневные сеансы.  

– выходить два–три раза в день на балкон на 15–20 минут или стоять у открытого окна. Можно придумать игру и считать красные машины или наблюдать за воробьями, главное почаще переводить взгляд на далекие предметы.

– увеличить доступ свежего воздуха в квартире даже зимой. 

– устраивать спортивные пятиминутки и разминку каждые 30–40 минут.

Почему близорукостью страдают дети и взрослые: этиология

Продолжительное время, исследуя причины появления миопии, ученые полагали, что болезнь поражает органы зрения на фоне генного фактора, то есть близорукость у детей появляется с рождения, если кто-то из родителей (или оба) имеют соответствующие проблемы со зрением. Но, как показала многолетняя врачебная практика, наследственные причины не являются основными в перечне тех, которые провоцируют заболеваемость. Еще в 1960-х гг. были проведены исследования, результаты которых подтвердили, что плохая генетика определенным образом сказывается на зрении младенца, но только в 3% случаев развивается врожденная близорукость. В остальных ситуация патология провоцируется не только наследственными факторами. Ключевую роль играет образ жизни ребенка, наличие регулярных нагрузок на зрительные центры, питание и пр.

Врожденная дальнозоркость у ребенка — что это и чем она отличается от физиологической?

Если физиологическая дальнозоркость является вариантом нормы, встречается почти у каждого грудничка и с возрастом проходит, то врожденная гиперметропия обычно имеет патологический характер.

Она может быть вызвана несколькими причинами:

  • наследственные факторы;
  • врожденные аномалии глаз;
  • генные мутации.

Врожденная гиперметропия нередко развивается у тех новорожденных, которые подвергались влиянию алкоголя, никотина и других негативных факторов в период внутриутробного развития, из-за чего зрительные органы сформировались неправильно или неполноценно. Также на формирование глаз ребенка может оказать влияние стресс, несбалансированное питание будущей мамы, плохая экология.

Если хотя бы у одного из родителей ребенка в анамнезе есть данный диагноз, то риск гиперметропии у младенца возрастает в несколько раз. Дальнозоркость распространена у новорожденных с генетическими и врожденными заболеваниями, среди которых амавроз Лебера, альбинизм, синдром Франческетти. При данных заболеваниях у младенцев практически всегда выявляют гиперметропию, которая трудно поддается коррекции.

Основное отличие патологической врожденной дальнозоркости от физиологической состоит в том, что первая не проходит самостоятельно по мере роста малыша. Чтобы добиться улучшения зрения, повысить качество жизни ребенка, врожденную дальнозоркость необходимо обязательно корректировать. Для этого нужно своевременно обратиться к офтальмологу, который поставит правильный диагноз и назначит адекватное лечение.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Существует миф, что ребенок рождается с черно-белым перевернутым зрением, однако это утверждение не совсем верно, таким является лишь его восприятие, а зрение ничем не отличается от взрослого

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.

При рождении зрительный аппарат ребенка еще не готов к восприятию большого количества зрительных стимуляторов, но в течение первого года происходит активная адаптация

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности

Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.