Лейтмотив: назад, к привычному
Однажды проснувшись, Ваш ребенок понимает, что мир стал совсем другим. Принять его таким ему очень сложно и, естественно, главное желание – чтобы все стало так как раньше. Единственная постоянная для малыша в этот момент – мама. Он не может сказать об этом, не может протянуть ручки и сам обнять главного, самого нужного человека. Зато может требовать внимания и физической близости криком.
В период первого скачка развития у детей наблюдаются не только капризы и беспричинный плач, но и ухудшение сна. Малыш, хотя раньше его невозможно было даже заставить этого делать, все чаще по своей воле ложится на живот, для многих в этот период такая поза и вовсе становится любимой. С психологической точки зрения она дает ощущение защищенности от враждебного окружающего мира.
Как быть маме и чем помочь ребенку
Капризы и постоянный плач без повода заставляют маму задуматься – а что же не так с ребенком? Проверить подгузник, померить температуру, накормить, осмотреть нет ли сыпи… все эти действия оказываются безрезультатными и некоторые просто приходят в отчаяние, решают даже обратиться к врачу.
На самом деле лучшее, что может сделать мама для своего ребенка – это взять себя в руки, успокоиться и просто быть с ним рядом. Физическая и психологическая близость подарит чувство защищенности и упокоит обоих. Итак, что же еще нужно предпринять, чтобы малышу было легче пережить переход на совершенно новый уровень развития?
Спокойствие и только спокойствие! Капризы во время очередного скачка развития – это совершенно нормальное явление и относиться к ним нудно спокойно, как к должному. Многие начинают беспокоиться, что у них не хватает молока. На самом деле это всего лишь кажущееся. Просто во время кормления малыш получает ту самую желанную близость и успокаивается. А когда его отрывают от груди он снова начинает нервничать и беспокоиться. Приостанавливать грудное вскармливание из-за каких-то опасений в этот период не престо не рекомендуется, запрещается!
Как успокоить ребенка. Тут, на самом деле, все просто – нудно чаще носить его на руках. Не стоит опасаться того, что он избалуется – в этом возрасте дети еще не реагируют на Вшу так называемую “слабину”. Физический контакт дает малышу то самое чувство защищенности от внешнего мира и проблем, которые свалились на него. Кроме того, помните, что ваш малыш стал воспринимать мир гораздо разнообразнее. Поэтому с ним можно поговорить, спеть песенку или даже придумать какую-нибудь игру.
Отступайте от планов. Даже если Вы придерживаетесь четких графиков кормления и сна, во время скачка развития на пятой недели от них лучше всего отступить. Во-первых, малыш гораздо больше бодрствует, чем раньше. Во-вторых, он сам подскажет, когда и что нужно сделать – лучше всяких часов и будильников.
Сон – лучшее лекарство. Во время сна ребенок отдыхает не только физически, но и эмоционально
Поэтому крайне важно, чтобы спал он все же регулярно и довольно долго. С проблемой как уложить малыша можно справиться несколькими путями
Например, укачать его на руках или покатать в коляске. Кстати, некоторые замечают, что самые настоящие чудеса творит любая, даже не длительная автомобильная поездка.
Почему скачки роста называют кризисами?
Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.
Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.
Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…
Второй скачок роста — познание своего тела
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.
Особенности поведения
Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.
Что делать родителям?
Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.
Совет психолога:
В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.
Рождение теории
Это весьма интересное предположение вылилось в массы после выхода научно-популярной книги «The wonder weeks» – совместных трудов двух ученых германского происхождения Вандерейт Хетти и Плоя Франса. Эти люди – специалисты в области детской психологии и дошкольного развития, поведенческой биологии и являются авторитетными специалистами в научных зарубежных кругах. 35 лет своей жизни они посвятили наблюдением за поведенческими реакциями и развитием малышей до двух лет. Одним из исследований было наблюдение за развитием младенцев с 0 до 12 месяцев без отрыва от ячейки общества, т.е. в семье и среди близких людей.
Анализируя результаты и опыт проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что малыш развивается не плавно, а ступенчато, отрывисто и наиболее это заметно именно в течение первого года жизни (естественно, он же самый стремительный и динамичный). Подобная теория позже подтвердилась врачами-физиологами: рост ребенка не является плавным непрерывным процессом, ребенок растет скачкообразно. Это объясняется большими энергозатратами, ведь чтобы вырасти, организму требуется колоссальное количество ресурсов. Поэтому он «копит» силы и затем бабах! За одну ночь ребенок вытягивается на несколько миллиметров. Этот процесс и назвали скачками роста у грудничка.
Но Вандерейт и Плой выделяют помимо скачков роста еще и скачки психоэмоционального развития у малыша. Как правило, эти два процесса не всегда происходят одновременно, но оба имеют ступенчатый характер. И если с ростом все понятно оп, и вырос малышок, то как быть с психическим развитием?
Рост и развитие нервной системы очень сложный и малопонятный для простого обывателя процесс, также требующий энергетических ресурсов (кстати, это является объяснением, почему новорожденные детки много спят). Этот процесс сказывается на поведении ребенка, он не может понять, что происходит, но и объяснить маме или папе тоже не в состоянии.
Режим дня ребенка от 2 до 3 лет
Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток. Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация
Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.
Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.
- Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
- Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
- Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
- Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
- Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
- Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
- Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
- Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.
Длительность и периодичность скачков
Период активного роста также характеризуется изменениями в работе головного мозга. С каждым разом мозговые волны становятся все активнее. Другие процессы в коре также начинают занимать меньший промежуток времени. Некоторые ученые сравнивают такое настроение с предменструальным циклом у женщины. В этот период в ее организме происходит гормональная перестройка. Она принимает все решения за счет эмоций. Именно поэтому у женщины можно наблюдать сильное раздражение и плаксивость. Далеко не все решения можно назвать разумными. Однако если речь идет о взрослой женщине, то она вполне может взять ответственность за свои поступки. Новорожденный еще не обладает таким опытом, поэтому не может опираться на разумные доводы.
Взрослая женщина уже научилась правильно излагать свои мысли и контролировать чувства. Ребенок находится в таком возрасте, когда все незнакомое кажется ему опасным и страшным. Именно поэтому он стремится больше времени проводить на руках у матери. Это место кажется ему наиболее надежным и безопасным. Составить точный план по месяцам невозможно, ведь каждый малыш имеет свои особенности.
Период скачка может продолжаться от нескольких дней до недели. Также он характеризуется относительной внезапностью. Невозможно точно спрогнозировать его начало и конец. После нескольких дней капризов хорошее настроение возвращается к малышу, и он продолжает вести себя как прежде. Мамочка, безусловно, обрадуется возвращению своего идеального ребенка.
Младенец начинает хорошо кушать, спать и играть. Однако после окончания нового кризиса родители могут заметить у своего крохи приобретение нового навыка, который останется у него на всю жизнь. К примеру, после такой «встряски» грудничок начинает улыбаться, сидеть или держать голову. Позже ему потребуется еще определенное время на закрепление и совершенствование новых знаний.
Календарь скачков роста станет полезным всем родителям. Благодаря ему они смогут понять своего кроху. Это дает возможность также подготовиться морально и не реагировать на очередные капризы
Ученым удалось установить, что в течение первого года жизни и ребенка наблюдается восемь кризисов. Такие встряски не по плечу даже многим взрослым, однако детки гарантированно с ними справятся. Явные изменения наблюдаются в течение первого полугода жизни. Далее их появление можно заметить только в редких случаях. После 12 месяцев следующий кризис ждет родителей только в три года.
Данный календарь нельзя воспринимать как данность. Его также сложно применять для тех детей, которые появились на свет раньше срока. В таком случае к каждой дате следует прибавить примерное количество дней, которое оставалось до планируемой даты рождения. Встречаются также детки, которые предпочитают подольше посидеть в животике у мамы. Для вычисления времени их предполагаемых кризисов, следует отнять разницу.
Календарь скачков роста у ребенка:
- 4-5 неделя.
- 8-9 неделя.
- 12 неделя.
- 15-19 неделя.
- 23-26 неделя.
- 34-37 неделя.
- 42-46 неделя.
- 51-52 неделя.
Если период указан в диапазоне, то это совсем не означает, что скачок роста продолжается на его протяжении. Именно в это время у детей зафиксированы глобальные изменения.
Таблица роста и веса ребенка до года по данным ВОЗ
Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, ознакомьтесь со следующей таблицей роста и веса, разработанной ВОЗ в 2006 г.
Показатели веса ребенка, выше или ниже табличных до 12-14%, следует расценивать как нормальные. При больших отклонениях веса стоит проконсультироваться с врачом для возможной коррекции питания. Рост ребенка – менее «гибкий» параметр, при отклонениях его значения свыше 10% от табличных есть смысл посоветоваться с врачом.
Согласно данным ВОЗ, основанным на изучении развития грудных детей, матери которых не курили во время беременности и грудного вскармливания, в большинстве случаев ребенок больше всего прибывает в весе в первые 2-3 месяца, порой даже до 2 кг за месяц. Минимальная прибавка в этот период составляют 460 г в месяц. В 4-6 месяцев груднички начинают активно познавать мир, переворачиваясь и пытаясь ползать, и прибавки в весе уменьшаются до 400-600 г/месяц. В 6-9 месяцев (когда большинство детей умеют перемещаться в пространстве с помощью ползания) малыш прибавляет в месяц еще меньше — 300-500 г, а после 9, когда дети учатся ходить, нормальным считается прибавлять в весе по 100-300 г/месяц.
Если все-таки вас одолевают сомнения касательно физического развития малыша, помните – важно обращать внимание не на соответствие каждого параметра «нормальным» цифрам, а именно на соотношение роста и веса. Если у малыша хороший аппетит, регулярный стул и моча светлого цвета, ребенок энергичен и его психомоторное развитие в норме – проблемы, скорее всего, нет
Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.
Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.
Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.
Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.
Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.
Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.
Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.
Для беспомощных малышей вес и рост – жизненно важные показатели, особенно в возрасте до 12 месяцев. Именно тогда закладываются основы развития организма, здоровье на многие годы вперед, и любое отклонение +/- служит поводом для беспокойства. Самостоятельно контролировать ситуацию, следить, сколько набирает новорожденный (таблица с приростом массы тела дана далее), помогут точные медицинские весы – профильные, в которых учтены все нюансы физиологии ребенка от нескольких недель и выше.
Задержка внутриутробного развития: виды, прогноз
Диагноз «задержка развития» ставится при выявлении внутриутробного недоразвития физических параметров плода. При сильном недоразвитии плод погибает. Если патологии совмещаются с жизнью, то «маловесные» малыши рождаются недоношенными — до 37 недель. Менее 10% детей с ЗВРП имеют шанс родиться в нормальные сроки.Возможны две формы задержки ВРП: симметричная и асимметричная.
- Симметричная форма: дефицит массы тела сочетается с недостаточность длины роста и недоразвитием окружности головы.
- Асимметричная форма: дефицит массы тела наблюдается при нормальных показателях роста и окружности головы. Эта форма встречается чаще.
Задержка внутриутробного развития может иметь разную тяжесть:
- I степень — развитие плода отстает на 2 недели;
- II степень — задержка развития на 2-4 нед;
- III степень — плод отстает в развитии свыше 4-х недель.
Таблица веса и роста
Педиатр определяет длину и массу тела новорожденного, его психоэмоциональное состояние, наличие патологий внутренних органов и систем, измеряет окружность головы, груди. Эти данные позволяют сделать вывод о том, гармонично либо нет, развивается младенец.
Для новорожденных существует специальная таблица норм веса и роста. Именно на нее ориентируются доктора.
Показатель | Половая принадлежность | Ниже среднего | Средний | Выше среднего |
Вес, кг | мальчики | 3,3-3,6 | 4,0-4,7 | 5,1-5,4 |
девочки | 3,3-3,6 | 3,8-4,5 | 4,7-5,1 | |
Рост, см | мальчики | 49,5-51,2 | 52,7-55,6 | 56,5-57,3 |
девочки | 48,5-50,3 | 52,1-55,0 | 56,1-57,3 |
Также важным критерием оценки здоровья малыша является его прибавка в весе в первые 30 дней жизни. За месяц ребенок должен набрать минимум 600 г. В среднем прибавка составляет 800-1000 г.
Но прибавка в 200 г за 30 дней насторожит грамотного педиатра. Мальчик с первоначальной массой тела 4,3 кг должен в 1 месяц весить минимум 4,9 кг. Нормальный рост определяется качеством питания. За 30 дней новорожденный должен вырасти на 3 см.
Многое зависит от рациона ребенка, режима питания. Замечено, что дети, которые находятся на искусственном вскармливании, добавляют в массе больше.
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.
Возрастные нормы и стандарты
В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.
Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.
Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.
Итоги первого года жизни
Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.
Физические навыки:
- ребенок сам садится и встает;
- может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
- может употреблять твердую пищу;
- повторяет звуки, слога, действия.
Психоэмоциональное развитие:
- кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
- может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
- по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
- показывает радость при встрече и умеет прощаться.
К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.
Таблица скачков роста у грудничков
Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.
Таблица скачков роста у младенцев:
Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика |
1 | спокойный период | 17 | пик кризиса | 33 | спокойное время |
2 | 18 | отступающий кризис | 34 | наступающий кризис | |
3 | 19 | 35 | |||
4 | 20 | спокойная неделя | 36 | пик кризиса | |
5 | тяжелый кризис | 21 | благоприятный период для закрепления новых навыков | 37 | кризис отступает |
6 | хороший период для малыша | 22 | обычное время | 38 | развитие в обычном темпе |
7 | спокойная неделя | 23 | наступающий кризис | 39 | благоприятное время для становления малыша |
8 | пик кризиса | 24 | 40 | развитие в обычном темпе | |
9 | кризис отступает | 25 | 41 | ||
10 | благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений | 26 | пик кризиса | 42 | идущий кризис |
11 | обычное время | 27 | развитие в обычном темпе | 43 | |
12 | тяжелый кризис | 28 | 44 | кризис | |
13 | хороший период | 29 | 45 | кризис отступает | |
14 | спокойная неделя | 30 | 46 | ||
15 | наступающий кризис | 31 | хорошее время для младенца | 47 | спокойные недели |
16 | 32 | спокойная неделя | 48 |
На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.
Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.
В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.
Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.
На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.
Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.
Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.
Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.
В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.
Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.
Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную
Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.
На время наступления скачка роста влияют такие факторы:
- приобретенные и врожденные болезни;
- крепость иммунитета;
- особенности питания;
- занятия родителей с ребенком.
Физиологическое развитие детей до года
Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.
Нормы развития ребенка от плода в животе до года новорожденного
Физическое развитие детей первого года жизни
Возраст, мес. | Приобретенные физические навыки | Отличительные черты возраста |
1 | В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. | Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису. |
2 | Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. | Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира. |
3 | Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. | Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка. |
4 | В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. | Возраст большим количеством нервных срывов не отличается. |
5 | Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. | Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине. |
6 | Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. | Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша. |
7 | Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. | Грудничок чаще спокоен, чем раздражен. |
8 | Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. | Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик. |
9 | Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. | Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении. |
10 | Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. | Неудачные попытки порождают громкие истерики. |
11 | В этом возрасте дети тренируют прямохождение. | Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов. |
12 |
Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков
Как пользоваться календарем кризисов
Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.
Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки. Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.
Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.
Наиболее популярные вопросы
Когда родителям нужно бить тревогу?
Тревожным сигналом принято считать не столько отклонение от нормы, сколько апатию, отсутствие аппетита, вялость и другие негативные проявления у ребенка. Еще одним поводом для незамедлительного обращения к врачу считаются диспепсические признаки.
Существует ли формула расчета нормального веса и роста?
Тем, кто не доверяет сухой статистике, могут пригодиться формулы расчета веса для первого и второго полугодия жизни ребенка – M+800*N и M+800*6+400(N-6), соответственно. Первая переменная M означает массу ребенка в килограммах на момент рождения, тогда как под N подставляют число месяцев.
Такие простые расчеты помогут подтвердить или опровергнуть дефицит массы
Кроме того, важно помнить, что активный веселый ребенок с хорошим аппетитом по определению не может быть больным