Признаки начала кризиса

Как проявляется кризисное состояние малыша? На что нужно обязательно обратить внимание взрослым? Прежде всего нужно сказать, что предугадать его наступление довольно сложно. Однако по-настоящему заботливые и внимательные родители, непременно отметят следующие изменения в характере и поведении своего ребенка:

  • дитя не хочет разговаривать, стало замкнутым, не хочет обсуждать с вами или разделять радость по поводу какого-то события, хотя раньше такого не наблюдалось;
  • ребенок потерял уверенность в себе, чего-то боится, не хочет воспринимать все новое и незнакомое для себя;
  • дети теряют интерес к играм, некоторые даже могут специально ломать любимые игрушки;
  • малыш бурно реагирует на ваши промахи, грубит в разговоре, и может разозлиться по любому пустяку – например, если товарищ по песочнице на дал ему поиграть своей лопаткой;
  • он сочиняет рассказы и фантазирует на ходу, выдавая желаемое за действительное;
  • дитя совершает поступки назло родителям – даже в том случае, если сам понимает, что это принесет вред ему самому;
  • в поведении появились истерики, ребенок может очень долго плакать, или раздраженно кричать;
  • все время проявляет недовольство по любому поводу;
  • малыш долго и часто копирует разные действия взрослых – например, у девочек это проявляется в виде ужимок и кривляний по поводу уборки мамы в доме;
  • малыш хочет казаться диктатором, указывая членам семьи, что им делать, ведь собственно так, по его суждению, и ведут себя окружающие его взрослые;
  • ребенок стал требовать много свободы и самостоятельности – к примеру, у мальчика это может проявиться в виде требований отпустить его одного гулять во двор.

В это время происходит интенсивное развитие головного мозга, в связи с чем ярко проявляются эмоции.  Иными словами, дети в 5 – 6 лет уже ощущает себя взрослым, и хочет таким быть наяву. «Я сам или сама» – именно такие слова чаще всего слышать родители в это время. А поскольку желаемое почти всегда не совпадает с действительностью, то и реакция на запреты может быть действительно бурной.

Говоря другими словами, этот период можно назвать периодом быстрого развития малыша. У него появляется много новых увлечений, хобби, обязанностей. И чаще всего это приводит к тому, что кроха просто не может справиться с нагрузкой.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Кризис среднего возраста у женщин

Вопреки расхожему мнению, кризис затрагивает не только мужчин. Недавние исследования показали, что подобное эмоциональное состояние характерно и для женщин от 40 до 65 лет . В этот период они сталкиваются не только с физиологическими изменениями, но и с проблемами на работе, в семейных отношениях, достижении финансовых и личных целей. Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем.

Чтобы избежать негативной реакции, к кризису среднего возраста лучше относиться как к возможности переоценить свою жизнь, шансу сделать паузу и потратить время и силы на то, чтобы выяснить, что для вас важно, считает доктор психологических наук Сьюзан Альберс. Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог

Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо

Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог. Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо .

Признаки и симптомы кризиса среднего возраста у женщин:

  • депрессия и тревога;
  • отсутствие мотивации или желания уделять время определенным занятиям;
  • неудовлетворенность карьерой и другим жизненным выбором.

Возникающие переживания могут направить внимание женщин внутрь себя. И поскольку они чаще заботятся о чувствах и потребностях окружающих, такая саморефлексия может спровоцировать эмоциональный кризис

В роли матери женщины могут быть более заметными в обществе или иметь сильную связь со своими детьми, считают психологи. Но однажды дети вырастают и перестают в них нуждаться. И когда женщины не уделяют все свое внимание семье, у них появляется время подумать о своих переживаниях.

Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе

К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять»

Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Рекомендации для родителей

Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира

Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать

Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.

Что за кризис и почему происходит

Кризис первоклашки — это период, когда у ребенка формируется социальное «Я». Он начинает задумываться о том, какой он, осознавать свои эмоции и управлять ими. Ребенок впервые начинает думать «Я умный», «Я старше Васи», «Мне грустно», «Я обиделся» — и озвучивать это. Примерно с 6 лет малыш с каждым днем от мамы и папы, он начинает заводить собственные связи:сам знакомится с другими детьми на детской площадке, сам придумывает игры с ними, учится сотрудничать и делиться без подсказки взрослых.

Многие связывают этот кризис с походом в школу, однако это не совсем так. Некоторые дети могут столкнуться с первыми его проявлениями и в 5 лет, а кто-то «дозревает» только к 8.

Дело в том, что к этому возрасту меняется физиология ребенка: созревают лобные доли мозга и участки, отвечающие за самоконтроль, человек взрослеет и пересматривает свой взгляд на мир. И именно в этом кроется основная причина кризиса.

Я сам!

Для кризиса первого года характерны следующие признаки :

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Когда обращаться за помощью

Иногда переживание кризиса среднего возраста не требует профессиональной помощи. Возможно, чтобы почувствовать, что жизнь наполнилась смыслом, достаточно нового увлечения. Но это эмоциональное состояние может сказаться на самочувствии. К кризису среднего возраста следует относиться как к любому другому эмоциональному кризису. Если вы испытываете неприятные симптомы, которые ухудшают ваше состояние, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Консультация психолога поможет справиться с негативными эмоциями

Вот несколько случаев, когда следует посоветоваться с врачом или обратиться к психологу:

  • эмоциональный стресс ухудшает сон или влияет на аппетит;
  • не можете сконцентрироваться на работе;
  • стресс или настроение сказываются на отношениях с близкими;
  • потеряли интерес к развлечениям и хобби;
  • думаете о серьезных изменениях в жизни: о прекращении длительных отношений, смене карьеры или переезде. При этом желание внести изменения рождается из внутренних потрясений, связанных с возрастом.

Кризис 7 лет у ребенка

Основное психическое новшество, которое провоцирует кризис 7 лет, является стремление ребенка получить определенную позицию в обществе – позицию школьника. За счёт вовлечения в жизнь школы расширяются его контакты и круг интересов, общение со взрослыми происходит по установленным правилам. Как и в 3 года, данный кризис приходится на сложный этап в жизни ребенка – время начала школьной жизни.

Каковы проявления данного кризиса?

В первую очередь, он связан этапом созревания личности: у ребенка уже есть свои интересы, друзья, предпочтения и т.д.

Если в 3 года у ребенка проявляется собственное “Я”, то в 7 лет приоритетом считается “Я социальное”. Замечено, что у некоторых детей этот период проходит гладко. Поэтому, если у вашего ребенка нет появлений, не выискивайте их!

Основные проявления кризиса 7 лет:

  • Повышенная плаксивость.
  • Ребенок не слушается, психует по любому поводу, “заводится” с полуоборота.
  • Ребенок становится чересчур стеснительным.
  • Перестает ощущать рамки и границы дозволенного.
  • Появление страхов (например, страх темноты).
  • Дети сами не знают, чего хотят, психуют по этому поводу.
  • Плохо спят, теряют аппетит.
  • Дети становятся обидчивыми, драчливыми и даже агрессивными.

Как помочь своему ребенку?

Не думайте, что ваш ребенок уже совсем самостоятельный, ему, как и раньше, необходимо ваше внимание и поддержка, а может даже и чуть больше. Обязательно разговаривайте с ним, интересуйтесь, как прошел его день в школе, разделяйте его увлечения

Если ребенок находится в тяжёлом кризисном периоде, не напрягайте его повышенной умственной нагрузкой и посещением дополнительных занятий. Ведь игровая деятельность в этом возрасте также очень важна и всё ещё является необходимым условием гармоничного развития ребенка.

А вот спортивные секции оказывают положительное влияние на таких детей: спорт учит детей справляться со своими отрицательными эмоциями, гневом и агрессией.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Что делать родителю

Точно не стоит подавлять бунт агрессией. В лучшем случае это приведет к неврозу, а в худшем — к замалчиванию кризиса, который, как ни крути, прожить все-таки надо. Еще одна провальная тактика — не замечать нового поведения ребенка и никак на него не реагировать.

Родителям стоит держать в голове, что сын или дочь теперь чувствуют себя очень взрослыми, так что претендуют на совершенно новый статус в семье и на новые бытовые задачи. Они хотят сами решать, во сколько ложиться спать и что нужно делать в первую, а что во вторую очередь.

Поэтому с малышом нужно общаться как с чуть более взрослым человеком. Попробуйте дать ему больше самостоятельности и новых, взрослых поручений. Попросите ребенка полить цветы, помочь вам нести домой пакеты из магазина, накрыть на стол или размешать крем для торта. Поручите ему самостоятельно завязать шнурки перед прогулкой или насыпать корма кошке. Позвольте ребенку выбрать, что сегодня надеть, и не спорьте, даже если дочка решила, что балетная пачка в сочетании с короной принцессы и рейтузами — то, что надо. В конце концов, это не открытие Парижской недели моды.

Попробуйте поиграть в школу — в отличие от машинок и кукольных чаепитий, эта игра кажется 6-7 летним малышам достаточно взрослой и серьезной. И неустанно подчеркивайте, какой у вас самостоятельный ребенок вырос, как он вам помогает и как вы на него рассчитываете.

Сергей Громов, Детский психолог, консультант, тренер, эксперт портала «Я — родитель»

Как и любой кризис, кризис 6–7 лет у вашего ребенка — это возможность перемен и роста. Кроме того, это ваш шанс поддержать его в непростой период и наладить с ним новые отношения — партнерские, а не созависимые, как раньше.

Поддерживайте ребенка, когда он демонстрирует вам свою взрослость. Особенно там, где у него что-то не получается, — так вы выходите на новый уровень совместной деятельности и сотрудничества.

На самом деле помочь должна и школа — и она, как правило, помогает. Когда ребенок фактически и юридически приобретает статус ученика — то есть получает подтверждение своей взрослости и нового положения в семье и в социуме — кризис прекращается. Поэтому не пренебрегайте подготовкой к школе: все эти ручки, портфели, форма значат для ребёнка больше, чем нам может показаться.

Еще один способ помочь ребенку показать миру свою взрослость и подготовить его к началу учебы — записать его на дошкольную программу в летнюю школу Skysmart. Этот интенсивный, но увлекательный онлайн-курс идеально подойдет будущим первоклашкам

Мы играючи подготовим малыша к серьезным занятиям, научим его запоминать новое, концентрировать внимание, повторим буквы и цифры

Суть кризиса

За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя . Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.

Чего не надо делать родителям

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка

Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Почему меняется поведение ребенка

Все перечисленные выше признаки свидетельствуют о том, что нашим детям действительно нужна помощь. Кризис – это явление, не зависящие от генов и воспитания, и развивается он не на пустом месте. Этому способствуют, в первую очередь, физиологические особенности подрастающего организма, а также развитие нервной системы и психическое состояние. О несовместимости желаемого и действительного уже было упомянуто выше. Но кроме этого, на внутренний психологический конфликт накладываются и другие факторы:

  • интенсивное развитие коры головного мозга, а точнее – той его части, которая отвечает за процессы мышления и связь с внешним миром;
  • возникает желание общения со сверстниками, но не всегда такие контакты происходят в радость для малыша – зачастую они не оправдывают себя и разочаровывают маленького человечка;
  • ребенок еще не обладает достаточным лексическим багажом, не может точно и правильно сформулировать свою мысль, и это содействует его замкнутости и отчуждению.

Еще одним важным аспектом данного периода является некая утрата родительского авторитета. детки подрастают, хотят быть более самостоятельными, и теперь уже многие  советы взрослых воспринимаются ими как ненужные и неподходящие.

Как пережить кризис среднего возраста

1. Примите изменения

Возраст выдают не только седина и морщины, но и усталость. Поэтому вопрос, как почувствовать себя моложе, все чаще задают психологам и психотерапевтам. Постарайтесь не списывать изменения во внешности на возраст. Их также вызывают неблагоприятная экология, напряженная работа и стресс.

Поддерживайте психологическую активность: увлеченность и позитивный внутренний настрой хорошо сказываются на внешности.

2. Заботьтесь о себе

Ищите способы уменьшить стресс, будь то просьба к близким людям разделить ваши переживания или использование методов управления стрессом, таких как медитация или осознанное дыхание. Ухаживайте за собой, придерживайтесь здоровой диеты и старайтесь высыпаться.

3. Следите за здоровьем

Обратитесь к лечащему врачу или гинекологу, чтобы они помогли вам понять, что в вашем состоянии является нормой, а что — депрессией или тревогой. Консультация терапевта также поможет справиться с негативными эмоциями.

4. Тренируйте мозг

Возраст проявляет себя также в повышенной утомляемости, забывчивости. Со временем мозг теряет способность адаптироваться к новым ситуациям. Попробуйте разнообразить привычное течение жизни: измените маршрут на работу, откажитесь от автомобиля, чаще гуляйте и устраивайте интересные мероприятия с семьей и друзьями. Перестаньте пользоваться калькулятором и начните тренировать мозг при помощи устного счета. А еще можно отказаться от ежедневников и записей в мобильном телефоне: постарайтесь запомнить номера телефонов, памятные даты и список дел.

5. Получайте новые эмоции

Один из распространенных советов психологов — путешествия. Порой неделя, проведенная в неизвестном городе или стране, может подарить больше впечатлений, чем целый год размеренной жизни.

Ищите способы уменьшить стресс

Но отправляться на край света в поисках новых ощущений — вариант не для всех, учитывая условия нынешней пандемии. Получить эмоции и создать нейронные связи помогут неизвестные ранее вкусы и запахи. Попробуйте новые блюда или купите необычный парфюм. Кроме того, разнообразить досуг можно новыми хобби.

6. Испытывайте благодарность

Найдите время, чтобы быть благодарным за те части своей жизни, которые делают вас счастливыми, советуют психологи. Попробуйте завести дневник и написать, за что вы признательны. Возвращайтесь к записям, чтобы увидеть, что можно изменить в жизни.

7. Обсудите свое эмоциональное состояние

Найдите сообщников

Важно знать, что вы — не единственный, кто переживает кризис. Разговор с другими о том, что вы чувствуете, поддерживает

Те, кто уже прошел через это состояние, могут поделиться полезными идеями и советами. Кроме того, прежде чем принимать важные решения, обсудите их с тем, кому доверяете. Друг или психолог может высказать другое мнение о правильности вашего выбора.

8. Проведите самоанализ

Постарайтесь понять, что для вас важно, на что вы тратите время и силы. Выясните, что забирает энергию вместо того, чтобы наполнять ей

Этот процесс может повлечь перестройку отношений, избавление от токсичных людей, поиск новых друзей или хобби. Избавьтесь от чувства вины и не расстраивайтесь из-за самокопания. Осознайте, что это необходимость, и разрешите себе исследовать важные жизненные вопросы.