Современное введение прикорма
Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей-искусственников.
Этапы педагогического прикорма
В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:
- Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
- Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
- Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.
На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.
Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:
- На первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
- Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
- У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
- На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.
Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.
В энергетический период родители малыша:
- должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
- не должны кормить его из ложечки;
- не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.
На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:
- Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
- Не играется с едой и не выплевывает ее.
- Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
- Старается аккуратно кушать ложкой.
Как правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.
Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.
На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:
- отлично орудует столовыми приборами;
- сам следит за чистотой во время еды;
- справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
- по-прежнему активно интересуется едой;
- имеет собственное место за столом.
Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.
К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:
- питаться той едой, которую едят все в его семье;
- правильно использовать столовые приборы и салфетки;
- благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
- убирать за собой грязную посуду и т.д.
Организация педагогического прикорма
Отметим, что идея педагогического прикорма подходит для мам, которые питаются правильно. Ведь если у вас на обед или ужин полуфабрикаты или жареная картошка, начинать прикорм с такой еды вряд ли вы станете.
При педагогическом прикорме нельзя давать еду насильно. Если ребенок отказывается и капризничает, отложите введение нового продукта и дайте попробовать в следующий раз.
Внимательно следите за самочувствием малыша. Начинайте давать еду только с маленьких порций. Если у ребенка обнаружилась негативная реакция, сделайте перерыв. За один раз пробуйте не более двух-трех микродоз одного продукта. Если грудничок реагирует на еду нормально, нет расстройств желудка и аллергии, постепенно увеличивайте порции.
При кормлении еду не надо перемалывать или измельчать, как советуют многие педиатры. Педагогический прикорм подразумевает, что для ребенка отщипывают и дают маленький кусочки
Однако важно следить за малышом, чтобы тот не съел слишком большую порцию и не подавился
Минусы
Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.
Недостатки естественного прикорма:
- тяжело понять, какой продукт вызвал аллергическую реакцию или расстройство кишечника, если это случилось;
- нет норм и сроков введения новых продуктов;
- всей семье придется перейти на здоровое питание, отказавшись от любимых, но вредных блюд;
- в начале прикорма ребенок будет давиться кусочками пищи, а мама беспокоиться.
Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.
Педиатрический прикорм: классика и современность
Хотя этот вид прикорма практикуется давно, но со времени его внедрения в практику схемы много раз менялись и претерпевали значительные изменения ввиду того, что изменяется и питание детей. Если ранее грудное вскармливание младенцев старше 3-6 месяцев было редкостью и росло практически целое поколение искусственников или детей, взращенных на манной каше и коровьем молоке, то сегодня многие матери кормят детей грудью долго и активно.
Кроме того, научные данные, полученные по мере того, как внедрялся прикорм, вносили коррективы в его схемы. Научно доказана нецелесообразность и вредность введения первыми соков в возрасте 3-4 недель, а также раннего начала как такового прикармливания вообще. В связи с этим существенно изменилась и схема, если сравнить ее с той, что практиковалась одной из первых в 50-60е годы прошлого века. Сегодня педиатрический прикорм, вне зависимости от типа вскармливания — естественного или искусственного, рекомендуют вводить не ранее 5,5-6 месяцев жизни, когда органы пищеварения полноценно дозрели до приема более взрослой пищи.
Естественный прикорм
Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.
В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.
Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.
Самостоятельный стол крохи
Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!
Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.
Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме
Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше
Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
Ребенок не играется едой или столовыми приборами
Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола
При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок
Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.
Токарева Лариса, педиатр
14,388 просмотров всего, 6 просмотров сегодня
А вот, какую схему прикорма разработали наши врачи на основе рекомендаций ВОЗ.
Таблица 2
Наименование продуктов и блюд |
Возраст, мес. |
||||||
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Фруктовое пюре, мл. |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60-70 |
80-90 |
90-100 |
100 |
Овощное пюре, г. |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60-70 |
80-90 |
90-100 |
|
Каша, г. |
50-100 |
100-150 |
150 |
150-180 |
180-200 |
200 |
|
Творог, г. |
10-30 |
30-40 |
40-50 |
50 |
50-80 |
||
Желток, шт. |
0.25 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
|||
Мясное пюре, г. |
5-30 |
50 |
60-70 |
70-80 |
|||
Кефир и др. кисломолочные продукты, мл. |
100 |
100-150 |
150-200 |
||||
Цельное молоко, мл. |
|||||||
Фруктовые соки, мл. |
5-30 |
40-50 |
50-60 |
60-70 |
80-90 |
90-100 |
|
Рыбное пюре, г. |
5-30 |
40-60 |
70-80 |
||||
Хлеб (пшеничный), г. |
3-5 |
5 |
5 |
5-10 |
10 |
||
Сухари, печенье, г. |
3-5 |
5 |
5 |
5-10 |
10 |
||
Растительное масло, г. |
1-3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
|
Сливочное масло, г. |
1-4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
В последние годы во всех странах отмечена тенденция к введению прикорма в более поздние сроки, чем считалось ранее. Это происходит потому, что раньше свойства грудного молока не были так хорошо изучены, как сейчас, а качества молочных смесей оставляли желать лучшего. В наше время ребенок до полугода получает самое лучшее питание (грудное молоко или качественный заменитель), поэтому у здорового ребенка нет потребности в раннем прикорме.
Когда-то считалось, что искусственникам прикорм вводят гораздо раньше, чем детям на грудном вскармливании. Сейчас и этот постулат отменили. Как уже было сказано, молочные смеси были невысокого качества. И ребенок недополучал ценных веществ, поэтому его начинали прикармливать раньше. Современные смеси хоть и не способны полностью «скопировать» грудное молоко, но имеют достаточно богатый состав. Малыш на ИВ лишен поддержки ферментов из грудного молока, поэтому ему прикорм по логике нужно вводить не раньше, а позже, чтобы пищеварительные системы созрели. Детям на ИВ обязательно предлагают педагогический прикорм, чтобы они постепенно знакомились с новой едой.
Применяем на практике
Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.
Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.
Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.
- Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
- Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.
Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты
Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.
А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.
Правила и техника организации педприкорма
Хотя педагогический прикорм не предполагает следования определённым схемам, можно обозначить его примерные этапы:
- Во время приёма пищи мама или папа усаживает ребёнка за стол (на специальный стульчик либо себе на колени). Заранее нужно приготовить пустую детскую тарелочку (лучше пластмассовую) и ложечки. Наверняка кроха начнёт брать эти предметы в руки, стучать, даже может скинуть их на пол. Возможно, в первый раз он просто поиграет с посудой и не захочет пробовать пищу, это нормально.
- Взрослые с аппетитом начинают есть предлагаемые блюда. Как только малыш протянет ручки к чьей-то тарелке, нужно дать ему попробовать микродозу пищи — мама отделяет маленький кусочек и кладёт в детскую тарелку. При этом взрослая тарелка должна находиться от младенца довольно далеко, чтобы он сам не схватил большой кусок и не засунул его себе в рот. Также нельзя запрещать какой-то продукт: всё, что есть на столе, ребёнок может пробовать (при этом продуктов должно быть не более трёх, например, это варёная курица, картофельное пюре, сыр).
- С каждым днём доза еды, оказавшейся в детской тарелке, постепенно увеличивается (в среднем к концу первой недели до одной чайной ложки). Через какое-то время (у всех детей по-разному) кроха начинает есть полноценный по объёму завтрак или обед (ужин вводится позже), запивая его маминым молочком (будучи сытым, он выпьет его совсем немного, но это всё равно поспособствует выработке пищеварительных ферментов). Кстати, помимо кусочков еды в тарелке, можно предлагать малышу для откусывания яблоко, грушу, сухарик.
Помимо пищи кусочками, малыш может брать в ручку и откусывать или грызть печенье, сухарик, яблоко и пр
С самого начала нужно поощрять младенца самому брать ложку. Вначале, конечно, её будет придерживать взрослый.
Если ребёнок уже немного поел и явно не хочет продолжать трапезу, его тарелку нужно просто убрать
Важно не допускать, чтобы малыш баловался за столом (обычно он это делает, когда уже удовлетворит свой пищевой интерес)
Педагогический прикорм – видео
На этом видеоролике молодая мама рассказывает о том, что такое педагогический прикорм, как его вводить при грудном вскармливании. Так же она делится личным опытом такой методики приучения крохи к общему столу.
https://youtube.com/watch?v=ffcxBg3wODo
Немало вопросов и обсуждений вызывает тема перехода ребенка на взрослые продукты. Баночки и специальные каши для первого прикорма привычнее, да и нас с вами кормили именно так, называя это педиатрическим методом. У него, безусловно, есть неоспоримые плюсы, но и минусов полно. Потому сегодня все больше мам отдают предпочтение именно педагогическому прикорму при грудном вскармливании. Невозможно сказать, насколько это лучше или правильнее. Подходит вам такая методика или нет, вы должны решить самостоятельно. Но одно известно точно – кусочки еды гораздо интереснее, вкуснее и полезнее для грудничка, чем отварные пюрированные продукты, особенно если они находятся в баночках с миксом из консервантов и стабилизаторов.
Здоровых вам деток и хорошего им аппетита!
Схема введения продуктов
Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.
Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.
Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:
Продукты | Порция, грамм | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. | |
Размятые овощи | 10–120 | 80–120 | 150 | 170 | >180 | >180 | >180 |
Фрукты | 5–60 | 50–60 | 60 | 70 | 70–80 | 100 | >50 |
Сухари, сушки, хлеб | 30–50 | 30–50 | 30–50 | 30–50 | 50 | 50 | >100 |
Гарнир из круп | 10–150 | 150–180 | 150–180 | 180–200 | >200 | >200 | >200 |
Масло сливочное | 3–5 | 3–5 | 3–5 | 5 | 5 | 5 | >5 |
Сок фруктовый | 10–30 | 30–50 | 30–50 | 50 | 60 | 80 | >100 |
Мясо | 10–30 | 30–50 | 50–70 | 60–70 | 70 | 80 | >80 |
Каша на молоке | 10–30 | 30–50 | 50–100 | 100–200 | 100–200 | 100–200 | >200 |
Кефир, домашний йогурт | 10–30 | 30–50 | 50–70 | 70–100 | 100–150 | 150–200 | >200 |
Творог | 10–30 | 30–40 | 30–40 | 40–50 | 40–50 | 40–50 | >50 |
Яйцо или желток | – | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | >0,5 |
Рыба | 10–30 | 30 | 30 | 30–40 | 30–50 | 30–50 | >50 |
Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.
Когда вводить прикорм
Многие педиатры не рекомендуют начинать прикорм ранее 7-8 месяцев. Известный телевизионный доктор Комаровский советует прикармливать грудничка уже с полугода. Согласно педагогической методике после 8 месяцев дозировку пищи постепенно увеличивают и к одному году грудничок должен кушать две столовые ложки одного продукта.
Существуют признаки в поведении и развитии ребенка на грудном вскармливании, которые подскажут маме, когда можно начать прикорм. К таким признакам относят время, когда малыш уже самостоятельно сидит, интересуется взрослой пищей и не выталкивает ложку при кормлении.
Однако есть моменты, когда начинать прикорм нельзя, так как он только навредит малыша. Например, при сильном стрессе у ребенка.
Таблица поможет понять, когда грудничок готов к взрослой еде, а когда нет.
Можно начать прикорм | Нельзя начать прикорм |
Грудничку исполнилось полгода | Болезнь мамы или малыша |
Ребенок проявляет интерес к взрослой еде | Переезд или смена обстановки |
Малыш понимает, когда нравится еда или нет. Если продукт не нравится, он отворачивает голову, а если нравится – тянется к ложке | Долгая разлука с мамой (выход матери на работу или отъезд) |
Ребенок самостоятельно сидит | Прорезывание зубов |
Не отталкивает ложку | Поход в садик |
Вес ребенка увеличился вдвое по сравнению с массой при рождении | Другие стрессовые ситуации в жизни малыша |
Общие рекомендации и подробные правила введения взрослой пищи в рацион грудного ребенка вы найдете в статье “Первый прикорм малыша при грудном вскармливании”.
С чего начать прикорм
Многие педиатры рекомендуют в первую очередь давать малышам овощное пюре. Комаровский же советуют введение начать с творожка и кефира. По мнению доктора, молочные продукты наиболее походи на грудное молоко по составу. Тогда как пюре из овощей кардинально отличается. Комаровский уверен, что молочные продукты не принесут вред пищеварению малыша и сделают переход менее болезненным.
Независимо от выбранной методики существуют правила, которые упростят процесс перехода к взрослой пищи. К таким принципам относят:
- Нельзя кормить насильно;
- Первый прикорм лучше давать между 9 и 11 часами в первой половине дня после первого утреннего кормления грудью;
- Кормите с чайной ложечки;
- Не отказывайтесь от грудного вскармливания после начала введения прикорма;
- Внимательно следите за самочувствием грудничка. При аллергии или расстройствах желудка на время прекратите кормить малыша тем продуктом, которые вызвал негативной реакцией;
- Готовьте еду сами, тщательно подбирайте и промывайте продукты, смотрите дату изготовления и срок годности.
Педагогический прикорм подходит для тех родителей, которые готовы сами следить за своим питанием и рационом. Такой метод обеспечивает естественное привыкание к новым продуктам и естественный переход к новой пище.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Дети-аллергики
Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий
Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь»
Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.
Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.
Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.
Как кушаем после года
Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.
В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.
Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок», 2020 г.
- Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
- За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
- Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
- Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.
Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.
На что следует обратить внимание при введении педиатрического прикорма?
Любые изменения в жизни малыша – это стресс. Изначально ребенок привык, что единственное питание – молоко мамы. Новая пища – это новые впечатления и ощущения для грудничка. А вот для его организма в целом и пищеварительной системы в частности – изменение привычного режима. В этом случае понятие «стресс» означает не нервы и дергающийся глаз. Это приспособительная реакция организма, он так адаптируется к новым условиям существования
Во время этого процесса защитные возможности организма несколько снижаются, потому очень и очень важно максимально обезопасить кроху от нежелательных последствий разнообразия рациона
Чтобы все прошло «гладко» и комфортно, в первую очередь для самого человечка, важно обратить внимание на следующие вещи:
- Здоровье ребенка. Если маленький заболел или недавно переболел, если у него режутся зубки и он температурит, если была сделана любая профилактическая прививка – процесс перехода на «настоящую» еду лучше немного отложить. Приучать кроху к вашим привычным продуктам питания следует только тогда, когда он полностью здоров и у него точно все хорошо.
- Здоровье и качество пищи. Если вы фанат вкусной, но не полезной пищи и основа вашего рациона – «быстрые» продукты вроде сосисок, пельменей и полуфабрикатов, с педагогическим прикормом стоит повременить. Сначала выработайте в семье здоровые пищевые привычки, и только после этого приобщайте к ним кроху.
- Здоровье родителей. Грудничек, по сути, будет кушать из вашей тарелки. Или из тарелки мужа. Если у кого-то в семье есть проблемы со здоровьем в целом, с вирусными или бактериальными заболеваниями, в процессе еды все патогенные агенты будут именно в тарелке больного. И давать маленькому продукты с такой «приправой» категорически нельзя. Даже если у вас банальный кариес или коньюктивит.
Если младший член семьи здоров, вы правильно кушаете и не болеете – педприкорм можно начинать. В противном случае следует принять меры или подождать более благоприятных времен.
Дети-аллергики
Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.
Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.
Мнение доктора Комаровского
Е. О. Комаровский считает естественное прикармливание совершенно безопасной, но «бесполезной» придумкой современных мам, «одним из способов развлечения родителей»
Он обращает внимание на то, что об этой системе заговорили лишь тогда, когда в моду вошло кормление до самоотлучения. Ранее же никто и не думал о таких методиках, потому что существовала «удобная и безопасная система нормального прикорма»
Достаточно сложно, замечает Комаровский, представить себе, как малыш поедает «некие микродозы». В целом, считает он, педагогический прикорм был придуман как очередное ухищрение родителей, дети которых отказываются от нормальной еды.