Как облегчить “свою ношу”

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей.

Подробно о них читайте в замечательных статьях ю-мамы Ray:

Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 1 О приспособлениях, призванных облегчить жизнь маме. Все ли они удобны и полезны для малыша?

Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 2 О том, какой вид держателя удобнее для мамы (или папы), в каком меньше всего устает спина, что быстрее освоить и в чем модно носить.

Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор.

Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе.

Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже – вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи

Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша – вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего – на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка.

При этом, ваши действия должны начинаться с одного – подойти к ребенку и взять на руки, чтобы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг

Кроме того,

* Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).

* Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.

* Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.

* У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов). * Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца

* Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Уважительные причины взять на руки

Болезнь. Не заставляйте малыша испытывать еще большие страдания во время лечения. Отложите все свои дела и проводите с ним максимальное количество времени. Спокойствие от сознания того, что мама рядом, поможет быстрее уснуть и ускорит процесс выздоровления.

Дискомфорт. Ребенок иногда капризничает из-за дискомфорта от неудобной одежды, жесткого матраца или чувство перегревания или замерзания. Внимательный осмотр поможет выявить опрелость от подгузника, холодные руки, вспотевшую спину или передавленные носочками ноги.

Испуг. Привычные для взрослых звуки окружающего мира могут вызвать испуг у малыша. В этом случае немедленно возьмите его на руки и постарайтесь успокоить или отвлечь. Ведь тактильный контакт — наилучший способ подарить чувство защищенности и комфорта.

Скука. Маленькие дети не могут долго заниматься одним делом. И даже любимая игрушка или книжка через некоторое время надоедает и вызывает раздражение

Чтобы переключить внимание не обязательно иметь целый арсенал развлечений. Попробуйте заинтересовать кроху солнечным зайчиком, бумажным самолетиком или другим новым предметом.

Психологи выделяют несколько ситуаций, когда следует подождать с отучением от рук.

  1. Родственники и знакомые уверяют, что ребенок вырастет избалованным. Современная система воспитания значительно отличается от той, что применялась несколько десятилетий назад, когда любая уступка считалась непростительной педагогической ошибкой. Последние наблюдения доказывают, что дети, получившие достаточно объятий и ласки в грудном возрасте, вырастают более послушными, спокойными и уверенными в себе.
  2. У мамы не хватает сил на ребенка и домашние дела. В этом случае разумнее будет распределить домашние обязанности между членами семьи. Не стесняйтесь попросить помощи у родственников или воспользоваться услугами няни. Очень полезно пару раз в неделю встречаться с подругами вне дома. За эти несколько часов мамы успевают соскучиться по своему крохе и после возвращения с удовольствием проявляют заботу и ласку.
  3. Ребенок растет слабым, застенчивым или немного отстает от сверстников. Такие малыши нуждаются в особой заботе, и в этом возрасте можно переломить ситуацию или, напротив, усугубить проблемы. Для того чтобы детский организм быстрее окреп, следует развивать ребенка физически и умственно. Делайте ежедневный массаж, упражнения на фитболе, учите потешки и рассказывайте сказки. Вместе с педиатром разработайте систему закаливания и строго придерживайтесь ее правил.

После девяти месяцев ребенка нужно постепенно приучать к самостоятельности. При этом следует прислушаться к материнской интуиции, чтобы понять, когда можно настоять на своем, а когда — немедленно отреагировать на плач.

Хорошим началом будет игра в прятки, когда мама прячется сначала в той же комнате, а затем – в соседней. Так малыш поймет, что даже когда родителей не видно, они находятся недалеко и при необходимости быстро придут на помощь.

Держа ребенка на руках, наклоняйтесь с ним так, чтобы он мог самостоятельно взять игрушку или потрогать большой предмет. Во время ползания и первых шагов размещайте интересные вещи в пределе досягаемости, чтобы побудить малыша изучать окружающий мир.

Обеспечьте кроху разнообразными развлечениями. Приобретите конструктор с крупными деталями, развивающий коврик, игрушки, произносящие несколько фраз. Девочек способна увлечь кукла с длинными волосами и множеством одежды и заколок.

Когда мама занята работой на кухне, ребенок может находиться с ней рядом. Усадите его на стульчик для кормления и надежно закрепите. Предложите ему рисовать, лепить из пластилина, играть мелкими игрушками и при этом общайтесь с ним и следите за его действиями.

Для того чтобы не возникало проблем с засыпанием, придерживайтесь режима дня, проветривайте комнату, гуляйте на свежем воздухе. Прекращайте укачивание постепенно. Сначала укладывайте малыша рядом и обнимайте его во время рассказывания сказки, а через несколько месяцев попробуйте уложить сразу в кроватку или манеж. Если ребенок капризничает, не настаивайте. Лучше повторите попытку попозже.

Помните, что дети растут быстро, и скоро вы будете с удовольствием вспоминать время, когда ребенок просился на ручки.

Основные позиции на руках у мамы

Существует несколько способов того, как правильно носить ребенка на руках. Каждый из них подходит для определенного возраста малыша.

Классическая позиция «Колыбелька»

Подходит для любого возраста начиная с первых дней жизни. Для детей старше 3 месяцев может быть неудобной из-за малого угла обзора, но идеально подходит для убаюкивания.

Техника:

  • малыш лежит на согнутой в локте левой руке, правая рука поддерживает его под попку;
  • при этом головка ребенка располагается непосредственно на локтевом сгибе, а спинка лежит на предплечье;
  • кисть левой руки обхватывает грудную клетку малыша и прижимает его ручки к телу;
  • раскрытая кисть правой руки фиксирует таз и поясницу;
  • ножки малыша располагаются на сгибе правой руки или, в старшем возрасте, локтевой сгиб проходит под коленками ребенка.

Позиция «Столбик»

Эта позиция рекомендована с рождения и прекрасно подходит для срыгивания газов после кормления.

Техника:

  • взять малыша из кроватки двумя руками;
  • сформировать позицию «Колыбелька»;
  • медленно поднимая локоть левой руки, перевести головку ребенка на левое плечо, продолжая придерживать его правой рукой за таз;
  • кисть левой руки фиксирует головку малыша от затылка до лопаток;
  • тело малыша хорошо прижато к груди и животу матери;
  • после 2-месячного возраста можно брать ребенка из кроватки хватом «подмышки» и сразу класть на плечо;

головку можно не фиксировать только после того, как малыш начнет ее уверенно держать.

Позиция «Из-под мышки»

Не самая распространенная позиция, требует особого навыка.

Техника:

  • сформировать позицию колыбелька;
  • медленно отвести правый локоть назад, одновременно левой рукой перевести тело малыша вбок под правую руку;
  • опереть попку ребенка о бедро матери;
  • продвинуть кисть правой руки в сторону головки малыша таким образом, чтобы она лежала на раскрытой ладони;
  • правый локтевой прижимает таз ребенка к бедру матери;
  • левую руку можно освободить или поддерживать ею головку ребенка.

Позиция «Лягушонок»

Она рекомендована малышам от 4 месяцев. Носить ребенка можно на животе, на бедре, на спине. При этом на животе можно носить с 4 месяцев, на бедре – с 6, на спине – старше 1 года.

Техника («лягушонок» на животе):

  • ножки ребенка согнуты в коленках и тазобедренных суставах, разведены в стороны и прижаты к животу мамы;
  • попка малыша должна быть обязательно ниже уровня колен;
  • одна рука (какой удобнее) крепко прижимает спинку ребенка в области поясницы к животу мамы, при этом кисть может поддерживать противоположную ножку малыша под бедрышко снизу;
  • свободная рука страхует положение ребенка в области лопаток или, в старшем возрасте, держит малыша за ручку.

Техника («лягушонок» на бедре):

  • положение ножек такое же, как и у «лягушонка» на животе;
  • малыш сидит на бедре мамы с разведенными ножками;
  • если ребенок сидит на правом бедре, то правая рука поддерживает его спинку в области поясницы, а кисть огибает таз и образует опору снизу для противоположного бедрышка;
  • вторая рука, как правило, остается свободной.

Позиция «От себя»

Рекомендована деткам с 3—4 месячного возраста. В этой позиции малыш может наблюдать за окружающим миром, при этом чувствуя за спиной надежную мамочку.

  • ребенок повернут лицом от матери, его спинка прижата к груди и животу мамы;
  • до 6-месячного возраста одна рука прижимает малыша в области грудной клетки, вторая – в области таза, у детей старше – одна рука держит малыша под ягодички.

Позиция «Сидя на руке»

Применяется начиная с 6-месячного возраста.

Техника:

  • малыша усаживают на локтевой сгиб одной руки;
  • вторая рука поддерживает его под мышкой или, в старшем возрасте, помогает опорной руке поддерживать малыша под попку.

Вот основные позиции того, как правильно носить ребенка на руках. В зависимости от возраста малыша их можно чередовать в течение дня исходя из ситуации.

Хочется предупредить: многие сайты рекомендуют заниматься домашними делами вместе с малышом на руках. Делать этого не следует даже при всей виртуозности и овладении навыками. Безопасность малыша – прежде всего.

https://youtube.com/watch?v=CQMfpSHsVr0

Носите ваше чадо так, как подсказывает сердце, и пусть это будут самые волшебные минуты.

Берем на руки – балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь – это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя – до этого возраста все его “капризы” обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам – исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей.

Как не сделать кроху «ручным»?

Чтобы не приучить грудничка к рукам, но предоставить ему желаемый тесный контакт, важно вовремя заметить зарождение проблемной привычки и пересмотреть собственное поведение

Разнообразьте способы тактильного контакта с младенцем

У новорожденных еще плохо функционируют слух и зрение, и практически единственным способом их связи с новым миром становится осязание. Даже подрастая, ребенок жаждет ощутить ваши прикосновения и ваше тепло, для него они — гарант безопасности.

Не стремитесь сразу хватать плачущего грудничка, чтобы его успокоить, попробуйте сначала погладить его, успокоить его ласковым тоном и посидеть рядом. В течение дня часто прикасайтесь к крохе, кладите малыша с собой на кровать, согревая своим теплом, или выкладывайте на себя.

Освободите себе руки

Если вы не хотите травмировать дитя и отторгать его, лишая контакта с собой, можете продолжать носить его, но уже не на руках, а в слинге. Этот удобный аксессуар разгрузит вашу спину и сделает вас свободней, а малыш при этом получит желаемое.

Наполните день малыша впечатлениями

Дети часто просятся на руки из-за того, что им скучно и одиноко. С высоты маминых объятий кроха видит мир с другого ракурса, и он намного интересней надоевшего мобиля над кроваткой. Чтобы не приучить дитя к своим рукам, вы должны организовать крохе насыщенный, но не утомительный досуг на период его бодрствования.

  • Купите малышу мобиль со съемными игрушками, чтобы вы могли менять детали на новые, когда прежние крохе наскучат;
  • на время бодрствования переместите малыша из кроватки в другое место — на свою кровать, на развивающий коврик или просто застеленный теплым одеялом пол и предлагайте ему разные игрушки;
  • разработайте режим дня, насыщенный гимнастическими занятиями, чтением и массажем; такое времяпрепровождение не только достаточно развлечет младенца, но и обеспечит ему желаемый тесный контакт с вами;
  • для эмоционального насыщения ребенку необходима определенная нагрузка на его зрительные и слуховые органы, поэтому показывайте младенцу картинки из книг, объекты разных цветов и форм, а также включайте фоном спокойную или ритмичную музыку.

Позвольте крохе видеть и слышать вас

Если малыш плачет и просится на ручки потому, что вы его одного оставляете в комнате, занимаясь хозяйством, позвольте дитя слышать и наблюдать, чем вы занимаетесь. Если размеры кухни позволяют — перекатите туда коляску и поставьте ее так, чтобы кроха вас видел. Малышей после полугода можно уже сажать в детский стульчик.

Ребенок будет видеть, чем вы занимаетесь и с интересом наблюдать за вашими действиями и передвижениями. Комментируйте все происходящее на кухне, называйте наименования продуктов, описывайте их свойства: чем больше вы будете общаться с грудничком, тем больше будет у него словарный запас.

Используйте разные способы для успокоения

Безусловно, взять малыша на руки — это самый простой и действенный метод для успокоения. Но вы должны найти иные методы, чтобы не сделать младенца «ручным» и не усложнить тем самым свою жизнь:

  • поглаживайте грудничка;
  • поговорите ласково с крохой;
  • покачайте кроватку, если у нее есть полозья или маятниковый механизм;
  • потрясите погремушками;
  • покажите яркую или любимую игрушку;
  • предложите крохе соску;
  • попробуйте покривляться перед малышом или поиграть в «ку-ку».

Твердо настаивайте на своем

Если малыш уже был приучен к рукам, а теперь вы хотите исправить это, важно строго следовать выбранной линии поведения. Заметив, что кроха плачет именно потому, что хочет оказаться на ваших руках, применяйте разные способы, стараясь отвлечь дитя от этого желания

Не уступайте ребенку, даже если он долго плачет, объясняйте, что вы очень устали и больше не можете носить на руках такого взрослого и тяжелого малыша.

Если ваши уловки и уговоры не помогают, убедитесь, что малыш находится в безопасности, и просто выйдите из комнаты, пока кроха не успокоится. После вы должны обязательно поговорить с дитя ласковым тоном, поглаживая его спинку, тем самым показывая, что вы любите его.

Неудобная поза

Некоторым родителям удавалось отучить дитя от рук, используя неудобный для крохи захват, доставляющий ему дискомфорт. Когда вы берете малыша, вы располагаете его на себе так, чтобы и ему было удобно, и вам было сподручно его удерживать.

Если позу ребенка при удерживании на руках сделать неудобной для него, малыш довольно быстро охладеет к такому «способу перемещения» и перестанет проситься к вам.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми “просьбами” взять его на руки.

Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

* социальная адаптация – поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);

* импринтинг – запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;

* эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции;

* они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;

* интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);

* необходимость в получении все более усложняющейся информации;

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Учимся правильно держать малыша в бытовых ситуациях

Во время кормления

Существует огромное количество поз, рекомендуемых педиатрами для кормления ребёнка. Каждая мама экспериментальным путём выбирает тот вариант, который будет удобен личной ей и её малышу. Самыми популярными остаются два варианта: сидя и лёжа.

Кормим сидя. Чтобы покормить малыша, необходимо взять его на руки и аккуратно положить на колени, при этом голова крохи должна лежать на руке мамы в районе локтя. Второй рукой можно гладить ребёнка или обеспечить дополнительную поддержку, держа малыша сбоку.

Совет! Женщинам с маленькой грудью можно положить на колени подушку — так ребёнку будет легче дотянуться до соска и правильно его захватить.

  • Кормим лёжа. Ребёночка необходимо уложить на одну руку, повернув его животиком к себе. Второй рукой можно поддерживать спину или просто гладить кроху, чтобы он чувствовал себя спокойнее.
  • Кормим стоя. Некоторым женщинам удобнее кормить ребёнка стоя (например, при наложении швов на промежность). Для этого идеально подходит поза «Колыбелька», так как она позволяет легко дать малышу грудь, а также разговаривать с ним и петь песенки, что особенно актуально, если ребёнка нужно уложить спать.

После того, как малыш поел

После каждого кормления ребёнка необходимо держать столбиком. Особенно это касается детей, которые часто срыгивают или имеют другие проблемы с пищеварением.

Воздух, который попадает в желудок во время кормления, может стать причиной появления колик и метеоризма. Чтобы этого избежать, держать малыша столбиком необходимо 5-10 минут после каждого кормления (необходимо дождаться, пока кроха отрыгнёт излишки воздуха).

Во время подмывания под краном

Новорожденные.

Пока малыш не умеет держать головку, подмывать его следует, держа лицом вверх. Головку необходимо положить на область локтя, тело при этом должно полностью находиться в зоне предплечья.

Одной рукой маме необходимо придерживать бедро ребёнка с той стороны, с которой располагается локоть, поддерживающий головку. Вторая ножка будет свободно болтаться, давая возможность провести гигиенические мероприятия с половыми органами.

Дети старше 2 месяцев.

Когда кроха сможет удерживать голову хотя бы 20 секунд, можно подмывать его, держа лицом вниз. Остальные действиями будут такими же, как и для новорожденных.

Дети старше 6 месяцев.

Некоторым родителям удобно подмывание подросших деток в коленно-локтевой позе (поза «высаживания на горшок»). Если ребёнок весит немного, и мама в состоянии удержать его, то использование данного варианта вполне допускается.

Купание

Держать малыша во время купальных процедур необходимо за голову и попу

Важно следить, чтобы голова (подбородок) всегда находилась выше воды. В первое время маме будет сложно одной справиться с таким ответственным занятием, как купание. Поэтому водные процедуры следует проводить с кем-нибудь из близких, но это должен быть человек, которого малыш хорошо знает

Поэтому водные процедуры следует проводить с кем-нибудь из близких, но это должен быть человек, которого малыш хорошо знает.

Можно наглядно посмотреть, как нужно держать новорожденного, посмотрев видео.

Чего следует избегать при ношении новорожденного?

Несмотря на кажущуюся простоту, ношение новорожденного на руках — не такое лёгкое занятие, поэтому важно знать и осваивать не только технику, но и правила безопасности при обращении с маленькими детьми

Пока ребёнок маленький, его необходимо постоянно поддерживать

Важно следить, чтобы руки, ноги и голова не болтались и не свисали.
Нельзя тянуть ребёнка за руки или предплечья. Такими действиями можно добиться вывиха локтевых суставов, так как костная и суставная ткань у новорожденного ребёнка ещё продолжают «крепнуть» и развиваться.
Нельзя тесно прижимать к себе младенца, особенно если речь идёт о новорожденных.
До 3 месяцев необходимо всегда поддерживать спину и голову, так как это самые уязвимые части тела новорожденного ребёнка.. Ещё несколько десятилетий назад единственным вариантом, который использовали наши мамы и бабушки для ношения ребёнка, была классическая поза колыбельки

Ещё несколько десятилетий назад единственным вариантом, который использовали наши мамы и бабушки для ношения ребёнка, была классическая поза колыбельки.

Времена меняются, и давно доказано, что разнообразные позы помогают не только найти максимально удобный вариант, но и положительно влияют на физическое и интеллектуальное развитие малыша, позволяя развивать кругозор и тренировать определённые группы мышц. Поэтому не стоит бояться новых позиций — среди огромного количества очень легко найти ту, которая подойдёт маме и малышу.