Каких детей любят родители?

Знаете, безусловная любовь – это вовсе не инстинкт, а тяжелая работа над собой.

Нужно научиться любить ребенка не потому, что у него золотая медаль или он хорошо играет на пианино, а потому что принимаете его таким, какой он есть – не всегда оправдывающим ожидания, не идеальным, но все равно лучшим!

Любовь – это внимание. Так устроена наша психика: мы концентрируемся на главном, и игнорируем второстепенное

На чем сконцентрировано ваше внимание? Любящие родители любимого ребенка на первое место ставят интересы малыша, создают для него «зону комфорта»

Глаза слипаются, завтра сдавать квартальный отчет, но мама и папа мужественно собирают с ребенком пазл.

Именно это, а не ценник на игрушке является для малыша мерилом родительской любви

Помните поговорку «Не словом, а делом»? Обращайте внимание на действия человека, а не на слова

Чтобы ваш ребенок чувствовал родительскую любовь, нужно о многом позаботиться.

Создавать семейные традиции, в которых малыш будет активным участником.

Совместный досуг. Да, вы уже десятый раз ходите смотреть на жирафа в зоопарке и вместо любимых ужастиков вынуждены смотреть мультики!

Зато посмотрите, каким счастьем сияют глаза ребенка, когда он идет за руку с мамой или папой.

Мы – семья. Ребенок с детства должен понимать и чувствовать, что значит это слово.

Обязательно учитывайте интересы маленькой личности, иначе у малыша может сложиться впечатление, что семья – это скучно и обременительно, а все вопросы решаются «по праву сильного».

Проявляйте интерес к ребенку. Он должен понимать, что для мамы построенный им замок из кубиков – это достижение, а не просто «малой опять ерундой страдает».

Да, дети пока живут в другом, иллюзорном мире, о котором взрослые совсем позабыли, но они должны чувствовать, что родителям в нем интересно!

Живое общение. Не поленитесь лишний раз спросить, как дела у ребенка? Чем он занят? Что чувствует в той или иной ситуации?

Важен не столько его ответ, а тот факт, что вы демонстрируете свой интерес к его жизни.

Тогда и в подростковом возрасте вы сможете без труда говорить даже на сложные темы (секс, алкоголь, наркотики).

Делайте сюрпризы. Восточные мудрецы говорили: «Балуйте своих детей, ведь неизвестно, что приготовила им жизнь».

Конечно, никто не призывает вас тратить последние деньги или брать кредиты, лишь бы побаловать чадо. Но небольшие подарки без повода преподносить определенно стоит.

К сожалению, многие родители пренебрегают жизнью ребенка. Как же, машинки, пупсы, игрушечная посуда, рисунки на асфальте…

Недолюбленные дети часто говорят, что родители не смогли сформировать с ними доверительные отношения, потому что не хотели!

Ну не интересно им собирать листочки и лепить куличики! А когда ребенок стал более «развитым» – уже поздно.

В нем пышным цветом расцветает синдром недолюбленного ребенка, и со своими подростковыми проблемами и переживаниями к родителям он обратится в последнюю очередь.

Заведите полезную привычку: проходя мимо детской, обязательно заходите и интересуйтесь, все ли в порядке? Чем ребенок занимается? Нужна ли помощь? Вам не нужен повод, чтобы лучше узнать свое чадо!

Не устраивайте допросы с пристрастием, ваши вопросы – лишь знаки внимания. Если же ребенок захочет чем-то поделиться или спросить совета – он придет к вам сам.

А ваш ребенок вас любит?


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Я сам!!!

Истерика может выражать протест против чрезмерной опеки и желание быть самостоятельным. Часто такое бывает при авторитарном стиле воспитания. Вспомните, как вы общаетесь с малышом в поликлинике, в парке, дома. Можно даже записать себя на диктофон. Если малыш по большей части слышит от вас: «Нельзя!», «Туда не ходи!», «Не трогай!», «Не смей!», «Перестань!», то ничего удивительного в том, что он пытается отстоять право на самостоятельность

Ребенку очень важно чувствовать уважение родителей, признание его способностей. Попробуйте прислушаться к своему чаду, расширить сферу его деятельности, дать ему больше свободы, и, возможно, проблема истерик постепенно исчезнет из вашей жизни

А мы, между тем, продолжаем перематывать нашу видеопленку.

Как решить проблему?

Если причина того, что малыш не хочет идти в садик и плачет каждое утро, только в смене обстановки, ситуацию можно попытаться смягчить.

  1. Не оставляйте сразу ребенка в садике на целый день. Начинайте с двух часов утром – но именно утром, а не в обед, чтобы он приучался к новому режиму дня, привыкал вставать немного раньше и собираться в сад. Постепенно увеличивайте время пребывания в группе, но не затягивайте этот процесс. К концу первой недели стоит попытаться оставить ребенка в садике на дневной сон. Не получилось – отложите эксперимент еще на неделю.
  2. Другой вариант – попросите воспитателя разрешить вам находиться с сыном или дочерью какое-то время в группе или на прогулке. В некоторых детских дошкольных учреждениях сама администрация и воспитатели настаивают на этом.
  3. Пусть малыш выберет игрушку или предмет, который больше всего ассоциируется у него с домом, и берет его с собой. Обычно это также не запрещено правилами детских садов.

Поговорите с детским психологом – сейчас кабинеты открыты практически при каждом заведении. Ведь дети, хотя и не могут объяснить словами, очень остро чувствуют обстановку вокруг и интуитивно подстраиваются под нее. Если мама переживает сильнее, чем сам ребенок, даже хорошо скрывая это, он тоже будет беспокойным и капризным. Потому в первую очередь взять себя в руки и находиться в позитиве должны сами родители.

Период адаптации

В первые дни плач у детей при посещении учреждения считается нормальным. Как правило, дети остаются в саду и в течение часа успокаиваются. Мамы и папы должны помочь малышу справиться с эмоциями и выяснить, почему он плачет.

Если ребёнок не хочет идти в садик, Комаровский – автор известных телепередач и книг о здоровье детей – советует проводить привыкание к дошкольному учреждению постепенно.

Когда мама отводит сына или дочь утром в садик и оставляет их там на целый день, несмотря на плач, это может плохо отразиться на психике малышей. Нужно с каждым днём увеличивать время нахождения в детском саду
: сначала оставить на два часа, потом до послеобеденного сна и до ужина. Каждый новый этап можно начинать после удачного завершения предшествующего. Если малыш не завтракает, то неразумно оставлять его в учреждении до обеда.

Необходимо поощрять малыша за новые достижения. Можно похвалить его. Эти несложные действия помогут совладать с истериками и слезами.

Развитие самооценки – оценка от посторонних

В какой-то момент дети выходят в социум – детский сад, школу – и там они получают обратную связь, оценку себя от других людей. Каждому человеку в процессе взросления нужно решить определенные задачи.

Первое – я нравлюсь своим близким, они рады, что я есть.

Второе – не для всех так. Не все будут меня любить просто за то, что я – это я. Кому-то я буду не нравиться

И – важное продолжение этой мысли – и ничего страшного. Чужое неодобрение, к счастью, неспособно мне причинить серьезного вреда

Меня это не разрушает. Это чье-то частное мнение, и я могу по-хозяйски с ним обходиться. Я могу прислушаться к этому мнению, и если я с этим согласен, может быть, я внесу это в wish-list своих изменений. Если не согласен – я могу это откинуть, как неинтересное и ненужное мне.

В идеале этот путь должен пройти каждый человек.

  • Младенческий и дошкольный возраст – это ориентация на своих близких.
  • Школьный возраст – мы сталкиваемся с оценками других людей.
  • Подростковый возраст – переживаем острейший период зависимости от оценки других людей. В этот период кажется, что другие люди постоянно что-то о тебе думают. Что они оценивают, как ты одет, как ты выглядишь, что ты прочитал, как ты себя ведешь и так далее.

Какое-то время уходит у человека на то, чтобы сжиться с этой мыслью и понять, что, во-первых, на самом деле этого гораздо меньше, чем тебе кажется, во-вторых, даже если думают – ну и что? Это тебя реально не разрушает. В подростковом возрасте кажется, что если все решат, что я дура, то это как-то отразится на мне – то ли я действительно стану дурой, то ли мне уже никогда не доказать ничего другого.

Когда человек выходит из подросткового возраста, годам к 17, он уже понимает, что даже если все так подумают, это не конец света. Можно изменить это мнение, можно сменить круг общения, пойти к другим, которые так не считают. То есть по большому счету это ничего ужасного мне не несет и ничем разрушительным мне не грозит.

В этом процессе детям нужна помощь. Чтобы они осмысливали происходящее, получали поддержку и могли присваивать себе свою самооценку.

Если родители сами очень зависимы от внешней оценки, что начинает с ними происходить, когда их ребенок кому-то не нравится? Они начинают разрушаться, им кажется, это ужасно: «Как мой ребенок может кому-то не нравиться?» Если мой ребенок кому-то не нравится, значит, я плохой родитель». Нужно немедленно что-то сделать. Что можно сделать? Можно сказать им всем, что они идиоты. «Кто тут мою деточку обижает, сейчас всех в асфальт закатаю, мало никому не покажется». Таких называют «яжемать».

Родители более традиционной формации начинают давить ребенка, чтобы он начал соответствовать ожиданиям других.

Вместо этого надо помочь ребенку осознать, что в жизни бывает так, что ты кому-то не нравишься. Ты должен сохранять хозяйскую позицию. Сохраняя мысль о том, что ты сам хозяин себя, рассмотри поступившие претензии. Если эти претензии соответствуют твоим ценностям, то ты как никто другой заинтересован в том, чтобы их выслушать и использовать.

Если у тебя другое мнение по поводу музыки, одежды или игр, то ты не обязан прислушиваться к тому, что думает по этому поводу посторонний человек. «Это мое мнение, это твое мнение, мы в этом не сходимся».

Когда у взрослых эта работа не проделана для самих себя, они не могут помочь в этом детям. Тогда возникает либо реакция «я прекрасен, мой ребенок прекрасен, кто этого не понимает, все идиоты» (очень некомфортно для ребенка, потому что ребенок ставится в противоборство со всем миром). Либо «все вокруг правы, ты должен нравиться всем, всех устраивать, если не устраиваешь – как-нибудь наступи на себя, обкорнай себя, лишь бы все сказали, что ты в порядке».

Современные подростки в сложном состоянии в плане самооценки. Они растеряны, потому что сейчас полный интернет всего, что связано с гендерными стереотипами. В одном месте пишут, что ты должен соответствовать таким-то требованиям. В другом – что если ты вздумаешь соответствовать этим требованиям, значит, ты себя не уважаешь. Дети все это читают.

На самом деле нет универсальной ситуации, когда мы должны слушать окружающих, а когда нет. Мы должны сохранять свою субъектность. Чтобы так научиться, нужно проделать огромную внутреннюю работу. И это очень сложно делать в одиночестве, когда у тебя нет примера перед глазами. Это то, в чем дети имеют право рассчитывать на вашу помощь.

Очень важно, чтобы дети видели в родителях пример людей, которые в спокойных отношениях со своей самооценкой

Физический дискомфорт

Ребенок еще не очень хорошо отдает себе отчет в своих телесных ощущениях. Он может испытывать какую-то боль или дискомфорт, что лишает его душевного равновесия, но при этом истинную причину своего состояния он не понимает. Истерику может вызвать и чувство голода, и элементарная физическая усталость. Вот пример.

Мама Света:

«Я решила устроить для пятилетнего сына праздник по полной программе. Сначала мы пошли в зоопарк. Юра ни в чем не получал отказа: хочешь к белым медведям – пошли к медведям, хочешь к жирафу – пожалуйста, на карусели – пошли на карусели. Потом зашли в кафе-мороженное, потом поехали в Парк культуры – снова кататься на каруселях, а вечером зашли к его лучшему другу, там они тоже повеселились от души. И уже перед тем, как пойти домой, решили забежать в магазин, где мне нужно было купить продукты. И вот там он устроил жуткий скандал из-за какой-то ерунды: потребовал купить очередную игрушку, а у меня уже деньги кончились. Вот ведь свинтус неблагодарный – я ему и то, и другое, а он вести себя нормально не может!»

Светино возмущение можно понять, но ведь на самом деле причина скандала была вовсе не в игрушке. Юра просто очень сильно устал за день – такую «культурную программу» и взрослому-то нелегко выдержать, а уж ребенку – тем более. Старайтесь дозировать даже развлечения, поскольку это, хоть и приятный, но все-таки стресс для неокрепшей психики.

Откуда берется самооценка?

Человек с этим не рождается. Никто не рождается в роддоме сразу с какой-то самооценкой

Откуда же мы ее берем? Наше представление о себе формируется в течение всего детства, а потом и всей жизни – в общении с людьми, причем в общении со значимыми людьми, с теми людьми, чье мнение важно

Можно сказать, что наша самооценка – это сумма отражений нас в глазах значимых для нас людей.

Мы общаемся с людьми, они реагируют на нас, выражают свое одобрение или неодобрение, восхищение или осуждение, и суммарный опыт этих отражений становится основой нашей самооценки.

Это не значит, что мы обречены всегда думать о себе только то, что думали о нас наши близкие. Мы можем пересмотреть это мнение, отнестись к нему критически, переосмыслить. Но сумму таких реакций все мы получаем в наследство от родителей.

К этим реакциям мы очень чувствительны. Ребенок рождается на свет совершенно беспомощным, очень зависимым от своего родителя

Для того, чтобы ребенок был уверен, что его взрослый будет о нем заботиться, будет его защищать, ребенку очень важно знать, что он своему взрослому нравится. Очень важно, чтобы твой взрослый был тобой доволен, чтобы он думал о тебе хорошо

Если твой взрослый тобой недоволен, если он на тебя сердится, то тебе жизнь не мила.

В подростковом возрасте это уже может быть по-другому, у тебя уже есть какие-то свои ресурсы, какие-то другие значимые отношения, друзья, какая-то своя позиция. И если тебе мама или папа говорят, что у тебя «руки-крюки» или «вечно с тобой все не так», ты можешь что-то этому противопоставить. Тебе все равно будет неприятно, ты все равно будешь очень расстроен, но ты сможешь подумать «это он говорит из вредности», или «это у него плохой характер», а на самом деле «мои друзья думают по-другому», и «я умею что-то, что родители не ценят, но я знаю, что это круто». Но когда вам пять лет, у вас нет такой возможности. Вы не можете сказать: «Мам, ты преувеличиваешь. Конечно, у меня не всегда все получается, но  что прям руки-крюки – это перебор». Ты не можешь в пять лет сказать: «Пап, наверное, у тебя сегодня плохой день, поэтому ты так говоришь». Если ребенок слышит это от взрослого, к которому он привязан, все эти оценки усваиваются некритично и сразу «проваливаются внутрь». Во многом они становятся основой нашего представления о себе. И у некоторых людей потом уходит довольно много часов с психотерапевтом, чтобы от этих высказываний критически отделиться. То есть понять, что это не истина, а просто у папы был плохой день.

Потому что для ребенка слова родителей – это истина, как скрижали для Моисея

Родитель – это в любом случае авторитет, человек, которому очень важно нравиться, соответствовать его ожиданиям. Если ты нравишься родителю, то родитель тебя «не выгонит из детей», не оставит без своей заботы, защиты, покровительства

А ты в этом жизненно заинтересован. Ты очень маленькое существо, которое пока ничего не может сделать для себя.

Вот почему мы так сильно зависим от оценок родителей, вот почему оценки родителей ложатся в основу нашей самооценки. Хотя часто родители так говорят совершенно так не думая. Если бы мы этого же папу застали в спокойном состоянии и спросили: «Ты правда думаешь, что от твоей дочки одни проблемы?» Он бы ответил: «Нет, конечно. Она у меня умница, красавица, в куче случаев все хорошо, и лишь иногда она что-то косячит».

Но ребенок не может посмотреть на ситуацию более широко. Для него оценки родителей очень значимы, особенно если они сопровождаются эмоциональным нажимом, а то и физическим насилием.

Это не значит, что нужно бояться каждого своего слова. Любой из нас, какой бы он ни был внимательный и любящий, может оказаться в роли этого папы, которого достали на работе и в транспорте, и он что-то такое ляпнул. И само по себе это еще не проблема, если после того, как мы пришли в себя, успокоились, не забудем свои слова как-то дезавуировать. Сказать: «Я погорячился, на самом деле, конечно, я так не думаю». Это дело житейское, всех может «вынести» эмоционально, мы все это постоянно делаем, и мы все прекрасно знаем, что делать, если это произошло в споре с другом, подругой и супругом. Мы говорим: «Прости, я был раздражен, конечно, я так не думаю». Это просто. Но почему-то именно по отношению к детям мы так часто не делаем. Нам кажется, что это роняет наш авторитет, или что ребенок уже забыл и не придал значения. А между тем детям полезно знать, что существует разница между тем, что люди говорят на эмоциях, и тем, что они на самом деле думают.

Когда в родителях согласья нет

Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.

Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.

Вопрос

здравствуйте. Моему ребенку скоро исполнится 3 года. Он не управляем как в садике так и дома, игнорирует все просьбы которые ему не нравятся, требует одни сладости, постоянно дерется, кричит, на улице может вырваться и убежать на проезжую часть не задумываясь что при этом может быть(я ему объясняю что так делать нельзя и почему нельзя, ругаю… Он только хохочет как ошалелый, нравится что я его доганяю). Уже не знаю что с ним делать… Уже испробовала все методы воспитания, ни кнут ни пряник не помогают, делает только то что он хочет. Не слушается ни кого, много кривляется. Не хочет заниматься, рвет книжки, все кидает, ломает…Спрашивает: ирина ковалева

Причины отказа посещать детский сад

Нужно различать две ситуации, когда ребенок не хочет идти в детский садик:

  1. при первых посещениях, когда малыш еще не привык к новой обстановке и попросту боится;
  2. спустя какое-то время, когда ребенок уже отходил в сад какое-то время, привык к воспитателю, завел новых друзей и вдруг начал капризничать и выдумывать отговорки, чтобы никуда не идти.

В первом случае ответ на вопрос «почему? очевиден – страх. Это только принято считать, что маленьких детей не может не интересовать все новое: интересует, но до тех пор, пока они у мамы на руках. А как только дитя остается один на один с чем-то неизведанным, из интересного и занимательного оно превращается в опасное и враждебное.

Чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы или бабушки, незнакомые дети, которые могут забрать игрушку или отказаться играть в любимую игру, новая кроватка, да и вообще, все новое – кроха в растерянности. Он не понимает, почему так, зачем так, и что вообще происходит, не хочет этого. А так как маленькие дети еще плохо ориентируются во времени, они не различают, что означает «заберу через час» или «заберу после обеда». Ему кажется, что его бросили здесь навсегда, и он пробыл без мамы целую вечность.

Естественно, на следующий день малыш плачет и наотрез отказывается собираться в садик – ему вовсе не хочется снова переживать неприятные ощущения, испытанные вчера.

Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.

Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Екатерина делится и другими лайфхаками.

  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка.
    Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома.
    И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы
    , чтобы ребенок не так сильно скучал.

Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду» . Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики – «Эмоциональный интеллект ребенка» , «Ребенок-оптимист» , «Ваш ребенок может все» .

Буря, скоро грянет буря!

Малыш настойчиво просит вас о чем-то, требует, возмущается. Уже подрагивают крылья носа, глаза наполняются слезами, а уголки губ опустились. Вы чувствуете, что ребенок вот-вот разразится плачем, он близок к истерике. Стоп! Прежде всего, остановитесь, и честно и точно ответьте себе на один-единственный вопрос: можете ли вы исполнить его просьбу? От этого зависит тактика ваших дальнейших действий.

Если можете, то скажите ребенку, чтобы он успокоился и попросил вас обычным тоном, без нытья и всхлипов. Практика показывает, что в мелочах лучше пойти ребенку навстречу.

Допустим, крохе хочется пошлепать по лужам в новеньком комбинезоне. Признайтесь, что в глубине души вы были готовы к такому повороту. Значит, нужно заранее обсудить и решить, что надевать на прогулку, пойдете ли вы после нее еще куда-то, есть ли запасная одежда. Не забывайте только, что ребенок – не манекен для демонстрации вашего художественного вкуса и финансовых возможностей. Он имеет право шлепать по лужам, залезать на деревья и возиться в песке и грязи, чтобы ни говорили соседские бабушки. В этом случае лучше пойти гулять в старой одежде, которую не жалко испачкать.

Кстати, один из самых распространенных поводов для истерики – запрет взрослого. Постарайтесь, чтобы запретов было не слишком много, но все они были четкими и обоснованными. Тогда ребенку будет легче среди них ориентироваться.

Если же вы понимаете, что исполнить просьбу драгоценного чада вы сейчас не можете по объективным причинам (нет денег, возможности, предмет, который он требует, принадлежит кому-то другому и вы не вправе им распоряжаться и т.д.), спокойно и четко объясните это ребенку. В этот момент обычно срабатывают старые психологически трюки:

отвлеките

Чем младше ребенок, тем лучше работает этот способ. Младенец способен забыть обо всех слезах при виде огромной вороны, которая кружит вокруг черствой корки и боится подлететь ближе. На ваше счастье как раз в этот момент может пролетать самолет, ехать немыслимой красоты старенький «Битл», а то и взмывать в небо рекламный воздушный шар.

предложите адекватную замену

Например, так. Сейчас мы не можем купить этот самолетик, потому что у меня нет денег. Но зато мы можем прийти домой и вместе сделать самолет из бумаги (слепить из пластилина, построить из стульев и пр.). Вполне возможно, что перспектива совместной деятельности окажется для малыша более привлекательной, чем готовая магазинная игрушка.

оставьте артиста без публики

Ребенок нередко начинает работать на публику. Попробуйте лишить его признательной аудитории (вывести из магазина, отвести в не слишком людное место на улице или оставить одного в комнате). Иногда истерика бывает направлена, как сейчас говорят, на целевую аудиторию, т.е., предназначена для определенного человека. У К. Чуковского в замечательной книжке «От двух до пяти» есть такой диалог:

– Почему ты плачешь?

– Я не тебе пл а чу, а тете Вале.

Очевидно, что без тети Вали плакать бессмысленно.

направьте энергию в мирное русло

Собственно говоря, это тоже вариант адекватной замены, только к нему нужно подготовиться заранее. Предположим, ребенок в магазине постоянно требует, чтобы ему дали выбрать самую большую шоколадку или торт. Понятно, что ни его здоровью, ни вашему кошельку это на пользу не пойдет. Но на самом деле, скорее всего, малыш просто хочет тоже участвовать в покупках и САМ выбирать то, что ему по нраву. Значит, заранее дома вы договариваетесь, что он тоже будет делать покупки, а в магазине ваша задача – ненавязчиво подвести его к стенду с творожками и йогуртами. Если уж выбирать, так более здоровую еду! Зато как счастлив и горд собой будет ребенок, которому дали, как взрослому, возможность выбрать самые настоящие, не «понарошечные» продукты! Он же может и нести их из магазина в своем собственном пакетике.

В большинстве случаев, эти способы позволят избежать истерики. Но, допустим, вам не удалось это сделать и

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».

Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Как отказаться?

Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:

  1. предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
  2. забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
  3. написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.

Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.

Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?

Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.

В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.

Есть ли “последствия непосещения”?

Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два:

  • если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
  • не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.

Так ли это?

Общение со сверстниками

Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.

Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ

Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.

Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.

Возможные опасности

Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.

Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?

  1. Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
  2. Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
  3. Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.

Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.