Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог

Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама мальчик

дом лампа

стол часы

дедушка сапоги

парта муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Приучение детей к слуховым аппаратам

Приучать ребенка к ношению слухового аппарата лучше с самого маленького возраста. Рекомендуется действовать постепенно, в игровой форме. В процессе очень важна систематичность. Ребенок должен привыкнуть, сам надевать аппарат по утрам и снимать перед сном.

Лучше, если ребенок будет участвовать в выборе модели. Аппарат должен ему нравиться. Родители должны постараться, чтобы ребенок не испытывал негативных эмоций к его ношению. Помочь ему освоиться со слуховым аппаратом, привыкнуть к нему.

Иногда дети категорически отказываются носить выбранную модель. В таких случаях необходимо разобраться и выявить причину. Иногда причиной отказа может быть неправильная настройка аппарата, острая грань, царапающая ухо. Может быть дефект самого аппарата, который вызывает дискомфорт. В таких случаях надо обратиться к специалистам, которые могут быстро определить причину и устранить ее.

Чтобы помочь ребенку освоиться с аппаратом, родители должны соблюдать правила:

  • необходимо регулярно с ребенком посещать занятия с логопедом и сурдопедагогом;
  • надо разговаривать с ним естественно, четко артикулируя звуки;
  • обращаться к малышу следует с той стороны, где у него находится слуховой аппарат;
  • нельзя ему кричать что-то с другой комнаты или издалека;
  • при разговоре надо устранять источники постороннего звука (телевизор, музыку, другие шумы);
  • если малыш плохо слышит родителей, не следует ему кричать.

К правильно подобранному аппарату дети привыкают очень быстро и с течением времени перестают его замечать. Специалисты рекомендуют носить аппарат в течение всего периода бодрствования, это поможет быстрее его освоить, способствует лучшей разборчивости речи, нормальному восприятию звуков окружающего мира.

Замена слухового аппарата зависит от многих факторов, в частности, от типа аппарата. Ушные вкладыши приходится менять очень часто. По мере возрастания, частота замены снижается. Вкладыши старшим детям меняют примерно раз в год.

Для детей ушные вкладыши часто делают яркими, разноцветными. При одновременном ношении двух аппаратов, вкладыши можно выбрать разных цветов, чтобы сразу определить, к какому аппарату какой вкладыш соответствует.

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.

Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит

Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.

К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром

Проверка слуха дома

Родители в 1 месяц могут самостоятельно проверить слух у младенца. Для этого нужно незаметно подойти к грудничку с незнакомым источником звука (дудочка, колокольчик) и понаблюдать за реакцией.

Можно это сделать, когда кроха только уснул. Но громких звуков издавать нельзя: они способны напугать малыша. Достаточно просто кашлянуть, потереть руку о руку.

Нормальной реакцией будет, когда грудничок:

  • проснется;
  • широко откроет глаза;
  • начнет двигать ручками, ножками;
  • вздохнет;
  • изменит выражение лица.

С двух месяцев малыш начинает издавать первые звуки, а с четырех способен радостно реагировать, услышав звук любимой музыкальной игрушки. При нормальном слуховом восприятии навыки постоянно совершенствуются.

Реакция новорожденного на звуки

Проверка слуха у новорожденных в роддоме входит в число обязательных процедур. Ее проводят на 3-4 день жизни ребенка. Помешать этому может только состояние здоровья крохи, если, он, например, находится в реанимации или под капельницей.

Как проверяют слух у новорожденного ребенка в роддоме:

  • Во время процедуры младенец должен быть спокоен, хорошо, если он будет спать;
  • Специальный аппарат через зонд подает в ухо сигнал. Прибор реагирует на определенные клетки, которые воспринимают звук.

Аудиоскрининг новорожденного

Итог аудиоскрининга известен сразу: ребенок его либо проходит, либо нет. Если результат отрицательный, назначается повторная процедура через 4-6 недель, обычно малыша направляют в сурдологический центр.

Куда обращаться при нарушении слуха

Проверкой слуха занимается сурдолог

Он сможет определить, действительно ли есть отклонения, и требуется ли малышу повышенное внимание, тем более, лечение. Сурдолог оценивает, насколько малыш плохо слышит, при необходимости подбирает слуховые аппараты и помогает решить проблемы, которые сопутствуют тугоухости

Также ребенка могут направить к лору. Он диагностирует и лечит заболевания, способные вызвать проблемы со слухом. Чаще всего провоцирующим фактором становится запущенный отит. Однако к повреждениям барабанной перепонки могут привести и мелкие предметы, которые дети способны засунуть в ухо.

Что провоцирует тугоухость

Тугоухость возникает в результате действия ряда причин:

  • Внутриутробная инфекция. На орган слуха влияют краснуха, корь, оспа, гепатит, цитомегаловирус, опоясывающий лишай и даже ОРВИ;
  • Гипоксия в родах;
  • Наследственная тугоухость;
  • Родовая травма;
  • Болезни матери, в частности, сахарный диабет, проблемы с почками, печенью;
  • Менингит;
  • Детские инфекции, а именно ветрянка, дифтерия, скарлатина, корь;
  • Низкий вес при рождении, что характерно для недоношенных детей;
  • Ототоксические препараты;
  • Гемолитическая желтуха новорожденных;
  • Отит в запущенной стадии.

Родители могут исключить ряд факторов, значит, снизить риск появления тугоухости. Это касается своевременного лечения простудных заболеваний, часто дающих осложнения на уши у детей младшего возраста, и обязательной вакцинации. Кроме того, навредить может бесконтрольный прием лекарственных препаратов, назначать которые должен только специалист.

Тугоухость диагностируется у каждого тысячного новорожденного. Если ребенок находится в зоне риска, то родители должны внимательно наблюдать за его поведением, чтобы понять, хорошо ли он слышит. При каких-либо малейших сомнениях нужно посетить врача, который подтвердит или опровергнет догадки. Ранняя диагностика и профилактика помогут избежать серьезных проблем со слухом, соответственно, речью ребенка.

Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка

Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

  • ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.

Будьте здоровы!

Читайте о возможностях Диагностического центра по вопросам педиатрии.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.

Как проверяют слух у детей с подозрением на аутизм

Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.

Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.

Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.

К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.

Третий метод – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.

Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.

Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом.  В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.

Как проверяется слух у ребенка врачами

  • Во всех роддомах почти сразу после рождения делают ОАЭ на оба уха. Правда, в таком раннем возрасте это мало, о чем говорит, и многие дети не проходят тест.
  • Далее в плановом порядке в районной поликлинике (помимо всех врачей) делают еще раз ОАЭ, где-то в 2-3 месяца. Вот тут уже можно делать какие-то выводы. Хотя и в таком возрасте обследование тоже не показательно, так как ушки еще маленькие, и могут быть забиты серой. Поэтому, если что-то не так, то имеет смысл проводить дальнейшие обследования, но заранее расстраиваться еще не стоит. Читал, что существует еще поведенческий скрининг в поликлиниках с помощью аудиотестеров, но нам его не делали, и я так понимаю, что он редко применяется сейчас, так как погрешность слишком большая.
  • Если тест ОАЭ не пройдет, то идем к ЛОРу в районную поликлинику, который может посмотреть патологию наружного уха (все ли в порядке с слуховым проходом и барабанной перепонкой) и выписывает направление в сурдологический центр или кабинет. В Москве это сурдоцентр на проспекте Вернадского д9.
  • Записываемся на прием к сурдологу. В сурдоцентр на Вернадского записаться по телефону нельзя, нужно приехать лично, привезти направление из поликлиники, полис и свидетельство о рождении. Как правило, запись к врачу через 2-3 недели.
  • На первом у приеме у сурдолога происходит внешний осмотр (слуховой проход, перепонка), делается ОАЭ и импедансометрия. После чего делается вывод, каков тип тугоухости: кондуктивная или сенсоневральная (синоним нейросенсорная).
  • Далее нужно записаться на компьютерную объективную аудиометрию КСВП (еще через 2-3 недели), где будут установлены пороги слышимости на разных частотах и поставлена степень тугоухости. И, соответственно, станет понятно обойдетесь вы слуховыми аппаратами или нужно думать и о кохлеарной имплантации.
  • На данном этапе еще можно сделать генетический анализ на коннексин. Стоит это дело 2500 руб, бесплатно не делается. Выявляется ген, передающийся по наследству, и который может быть причиной тугоухости или глухоты. Причем родители могут быть носителями этого гена, но при этом сами не испытывать проблем со слухом. Результат анализа влияет на сроки операции по кохлеарной имплантации, а также на дальнейшие прогнозы по слуху.

Подробно о каждом обследовании (что это такое, что делают) я писал здесь — Методы исследования слуха.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте. К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже

Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

Как проверить слух дома

Когда ребенок оказывается дома, он не реагирует на звук работающего телевизора или радио. Малыш спокойно спит, когда рядом ходят и разговаривают взрослые. Некоторые родители начинают подозревать, что кроха плохо слышит. Чтобы развеять сомнения, можно провести несложный тест.

Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях:

  • Когда малыш спит, подойти к нему и громко кашлянуть или хлопнуть в ладоши. Звук не должен быть оглушительным, а лишь резким. Младенец отреагирует на него мимикой или слегка дернется;
  • В месячном возрасте во время бодрствования крохи пошуметь сзади или сбоку от него. Главное, чтобы младенец не видел проверяющего. Можно погреметь посудой или взять громкую погремушку. Если ребенок услышит звук, то обязательно вздрогнет.

Обратите внимание! Когда малыш не реагирует на внезапный шум, не просыпается от лая собаки, рева мотора, не проявляет никаких эмоций, когда что-то громко падает на пол, лучше проконсультироваться с врачом. Малыш не просыпается от резкого звука


Малыш не просыпается от резкого звука

Зрение младенца

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах. 

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться.

Первые дни

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы.

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны).

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным».

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки.

1 месяц

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую.

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения. 

2 месяца

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц.

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной.

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы.

3 месяца

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются.

4-5 месяцев

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый.

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность.

6 месяцев

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями.

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту.

7-8 месяцев

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки.

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться.

9-12 месяцев

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом

Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства

Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки –р или –ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.