Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Для психофизического развития занятия с малышом с 1 месяца должны заключаться в следующем:

  1. Необходимо разговаривать с ребенком как с равным собеседником. Кроме того, нужно брать малыша на руки как можно чаще, ведь телесный контакт с родителями очень важен.
  2. Успокаивать малыша мягкими интонациями при переодевании, купании. Можно даже тихонько напевать ему песню.
  3. При бодрствовании крохи стоит ловить его взгляд и показывать различные мимические движения, которые в скором времени он начнет копировать.
  4. Стоит позаботиться о позитивной атмосфере в доме, поскольку грудничок очень остро чувствует негатив.

Как развить ребенка в 1 месяц

Итак, малыш привык к окружающей обстановке, многому научился. Пора использовать его нынешние умения и знакомить со всем более детально.

Как и с чего начинаем

Пожалуй, начнем с того, что дитя умеет и как это можно использовать для его последующего развития. Ведь уже пора разнообразить зрительные, тактильные и слуховые ощущения ребенка.

Сперва задумаемся, что видит перед собой малыш после сладкого сна, если рядом нет улыбающегося маминого лица. Да…Нужно что-то интересненькое. Поэтому позаботимся и повесим в кроватке на уровне глаз ребенка развивающие игрушки. Также развесим их по комнате. Какие есть полезные игрушки смотрите ниже по тексту

Затем отправимся с малышом на экскурсию по дому. Подглядываем за что цепляется его взгляд. Если ребёночка что-то заинтересовало остановимся и расскажем ему подробно обо всем что видим.

Так как младенец уже с первых дней жизни впитывает огромную массу информации, дополнительная явно не помешает. Только выбираем момент, когда «ученик» не капризничает и довольный, потому как поспал, поел, подмыли и поменяли памперс.

Дальше подумаем, как же выкроить время для обучения

Месячный ребенок все еще много спит, в среднем 16-20 часов. На активное времяпровождение остается не так уж много времени. К тому же нужно все успеть. Впрочем, не переживаем ведь поначалу достаточно нескольких минут. Затем постепенно доведем занятия до 20 минут.

Занимаемся только днем и во время занятий:

  • незачем собирать все семейство, достаточно мамы и папы;
  • никогда не включаем громкую музыку и яркий свет;
  • ни в коем случае не перегружаем малыша.

Разучим несколько детских стишков и, ухаживая за маленьким, декламируем.

Несложные игры с ребенком в 1 месяц

Придумываем простые, но полезные игры, которые можем легко выполнить и в то же время активно развивать нашего кроху.

Положим маленького на живот и покажем ему игрушку. Когда он зацепит ее взглядом поднимем ее вверх, чтобы малыш приподнял голову.

Уложим крошку на свою грудь лицом вниз и зовем его по имени пока он не поднимет личико и не посмотрит нам в глаза.

Наклонимся над ребенком и когда он поймает нас взглядом медленно двигаемся в сторону. Малыш будет следить и поворачивать головку.

Также используем яркую, крупную игрушку и когда ребенок задержит на ней взгляд медленно отведем ее в сторону. Обязательно смотрим чтобы маленький следил за движением игрушки. Такое же упражнение повторим с погремушкой.

Еще поиграем в прятки: со словами «ку-ку, где ты» закроем свое лицо рукой или кусочком ткани.

Игры в воде

Используем взрослую большую ванную

Опускаем малыша в воду осторожно, чтобы он освоился и не испугался. Если боится первые разы погружаемся в ванную вместе с ним

Также купим специальный надувной круг и надеваем его на шейку малыша, когда будем учиться плавать. Попробуем походить по дну ванны или оттолкнуться ножками от стенок.

А еще притронемся к коже ребенка мочалкой, кусочком нежной ткани, пленкой, ватой, мылом и посмотрим на его реакцию.

Музыкальные занятия

Все развивающие занятия проводим с музыкальным сопровождением. Для этого подбираем мелодичные классические композиции, например: «Маленькая сюита» Дебюсси, «Времена года» Вивальди, сонаты Моцарта.

Советы родителям

Не переусердствуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр

Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте.

Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, подбрасываний, испугаться

Учтите это.

Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье.

Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их потрогать, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой.

Не забывайте провеселые потешки, их очень любят детки всех возрастов! С помощью таких нехитрых и коротких стишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья.

https://youtube.com/watch?v=0rHpUma0rr4

Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам

Меня зовут Виктория, мы с сыном Артёмом живём в Воронеже. Когда родился мой мальчик, я решила, что он будет расти любимым и счастливым, а не удобным. Поэтому старалась не препятствовать его развитию: сын вдоволь наползался, брал любые предметы для изучения, пил воду из кружки и не боялся облиться, долго и неопрятно ел ложкой и валялся в песочнице, засунув руки в песок по самые плечи.

Мне казалось, что я всё правильно делаю. Но в какой-то момент расплата за эту вседозволенность оказалась слишком большой — меня ожидал полный хаос из игрушек, одежды, обуви, кастрюль, картошки, пролитой воды, утопленных комнатных тапочек и ещё много чего.

Чтобы исправить эти перекосы, я решила пройти обучение на онлайн-курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».

С методикой Монтессори я была знакома давно, но поверхностно. Наблюдала результаты подхода у детей своих друзей, читала статьи и отзывы выпускниц курса. Как могла, двигалась в этом направлении:

  • приобрела башню помощника, чтобы сын мог стоять рядом и участвовать в готовке;
  • спрятала большую часть игрушек, чтобы облегчить ему выбор и уборку;
  • дала губку для уборки его столика;
  • убрала из доступа воду там, где нельзя;
  • дала возможность подольше сидеть и играть в воде вечером.

В самом начале обучения на курсе я была перфекционисткой и максималисткой. Мне хотелось сделать всё красиво, и чтобы сразу работало. Из-за этого я постоянно была в напряжении, а ребёнок не принимал изменений. Но с помощью экспертов курса я быстро это поняла, и уже не тратила время на закупку всего необходимого, а воплощала идеи с тем, что есть. Создать лучшие условия для своего малыша действительно можно без особых затрат.

В нашем случае стояла задача создать развивающее пространство ребёнку 1 года 3 месяцев на 33 кв. метрах, и чтобы оно было удобным и для сына, и для меня. Ниже поделюсь, что у нас получилось и не получилось.

Это мы с сыном

Какие способности можно развить

В 4 месяца малыш уже готов взаимодействовать с миром, людьми и предметами. Нужно ему в этом помочь. Играя с ребенком, можно обучить его основным навыкам, которые в будущем ему обязательно пригодятся.

Физические

Существуют комплексы упражнений, предназначенные для грудничков. Гимнастика помогает:

  • Установить эмоциональную связь между малышом и родителями;
  • Отразится на физических способностях крохи, может стимулировать ребенка перевернуться или поползти.

Малыш сможет взять то, что ему захочется, благодаря этому откроются новые возможности. Уже добравшись до игрушки, он потрогает ее, укусит, сравнит с другой. В результате он поймет, что бывают разные формы, текстуры, одни вещи мягкие, другие твердые, третьи колючие.

В этом возрасте у младенцев еще может сохраняться тонус в руках и ногах, чтобы снизить его, рекомендуют курсы массажа. Есть несложные упражнения, которая мама сможет сама делать в домашних условиях.

Массаж и гимнастика с ребенком

Творческие

Приобщить малыша к творчеству можно, показывая ему различные иллюстрации, яркие картинки. Лучше, чтобы они отражали действительность, солнце было желтым, а облака белыми.

Дети в 4 месяца воспринимают музыку, с удовольствием слушают. У них появляется любимая мелодия. Если они ее услышат, то радуются, пытаются пританцовывать, шевелят ручками и ножками. Можно знакомить ребенка с новыми композициями, включать не только детские песни и сказки, но и классическую музыку.

Психологические

Четырехмесячный малыш реагирует на эмоции окружающих. Он отличает, когда с ним говорят сердито, а в каком случае дружелюбно. Так он замечает, что мама не всегда радостно улыбается, а может разозлиться или расстроиться.

Обратите внимание! Не стоит скрывать все свои эмоции, малыш должен знать, что родители – люди, реагирующие на происходящее, и у них меняется настроение

Социальные

Обычно дети с недоверием относятся к незнакомцам, некоторых даже пугаются и начинают плакать. Но не стоит держать малыша взаперти, показывая ему только близких родственников. Он должен знать, что на его семье мир не заканчивается.

То, что младенец произносит звуки, – основа его будущей речи. Уже сейчас он пытается рассказать о своих эмоциях или что-то спросить у родителей

Поэтому так важно озвучивать все, что ребенок видит и комментировать свои действия. При этом слова нужно произносить медленно и четко

Малыш не должен находиться в тишине, чем больше с ним разговаривать, тем быстрее он перейдет к осознанной и понятной речи.

Другие

В 4 месяца можно развивать слух ребенка. В это время он уже активно интересуется музыкальными игрушками. Можно соорудить шумящие приспособления самостоятельно. Подойдут любые баночки, заполненные, например, разными крупами.

Обратите внимание! Малыш уже способен устанавливать причинно-следственные связи, если он нажмет на кнопку, появится звук. Поэтому игрушки с множеством клавиш будут для него полезными

Развиваем малыша и играем с ним

Развиваем органы чувств

Научите вашего малыша трясти кольцо с бубенцами. Для этого сначала сами покажите ребенку, как это делать, а потом вложите колечко в его ручку и встряхните, держа своей рукой его. Расскажите крохе: «Это звенят колокольчики. Колокольчики – динь-динь!» После можете отпустить его ручку.

Подвешивайте разные игрушки и кольца над малышом на уровне его полусогнутых ручек, поднятых вверх. Учите кроху хватать игрушки и бить по ним. Вкладывайте в ручки малыша небольшие предметы, разные по материалу, весу, форме. Рассказывай крохе, что вы ему даете и какое это на ощупь.

Сделайте для крохи из цветного картона четыре карточки основных цветов: красного, желтого, синего и зеленого цвета. Показывайте их малышу и называйте цвет. Постепенно можно будет добавлять новые цвета.

Развиваем моторику

Чтобы крупная моторика малыша была хороша развита, необходимо ежедневно делать с крохой гимнастику (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).

Пять месяцев – прекрасное время, чтобы начать учить вашего малыша стоять на четвереньках. Для этого, когда малыш будет лежать на животе, согните его ножки под животиком и слегка покачайте вперед-назад, затем уберите на пару секунд свои руки.

Делайте своему малышу массаж ладошек и пальчиков. Приговаривайте при этом различные стишки и потешки, например:

Развиваем речь

Показывайте и называйте малышу как можно больше предметов. Устраивайте крохе обзорную экскурсию по вашему дому. Рассказывайте, где какой находится предмет и для чего он нужен.

Обязательно используйте в общении с малышом слова из «языка нянь»: «би-би», «топ-топ», «ам-ам», му-му». Они просты и более доступны для восприятия ребенка. Однако нельзя общаться с крохой только с помощью таких слов, здесь важен баланс. Употребляйте дублированные фразы, одна из которых со словом из «языка нянь»: «Смотри, какая машина едет! Какая большая би-би едет».

Кроме того, дублируйте обращение к малышу, говорите о себе и о нем в третьем лице: «Женя пойдет к маме на ручки? Иди ко мне, Женечка!»

Развиваем музыкальные способности

  1. Продолжайте знакомить кроху с звучанием разных музыкальных инструментов. Многим детям в этом возрасте нравятся звуки металлофона, фортепиано, гитары.
  2. Поиграйте вместе с малышом на металлофоне, позвените колокольчиком, постучите палочкой по барабану.
  3. Потанцуйте вместе с малышом перед зеркалом под знакомую ритмичную музыку. Или дайте крохе самому «потанцевать» у вас на коленях. Такое упражнение хорошо развивает чувство ритма и вестибулярный аппарат.

Занятия для проверки слуховой активности малыша

Находясь один, еще в утробе матери, малыш слышит материнское сердцебиение, голос и окружающие звуки. Сразу после появления на свет нагрузка на органы слуха становится гораздо больше. Новорожденный начинает запоминать окружающие звуки и определять, к какому объекту они относятся. Реакция на каждый шум может быть разная: моргание, вздрагивание, шевеление, открывание глаз.

Для развития слуха нужно использовать в процессе различные источники шума: шелест бумаги, шум воды, звон колокольчика, музыку или лай домашнего питомца. Можно поиграть с ребенком, показывая предметы, сопровождая их названием. Для разнообразия слуховых ощущений стоит использовать музыкальные инструменты, дудки или пищалки. Новорожденного также стоит с первых дней жизни называть по имени и учить реагировать на него.

Очень важно научиться, как правильно развивать малыша в 1 месяц. Ведь от этого зависят дальнейший рост малыша, его восприятие окружающего мира и отношение к близким людям

Очень много полезных советов можно услышать от доктора Комаровского. Рекомендуется также консультироваться по этим вопросам со своим врачом-педиатром.

Первое посещение участкового педиатра

В первый день, сразу после выписки из роддома вас навестит участковый педиатр, затем через день, на 10 и 21 день.  Прием в районной поликлинике ведется по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), который вы должны получить сразу после рождения ребенка. Как только ребенку исполнится месяц, вы должны посетить доктора.

Он проверит, соответствуют ли нормам вес и рост ребенка, окружность черепа. Оценит физиологическое состояние.

Гармоничное развитие ребенка в 1 месяц – важнейший показатель его здоровья. Пульс у малыша быстрый 120-150 ударов в минуту. За это же время он совершает 35-50 дыхательных движений, но дышит только носом, ртом он дышать еще не умеет.

Затем каждый месяц, до года вы должны посещать участкового педиатра. Для этого узнайте, когда в вашей поликлинике «дни здорового ребенка».

На первом приеме педиатр выносит заключение о группе здоровья, к которой относиться ваш ребенок.

Разделяют 5 групп здоровья:

 группа – здоровые дети, которым не требуется специальное внимание врачей.
 группа – здоровые дети у которых имеются незначительные проблемы, поддающиеся лечению.
 группа – дети у которых присутствуют хронические заболевания. Нуждаются в наблюдении специалистов.
 группа – дети с врожденными пороками и хроническими заболеваниями, которые могут обостряться

Требуется постоянное лечение.
 группа – дети инвалиды, нуждающиеся в постоянном лечении.

Также, в 1 месяц посещают узких специалистов – невропатолога, офтальмолога, хирурга и ортопеда.

Невропатолог выяснит, как развивается нервная система ребенка в 1 месяц, проверит рефлексы малыша. Именно в первый месяц часто находят нарушения в центральной нервной системе возникшие из-за осложненной беременности и родовых травм. Если будет нужно, доктор может назначить малышу массаж, парафиновые прогревания или плавание в бассейне.

Ортопед оценивает развитие костно-мышечной системы. Осмотрит ребенка на наличие косолапости или вывиха тазобедренного сустава.

Офтальмолог проверит состояние глазного дна у малыша, чтобы убедиться, что ребенок видит.

Многие родители не уделяют должного внимания психическому и физическому развитию ребенка в 1 месяц, думая, что малышу интересно только кушать и спать

На самом деле, для крохи очень важно, когда о нем заботятся и проявляют любовь, сколько месяцев ему бы не было

Какие игрушки для грудничка можно сделать своими руками?

Самостоятельным изготовлением развивающих игрушек для ребенка можно заняться еще до появления крохи на свет. Для этого вовсе не обязательно быть умелой рукодельницей или просить будущего папу проявить чудеса инженерной мысли. Достаточно подойти к процессу с точки зрения крохи. Что ему требуется в том или ином возрасте, мы уже знает, отсюда и будем отталкиваться.

Малышам, которые уже начали хватать ручками предметы, можно сделать множество интересных развивающих игрушек из того, что есть дома. На резинку можно надеть крупные пуговицы разного цвета. Малышу понравится их двигать, а при движении пуговицы будут еще и греметь. Если к конструкции добавить пару маленьких бубенчиков, то игрушка будет звенеть.

После полугода можно сшить ребенку мешочки из плотной ткани и наполнить их фасолью и горохом. Мешочки надо плотно и добротно зашить со всех сторон, чтобы малыш не рассыпал содержимое.

Из помпонов разного размера и цвета можно сделать яркие бусы, которые сначала будет висеть над кроваткой или в крохи, а потом из них легко будет сделать пирамидку, заранее заготовив аккуратный тканевый каркас со вшитой внутри проволокой.

Сделать мобиль под силу любой маме. Нужно взять круг (пяльцы или проволочный круг) и через равные промежутки повесить на него все, на что хватает фантазии. Если умеете шить — сшейте птичек или рыбок из яркой ткани, если вяжете — то свяжите что-то интересное для подвесок. Можно соорудить очень яркие бумажные шары, которые тоже будут хорошо смотреться на окружности мобиля, но помните, что бумажные игрушки нельзя давать ребенку в ручки.

Развивающий коврик тоже довольно прост в исполнении. Это, по большому счету, лоскутное одеяло, для которого подойдут все ненужные кусочки ткани. Если материал будет разной фактуры, это даже лучше. Коврик можно сшить круглым, прямоугольным. Для дуг используйте проволоку, которую нужно обшить яркой тканью и с помощью ленточек или липучек прикрепить к основанию коврика. На эти дуги можно будет вешать любые игрушки, для этого отдельно сшейте несколько крупных петель.

Более подробный вы посмотреть увидеть в другой статье.

Отличная развивающая игрушка — с большим карманом, в который подросший карапуз сможет складывать что угодно. Если нашить сразу несколько карманов, поиск спрятанной в них игрушки может прекратиться в увлекательное приключение. Сами кармашки обшейте крупными пуговицами, бантиками и лентами.

Для создания пирамидки можно привлечь папу, который сделает аккуратные детальки из и тщательно отшлифует их, а можно обойтись своими женскими силами, сшив или связав круглые цветные «лепешки» разного диаметра. Не забудьте об отверстии в середине.

Если сшить или связать круглые цветные шарики и пришить к ним небольшие липучки для одежды, можно собрать любой длины гусеницу, которую малыш сможет «разбирать» и «собирать» как ему нравится, в любом порядке.

Игрушка для ребенка до года не должна иметь острых углов, желательно, чтобы углов не было вообще. Используйте натуральные ткани и нитки хорошего качества, без дешевых текстильных красителей, которые могут вызвать у крохи аллергическую реакцию и отравление.

Множество интересных идей по изготовлению развивающих игрушек своими руками вы найдете в следующих видео.