Как лечить лунатизм
Детям, как правило, особого лечения не требуется. Подавляющее большинство страдающих снохождением в детстве, к наступлению периода полового созревания полностью перерастают это нарушение сна. Главное – исключить другие, более серьезные заболевания, с похожей симптоматикой, например, эпилепсию или апноэ.
Основное лечение же состоит в установлении и выработке правильных гигиенических привычек и регулировании времени отхода ко сну. Если ребенок во время снохождения склонен к агрессивным действиям, то во избежание приступа можно пробовать намеренно будить его. Так как циклы фаз сна периодично повторяются, можно просчитать, когда случится новый эпизод, и разбудить ребенка до его начала.
Присутствие какой-либо патологии может выявить только врач-психотерапевт или психолог. В индивидуальном порядке могут быть назначены следующие лекарственные препараты:
- сосудорасширяющие;
- успокоительные;
- общеукрепляющие.
Нечастое, эпизодичное снохождение у детей не является поводом для особого беспокойства родителей. Просто нужно быть к этому готовым и знать как вести себя с ребенком. Начинать бить тревогу нужно, когда проявления лунатизма становятся угрозой для здоровья или жизни малыша.
Загадочные случаи снохождения
В сети достаточно историй о странных и даже ужасных выходках лунатиков. Действительно ли они правдивы или придуманы людьми с богатой фантазией для привлечения аудитории – неизвестно. Однако некоторые из них просто шокируют.
Парень возвращался домой поздно ночью после вечеринки. Проходя мимо стройки, он почему-то задержал взгляд на высотном кране. Присмотревшись, мужчина разобрал в темноте отчетливый силуэт, двигавшийся по лестнице крана вверх. Он предположил, что это какой-нибудь рабочий строительной площадки поднимается в кабину, но что-то его все-таки насторожило. Силуэт был слишком маленького роста, но двигался быстро и уверенно. Парень подошел ближе и с ужасом понял, что на стреле высотного крана находится мальчик лет семи. Он был совершенно один и в пижаме. Мужчина не растерялся – сразу вызвал спасателей. Все закончилось хорошо, ребенка спасли. Его родители спокойно спали дома и даже не обнаружили пропажу сына. Они оба утверждали, что с мальчиком такое случилось впервые, а до этого случаев снохождения у него не наблюдалось.
Восьмилетний мальчик, проживающий на последнем этаже пятиэтажного дома, однажды ночью встал с постели и беспрепятственно вышел не только из своей комнаты, но и из квартиры. Побродив по площадке, он поднялся на крышу, подошел к самому краю и упал. Поскольку дом был довольно старый, вокруг него росли большие деревья. Именно это и спасло ребенку жизнь. Пролетая на уровне третьего этажа, он зацепился пижамой за ветку и завис. Конечно же, от такого удара ребенок проснулся и пережил сильнейшее психическое потрясение и шок. Он потерял сознание и остался висеть на дереве. Шум услышали соседи, они же вызвали медиков и сотрудников МЧС. Мать мальчика заметила, что ребенок покинул пределы квартиры, она опоздала буквально на пару минут, чтобы предотвратить падение. Малыш отделался переломом ребер и руки и необходимостью длительное время посещать психотерапевта. Но эпизодов снохождения у него больше не наблюдалось.
Профилактика сомнамбулизма
Как известно, любое заболевание лучше предупредить, чем потом лечить. Снохождение у детей – тоже не исключение. Профилактические меры, ежедневное выполнение которых направлено на предотвращение лунатизма либо снижения частоты эпизодов до минимума:
- Соблюдение режима дня. Отход ко сну нужно выработать только в определенное время, независимо от дня недели или праздников.
- В спальне не должно быть никаких внешних раздражителей – телевизор, компьютер, яркий свет и т.п.
- Температура воздуха допускается в пределах +20 ºС, именно она считается самой комфортной для здорового сна.
- Питание должно быть полноценным и соответствовать возрасту ребенка. Последний прием пищи желательно произвести не позже, чем за два часа до сна, с питьем тоже не стоит усердствовать. Сладкие, газированные напитки, чай, кофе, шоколад запрещается употреблять в вечернее время.
- Для ускорения засыпания можно использовать негромкую спокойную музыку, спеть колыбельную или почитать книгу. Успокоительный эффект дает обсуждение с ребенком событий прошедшего дня.
- Наладить взаимоотношения всех членов семьи. Ребенок подсознательно чувствует негативную психологическую обстановку и переживает по этому поводу.
Могут также помочь умеренные физические нагрузки. Регулярные занятия спортом, плюс прогулки на свежем воздухе, а потом прохладный душ – залог крепкого и здорового сна. При этом если малыш спит днем, то придется от этого отказаться.
Для лучшего засыпания можно использовать аромосвечи и эфирные масла. Хороший эффект дают ромашка, лаванда, шалфей, мирра, мелисса.
Из, так называемых, народных советов, самым распространенным способом профилактики снохождения считается: помимо всего вышесказанного, нужно каждую ночь стелить перед кроватью мокрое полотенце. Вставая с постели, ребенок соприкоснется с холодной и мокрой поверхностью и проснется. Рассуждая логически, это должно работать, но научно эффективность такого метода не доказана.
Основные причины проблем с дневным сном в детских дошкольных учреждениях
Ребёнок отказывается спать в детском саду, потому что чувствует тревогу.
Пребывание вдали от родителей, среди большого скопления других людей – серьёзное испытание для нервной системы, с которым все дети справляются по-разному. Если ваш малыш – интроверт или, наоборот, имеет легко возбудимый эмоциональный склад характера, ему может понадобиться дополнительная помощь при засыпании.
Для преодоления тревоги во многих детских садах малышам разрешают приносить любимую «игрушку для сна» из дома, а когда дети уже лежат в кроватках, читают им сказку или рассказывают истории. Если этого недостаточно, попросите воспитателя применить один из ваших домашних приёмов укладывания, например, поглаживания по спине или напевание, чтобы сама ситуация стала более знакомой и понятной для ребёнка.
Ребёнок не спит, потому что чувствует физический дискомфорт или неуверенность.
Некоторые стеснительные дети отказываются засыпать, потому что боятся не успеть выйти в туалет во время сна. Поговорите с персоналом детского сада о возможности использования специальной непромокаемой простыни, а также о поведении в случае «мокрого инцидента»
Никогда не ругайте ребёнка, если подобное всё-таки случилось, и следите, чтобы воспитатели также не акцентировали на этом внимание!
Иногда стеснение вызывают недостаточные навыки самообслуживания. Например, в садике требуют, чтобы дети сами переодевались в пижамы, а ваш малыш этого пока не умеет
Потренируйтесь с ним дома, в спокойной обстановке, а пока договоритесь с нянечкой, чтобы она помогала вашему ребёнку.
Также причиной физического неудобства могут стать болезнь, жёсткое постельное бельё, неудобная одежда для сна, слишком тёплый и сухой воздух в помещении, излишний объём пищи перед сном.
Ребёнок перестал спать в детском саду, хотя прежде делал это с удовольствием.
Возможно, он просто вырос. Несмотря на общие нормы сна, каждый ребёнок индивидуален и ему может требоваться меньшее количество сна, чем прежде. Эта причина особенно часто встречается у детей дошкольного возраста. Поговорите с воспитателями, чтобы вашему ребёнку разрешили заменить обязательный дневной сон на «тихий час», во время которого можно листать книги или играть в тихие игры, никому не мешая.
Другой причиной резкой смены настроения в отношении сна может быть конфликт в коллективе или даже с воспитателем. Попросите ребёнка рассказать о своём дне в садике, обращая внимание на то, с кем играет ваш малыш, как часто контактирует с другими детьми, какие занятия и поступки трогают его больше всего.
В случае серьёзного конфликта, возможно, потребуется консультация детского психолога или даже смена детского сада.
Ребёнок плохо спит в детском саду из-за проблем с дисциплиной.
Если персонал детского сада обладает недостаточным педагогическим опытом, если вы излишне опекаете ребёнка или, наоборот, держите его в ежовых рукавицах – это тоже может привести к проблемам с дневным сном. Выявить такую причину проще других, достаточно понаблюдать, как ведут себя дети в присутствии воспитателя и родителя.
По мнению Людмилы Петрановской, там, где взрослый занимает полагающуюся ему позицию взрослого, дети спокойны, активны и послушны, когда дело касается привычного распорядка дня. В случае, когда авторитет родителя или воспитателя нарушен, дети начинают капризничать, проверять установленные границы поведения или даже манипулировать.