«Вот мы с ним отлично ладим!»
Подобную эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно сложно принять. Типичная внутренняя логика: это я — плохая мать. Еще и бабушка может подлить масла в огонь: «Вот мы с ним отлично ладим, а при тебе он сразу начинает капризничать». Но если родители перестанут думать, что такое поведение ребенка обращено на них и что именно они виноваты в том, что произошло, перед ними откроется огромный арсенал возможностей и реакций.
«Просто сразу становится очень холодно». Что чувствуют дети, когда на них кричат родители
В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если немного подождать и не опасно отстраниться — не стать холодными, а внутренне отойти на пару шагов, — то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он сможет выйти сам, но даже если и застрянет там, ему можно помочь словами: «Я так по тебе соскучилась! Вижу, и ты по мне тоже очень скучал».
Бывает, что контраст между бабушкой и мамой слишком большой. Тогда провокативные реакции у ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях его желательно моментально передавать с рук на руки, в буквальном смысле. Если мама с бабушкой сядут пить чай или будут долго обсуждать новости, ребенок не успокоится. Лучше — «дверь в дверь»: один пришел, другой вышел.
Иногда нужно смириться, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым.
С каждым человеком — особые отношения
Надо понимать, что с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, «выделенная линия общения».
Своя «выделенная линия общения» у ребенка должна быть с тетей, бабушкой, с няней. Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, командует и даже манипулирует ею, то он ведет себя так потому, что для бабушки это нормально, она это разрешает. У них развивается своя, вполне гармоничная история. Это особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой и развиваются по другим законам. В них ребенок другой. Ведь и взрослый человек в отношениях с каждым из своих близких проявляется по-разному.
Если родители в разводе, то с папой (если с ребенком осталась женщина) у малыша тоже сложатся свои особые отношения. Тут, конечно, все сложнее, не так спокойно и безопасно: маме будет непросто смириться с тем, что существует такая «выделенная линия».
Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях она не сомневается, вполне разумно позволить отдельный формат. «Выделенная линия» общения позже может сложиться с учителем, тренером. А потом ребенок также сформирует свою историю общения с друзьями.
Такие отношения не вызовут сложностей, если со стороны мамы не будет непонимания, ревности, диктата. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими на своей «выделенной линии», это всем пойдет только на пользу.
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании
Мир-дружба: как справиться с плохим поведением
С чем бы ни была связана проблема плохого поведения, чем раньше она разрешится, тем лучше будет для всей семьи. В этом случае могут помочь следующие методы:
- Проявление любви к ребенку. Похвала, объятия, поцелуи помогут малышу ощутить себя важным и нужным, что в итоге позволит снять психологическое напряжение.
- Совместные развлечения. Уроки езды на только что купленном велосипеде, совместная установка надувного бассейна, тихие вечера за настольными играми – это лишь немногие способы показать сыну или дочке свою любовь.
- Перестановка или ремонт детской. Это не только отвлечет ребенка от капризов, но и позволит чувствовать себя нужным и важным. Достаточно обновить мебель – и вот уже любимое чадо с радостью обживает новое царство – ссориться тут просто некогда.
- Беседы с воспитателями. Если поведение сына или дочки резко ухудшилось с началом посещения детского сада – возможно, стоит лично поговорить его сотрудниками. Возможно, совместными усилиями ситуацию легко исправить.
- Спокойствие и только спокойствие. Не реагировать на провокации и непослушание порой так трудно – но ради детей стоит держать себя в руках и гнуть свою линию. Спокойные запреты без криков и наказаний лишь заставят ребенка уважать и чтить авторитет мамы и папы.
1-3 года – еще одна важная ступень в развитии малыша, и на пути к взрослению без неприятностей обойтись крайне сложно
Однако чуткое отношение и любовь мамы и папы помогут ребенку преодолеть любые проблемы с поведением – и понять, как его ценят родители, что невероятно важно для самооценки в будущем
Почему данной проблеме уделяют столько внимания в психологии и педагогике?
1
Во-первых, детское непослушание разрушает личность самого ребенка. Его границы дозволенного стираются, в обществе такой ребенок делает только то, что сам считает нужным, независимо от того, разрешено это или нет. За указанным следует асоциальное и деструктивное поведение. Во взрослой жизни такого ребенка ждет одиночество, ведь он не сможет строить никакие социальные отношения, так как не способен идти на компромисс.
2
Во-вторых, проблемный ребенок провоцирует родителей, из-за чего случаются конфликты внутри семьи и нервные заболевания у родителей. Выросший из милого шалуна неуправляемый ребенок будет причиной скандалов и перекладывания вины родителей друг на друга. В семьях с неуправляемым ребенком часто случаются разводы.
3
В-третьих, непослушание создает социальные конфликты: ребенок ругается со сверстниками, преподавателями, родителями — людьми, которые становятся жертвами его деструктивного поведения. Такой ребенок систематически нарушает общественные нормы и правила пребывания в учебном заведении
В подростковом возрасте он, чтобы обратить на себя внимание, провоцирует сверстников на конфликты и драки.
Если углубляться в проблему, то непослушный ребенок — более крупная и серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд. По статистике, неформалы, суицидники, преступники часто вырастают из капризных детей
Их асоциальное и девиантное поведение, отрицание и порицание общепринятых норм и законов имеет корни из детства и является способом обратить на себя внимание социума и добиться требуемого
Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее ее устранить.
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
Девиантное поведение
Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.
Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.
Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.
Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.
Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:
- освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
- избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
- демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
- побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.
Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.
Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.
Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.
Самые частые причины плохого поведения ребенка
Ежедневно общаясь с детьми, родители и не подозревают, в каких моментах ведут себя неправильно. То, что кажется им привычным и приемлемым, может негативно отразиться на малыше. Человеку кажется, что он воспитывает своих детей должным образом, в то время нанося им вред. После возникает вопрос, почему так происходит?
Дефицит внимания
Считается самой распространенной причиной. Если малыш пытается поговорить с родителями, а они отказываются взаимодействовать, его поведение меняется. Он находит другой способ привлечь старших к собственной персоне — непослушание.
Дети нуждаются в частом контакте с собственными родителями
Потребность во внимании по важности можно сравнить с потребностью в еде и отдыхе
Тотальная опека родителей
Чрезмерная забота со стороны родителей делает его несчастным по жизни. Взрослея, он привыкает, что родители решают за него все проблемы. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими трудностями, которые не может решить самостоятельно.
Это мешает ему контактировать с людьми и добиваться поставленных целей. Нельзя все делать за детей. Необходимо позволять им быть уверенным в принятии собственных решений.
Постоянная критика со стороны взрослых
Когда малыша все время критикуют, он становится неуверенным в себе. Если у него будет что-то не получаться, он даже не будет стараться и все время винить себя за неудачи. Критика со стороны близких людей, неприятности и неудачи рано или поздно сломают человека.
Чрезмерная требовательность
Что бы малыш не сделал, родители всегда требуют от него еще большего. Он очень старается, пытаясь угодить им, забывая о собственных желаниях. От него требуют совершенства, что не по силам каждому человеку.
Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года
Причина всего — это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:
- Меняются пропорции тела.
- Приходит осознание своего «Я».
- Попытки отстоять свои желания и границы.
Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:
- регулировать бушующие эмоции;
- полноценно изъявлять желания;
- анализировать ситуацию.
Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием — в 4 года
Опасный возраст
Несмотря на то что в целом количество детских травм за последние 10 лет снизилось почти втрое, уровень повреждений от внешних причин по-прежнему остается высоким и занимает третье место в структуре детской заболеваемости.
По мере того как развивается прогресс и появляются новые средства для досуга и активного отдыха, изменяются также причины, характер и последствия детских травм. Одно остается неизменным: как показывает медицинская статистика, подавляющее большинство травмирующих несчастных случаев происходит дома и на улице, когда дети остаются без надлежащего контроля со стороны родителей или других взрослых.
По словам Татьяны Бурдь, ежегодно в Беларуси регистрируется порядка 750 тысяч травм, из них 150 тысяч – у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно.
В пересчете исключительно на детское население получается, что каждый год в среднем 8 детей из 100 становятся жертвами несчастных случаев, травм, отравлений. Около 70 детей остаются инвалидами… В некоторых случаях травмы приводят к невосполнимой утрате. Так, в прошлом году из-за полученных травм погибли 127 детей, из них 22 – в возрасте до 1 года… Говоря языком медстатистики, именно внешние причины являются ведущими в структуре преждевременной детской смертности.
Кирилл Криворот:
– Больше всего травм регистрируется в Минске – почти треть от общего количества. Меньше всего в Гродненской области. Самый травмоопасный возраст – 10 – 13 лет, почти 45 тысяч зарегистрированных случаев травматизма приходится именно на него. На втором месте дети в возрасте от 5 до 9 лет, на третьем – 15 – 17-летние подростки.
Из всех детских травм с огромным отрывом (75%) лидируют травмы конечностей – ушибы рук и ног, вывихи, растяжения, переломы. 12% случаев приходится на повреждения головы и шеи. Остальное занимают прочие травмы – переломы позвоночника, травмы внутренних органов, ожоги, отравления, множественные травмы.
Кирилл Криворот:
– За последние годы увеличилось количество и появились новые виды травм, полученные при прыжках на батуте, катании на тюбингах, роликах и скейтбордах, электросамокатах и электроскутерах, моноколесах и т. д. Если структурировать по месту и механизму их получения, то оказывается, что преобладают бытовые (почти 55%) и уличные травмы (34%). Значительно реже встречаются спортивные, школьные, транспортные, насильственные и прочие.
Детский травматизм в сухих статистических цифрах имеет важное значение, поддерживает коллегу Дмитрий Тесаков, потому что дает понимание проблемы и возможность объективной оценки тех факторов, которые увеличивают риск несчастных случаев. Дмитрий Тесаков:
Дмитрий Тесаков:
– В организованной обстановке, так скажем, где есть контроль и надзор за детьми со стороны взрослых (школа, спортивная секция, летний лагерь), вероятность несчастных случаев и травм крайне низкая. Но когда ребенок предоставлен сам себе (на игровой площадке, на улице, дома в отсутствии родителей), риск травматизации многократно возрастает, что и показывает статистика.
Мы живем в такое время, когда родители очень и почти всегда заняты. Поэтому, сталкиваясь с потенциально опасными ситуациями (например, ребенок вынужден долго оставаться один дома или на игровой площадке), они зачастую надеются на то, что авось пронесет. Я против того, чтобы вину, если «не пронесло», взваливать целиком на родителей. Но я за то, чтобы они понимали: дети – не только их собственность, но и их ответственность. Бояться и переживать поздно, когда что-то уже случилось. «Бояться» нужно на опережение, чтобы всеми доступными средствами обезопасить себя и ребенка от возможного несчастного случая.
Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет
Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:
Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.
Ревность. Ранний возраст – время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу
Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека
Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.
Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.
Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.
Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.
Возрастные особенности
Развитие детей происходит не постепенно, а скачкообразно. Одной из таких ступеней развития является возраст 7 лет. Обычно в этом возрасте ребёнок уже либо посещает первый класс, либо собирается пойти в школу. И совпадение изменения социального статуса с психоэмоциональными особенностями малыша в данный кризисный период может дать неожиданный для родителей результат. Кризис – это всегда стресс. Дошкольник превращается в школьника, но не всегда готов к этому психологически. Отсюда капризы, проблемы с дисциплиной, несоблюдение правил, принятых в обществе, грубость и тому подобные черты.
Что делать? Можно ли считать, что 7-летний ребёнок поступает «плохо» только из желания позлить родителей? Нет, конечно! Напротив, можно сказать, что такое протестное поведение – норма для данного возраста, предсказуемо и является обычным делом. Если родители поймут это и наберутся терпения, им удастся сохранить спокойствие. А вот чего точно не надо делать, так это гневаться и ругать малыша. Напротив, именно сейчас он нуждается в особой заботе и поддержке, и задача родителей – их обеспечить.
Поведение укрепляет родитель
Не всегда плохое поведение совпадает с возрастным кризисом семилетия. Можно наблюдать его и в 5, и в 6 лет. Самый распространённый пример – капризы в магазине, когда малыш требует купить себе что-то, а мама сопротивляется изо всех сил. Но потом сдаётся: ей сложно устоять перед капризами, хныканьем, обидами и иногда истериками малыша. Да, ребёнка ругают, но одновременно вручают ему злосчастную игрушку. И тем самым закрепляют нежелательное поведение.
Что делать? Быть последовательным в своём воспитании. Стоит ребёнку понять на личном опыте, что так называемое плохое поведение может принести ему вознаграждение в виде родительского внимания, обновки и тому подобных бонусов, и перевоспитать его будет сложно
Поэтому очень важно:
- договариваться о возможностях и о поведении в общественном месте заранее («Да, мы пойдём в магазин, но покупать будем продукты, а не игрушки»);
- соблюдать эти договорённости, что бы малыш ни вытворял. Яркая эмоциональная реакция мамы на капризы – это тоже подкрепляющее поведение.
Попытка добиться нужного
Иногда плохое поведение – это зашифрованный язык, которым ребёнок пытается сказать взрослым: мне плохо. Он так жалуется. И хорошо, если мама умеет читать своего ребёнка как открытую книгу и знает его особенности.
Один малыш начинает капризничать, когда заболевает. Другой становится агрессивным, если голоден. Третий становится совершенно несносным, когда устал и хочет спать. Причиной «плохого» поведения могут быть скука, неспособность справиться с мучающей проблемой, страх.
Что делать? Наблюдать за поведением своего ребёнка, присматриваться и пытаться понять причины, которые им движут в таких «экстренных» ситуациях. Иногда ребёнок слишком мал, чтобы уметь озвучить проблему. Всё это приходит с возрастом. Поэтому, если речь идёт о дошкольнике и младшем школьнике, искать причину и устранять её приходится родителям.
Что означает «плохое поведение ребёнка»
2. Когда ребёнок «плохо» себя ведёт — это сигнал для вас о том, что у него есть какое-то эмоциональное напряжение, не удовлетворены его важные потребности, ему не хватает вашего внимания, у него отсутствуют какие-то знания и умения в конкретной ситуации.
3. Капризное и плохое поведение ребёнка – это верхушка айсберга, которую мы часто видим
Важно спрашивать себя: «Что сейчас происходит с ребёнком? Чего ему не хватает? Что он на самом деле хочет? В чём проблема?» Эти вопросы помогут вам «взять паузу» и лучше понять своего ребёнка
4. У ребёнка есть две ключевые потребности: а) во Внимании и б) в Личной Силе. Потребность в личной силе можно писать словами: «Я – значимый и важный, к моему мнению прислушиваются, мне предоставляют право выбора, у меня есть контроль над ситуацией, ко мне относятся с уважением».
5. Если эти потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить
Например, залезет на стол с ногами (сразу получит Внимание) или будет сильно упрямится (показывая свою Личную Силу)
В чем разница между ложными и истинными истериками в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет)
Истерики, когда ребенок падает на пол и бьется головой, относятся к категории ложных. Такое поведение — не патология, а проживание негативизма, упрямства, строптивости, своенравия и бунта, характерные для раннего детского возраста.
Важно! Не путайте такое поведение с аффективными (истинными) истериками.
Истинные истерики — это аффективные состояния, когда ребенок не может себя контролировать. Причиной чаще всего является какое-то заболевание (например, сахарный диабет). Такие истерики возникают внезапно и без причины. Они могут быть в любом возрасте ребенка. В подобных случаях нужно медицинское обследование.
Советы родителям
Соблюдайте режим дня. Если ребёнок привыкает есть, спать и гулять в одно и то же время, его реже беспокоит скука, раздражительность, злость.
Удовлетворите потребности. Подумайте, что вызвало нежелательное поведение, и займитесь причиной: накормите, напоите, спать уложите.
Занимайтесь профилактикой проблем. Вы знаете, что вам предстоит долгая дорога с ребёнком? Спланируйте, как вы покормите его в пути, где он сможет отдохнуть, чем будете его отвлекать и развлекать.
Вам может быть интересно:
о влиянии темперамента на поведение ребёнка читайте в нашей статье «Первый класс и темперамент ребёнка»