Миф 3. Ребенок должен быть все время занят
Мы до сих пор боимся вырастить бездельника и неумеху. Стараемся “подкинуть ребенка повыше” с помощью развивашек, кружков и репетиторов. Если у него появилось свободное время, усаживаем за настольную игру или познавательный фильм. Да еще и сами садимся рядом с ним, хотя предпочли бы полежать в ванной или погулять с подругой. Когда ребенок входит в сознательный возраст, вместе со школьными учителями давим на него ответственностью за будущее, предлагаем взять еще один классный онлайн-курс или поехать в языковой лагерь на весенних каникулах.
Чаще всего такой подход изматывает всю семью и портит отношения. А ребенку не дает шанса почувствовать собственные желания и выбрать то, чего больше хочется. Во взрослой жизни он будет с удивлением (или содроганием) вспоминать занятия сольфеджио, айкидо и робототехникой – если, конечно, не бежал на них сам вприпрыжку.
Да, важно показать ребенку разные возможности, создать развивающую среду, в которой он сможет выбирать занятия и пути роста. Но, может быть, еще важнее дать время подумать, полениться, захотеть чего-то и научиться занимать себя самостоятельно
Тогда во взрослой жизни человек с большими шансами найдет себя и будет спокоен и рад, даже если не взлетит высоко.
Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»
Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.
Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.
Заблуждения о воспитании лидерских качеств
Не правы родители, которые считают, что:
- Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
- Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
- Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.
По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.
Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3
«Шлепок ещё никому не повредил»
Это самый вредный совет на свете. Никогда не бейте своего ребёнка. Насилие порождает насилие и недоверие. И всё. Никакого другого влияния на дисциплину или обучение оно не оказывает. Оно может только покалечить человека и сделать хуже. Особенно — когда речь о детях.
Как взрослые, мы несём огромную ответственность за то, чтобы направлять, защищать и учить ребенка
При этом важно помнить, что дети лишь пришли в этот мир. Они его открывают, узнают и познают
Откуда им знать, как и что у нас тут принято? Поэтому просто объясните твёрдым голосом, чтобы они понимали, что делают неправильно, если поведение — действительно неприемлемо.
Единственное, чему учит насилие, — это страху.
Миф 1. Можно ли давать ребёнку всё, что захочет?
Первый миф гласит: категорически нет! «Иначе никогда не слезет с вашей шеи! Разбалуется, привыкнет, что все бегают вокруг и исполняют желания». Стоп! Нужно остановиться и задать вопрос: почему малыш просит эту вещь? Варианты могут быть разными:
- стремление познать окружающий мир;
- кризис трёх лет;
- физическое и эмоциональное переутомление;
- недостаток внимания.
Дошкольник – это исследователь. Познавать мир он может лишь при помощи собственных ощущений. Нужно потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Это возможно, если вещь в руках. Здесь необходимо лишь помнить: всё должно соответствовать возрасту. (Не давать мелкие игрушки детям до трёх лет. Следить за сертификацией предмета (отсутствие вредных веществ). Спички категорически запрещены и так далее).
В три года ребёнок может начать делать всё наоборот. Это первый кризисный период. Если родители не разрешают брать какую-то вещь, малыш будет её требовать из принципа противоречия
Варианты действий взрослых разные: переключить внимание, не делать заранее запретов без необходимости. Внимание! Это не касается вещей, которые угрожают здоровью и жизни ребёнка!
Причиной капризов, истерик может стать переутомление. Малыш сам не знает, чего хочет, начинает просить то одно, то другое. Нужно не исполнять его желания, а дать возможность отдохнуть, погладить, приласкать.
Очень часто ребёнок требует игрушку не потому, что она ему необходима. Он хочет ласки, маминого взгляда. Ему нужно знать, что его любят. Чуткость родителей предупредит вероятность того, что их чадо будет хитрить и брать вещи без спроса
Любовь и душевное тепло – самое лучшее средство для недополучающих внимание детей
Дети, которые требуют индивидуального подхода в развития, воспитании и обучении
В первую очередь большие трудности с такими малышами возникают у родителей. Они понимают что ребенок не такой, как сверстники, и стремятся сделать все, чтобы он был таким, как все. Но порой такое стремление для родителей и воспитателей заканчивается очень плохо. Против природы не пойдешь. А такая деятельность довольно-таки серьезно может травмировать самого ребенка.
К данной категории детей относятся:
- Левши — это самая распространенная категория детей, которая страдает от непонимания взрослых, родители стараются заставить свое чадо также выполнять все действия, как и его сверстников – именно правый рукой. Очень часто такие дети имеют большие проблемы с родными. Из-за этого ребенок начинает драться, становится агрессивным.
- Медлительный ребенок. Такие дети очень сильно раздражают родителей, которые постоянно торопятся, а ребенок за ними не успевает. Медленно он делает своих родителей еще более раздраженными. Чтобы не опаздывать, мама и папа делают за малыша все, что он начал, тем самым приучая его не доделывать дела до конца. Стоит помнить, что медленного ребенка сделать быстрым абсолютно невозможно.
- Гиперактивный ребенок. Это совсем другая крайность. Чрезмерно активный малыш делает жизнь родителей просто невыносимой.
«Не бегите к ребёнку по первому всхлипу»
Никогда не игнорируйте малыша. Не оставляйте плачущим, не отстраняйте протянутую ручку. Дети не плачут от злости и не умеют манипулировать людьми. Плач — это их способ общения, и он варьируется в зависимости от потребностей и ситуации.
Младенец, которого игнорируют, испытывает сильную боль, что выражает с помощью плача. Не забывайте, что перед вами — крошечное и беззащитное человеческое существо, полностью зависящее от своих родителей. Никогда не оставляйте его одного. Это еще одна вещь, которую нельзя делать со своим ребенком. Вообще.
Многие говорят, что ребёнка очень легко разбаловать, если бежать к нему по первому требованию, что он должен быть независимым и самостоятельным. Однако результат подобной практики — весьма печален. Такой малыш вырастает взрослым, который не умеет любить, никому не верит и ничего хорошего не ждёт ни от людей, ни от этого мира. Эмоциональные раны в его душе не затягиваются даже спустя десятилетия. Он также, скорее всего, будет неуверенным в себе, с заниженной самооценкой. Что самое печальное — и в 40, и в 50 лет, и в 70.
Миф четвертый. В Монтессори-школах вокруг ребенка создается искусственная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.
Правильнее было бы назвать развивающую среду Монтессори-школы специально подготовленной. Здесь действительно на полках лежит масса предметов, назначение которых глубоко и многослойно. И дети, и взрослые называют эти бусинки, коробочки и баночки, а позднее лабораторное оборудование, справочники и энциклопедии материалами для свободной работы. 60% – это классические материалы, придуманные самой Марией Монтессори сто лет назад. Любопытно, что нынешние российские ребятишки работают с ними с не меньшим энтузиазмом, чем их ровесники начала прошлого века. Многие ли наши учебники или учебные пособия могут составить им конкуренцию? Разве что “Азбука” Льва Николаевича Толстого.
Но в Монтессори-школе каждый педагог, наблюдая за детьми, создает специально для них и собственные дидактические материалы, и тексты. Так принято, и это вызвано жизненной необходимостью каждого класса. (Кстати, коробочки и баночки, которые не пользуются популярностью у детей, убираются с полок.) Разумеется, специально подготовленную среду такого класса можно назвать искусственной, поскольку она состоит из многих культурных предметов, созданных руками профессионального педагога. Но она, согласитесь, не более искусственна, чем среда обычного школьного кабинета с тремя рядами парт, доской, учительским столом и закрытым на замок шкафом со старыми учебниками и запыленными муляжами.
В обычном классе учитель, конечно, может провести блестящий урок, заворожив учеников собственной личностью, но в нем, к сожалению, нельзя организовать свободную самостоятельную работу детей, где учитель отступает на второй план, а в центре оказывается ребенок, ученик. Но каким образом окружающая среда предоставляет ему свободу действий? В чем эта свобода? Очень просто: ребенок волен действовать самостоятельно, но не мешая другим, не нанося вреда своему и чужому здоровью и не портя ничего вокруг. Ты можешь взять с полки любой материал и сколь угодно долго работать с ним один или с партнером. А если устал, можешь вообще ничего не делать. Посидеть, понаблюдать за работой других.
У Монтессори понятия свобода и дисциплина слиты в одно целое. “Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя дисциплина” Способность выбирать наилучшее из всего окружающего. Дисциплина – это тоже внутренняя способность владения собой. И то, и другое заложено в ребенке природой. От нас, взрослых, зависит, чтобы эти две способности развивались гармонично. Профессиональный Монтессори-педагог достигает этого в работе с детьми за три-четыре месяца.
И, пожалуй, самым важным аргументом в пользу естественности детей в классе М.Монтессори является принципиальное отличие построения развивающей среды для детей разного возраста. Этот принцип основан на наблюдениях за спонтанным, свободным, естественным развитием ребенка в разные периоды его жизни. В классе стоят строго только те предметы, которые помогают ему в самостоятельном взрослении и освоении окружающего мира, наук и в приобретении социальных навыков. Говорят, что такая развивающая среда слишком дорого стоит. Но заметьте, что основа ее создается единожды и служит потом верой и правдой нескольким поколениям детей.
О слове «воспитание»
Вот, кстати, очень интересно, что значит слово «воспитание» по-русски. Знаете, слова очень часто подсказывают нам что-то. Вот также слово «воспитание». Сегодня этот миф не декларируется, но он как-то принят уже большинством населения, что воспитание – это неотступно следить за ребенком, это его хорошо кормить, хорошо одевать, в общем давать ему все. А на самом-то деле давайте вдумаемся в смысл слова «воспитание». Что такое приставка «вос-»?
Как правило в русском языке эта приставка означает вектор, направленный вверх: вос-хождение, воз-несение, вос-стание. Даже слово «возглас» означает звук, направленный к небу, т.е. вверх – вот что такое «возглас». А что такое «воспитание» значит? Это питание верха, а не питание низа. Это питание души. Души, которая должна восходить. Вот что такое «воспитание»! Смотрите, как русский язык показывает нам правильный вектор детоводительства. Воспитание – это восхождение души. Вернее, это такое детоводительство, которое способствует восхождению и возвышению души. И об этом надо помнить.
«Ребёнок должен спать только в своей кроватке»
Ещё один вредный совет. Отбросьте его сразу. Что плохого, если вы перед сном возьмёте малыша к себе, и он заснёт в ваших объятиях? Это его успокоит, это принесёт радость. Зачем лишать его всего этого?
Также малыши чувствуют себя незащищёнными, когда просыпаются. Вот почему они плачут и зовут взрослых ночью и по утрам. Им попросту больно и страшно!
Спойте малышу колыбельную, покачайте, ласково поговорите. Самое ужасное, что можно сделать с ребёнком, это позволять ему плакать, пока не заснёт. Это не научит его справляться со своими эмоциями. А вот недоверие к миру и к вам — сформирует.
Так что не слушайте советов «умудрённых опытом». Мы все учимся, и вы знаете лучше, что необходимо вашему ребёнку. Слушайте интуицию, своё сердце. Это лучшие советчики!
Не говорите: ” Математика больше для мальчиков”
Исследование, проведенное с участием 400 детей, показало, что к шести годам девочки считают, что мальчики больше подходят для “действительно умных” занятий, чем они сами.
Это означает, что очень важно, чтобы вы были уверены в своих собственных способностях и убедились, что ваша дочь знает, что для девочек нет границ. Так важно, чтобы дети не чувствовали, что между ними и тем, что они хотят делать, нет никаких барьеров.
Например, если вы скажете: “Я плохо разбираюсь в математике”, ваша дочь поймет это и, возможно, подумает: “если мама не может этого сделать, то и я не могу”.
На самом деле, ваш ребенок может быть тем, кем он хочет быть
И речь идет о том, чтобы показать молодым девушкам и мальчикам это через уверенность в себе и празднование своих сильных сторон.
На портале Vikidsвы можете:
Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.
Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в “группы развития”, подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.
Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.
Главные мифы о воспитании детей
В каких случаях родители должны быть предельно жесткими, не взирая на общепринятое мнение
На тему воспитания написано много умного и глупого. Если вы – молодые родители, то по совету старших может быть вы и почитаете Бенджамина Спока ( кумир мамочек из 90-х), но вряд ли вы полезете читать философа Жан Жака Руссо ( 18 век), который еще тогда заложил в основу воспитания самые ключевые моменты. А надо бы. Рассмотрим мифы о воспитании детей, которыми все же руководствуются при выращивании младых членов общества.
1. Ребенка нужно сильно, очень любить и за многое прощать!
Вы поразитесь, насколько часто вбивается эта мысль в голову всем. Что значить – любить? Если вы его воспроизвели на свет, то вы его по-любому полюбите, это итак понятно. А вот заменять понятием “я же его люблю, мне жалко его наказывать” – это уже преступление. Причем против этого же ребенка. В будущем ваша псевдолюбовь ударит и по вам и по нему. Не заменяйте понятие “любить” на понятие “жалеть”.
2. Ребенка нельзя заставлять!
Еще как “льзя!”. Ребенка нужно постоянно заставлять. Не принуждать физической силой, но настаивать на выполнении необходимых действий. Начиная с горшка в два года, заканчивая принудительным мытьем посуды, уборкой и так далее. Понятно, что принуждение к определенным действиям, которые в определенном возрасте должен совершать ребенок, должно быть сознательным. Если ребенок в три года ходит в памперсах и какает в штаны, это, извините, частенько следствие вот такой родительской “любви”, жалости и маминой лени. Если 15-летняя девочка не моет посуду, а мальчик-подросток совсем не участвует в мужских семейных задачах, то это – следствие псевдолюбви, за которое общество вам потом спасибо не скажет.
3. Ребенка нельзя наказывать!
Опять “льзя”! Ребенка нужно наказывать, иногда и телесно. Наказывая ваше дитя, вы спасаете его от ошибок в будущем. Вы помогаете ему выстраивать свою линию защиты, пока он – неразумен, просто комок рефлексов. Вы ответственны за это существо, ваша задача его вырастить живым, здоровым и приученным выживать. Если вы позволяете ему совершать асоциальные поступки в детстве без наказания, вы ставите на его развитии крест. Потому что не формируете причинно-следственные связи.
4. Ребенок сам определится, кем он будет когда вырастет
Это – один из самых разрушительных мифов, который погубил много судеб. Нет и снова нет! Подросток, как правило, сам не в состоянии понять, что у него в этой жизни будет лучше всего получаться
Здесь как раз и нужны внимательные и наблюдательные, ( внимание!) любящие родители! Вот где любовь. Любовь – это внимание, пристальное внимание
Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что “без работы не останется…”. Или – если родители – врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением – это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет.
Фото RachelBostwick
Миф третий. Система М.Монтессори рождена в Европе, и нечего ее тащить в Россию, у нас много своих замечательных педагогов.
Этот миф рожден еще в начале прошлого века. После большевистской революции космополитизм преследовался в резолюциях партийных съездов.
Считалось, что российской культуре присуще только рожденное в ней самой. И не может быть ничего, стоящего над этой культурой или привнесенного в нее извне. Не могло быть и речи о том, что советского человека можно воспитывать, руководствуясь идеями западной педагогической системы. Но в том-то и дело, что мы более полувека воспитывали именно советского человека. Похоже, что Россия еще не отошла от этих предрассудков, потому что и в верхних эшелонах власти, и в современных научных кругах до сих пор отворачиваются, а то и открыто осуждают педагогические системы, рожденные в других странах. Наука делает вид, что они несерьезны, а наши ученые придумали нечто более значимое; чиновники же не хотят лишних хлопот. Чаще всего они просто некомпетентны в аттестации таких необычных школ и учителей. За неимением соответствующих документов принимается решение попросту закрыть школу или предлагают ей подчиниться отечественным порядкам.
Ценность Монтессори-педагогики в том, что она абсолютно лишена какой бы то ни было идеологичности и исходит из понимания ребенка как уникально развивающегося существа, наделенного природой и Богом общечеловеческими возможностями. Поэтому Монтессори-школы существуют сегодня в очень многих странах мира. И почти во всех педагогических колледжах и университетах изучается теория и методика этой системы воспитания детей. Вряд ли какая-нибудь другая система может сравниться с ней по точной и до мелочей продуманной технологии применения. Кстати, это тоже одна из причин мощного распространения по миру: при желании ею может овладеть каждый учитель. Но вот создать настоящую Монтессори-школу непросто. На это требуется немало лет кропотливой работы, потому что начать придется с организации жизни самых маленьких ребятишек и постепенно, по мере взросления, обустраивать их жизнь.
Система есть система! Вот почему особенно жаль закрытой два года назад в Москве начальной школы М.Монтессори в учебно-воспитательном комплексе 1641. Теперь, чтобы восстановить то, что было сделано московскими педагогами, понадобится около 10 лет. Но это не приняли в расчет ни чиновники из Комитета по образованию, ни директор учебного заведения, где проходил этот уникальный для всей России педагогический эксперимент, ни московские образовательные власти. Никто, кроме учителей, детей и родителей, к сожалению, не увидел ценности происходящего в маленькой начальной школе в окраинном районе столицы.
Слишком откровенные
Некоторые родители начинают с малого возраста посвящать своих детей во взрослые проблемы. К примеру, если есть проблемы с деньгами, родители рассказывают ребенку об этом и сразу просят понимания. Подобным поведением родители стараются демонстрировать собственную честность и даже хвастаются воспитанием.
Но ребенку сложно принимать действительность. Детство – это беззаботный период и стоит наслаждаться каждым мгновеньем. Взваливая на ребенка взрослые проблемы, ждать от него понимания смысла нет.
Такая честность повиляет на него, и не всегда положительно, ведь если ребенок будет зациклен на взрослых проблемах, может проявляться растерянность, страх и тревожные мысли.
Миф 3: Детей нужно постоянно контролировать (за детьми нужен глаз да глаз)
Никто не говорит, что родители должны оставлять маленьких детей без присмотра. Речь идет о тотальном контроле. Когда они пытаются уберечь (оградить) своих чад от всего.
Давайте вспомним мам, который бегают за детьми по площадке, чтобы те не упали, не ударились или не засунули в рот чужую игрушку. Или случаи на кухне с криками: «выбрось каку», «не трогай»…
Как приготовить овощи, чтобы сохранить витамины: 5 способов
Вот именно такое отношение современных родителей мешает детям вырастать сильными и самостоятельными личностями. Приобретать опыт, который можно получить, наступая только «на собственные грабли».
Миф 5: Ребенка надо воспитывать
Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.
«Я не приторный папа!»: Влад Топалов признался, что иногда его «бесит» маленький сын
Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».
Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.
И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.
В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.
Миф седьмой. Дети в детских садах М.Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников.
Прежде чем это утверждать, надо понять, что Мария Монтессори понимала под игрой. Она ведь не отрицала ее, но предлагала для игры другие рамки. “Ребенка ссылают в мир игрушек, – говорила Монтессори, – удаляют его от дел, которые нужны ему для внутреннего развития”. Разве это не так? Мир современного ребенка действительно насыщен копиями, и иногда скверными, предметов, которые есть в мире взрослых. Например, игрушечная стиральная доска или набор пластмассовых молоточков… Не лучше ли дать в руки ребенку настоящую посуду и предоставить возможность ее мыть? Таким образом удовлетворить его потребность в действии и позволить осваивать реальный окружающий мир. Осмысленное действие – вот что важнее детям во сто крат, чем любая игра в куклы. Внимательные наблюдения за детьми позволяют современным Монтессори-педагогам утверждать, что ведущей для маленького ребенка является не игра, а полезная деятельность. Играет же он, отдыхая от этой полезной деятельности, если, конечно, таковая взрослыми для него организована.
Ребенок с нарушениями в эмоционально-волевой сфере
Такое случается в том случае, если ранее были допущены серьезные ошибки в воспитании
Не секрет, что для таких детей важно быть либо лидером, либо поддаваться стадному чувству. Они вспыльчивы, постоянно конфликтуют со всеми, не принимают чужого мнения, склонны употреблению спиртных напитков, наркотиков
К данной категории можно отнести:
- Избалованных детей. В дальнейшем ребенок, относящийся к этой группе, начинает испытывать серьезные проблемы в школе. Поскольку он уже не является центром внимания, как это было дома.
- Отвергнутых детей. Абсолютно неподготовленный ребенок для дальнейшей жизни. Он чувствует себя никому ненужным, отвергнутым, особенно со стороны родных. В таком случае родителям нужно обязательно общаться со своим отпрыском, именно этого ему и не хватает.
- Недолюбленных детей. К этой группе относятся те малыши, которые не получили от матери достаточное количество любви и ласки. Помимо этого, они вынуждены сами о себе заботиться. Такое может произойти в том случае, если сами родители не получили должного внимания и забоьы в своем детстве. Такое же нарушение может произойти в тех семьях, где воспитанием детей занимаются няни. Поскольку родительской любви такие дети также лишены.
Миф первый. Эта педагогика – для детей с отклонениями в умственном развитии.
Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей и с удесятеренной – у одаренных. В том-то и дело, что все методы, которыми М.Монтессори пыталась добиться реальной детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их.
Поскольку в нашей стране единой системы работы с любыми детьми, к сожалению, не родилось (если не считать отдельных методов), то государство и посеяло миф о том, что Монтессори-педагогика – это педагогика для больных, а обычным ребятишкам в таких детских садиках и школах делать нечего. В курсе истории педагогики для студентов педагогических вузов в единственном абзаце о системе саморазвития детей в специально подготовленной среде, которую создала Мария Монтессори, так и написано: “…это педагогика для детей с ограниченными возможностями”. Но в том-то и дело, что центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является понятие саморазвития. А оно объективно происходит с каждым ребенком. Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений детей на том или ином этапе жизни. И нет в этой педагогике понятия “ребенок должен”. Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его просьбе.
При этом специально созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Потому что у них, как считают психологи, преобладает интеллект операционально-технический. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей
Но не надо думать, что в жизни любого ребенка, даже самого одаренного, нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться
Миф 3. Если хотите уйти – уходите незаметно, пока не расплакался
Это же просто издевательство над малышом! Маленький человек испытывает огромное эмоциональное потрясение, обнаружив, что мама внезапно пропала. А вдруг она не вернётся? А, может, опять исчезнет?
Вот так разрушаются доверительные отношения в семье. Малыш просыпается по ночам, чтобы проверить, на месте ли родители, становится беспокойным. Мир воспринимается нестабильным. На горизонте маячит невроз.
Если же взрослые объясняют, куда уходит мама, а ребёнок всё равно её не отпускает, для исправления ситуации нужно разобраться в причинах. Они могут быть следующими:
- плохое самочувствие (болит живот, режутся зубы, поднялась температура);
- не хватает внимания (недостаточно быть с малышом в одном помещении, нужно общаться с ним);
- боязнь одиночества (если родители угрожают, что из-за плохого поведения ребёнка бросят его);
- тревожность мамы (детям предаётся неуверенность взрослых, ведь они очень тонко всё воспринимают).
Для преодоления этого страха полезно поиграть в прятки, чаще обнимать кроху. Если нужно уйти – выбрать момент, когда малыш увлечён интересным занятием. Предварительно мама должна подробно объяснить, куда и на какое время она уходит. И обязательно сдержать слово. Ребёнок постепенно привыкнет, что отсутствие родителей – явление временное.
Миф 1. Родители должны приспособить свою жизнь к ребенку
Мы стараемся дать детям лучшее, спрашиваем их мнения по делу и не по делу, подстраиваем семейный бюджет, свои маршруты и даже рабочее место под их нужды. Иногда ребенок или подросток, сам того не желая, организует жизнь всей семьи – мамы, папы, бабушки и дедушки. Дети ощущают это как огромное давление. Такой порядок ведет к капризам на ровном месте, плохому сну, претензиям, неврозам и агрессии.
Более простой и здоровый вариант воспитания отработан веками. Не взрослые приспосабливают свою жизнь к ребенку, а ребенок приспосабливается к жизни семьи, ее возможностям и привычкам. Он следует за родителями, как утенок за мамой-уткой. Дети естественным образом к этому предрасположены, особенно если взрослые чувствуют себя уверенно. И как раз уверенность и спокойствие взрослых важнее всего для детского счастья и гармоничного развития. Все остальное второстепенно.
Миф 2. Нужно ли утешать, если плачет?
«Будете часто жалеть – воспитаете плаксу. Закалять нужно с детства». Это очень распространённое мнение. Многие взрослые считают, что детские проблемы «не стоят выеденного яйца». Но ведь это мнение того, кто имеет жизненный опыт, а у маленького человека его очень мало. Нужно уметь посмотреть на беду глазами ребёнка. Главное, не переборщить.
Слезливость может быть признаком тонкой душевной организации, повышенной эмоциональности. Чайковский в детстве плакал, когда звучала музыка. Его родители огорчались, думали, что ему не нравится. А оказалось, что так будущий композитор выражал переполнявшие его чувства.
Успокоить малыша помогут внутренне спокойствие и уверенность родителей. Пусть он поделится своими горестями, почувствует поддержку. Чем старше становится ребёнок, тем легче справляется с возникающими препятствиями. Если же загонять его негативные эмоции внутрь, вырастет неуверенный в себе человек.
Причиной «холодных» отношений могут быть собственные комплексы взрослых. Душевная закрытость копируется детьми. Сколько бы родители ни воспитывали, начинать должны с себя. Они показывают ежедневный пример ребёнку. Оптимизм и жизнерадостность будут передаваться ребёнку.
Миф шестой. Невозможно работать в группе с детьми разного возраста. А именно так устроен не только детский сад, но и школа М.Монтессори.
Младшему три года, а старшему пять лет. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори-класс действительно похож на семью. Общаясь между собой, дети как бы сами себя ведут, сами себя обучают премудростям жизни. Разновозрастность позволяет избегать детских конфликтов. Одновозрастные дети часто ссорятся и дерутся в группе, потому что вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой
Им важно выяснить, кто главный, кто подчиненный. У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом
Старший – лидер, младший – опекаем. И возможность прожить все три ступеньки – побыть младшим, средним и старшим – помогает ребенку преодолеть кризисы возраста. Уже на втором году жизни группы появляются законы, по которым живут все ребята. Есть и еще одно преимущество разновозрастности: педагог может точнее построить развивающую среду класса, поскольку она напрямую зависит от доминанты определенного возрастного периода жизни детей. Например, в комнате, где проходит свободная работа детей 5–7-летнего возраста (младший класс начальной Монтессори-школы), уже не будут стоять материалы, предназначенные для освоения элементарных умений практической жизни, или сенсорные материалы, так как сензитивные периоды их восприятия и упражнений с ними у детей уже прошли, и ребенок из «строителя самого себя» постепенно становится «исследователем окружающего мира». В то же время большое количество коробочек и бусинок исчезнет из комнаты, где учатся дети 8–10 лет (старший класс начальной Монтессори-школы), ведь эти дети уже хорошо пишут и читают. Центральными в их окружении становятся книги, учебные карточки, справочники, энциклопедии. Значительно расширяется лаборатория, в которой они пытаются экспериментальным путем подтверждать свои гипотезы. Монтессори-материалы приобретают смысл контрольного теста. Дети сами проверяют по ним свои интеллектуальные достижения. В сущности, Монтессори-школа похожа на наши сельские малокомплектки, где в одном классе порой учатся дети двух или даже трех годов обучения. И еще она похожа на яснополянскую школу Льва Николаевича Толстого. Там тоже учили всех сразу, не разделяя детей по возрасту. Вероятно, если бы современные российские сельские учителя заинтересовались педагогической системой Монтессори, они могли бы не только воспользоваться ею в работе, но и значительно обогатить собственным опытом.
Миф пятый. Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, поскольку существуют правила обращения с дидактическим материалом, построения классной среды, уклада жизни. Дети вряд ли выйдут из такой школы творческими людьми.
Действительно, из “розовой башни” педагог не позволит детям строить паровоз, как невозможно расческой чистить зубы. Но после того как ребенок поймет, ради чего эта «розовая башня» придумывалась, он может создавать все новые и новые способы работы с ней. И дети с удовольствием делают это. Ведь у любого настоящего творчества должны быть внутренние основания. Ничто не возникает на пустом месте. Такое количество детских творческих работ, вывешенных на каждом сантиметре стен Монтессори-школы, вряд ли можно увидеть в любом другом учебном заведении. И не каждая обычная начальная школа может похвастаться, что все ее ученики пишут стихи, играют на флейте и участвуют в международных выставках детской живописи. Причем все это происходит не по требованию взрослых (учителей или родителей), а по неутолимому естественному желанию самих детей, каждого конкретного ребенка.
Миф 1: Детей нужно усиленно развивать (и чем раньше – тем лучше)
Иногда родители (особенно мамы) так сильно боятся увидеть своего ребенка в числе аутсайдеров, что превращаются в настоящих «педагогических» маньяков. Они начинают пичкать детей всевозможными знаниями и записывать на все кружки, которые есть в округе.
В результате соцсети, которые навязывают образ идеальной мамы, нереализованные амбиции и чувство вины: «достаточно ли я в него вкладываю», делают свое дело. Так появляется английский с 5 месяцев, школа раннего развития с года, кружок оперы и балета с двух…
Но нужна ли ребенку такая нагрузка и все эти усиленные программы развития? Многие именитые психологи, в число которых входит Людмила Петрановская, уверяют: «Всему свое время». И что скучающий ребенок – это совсем не плохо. Ведь когда малышу скучно, он сам будет искать занятия (соответствующие его возрасту).
Федор Бондарчук и Паулина Андреева станут родителями?
Родителям нужно только создать условия, чтобы малыш сам удовлетворил естественный интерес к жизни и окружающему миру. Покупать развивающие игрушки, книжки и т.д. И тогда ребенок прекрасно развивается по той программе, которую в него заложила сама природа.