Поиграйте в артикуляционные игры

Маленький ребенок постоянно тренирует органы артикуляции, когда ест и пьет. При этом задействуются мышцы губ, щек и языка, которые в дальнейшем помогают заговорить. Если ребенок ест мало твердой пищи, получает недостаточно вкусового разнообразия, пьет только из поильника, то мышцы речевого аппарата формируются медленнее.

Помогите ребенку тренировать артикуляцию с помощью простых и увлекательных занятий, которые можно выполнять во время еды. Предложите ему:

  • выплевывать косточки от вишни или арбуза;
  • облизывать ложку с медом;
  • перекатывать мармелад во рту;
  • есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;
  • облизывать мороженое;
  • задувать свечи на торте;
  • дуть в трубочку в стакане с водой.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу… Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой… Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно… Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Полезные советы и общие рекомендации к магическим обрядам

Заговоры и молитвы обладают магической силой. Чтобы ритуалы были эффективными, необходимо соблюдать некоторые правила.

Основные рекомендации:

  1. Перед домашним молением следует сходить в храм, заказать службу о здравии ребенка, набрать святой воды и попросить благословения у Батюшки.
  2. За 2 часа до обряда нельзя ни с кем разговаривать.
  3. Магические действия нужно держать в строгой тайне.
  4. Ритуал следует проводить в одиночестве, в полной тишине, убрав из помещения любые предметы, которые могут помешать сконцентрироваться на результате.
  5. Желательно читать заклинание перед иконами святых, использовать новые свечи.
  6. Выбирая время для чтения заговора, необходимо учитывать фазу луны.
  7. Нужно придерживаться четкой формулировки заклинаний и искренне верить в результат.
  8. Не стоит проводить обряд, находясь в плохом настроении и самочувствии.
  9. За неделю до ритуала следует держать пост.

Усилит действие молитвы подаяние просящему, участие в благотворительности или совершение другого доброго дела.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий  чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен  так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Ирина Надрус

Тексты молитв

В православном мире есть несколько святых угодников Божьих, к которым можно обратиться с просьбой о развитии речи малютки.

Иоанну Златоусту

Самым любимым предметом святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября и 27 сентября) в служении слову Божию было призывание слушавших его надеяться на милосердие Господа. Таким образом, он имеет благодать ходатайствовать перед Богом о тех, которые, дойдя до отчаяния, обращаются к нему.

Матроне Московской

Известно, что к этой святой обращаются люди, прося помощи о здоровье детей.

Эти молитвенные обращения очень сильные и по ним очень хорошие отзывы. Чтобы святые услышали наши просьбы и откликнулись на них, читаем их с чистым сердцем, полным чаяния и надежды. Не стоит забывать о подкреплении своей веры делами.

Это может быть подаяние просящему, пожертвования на благотворительность или даже любое доброе дело, к примеру, перевести бабушку через дорогу, или помочь молодой маме с коляской. Кроме того, можно читать любое молитвенное обращение спасителю нашему — Иисусу Христу, прося о милости и здоровье кровиночки.

Когда обращаться к врачу

Задержку речевого развития определяют с двух лет, но есть и более ранние признаки, о которых нужно сообщать врачу.

«С двух месяцев можно заметить недостаточное гуление и отсутствие эмоционального ответа, — говорит Константин Полухин, — с шести месяцев нет лепета и желания что-то комментировать на „своём“ языке».

Стоит насторожиться, если:

  • В первые месяцы ребенок не кричит, или крик монотонный, постоянно на одной ноте.
  • В три месяца нет гуления и улыбки в ответ на эмоции родителей.
  • В шесть месяцев малыш не смеется и не обращает внимания на речь окружающих.
  • В девять месяцев нет реакции на свое имя, лепет однообразный без интонаций.
  • В год нет жестов, ребенок не показывает пальцем или не машет рукой «пока-пока .
  • В полтора года ребенок объясняется только жестами, не используя звуки, нет увеличения словарного запаса.
  • В два года нет полноценных слов, ребенок не выполняет просьбы, или сам не говорит, а только повторяет слова за взрослыми.

Эффективные ритуалы и заклинания

Люди используют магические знания в течение многих тысячелетий. Книги со священными текстами передавались из одного поколения в другое.

Распространенные обряды:

  • заговоры на объект;
  • нашептывание;
  • молитвы.

Чтобы начал говорить

Есть много способов помочь ребенку начать говорить. Самыми эффективными являются заговоры на жидкости, еду, ленту, мед и травы. Ритуалы проводят родители втайне от окружающих.

На воду

Наполненный стакан держат перед собой и произносят заклинание. Необходимо, чтобы вода немного постояла и наполнилась положительной энергией. После этого ее дают выпить малышу. Ритуал рекомендуется проводить ежедневно до достижения результата.

Обряд с водой проводить до получения результата.

Следует:

  • использовать только чистую воду;
  • произносить слова так, чтобы от вибрации образовывались колебания на воде.

На ленту

Принесенную крестным отцом в виде презента ленту оставляют на несколько дней около иконы святого. Для девочек выбирают ткань белого цвета, для мальчиков — синего. Полотно заговаривают, повязывают на детскую руку до первого дождя.

Ритуал с лентами.

На питье

Этот народный метод применяется для того, чтобы ребенок перестал молчать и начал выражать свои мысли словами. Если существует патология органов речи и слуха, то заклинание бессильно.

Слова заговора произносят на любую жидкость, которую должен выпить ребенок.

Ритуал на питье.

На молоко

Молочные ритуалы проводят в вечернее время, лучше на растущую луну. Заряженное питье дают утром. На купленное и парное молоко заговоры разные.

Ритуал с молоком.

На мед

Если малыш долго молчит и классические методы лечения не помогают, то причиной может быть сглаз. Быстрый способ избавления от проблемы — заговор на мед.

Ритуал с медом.

Варианты ворожбы:

  1. Свой или дикий пчелиный продукт заговаривают и дают проглотить ребенку.
  2. Приобретенный мед после обряда выплевывают.

На травы

Этот старинный обряд совершается ночью в период убывающей луны. Из полыни или повей-травы изготавливается метелка. Заговор произносят над спящим ребенком, смахивая с его губ молчание. Делают ежедневно.

Ежедневный ритуал с травами.

Чтобы ребенок хорошо говорил

Есть множество психологических причин, почему малыш плохо разговаривает и его речь замедленна.

Для проведения другого действенного ритуала необходимо:

  1. Встать в полнолуние до восхода солнца.
  2. На застеленный скатертью стол поставить восковые свечи напротив 3 икон: Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы Казанской, Всех Святых.
  3. На пол положить кусок материи.
  4. Встать на колени перед ликами святых, перекреститься и обратиться к ним с молитвой.
  5. Читать заговор 12 раз, проводя ножницами по воздуху около шеи ребенка: «Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, стань мне, рабу (е) Твоему(ей) (ваше имя), в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя ребенка). Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Казанская, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя). Святой князь Георгий Владимировской, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя)».
  6. Поместить лоскут под матрац в изголовье малыша.
  7. По истечении 14 дней инструмент закопать в землю, полотно спрятать в доме.

Простой шепоток

Над спящим ребенком нашептывают слова. Такие мягкие заговоры снимают блоки в горле, и ребенок быстро начинает говорить. Ритуал проводят каждую ночь до достижения результата.

Шепоток на спящего ребенка.

Жестовые и пальчиковые игры

Игры со стихами, стимуляцией пальчиков и жестами подходят для детей от 1 года для заучивания и повторения. А играть с самыми простыми потешками можно почти с рождения!

Игра «Зайка»

У оленя(руки с растопыренными пальцами приставить к голове — рога)  Дом(руками изобразить крышу над головой)  Большой(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой) 

Он глядит в свое окно.(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)  Зайка по лесу бежит,(имитировать бег пальцами)  В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой,(имитируем стук в дверь)  Там в лесу(кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)  Охотник(имитиpoвать прицеливание из ружья)  Злой(скорчить страшную морду)

— Поскорее забегай,(имитировать открывание двери)  Лапку мне давай.(протягиваем руку для рукопожатия)

Домик

Строим стенку выше, выше,(руки ладонями к груди, поочередно класть «нижнюю» ладонь на «верхнюю) Добрались уже до крыши!(соединить кончики пальцев, изобразим двускатную крышу) Чья крыша выше? Выше, выше, выше!(тянуть сложенную пальцами крышу все выше и выше) 

Прорубили мы окошко,(большими и указательными пальцами изобразить прямоугольник) 

И дверку для кошки,(сузить «окошко») 

И дырочку для мышки:(соединить большой и указательный палец одной руки в кружочек) 

Пи-пи-пи-пи-пи!

Игра «Гусеница»

Гусеница, гусеница,(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)  Бабочкина дочка,(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки) 

По травинкам ползает(то же самое — по другой руке вертикально)  Кушает листочки: Ам! Ам! Ам! Ам!(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам)

Поела, спать захотела(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает) 

Проснулась(расправить ладони)  Бабочкой обернулась(перекрестить руки в районе запястий) 

Полетела, полетела, полетела!(махать перекрещенными ладонями как крыльями) 

Квашеная капуста

Это что еще за куст?(руки перед грудью в «замке») 

Это что еще за хруст?(руки соединены основаниями ладоней и кончиками пальцев) 

— Как же мне без хруста,(руки соединены только кончиками пальцев над головой) 

Если я капуста? Мы капусту рубим, рубим,(рубящие движения ребром ладони со смещением вправо) 

Мы капусту солим, солим,(пальцы сложены щепоткой и «солят») 

Мы капусту мнем, мнем,(Сжимаются и разжимаются кулаки) 

А морковку трем, трем,(ладони трутся друг об друга) 

Перемешиваем!(перемешивающие движения) 

В бочки плотно набиваем(уминающие движения) 

И в подвалы составляем Эх, и вкусная капуста!(погладить ладошкой себя по животу) 

Причины неразговорчивости

Для того чтобы вовремя помочь ребенку заговорить, нужно понимать почему он не хочет или не может говорить.

Молчать ребенок может по следующим причинам:

  • Нарушение слуха
  • Отсутствие стимула говорить
  • Недостаточное обучение речи
  • Дефекты ротовой полости
  • Задержка развития

Нарушение слуха

Когда ребенок не слышит речь, он не сможет ее повторить

Если малыш не говорит после года смысловых слов (авав- собака), обратите внимание на то, есть ли у него лепет. Это когда произносится один слог несколько раз, например ма-ма-ма или бу-бу-бу

Если и эти звуки отсутствуют, нужно немедленно идти на прием к отолоринлогу и брать направление на процедуру по проверке слуха. Как правило, делается аудиограмма.

Отсутствие стимула говорить

Не нужно «читать мысли» ребенка. Пусть он попробует «сказать» то, что он хочет. Если малыш будет получать все по первому требованию, у него не будет надобности выражать желания речью.

Недостаточное обучение речи

В данном случае отсутствие речи будет объясняться тем, что с малышом очень мало занимаются аудиозанятиями. Маме нужно обязательно читать ребенку, петь песенки, включать детские сказки, чтобы ребенок воспринимал информацию на слух.

Дефекты ротовой полости

При любом дефекте неба, губ, слизистых покровов, может быть задержка речи из-за недостатка артикуляционного аппарата. Нужно показать малыша хирургу и стоматологу, чтобы исключить эти дефекты.

Задержка развития

Данный диагноз ставится исключительно доктором. Причем не каждым. В компетенции поставить такой диагноз – у невролога или невропатолога.

Если у малыша выявили задержку умственного развития, ни в коем случае не нужно отчаиваться. Напротив, нужно приложить максимум усилий для его развития. Искать методики, которые помогут развить именно вашего малыша.

Как помогать

С рождения с младенцем нужно постоянно общаться. Описывать ему свои действия, называть предметы — включить «режим радио», то есть рассказывать обо всем, что происходит вокруг: «это погремушка, сейчас положу ее Ксюше в ручку». Петь песни и колыбельные, разговаривать плавно и четко. Не стоит постоянно фоном включать телевизор, радио или музыку — это только путает малыша и замедляет развитие речи.

С трех месяцев можно добавлять игры. Спрашивать кто это в зеркале, показывая на ребенка и называя имя. Играть в пальчиковые игры и делать массаж ладоней и пальцев.

С шести месяцев показывать жест «пока-пока , читать ребенку простые истории и показывать картинки. Уже можно запоминать части тела

Важно реагировать на лепет и показывать мимикой, как произносить определенные звуки

С девяти месяцев дети уже многое понимают, даже если не могут сказать. Чтобы упростить ребенку задачу, лучше говорить о себе и малыше в третьем лице: «Ваня сейчас ест кашу, а потом пойдет гулять», «мама одевается». Местоимения пока будут путать малыша. Полезно вместе с ребенком делать гимнастику для лица, строить рожицы, высовывать язык, надувать щеки, чтобы малыш повторял за взрослыми.

С года до двух происходит скачок в развитии речи. Чтобы помочь ребенку, его нужно вовлекать в диалог, терпеливо дожидаться, если хочет что-то сказать. Продолжать читать простые книги, а на картинках уже не просто называть предметы, но рассказывать простые истории о персонажах. Нужно побуждать к речи, задавая открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да или «нет».

«Некоторые речевые нарушения ассоциированы с недостаточностью мелкой моторики, — объясняет невролог детской клиники „Фэнтези“ Варвара Халецкая , — это подтверждено в ряде исследований» .

Поэтому в возрасте от года, если родителей беспокоит развитие речи, то кроме обращения к врачу, можно попробовать дополнительные занятия, в том числе на развитие мелкой моторики: игры с пластилином, Play-Doh и кинетическим песком.

Например, в книге «Помогите малышу заговорить» , много упражнений, стихов и заданий, которые могут помочь ребенку освоить речь. Кроме этого есть серии обучающих пособий: « Школа семи гномов » или « Кумон », которые в игровой форме обучают ребенка и развивают мелкую моторику. Но главное в развитии речи — общение с близкими взрослыми.

«Если у ребенка первично нет нарушений в центрах, отвечающих за развитие речевой функции, — говорит Варвара Халецкая, — то живое общение с родными, совместные с родителями игры способствуют развитию речи. Но если внутренняя программа речевого развития дала сбой, то в таких случаях нужна помощь коррекционного педагога или логопеда».

Особенности заговоров, чтоб ребенок заговорил

Молитвы и заговоры помогут ребенку начать разговаривать.

Дети начинают говорить в разное время. Если ребенок молчит, достигнув возраста 2,5-3 лет, стоит обратиться к специалистам.

Выбор заклинания происходит в зависимости от проблемы:

  • трудности произношения отдельных слов — читается на воду;
  • молчание (врожденное, приобретенное) — на еду (мед);
  • наследственная патология — на травы.

Особенности заговоров:

  • выполняются родителями малыша;
  • о проведении обряда никому нельзя рассказывать.

Принцип действия

Заговор — чтение энергетически сильных текстов, сопровождаемое обрядом.

Правильно произнесенный текст и вера в результат оказывают магическое воздействие на объект, устраняя существующую проблему.

Как помочь ребенку заговорить: наш практический опыт

Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.

Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит»

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Как появляется речь

Это — не врожденная функция. Поэтому если ребенка с рождения не окружают звуки и слова, то он не научится разговаривать. Первым критическим периодом считается возраст от рождения до полутора лет. В этот период формируются связи между нейронами и созревают зоны речи в коре головного мозга. В итоге малыш сначала начинает понимать отдельные слова, интонации, а затем начинает говорить сам.

Освоение речи — сложный процесс. Для этого нужно не только созревание речевых центров, но и артикуляционного аппарата: языка, мышц и нервов лица. Поэтому у каждого ребенка речь развивается по своему сценарию, который зависит не только от врожденных особенностей, но и от окружающей среды. Она определяет язык, на котором ребенок будет говорить и даже может повлиять на интеллектуальное развитие малыша.

«С младенцем достаточно просто разговаривать, чтобы он видел мимику взрослого, — говорит детский невролог клиники „Семейная“ Константин Полухин — и вызывать ответную реакцию малыша. Тишина вместо регулярного общения или постоянный шум мешают нормальному развитию. Также важна тактильная стимуляция, малыша нужно носить на руках, поглаживать и делать массаж ладоней».

Включение детских песен или аудиосказок не помогает ребенку развиваться. Он начинает понимать речь при живом общении, когда родители отчетливо называют свои действия или предметы. Так формируются первые связи между предметами и их обозначениями.

«Мультфильмы, гаджеты, постоянный фон телевизора или радио могут вызвать задержку речевого развития, — объясняет Константин Полухин, — такой поток звуков воспринимается как шум, который мешает ребенку слышать самого себя и взрослых».

Поэтому стоит выключать телевизор или гаджеты после просмотра мультфильма фоновый шум мешает малышу понимать речь окружающих. Мы уже рассказывали как гаджеты влияют на детей.

Заговоры, чтобы малыш говорил

Родители, желающие, чтобы их наследник заговорил, обязательно шли в церковь, где поставив свечки под образами, читали молитвы, чтобы научить ребенка разговаривать. Но вместе с тем они не забывали и о народных способах. На Руси издавна использовался заговор, чтобы ребенок заговорил. Нашептывались разные слова. Все зависело от того, какую проблему надо решить, чтобы научить ребенка хорошо говорить.

На питье

Такие нашептывания применяются лишь с целью способствования тому, чтобы малыш стал разговаривать, научился выражать мысли. Заговор, чтобы ребенок быстро заговорил, не нашептывается тогда, если существуют определенные очевидные препятствия становлению его речи.

Примеры заговоров:

  1. «Как текла водица, да в чашку попала. Так и ты лепетал, да заговорил»;
  2. «Журчит ручей, не угомонится, на берегу сидит птица. Водица говорит птице. Птица слушает и по миру несет. Так и ты (имя) сидел да слушал, водицу хлебал и заболтал».
    А вот еще действенный заговор. Вечером, перед тем как класть малыша спать, надо зажечь свечу, приготовить ребенку питье и над ним 3 раза произнести:
  3. «Господи, поможи мне, пусть раб Божий (имя), которого я зачала, выносила и родила, говорить научится, да перестанет как рыба молчать. Аминь».

Потом этот напиток он должен выпить. Свечку гасить не надо. Дайте ей полностью догореть. И так несколько вечеров подряд. Для каждого раза понадобится другая свеча (их покупают в церкви, они могут быть и самые маленькие). Одни дети начинают говорить после первого сеанса, а кому понадобится и два-три. Малыши обычно хорошо реагируют на такой заговор, чтобы ребенок быстро заговорил, и ведут себя, как будто они уже до этого разговаривали всегда.

Такой ритуал над молоком считается более сильным и применяется, если родители хотят, чтобы у их чада быстрее развязался язык.

Молоко нужно заговорить с вечера, дать ребенку выпить утром

Примеры нашептываний:

Или вот еще как вариант:

Заговоры над молоком, способствующие тому, чтобы ребенок заговорил, считались действенными, и произносились в период, когда луна пребывает в растущей фазе. Молоко следует приготовить вечером, а заговоренный напиток он должен выпить утром.

Если почти 3-летний малыш еще не заговорил, или же произносит что-то непонятное, читали сильный заговор над парным молоком:

При проведении магических ритуалов, помогающих ребенку хорошо говорить, необходимо всегда помнить: действуют они лишь тогда, когда об их проведении никто из посторонних не знает.

На мед

Случается, когда дитя упорно не хочет говорить, а врачи не находят от чего это происходит. Обычно в таком случае считалось, что его сглазили. Родителями в первую очередь читалась молитва, чтобы научить ребенка разговаривать, и Иоанну Златоусту. Также считалось, что от такой напасти поможет нашептывание на мед.

Ритуалов было два. При первом малышу следовало проглотить заговоренный продукт, а втором – выплюнуть. В первом случае использовали мед из своей пасеки или взятый у диких пчел. Для второго мед покупался обычно на базаре и даже не в своем селе, т. к. этот пчелиный продукт не должен был иметь привязки ни к родственникам, ни к знакомым.

Вторую разновидность ритуала использовали, когда были уверены, что дитя сглазили. Заговор читали перед сном, произнося такие слова:

Если предполагалось, что малыш не сможет выплюнуть мед, то им смазывали в его ротик, проговаривая:

На травы

Нашептывание, позволяющее добиваться быстрых результатов.

Для ритуала нужна трава полынь

Сразу из полыни или повей-травы изготавливали метелку. Слова произносили при убывающей луне ночью, над спящим крохой:

Во время этого с губ дитя метелкой сметалась «молчанка». Начинали нашептывать, как только Луна начинала идти на убыль, а прекращали за сутки перед началом Новолуния.

Артикуляционные упражнения

Помочь ребенку заговорить в раннем возрасте можно при помощи занятий дома с мамой. Быстрее освоить речь помогут артикуляционные упражнения.

Занятия «Ежик»

  • Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу: ф-ф);
  • А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
  • Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
  • Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);
  • А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);
  • Ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот).

Упражнения «Котенок»

  • Показать как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
  • Киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша ладонь);
  • Показать, как котенок заметил мышку и удивился: о-о (губки округлили);
  • Котенок стал пугать мышку: д-д (по подражанию);
  • Показать как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
  • Показать как котенок зевает: а-а (широко открыли рот);
  • А теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки).

Задание «Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

Дракончик

Для дыхательных упражнений можно сделать эффектного дракончика с развивающимися листами-пламенем. Это одновременно веселая и полезная игрушка для ребенка.

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).