Ощущение времени и пространства
Малыш остро переживает разлуку, потому что ему еще не охватить понятия времени и пространства. Даже если мать всего лишь вышла в другую комнату, но кроха ее не слышит, он может воспринимать это как потерю. Вспомните, как маленькие (до трех лет) дети играют в прятки. Ребенок уверен, что достаточно закрыть глаза – и он уже спрятался, для него не существует того, что он не может увидеть и потрогать прямо сейчас. Поэтому, когда мать исчезает из поля зрения, для малыша она исчезает совсем.
Вспомните, как любят маленькие дети играть в прятки, так они усваивают закон материи, ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда. Поиграйте с ним в эту простую, но такую важную для развития малыша игру. Раз за разом теряя маму и потом находя ее, малыш убеждается в том, что разлука – это не навсегда, что после расставания обязательно будет встреча. Такой опыт будет хорошей поддержкой в период адаптации.
Дети еще ничего не понимают про время, они живут только настоящим. И очень часто, когда мать уходит, у ребенка есть ощущение, что это навсегда. При этом родители совершают еще одну ошибку: отдавая ребенка в детский сад, они забывают его предупредить о том, что они его заберут. Поэтому при расставании у малыша создается полнейшее ощущение, что его отдают насовсем. Через какое-то время кроха усвоит, что утром его всегда отводят, а вечером всегда забирают, поймет, что в садике все понятно и подчинено определенному ритму, тогда ему будет гораздо легче смириться с действительностью.
Вы можете облегчить этот процесс, если предупредите своего ребенка, когда вы придете за ним, и после какого момента это случится. Примерно это может звучать так: «Ты побудешь здесь, пока мама будет на работе (сходит в магазин, что бы купить тебе сок и т.д.). Поиграй с ребятами. Я приду сразу после того, как ты поешь суп (поспишь, покушаешь после сна и т.д.)».
Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание вечером, после детского сада.Малыш провел больше времени, чем это было обычно, без вас, ему вас очень не хватало весь этот день в саду .Чтобы ему было проще с вами расстаться утром, ему просто жизненно необходимо побыть рядом с вам, получить от вас как можно больше любви и внимания.
Обязательно найдите время вечером на то, чтобы поиграть, порисовать, почитать или просто пообниматься с малышом. Пусть у него будет достаточно времени и на то, чтобы просто быть рядом, когда делаете какие-то домашние дела, видеть вас, слышать вас, чувствовать свою нужность вам. Каждый вечер находите занятие, которое вы будете делать вместе. Ведь ничто так не способствует душевному равновесию ребенка, как уверенность в том, что его любят. Одновременно с этим, ничто не создает больших проблем в поведении ребенка, чем дефицит положительного внимания близких.
Еще один, связанный с этим момент, многие дети вообще не понимают, для чего они ходят в детский сад. Им кажется, что родители сдали их туда, чтобы избавиться, чтобы они не мешали
Но ведь это совсем не так и важно это донести до своего чада. Если оба родителя работают, то вечером смело можно говорить о том, что было у папы на работе, что было у мамы на работе (одной фразой, без лишних подробностей) и спрашивать у ребенка, как у него прошел день в саду
Если мама дома, пусть она скажет о том, как много домашних дел она смогла сделать за день и что теперь у нее есть время на общение со своими близкими, в том числе с ребенком. Так мы включаем ребенка в семейную систему, говоря ему, что он сделал что-то важное для всех, проведя время в детском садике: позволил взрослым заработать, решить какие-то дела. Он часть семьи и тоже делает что-то важное для своих родителей.
Надеемся, что некоторые несложные рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам и вашему чаду пройти через период адаптации к детскому саду легче и быстрее. Со своей стороны хотим отметить, что вопрос привыкания малыша к детскому учреждению включает очень много разных аспектов, и не о всех мы сказали в данной статье. Если информации окажется недостаточно или вы не найдет в этом тексте ответов на своей вопрос, то вы всегда можете получить более развернутую консультацию у наших специалистов.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Секреты успешной адаптации:
Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад
Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике
Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.
Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.
Что делать воспитателю
С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели
Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала
Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.
Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда
Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей
Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».
Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду
1. Расставание с мамой
Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша
Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.
2. Смена настроения
Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь. Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.
Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:
- сокращаем шумные игры
- убираем телевизор и просмотр мультиков
- сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий
3. Регресс
Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии. Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет. Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.
4. Режим посещения
Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.
Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.
Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.
Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
Шаг 3: присоединяют прогулку.
Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
Шаг 5: оставляют на обед.
Шаг 6: оставляют на дневной сон.
Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.
Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.. Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи – это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Дети 4-5 лет
Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.
С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.
У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.
Ощущение безопасности
Младенец полностью зависит от матери, он не может удовлетворить без нее никакой своей потребности, ни в еде, ни в туалете, ни в ласковых руках, дарящих ощущение любви, заботы и безопасности
Безопасность – это самое важное для маленького ребенка в таком огромном и незнакомом ему мире. Представление о том, что принесет ему общение с окружающим пространством, ребенок берет из общения с матерью
Ведь именно она для него в первые месяцы его существования и есть целый мир. И что этот мир принесет, малыш узнает из общения с главным для него взрослым в первые два года жизни.
Если вы смогли уделить достаточно своему чаду внимания и любви в этот период, если вы удовлетворяли большую часть его потребностей и при этом были уравновешенны и предсказуемы, то ребенок подсознательно ждет такого же отношения к себе от окружающего мира. А еще он ощущает, что вы его никогда и ни за что не бросите. У малыша нет сомнений, что мама вернется и после двух лет он будет способен оторваться от самого дорогому ему человека. Адаптация к детскому саду у детей, которые получили от матери уверенность в ее любви и привязанности, и, как следствие, уверенность в безопасности мира, проходит относительно легко. Конечно, ребенок все равно будет переживать, и страдать от отсутствия матери, но все же пройдет испытание разлукой относительно быстро.
Если уделять ребенку внимание, но при этом быть все время раздраженной и недовольной. В таких случаях малыш часто ощущает себя как помеха для матери, у него нет уверенности, что о нем позаботятся, что он нужен, ему не хватает телесного контакта
Отрицательных импульсов от взрослого он видит гораздо больше, чем положительных. Это может быть и резкая интонация в разговоре с малышом, и игнорирование его просьб и переживаний, и вечная занятость матери, когда у нее не хватает сил, времени или желания на контакт со своим чадом. Малыш нуждается в поддержке и заботе даже, когда ему ее не хватает, но не может ее получить и потому все его усилия направлены на сохранение внутреннего баланса, напряжение, которое испытывает такой ребенок очень велико. Он не уверен в возвращении матери и одновременно не может выйти из состояния ее ожидания. Когда такие дети привыкают к условиям детского сада они могут очень долго отказываться от любой деятельности, они не играют с другими малышами, не могут есть и спать, они заняты только одним – ожиданием того, что их заберут. На то, чтобы познавать мир и взаимодействовать с ним, у таких детей просто нет сил.
Иногда бывает, что повышенная тревожность и ощущение небезопасности мира формируется у ребенка потому, что в силу каких-то причин пришлось слишком рано с ним расставаться, либо наоборот, мать излишне опекала, бросалась по первому зову и не смогла предоставить ребенку ни толики самостоятельности. Но об этом чуть ниже.
Есть еще один тип взаимодействия матери и ребенка, который не дает ребенку ощущения безопасности и предсказуемости мира и, конечно, очень отрицательно сказывается на любой адаптации малыша к социуму. Встречается не так уж редко – примерно в одном случае из десяти. Речь идет о противоположных, или как говорят психологи, амбивалентных реакциях матери в общении со своим малышом. Такая мама очень зависима от настроения, она не уравновешена, ее эмоциональные взрывы не предсказуемы. В один день она с удовольствием возится со своим чадом, радостно ему улыбается и откликается на все его просьбы, в другой – она недовольна, ворчлива и стремится, как можно меньше заниматься своим ребенком. Малыш в этом случае теряется и не может предсказать реакцию матери, он не уверен в том, что может получить от нее достаточно поддержки, а потому все время находится в тревоге и стрессе. Часто такие дети повышено агрессивны, ведь накопившееся напряжение неизбежно требует выхода. Привыкание к условиям детского сада у таких ребят тоже идет тяжело и долго, часто такие дети льнут к любому взрослому, который готов с ними общаться.
Если в описании последнего типа вы узнали себя, то самое лучшее, что вы можете сделать – это обратиться к психологу, чтобы разобраться со своими реакциями и эмоциями, изменить свое внутреннее состояние, чтобы оно не мешало вам растить своего ребенка в любви и радости.
Надеемся, что вы мужественно прочитали все выше написанное, соотнесли со своим общением с детьми и без труда ответите на вопрос, какой из типов взаимодействия с ребенком дарует ему максимальные возможности для познания мира и развития. Помните, что если вы в первые два года жизни смогли дать ребенку уверенность в вашей любви, то смогли дать ему еще и представления о доброжелательном и готовом откликаться на его потребности мире, создали платформу для любознательности и умения дружить в будущем.