Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Что нельзя говорить

  1. «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чем ребенок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других,недостатки. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков.
  2. «Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство,не реагировать на такое нельзя.
  3. «Дай им сдачи». Рискованный совет,который ставит под угрозу здоровье ребенка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться,травля только усиливается.
  4. «Что вы делаете,ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех,кто травит,объясняя,что жертве плохо. Так вы только докажете,что жертва слабая,а обидчики — сильные.

Мама и ребенок лепят снеговика.

Михаил Хаустов

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени. В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку. 

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних. В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

Что делать, если ваш ребёнок стал жертвой травли и издевательств?

• Не игнорируйте,
• Помогите разобраться в ситуации,
• Поддержите (например, на своем примере расскажите, как вы справлялись, если вас обзывали в школе),
• Подключайте психолога, если вы не знаете, как действовать.

Если ребенок сам говорит, что с ним в школе обходятся плохо

• Внимательно выслушайте ребенка,
• Обнимите, успокойте и скажите, что вы его любите и уважаете — и поэтому поможете разобраться с ситуацией,
• Поблагодарите ребёнка за то, что поделился своими переживаниями, так как многие дети боятся подходить к родителям и рассказывать о своих сложностях. Благодарность — путь к более теплому контакту, честности в отношениях и ощущению безопасности.
• Как можно мягче попытайтесь узнать, что произошло с ребенком,
• Предложите выслушать другую сторону: этот научит вашего ребенка вести диалог в конфликтах,
• Будьте на стороне ребенка в буквальном смысле: стойте с ним рядом или за его спиной, так он почувствует защиту и поддержку.

Если ваш ребенок был не прав

Не стоит при всех участниках конфликта обвинять, унижать и оскорблять ребенка. Можно сказать: «Мы поговорим о том, как ты поступил с этим мальчиком/девочкой дома, но сейчас необходимо извиниться». И проговорить ситуацию с ребенком дома.

Если ребенок не говорит, что случилось

Если ребенок подавлен, начал часто болеть или просто не хочет идти в школу, это может быть сигналом о том, что он жертва буллинга и самостоятельно не справляется.

• Попробуйте поговорить: «Я вижу, что ты последнее время грустный, не хочешь ходить в школу. Я не знаю, что случилось, но очень переживаю. Если ты захочешь мне что-нибудь рассказать — я с радостью выслушаю тебя, потому что ты важен мне и я очень тебя люблю!».
• Не давите. Придется подождать — главное, что ребенок знает о вашей готовности слушать.
• Поговорите с классным руководителем. Скорее всего, учитель знает о том, что происходит в классе.
• Запишитесь к психологу, если подобные ситуации случаются с вашим ребенком часто. Будьте готовы к тому, что придется поработать с психологом не только ребенку, но и родителям.

Если ситуация тупиковая и не зависит уже только от вас и ребенка, стоит задуматься о переводе в другой класс или школу.

Причины буллинга

Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым

Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. 

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом. 

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей ‍

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 

Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта ‍

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.  

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Кого выбирают жертвой?

Жертвой может стать любой. Если ваш ребенок пришел в школу учиться, а в классе все играют на планшетах и хвастаются новыми игрушками, то, возможно, он будет не понят. В зоне риска те, чьи ценности отличаются от ценностей остальных.

Еще очень важно, какие отношения в семье. Чаще всего в семье ребенка, который отвергается сверстниками, очень агрессивные и авторитарные родители, предъявляющие сверхтребования

Конфликты, ссоры, рукоприкладство в семье означают, что ребенок попадает в группу риска.

— Последствия школьной травли ужасны: подрывается психическое и физическое здоровье ребенка, пропадает желание жить и чего-то добиваться, исчезают интересы, ребенок плохо ест, плохо спит, плохо учится. Дети, столкнувшиеся с буллингом, теряют уверенность в себе, что приводит к одиночеству и социальной изоляции. Марина Березина, психолог Семейного центра при Уральском институте гештальта

Учитель говорит, что гонениям подвергаются слабохарактерные дети, не имеющие твердого стержня, которых легко склонить на любую сторону. Тренер по боксу выбирает слово «ущемленные»: «Кого рано забили, на кого с детства начали орать». А психолог расшифровывает, что объектом издевательств становятся подростки с повышенной чувствительностью (они показывают свой страх, их легко обидеть или разозлить — а это именно то, что нужно агрессору).

Еще в опасности те, кому сложно находить общий язык с окружающими, кто не чувствует собственных границ и границ другого, у кого неопрятный внешний вид или физические особенности, проблемы со здоровьем.

Застраховаться от буллинга невозможно. Даже в одной семье у одного ребенка могут развиться виктимные черты (склонность становиться жертвой), а у другого — нет.

Как распознать травлю и избежать ее? Признаки жертвы

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

  • нарушение сна (можно для достоверности проверить по фитнес-браслету),
  • нежелание идти в школу вплоть до симуляции болезней,
  • внезапная замкнутость,
  • изменение маршрута, по которому ребенок раньше ходил в школу,

Одежда и личные вещи детей – тоже весьма говорящие штуки. Вырванные с мясом пуговицы, сломанные надвое карандаши и оторванные карманы дадут знать о наличии обидчика задолго до появления первого синяка. 

Первые симптомы упускать нельзя. С ними родителю надо идти на доверительный разговор к классному руководителю (но ребенка с собой брать пока не стоит). Учитель – взрослый человек в родном пространстве (школе), он способен заметить то, что родитель не обнаружит, даже провожая и встречая ребенка каждый день. Любое поведение, выбивающееся из привычных норм, бросается в глаза наблюдательному педагогу. Если конфликт назревает в рамках одного класса начальной школы, например, травля новенького ученика, то авторитетный учитель сможет самостоятельно устранить проблему. 

В остальных случаях нужна комплексная работа в связке педагог – родитель – ученик. Неформальные пути решения дают неожиданно быстрые и эффективные результаты. Например, совместный выезд с классом на природу позволит внимательнее присмотреться к отношениям между учениками. Да, увидеть травлю на таких выездах вряд ли получится: дети будут ее скрывать от взрослых, но напряжение заметить легко.

Травля и дети в спектре аутизма

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) высок риск подвергнуться травле, особенно в обычных школах. Травля может пагубно сказаться на их самооценке, психическом здоровье, социальных навыках и успеваемости в школе.

Травля — это когда одни дети снова и снова дразнят других детей. Они делают так, чтобы задеть чьи-то чувства или убедиться, что кто-то остался вне игр или другой деятельности.

Примеры травли:

  • говорить гадости, обзывать людей или распространять о них гадкие истории;
  • исключать из общения, совместной деятельности;
  • бить и толкать людей, отбирать их вещи.

Обнаружить травлю бывает не так просто, особенно в отношении детей с РАС. У них не всегда есть речь, или они не знают, как понятно рассказать о происходящем.

Кроме того, дети с РАС не всегда осознают, что над ними издеваются, особенно когда травля носит неявный характер. Иногда дети с РАС считают, будто какой-то ребёнок дразнит их, а на самом деле он просто пытается пообщаться или вместе поиграть.

Что же делать учителю?

  1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
  2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
  3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
  4. Проводите игры на сплочение в классе.
  5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
  6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Не знаете какие? Приходите на вебинар «Конфликты в классе».
  7. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Советы психологов

Вероника Степанова
Клинический психолог, кандидат психологических наук

Важно делать акцент на необходимость обсуждения в семье возникших проблем. Иногда не удается преодолеть травлю, тогда достаточно просто поменять школу, зачастую, на новом месте – ситуация сложится намного лучше

Ребенок найдет друзей, жизнь нормализуется. Главное не позволять подросткам и детям – замыкаться в себе! Важно помнить, что выход есть из любой ситуации. Как пример – книги и фильмы, в которых разбираются подобные случаи. Самые популярные из них – «Чучело», «Костолом», «Молчание до гроба» и другие.

«Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию».

Видеокомментарий экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой: «Нет лучшего средства против буллинга чем хорошее чувство юмора!»

Основные правила

  1. Лучше всего с травлей сможет помочь справиться лидер: староста, классный руководитель, директор и т.д. Человек, который значим в коллективе
  2. Для преодоления травли нужно вводить общие и единые для всех правила поведения
  3. Ситуация буллинга всегда требует вмешательства третьей стороны

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Ребенка обижают в школе: что делать

Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.

Психологи убеждены, что решать ситуацию в плоскости «жертва – буллер» бесполезно, поскольку так или иначе в этом процессе задействован весь класс. Поэтому главная задача педагога и школьного психолога – создать нормальную атмосферу в коллективе. Но всё это возможно, если учителя и дирекция идёт навстречу просьбам родителей.

Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.

Действуйте следующим образом.

Борьба с физическими издевательствами

Это очень опасно. Нужно сделать следующее.

  1. Не пускайте ребёнка в школу, если он пришёл оттуда с серьёзными травмами.
  2. Обязательно обратитесь за медосвидетельствованием. Доктор снимет побои, даст справку. Это доказательства! В их качестве также могут выступить сообщения с угрозами, видеоролики с побоями.
  3. Обратитесь в полицию и прокуратуру.
  4. Напишите заявление на имя чиновника, отвечающего за образование в вашем городе или регионе.
  5. Обратитесь к общественности. Это могут быть некоммерческие организации, пресса, депутаты, омбудсмен.

Что делать, чтобы мой ребенок не был задирой?

Это другая сторона буллинга — если ваш ребенок обижает других

Если на него жалуются, в первую очередь обратите внимание на отношения в семье — именно там ребенок берет пример, как вести себя в обществе. Агрессивные дети чаще всего растут там, где между родителями и детьми большая дистанция, недостаточно любви и тепла, где мало интересуются развитием детей, где наказывают силой

Постарайтесь адекватно оценить себя и решить эти проблемы.

В подростковом возрасте авторитеты сдвигаются в сторону сверстников. То есть ребенок ориентируется по большей части на поведение друзей, чем на родителей. Нужно понимать, что у него за друзья и чем они вместе занимаются

Старайтесь осторожно контролировать и направлять. Тут главное, чтобы у него уже были занятия вне школы

Дети с большим количеством различных интересов привлекают к себе похожих друзей. Умеренно загрузите ребенка, тогда будет меньше шансов, что он попадет в плохую компанию.

Не бойтесь отдавать детей в агрессивный спорт. Тренер ММА уверен, что боевые искусства не делают ребенка агрессором, а учат защищаться.

— Мы сразу объясняем, что силу можно применять только в качестве самообороны. Каждый тайский боксер приносит клятву: я никогда не буду кичиться и задирать слабых, я буду уважать старших и тренеров, я буду уважать соперника на ринге и вне ринга. Надир Ашуров, тренер ММА

Психолог утверждает, что телевидение и интернет повышают агрессивность ребенка. Когда он видит, как на экране конфликты решаются силой, он считает, что это норма и начинает вести себя так в реальной жизни. Так что постарайтесь разумно ограничивать детей от воздействия медиа. Но смиритесь: полностью оградить от информации не удастся, запрещенные родителями фильмы и ролики они могут посмотреть и вне дома.