Развитие интеллекта

К этому возрасту малыш уже понимает значение многих слов, знает своё имя и реагирует на него, умеет выражать эмоции мимикой и жестами. В развитии ребёнка в 7-8 месяцев также выделяются понимание эмоционального состояния других людей, поддержание общения, повторение движений за взрослыми. Младенец также уже умеет выполнять простые просьбы, например, дай, пей, возьми

Речь пока на стадии лепета и проговаривания отдельных звуков, но развивать речь в этот период всё-таки очень важно разговорами, чтением книг, описанием предметов вокруг

Поиск игрушки

В 7 месяцев для занятий с малышом можно использовать не только развивающие игрушки, но и самые обыкновенные предметы. Например, выбрать 3-4 ярких интересных вещи, которые ребёнок отлично знает, разложить перед ним и попросить найти среди них определённый предмет, например, мячик или кубик. За правильный ответ обязательна похвала.

Третий предмет

Ещё одна развивающая игра на развитие мышления. Ребёнку в обе руки нужно дать небольшие игрушки, после чего предложить третью. Малыш будет вынужден выбирать, какую игрушку ему оставить в руке, а какую обменять.

Мелкие детали

Для развития моторики и мышления седьмого месяца можно взять вовсе простую игру. Для неё понадобится небольшое ведёрко и 8-10 шариков или грецких орехов. Шарики или орехи раскладываются вокруг малыша, после чего нужно попросить его собрать их в ведёрко, показав, как это сделать.

Творческие способности и рисование

Для разнообразия в тренировке моторики и развития творческого потенциала подойдёт лепка из пластилина (необязательно сразу делать фигурки, достаточно просто месить массу) и рисование пальчиковыми красками. Выбирайте безопасные материалы для младенца и не оставляйте его за этими занятиями наедине, чтобы проследить, что ребёнок не возьмёт пластилин или краски в рот.

Кукольные или пальчиковые представления

Специальные пальчиковые игрушки можно купить в магазине или сшить самостоятельно. Надеваются они на пальцы взрослого, который показывает малышу целое анимированное представление, рассказывая интересную историю и сопровождая её действиями.

Такие представления учат внимательности, показывают готовые модели поведения, эмоциональные реакции на них, поэтому заранее продумывайте, что и как вы будете показывать.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Важные моменты

Правильно развивать ребенка в 4 месяца помогут 2 несложных правила: активное общение с мамой и тактильный контакт с ней

Важно обеспечить постоянное пребывание мамы рядом: носить малыша в слинге, катать в коляске, брать на руки. И, конечно, создавать благоприятную психологическую атмосферу: чаще гладить, целовать, щекотать, делать массаж, развлекать

  • Например, можно играть в известное всем мамочкам «ку-ку». В этом возрасте малыши живо реагируют на эту игру, звонко смеются и радуются. Маме нужно спрятаться или закрыть лицо руками, спрашивая: «А где мама?». А затем появиться: ах, вот она где! Затем можно «прятать» ребенка.
  • Также веселой может оказаться игра в «барашков». Нужно «пободаться» с крохой лбами, приговаривая строки известного стихотворения: «Рано-рано два барана…».

В этом возрасте важно постоянно разговаривать с ребенком: рассказывать, что его окружает, что где находится, что для чего нужно, что какого цвета, формы. Все это не только поможет крохе чувствовать себя комфортно, но и поспособствует развитию речи

Кстати, для этого также полезно часто читать малышу книжки, особенно со сказками и детскими стихами, потешками, прибаутками. Ритмически оформленная речь поможет ребенку в будущем правильно организовывать собственную речь.

Речевые игры в этом возрасте весьма незамысловаты (но от этого не менее полезны)

Сейчас важно развивать у ребенка навыки речевого подражания. Для этого мама может постоянно повторять за своим малышом издаваемые им звуки

При этом важно, чтобы кроха видел мамино лицо, мимику, артикуляцию, а также радость от общения с ним. Постепенно ребенок начнет повторять те звуки, которые произносит мама, будет учиться артикуляции, мимике. Взрослому при этом нужно менять высоту голоса, интонации: то говорить громко, то шептать, то замолкать на время.

Когда ребенок призывает взрослого к общению, важно не отказывать ему в этом. Наоборот, малышу нужно дать «высказаться», внимательно слушая, реагируя на «сказанное», удивляясь или вопрошая, в зависимости от того, какие интонации кроха воспроизводит

Пока он еще не понимает смысла сказанного взрослыми, но ему важно чувствовать, что его слушают и слышат, что общение – это необходимо, что он сам дорог родителям.

Кстати, для развития речи сейчас самое время начать пальчиковые игры (гипертонус ручек уже прошел, и их нужно задействовать в полезных занятиях). Самые простые и известные всем игры этой серии – «коза рогатая», «ладушки», «сорока-ворона». Они способствуют развитию мелкой моторики крохи, а значит, и речи, ведь взаимосвязь двух этих центров в мозге человека давно доказана.

Приучайте своего ребенка к простейшим правилам общения. Когда кто-то из родных пришел – пусть поздоровается с крохой за ручку, чмокнет в щечку, когда кто-то уходит – с ребенком прощаются нежным рукопожатием, машут рукой «пока». Постепенно это станет для него привычным делом.

Развитие речи и разговорных навыков

Развивающие занятия для детей 11 месяцев обязательно должны включать в себя игры и упражнения на развитие речи. Это возраст активного становления разговорных навыков, поэтому нужно помочь ребенку в этом.

Расширение словарного запаса зависит от того, сколько родители разговаривают с малышом и читают ему книги

Важно объяснять каждое свое действие, называя предметы вокруг, и особенно те, на которые указывает ребенок.. Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки

Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.

Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки. Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.

Как играть с ребенком в 11 месяцев:

Ролевые игры

Это прекрасная возможность поиграть и научить малыша. Можно купить специальные игрушки, которые надеваются на руки или пальцы, а можно сделать самим. Для этого возьмите старые перчатки и отрежьте от них 2 пальчика. Из них сделайте куклу для малыша, вышив глазки и ротик и пришив волосы из ниток. Из оставшейся перчатки сделайте кукол для себя. Наденьте на указательный палец ребенка его куколку. Покажите как куколка может ходить, танцевать, прятаться в кулачок и опять появляться. Составляйте простые диалоги между персонажами, обращаясь непосредственно к малышу, рассказывайте ему стишки и напевая песенки, стимулируя желание отвечать и повторять за взрослыми.

Чтение книг

Еще один эффективный способ стимулировать развитие речи ребенка 11 месяцев. Выбирайте книжки с большими яркими картинками, в которых текст совпадает с нарисованным сюжетом. Малыш будет слышать, о чем идет речь, видеть проговоренные фразы на картинке, и учиться сопоставлять это.

Пение

Пойте малышу простые песенки с повторяющимися слогами, чтобы пополнять его словарь. Купите детскую дудочку (лучше пластиковую), покажите ее малышу. Спойте песенку:

Ду-ду-ду-ду дудочка!Ду-ду-ду-ду-ду!Заиграла дудочкаВ нашем во саду.Услыхала уточка,Плавая в пруду,Как играет дудочка:Ду-ду-ду-ду-ду!

«Покажи предмет»

Развивая слуховое восприятие и речь ребенка, можно играть с разными предметами. Разложите перед малышом несколько игрушек, назовите их: «Это зайчик, а это мишка». Попросите малыша показать: «Покажи, где зайчик?». Потом игра происходит в обратном порядке: кроха показывает пальчиком на одну из них, а взрослый называет их вслух.

«Наша семья»

Дети любят рассматривать фотоальбомы, а особенно, узнавать кого-то на фото. Если взрослый будет комментировать снимки и рассказывать, кто где на фотографии, ребенок с восторгом включится в эту игру. А со временем и сам начнет показывать, на каком фото мама, а на каком – бабушка.

Некоторые игры можно придумать на ходу с теми игрушками, которые лежат рядом. Малыши любят все новое и интересное, с удовольствием занимаются тем, что раньше еще не делали. Поэтому взрослым стоит подключить свою фантазию и погрузиться в увлекательный процесс игры.

Как заметил в далекой древности Марк Туллий Цицерон: «Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают».

Родители могут многому научиться, проводя время со своим ребенком и наблюдая за его активностью.

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

Первый месяц жизни новорожденного характеризуется полусогнутостью рук и ног, сжатостью кистей в кулак. Движения конечностей происходят хаотично. Полноценно развитый ребенок к концу первого месяца поднимает голову и рассматривает окружающие его предметы.

При своевременном развитии двигательных навыков расширяется кругозор, что неизбежно приводит к развитию интеллекта.

Для правильного двигательного и физического развития необходимо занять малыша следующими упражнениями:

  • в период бодрствования перекладывать на животик, спинку или бочок;
  • делать массаж и гимнастику;
  • включить в план занятия в воде.

Занятия с малышом в воде

Пальчиковые игры

Для того чтобы играть в некоторые игры вообще ничего не нужно, а развивают они не хуже специализированных игрушек. Это всем известные «сорока-ворона», «семья», «ладушки» и другие. Они очень простые, но в то же время веселые и нравятся детям. Такие игры помогут развить мелкую моторику, речь и фонематический слух. Причем они будут интересны вашему ребенку даже в три года.

Семья мышек

Вот текст этой игры:

На каждое предложение стишка есть свое действие. В этой игре последовательность такая: сложить лодочкой руки, поднести их к ушку, поднять руки и покрутить в разные стороны, складываем одну руку в кулак, отгибаем на ней большей палец и гладим его, дальше на каждую мышь делаем то же самое с остальными пальцами.

Ежик

Вот текст:

Во время игры под слова стишка сложите руки в замок, но выпрямьте пальцы, как будто это колючки. С помощью указательного пальца помашите, как будто вы говорите «нет». Сожмите одну руку в кулак, а вторую положите сверху. Это будет грибок. И последнее: спрячьте обе руки за спину.

Медведь

Текст стишка для этой игры:

Как играть: сложите руки в «домик» над головой, затем пройдитесь пальцами, постучите пальцами по любой поверхности, а в конце сделайте вид, что спите.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. «Упражнения для новорожденных»)

В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета,  более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может  с удовольствием рассматривать игрушки, висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как  одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня

На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня

Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Развивающие занятия с четырехмесячным малышом

Для занятий с 4 месячным ребенком важна направленность на развитие мелкой и крупной моторики. Среди них самыми простыми, но очень полезными являются следующие:

Предложить малышу шарики и мячи разного размера и отличающиеся материалами, из которых они сделаны. Так они могут быть пластмассовыми, тканевыми, шершавыми, колючими. Главное, чтобы были безопасны, без торчащих деталей, способных поцарапать кроху, и без повреждений. Не лишним будет дать ребенку кубики, также отличающиеся друг от друга. При этом нужно следить, чтобы малыш брал предметы целиком. Его пальцы должны обхватывать предложенные ему игрушки полностью, насколько это возможно;
В мешочки из ткани положить рис, горох, геркулес, фасоль, вату

Важно, чтобы на ощупь они отличались, малыш чувствовал разницу. Можно положить в них все, что найдется под рукой, подойдут бусины, пайетки, бисер

Важно следить, чтобы мешочек не раскрылся и содержимое не высыпалось. Мелкие детали заинтересуют младенца, и он обязательно захочет попробовать их на вкус. Также мешочки сами могут быть сшиты из разных фактурных тканей.

Мешочки

Развивать память и внимание крохи можно, показывая ему различные изображения. В этом возрасте он уже фокусирует зрение, понимает, что находится вблизи, что далеко

Для таких малышей отличный вариант – карточки с овощами, фруктами или животными. При этом, показывая картинку, нужно называть, что на ней изображено. Заняться этим можно в любое время не только дома, но и на улице.

Обратите внимание! Пока у ребенка преобладает кратковременная память, поэтому, если занятие отложить хотя бы на неделю, он вряд ли вспомнит картинки. Когда же родители занимаются ежедневно, малыш запоминает изображения и радостно улыбается, когда видит знакомое

Чтобы развить речь, нужно постоянно общаться с ребенком, четко и понятно произносить слова, проговаривая звуки. Полезно при этом менять интонацию и громкость. В таком случае малыш заинтересуется и начнет прислушиваться к речи. Также обычно дети внимательно наблюдают за движениями губ. Если произносить слова протяжно, помня об артикуляции, скорее всего, ребенок захочет повторить. Он попробует также двигать губами, что служит хорошей предпосылкой для появления речи. Можно говорить гласные без звука, просто шевеля губами

Это тоже привлечет внимание крохи, ведь губы двигаются как обычно, но ничего неслышно. Развитый артикуляционный аппарат облегчит освоение звуков, слогов и приблизит момент, когда малыш заговорит

К году многие дети уже владеют определенным запасом слов.

При выполнении упражнений на развитие речи нужно помнить о простых правилах:

  • Произносить буквы и слоги протяжно, наблюдая за реакцией младенца. Возможно, какими-то он не заинтересуется, другие, наоборот, понравятся, и малыш засмеется;
  • Каждый раз повторять уже знакомые звуки, а уже потом добавлять новые;
  • Делать паузы, чтобы дать ребенку переварить полученную информацию и при желании отреагировать звуками.

На четвертом-пятом месяце малыши становятся более активными и общительными. Родители пытаются обеспечить ребенка самым лучшим, скупая всевозможные развивающие игрушки. Больше всего в этом возрасте малышу нужно общение. В процессе его чаще всего появляются новые игры, которые нравятся ребенку и скрашивают его времяпрепровождение с родителями.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Что знает и умеет ребенок 4-5 месяцев

 Читайте об основных навыках ребенка 4-5 месяцев

Физическое развитие

Малыш уже уверенно держит головку, что позволяет ему приступить к исследованию окружающего мира. У него появляется не просто крепкая, но еще и точная хватка – он уверенно берет приглянувшиеся игрушки, и если уж тащит их в рот, то не промахивается.

Внимание и память

После трех месяцев ребенок уже твердо различает знакомые и незнакомые лица, более того, однозначно выражает радость при появлении мамы и папы и недовольство при виде, например, медицинской формы, если предыдущая встреча с врачом ему не понравилась. Он может долго сосредоточенно следить за предметом в руках у взрослого и узнает любимые игрушки.

Речь

Звуки в этом возрасте играют важную роль в жизни малыша – он начинает воспринимать их эмоциональный окрас. Ребенок может развеселиться, услышав радостную мелодию, и огорчиться, услышав сердитые голоса.

Он и сам уже начинает осваивать речь – от агуканья переходит к лепету, в котором можно различить уже несколько отчетливых слогов.

Ребенок в 4 месяца: что происходит

Ваш ребенок занят изучением эмоций и общения. Он начинает связывать то, что вы говорите, с выражением лица. Ему нравится ваше лицо, малыш может найти новые лица действительно интересными. Он также знает ваш голос и может повернуть голову к вам, когда услышит вас. Ваш ребенок начинает, проявлять больше эмоций и может громко смеяться, улыбаться, когда он видит и слышит вещи, которые ему нравятся, и издавать звуки.

Он может даже попытаться поговорить с тобой в «ворчании» и других звуках. Когда вы говорите, он будет слушать и пытаться ответить. И когда он один, вы можете услышать, как он болтает про себя. Любой дополнительный плач и суета обычно улаживается около 12-16 недель.

Достижение, чтобы схватить вещи, такие как кольца или погремушки, или положить вещи в рот — некоторые из способов, которыми ваш ребенок узнает об окружающем мире. Он будет любить играть с объектами и может также долго смотреть на них и трясти их.

И теперь, когда малыш больше использует свои руки и пальцы, он может смотреть на них с удивлением и изумлением. Когда вы держите ребенка или помогаете ему сесть, вы можете заметить, что он лучше контролирует движения головы и нуждается в меньшей поддержке.

Примерно в этом возрасте ваш ребенок любит двигаться и, вероятно, начнет переворачиваться с живота на спину. Когда вы переварачиваете его на животик, он может высоко поднять голову или надавить на руки.

Вы будете удивлены тем, как далеко ваш ребенок в месяца, может катиться и чего он может достичь, поэтому всегда следите за ним. Ребенок не займет много времени, чтобы неожиданно покатиться или дотянуться до чего-то, что подвергает ее опасности.

Слух.

В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
  • Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
  • С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
  • Питание деток этого возраста предусматривает четыре приема пищи с паузами между ними 3-4 часа. Питательность рациона 4-летнего ребенка в день составляет около 1700 ккал. Подробнее об этом читайте в статье про .

Чтобы зрение было острым

Сейчас малыш уже довольно точно фокусирует взгляд на ярких предметах, может следить за быстро движущимся объектом.

Чтобы стимулировать развитие зрения, можно проводить несложные игры.

Положив малыша на животик, обратите его внимание на небольшой мячик яркого цвета. Катайте его перед глазами крохи в стороны
Он будет следить за ярким предметом взглядом.
Повесьте перед глазами малыша яркую гирлянду из игрушек, подвешенных на резинке. Он будет не только рассматривать их, но и толкать

А если ему показать, как весело они подпрыгивают, если за них дергать, кроха начнет повторять дергающие движения, тем самым развивая не только зрение, но и координацию «рука – глаз», что очень важно для правильного общего развития ребенка в этом возрасте.
Отлично развивают зрение и координацию игрушки-неваляшки. Покажите ребенку, как можно толкать неваляшку

Пока она будет раскачиваться, кроха не отведет от нее глаз, будет следить за раскачивающимися движениями, переводя зрачки из стороны в сторону, то есть тренируя глазные мышцы.