Как способствовать развитию

Когда грудничку уже месяц, способствовать развитию помогают постоянные разговоры. Чем больше мама и другие окружающие разговаривают с младенцем, тем быстрее он развивается. Лучше говорить о простых вещах, описывать происходящее и окружающую обстановку, комментировать все процессы. Можно читать книги.

Полезны ежедневные ритуалы. Вводить их следует с младенчества.

Игры в один месяц

Развивать ребенка в 1 месяц можно и с помощью игр. Они должны быть простыми: грудничок может хватать палец взрослого, отталкиваться стопами. Полезны и выкладывания на живот для рефлекторного ползания.

Занятия в воде

Ответ на вопрос о том, можно ли месячному ребенку плавать, положительный. В младенчестве присутствуют плавательные рефлексы. Регулярное нахождение в воде, непродолжительные ныряния способны ускорить развитие. На начальном этапе лучше обратиться к специалисту по грудничковому плаванью, затем можно проводить купания самостоятельно, следуя полученным рекомендациям.

Период сна

У малыша можно различить 3 состояния сна:

  1. Глубокий.
  2. Неглубокий.
  3. Дремота.

В течении дня кроха может спать, как 20 минут, так и 3 часа. Если сны будут непродолжительные, то частые, и наоборот. Так ребёнок может засыпать от четырёх до восьми раз на протяжении дня.

В среднем за ночь малыш спит 9 часов. Но при этом он обязательно будет просыпаться, чтоб покушать или чтоб ему сменили пелёнку.

Признаки сонливости малыша

  1. Ребёнок начинает тереть глаза.
  2. Малыш зевает, начинает капризничать.
  3. Кроха выглядит уставшей, закрывает и приоткрывает глазки.

Ребёнок плохо спит, что делать

  1. Проветривайте помещение. Возможно, ребёнку душно и это мешает ему уснуть.
  2. Малышу может мешать яркий свет. Лучше воспользуйтесь светильником.
  3. Проследите, чтоб постелька у ребёнка была тёплой и сухой.
  4. Можете включать приятную, убаюкивающую музыку.

Я пела сыночку колыбельные.

Купайте малыша перед сном. У него будут расслаблены мышцы, что позволит быстрее провалиться в сон.
Старайтесь укладывать спать кроху в одинаковое время каждый день, чтоб у него выработался такой условный рефлекс.
Возможно, малышу мешают спать колики или метеоризм. Проанализируете своё питание. С вашим молоком в организм ребёнка могут поступать раздражающие факторы.Малыш подаёт сигналы
Плач, крик

Может означать, как и боль, голод, холод, так и желание привернуть ваше внимание.

Малыш может кряхтеть. Это будет свидетельствовать о том, что ему неудобно, что-то вызывает дискомфорт.

Ребёнок извивается, выгибает тело

Возможно, он просто делает свою зарядку. А вот если при этом присутствует громкий плач – скорее всего у малыша болит животик.
Стоит помнить, что малыш может быстро успокоиться, перестать плакать, если его взять на ручки и прижать к себе.

Навыки общения 1-месячного ребенка

Пока ребенок не может словесно выражать свои эмоции, он часто будет плакать, поскольку сейчас плач – это единственный способ общения с окружающими. Если малыш закричал, то он проголодался, устал, вспотел, замерз, промочил подгузник или еще по какой-то причине ощущает дискомфорт. Непрекращающийся плач может говорить о том, что малыш заболел.

Приобретая навыки общения, 1-месячный ребенок использует все органы чувств. Его зрение еще не позволяет видеть четко, но он уже различает предметы, находящиеся вблизи от него, особенно контрастные, и черты лица родителей, ненадолго фокусируя на них свой взгляд. Новорожденный также слышит звуки, в том числе голоса, и узнает те из них, которые звучали еще в утробе. При хорошем обонянии в этом возрасте у малыша почти неразвиты вкусовые рецепторы, поэтому он способен ощущать лишь сладкий вкус, игнорируя кислый, горький и соленый.

Психоэмоциональная сфера

В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с окружающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.

Кроха начинает понимать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, ребёнок просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).

В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, вызывать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно показывать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.

Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители малышей:

Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запреты, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучать кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш успокоится и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите ласковые слова
Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.
Бессмысленные просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду
Это связано с ограниченностью познаний. Если есть возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать картину мира.
Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на руки, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и чувство защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.
Требования. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять зону своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.
Ярое стремление к самостоятельности. Ребёнок может становиться самостоятельным и отказываться от помощи

Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха постепенно осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.
Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно создавать опасные обстоятельства, не понимая угроз

Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Зрение

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны

В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут

Слух

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Хватательный и защитный

Большую часть времени ладони новорожденного находятся в сжатом состоянии. И если вложить в открытую ручку палец или другой предмет, ребенок крепко его схватит. Причем сила сжатия окажется удивительной для такого хрупкого создания. Аналогичную реакцию можно увидеть при раздражении стопы – ребенок должен разжать пальцы наподобие веера. Этот рефлекс также относится к хватательному, однако он носит имя французского невропатолога Жозефа Бабинского.

Многие родители боятся укладывать ребенка спать на живот. А зря. Благодаря защитному рефлексу ребенок, если лежит на животе, всегда поворачивает голову набок. Поэтому у здорового малыша отсутствует риск задохнуться во время сна.

Общее физическое развитие ребенка в месячном возрасте

Отвечая на вопрос родителей, что должен уметь кроха, когда ему исполняется месяц, медики говорят: достаточно многое. Так, например, во время, когда он не спит, ребенок начинает активно махать руками и ногами. Правда, действия его пока нескоординированные. Но при этом они должны быть достаточно активными.

Постарайтесь уложить малыша на животик и увидите, что он начинает приподнимать головку. Причем совсем необязательно, что он не сможет ее удержать. Он вполне способен зафиксировать ее в таком положении достаточно длительное время – несколько секунд.

У малыша в таком возрасте появляется, так называемый «комплекс оживления». Это значит, что кроха начинает узнавать близких, особенно, конечно же, маму (это и неудивительно, т.к. именно мамы проводят большую часть со своими младенцами). Также появляется первая улыбка и некое подобие гуления.

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: когда и почему новорожденный начинает улыбаться?). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: о ребенке в 1 месяц – психология, физиология, уход

  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность – обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

Особое значение для новорожденного имеет его третья неделя жизни, потому что в этот период врожденные (безусловные) рефлексы переходят в условные. Младенец в 1 месяц начинает жить по “правилам”: например, оставшись один, он протяжным и громким криком зовет к себе мать. Как только мама оказывается рядом, он перестает кричать – в этом и заключаются “правила” поведения грудничка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать грудного ребенка в 1 месяц?

Что предпринять, чтобы 1-месячный ребенок быстрее развивался?

В первый месяц жизни ребенок адаптируется к новым условиям, поэтому ему нужно помочь в этом и попробовать приспособить к ним. Чтобы 1-месячный ребенок быстрее развивался, можно делать следующее:

  • постоянно находиться с ним в физическом контакте, это гарантирует ему спокойствие;
  • продумать, какие именно занятия с ребенком в 1 месяц способствуют его развитию и регулярно проводить их;
  • играть с малышом, одновременно развивая его слух и зрение, а также укрепляя мышцы (класть перед ним игрушки, провоцируя его потянуться за ними, вешать над кроватью музыкальные мобили);
  • ежедневно делать ребенку укрепляющий массаж;
  • организовать подходящий режим дня ребенка 1 месяца и придерживаться его.

Проявление заботы также положительно скажется на развитии малыша и состоянии его здоровья.

Развитие рефлексов на первом месяце жизни

В первый месяц жизни все, что происходит с новорожденным ребенком, совершается на рефлекторном уровне. Целым комплексом рефлексом ребенка наделила природа. Они помогают ему адаптироваться и выжить в новых условиях, а также подготовиться к переходу к нерефлекторным движениям.

Среди основных рефлексов месячных малышей следует отметить:

  • сосательный рефлекс, благодаря которому происходит питание;
  • поисковый рефлекс, благодаря которому малыш может отыскать и среагировать на мамину грудь;
  • защитный рефлекс, который особенно отчетливо проявляется, когда родители выкладывают ребенка на животик, и он при этом поворачивает головку в сторону, чтобы обеспечить себе свободное дыхание через нос;
  • хватательный рефлекс, благодаря которому малыш своей ладошкой может достаточно крепко сжимать и удерживать палец мамы;
  • рефлекс ходьбы, когда он пытается имитировать двигательные движения ножками, как при ходьбе, когда его поддерживать под ручки, слегка прикасаясь ступнями к твердой поверхности;
  • плавательный рефлекс, когда ребенок совершает движения, лежа на животике, напоминающие плавание;
  • рефлекс Мора, когда малыш разводит и сводит ручки и ножки при любом неожиданном громком звуке;
  • рефлекс Бабинского, при котором пальчики на ножках младенца расходятся в разные стороны, если провести по внешней части стопы;
  • рефлекс Бабкина, когда ребенок поворачивает головку и открывает ротик, если надавить на ладошку.

Стоит отметить, что все дети – индивидуальны и могут развиваться разными темпами, опережая или отставая от других сверстников. Приведенные нормы являются приблизительными, на них можно лишь ориентироваться.

Уход за ребенком в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденный особенно требователен к вниманию и уходу.
Выделите малышу самый светлый уголок квартиры. Кроватка или место, где ребенок будет спать, не должно находится в углу, так как в углах комнаты воздух проветривается хуже. Чистота и свежий воздух — залог развития здорового ребенка, поэтому помещение следует регулярно проветривать. Зимой проветривать следует каждые несколько часов, летом желательно, чтобы окна были открыты все время. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна составлять 21-22 градуса, а влажность не ниже 50%.
В первые дни новорожденному лучше ограничить контакт с другими людьми, кроме самых близких. Постарайтесь сохранить установленный за первые дни в роддоме режим сна и кормления.Гигиена новорожденного:Здоровый малыш плачет, как правило, в двух случаях — либо когда хочет есть, либо когда у него мокрая пеленка или подгузник. Старайтесь не допускать переполнения подгузника, а если вы пользуетесь тканевыми пеленками — меняйте их сразу после того, как малыш их намочил.
Туалет ребёнка проводят ежедневно утром, желательно перед кормлением. Для этого необходимо раздеть малыша, внимательно осмотреть кожу на предмет аллергии и опрелостей. В случае обнаружения опрелостей необходимо больше давать коже дышать. Также следует проверить, не перегреваете ли вы ребёнка чрезмерной одеждой, или тугим пеленанием. Если в области паха есть опрелости, возможно, используемые подгузники не подходят и марку лучше сменить. Можно использовать специальные кремы от опрелостей или присыпку. При появлении признаков аллергии необходимо выяснить причину и устранить ее. При грудном вскармливании высыпания на лице и теле младенца чаще всего появляются из-за несоблюдения мамой диеты, употребления слишком пряной и аллергенной пищи. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то сыпь появится, если смесь не подходит для организма малютки.
Лицо и руки малыша моют чистой тёплой водой. Можно протирать лицо и руки ватными дисками или тампонами, смоченными теплой кипяченой водой. Глаза протирают от внешнего угла к внутреннему. Не стоит протирать оба глаза одним и тем же ватным диском. Также необходимо протирать кожу за ушами младенца. При обнаружении сухости кожи за ухом или корки, можно обработать кожу персиковым маслом (можно купить стерильное персиковое масло в аптеке) или прокипяченным подсолнечным

Уши чистят осторожно, протирают только поверхность ушной раковины. Нельзя использовать ушные палочки, спички и иные предметы для очищения ушей младенца

При обнаружении истечений из ушных раковин следует немедленно обратиться к врачу.
Ноздри при необходимости прочищают ватой, скрученной в жгут.
Складки на теле ребенка протираются также персиковым, или любым другим детским маслом. Пупок обрабатывается зеленкой при помощи ватного диска.
Ногти регулярно подрезают. Для этого лучше иметь отдельные ножницы с тупыми концами.
В первые 5 — 7 дней (пока не заживает пупочная ранка), новорождённому не делают общую ванну, а только обмывают Ежедневно водой с детским мылом. До заживления пупочкой ранки лучше купать ребёнка в кипяченой воде. Температура воды должна составлять 35-36.5 градусов. При купании желательно, чтобы в уши не попала вода. После купания ребёнка обдают чистой водой той же температуры, или на градус ниже.

Поворачивание головы

Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.

К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.

В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Появляясь на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям существования с помощью врожденных рефлексов. Одни из таких реакций исчезают уже спустя 1-2 месяца, вторые – преобразуются в условные, третьи – остаются на всю жизни.

Новорожденный активно развивается. Получая информацию от органов чувств, формируется нервная система малыша.

Головной мозг увеличивается в размере, обеспечивает появление моторных функций. Ребенок учится управлять движениями своего тела, взглядом. У младенца формируются условные рефлексы. Фиксация в определенной позе свидетельствует о правильном развитии статики. Малыш пытается удержать головку. Новорожденный начинает адекватно реагировать на раздражающие факторы.

Например, в период ощущения голода малыш плачет и кричит, высказывая свое недовольство. После кормления ребенок успокаивается. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся более сложными. Малыш рассматривает лицо близкого человека и начинает улыбаться, когда видит рядом мать.

Вот что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  • следить за движущимися предметами;
  • издавать новые звуки. Как правило, они гортанные, похожи на бульканье;
  • различать интонации. Новорожденные успокаиваются, когда слышат голос матери, и пугаются, ели говорит незнакомый человек;
  • осознанно реагировать на речь, на звуки окружающего мира;
  • улыбаться при виде родных. Если раньше улыбку малыша можно было увидеть во время сна, то в месячном возрасте ребенок начинает выражать свои эмоции осознанно. Например, когда с ним играются, когда он видит отца или мать;
  • реагировать на прикосновения. Если к ребенку прикасается мать, он успокаивается, а если незнакомец – высказывает недовольство;
  • выстраивать режим дня. Многие малыши в 1 месяц уже ждут кормления в привычные часы, в определенное время спят и бодрствуют.

Поза месячного малыша изменяется. Если некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса (руки сжаты в кулак, прижаты к груди, бедра разведены в стороны), то спустя 30-35 дней мышечное напряжение исчезает, поза ребенка становится боле расслабленной.

Неонатологи выделяют восемь рефлексов, по которым можно судить о развитии ребенка в 1 месяц:

  1. рефлекс Моро. Если положить ребенка на стол и в 25 см от него ударить по поверхности, то младенец разведет в стороны руки и разогнет пальцы. Спустя пару секунд вернется в исходное положение;
  2. хватательный. Если прикоснуться к ладони новорожденного, он крепко сожмет руку в кулак;
  3. рефлекс поиска. Если тронуть щечку малыша, то он сразу повернет голову в эту сторону. Это природный инстинкт, позволяющий отыскивать бутылочку с детским питанием, грудь матери;
  4. сосательный. Если обвести пальцем вокруг рта новорожденного, то он совершит сосательное движение. Данный рефлекс отвечает за поиск еды;
  5. ползание. Когда месячного ребенка кладут на живот и прикасаются к стопам, он начинает отталкиваться от руки взрослого;
  6. рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы с внешней части, то малыш расставит пальцы ног и отведет конечность в сторону;
  7. автоматическая ходьба. Если, поддерживая младенца под подмышки и опустить его так, чтобы ступни коснулись пола, то он начнет совершать движения, как при ходьбе;
  8. рефлекс Бабкина. Если надавить на бугор ладони под большим пальцем руки, то младенец повернет голову и откроет рот.