Кормление грудничка в 4 месяца
В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.
Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.
Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.
Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.
Сон и режим дня
Что еще должен уметь ребёнок в 4 месяца (девочка, мальчик) и что по этому поводу говорит доктор Комаровский?
В среднем, ребенок спит в этом возрасте около 15-16 часов, однако есть и те, которые нормой считается сон от 12 до 18 часов, поскольку развитие детей крайне индивидуально. Ночной сон длится от 9 до 12 часов. Чаще всего ребенок просыпается для кормления один раз, однако некоторые дети могут как спать всю ночь без пробуждения, так и просыпаться несколько раз. В дневное время у ребенка есть два дневных сна, длительностью 2-3 часа.
Оптимальным считается следующий график:
- 8:00 – пробуждение
- 11:00 – уход на первый дневной сон
- 14:00 – пробуждение
- 16:00 – уход на второй дневной сон
- 18:00 – пробуждение
- 21:00 – уход на ночной сон.
График может немного сдвигаться в стороны в зависимости от потребностей мамы и малыша.
Упражнения для развития ребенка в 4 месяца
Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.
1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.
2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.
3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.
4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик
Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка
5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.
6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.
Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.
7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.
Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.
Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.
Как ухаживать за крохой
Малыши от природы любят купаться, выполнять гимнастические упражнения или ощущать заботливые прикосновения мамы во время массажа. Каждый день любой мамочки должен начинаться с водных процедур ребёнка. Его лицо после сна нужно умыть тёплой водичкой, а глаза протереть ватным тампоном. Носик ребёнка и ушки также требуют очистки. Их чистят при помощи специальных жгутиков.
Родителям следует следить за длиной ноготков крохи. Если его ногти будут длинными, то он сможет поцарапать себя или окружающих людей. Срезайте ногти аккуратно, ведь теперь ребёнок более подвижен, чем раньше. Малыш не любит находиться в одиночестве. Ему жизненно необходимо большое количество внимания мамы в период до 1 года.
Если малыш расстроен чем-то или испуган, то успокоить его помогут мамины объятия. Именно так человек чувствует свою безопасность в этом огромном и пока непонятном ему мире.
Помощь при прорезывании зубов
Моральная подготовка мамы и папы нужна в этот период жизни маленького члена семьи. Ведь именно сейчас у многих детей лезут первые зубки. Чтобы немного упростить и обезболить процесс появления зубов для своего чада, родители могут приобрести специальные прорезыватели. С помощью них мамина радость не только будет разминать десенки, но и массажировать их.
Когда у нового члена семьи станут прорезываться зубки, то обильное слюноотделение станет нормальным явлением. На подбородке из-за постоянной сырости может образоваться сыпь. Не стоит беспокоиться, это временное явление. Родителям стоит чаще вытирать маленькому человеку слюни, а также проветривать его ножки и попу. Контакт воздуха и тела малыша нужен.
Смена памперсов
Каждая смена памперса крохи должна сопровождаться подмыванием его тела чистой водой, а также можно протирать маленького человека чистыми антисептическими салфетками. Салфетки стоит покупать в специализированных магазинах для детей или аптеке. Во время смены памперса тело малыша должно подышать. Для этого ребёнка без подгузника оставляют на 20 минут. Хорошо, если обыкновенные подгузники мама чередует с простыми марлевыми. Если крохе жарко, то могут возникнуть:
- Раздражения.
- Покраснения на коже ребёнка.
В летнее время терапевты и вовсе советуют отказаться от использования подгузников. Одевать их следует только в ночное время, а делать это днём не нужно.
Пользоваться подгузниками маленького размера не следует, ведь они могут давить и вызывать неприятные ощущения у крохи. Стирка одежды должна осуществляться исключительно мылом или порошком для детей. Швы на одежде также могут натирать кожу, поэтому осмотрите новые вещи ради комфорта малыша.
Зрение и слух
После рождения ваш карапуз видел, как новорожденный котенок, совсем немного – на расстоянии вытянутой ручки. А сейчас он способен озираться на 3-4 метра! Мир стал шире и дальше для него, отсюда – тяга к исследованиям.
Наконец в его жизни появляется цвет. Сначала красный и желтый, потом другие основные – зеленый, синий. Не пытайтесь превратить его комнату в карнавал, пускай в ней пока будет только несколько однотонных или двухцветных игрушек.
Ребенок в 4 месяца хорошо различает голоса – родные и чужие. Если в комнате появляется незнакомец, младенец напрягается, начинает нервничать, хныкать. Так он демонстрирует, что видит разницу и узнает «своих».
К слову, чужими в этом возрасте для него становятся все, кого он видит реже трех раз в неделю. Только те, кто все время на виду у младенца, входят в ближайший «круг доверия».
Если ребенка возят к бабушке раз в неделю, он каждый раз видит ее впервые. Паника неизбежна, но дальним родственникам не стоит расстраиваться: спустя месяц долговременная память укрепится.
Физическое развитие ребенка в 4 месяца
К концу 4 месяца малыш обычно прибавляет около 700 грамм. Рост же крохи в среднем увеличивается ещё на 2,5 см.
Конечно, все дети разные, на рост и развитие малыша влияет много факторов, но средние показатели и границы норм физического развития помогают выявить, нормально ли растет ребенок и не стоит ли обратить внимание на какой-то из параметров. В таблице представлены нормы физического развития для четырехмесячного малыша в зависимости от пола
Показатели физического развития ребенка в 4 месяца
Показатель | Среднее значение в 4 месяца | Мальчики в 4 месяца | Девочки в 4 месяца |
Вес | 6400-7000 г | 5600-8700 г | 5000-8200 г |
Рост | 62,1-63,9 см | 59,7-68 см | 57,8-66,4 см |
Окружность головы | 40,6-41,6 см | 39,2-44 см | 38,1-43,1 см |
Окружность грудной клетки | 41-41,6 см | 38,6-44,6 см | 38,9-43 см |
Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.
Основные навыки
Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.
Что умеет ребенок в 4 месяца:
- Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
- Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
- Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
- Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
- Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
- Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
- Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
- Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.
Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны
Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.
Малыш пробует дотягиваться до игрушек
Режим дня
Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.
Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.
У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.
В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.
Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Что должно насторожить
Не все малыши развиваются одинаково. Некоторые опережают сверстников, другие отстают. Поэтому если кроха не умеет выполнять что-то из того, что «должен» в этом возрасте, не стоит переживать. Со временем он всему научится. Однако есть ряд признаков, которые могут свидетельствовать о нарушениях здоровья ребенка. Поэтому их нельзя игнорировать. Насторожить родителей должны такие моменты:
- Младенец не удерживает в руке предметы, не пытается взять их;
- Не различает людей, никак на них не реагирует: не следит, не улыбается, не расстраивается, вообще не проявляет эмоций;
- Даже не пытается переворачиваться на животик;
- Когда лежит на животе, не старается подниматься, опираясь на ручки;
- Не угасают рефлексы новорожденного.
В таких случаях лучше обратиться за консультацией к специалисту, чтобы вовремя обнаружить заболевание.
Очень важно внимательно следить за развитием малыша, знать, что он должен уметь в 1 месяц, в полгода, в 1,5 года и т.д. Советуем ознакомиться с нормами речевого развития дошкольников, это поможет вам избежать серьезных отклонений, к примеру дизартрии.
Физические умения и навыки: что должен делать малыш в 4 месяца?
С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:
- лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
- может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
- лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
- манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
- высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними);
- отталкивается от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки;
- хватает и удерживает предметы 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки;
- активно участвует в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь;
- тянется и трогает окружающие предметы, осознанно засовывает пальцы в рот;
- раскрывает ладошки и разжимает пальчики;
- умеет садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.
Двигательная активность. На 4 месяце, малыш в положении на животе уже уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь. Может уже в большей степени опираться на одну из рук. К этому времени ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на бок.
Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела.
В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его скручивания в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот.
К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.
Уход за 4 месячным ребенком
Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.
Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.
Чем заниматься с малышом дома?
Главное в этом возрасте — общение. Мама и папа должны как можно больше разговаривать с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории
Нося малыша на руках по квартире, можно организовать ему целую экскурсию, обращая внимание на предметы, проговаривая их названия и свойства, а делая массаж или гимнастику — показывать на себе части тела
Погремушки становятся не так интересны малышу, как это было ещё месяц назад. Поэтому можно задуматься о приобретении или самостоятельном изготовлении тактильных подушечек, наполненных крупами или другими мелкими деталями, развивающего коврика, мягких книжек с яркими иллюстрациями.
Упражнения для развития ребенка в 4 месяца
Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.
1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.
2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.
3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.
4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик
Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка
5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.
6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.
Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.
7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.
Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.
Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.
Полезные ссылки:
Маленькие достижения для будущих больших побед
Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:
- Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
- Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
- Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
- Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.
Физиологические изменения и физическое становление
На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.
Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.
Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка
Нижняя граница веса | Верхняя граница веса | Нижняя граница роста | Верхняя граница роста | Средний показатель окружности головы | Средний показатель окружности груди | |
Новорожденный мальчик | 2,9 | 3,9 | 48 | 53,5 | 34,5 | 34,5 |
Мальчик в 5 месяцев | 6,1 | 8,3 | 61,1 | 67 | 42,5 | 43 |
Новорожденная девочка | 2,8 | 3,9 | 47,5 | 53,1 | 33,5 | 34 |
Девочка в 5 месяцев | 5,9 | 7,7 | 60,8 | 66 | 41,5 | 42 |
Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?
Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.
Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.
Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре.
Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.
Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).
Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.
Домашние обязанности и навыки самообслуживания
В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).
Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.
Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»
В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).
Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.
К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.