Социально-психологическое развитие

Психологическое развитие ребенка в 5 месяцев направлено на все большую его социализацию. Малыш уже способен играть вместе с мамой, бросая или подавая ей игрушку

Он активно привлекает к себе внимание звуками и жестами

Младенец может подолгу «разговаривать сам с собой», произнося отдельные слоги. В присутствие мамы он активно общается, идет на контакт с другими людьми. В ее отсутствие малыш ведет себя настороженно, пугается или плачет.

Малыш обзаводится любимыми игрушками. Его привлекает и цвет, и форма, и фактура предмета. Он осознанно выбирает понравившуюся вещь.

Пятимесячный малыш способен самостоятельно развлечь себя. Игра длится не больше 5-10 минут. Ближе к шести месяцам ребенок может не просто хватать понравившуюся вещь, но и пытается ее отнять.

Познавательная деятельность

Познавательное развитие ребенка направлена как на его самого, так и на мир вокруг. Малыш может подолгу играть со своими ножками и ручками, лежа на спине. Его все больше интересует собственное отражение. Игрушки с безопасными зеркалами могут занять его на 5 -10 минут.

Все понравившиеся предметы ребенок старается схватить, ощупать и попробовать назубок. Ему интересно наблюдать за занятиями взрослых.

В пять месяцев многих младенцев начинает интересовать мамина и папина еда. Они тянут руки в тарелку, желая потрогать, что там лежит

С большим вниманием смотрят, как родители кушают

Важно не ограничивать малыша манежем и кроваткой. Чем больше пространство для исследований, тем быстрее приобретаются новые навыки

Речевое развитие

В пять месяцев малыш способен произносить слоги, удваивать их, будто напевая. Нужно поощрять его в этом занятии. Можно поиграть с крохой, повторяя слоги друг за другом.

Ребенок может произносить сочетания слогов похожие на слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба-ба». Пока он делает это неосознано, тренирует речевой аппарат.

Физическое развитие пятимесячного младенца

Вопрос, сколько должен весить ребенок в 5 месяцев, беспокоит многих родителей. Масса пятимесячного младенца вдвое больше, чем была при рождении. За 30 дней он прибавил еще 600-700 грамм.

По усредненным нормам:

  • вес девочки от 5,9 до 7 кг;
  • вес мальчиков в 5 месяцев от 6 до 8,4 кг.

За еще один месяц ребенок подрастает на 2 – 2,5 сантиметра. По нормам отечественных педиатров рост мальчика должен быть в пределах от 61 до 67 сантиметров. Длина тела девочки в 5 месяцев – от 60,7 до 66 сантиметров.

Идет подготовка к прорезыванию зубов. У младенцев обильно текут слюни, они почти постоянно что-то мусолят во рту. У «ранних» малышей к концу пятого месяца может проклюнуться первый зуб.

Зрение

К пяти месяцам завершается формирование глазных мышц. Если у малыша сохранилось косоглазие, необходима консультация окулиста.

Дети в этом возрасте начинают различать оттенки

Но больше их внимание привлекают чистые и яркие цвета: красный, зеленый, желтый

Ребенок отлично отличает родных от чужих по внешнему виду. Может довольно долго наблюдать за движущимся предметом.

Режим дня в 5 месяцев

По сравнению с четвертым месяцем жизни, режим дня 5-месячного ребенка существенно не меняется. Малыш спит почти всю ночь, просыпаясь один или два раза. Ему необходимо три дневных сна.

Существенные коррективы в распорядок могут внести прорезывающиеся зубки. В этот период родителям стоит запастись терпением и охлаждающими прорезывателями.

Иногда малыши начинают хуже спать из-за освоения сразу нескольких новых навыков. Скачок в физическом развитии «перегружает» нервную систему. Таким деткам нужно установить щадящий режим дня, сократить число новых впечатлений.

Вводят первый прикорм в пять месяцев малышам:

  • на ИВ;
  • плохо набирающим вес;
  • или имеющим проблемы со стулом;

. Начинают с овощных пюре, редко с безмолочных каш.

Здоровье

Пятимесячные младенцы активны. Они не лежат на спине, а переворачиваются, кувыркаются, тянутся к интересным игрушкам. Частая проблема в этом возрасте – сыпь и опрелости в складках тела. Для их лечения используются специальные кремы, присыпки. Педиатры рекомендуют не перегревать ребенка, чаще обтирать его, устраивать воздушные ванны. Подгузники следует менять каждые 3 часа.

Температура у малыша в 5 месяцев может держаться на уровне 36,3-37,5 °С. Его легко перегреть или переохладить. Если градусник показывает около 35 °С, волноваться тоже не стоит. Система терморегуляции сформируется ближе к году. Насторожить родителей должны плохой аппетит крохи, жидкий стул, вялость, капризность, беспокойство. Если температура долго держится на отметке 37,5 °С и выше, следует обратиться к врачу. Сбивать ее, если она ниже 38,5 °С, не рекомендуется.

Организация распорядка дня и время сна

Четкий распорядок дня полезен не только для малыша, но и для мамы. Итак, лучшим временем для пробуждения пятимесячного малыша является время с 6 до 6.30 утра. Количество кормлений может изменяться от пяти до шести, распределяться они должны через равные промежутки времени в течение суток.

Дневной сон также должен быть распределен через равное количество часов. Так в среднем в течение дня малыш может спать до трех раз по полтора-два часа. Очень полезен дневной сон на свежем воздухе. Однако, организовывать его нужно только при хорошей погоде. Дождь, слякоть и холод еще никому не шел на пользу. Ночной сон составляет 9-10 часов.

Перед сном малышу можно сделать легкий массаж

Для того, чтобы малыш и его родители могли хорошо высыпаться ночью, следует еще с вечера позаботиться о правильной организации ночного сна.

  • В пятимесячном возрасте ребенок уже хорошо воспринимает слова, звуки и речевые интонации. Это значит, что перед сном ему можно и нужно читать сказки с хорошим и добрым сюжетом или петь колыбельные песни. Все это позволит снизить возбуждение, успокоить грудничка и настроить его на продолжительный отдых.
  • Во время купания в ванну можно добавить настой ромашки. Она способна успокоить и настроить на сон. Кроме того, ромашка является природным антисептиком, который положительно воздействует на состояние кожи младенца.
  • А вот игрушки в кровать лучше всего не давать. Малыш попросту не поймет, зачем она и будет использовать ее в качестве развлечения, что плохо скажется на процессе засыпания.
  • После ванны, за полчаса до сна можно сделать расслабляющий массаж с молочком или маслом. Это поможет малышу успокоиться.

Еще несколько советов

  • Ни в коем случае не нужно нарушать режим сна и бодрствования. Так, например, не стоит ходить на прогулку сразу после пробуждения. Лучше всего сделать это через несколько часов, так как свежий сон расслабляет грудничка и большинство детей в этом возрасте спин на улице.
  • Вопреки советам старших родственников, не стоит кутать или пеленать малыша на ночь. Ему может стать жарко или движения будут стеснены, что вызовет дискомфорт и помешает крепкому и спокойному сну и ночному отдыху. В качестве одежды на ночь лучше всего выбирать кофточки свободного кроя из натуральных, дышащих тканей.
  • В возрасте пяти месяцев дети начинают учиться манипулировать вами, поэтому не нужно хватать их на руки при первом же капризе. Если сделайте это один раз – будьте готовы успокаивать своих капризулей так постоянно.
  • Кормить малыша лучше всего строго по графику. Не стоит переносить время приема смеси даже, если младенец проснулся раньше. Пусть он лучше поиграть любимой игрушкой. Это в месячном возрасте младенцу сложно потерпеть до кормления и нескольких минут. Ближе к полугодовалому возрасту ребенок способен четко осознавать, что без еды его не оставят и не стоит истереть, если на его взгляд мамочка задерживает бутылочку.

Развитие ребенка не только в пятимесячном возрасте, но и в обозримом будущем непосредственным образом связано с особенностями характера, физиологии и психологии крохи

Именно поэтому очень важно правильно организовать распорядок дня малыша и четко следовать ему, не делая поблажек ни себе, ни младенцу.

Развиваемся, играя

Грудничок нуждается в тесном взаимодействии с мамой. Любимая игра детишек этого возраста – кидать игрушку, чтобы взрослый вернул ее. Хорошо воспринимаются пальчиковые игры, забавы, сопровождаемые хлопаньем в ладоши (“Ладушки”). Очень радуют малышей сценки, которые разыгрывает мама при помощи игрушечных животных. Они могут плясать под веселую музыку, издавать характерные звуки (мяукать, рычать, мычать и т. д.).

Чтобы снизить страх перед исчезновением мамы, поиграйте в прятки. Можно скрываться за предметом или накидывать на голову одеяло, а затем выглядывать. Действия сопровождаются словами: “Где мама?”, “Вот мама! Ку-ку!”

Большую роль в развитии деток играют правильные игрушки. Они должны быть разными на ощупь и по форме ручки (палочка, петелька, гантелька, булава, кольцо, хвост животного). Наличие интересных элементов обязательно. Это могут быть пищалки, пересыпающиеся наполнители, двигающиеся внутри шарики, которые хорошо просматриваются через прозрачную поверхность. Нравятся грудничкам подвижные игрушки: мобили, неваляшки, колокольчики, звенящие мячики.

Интерес к погремушкам быстро угасает, поэтому их лучше разделить на 4 группы и менять 2 раза в неделю.

Занятия с ребёнком

Для того чтобы малыш развивался и учился делать всё то, что умеет взрослый, с ним надо постоянно заниматься. Делать это надо с помощью игрушек, поскольку дети очень любят игры и через них лучше запоминают, что делать. Очень помогают в развитии ребёнка специальные игровые наборы. К примеру, благодаря комплекту «Говорим с пелёнок» вы можете научить кроху формировать слоги из звуков, а затем и слова. Этот комплект научит вас правильно общаться, играть и разовьёт словарный запас карапуза.

Дети намного лучше запоминают иностранные слова. Поэтому можно уже начинать занятия тем же английским. В этом просто незаменимым будет набор «Skylark English for babies». Здесь по уровням разработана методика обучения английскому с пелёнок. И это будет совсем не скучно для карапуза. Благодаря ему, малыш запросто очень скоро научится и английским словам. А это ему точно понадобится в будущем.

Также стоит больше читать ребёнку. А чтобы чтение было максимально полезным, выбирайте поучительные сказки. Например, «Как воспитать ребёнка добрым» или «50 терапевтических сказок от 33 капризов». Это просто наборы сказок, которые понравятся ребёнку, и при постоянном повторении сформируют у малыша полезные привычки. В этом возрасте малыш будет учиться сидеть. Обязательно подкладывайте ему что-то мягкое, поскольку спина ещё не может выдержать этой нагрузки, и ребёнок в любой момент может упасть назад. Но если кроха не хочет садиться, не заставляйте его.

Тренировка спины для будущих нагрузок

Поскольку малыш уже совсем скоро начнёт ходить, его спину надо подготовить к нагрузкам. Для этого надо ежедневно делать ему массаж и проводить с ним гимнастические упражнения. Поглаживайте, растирайте, поколачивайте и пощипывайте крохе спинку, руки и ноги. Для укрепления мышц занимайтесь на фитболе. Кладите ребёнка на него животом вниз. Пускай он выпрямляет руки и ноги. А положив его на спину, придерживайте за ладошки и сажайте.

Мелкая моторика

5-месячному малышу очень важно развивать мелкую моторику. Для этого обязательно играйте с ним в пальчиковые игры, перекатывайте массажный шарик и собирайте сенсорные коробки

Укладывайте туда предметы разной формы, текстуры и цвета.

Общение и тактильный контакт

На пятом месяце жизни ребёнка очень важно с ним больше общаться. Ведь это основа развития крохи в любом возрасте

Постоянно комментируйте все действия, рассказывайте, что вы видите, называйте каждый предмет и показывайте, что вы с ним делаете. Конечно, ребёнок ещё не понимает все слова, но они обязательно отложатся на его подсознании. Обнимайте кроху и держите за ручки. Это укрепит связь между вами.

Музыка

Слух у детей развивается прекрасно. Они могут различать разные ритмы. А если на них наложить ритмичные стишки, то им будет легче разбирать слова. Малыши любят двигаться в такт музыке. И обожают, когда им поют колыбельные. Очень нравятся детям игры, где можно совмещать песни и движения. Поэтому они в восторге от игры в ладушки. Хотя пока ещё им будет трудно выполнять нужные действия, уже можно ему показывать эту игру.

Чтение книг

Самое время познакомить ребёнка с книгой. Она обязательно должна быть с множеством разных красочных картинок. Малыш их будет разглядывать, а вы в это время ему будете читать стишки и изучать с ним элементарные звуки. Он обязательно будет пытаться повторять за вами, а это прекрасно разовьёт его речь.

Девочка и мальчик: в чем отличия развития малышей в 5 месяцев

  • Принято считать, что речь девочек может развиваться быстрее, чем речь мальчиков. Мальчик сначала учится называть действия предметов, а девочка – сами предметы. Если малышка повторяет слова, услышанные от взрослых, то мальчик придумывает свои, иногда и вовсе непонятные для посторонних.
  • Предполагается, что маленькие мужчины больше любят тактильный контакт, младенцы женского пола приходят в восторг от звучания родного маминого голоса.
  • По среднестатистическим данным, мальчик до шести месяцев значительно быстрее увеличивает показатели своего роста.
  • Младенцы женского пола более подвижны, их двигательные навыки развиваются быстрее.

К таким данным не нужно относиться серьезно. Половая принадлежность не может существенно влиять на развитие ребенка. Те или иные отклонения от нормы чаще всего объясняются индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Что касается ухода за младенцем в 5 месяцев, то он ничем не отличается от ухода в предыдущем возрасте. Только теперь гораздо больше времени нужно уделять развивающим занятиям с малышом

Речевое развитие

Что должен уметь малыш в 5 месяцев? Он активно агукает, воспроизводя гласные звуки. Появляются первые слоговые цепочки: “ма”, “па”, “ла”. Они еще не несут какого-то смысла, но способствуют развитию артикуляционного аппарата. Младенец пытается подражать речи взрослых, имитируя их интонации.

Он вслушивается в звучание фраз. В этом возрасте нужно учить кроху понимать простые слова. Мама может комментировать свои действия, называть игрушки, предметы, части тела. Разговаривать с грудничком нужно медленно и четко, слегка растягивая ударный гласный. Полезно устраивать прогулки по комнате, называя попадающиеся на пути предметы, рассматривать книжки с яркими картинками.

Скоро поползем!

У малышей в 5-6 месяцев просыпается интерес к исследованию окружающего мира. Они тянутся к погремушкам, пытаются поймать движущиеся предметы. Самые шустрые детки пытаются ползать на животе по-пластунски. Вы можете помочь им, подложив под пятки свою ладонь. Чтобы заинтересовать ребенка, выкладывайте его на открытое пространство. Для этого расстелите на полу одеяло и разложите на небольшом отдалении от крохи интересные предметы.

Родители могут стимулировать ребенка к активным переворотам, вынуждая тянуться за игрушкой. Подготовить мышцы к ползанию на четвереньках поможет мягкий валик, который подкладывают под грудь малыша. При этом ребенок опирается на руки. Когда тот же валик подкладывают по живот, младенец непроизвольно встает на четвереньки, тренируя вестибулярный аппарат.

Как развивать пятимесячного малыша

Малыш в 5 месяцев готов играть и познавать мир. Самые простые развлечения доставляют ему массу удовольствия.

Игра в прятки, когда родитель прячется за спинку кровати, или закрывает лицо руками, очень веселит ребенка.

Не давайте малышу больше 2-3 игрушек одновременно. Слишком большое их количество лишь переутомит его. Лучше менять погремушки и подвески в кроватке каждые три дня, чем предлагать крохе все, что есть.

Можно показывать ребенку простые картинки с домашними животными. Рассказывать, кто это, и как говорит.

Для физического развития нужно каждый день делать с малышом комплекс упражнений:

  1. Положите младенца на живот, перед ним выложите яркую игрушку. Уприте свою ладонь в его стопы. Это упражнение будет помогать развивать навыки ползанья.
  2. Положите крошку на спину, в его ладони вложите свои указательные пальцы. Аккуратно потяните ребенка к себе. Задержите его в положении полусидя на несколько секунд. Угол между телом малыша и горизонтальной плоскостью должен быть 45°.
  3. В положении лежа на спине разводите ручки малыша в стороны, делайте велосипед его ножками.

Не забывайте про массаж. В него включают не только поглаживания, но и легкие пощипывания и растирания.

Тревожные признаки

Здоровые дети должны быть шумными и подвижными. Родителям стоит обратиться к врачам, если малыш в 5 месяцев:

  • плохо держит голову;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не способен сконцентрироваться на предмете даже нескольких секунд;
  • почти все время спит или спокойно лежит в кроватке, не пытаясь привлечь внимания к себе;
  • не улыбается и не радуется членам семьи;
  • не реагирует на звуки;
  • не гулит;
  • не может присесть с помощью взрослого.

В 5 месяцев малышу можно помочь, если вовремя начать лечение. Сравнивая показатели своего ребенка и возрастные нормы, не надо забывать об индивидуальных особенностях. Небольшие отклонения легко исправляются при помощи специальной гимнастики или развивающих занятий. Главное – не накручивать себя и не ожидать от ребенка выдающихся результатов. Возраст, в который ваш малыш поползет, никак не влияет на его дальнейшую судьбу.

Кормление ребенка

Хотя классические учебники и говорят, что первый прикорм при грудном вскармливании положено начинать с полугода, некоторые детки активно проявляют интерес к взрослой пище уже сейчас. Разумеется, основным источником еды все еще является мама, потому пренебрегать диетой при грудном вскармливании не стоит. Но педагогический прикорм уже вполне можно начинать.

В любом случае, малыш кушает все больше и больше. Но вопроса о том, как увеличить лактацию, у вас возникнуть не должно – ваша грудь пока еще будет производить столько молока, сколько нужно грудничку. А вот интервалы между кормлениями постепенно будут увеличиваться. Может, даже поспать ночью нормально выйдет.

Показатели физического развития

Молодые мамы часто задумываются: ребенку 5 месяцев, что он должен уметь, не отстает ли мой малыш от сверстников?

К шестому месяцу жизни младенец приобретает следующие навыки:

  1. Движения все более скоординированы. «Связь» между глазами (вижу предмет) и руками (беру его) все лучше.
  2. Может приподнимать корпус и голову, опираясь не на предплечья, а на кисти рук.
  3. Может самостоятельно или с помощью взрослого переложить игрушку из одной ладони в другую.
  4. Малыш способен стоя на четвереньках покачиваться взад-вперед.
  5. Хорошо держит игрушки, манипулирует ими.
  6. Упираясь ногами в горизонтальную поверхность, при поддержке подмышками ребенок может стоять почти прямо, колени уже не сгибает.

Малыши способны самостоятельно держать бутылочку с водой или со смесью.

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает.Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Малыш в 5 месяцев

Первые достижения

Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.

Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.

Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу

Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой

Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Наблюдаем за малышом

Если вы повесили двигающуюся музыкальную игрушку в кроватку так, что до нее дотянуться нельзя, дитя расстраивается. Ему очень хочется ударить по вещи, схватить ее и, конечно же, засунуть в ротик, чтобы посмотреть, что из этого получится. А вдруг вкусно?

Продолжая наблюдать, как ребенок играет с движущимися игрушками, вы обнаружите, что он делает это в соответствии со своим определенным порядком – схватывание, тщательный осмотр и снова схватывание. Точно также младенец поступает и с другими предметами. Занимаясь с чем-то, что находится в непосредственной близости от него, малыш как бы задает сам себе вопрос: «Что держат мои ручки, что я могу с этим сделать?»

В развитии ребенка на 5 месяце жизни четко прослеживается еще одна любопытная тенденция. Он не только активно изучает окружающую его обстановку, но и одновременно пытается проявлять инициативу в общении с членами семьи и даже домашними животными

Вместо того, чтобы как раньше ждать, что кто-нибудь обратит на него внимание, кроха, завидев приближающегося человека, первым начинает лепетать, «гулить» и улыбаться. И кто же сможет устоять перед такими чудесами коммуникабельности? Вы непременно улыбнетесь в ответ, чем вызовете неподдельный детской восторг

Предотвращение лишнего веса и ожирения

  • Не вознаграждайте детей за хорошее поведение и не пытайтесь удержать их от плохого поведения с помощью сладостей или угощений. Поощрение или наказание не должны включать в себя еду, существует масса других эффективных и правильных способов воспитания.
  • Не поддерживайте «политику чистой тарелки». Следите за признаками того, что ребенок голоден. Даже младенцы, которые отворачиваются от бутылочки или груди, сообщают, что они сыты. Если дети сытые, не заставляйте их продолжать есть. Напоминайте себе, что мы должны есть только когда голодны.
  • Не говорите о «вредных продуктах» и не исключайте полностью все сладости и любимые лакомства из детского меню. Дети, скорее всего, взбунтуются и будут есть в больших количествах эти вредные продукты вне дома или когда родители не видят.

Выводы

  • От рождения до 1 года: кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет: вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет: поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома — в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет: подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты: сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.