Кормление грудничка в 4 месяца

В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет

В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:

  • Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
  • Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.

 Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы

Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Слух и зрение ребенка

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика — это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться>>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову>>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться>>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков

Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Ведущие социальные проявления

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого,
смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: когда новорожденный ребенок начинает смеяться?),
активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним,
реагировать, когда взрослые произносят его имя,
радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения,
обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми),
реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает),
узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: кормление 4-х месячного ребенка на искусственном вскармливании). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно развивать ребенка в 4 месяца?

Физическое развитие ребенка 4 месяц жизни

С трех до четырех месяцев мальчик должен был прибавить в весе и росте приблизительно на 560–730 грамм и 2,5 см, девочка на 490–710 г. и 2,3 см.

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка 4-х месяцев значительно возрастает: ребенок самостоятельно переворачивается на живот со спины и на спину с живота. Лежа на животе, высоко поднимается на руках, начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами (как бы крутится вокруг пупка).

Подтягивает ноги, поднимается на четвереньках, раскачивается при этом. Лежа на спине, подтягивается, схватившись за опору. Может сесть, если схватится пальцами за руки взрослого. Ищет любую возможность подняться вертикально, опереться на ножки. Малыш уверенно хватает рукой предметы.

Пищевое поведение

Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди: сосет перед сном, во время пробуждения, во время сна (дневного и ночного). В связи с этим появляется довольно точный режим кормления. Малыш начинает наблюдать за едой взрослых, интересоваться тем, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Во время кормления грудью ребенок прижимает ее деснами, начинает отвлекаться по сторонам, отворачиваться от груди, а через некоторое время снова их сосать. Это подтверждает, что отныне ребенок может самостоятельно определять стратегию своего поведения, осознает, что он и мать – отдельные лица, поведение которых отличается.

Гигиенические навыки

Малыш испытывает удовлетворение, когда его купают; чувствует облегчение, когда его моют, подмывают, радостно улыбается после того, как взрослые сняли с него мокрые штанишки, вынули грязный подгузник, переодели в сухую и удобную одежду.

Задача развития:

создавать благоприятные условия для полноценного моторного развития – умения переворачиваться, подниматься на руках, подтягиваться, становиться на четвереньки;

формировать пищевое поведение, интерес к пище взрослых, умение радоваться общению с матерью во время кормления грудью;
– стимулировать желание купаться, умывать грязные руки и лицо, радоваться воде;

воспитывать чувство комфорта от пребывания в чистой кровати, одежде;
– упражнять в умении эмоционально откликаться на одобрение взрослого, связанное с опрятным видом малыша.

Организация жизнедеятельности

Кормление остается грудным, без введения воды и любых подкармливаний.

Необходимо учить малыша ориентироваться, поворачивать на звук голову и туловище. Сзади или сбоку на расстоянии 1,5-2 метра торохтите игрушкой (погремушкой, колокольчиком) и ждете реакции ребенка. Хорошо, если через 10-15 секунд он повернется, ища глазами источник звука, обрадуется, когда его найдет. Желательно одобрить его достижения, повторить упражнение еще один-два раза.

Когда во время кормления грудью ребенок отвлекается, отворачивается, матери не следует на него обижаться, сердиться, убирать грудь, считая, что малыш капризничает. Таким образом он заявляет о своих возросших возможностях, о своем “я”. Следует подтвердить ребенку свое расположение, продемонстрировать надежность, но показать и мимикой, что вам было больно.

Целесообразно проводить сухое обтирание тела малыша фланелевой перчаткой до незначительного покраснения кожи (7-10 раз), затем перчаткой, смоченной в воде с температурой +37 °С, постепенно снижая ее до +35 ° С. Закаливанию ребенка способствует обливание водой, температура которой на 1 °С ниже температуры воды, в которой ребенка купают. Летом будет уместным проведение обливания на свежем воздухе, если в тени не менее +20-18 °С. Эффективным средством закаливания и укрепления здоровья малыша первых месяцев жизни является плавание.

Показатели физического развития:

переворачивается со спины на живот, с живота на спину;

лежа на животе, поднимается на руках;

становится на четвереньки, раскачивается;

лежа на спине и держа взрослого за руки, подтягивается;

– прижимает грудь матери деснами;

наблюдает за едой взрослых;

охотно купается, чувствует себя в воде комфортно;

чувствует удовлетворение после переодевания в чистую одежду.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Уход за малышом 4 месяцев

Кормление

Для малышей, находящихся на грудном вскармливании, особых изменений в режиме кормлений нет. Ребенка кормят по требованию, контролируя объем съеденного, взвешивая ребенка. Если малыш хорошо набирает вес, то все нормально.

При искусственном вскармливании на 4 месяце детей кормят 6-7 раз в день.

Объем смеси в сутки составляет 1/6 от веса ребенка. Это приблизительно 900-1000 мл.

Таким образом, порция на одно кормление составляет 150-170 мл смеси.

Если смеси недостаточно, врач может порекомендовать введение прикорма. Например, сок. Начинают с нескольких капель и постепенно увеличивают.

Режим дня

По-прежнему обязательны каждодневные прогулки. Можно гулять, когда ребенок бодрствует, знакомя его с новыми предметами. Также полезно для малыша спать на свежем воздухе.

В теплое время желательно обеспечить ребенку дневной сон на улице. Ограничить прогулки можно только зимой при температуре ниже 10 градусов мороза. Прогулки и сон на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и нервной системы ребенка.

Спит ребенок 4 месяцев два или три раза в день по 1.5-2 часа. Ночной сон малыша становится более продолжительным. Некоторые дети могут проспать всю ночь около 10 часов. Поэтому мама уже сможет лучше высыпаться.

Важно соблюдать режим сна и активности. Лучше приучить ребенка ложится спать в одно и то же время

Для этого и родителям необходимо соблюдать этот режим: утром не лениться рано вставать, чтобы часов в 10-11 снова уложить малыша спать. Вечером тоже ложиться пораньше, чтобы спать, когда спит ребенок.

Режим дня ребенка в 4 месяца выглядит приблизительно так:

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов

Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
реагировать на свое имя и оклик взрослого;
узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
оживляться при звуках любимой мелодии;
подпевать пению мамы;
привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
улыбаться собственному отражению в зеркале;
«поддерживать» разговор разнообразным гулением;
«разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Карапуз теперь учится имитировать речь: звуки, которые он гулит, становятся все ритмичнее. Как же забавно звучат все эти повторяющиеся «мем-мем» и «ге-ге-ге»! А Вы заметили, как он затихает при звуках музыки и чутко прислушивается? Кстати, грудничок уже запоминает голоса и начинает смешно активничать (размахивать в воздухе ручками и ножками), едва услышит самые любимые — мамин или папин.

К способности выражать радость добавились новые эмоции: дитя уже явно выражает удивление при виде чего-либо неизвестного, пугается при резких и громких звуках, настораживается при виде незнакомых людей.

Сидя на руках у взрослого и услышав шум или чей-то голос, ребенок быстро оборачивается туда, откуда тот раздается. В этом возрасте уже нельзя рисковать, оставляя его вне кроватки или манежа в одиночестве без присмотра, потому что он все более активно разворачивается и даже учится переворачиваться. Значит, есть риск упасть с высокой поверхности без бортиков.

Грудничок все уверенней хватает погремушки, попадающие в поле зрения, хотя и часто еще промахивается. От этого особенно страдают попадающие под цепкие пальчики книги, поэтому убирайте такие предметы подальше от жаждущего новых игрушек и впечатлений карапуза. Да, он совершенно очаровательно оживляется при виде непривычных ярких погремушек, неваляшек. Особенно хороши для крошки разнообразные кольца: их так удобно хватать и тянуть к себе в рот!

Малыша по-прежнему завораживает человеческое лицо, он с огромным вниманием наблюдает за мимикой, бурно радуясь улыбке и очередной маминой шуточной гримаске. Грудничку нравится с комфортом сидеть у родителей на руках, при этом он уже с уверенностью держит головку ровно. Понаблюдайте за здоровым и довольным ребенком, когда тот лежит в кроватке или на ровной поверхности

Есть своя специфика в поведении карапуза, исходя из которой, можно судить о том, что развитие идет нормально

Понаблюдайте за здоровым и довольным ребенком, когда тот лежит в кроватке или на ровной поверхности. Есть своя специфика в поведении карапуза, исходя из которой, можно судить о том, что развитие идет нормально.

Оказавшись на животике, кроха сразу начнет приподниматься на предплечьях, свободно поворачивая голову по сторонам, едва только что-то привлечет его внимание. Таз и широко расставленные бедра должны плотно лежать на пеленке или одеяльце, как и весь живот. Ступнями он может двигать, приподнимая их

Ступнями он может двигать, приподнимая их.

Положите карапуза в хорошем настроении на спинку, он начнет приподнимать ручки и ножки вверх. Заметив перед собой ладошки, станет рассматривать и потянет в ротик. То же произойдет и со стопами: едва окажутся в поле зрения, как он ухватит их ручками и попробует на вкус, почмокивая пальчики. Проконтролируйте, пока дитя играет, чтобы затылок, ягодицы и спинка плотно лежали на опоре.

Как и для всякого возрастного этапа, существуют свои нормативные показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца

Если наблюдаются какие-то отклонения, то важно своевременно проконсультироваться с детским врачом. Известный американский педиатр Бенджамин Спок рекомендовал обратиться к доктору, если четырехмесячный карапуз:. — не способен приподнять туловище, пытаясь опираться на предплечья;

— не способен приподнять туловище, пытаясь опираться на предплечья;

— непроизвольно отклоняет назад голову, когда его приподнимают за ладошки из положения лежа на спине;

— не пытается даже опираться на кончики пальчиков ног, когда его держат под мышки в вертикальном положении;

— не улыбается разговору родных;

— не радуется играм.

Частые “вопросы-ответы”

  • Нужны ли прыгунки для малыша?

    Врачи не рекомендуют. Это мешает развитию и приводит к тому, что он может позже начать ходить самостоятельно. Кроме того, идет дополнительная нагрузка на организм, который еще не сформировался, и на позвоночник в частности.

  • Сколько должен съедать ребенок?

    Согласно нормам, ребенок должен съедать 180-210 мл молока за одно кормление. В сутки объем молока должен составлять 1/6 веса ребенка.

  • Как научить 4-х месячного малыша ползать?

    Переворачиваем его на животик и ставим перед ним игрушку так, чтобы он не смог сам ее взять. Ребенок будет тянуться за игрушкой, и тем самым учиться двигаться вперед.

  • Ребенок перестал гулить в 4 месяца, что делать?

    Не стоит волноваться, если он при этом хорошо прибавляет в весе, веселый и активный. У каждого ребенка начало гуления индивидуально, и может начаться позже этого срока. Чтобы убедиться, что все в порядке, посетите отоларинголога, который проверит речевой и слуховой аппарат ребенка на наличие отклонений.

  • Можно ли сажать ребенка?

    Не сажайте 4-х месячного малыша. Суставы и мышцы недостаточно окрепли. Можно делать гимнастику, которая способствует привыканию малыша к новому положению тела, и постепенному приучению его к положению сидя.