Особенности физического развития в возрасте полугода

Если вашему ребенку уже 5-6 месяцев, можно с уверенностью говорить о том, что он научился улыбаться и выражать свои эмоции. Также малютки этой возрастной категории уже хорошо удерживают головку, если лежат на животике, более осознанно совершают движения ручками и ножками, умеют хватать интересующие их предметы и игрушки. Лежать и ничего не делать пятимесячные и шестимесячные младенцы уже никак не могут — это выше их сил.

Многие дети отлично — со спины на живот и обратно. Некоторые уже предпринимают попытки присаживаться. Все эти многочисленные умения непременно нужно использовать, планируя комплекс занятий для ребенка.

В пять месяцев ребенок начинает активно изучать собственное тело

На психическом уровне происходит совершенствование первых речевых навыков, кроха уже умеет произносить некоторые отдельные звуки и даже слоги, а также активно развиваются его мышление и внимание

Периоды бодрствования стали еще более длительными, спит чадо теперь максимум 15-16 часов в сутки. Все остальное время он нуждается в общении — тактильном, речевом, эмоциональном. Все эти виды общения и должны стать обязательными при совершении гимнастических упражнений.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что движения его туловища и конечностей могут быть управляемыми, и управлять ими может он сам. Это приводит деток в неописуемый восторг. Зарядка, дополненная упражнениями, соответствующими потребностям возраста, будет восприниматься ребенком с удовольствием и принесет немало пользы.

Комплекс гимнастических упражнений

Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.

Упражнения в положении лежа на спине

Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.

Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.

Гимнастический комплекс для укрепления рук:

Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.

Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.

Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.

Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.

Массаж ладошек
Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони

Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку
Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц.

Гимнастический комплекс для укрепления ног:

Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.

Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.

Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении

Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4.

Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот

Принцип тот же: упор на слабую сторону.

Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.

Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.

Минусы

Несмотря на все достоинства гимнастики, многие родители не решаются записать своих дочерей на секцию. И у них на это есть веские причины.

Дороговизна

Сами занятия гимнастикой стоят не слишком дорого. Но покупка экипировки ощутимо бьет по родительскому бюджету. Основная часть расходов приходится на купальники для выступлений, цены на которые начинаются от 5000 рублей. Стоимость же дизайнерских творений не имеет границ.

Высокая цена во многом обусловлена хорошим качеством ткани, из которой шьется купальник. Одежду для выступлений украшают дорогими кристаллами и сложной вышивкой. Также гимнастке потребуется инвентарь в виде обручей, мячей, лент, булав, чехлов. Поездки в лагеря и на чемпионаты тоже требуют денег.

Юным гимнасткам необходима особая детская косметика, не наносящая вреда коже. Во время соревнований у них на лицах плотный макияж. Нельзя, чтобы он «потек» в самый ответственный момент, когда на спортсменку направлены камеры.

Диета

Ради стройной фигуры гимнасткам приходится строго ограничивать себя в питании. О необходимости диеты им расскажут на первом же занятии. Во время соревнований спортсменке нельзя будет поправиться ни на грамм. Ее будут регулярно взвешивать и следить, чтобы она не съела лишнего.

Такой образ жизни может сформировать нездоровое отношение к своему телу. Попреки по поводу питания — благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия). Эти психические заболевания смертельно опасны. Они могут поставить под удар не только спортивную карьеру девушки, но и ее жизнь.

Раннее завершение карьеры

Гимнастки рано заканчивают свой профессиональный путь. 21 год — отличный возраст, чтобы получить олимпийское золото и объявить об окончании карьеры. Впрочем, это не означает уход из спорта. Многие бывшие гимнастки становятся тренерами, спортивными менеджерами, деятельницами гимнастических школ.

Боль и травматизм

Первые два года тренировок уходят на то, чтобы развить гибкость. Гимнастке приходится выполнять весьма болезненные упражнения на растяжку. В процессе даже самые пластичные девочки не могут сдержать слез. Хорошие природные данные и мягкие мышцы не спасут от боли и нестерпимого дискомфорта.

Также страдает костно-суставная система. При общем физическом здоровье любая гимнастка имеет набор застарелых травм. Обычно такие повреждения возникают в одних и тех же местах. Определенные отделы опорно-двигательного аппарата подвергаются повышенной нагрузке. К 10-летнему возрасту начинают появляться первые последствия интенсивных нагрузок. Они проявляются в виде болей и хронических травм.

Большая психологическая нагрузка

Художественная гимнастика — жестокий спорт. Легкость движений спортсменок, которую видят болельщики, достигается ценой слез, личных жертв и борьбы с эмоциями. Такое испытание по силам лишь людям с крепким внутренним стержнем и волевыми качествами. Не каждый взрослый сможет его выдержать, не говоря уже о детях.

Художественная гимнастика полна сплетен, зависти и интриг. С раннего возраста будущие чемпионки наблюдают нескончаемый потом злоязычия. Родители обсуждают друг друга, тренера, других гимнасток. А позже и девочки начинают распускать слухи внутри секции, сея в соперницах комплексы и сомнения.

Что нужно учитывать?

Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.

В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.

В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.

Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.

Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где — ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.

Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.

Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза

Полезные советы

Несколько полезных советов помогут сделать занятия для трехмесячного ребенка приятными:

Включайте музыку, разговаривайте с малышом — общение поможет установлению эмоционального контакта, к тому же ребенок будет воспринимать гимнастику как веселую и интересную игру.

Не проводите гимнастику перед вечерним купанием. Упражнения стимулируют нервную систему и усиливают кровообращение. В результате малыш может хуже засыпать и беспокоиться ночью. Лучше всего делать гимнастику в первой половине дня.

Если позволяют погода и время года, проводите гимнастику без одежды и на свежем воздухе. Так удастся совместить полезную зарядку с закаливанием, как советует детский доктор Евгений Комаровский.

Гимнастику не делают в дни болезни, особенно если у ребенка повышена температура. Также нельзя делать гимнастику без участия врача детям со врожденными пороками сердца, тяжелой почечной недостаточностью, крупными грыжами (паховыми, пупочными или спинномозговыми).

Прежде чем проводить упражнения, если начинаете заниматься с чадом впервые, посмотрите обучающее видео. Оно поможет понять технику выполнения.

Технику зарядки для ребенка 3-4 месяцев смотрите в следующем видео.

Источник

Для чего нужна динамическая гимнастика ребенку до года?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка

Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем «внутриутробной» — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как «вспышки»: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

https://youtube.com/watch?v=bMrVt-JeYe0

https://youtube.com/watch?v=Bsk1WUy-KFs

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛФК

Упражнения нужно выполнять вдвоем с помощником (методистом). Помощник должен удерживать руки и тело ребенка таким образом, чтобы плечевой пояс располагался параллельно краю стола, а голова и шея при этом свешивались. Родитель малыша должен мягко, но в то же время надежно удерживать голову малыша двумя руками.

Нельзя забывать, что в исходном положении тело и голова ребенка должны располагаться ровно, по одной линии. Также необходимо учитывать, что выполнение упражнений, описанных ниже, может быть болезненно для малыша, поэтому родители должны заниматься с ребенком настойчиво, но в то же время без насилия, аккуратно.

Упражнение № 1 Исходное положение – лежа на спине. Постепенно уменьшать поддержку головы малыша таким образом, чтобы под тяжестью собственного веса голова свешивалась назад. При этом происходит расслабление и растягивание грудино-ключично-сосцевидных мышц. Руки родителей должны ограничивать малышу наклон и поворот головы. Таким образом, упражнение выполняется симметрично, в передне-заднем направлении. Затем нужно поднять голову так, чтобы подбородок ребенка коснулся груди. Повторить 4-6-8 раз.

Упражнение №2 Исходное положение – на здоровом боку. Голова малыша лежит на руке родителя. Постепенно уменьшать поддержку таким образом, чтобы голова свешивалась под собственным весом и больная мышца растягивалась. Затем голову малыша нужно поднять в исходное положение или немного выше. Повторить 4-6-8 раз.

Упражнение №3 Исходное положение – то же самое. Наклонять голову малыша к плечевому суставу в здоровую сторону. Надо стремиться к тому, чтобы ухо коснулось сустава. При этом происходит растяжение пораженной мышцы. Затем голову малыша надо вернуть в исходное положение . Повторить движение 2-3 раза, а затем наклонить голову малыша в больную сторону. Повторить упражнение 4-6-8 раз

При выполнении данного упражнения необходимо обратить внимание на асимметричность нагрузки: 3-4 наклона в здоровую сторону – 1 наклон в больную сторону

Упражнение №4 Исходное положение – то же самое. Выполнять поворот головы ребенка в сторону поражения, затем четкий возврат в среднее положение и поворот в здоровую сторону. Поворачивая голову, необходимо стремиться к тому, чтобы подбородок малыша достал до плечевого сустава. Нагрузка должна быть так же ассиметричной (как в упражнении №3): 3-4 поворота в здоровую сторону – 1 поворот в больную сторону. Повторить 4-6-8 раз.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Несколько раз в день необходимо выкладывать ребенка на “здоровый” бок и проводить свободной рукой вдоль всего позвоночника. За счет этого массажного движения ребенок будет выгибать спину, тем самым тренируя мышцы и корректируя мышечную кривошею.
  2. Также необходимо стимулировать повороты ребенка со спины на живот через “здоровый” бок. Нужно делать 3-4 таких поворота несколько раз в день.

Примерная схема занятий ЛГ при врожденной мышечной кривошее (возраст ребенка от 2 недель до 3 месяцев):

  1. Ребенок лежит на спине. Поглаживать его руки и ноги от кистей и стоп к туловищу.
  2. Ладонями поглаживать грудную клетку ребенка от середины туловища к бокам.
  3. Выполнять упражнения гимнастики при мышечной кривошее (смотрите выше).
  4. Ребенок лежит на спине. Поглаживать боковую поверхность шеи ребенка с обеих сторон.
  5. Перевернуть ребенка на живот и массировать спину поглаживающими движениями снизу вверх и обратно.
  6. Стимулировать ребенка к тому, чтобы он ползал самостоятельно.
  7. Повторить поглаживающий массаж спины и шеи.

Данный комплекс упражнений и массажных приемов необходимо проводить 2-3 раза в день.

Будет неплохо, если правильность выполнения всех действий родителей в первом занятии лечебной гимнастикой при врожденной мышечной кривошее с малышом проконтролирует специалист.

Почему ее нужно делать?

Четыре месяца – важный возраст для каждого младенца. Сейчас он уже активно интересуется всем, что его окружает.

Ручки его уже более умелые, умеют держать предметы. Ножки дрыгаются, словно желают побыстрее начать бегать! В этом возрасте хорошая гимнастика поможет:

  • развить и укрепить мышцы крохи;
  • укрепить суставы опорно-двигательного аппарата;
  • улучшить координацию движений;
  • массаж, совмещенный с гимнастикой, укрепит иммунитет малыша;
  • улучшит аппетит;
  • поспособствует гармоничному развитию;
  • улучшит терморегуляционные механизмы;
  • гимнастика, совмещенная с воздушными ванными (когда ребенок голышом) – отличная закаливающая процедура;
  • все эти действия не только развивают, но и отлично развлекают, веселят детей, дарят им отличное настроение!