Что необходимо знать, получая новый опыт

Воспитание – тяжелый труд. Чтобы этот труд облегчить следует знать некоторые нюансы:

  1. Обязательно следует приучить малыша к переднику. Мой ребенок не привык к нему и после, в саду у нас были проблемы (в яслях детки кушают в фартуках). Он просто не хотел надевать его.
  2. Купите 2 передника, которые легко мыть. После каждого приема пищи вам придется его стирать.
  3. Порадуйте кроху – приобретите красивую и удобный столовый прибор, чтобы он с радостно работал ложкой.
  4. Опять про фартук: чем длиннее, тем лучше. Очень удобно заправлять его край под дно тарелочки. Тогда все, что летит мимо рта малыша – не пачкает его и одежду.
  5. Покупайте стульчик, который отделан влагоустойчивыми материалами. Вам придется отмывать его (еще пол, ребенка, иногда стены), после каждого приема пищи.
  6. Запаситесь терпением и любовью.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

Причины отсутствия навыка пережевывания

Часто дети при попытках накормить их из ложки отвечают плачем, отворачиваются или выплевывают пищу. Причинами такого поведения могут быть:

  1. Лень. Если можно получить пищу привычным путем, зачем напрягаться и жевать.
  2. Слишком быстрый переход, тогда малыш не понимает, что должен делать с кусочками пищи, попавшими ему в рот.
  3. Во время еды ребенок часто давится, поскольку пища другой консистенции ему не привычна. Однако со временем он приобретает необходимые навыки, разрабатывает жевательный рефлекс и учится делать глотательные движения.
  4. Неправильная техника кормления также может стать причиной отказа ребенка пережевывать пищу. Если мама слишком глубоко вводит ложку в полость рта, у малыша процесс приема пищи ассоциируется с неприятными ощущениями.
  5. Ребенок попусту боится глотать и жевать. Такой реакции всегда есть причина. Возможно, ранее он сильно подавился и очень испугался, взрослые давали из этой ложки невкусное лекарство и так далее. В таких случаях необходима консультация педиатра.

Доктор Комаровский всегда акцентирует внимание на том, что нужно наблюдать за ребенком и не ограничивать его самостоятельности, тогда и процесс обучения будет проходить легче

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», – делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
Нерегулярность обучающего процесса

Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся

Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка

Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.

Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно?

Пожалуй, в первую очередь каждый малыш тренируется пользоваться ложкой. Причем обращение с ложкой для него будет весьма серьезным делом – в первое время ему обязательно потребуется помощь кого-то из взрослых.

Когда, и главное, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, каждый родитель решает для себя сам. Если одним свойственна чрезмерная опека, то другим предлагается достаточная свобода в освоении новых навыков. Причем, в том случае, когда родители не ограничивают стремление своего чада к самостоятельности, у детей обычно быстрее получается освоить эту непростую задачу.

Так или иначе, родителям потребуется терпение, чтобы научить ребенка 2 лет кушать самостоятельно. Нужно быть готовым к тому, что на кормление будет уходить достаточно много времени. При этом ребенок будет пачкать себя, а также те предметы, которые его окружают. Здесь главное, вдруг, для собственного спокойствия и экономии времени, не начинать вновь кормить ребенка с ложки.

Все дети разные, поэтому и освоение навыка использования ложки будет приходить постепенно, ко всем в разное время. Обычно, уже к полутора годам дети без особого труда учатся самостоятельно кушать.

Для облегчения процесса детские психологи рекомендуют предлагать крохе ложку уже с того возраста, как он начнет уверенно сидеть, то есть, начиная с 7-8-месячного возраста. В это же время малыш может самостоятельно кушать печенье. Такая тренировка просто необходима, ведь поедая хлеб или печенье, ребенок впервые тренируется брать пищу, и класть ее к себе в рот. Только когда этот навык будет освоен, можно переходить к использованию ложки.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.

Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап — и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.

Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона

Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи — это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.

Не прерывайте обучение

Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.

Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.

Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.

Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.

Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.

Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.

Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку — значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.

Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Правила питания для детей

1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.

Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций. 

Поэтому важно доверять своему малышу. Задача родителей не заставлять есть, а беседовать детьми о значении еды

Объясняйте ребенку, в чем  важность различных продуктов для его организма, для чего он кушает: «Когда ты  бегаешь и прыгаешь, то быстрее всего ты можешь подзарядиться куском хлеба, потому что хлеб – источник быстрой энергии. Но при этом у нашего организма есть и другие потребности. Нам нужен жир, например, сливочное масло, для того, чтобы в твоей голове рос мозг.  Белок – те кирпичики, из которого строятся мышцы. Мясо, рыба, курица помогают тебе вырасти больше и быстрее.  

Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть. 

2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.

Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить. 

Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы. 

3. Правильно предлагайте новый продукт.

У вас может уйти до 15 попыток прежде, чем ребенок согласится попробовать новое блюдо или продукт и привыкнет к нему. Это нормально. Ваша задача – дать малышу возможность сформировать собственное вкусовое мнение.  Ребенок имеет право любить или нет какую-то определенную еду. При этом продукт, который вы хотите предложить малышу, должен быть регулярно на вашей кухне.

4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.

Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды. 

5. Подавайте личный пример:

  • в вашей тарелке тоже должны быть полезные продукты, которые вы хотите, чтобы ел ребенок. 
  • следите за своей собственной реакцией на еду. 
  • демонстрируйте интерес к еде и радость, когда вы предлагаете новый фрукт, овощ или новое блюдо. 

6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.

В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие. 

Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.  

Если мы говорим ребенку: «Я лучше знаю, что ты любишь есть, бери и ешь!» – мы запрещаем ребенку слушать собственное тело и, что оно ему говорит. С другой стороны получается, что за него думает и принимает решение взрослый, и сопротивление со стороны малыша усиливается. 

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие — позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма — лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора — вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее — долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесь не упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше — и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне — временные победы.

Оптимальный возраст

Безусловно, первичное обучение какому-либо сложному навыку требует наличия хорошего учителя, а для малыша, уж поверьте, самостоятельно есть ложкой – задача не из простых, ведь родился он, практически не владея своим телом. По этой причине во многом именно от желания родителей зависит, когда их чадо начнёт кушать самостоятельно. В то же время спешить с этим тоже не стоит – прийти к осознанному использованию столовых приборов можно лишь постепенно, предварительно освоив навыки того же удерживания предметов в руке.

Специалисты указывают, что конкретные сроки приобретения навыков пользования ложкой сильно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка. Усреднённые показатели гласят, что в возрасте одного года малыш должен быть просто в состоянии удерживать ложку длительное время, не роняя её – тогда примерно к полутора годам он уже сможет применять её по прямому назначению.

При этом детские психологи отмечают, что в процессе обучения крайне важна личная заинтересованность ребёнка в процессе. Не секрет, что дети очень любят во всём подражать взрослым, и в среднем около года малыш начинает задумываться о том, а не начать ли кушать самостоятельно. Естественно, для подобных умозаключений ему нужен постоянный наглядный пример, как взрослые едят самостоятельно, иначе мамина рука может восприниматься таким же прибором, как и сама ложка.

Если пример перед глазами есть, и ребёнок всё понял, он рано или поздно даст понять, что хотел бы попробовать орудовать столовым прибором самостоятельно. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у чада не получится ни с первого раза, ни с десятого, потому маме следует заранее готовиться к перепачканному столу, одежде и лицу малыша. Тем не менее отказывать ребёнку не стоит – он ведь никогда не научится, если так и не начнёт учиться

Обратите внимание, что принципиально важно в ходе обучения проявить ангельское терпение, поскольку, однажды накричав на неаккуратного малыша, вы можете испугать его, и он вообще забросит попытки

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Советы и правила о том, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

    Вот вашему малышу уже за 10 месяцев, вы ввели прикорм. Каждый по разному. Пора уже научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Вы специально приготовились, морально и материальное. То есть купили ложку, тарелочку на присоске и так далее.

Учим малыша кушать самостоятельно

   Набираемся терпения и начинаем учиться. Для этого существует несколько правили советов от опытных мам.

Следите за ребенком. Как только Ваш ребенок проявит интерес к ложке, даже в 6 месяцев, дайте ее ему в руку. Пусть он просто даже поиграет и раскидает еду по столу, размажет по себе. Ничего страшного.

Заинтересуйте малыша

С самого раннего возраста нужно дать понять ребенку, что прием пищи — важное и ответственное мероприятие. Не позволяйте кушать в зале, смотря мультики, не бегайте за ним по комнате с ложкой

Лучше всего, если вы кушаете всей семьей вместе за одним столом. Ребенок должен научиться кушать только за обеденным столом в тишине и спокойствии.

Создайте благоприятную атмосферу. Будьте с ним спокойны и ласковы. Пусть трапеза длиться столько, сколько необходимо. Мы, например, можем кушать и полтора часа. А если заинтересовать, то меньше раза в два.

Не отказывайте в помощи. Если у малыша что-то не получается, и он расстроился. Помогите ему своей рукой, направьте. Можно показать на своем примере, как нужно кушать.

Приучайте играя. Специалисты говорят о том, что хорошо и быстро учатся кушать ложкой дети, которые играют в песочнице. Так как чаще дети играют лопаткой, а она как ложечка для еды. Играя лопаткой, ребенок учится управлять ею так же как и ложечкой для еды.

Позволяйте выбирать. Некоторые детишки лучше учатся есть самостоятельно вилкой, нежели ложкой. Так что давайте ребенку выбирать: ложкой он будет есть или вилкой с тупыми концами.

Начинайте со вкусного. Приготовьте своему малышу его любимое  блюдо. Но оно не должно быть сильно жидким или густым. Лучше подходят каши. Особенно если украсить ягодами или фруктами.

Давайте ребенку отдохнуть. Пользование ложкой — это процесс требующий усилий, концентрации и координации движений. Ребенок может уставать. Лучше давать ему немного времени передохнуть, а потом снова продолжить кушать ложечкой самостоятельно.

Ложка — не игрушка. Не позволяйте ребенку играть с ложкой как с игрушкой. Малыш должен понимать, что это только для еды. Должно возникнуть понимание: ложка — еда.

      Иногда возникает такая ситуация, например ребенок не проявляет самостоятельно интерес к ложке. Тогда некоторые родители не знают как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Тогда нужно следовать такому плану:

  • Застелить пол и стол вокруг ребенка клеенкой.
  • Лучше, если тарелка будет на присоске, то есть закреплена на столе.
  • Повяжите ребенку слюнявчик. Еще желательно одеть чепчик, чтобы не замарать волосы.
  • Встаньте перед малышом, зачерпните ложкой  еду с его тарелки и скушайте сами. Похвалите себя за это. Тем самым Вы подадите пример малышу.
  • Далее вручите ложечку малышу. Если он сам не может, то возьмите его ручку и ложечку в его руку положите. Вместе зачерпните еду с его тарелочки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он сам не научится держать ложку.

   Наберитесь терпения и будьте спокойны. Пока малыш учится, все вокруг и он сам, будет в каше. Дети учатся быстро, скоро он будет кушать нормально.

Какой должна быть правильная ложка?

Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.

Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.

Детская посуда должна быть:

  • небольшой;
  • легкой:
  • безопасной:
  • удобной.

Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.

В продаже можно встретить модели из разных материалов.

Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам

Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи
Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой  в большей степени, чем для кормления.
Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.

3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но малыш должен понять процесс — вот еда была на тарелке, а теперь у него во рту. Ему так будет легче освоить навык обращения с ложкой в дальнейшем. Это не означает, что с этого момента можно позволить ребенку «ковыряться» руками в каше. Но небольшие кусочки еды ему можно разрешить взять прямо с тарелки.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

8-10 месяцев

Самое время ввести практику семейных ужинов. Пусть ребенок видит, как едят взрослые, — совсем скоро он и сам захочет взять ложку в руку. Метод копирования во всей красе. И даже без семейных ужинов можно устраивать малышу «мастер-классы» — маме стоит чаще показывать, как обращаться с ложкой. Ребенок, конечно, еще мало что понимает, но тренировки не пройдут даром.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.

После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

Твердой пищи и густых каш в рационе все больше. Самое время кормить ребенка из специальной посуды, это еще сильнее подтолкнет его к «экспериментам» с самостоятельной трапезой. Теперь можно постоянно кормить малыша так — одна ложка у мамы, другая у него. Ребенок непременно потянется ею к тарелке — пусть пробует, запрещать нежелательно.

Если понимаете, что малыш уже готов более подробно изучать процесс «тарелка — ложка — рот», можно частично переходить к самостоятельным приемам пищи. Координируем движения ребенка, держа его за руку. Скорее всего, всю тарелку малыш не осилит — поначалу ему придется тяжело. И сам процесс еще долго будет грязным. Нужно быть готовым к тому, что даже с 50-го раза у ребенка не получится есть чисто.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Советы

  1. Предупредите всех членов семьи, чтоб они не кормили ребёнка.
  2. Не заставляйте карапуза самостоятельно кушать в первый раз, если у него плохое настроение или он заболел.
  3. Хорошо, если процесс обучения приходится на летний период. Так гораздо проще помыть малыша.
  4. Не ругайте карапуза, если первые попытки самостоятельного приёма пищи он будет совершать ручками, а не ложечкой.

Приучайте ребёнка кушать самостоятельно только, если он уже психологически и физиологически к этому готов. Не нужно процесс обучения начинать, когда малыш болен. Не принуждайте карапуза и не ругайте его, запаситесь терпением, может понадобиться даже полгода, пока ребёнок уверено научится орудовать ложкой. Сил вам и терпения, а также родительской мудрости и заботы!