В чем вред позднего перехода к твердой пище?

Если до двух лет продолжить есть перетертую и мягкую пищу, это может сильно отразиться на развитии. Основными проблемами позднего жевания твердой еды являются следующие:

  1. Формирование неправильного прикуса.
  2. Развитие стоматологических болезней.
  3. Ребенок будет отказываться прилагать усилия при пережевывании пищи. Если малыш привыкнет постоянно употреблять только перетертую еду, то он будет манипулировать родителями и откажется кушать твердую пищу.
  4. Нарушение пищеварения. Когда младенец растет, увеличивается и его желудок, при отсутствии твердой пищи появляется риск атрофии желудка. То есть при ее поступлении еда не обрабатывается должным количеством слюны, на фоне этого ферменты вырабатываются в недостаточном количестве, и происходит сбой в работе пищеварения.
  5. Проблемы в развитии речи. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, будут не до конца развиты, а поэтому дошкольник не сможет выговаривать все буквы.

Для тех детей, которые собираются в детский сад, это будет настоящей проблемой, так как там детки питаются твердой едой, и никто вашему чаду не будет разминать пищу. Чтобы научиться жевать, не стоит поддаваться на манипуляции, необходимо не сдаваться и идти к своей цели. Когда вы убедитесь, что ребенок начал прожевывать пищу сам, переводите его на твердую еду. Помните про постепенность, за пару кормлений вы не сможете научить малыша жевать, для этого нужно время.

Ребенок не хочет жевать – в чем причина

Существует целый ряд причин, по которым кроха отказывается жевать, и потребляет только жидкую еду. Родителем не стоит сразу злиться и нервничать, есть вероятность, что это не каприз, а физиологические проблемы. Для выяснения причин проблем с жеванием стоит понаблюдать за поведением ребенка, проанализировать ситуацию. Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой еде, потребуется некоторое время.

Существуют такие причины отсутствия навыка пережевывания:

Неправильное кормление

Эта основная причина того, что кроха никак не хочет расстаться со своим любимым пюре и перейти на «взрослый» рацион. Чересчур заботливые родители предлагают малышу столь широкий выбор жидких блюд, что крохе уже просто не хочется чего-то другого. Иногда мама кормит свое чадо кашками и пюре из-за опасений, что он поперхнется: бояться не стоит, не пережеванный кусочек он будет выплёвывать.

Несформированность навыков

Замечено, что младенцы, которые сразу после рождения находились на искусственном вскармливании, неохотно отказываются от жидкой еды. Причина этого – неразвитые челюстные мышцы: для того, чтобы насытиться, нужно хорошо потрудиться, а для получения питательной смеси из соски много труда не надо. Иногда бывает, что малышу запрещают «пробовать на зуб» баранки, разные безопасные предметы, не предлагают прорезыватель: это тоже не способствует развитию.

Физиологические проблемы

Изредка причиной нежелания прожевывать продукты бывают физиологические проблемы. Маленький лакомка пытается проглотить еду, но неожиданно начинает кашлять, и ему приходится выплевывать не пережеванные кусочки. Затруднения с глотанием вызывают распространенные заболевания гортани и ротовой полости – стоматит, фарингит, тонзиллит. Любая попытка прожевать продукты вызывает у малыша боль, он вынужден кушать перемолотую пищу. Для выявления подобных заболеваний нужно посетить стоматолога, хирурга и невролога.

Развитие прикуса у новорожденных

О формировании так называемого первичного прикуса у младенцев стоматологи говорят в период с 6 месяцев до 1 года. Именно в этом возрасте начинает определяться положение челюстей, мышечный тонус и скорость прорезывания молочных зубов. Мамам советуют внимательно наблюдать за поведением ребенка и отмечать такие симптомы, как:

  • излишне активная работа мимических мышц в момент кормления грудью;
  • неестественное положение головы во время сна;
  • непроизвольно открывающийся рот;
  • появление вредных привычек – долгое сосание пальца, «жевание» губ и щек;
  • дыхание через рот при отсутствии симптомов ОРЗ.

Часто врачи фиксируют смещение нижней челюсти уже в шестимесячном возрасте. Это станет серьезным симптомом неправильного прикуса, и чтобы избежать дальнейшего развития патологии, рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • не оставлять ребенку пустышку дольше, чем на 15 минут;
  • соска у бутылочки должна быть до 3.5 мм в диаметре;
  • кормление смесью не сможет стать полной заменой материнского молока;
  • нужно следить за гигиеной – не давать малышу тянуть руки в рот или жевать посторонние предметы.

Интересный факт Злоупотребление молочными смесями и пустышками приводит не только к развитию искривленного прикуса, но и младенческого ожирения из-за нарушенного обмена веществ.

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка – первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь

Действовать надо уверенно, но осторожно

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рекомендуем посмотреть выпуск программы доктора Комаровского, в котором подробно освещается тема ввода прикорма в рацион малышей:

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?

Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи.  Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.

Как правильно учить ребенка жевать?

Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если имеются проблемы в развитии, то научить его жевать непросто, но не нужно отказываться от этого, ведь он не сможет всю жизнь есть пюре. Родители должны понимать, что это сложный процесс, который требует много времени и сил.

Синдром Дауна

У детей с таким диагнозом отсутствует жевательный рефлекс в связи со снижением тонуса челюстных мышц. Дети, у которых диагностирован синдром Дауна, не могут чувствовать, какая пища попадает им в рот, не могут задействовать язык и челюсти при пережевывании еды. Не стоит без навыков давать твердые продукты, они могут подавиться.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

При обучении жевать, необходимо придерживаться таких навыков:

  • выбирать пищу, которую несложно раскусить, например, бананы, спелые груши;
  • при кормлении озвучивать все действия, говорить, что нужно жевать, глотать;
  • необходимо показывать пример жевания, чтобы младенец видел, как нужно кушать;
  • помогать руками жевать, дотрагиваясь до челюстей, чтобы ребёнок понял, как жевать.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Есть и другие особенности здоровья деток, когда малыши не умеют жевать и глотать:

  • пониженный тонус мышц;
  • увеличенные аденоиды;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • патологии ротовой полости;
  • снижение чувствительности во рту.

Чтобы помочь таким деткам потребуется помощь доктора. Если малыш не научится жевать, то прекратится вырабатываться желудочный сок, что спровоцирует патологии желудочного тракта.

Последствия неправильного прикуса

Если проблема не была обнаружена в раннем возрасте или ей никто не занимался, то это приводит к серьезным осложнениям. И дело не только в ортодонтии, но и в целом ряде других нарушений, которые потребуют долгого, не всегда безболезненного, и дорогого лечения:

  1. Искривления зубов, которые с возрастом начнут прогрессировать – чем старше становится человек, тем труднее это исправить.
  2. Асимметрия лица, появление неровного, съехавшего в сторону подбородка, впалые щеки, визуально тонкие губы, непропорциональный размер лба.
  3. Дефекты речи – шепелявость, картавость и заикание.
  4. Проблемы с дыханием, риск искривления носовой перегородки и храпа.
  5. Стираемость эмали из-за непроизвольного скрежета зубов (бруксизма).

Указанные осложнения – это только малая доля проблем, которые ждут взрослеющий организм из-за смещения челюстей. Гораздо прозаичнее будет появление кариеса, регулярное воспаление десен или травматический стоматит из-за прикусывания языка и щек, в том числе во сне.

Советы для родителей

Папы и мамы малышей, которые лишь делают первые самостоятельные попытки прожевать пищу, должны внимательно следить за тем, как ребенок это делает

Для того чтобы процесс обучения жеванию происходил наиболее эффективно, родителям следует обратить внимание на следующие советы

Старайтесь подавать малышу пример. Дети неосознанно копируют модель поведения своих родителей. Для того чтобы ребенок скорее смог перенять привычку пережевывать твердую пищу, старайтесь кушать вместе с малышом

Ребенок будет обращать внимание на то, как жуют пищу папа или мама, и неосознанно будет это копировать и пытаться повторить.

Не вводите пищу, содержащую крупные кусочки овощей слишком рано. Сначала следует «приучить» детский организм к жидкой, протертой еде, а затем постепенно к пюре

Только к 9-10 месяцу ребенка можно постепенно изменять консистенцию блюд.

Следите за временем кормления. Многие мамы сталкиваются с тем, что ребенок во время еды, особенно при употреблении твердой пищи, начинает давиться. Очень часто к этому приводит спешка при кормлении. Для того чтобы хорошо прожевать пищу с крупными кусочками, малышу требуется достаточное количество времени. Не следует давать ребенку следующую ложку с пищей, если он как следует не прожевал предшествующую порцию.

Хвалите ребенка. Ребенок, который чувствует заботу и любовь со стороны своих родителей, легче обучается. Об этом всегда говорят детские психологи, которые работают с малышами. Если ребенок старается жевать, то родителям следует обязательно похвалить малыша за его усердия.

Методы обучения жеванию с течением времени изменяются. Так, наши прабабушки для того, чтобы малыш начал быстрее жевать твердую пищу, давали ему небольшой кусочек яблока или даже хлеба. Обычно такие «прикормы» давали ребенку, когда у него начинали «чесаться» зубки. Считалось, что если ребенок будет обсасывать яблоко или кусочек хлеба, то он скорее научится и самостоятельному жеванию.

На помощь современным родителям приходят гаджеты и разнообразные устройства. Одним из них является ниблер. Он представляет собой специальное приспособление, чаще всего сделанное из силикона, в которое можно поместить разнообразные вкусности – кусочки яблока, банана или детского печенья. Производители ниблеров отмечают, что такие устройства способствуют тому, что малыши начинают гораздо раньше жевать твердую пищу.

Врачи отмечают, что своевременное обучение ребенка жеванию способствует и хорошему развитию органов желудочно-кишечного тракта. Во время жевательного процесса в ротовой полости образуется слюна, в которой содержатся важные ферменты, улучшающие пищеварение. Пища, хорошо обработанная слюной, лучше переваривается, что способствует хорошему самочувствию малыша.

Жевание также положительно влияет и на развитие жевательных мышц. Многие родители замечают, что как только у ребенка появились зубки, и он начал жевать, то пропорции его лица начинают изменяться. Контур детского лица меняется, что связано с тем, что жевательные мышцы становятся с каждым днем более развитыми. Постепенно у ребенка проявляются и контуры скул.