Когда отучение действительно необходимо?

Молодую маму, привязанную к своему малышу, легко могут сбить с толку соседки, подруги, родственники и даже педиатр, давая как дельные советы по воспитанию, так и совершенно бесполезную информацию. Наслушавшись разных мнений, познакомившись с современными методиками воспитания, молодая женщина невольно убеждается в том, что тесный контакт с грудничком на протяжении нескольких месяцев – едва ли не патология. Мамы ходят видеть своих детей не только здоровыми, но и самостоятельными и успешными. Некоторые психологи считают, что «ручные» дети патологически привязаны к матерям и даже став взрослыми, не утрачивают инфантильности.

Не стоит принимать чужое мнение близко к сердцу. Принимать решение нужно, руководствуясь только родительской интуицией.

Отучение малыша от рук актуально в нескольких случаях:

  1. Мама грудного ребенка может сильно уставать. В этом случае целесообразно обсудить ситуацию с супругом. Если есть возможность, лучше нанять помощницу по дому. Если таковой возможности нет, рекомендуется «подключить» бабушек и тетушек. Это даст возможность матери уделять больше внимания своему малышу. Но если ни один из вариантов невозможен, то пребывание грудничка на руках нужно ограничивать. Ведь ребенку нужнее спокойна и отдохнувшая мама.
  2. К сожалению, многим молодым мамам приходится выходить на работу, не дожидаясь окончания «четвертого триместра». В этом случае раннее дистанцирование от матери оправдывается. Но отказывать младенцу в тактильном контакте не стоит. Педагоги и педиатры рекомендуют приучать его к другим людям – бабушкам, няням, сестрам. А в свободное от работы время эмоциональный контакт можно наладить.
  3. Бывает, что мамы патологически боятся за своих малышей. Даже дома, вместо того, чтобы позволить крохе поиграть на полу, держать его на ручках. В этом случае, страх мамы передается ребенку, он начинает воспринимать мир как потенциально опасное место. И как результат – просятся на ручки всегда и везде.
  4. После шести месяцев малыш уже должен активно познавать мир, а не сидеть на руках. Поэтому, начиная с пяти- шести месяцев нужно плавно отучать его от маминых рук, привлекая к изучению мира и поощряя навыки ползания.

Ирина, мама Игната, 1 год: «Я сама виновата, что приучила сына к ручкам. У нас дома живет собака, и вместо того, чтобы отдать ее кому-то, я держала Игнатика все время на руках. Ведь как ни мой собаке лапы, а микробы все равно есть! В 5 месяцев, когда он начал ползать, я ограничивала его только детской, куда собаку не пусками. В итоге ему 1 год, и он просится на ручки и в гостях в незнакомой обстановке, и даже на улице, когда видит собаку. Отучаем, конечно, но сейчас это уже очень проблематично».

Отлучение детей старше года

Если ребенок уже подрос и значительно прибавил в весе, его становится сложнее брать на руки. Именно в этот период большинство родителей хочет отучить кроху от рук. Для этого потребуется знать и применять на практике несколько отвлекающих приемов.

  1. Рядом с малышом нужно часто садиться, обнимать его, но не брать на руки. Также нужно ребенку объяснить, что маме стало тяжело его поднимать, так как он подрос, но она все равно его очень любит.
  2. Требуется увлекать ребенка разными интересными для него занятиями. В этом случае у самого малыша постепенно пропадает интерес к рукам родителей. Также можно приглашать гостей с детьми, дарить яркие интересные игрушки, петь песенки, показывать цветные картинки и интересные книжки, собирать детские конструкторы.
  3. Эффективно отучить кроху от рук позволяют качели. Их нужно устанавливать в том помещении, где вы чаще всего находитесь. Качая малыша, с ним нужно вести разговор, тогда ребенок будет чувствовать интерес и спокойствие.
  4. Не в пределах дома, посадив кроху в коляску, нужно с ним вести разговор, чтобы он знал, что мама рядом. Обычно для поддержания беседы можно спрашивать об окружающих предметах или их цветах.

При попытке отучить малыша от рук его не следует оставлять в комнате одного.

В этом случае он будет чувствовать себя не в безопасности и захочет с новой силой оказаться на родительских руках. Постепенно ребенок станет самостоятельным, а мамины руки смогут отдохнуть.

Почему ребенок становится «ручным»?

Бесспорно, материнские объятия и ношение на руках оказывают положительное влияние на развитие малыша, дарят ему покой и чувство защищенности. Но у медали есть обратная сторона – зависимость. Младенец достаточно быстро привыкает к непрерывному контакту с мамой, но если в первые пару-тройку месяцев подобное вполне оправдано, то с течением времени зависимость от маминых рук начинает приобретать проблемную форму.

Молодым родителям не стоит забывать, что все должно быть в меру, это же относится и к ношению на руках

Поэтому специалисты рекомендуют обратить особое внимание на ряд причин, которые могут поспособствовать формированию зависимости малыша от маминых рук:

Родительское беспокойство и гиперопека. Зачастую родители сами провоцируют у малыша формирование болезненной зависимости. Они мгновенно реагируют на любое детское недовольство, считая, что тем самым удовлетворяют его важные потребности. Но это не всегда так, порой малышу необходимо просто покапризничать наедине с собой, нельзя же бежать по первому его зову и брать на руки после первого же писка.

Колики. Многие детки вплоть до четырехмесячного возраста страдают от кишечных коликов, что всегда сопровождается болями. Одним из способов уменьшить болевые ощущения является ношение на руках и поглаживание животика. Очень часто такая мамина помощь перерастает в зависимость от ношения на руках.

Плохое самочувствие и капризы

Малыш капризничает или плохо себя чувствует? Что в таких случаях делает мама? Носит на руках и старается успокоить или отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Даже обычная усталость малыша может вызвать жалобы и капризы, и любящая мама тут же хватает его на руки в надежде успокоить

И как результат – малыш привык к маминым рукам.

Бесспорно, мамины руки творят порой настоящие чудеса. Но не стоит забывать, что даже совсем маленькие дети отличаются сообразительностью и, если они понимают, что достаточно немножко поплакать, чтобы оказаться у мамы на руках, то в дальнейшем могут начать специально вести себя хуже, чтобы добиться внимания к себе.

Важно
Примерно к шестимесячному возрасту ребенок начинает активнее познавать окружающий мир и время нахождения в тесном контакте с мамой заметно сокращается.

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

От 0 до 2 лет – малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
От 2 до 3,5 лет – на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
От 3,5 до 5 лет – возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
От 5 до 7 лет – дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение

Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.

Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности

В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое

Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права

Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло

Как стимулировать малыша слезть с рук?

Причина, по которой родители пытают интернет на предмет того, как отучить грудного ребенка от рук, одна – усталость. Постоянное ношение на себе утяжеляющейся изо дня в день «гирьки» – сверхзадача, способная довести человека до исступления. Зачастую мамы в одной руке носят прыгающее чадо, так и норовящее вырвать клок волос из головы, а другой рукой в это время пылесосят, готовят еду и совершают еще тысячу дел. Такой режим выматывает физически и морально, поэтому рано или поздно наступает момент, когда женщина активно начинает искать способы снять с себя любимого отпрыска.

Вопрос: «Как отучить ребенка от рук?» — не совсем корректен. Лучше задуматься о том, что может поспособствовать желанию ребёнка отправиться на самостоятельное изучение окружающего мира.

Общие рекомендации:

  • Не делайте резких движений. Пусть кроха постепенно привыкает самостоятельно возиться рядом со взрослыми.
  • Давайте много телесного контакта: объятий, поцелуев, поглаживаний.
  • Разговаривайте с крохой, даже когда он вас не слышит, пусть знает – мама рядом.
  • Налаживайте контакт малыша с другими членами семьи с самого рождения. Чем больше значимых взрослых окружают дитя, тем проще маме отлучиться, а сам младенец привыкает, что есть несколько взрослых, способных позаботиться о нем.
  • Играйте в «ку-ку» с самого раннего возраста – даже новорождённых деток завораживает этот фокус, когда мама исчезает и появляется. Такие прятки способствуют формированию понимания, что мама всегда возвращается.
  • Не отказывайтесь взять малютку на руки, когда ему это действительно очень нужно – сильно ударился, испугался, очень устал.
  • Уходя по своим делам, прощайтесь с ребенком и рассказывайте, когда вернетесь. У маленьких детей нет понятия времени, поэтому объяснять нужно событийно: «Вернусь после того, как ты покушаешь сырники».

Как быть с малышами до года

Делегируйте домашние дела другим членам семьи. Пока папа или бабушка занимаются уборкой, вы можете поиграть с сыночком или дочкой лежа, сделать массаж, поспать.

Переносите отпрыска за собой – на кухню, в другую комнату

Лежачего младенчика можно носить за собой в люльке, специальной переноске, класть его рядом на одеяло или развивающий коврик.

Используйте игрушки, привлекающие внимание. Ползунов можно увлечь маленькими бегающими мышками, музыкальными инструментами. Сидячему карапузу предложите постучать ложкой по кастрюле

Будет громко, но это позволит спокойно двумя руками покушать или помыть посуду. Повесьте мобиль на кроватку, положите рядом со спящим чадом его любимые игрушки – они могут занять его на какое-то время после пробуждения. Приобретите детские качели. Освойте слинг или эрго-рюкзачок. Не путайте с «кенгуру» – в них ребенок находится в противоестественной позе и испытывает нагрузку на нижние отделы позвоночника. В слинге при условии качественной намотки малыш размещается физиологично, нагрузка на мамину спину распределяется равномерно, руки освобождаются, отпадает необходимость таскать за собой коляску. Учитывая качество российских тротуаров, наличие пандусов и количество домов без лифтов, это большой плюс. Придумайте ритуал отхода ко сну, исключающий укачивание

Сидячему карапузу предложите постучать ложкой по кастрюле. Будет громко, но это позволит спокойно двумя руками покушать или помыть посуду. Повесьте мобиль на кроватку, положите рядом со спящим чадом его любимые игрушки – они могут занять его на какое-то время после пробуждения. Приобретите детские качели. Освойте слинг или эрго-рюкзачок. Не путайте с «кенгуру» – в них ребенок находится в противоестественной позе и испытывает нагрузку на нижние отделы позвоночника. В слинге при условии качественной намотки малыш размещается физиологично, нагрузка на мамину спину распределяется равномерно, руки освобождаются, отпадает необходимость таскать за собой коляску. Учитывая качество российских тротуаров, наличие пандусов и количество домов без лифтов, это большой плюс. Придумайте ритуал отхода ко сну, исключающий укачивание.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки

А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» – это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты

Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама – и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

Преимущества тесного контакта мамы с новорожденным

Первые месяцы жизни малыша – самый важный период как для него, так и для молодых родителей. Новорожденный активно приспосабливается к новому и непонятному миру, в чем очень хорошо помогает тесный контакт с мамой.

Многие специалисты называют первые три месяца жизни ребенка «четвертым триместром», ведь несмотря на то, что он уже не связан с мамой пуповиной, связь с ней по-прежнему очень сильна. Отсюда и повышенная зависимость от тактильного контакта. Укачивания, поглаживания – все эти манипуляции дают малышу понять, что он в безопасности и помогают в полноценном развитии.

Нахождение на руках мамы имеет много преимуществ для маленького ребенка, к примеру:

  • Тесный контакт, ношение на руках и вскармливание грудью активно стимулируют развитие коры больших полушарий.
  • Мамины поглаживания и прикосновения благотворно влияют на стимуляцию кровообращения, развитие иммунитета и совершенствование нервной и эндокринной систем.
  • Ношение на материнских руках помогает ребенку в большем объеме получать информацию извне, что способствует его интеллектуальному развитию.
  • Правильное ношение на руках помогает улучшенному формированию опорно-двигательного аппарата, тазобедренных суставов и позвоночного столба.

Как правильно отучать ребенка от ношения на руках

Если с рождения и до трех месяцев пребывание на руках обусловлено необходимостью, в первую очередь, для гармоничного развития самого малыша, то подобная зависимость у детей в возрасте шести месяцев уже является недопустимой. Ребенок должен учиться самостоятельности, познавать окружающее пространство, активно ползать. Поэтому специалисты рекомендуют взять на вооружение следующие советы:

Вместо того, чтобы брать подросшего малыша на руки, просто лягте с ним рядом, погладьте его и спойте песенку. Это должно отвлечь его от капризов

Тихий спокойный голос мамы действует не менее успокаивающе, чем ношение на руках.
Можно приобрести специальный развивающий коврик, который займет внимание ребенка на длительное время, а маме даст возможность спокойно заниматься домашними делами и держать его под присмотром.
В шестимесячном возрасте малыши начинают ползать, оградите для него место для исследований, положите яркие мягкие игрушки в разных частях комнаты. Можно даже поползать вместе с ним, подобная игра очень понравится вашему малышу.

Если вашему ребенку больше полугода, а он привык использовать вас в качестве переноски, то для отучения от рук стоит использовать ходунки, но главное – не оставлять его без присмотра. Пусть он передвигается в ходунках рядом с вами, пока вы занимаетесь домашними делами.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?

* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми

Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)

* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.

* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .

* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.

* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»

Плюсы и минусы пребывания ребенка на руках у матери

Ребенку необходимы мамины прикосновения и ни в коем случае нельзя его их лишать. Может быть тогда нет особой проблемы в том, что ребенок постоянно находится у мамы на руках? В таком случае, давай же разберем плюсы и минусы такой родительской опеки.

Плюсы

  • Ребенок не будет лишен ласки. Это впоследствии хорошо отразится на его взаимоотношениях в семье и даже на реабилитации в обществе. Ведь малыш с самого рождения чувствует то, как относятся к нему родители. И если вести себя с ним холодно, он будет ощущать дискомфорт, находясь рядом с вами;
  • Малыша необходимо быстро успокоить. Например, если вы находитесь в общественном месте или очередная истерика настигла ребенка ночью, и будет, как минимум, неуважительно по отношению к соседям ждать, пока ребенок успокоится самостоятельно;
  • Хорошее физическое развитие крохи. Правильное ношение ребенка на руках способствует правильному развитию его опорно-двигательной системы, отделов позвоночника и тазобедренного состава;
  • Преждевременное проявление малышом эмоций. Постоянно находясь радом с мамой он наблюдает за ее эмоциями и реакциями на какую-либо ситуацию и пытается их повторять.

Минусы

  • Ребенок станет избалованным и чересчур капризным. Это приведет к огромным сложностям в его воспитании;
  • Малыш не научится успокаиваться сам и его истерики будут более затяжными. Ведь он очень быстро привыкнет к тому, что на его малейший плач сразу прибежит мама и начнет жалеть и успокаивать;
  • Сильная усталость родителей. Согласитесь, что с ребенком на руках не сделаешь много дел. Это очень раздражает. К тому же и физически тоже непросто постоянно таскать дитя на руках, особенно для хрупкой девушки;
  • Занятость матери. Очень часто бывает, что в декрете новоиспеченные мамочки не сидят на месте: убираются, готовят, занимаются другими детьми (если они есть), ходят на различные мероприятия или даже работают. Поэтому, если ребенок сильно привязан к матери, это мешает ей заниматься своими делами.

Почему ребенок просится на руки?

Проголодался. Таким нехитрым способом малыш намекает вам, что пора бы его покормить. Если у мамы проблемы с лактацией, чадо может проситься каждый час, если молока хватает, то промежуток между кормлениями составляет 2-3 часа.

Сырость. Капризы – это возможность рассказать маме о насущных нуждах. Если пора поменять подгузник или пеленку, то кроха не будет больше плакать и проситься, ведь ему это делать незачем. Нередко карапуз капризничает, если на коже появились опрелости, кожу нужно помыть, хорошенько вытереть и смазать кремом или специальной присыпкой.

Холодно или жарко. Если в вашей квартире часто меняются температуры, груднички просятся на руки. Причем перегревание доставляет ребенку куда больший дискомфорт, чем прохлада, так что кутать или поднимать температуру до огромных высот «чтобы чадо не заболело» все-таки не нужно. В комнате новорожденного днем температура должна составлять 24-25 градусов, ночью – до 22 градусов.

Болезнь. Если кроха заболел, то он будет плакать даже на руках. В этом случае нужно искать причину плача: то ли это колики, то ли прорезаются зубки, то ли чадо простудилось. Если ребенок беспрерывно плачет, а вы не можете сориентироваться, обратитесь к врачу.

Общительность

Кому не нравится, когда на него обращают внимание, холят и лелеют? Кроха пока не осознает этого, но общаться со взрослыми ему очень нравится. Достаточно пару минут подержать его на руках, а потом опустить в коляску или манежик

Ребенок будет видеть, что мама или папа рядом, и в то же время привыкать к самостоятельности.

Испуг. Звуки окружающего мира пока незнакомы ребенку, поэтому любой резкий шум может его напугать. Возьмите кроху на руки, успокойте его, а потом снова положите в кроватку.

Возраст имеет значение

В первые три месяца жизни малыши страдают от повышенного газообразования. В отдельных случаях это продолжается даже до четырех-пяти месяцев. Во время приступов колик кроху и правда можно успокоить, взяв на руки и поносив по комнате. Это отвлекает ребенка, а тепло тела матери и давление на живот при объятиях облегчают боль. Именно в этот период отлучать ребенка от рук категорически нельзя.

Но как только работа желудочно-кишечного тракта малыша наладится, не просто можно, а нужно приучать его отвлекаться и играть самостоятельно. Лучше делать это не позднее чем в 6 месяцев. Для сравнения: уже в 1 год процесс будет длительным и болезненным. В некоторых семьях момент, когда ребенка можно спокойно «переключить» на другие формы общения, упускают. И тогда начинается настоящая борьба за время и пространство между чадом и взрослыми.