Разговоры о детском саде
Чаще рассказывайте ребенку для чего ему посещать детский сад, чем там занимаются другие дети, почему родители хотят, чтобы он пошёл в детский сад. Старайтесь его заинтересовать, расскажите о красивых игрушках, увлекательных занятиях, новых знакомствах, дружбе. Заинтересуйте тем, что в саду все приспособлено для детей, там маленькие столики и стульчики, кроватки и раковины для умывания, а ещё маленькие шкафчики и много красивых игрушек.
Гуляйте возле учреждения вечером, когда родители забирают своих детей. Объясняйте малышу, все, что происходит. Расскажите о режиме дня
Ребенка пугает неизвестность, поэтому важно, как можно больше с ним общаться на тему детского сада
Проходя мимо, обязательно с радостью напоминайте, что совсем скоро он тоже пойдет в садик, как ему будет весело и интересно играть с другими детьми.
Подготовка и адаптация к саду
Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.
Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель.
На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в:
- нарушениях сна
- капризности
- возможны респираторные заболевания.
Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей:
Прогулки в детском саду
Хорошо бы иногда гулять на территории детского сада с его друзьями, чтобы в будущем все было уже знакомо.
Знакомство с воспитателем
Познакомьтесь заранее с воспитателем группы
Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, обратите внимание на элементы самообслуживания, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
Режим дня
Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада. За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми
Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам.
Учим малыша быть самостоятельным
Ребенок идет в садик уже имея соответствующий уровень развития. Чтобы не возникло проблем с посещением заведения, малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания:
- Скажите «Нет» подгузникам! Ваш ребенок должен уметь пользоваться горшком. По возможности, на первые дни принесите детский туалет из дома, который малыш уже видел и знает;
- Держать ложку и есть. Вряд ли вашему малышу будет комфортно в саду, если дома вы его ежедневно кормите с ложечки. Научить самостоятельно есть-вот как подготовить ребенка к саду. Если к этому кроха ел пищу, измельченную в блендере, нужно постепенно давать целые кусочки-чтобы он учился жевать и глотать;
- Девочки и мальчики должны уметь одеваться и раздеваться самостоятельно. Выбирайте простую одежду и обувь, без сложных замков, длинных шнурков и мелких пуговиц. Лучший вариант-липучки.
Чем быстрее ребенок научится самостоятельности, тем проще ему будет в будущем. Не нужно все делать за малыша. Лучше оказывать ему помощь только в том случае, если он сам этого просит.
Приучаем к детскому саду
Возможно, в первые дни вы будете оставлять ребенка только на несколько часов, постепенно увеличивая длительность пребывания. Не торопите события, если малышу понадобится время, чтобы научиться обходиться без вас до самого вечера. Впрочем, некоторые дети сразу готовы проводить большую часть дня в саду, и ваша неуверенность только смутит их.
Поэтому с первого дня следите за поведением и настроением ребенка, когда вы приходите за ним, а также справляйтесь у воспитателей о том, как малыш провел день. Исходите из ваших семейных обстоятельств и психологического состояния ребенка и остановитесь на золотой середине. Большинство детей окончательно адаптируется к новому укладу жизни в течение 1 — 2 месяцев.
Предупредите воспитателей обо всем, что важно знать о вашем ребенке: кашу не любит, днем не спит, подвижный, бывает шумным, но обожает, когда читают книги, хорошо поет и с готовностью помогает, особенно если его назначить «главным помощником». Так в детском саду будет меньше вопросов и претензий к вашему малышу, а у вас — к самому воспитателю
И конечно, необходимо сообщить обо всех заболеваниях ребенка, а также если ваш сын или дочь не до конца освоили некоторые важные для сада операции (проситься на горшок, например). Родительские подсказки помогут воспитателям найти правильный подход к вашему чаду, что может решить громадное количество проблем периода привыкания к новой обстановке.
- В первый день, придя утром в сад, не торопитесь уйти. Спокойно дождитесь, когда ребенок снимет верхнюю одежду, разместит ее в своем шкафчике (помогите, если малыш не очень ловко справляется сам), пройдите вместе с ним в группу, познакомьтесь с воспитателями, поговорите с другими родителями, понаблюдайте, как ваш ребенок постепенно вовлекается в жизнь детского коллектива.
- Убедившись, что все в порядке, попрощайтесь с малышом. Не уходите «по-английски»! Ваше внезапное исчезновение может так перепугать ребенка, что если он решит, что вы не вернетесь, то в следующий раз не захочет отпустить вас. Заверьте малыша в том, что обязательно придете забрать его, и сообщите, когда именно.
- Как только вы попрощались с ребенком, уходите. Не подглядывайте за ним в попытках удостовериться, что все в порядке, и не возвращайтесь, если услышите, что он расплакался. Это расстроит вас и создаст неправильные причинно-следственные связи в голове у малыша. Будьте уверены: в первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы никто не раскис всерьез, так что вашего кроху быстро успокоят.
- По окончании рабочего дня, забирая ребенка из сада, старайтесь проводить вечер вместе: готовьте еду, накрывайте на стол, ужинайте вместе всей семьей, почитайте на ночь, посекретничайте перед сном. Пусть малыш видит, что с походом в детский сад в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.
- Ваши выходные теперь семейные дни. Хотя бы в первое время. Не перегружайте нервную систему ребенка отлучением его от вас с супругом и на неделе, и на уикенд, запланировав для себя встречи с друзьями, а для вашего чада — посещение бабушки с дедушкой. Придумайте на первые выходные что-то особенно интересное, желанное для малыша, будь то поход в парк аттракционов, изучение энциклопедии доисторических животных или поклейка фосфоресцирующих звезд на потолок в детской.
- Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. Что ему особенно нравится, что для него оказалось новым, с кем из ребят он готов подружиться, удается ли ему заснуть на тихий час, что вкусного на обед. Вы можете услышать много полезного, ведя простую беседу о разных аспектах детсадовской жизни: как воспитатели обращаются с детьми, что предпринимают, чтобы урегулировать конфликты между ними, разрешают ли не спать во время дневного сна и не есть нелюбимое блюдо.
- Вы значительно облегчите пребывание своего малыша в детском саду, если будете внимательны к его рассказам по дороге домой и за ужином и по результатам сможете вовремя сообщить воспитательнице, что требовать от вашего чада съесть перловую кашу так же бесполезно, как заставлять его спать в тихий час, а самому малышу подсказать, как вести себя с согруппником, отбирающим у него игрушки.
Посещайте все мероприятия в детском саду: это не только будет лишним поводом испытать гордость за любимое чадо, но и даст последнему уверенность в том, что его жизнь за пределами дома является частью общего семейного пространства, а не существует отдельно от него.
Неумение ходить на горшок/унитаз
Ребенка важно приучить к горшку, если речь идет о яслях, и унитазу, если о детском саде. Поскольку детсады переполнены, то воспитатель и нянечка просто не успевают “обслужить” всех деток
Как объясняет Олеся Черешко, лето — хороший сезон и повод отказаться от подгузников.
“Используйте больше трусиков и влажные салфетки. После двух лет ребенок уже морально и физически готов ходить на горшок, готов проситься, но нужно его и приучать. Если вы его еще не приучили, то за оставшееся до садика время как раз успеете. Если малыш описался, ничего страшного. Через несколько дней ребенку уже будет некомфортна такая ситуация и, возможно, он уже будет проситься на горшок, держаться за трусики или подавать другой сигнал. Единственное, что можно посоветовать, это все же использовать подгузники на время сна, когда описаться могут и более старшие детки, не только ясельные”, — советует психолог.
Приучаем ребенка к режиму
Известная поговорка гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не суйся». Как это касается темы «Как подготовить ребенка к саду»? Домашний режим малыша может сильно отличаться от устава заведения, и это большая проблема.
Нужно заранее приблизиться к режиму группы, которую он будет посещать. Если обучение стартует с осени, тогда работать над правильным режимом следует начинать уже летом. Обязательно ознакомьтесь с распорядком дня в детском саду и постепенно внедряйте предложенный режим дома.
Стандартно, в детском саду, распорядок дня примерно такой:
- Прием детей в группу;
- Завтрак;
- Прогулка и занятия (зависит от времени года);
- Обед;
- Тихий час;
- Полдник;
- Игры;
- Прогулка.
Сады закрываются в 18:00-19:00 вечера, но как правило, детей забирают раньше. Лучше, если ребенок идет в садик именно с таким графиком. Если же распорядок дня вашего ребенка сильно отличается от режима садика, первые недели в группе для малыша обернутся стрессом.
Чтобы адаптация была быстрой и легкой, ваша задача выработать несколько правил, которых малыш должен будет соблюдать. В частности, в первую очередь следует позаботиться о раннем просыпании, приеме пищи и обеденном сне. И соблюдать этот график все время, не допуская значительных отклонений даже в выходные.
Стоит также, ознакомится с перечнем блюд в детском саду. Предварительно введите в рацион малыша новые блюда, которые он пока не ел, но в меню заведения они присутствуют. В противном случае ваш кроха может закапризничать и весь день ходить голодным.
Если малыш на диете, на специальном питании или у него есть аллергия на определенные продукты, об этом необходимо заранее сказать воспитателям, что бы они могли «заказать» на кухне диетическое меню для ребенка.
Как ребенку строить отношения с другими детьми
Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них
Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.
Доброжелательные взаимоотношения с детьми из группы важны и для того, чтобы всегда быть принятым в игру, и для хорошей самооценки, и для успешной тренировки навыков социального взаимодействия, без которых человеку невозможно реализоваться в обществе.
Воспитатели, чуткие и внимательные к потребностям ребенка, проводящего весь день в отрыве от семьи, играют не меньшую роль в том, будет ли их подопечный бежать в сад вприпрыжку или вяло плестись позади вас. Отношения с ними, особенно в первое время, не менее важны для малыша, чем с детьми.
Как ребенку строить хорошие отношения с детьми? Конечно, для начала ему понадобятся навыки устанавливать контакт. Вероятнее всего, он пробовал осваивать их еще в самом раннем детстве на игровой площадке с другими малышами. Классическое «Привет, я — Миша/Маша, а как тебя зовут? Давай играть вместе?» — проводник в мир игры.
На первых порах навыки партнерской игры довольно просты и неплохо отработаны на родителях. Ребенок взрослеет, и в какой-то момент ему потребуется умение вовлекаться в коллективную игру с правилами, о которых подчас надо будет вести настоящие переговоры
Чтобы игра не прерывалась и ее участники не расходились разочарованными, детям важно соблюдать регламенты.
Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.
Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.
Как еще подготовить ребенка
Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.
За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.
Что должен уметь ребенок перед первым посещением детского сада
Обычно детей отдают в сад не раньше, чем в два года. К этому возрасту малыш должен обладать некоторыми навыками.
- Малыш должен уметь самостоятельно кушать. Не по всем правила этикета, конечно же, но хотя бы часть пищи должна попадать в рот. Ничего страшного, если двухлетний малыш разливает часть супа на пол, воспитатели яслей к этому привыкли. Главное научить своего ребенка кушать, чтобы он не остался голодным. Малыш старше трех лет должен уметь опрятно кушать и пользоваться вилкой. Объясните ребенку, что есть нужно аккуратно, не разговаривая во время еды и не набивая полный рот пищей.
- Ребенок в два года хотя бы через раз должен ходить на горшок. И, желательно, самостоятельно проситься. Если малыш еще не умеет этого делать, вам придется носить в сад памперсы. Но лучше всего, конечно, заранее научить ребенка хотя бы жестами показывать, что он хочет на горшок. Детки старшего возраста должны уметь пользоваться туалетной бумагой.
- Чтобы ребенок не болел, его нужно приучить к гигиене. Перед едой и после прогулки воспитатели отправляют малышей мыть руки. Очень хорошо, если ребенок умеет делать это самостоятельно.
- Развивайте речь малыша. Прекрасно, если ребенок может говорить и в состоянии рассказать, что с ним происходило.
С чего начать подготовку
Начинать морально готовить малыша к детскому саду стоит за некоторое время до первого его посещения, лучше за несколько месяцев. Например, если вы планируете отдать туда ребенка с осени, заговаривать на эту тему можно уже весной. Малышу, психологически не готовому к посещению детского сада, будет трудно адаптироваться к новым условиям, что повлияет на его дальнейшую социализацию.
Создавайте благоприятный образ детского сада в сознании ребенка: это то место, куда приходит провести время много разных детей, среди которых обязательно найдутся верные друзья, с кем будет интересно играть. Постарайтесь так рассказывать о том, что ждет малыша, чтобы и не вызвать у ребенка завышенных ожиданий, и заранее не настроить его против.
Если прежде вы не разлучались со своим крохой, попробуйте начать оставлять его с бабушкой, дедушкой, другим близким родственником или подругой, у которой тоже есть ребенок, ровесник вашего малыша. Придумайте ритуал прощания: объятия, поцелуй, помахать ручкой. Всегда следуйте ему.
В качестве подготовки не только к детскому саду, но и к самой жизни: учите малыша навыкам самообслуживания — чистить зубы, умываться, ходить в туалет, следить за чистотой рук и опрятностью одежды, аккуратно складывать ее в шкафчик, одеваться и раздеваться, застилать постель, убирать на место игрушки.
Продумывая гардероб для детского сада, предпочтение отдавайте удобным и простым в обращении вещам. Сможет ваш трехлетний ребенок справиться с этой заклепкой на комбинезоне? Удастся ли ему легко застегивать сандалии, которые вы планируете отнести в садик в качестве сменной обуви? Продумайте все до мелочей: вы не только значительно облегчите жизнь малышу и воспитателю, который два раза в день собирает 15 — 20 человек на прогулку, но и исключите возможность возникновения у ребенка комплекса неполноценности из-за того, что он постоянно в числе последних готов выйти на улицу.
Будет очень предусмотрительно с вашей стороны, если вы постепенно начнете переводить ребенка на режим дня и рацион, который вскоре станет реальностью для вашего малыша на 5 дней в неделю. Обычно в садах завтракают в 8:30 утра, обедают в 12:00 и полдничают в 15:30. Меню — традиционное для многих поколений: супы, овощные салаты, мясо (котлеты, фрикадельки, сосиски), редко рыба, простые гарниры (гречка, рис, картофель), каши, йогурты, фрукты и печенье на завтрак и полдник. Если ребенок не привык к такой еде, для него может оказаться непростой задачей приучать себя к подобному меню, он будет отказываться есть и в этом случае останется голодным.
Подумайте заранее и о развитии социальных навыков: умение знакомиться, заводить друзей, не конфликтовать, договариваться, играть с другими детьми, следовать правилам, одинаковым для всех. Посещайте занятия, группы развития, гуляйте на детской площадке. Что делать, если чей-то ребенок дерется с вашим малышом? Надо научиться разбираться с такими ситуациями. Не все дети любят ровесников. Те, кто поспокойнее, иногда опасаются подвижных и шумных сверстников
Важно помнить, что все люди, в том числе самые маленькие, разные. Рано или поздно ребенок попадет в коллектив, где у каждого свой характер
Чем раньше он начнет формировать и оттачивать навыки социального взаимодействия, тем лучше для его развития.
Закаливание ребенка перед садиком: основные принципы
Понятие «закаливание» для деток в возрасте 1-3 лет вовсе не обозначает ежедневное обтирание холодной водой. Для таких малышей существует целый ряд других эффективных процедур, которые действительно благоприятно влияют на состояние здоровья в целом.
Например, можно просто укладывать малыша спать днем дома с открытой форточкой при температуре от -15 до 0 градусов. Кроме того, разрешается снижать температуру воды во время утреннего умывания. Только процесс должен быть постепенным. Если ребенок привык к воде температурой 25 градусов, то следующим утром умойте его водой температурой 24 градуса, затем 23 и т.д. Специалисты утверждают, что оптимальное ежедневное снижение температуры воды составляет 1-3 градуса.
Точно также можно проводить закаливание ребенка и во время купания перед сном. Только это совсем не обозначает, что малыш должен все 15 минут плескаться в прохладной воде. Купать его нужно в теплой воде, а вот заканчивать процесс стоит обливанием прохладной водой.
Сначала эта вода должна быть холоднее привычной на 3 градуса, затем на 5. И так стоит довести снижение до 16-17 градусов. Т.е. купаете ребенка, как обычно, затем обливаете его ковшом прохладной воды и обтираете сухим полотенцем. Если после этого у вас получиться заставить ребенка еще и голышом пробежаться по дому к своей комнате, то это будет вообще замечательно.
Выполнение всех этих рекомендаций значительно повысит опорные свойства организма, и риск заболеть ОРВИ снизится на 50 %, соответственно готовность к посещению детсада повысится
Поэтому обязательно уделите внимание не только эмоциональной подготовке к садику, но и физической. В таком случае адаптация пройдет быстро и незаметно.
Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас
Тяжело уходить от ребенка, если он плачет, расставаясь с вами. Однако вы должны знать, что с высокой долей вероятности он успокаивается вскоре после вашего ухода и не вспоминает (внешне, по крайней мере) о вас до вашего возвращения. Переодеться, руки помыть, завтрак, занятия, потом прогулка — столько дел впереди! На слезы нет ни минуты.
Дайте малышу еще немного времени, чтобы он научился расставаться с вами. Это один из этапов взросления, рано или поздно через него проходят все. И если это случается поздно, то обычно тяготит обоих — и ребенка, и родителя. Если вы уверены, что малыш готов отпустить вас немного дальше от себя (вы же решили, что он в принципе психологически созрел для детского сада), действуйте решительно (однако не бессердечно).
- Поддерживайте хороший контакт с воспитателями: когда вы приводите ребенка в сад и забираете его, разговаривайте с ними, интересуйтесь поведением вашего малыша, просите их рекомендаций, даже если они уверяют, что все в порядке. Вы строите прочный фундамент уважительных взаимоотношений с людьми, от которых во многом зависит благополучие вашего ребенка. Если малыш видит это, он и сам начнет испытывать к воспитателям больше доверия, что придаст дополнительный позитивный тон его отношению к детскому саду. И ему будет легче вас отпускать.
- Если малыш привык дома спать с игрушкой, предложите ему одну из домашней коллекции и для детского сада, ту, которой он будет готов в случае необходимости поделиться. Любимую машинку или куклу брать с собой не стоит: на нее могут начать претендовать другие дети, она рискует потеряться или пострадать в ходе конфликта. Это общее правило для садика: ничего ценного, касается ли это игрушек или одежды (праздники, спектакли и прочие торжественные случаи — исключение).
- Неплохой идеей будет также отнести несколько книг или игрушек (не самых важных) в группу: благодаря привычным вещам обстановка в детском саду станет хоть немного, но ближе к домашней. И наоборот, можно петь песни, которые дети разучивают в группе, читать те же книги, играть в те же игры — это тоже налаживает мосты между домом и садиком и снимает лишнее напряжение с ребенка.
- Если вы видите, что ребенок безутешен утром, при расставании, и вечером, при встрече, а воспитатели подтверждают, что у него случаются приступы тоски по родителям, стоит подумать над смягчением режима дня. Можно попробовать позже уходить на работу, посвящая часть утра ребенку, навещать его в середине дня или забирать раньше вечером. Если вы отдали малыша в сад не из прихоти, а по семейным обстоятельствам, то все, что вы можете, — это смягчить его вхождение в новый уклад жизни. Обсудите с воспитателями, в какие моменты у ребенка случается упадок настроения и можно ли как-то на них повлиять.Сделайте время, которое вы проводите вместе утром и вечером, насыщенным совместными занятиями, и пусть они будут наполнены теплотой и поддержкой.
Настанет день — и ваш малыш убежит от вас из комнаты с индивидуальными шкафчиками в группу к новым друзьям, едва успев поцеловать маму в щеку. А вы будете вспоминать, как он, всхлипывая, прижимался к вам в самом начале.
Новое окружение
Очевидно, что детский сад для любого ребенка — стресс, потому что это резкое и сильное изменение способа жизни. Поэтому все специалисты советуют начинать подготовку к садику заранее. Желательно за несколько месяцев, но и в течение августа можно многое успеть.
Основной совет простой — приводить малыша в садик заранее. “Ребенка можно приводить в садик для адаптации прямо сейчас. Летом дети всегда играют на улице по 2–2,5 часа, и это хороший повод познакомить детей между собой. Если у вас уже приняли документы в детсад, можете приводить туда ребенка до обеда, часов до 11:00–11:30. Так он познакомится не только с детьми, но и с воспитательницей, с обстановкой, с тем, как все происходит в детсаду, чтобы он выбрал себе кроватку, шкафчик, можно даже заводить его в группу. Можно наклеить наклейки на его будущие вещи, чтобы это было поощрением”, — рекомендует Оксана Олексенко.
Очень помогает, если есть старшие дети, за которыми можно заходить в сад вместе с младшим. “Мой старший сын всегда ждал, чтобы я пришла и поскорее забрала его домой. Я же приходила забирать его с младшей дочкой на руках. И теперь дочь спокойно ходит в садик, потому что она давно привыкла к нему. За два года она постепенно изучила все правила, детские площадки, воспитателей, персонал и т. д
Важно, чтобы обстановка в садике была для ребенка привычной, чтобы у него не было страха. Но если нет старших детей, просто приводите ребенка в садик, если вы уже зачислены и пойдете туда осенью
Пусть он заранее познакомится с воспитательницей, чтобы 1 сентября пришел к уже знакомой, а не чужой тете”, — соглашается Олеся Черешко.
Есть и более профессиональные психологические приемы, которыми можно пользоваться одновременно с вышеописанным методом. Так, Анита Вайаканти советует рассказывать истории про детский сад, друзей и ваши позитивные случаи из жизни. Читайте терапевтические сказки про детский сад, про смелость, про дружбу. Например, у Разиды Ткач есть прекрасные сказки или истории про девочку по имени Энни в стиле “жила-была девочка, похожая на тебя…”
Что делать, если родитель сам не готов отпустить ребенка
Если малыш пошел в детский сад в связи с вашим возвращением на работу, первое время окажется непростым и для вас
Вам даже может показаться, что никакие другие занятия на свете не могут сравниться по важности и наполненности с воспитанием ребенка, в чем вы не так уж и неправы. Но вам надо работать, а маленькому человеку необходимо социализироваться, поэтому давайте узнаем, как облегчить расставание с малышом для вас
Имейте на рабочем месте самую любимую фотографию вашего ребенка. Если вы трудитесь не в офисе, держите фото малыша в кошельке, загрузите на рабочий стол мобильного телефона, вложите закладкой в книгу для чтения в дороге.
Позвоните в удобное время (тихий час, например) воспитателю в детский сад, если вам была предоставлена такая возможность. Поговорите с ним несколько минут, забирая вечером ребенка, узнайте, чем он занимается на протяжении дня. Скорее всего, вы услышите, что он прекрасно ладит с другими детьми, хорошо ест, помогает следить за порядком в группе и вообще большой молодец.
Поговорите с друзьями, коллегами по работе, у кого есть опыт отлучения от ребенка в связи с детским садом. Поспрашивайте, как они справлялись в первое время, что им особенно помогло. Вам нужна эмоциональная поддержка, чтобы пережить разлуку не хуже вашего малыша!
Встречайте ребенка вечером приветливо, уверенно и спокойно. Не допускайте, чтобы ваши переживания передались малышу. Обнимитесь, расцелуйте друг друга и приготовьтесь слушать рассказ о событиях прошедшего дня
Про себя скажите, что у вас было много работы, но это не мешает вам продолжать крепко его любить, а его фотография на столе поддерживает невидимую связь между вами.
Максимально фокусируйте внимание на позитивных сторонах дела
Ребенок проходит важный этап социализации, все, что он сейчас переживает, чрезвычайно важно для его психического развития
Пусть эта мысль поддерживает вас.
Мамочка, останься!
Не отчаивайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция в этом возрасте. Просто старайтесь подбодрить малыша. Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий.
Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у вашего чада любимый сок или хлопья, или еще что-то, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимый сок и вернетесь.
Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не смогут понять, что до магазина идти 10 минут, а вас нет 3 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимые сок, конфетку и т.д.
Только не стоит так делать ежедневно, иначе вы рискуете разбаловать ребенка своими покупками, и в дальнейшем он начнет вас этим еще и шантажировать. Используйте этот метод раз в неделю – этого вполне достаточно.
Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает/поспит/поиграет. В целом для моральной адаптации ребенка в возрасте 1,5-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени малыш уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих одногруппников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.
Обязательно проконсультируйтесь с врачом по поводу готовности ребенка к посещению сада. В период адаптации все дети часто болеют, так как в группе происходит постоянный обмен инфекциями между малышами, поэтому если ребенок и дома не отличается особым здоровьем, то, возможно, стоит все же предпринять меры и отложить посещение детского сада на год. За этот период специалисты рекомендуют осуществлять закаливание организма, тем самым повышая его опорные функции к острым вирусно-респираторным заболеваниям.
Здоровье ребенка
Самая распространенная проблема, связанная с детсадом, когда дети начинают массово болеть простудой. Поэтому, говорит психолог, сурдопедагог Олеся Черешко, ребенка нужно разумно закалять. Это не значит окунать его в холодную воду, но и держать в тепличных условиях не стоит
Также важно одевать ребенка по погоде, чтобы он не перегревался (хотя и не мерз)
“Более того, малышу нужно понемногу давать есть что-то холодное: мороженое, замороженные фрукты и соки. В прошлом году мы с моей дочерью (она как раз детсадовского возраста) провели лето на даче и дважды в день купались в реке, причем в воде разной температуры и в разное время. В итоге за год она заболела только раз, и то ветрянкой. У нее ни разу не было насморка и кашля, хотя из всей нашей группы из 15 человек в сад ходили около трех”, — делится личным опытом Олеся Черешко.
Первый этап – подготовительный
Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.
1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).
2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.
3. Приучаем:
* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);
* просить о помощи, если что-то не получается;
* кушать ложкой за столом, не играть с едой;
* отучаем от памперсов.
4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.
5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей – сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.
7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.
8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.
Что нельзя делать ни в кое случае – так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».
Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.
Режим дня
Важную роль играет режим дня. В детском саду занятия, прием пищи, обучение, игры, сон проходят в определенное время. Если у ребенка нет режима, ему будет очень тяжело привыкнуть.
Рекомендуется заранее узнать у воспитателей о распорядке дня в детском саду. Придерживайтесь именно такого режима, кормите малыша завтраком, обедом в это же время.
Часто проблемы возникают с дневным сном. Если кроха не приучен спать в отведённое время, ему тяжело будет находиться в саду. Ребенок, который мало поспал днем, капризничает. Мамам рекомендуется серьезно отнестись к этому вопросу и постараться приучить своих детей засыпать днем в одно и то же время.
Если ребенок засыпает под чтение книг, просмотр телевизора, ему также придется нелегко. Часто у детей и их родителей имеются определенные «ритуалы» перед сном. Одни держат ребенка за руку, другие просто сидят рядом. В детском саду укладывают спать по-другому. Ребенку придется засыпать самостоятельно
Воспитатели не смогут уделить внимание каждому, у них просто не хватит на это времени
Поэтому важно научить малыша спать днем и придерживаться этого даже в выходные дни. Резкая смена режима, пусть даже на пару дней нарушаем привычный ритм, и вызывает излишнюю нервозность
Резкая смена режима, пусть даже на пару дней нарушаем привычный ритм, и вызывает излишнюю нервозность.
Неготовность расставаться с мамой и домом
Если ребенку в силу психологических особенностей сложно остаться без мамы, Анита Вайаканти рекомендует посетить психолога или записаться на детские групповые тренинги. Есть, конечно, у психолога и более простые, бытовые приемы:
Дайте ребенку с собой в садик своеобразный талисман (свою личную вещь), с ней в руках ему будет проще успокоиться/переключиться от разлуки с мамой. Лучше всего, если этот талисман вы делали вместе с малышом своими руками.
Если каждое утро начинается со слез и нежелания отпустить маму, то пусть в детский сад отвозит малыша папа.
Придумайте утренние ритуалы, поднимайте настроение малышу с утра. Утро не должно ассоциироваться с чем-то сложным и невыносимым.
При прощании утром четко объясните, когда вы его заберете и НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ. Это непозволительно. Лучше прийти раньше и подождать.
Чтобы ребенок не “подключался” к чужим эмоциям, если в группе есть детки, у которых схожая ситуация, то приводите своего в другое время
Важно, чтобы он не видел страданий других детей.
Во время подготовки к детсаду, хотя бы за месяц до 1 сентября, Анита Вайаканти рекомендует применять такие приемы, которыми она воспользовалась в конкретном случае с ребенком, не желающим ходить в детский сад:
Мама может начать говорить о том, что ей пора выходить на работу.
Мама может начать работать дома и уделять днем меньше времени на игры с ребенком.
Завести специальный дневник и купить все необходимое для его ведения.
Стараться сделать все, чтобы утро у малыша не ассоциировалась с каторгой и мучением.
Начать четко соблюдать режим дня — это очень важно.