Когда не стоит начинать приучение ребенка к горшку

Принуждением результата не добиться. Если малыш не хочет, заставлять его не надо, иначе появится отвращение к горшку. Сидеть больше 5 минут на нем тоже не рекомендуется, иначе на этот процесс уйдет полдня. Каждый раз говорите малышу о том, для чего он должен сделать это.
Не начинайте процесс обучения во время болезни, прорезывания зубов. Малыш будет капризничать. И ещё, во время болезни обычно практикуется обильное питье, что естественным образом скажется на частоте мочеиспускания. Поймать удачный момент в этом случае тяжело.
В незнакомой обстановке или в обществе чужих людей тоже могут возникнуть трудности.
Не забывайте про возрастные кризисы. В 1 и 3 года малышам свойственно всё делать наоборот. Этим он показывает независимость.
Если вдруг ему не понравился горшок, купите новый или сделайте небольшой перерыв, например, 1-2 недели, а потом заново начинайте процесс обучения.

Высаживать ребенка нужно регулярно:

  • перед сном и после сна;
  • перед походом на улицу и после прогулки;
  • перед едой или через полчаса после питья.

Когда приучать ребенка к горшку

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка

Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса

Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.

1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

Способы приучить ребенка к горшку

Интересно происходит приучение к горшку в Африке. Там женщины приучают детей к горшку с рождения. При этом если малыш, которому от роду неделя, писает в пеленки, то его маму считают невнимательной.

И действительно считается, что в течение первого месяца младенец подает простые сигналы о желании сходить в туалет.

И если есть время, то мамы могут все контролировать. А вот после месяца такая способность пропадает.

Известный детский врач Комаровский рекомендует не приучать кроху к горшку с негативным эмоциональным фоном.

Любой малютка рано или поздно научится, повторяя за родителями или ровесниками.

Большинство стараний по приучению вызваны не заботой о ребенке, а стремлением сократить расходы на памперсы, уменьшить количество стирок и выглядеть не хуже других.
Не используйте агрессивные методы приучения к горшку. Если малыш напуган недовольством родителей или зажат, то процесс не получится.

Если же приучить по системе, то спокойный и довольный малыш гораздо охотнее будет учиться новому навыку.

Из своего опыта скажу, что лучший способ чему-либо научить – это предоставить процесс в виде игры.
Чтобы быстро привить определенный навык, нужно сначала отучить от памперсов. Прежде всего, нужно показать, что памперс только мешает и приучить ребенка к горшку будет проще.

Для этого не снимайте его, пока он не наполнится и не станет слишком тяжелым. Уже после года нельзя держать малыша в памперсе все время.

А малышей постарше сажают на горшок.
Кроме того, есть специальное время, когда рекомендуется осуществлять процедуру. Дети чаще всего хотят в после сна и после еды.

Методика приучения за 7 дней

Родителям можно попробовать специальную методику приучения к горшку за 7 дней. Данная система называется «Довольный малыш».

В первый же день снимают памперс и часто сажают на горшок. Можно даже продемонстрировать взрослый туалет и показать, зачем он нужен. Процесс повторяется каждые четверть часа. Нельзя ругать малыша.
На второй день навыки нужно закрепить

При этом важно контролировать процесс.
На третий день не стоит надевать памерсы. Перед тем, как идти на улицу необходимо подержать малыша над туалетом

Первое время можно брать с собой предмет туалета. И уже через несколько дней ребенок научится сдерживать себя.
Уже к четвертому дню многие малыши выказывают желание самостоятельно посещать санузел. Но все равно необходимо напоминать о туалете заигравшимся детишкам. Также нужно поощрять и не показывать недовольство. Контролировать походы в нужно до конца недели.

Методика приучения за 3 дня

Давайте рассмотрим, какие еще есть методики. Одна из них рассчитана на три дня. И он сам будет ходить на горшок. Применяется в том случае, когда пришло время отправляться в садик или перед поездкой.

За пару недель малыша стоит познакомить с горшком

Важно приобрести этот атрибут и рассказать, для чего он нужен

Стоит рассказать, что скоро памперс нужно будет поменять на трусы и начать ходить в туалет. Выберите несколько дней, когда сможете заниматься только малышом. Так легче приучить ребенка к горшку.Следующие три дня должны пройти так:

Весь первый день малыш должен находиться без памперсов. При этом можно надеть трусики

Важно целый день следить за ребенком и не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что ребенок собрался помочиться, то несите горшок

Если у крохи получается сходить, то это должно заканчиваться похвалой. Ночью все еще нужно надевать подгузник.
Во второй день стоит смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Гулять можно выходить без подгузника, но запасную одежду стоит взять с собой.
На третий день можно выходить на прогулку даже два раза. Малыш дома высаживается на горшок. Это стоит делать перед прогулкой, после нее, после пробуждения и до сна.

Чтобы малыш мог и сам пользоваться туалетом, нужно выбрать такую одежду, которую легко можно будет снимать самостоятельно.

Если малыш упорно не желает ходить на горшок

Любым родителям хочется поскорее приучить ребенка к азам гигиены и чистоплотности. Если уборка нечистот затягивается, это вызывает злость и гнев. Но когда вы успокоитесь, подумайте о причинах нежелания малыша ходить на горшок.

Среди таких причин могут быть:

  • медицинские факторы – запоры с болезненными микротрещинами в прямой кишке, аллергические реакции или раздражения вследствие поноса;
  • психологические моменты – стрессы из-за выхода родителей на работу, появления нового младенца, переезда, неурядиц в семье и т.д.

В первом случае достаточно провести осмотр ребенка и обратиться к нужному специалисту. Во втором рекомендация одна – отставить горшок подальше на несколько недель и повернуться лицом к своему малышу. Вашу эмоциональную связь усилят приятные развлечения, а общение без претензий и любовь к малышу – такому, какой он есть, повысит его самоуважение.

Подумайте: конечно, вы не стали бы ругать свое чадо за то, что оно падает, делая первые в жизни шаги. В приучении к горшку руководствуйтесь тем же – похвалы за успех, закрывание глаз на «провалы». Не злитесь на него за сопротивление или «тупость». Он обязательно все освоит в свое время. Просто помогите ему, а если не хватает терпения, обратитесь к опытному человеку или психологу. Не зацикливайтесь на сроках, не спешите сами и не торопите ребенка — пусть даже он походит в подгузниках еще несколько лишних месяцев. Зато ваш малыш сохранит и разовьет после приучения к горшку здоровое представление о себе и без стрессов и фобий подойдет к следующей фазе половой идентификации. Ведь здоровый и гармонично развитый ребенок – это и есть ваша цель, не так ли?

Методы приучения ребенка к горшку

Каждая мама чувствует своего ребёнка и лучше знает, как сделать процесс обучения наиболее эффективным. Главное, чтобы родители нашли время и чуточку терпения поддержать своего малыша в этот период.

Если ребёнок готов, о чём говорят все признаки, и принято решение приступать к обучению, — назад дороги нет.

Базовые правила помогут родителям и их детям быстрее пройти этот процесс.

  • Стоит приобрести горшок ещё до начала обучения, объяснить, для чего он и как поможет малышу.
  • Лето — идеальный период для начала учёбы: нет риска, что малыш простудится в случае аварии, а также на прогулке можно вместо горшка использовать кустики или траву.
  • Надо следить за тем, чтобы горшок всегда был чистым и тёплым (особенно зимой).
  • Нужно определить для «детской вазы» постоянное место, чтобы ребёнок всегда смог быстро найти её.
  • Стоит брать с собой ребёнка во время походов в туалет. Родители или старшие братья и сёстры своим примером добьются лучших результатов, объясняя, что они делают и для чего нужен унитаз.
  • Не запрещать малышу исследовать своё тело, чтобы понять естественные физиологические процессы.
  • Не надо заставлять ребёнка сидеть на горшке.
  • Не стоит практиковать игрушки, книги или просмотр телевизора во время высаживания, чтобы было понятно, что горшок — не место для игр.
  • Надо рекомендовать малышу сходить на горшок после еды и когда он просыпается.
  • В случае успеха нужно всегда хвалить детей за внимательность. Им на самом деле трудно не забыть о горшке.
  • Если же постигла неудача — ничего страшного, ни в коем случае не следует ругать детей.
  • Можно использовать игры, высаживая на горшок сначала игрушечного медведя или куклу и объясняя, что они там делают.
  • Одевать детям просторную и удобную для быстрого снятия одежду.
  • Помочь ребёнку понять, как приятно ходить в сухих и чистых трусиках.
  • Не начинать «горшочную учёбу», если ребёнок болеет или слишком капризный. Стоит отложить «сессию» до лучших времён.

Отдельно стоит упомянуть способ, которым пользовались многие родители в прошлом столетии. Они насильно удерживали ребёнка на горшке, стояли над ним, стимулируя процесс звуками «пи-пи» или «а-а» или же включали воду в ванной. Не стоит использовать такой насильственный метод, потому что ребёнку трудно в дальнейшем переучиться и понять, что идти в туалет надо тогда, когда появляется позыв.

Как быстро приучить ребенка к горшку? Существует недельный экспресс-курс учёбы. К нему прибегали многие родители карапузов в возрасте 1,5 – 2 лет. Результаты положительные в 98 процентов случаев.

  • День 1. Утром надеть на малыша трусики и короткую футболку. Объяснить ему, что если захочется писать/какать, надо позвать маму или самому сесть на горшок. Каждых полчаса спрашивать, не забыл ли ребёнок о потребностях, если проходит более часа — мягко усадить на горшок (не более чем на 5 минут). В случае успеха — обязательно хвалить чадо.
  • День 2. Провести время дома, не слишком загружать малыша играми. Поставить горшок в поле видимости ребёнка. Реже напоминать о необходимости сходить в туалет, не заставлять, а только рекомендовать через каждые 2 – 2,5 часа сесть на горшок.
  • День 3. На основании предыдущих дней посчитать приблизительную частоту позывов к мочеиспусканию у ребёнка. Следить, чтобы через такой промежуток он не забыл о туалете.
  • День 4. Оправляясь на прогулку, брать с собой запасную одежду на случай «аварии». От подгузников следует отказаться, одевать их ребёнку только на ночь. Обычно в этот период дети уже не нуждаются в напоминании и самостоятельно контролируют свои «туалетные дела».
  • День 5. Если памперс после ночи почти всегда сухой, можно приучить ребенка вставать ночью на горшок. Для этого стоит около 3 – 4 часов утра разбудить малыша и спросить, не хочет ли он в туалет. На протяжении нескольких ночей могут быть «протекания», потому стоит использовать клеёнку, чтобы предотвратить пятна на постели.
  • День 6. Поставить «детскую вазу» в туалете и закрепить там за ней постоянное место. Ребёнок может захотеть сесть на унитаз, не запрещайте ему. Для этого надо приобрести специальное сидение с меньшим диаметром.
  • День 7. У малыша постепенно сформируется логическая цепочка: если появляется желание, надо идти в туалет, чтобы опорожниться.

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Как ребенка приучить к горшку: основные правила

  1. Решите для себя однозначно: «Я приучаю к горшку». И это правило неизменно. Потому что ребенок не понимает почему ему сегодня говорят садись и писай в горшочек, а завтра, надумав съездить к бабушке, снова надели памперс.

Если решили приучать к горшку, то убираем памперсы вообще. Ни днем, ни ночью не должно быть никаких подгузников или впитывающих трусиков. Если мы учим контролировать себя, то все должно быть по-честному, без обмана. Ребенок должен знать, что он контролируется процесс. А если время от времени все же ЭТО надевают, значит, что контроль под большим сомнением! Это, конечно, идеальный вариант. Но как же гулять зимой без памперса? — наверняка спросите вы. Из этого вопроса вытекает следующее правило:

  1. Начинать приучать к горшку лучше всего весной или ближе к лету. Чтобы, в случае ЧП на прогулке, можно было спокойно переодеть малыша, не беспокоясь о его здоровье.
  2. Горшок, которым пользуется ребенок, должен быть удобным! С гладкими широкими краями (не резать ножки и попку), с глубоким резервуаром, чтобы попка не упиралась в только что сделанную кучку, извините за подробности. Горшок должен быть удобным в обработке (чем сложнее конструкция, тем тяжелее за ней ухаживать). Удобнее всего использовать горшки со стульчиками и съемными резервуарами.
  3. Горшок всегда должен стоять в одном и том же месте! Никаких перетаскиваний из комнаты в комнату! Строго на месте! Чтобы ребенок всегда знал, куда бежать, а не метался в панике и, не найдя горшка, не делал бы свои дела в штаны. До места установки горшка должно быть легко добраться из всех концов квартиры. Если дом двухэтажный и более, то по одному горшку надо иметь на каждом этаже. Нежелательно ставить горшок в спальном помещении (исключение ночное время) и недопустимо — в кухне.
  4. Одежда, в которой ходит ребенок дома, по возможности, должна быть минимальной (это заодно и для закалки полезно). Она должна легко сниматься самим ребенком. Нежелательны штанишки с лямками, молниями или пуговицами, которые малыш не сможет расстегнуть самостоятельно. Лучше всего — трусы. Причем, подавлющему большинству детей гораздо удобнее снять трусы с ножек совсем и сидеть, свободно расставив ножки. Если одежды много, то она мешает. Да и сам ребенок с ней не справится! Не удивляйтесь, если в первые дни ребенок будет с интересом наблюдать за происходящим. Если раньше он справлял нужду только в памперс, то сейчас он познает новые функции своего тела. При этом он очень гордится, когда видит какашку. Он считает ее частью себя. Поэтому не желательно говорить, что вам она не приятна.
  5. Мама должна ласково, без нажима, время от времени предлагать ребенку попробовать сделать свои дела. При отказе — не стоит настаивать, а в случае успеха – нужно похвалить, сказав как вы гордитесь тем, что малыш самостоятельно сходил на горшочек. Можно даже поощрить его конфеткой.
  6. Когда ребенок сидит на горшке, его надо чем-то занять, иначе он тут же вскочит, не доделав или не сделав свои дела. Можно посидеть рядом и почитать книжку, можно просто дать ребенку любимую пирамидку или положить какую-то игрушку и разрешать играть с ней только в процессе сидения на горшке — все зависит от характера малыша.

Методика быстрого приучения

Методика быстрого приучения к горшку разработана педиатром Джиной Форд и ориентирована на детей в возрасте от полутора до двух лет. Доктор разработала экспресс-метод, который позволяет обучить мальчика или девочку справлять нужду в горшок всего за неделю. Методика расписана по дням, и родители при желании могут ее опробовать.

В первый день утром после пробуждения с малыша снимают тяжелый ночной подгузник и рассказывают, что кроха уже совсем большой, теперь он может обходиться и без подгузника. Малыша сразу следует попробовать усадить на предварительно подогретый в теплой воде горшок, и занять его чем-нибудь, чтобы он провел на горшке не менее 10 минут. Если ребенок противится посадке на горшок и отчаянно сопротивляется, не настаивайте, возьмите его любимую игрушку и посадите на горшок ее, капнув туда немного воды. Потом похвалите игрушечного «друга», возьмите горшок и вместе с малышом отправляйтесь выливать его.

В течение дня ребенка по методу Форд нужно высаживать на горшок каждые 15 минут до тех пор, пока ребенок не сделает все, как надо. Вот тут и наступит его минута славы с угощениями, похвалами и громкими восторгами мамы и всех остальных домочадцев по поводу прекрасного поступка.

В последующие дни схема выглядит таким образом.

  • 2 день. Проходит, как и первый. Мама хвалит ребенка и его любимую игрушку по очереди, водит его выливать горшок, дает спускать воду в унитазе и продолжает хвалить, если все удается. Малыш должен закрепить полученные навыки и твердо убедиться в том, что все делает правильно.
  • 3 день. На третий день малыш идет гулять, но не только с мамой и игрушкой, но и с новым другом – горшком. Джина Форд категорически не рекомендует надевать подгузник, поскольку это сведет на нет все усилия двух предыдущих суток. Малыш должен понимать, что назад пути нет, и теперь с новой реальностью нужно смириться.
  • 4, 5 и 6 день. Эти дни Джинна Форд называет закрепительными. Малыша нужно продолжать везде водить с горшком, при этом не забывать о том, что садиться на него малышу нужно через определенные промежутки времени – их можно уже увеличить до 30 минут.
  • 7 день. Самое время подвести итоги семидневного экспресс-курса. В этот день старайтесь не заставлять малыша садиться на горшок, но внимательно наблюдайте за ним. В идеале он должен сам обозначать, когда захочет в туалет. Если малыш заигрался и «забыл», можно напоминать ему о горшке вопросом, не хочется ли малышу пописать или покакать.

Быстрые методики не подразумевают обязательного ночного пробуждения для посещения горшка. Джинна Форд утверждает, что решение о ночном туалете должно приниматься родителями исходя из особенностей психики ребенка. Если малыш легко засыпает после ночного пробуждения, можно поднимать его ночами, но если каждое засыпание дается тяжело, протекает с протестными акциями и слезами, от такого способа лучше отказаться и использовать на ночное время одноразовые подгузники.

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

По-детскому или по-взрослому?

Прежде чем приступить к обучению, нужно выбрать, к чему вы собираетесь приучать своего малыша — к горшку или к детскому сиденью на унитаз.Если вы выбрали горшок, надо понять, каким параметрам он должен соответствовать:

Размер. Горшок должен подходить ребенку по размеру — нужно, чтобы малыш туда не проваливался и сидеть на нем было комфортно.
Форма. С девочкой все просто. Ей лучше купить обычный круглый горшок, на котором она сможет сидеть, сведя ножки вместе. Мальчику же больше подойдет горшок анатомической формы с выступом впереди, благодаря которому он будет разводить ножки в стороны. Так ему удобнее делать свои дела.
Дизайн. Горшок не должен пугать и отталкивать ребенка

Ведь он станет его лучшим другом на долгое время, поэтому важно, чтобы он вызывал у малыша положительные эмоции. Бывают горшки разных цветов и форм, с разными персонажами и даже с музыкой

Выбирайте такой, который понравится вашему крохе. Однако важно, чтобы ребенок не воспринимал его как игрушку и долго на нем не засиживался.
Безопасность. Как бы горшок ни выглядел, в первую очередь он должен быть устойчивым и безопасным.
Удобство. Горшок с крышкой подойдет, если у вас нет возможности сразу же выливать его содержимое, с подножкой — более устойчив, а если он «оснащен» ручкой (или выемкой для руки), его удобно выносить.
Материал. Большинство горшков сделано из пластмассы, эмалированные прочнее, но и тяжелее. Бывают горшки из пластика с антисептической добавкой и из материалов, которые принимают температуру тела ребенка независимо от температуры воздуха.

Если вы подумываете о детском сиденье на унитаз, сначала убедитесь, что ваш ребенок не боится самого унитаза, возможности провалиться и громкого звука слива воды.

В первую очередь сиденье должно быть удобным. Проверьте, достает ли малыш до пола ногами. Если нет, купите ему специальную ступеньку-подставку, чтобы он смог залезать на унитаз самостоятельно, а во время самого процесса ставил на нее ножки. Бывают сиденья круглой формы и анатомической, с выступом спереди, с поддержкой для спины сзади, совмещенные с взрослыми и переносные складные, которыми можно пользоваться вне дома.

Учитывая, что процесс обучения часто затягивается, горшок может оказаться сподручнее. Его можно поставить в комнате, где общаться с малышом приятнее, чем в тесном туалете.

Некоторые совмещают горшок с унитазом. Такой вариант будет удобен мальчикам: по-большому можно ходить на горшок, а по-маленькому — в унитаз, стоя на ступеньке-подставке.

Ошибки родителей при приучении ребенка к горшку

Чтобы процесс обучения не стал болезненной темой, постарайтесь не делать следующие ошибки:

1. Приучить шестимесячного малыша к горшку вряд ли получится. Не торопите время. Для осознанного процесса обучения придется подождать хотя бы до 1,5 лет.

2. Не травмируйте психику карапуза регулярным хождением в туалет. Если малыш не в настроении, не трогайте его, иначе пойдет процесс отвращения к горшку.

3. Ребенок, который всё время ходит в памперсах, долго приучается к горшку. Чем раньше вы избавитесь от подгузников, тем лучше.

4. Не превращайте процесс обучения в маниакальную идею. Некоторые родители не разрешают вставать детям с горшка, пока те не сделают то, что нужно. Не стыдите и не сравнивайте свое маленькое чудо со сверстниками.

5. Наказание за мокрые штанишки или излишняя строгость взрослых в обучении – одна из самых распространенных ошибок. Карапуз замыкается в себе. Проявите усердие и терпение. Верьте в своего ребенка.

6. Предоставьте малышу самостоятельность. Пусть он сам снимет или поднимет штанишки, сам сядет на горшок. Надевайте на него удобные штанишки, а не комбинезоны, чтобы в нужный момент успеть их снять.

7. Горшок всегда должен стоять на одном месте. Если он валяется по всей квартире, то в нужный момент малыш просто не найдет его, тогда проблема мокрых штанишек затянется.

8. Сделайте сидение на горшке приятным делом. В процессе обучения не стоит оставлять малыша наедине на горшке. Поиграйте с ним, прочитайте ему стихи, тогда и дело будет сделано намного быстрее. Только не перестарайтесь, иначе малыш забудет о своем деле.

9. Хождение в туалет – естественный процесс. Не бегите с зажатым носом выливать всё содержимое горшка в унитаз. Такое поведение некоторые дети воспринимают болезненно.

10. Бессистемное высаживание не облегчит процесс обучения. В первые несколько дней обязательно регулярно высаживайте карапуза на горшок, иначе предпринятое дело обречено на провал.