Немного о самостоятельности подростков
Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности – подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами
Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока
Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:
- предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
- понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
- умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
- руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).
Таким образом, пубертатный период – это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.
Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:
- ваш ребенок – уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
- все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу, так как несамостоятельность – лишь составляющая существующих проблем;
- ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
- ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).
«Мой ребенок ничего не хочет делать сам!»
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
3. Освободить от контроля — позволить делать выбор
Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.
На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:
- Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
- Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
- Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию
Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.
Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно…»
Приучение ребенка к порядку
Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.
Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.
Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты
Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например
Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Как определить уровень детской самостоятельности?
Также у старших дошкольников достаточный уровень самостоятельности проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Самостоятельность ребенка – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит количество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность ребенка в самых разных жизненных условиях.
Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.
Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в одной из следующих статей.
Основные моменты при воспитании самостоятельности
Занимаясь воспитанием своего чада, прежде всего стоит уяснить, что является основополагающим при развитии и воспитании самостоятельности у ребенка:
- Требовательность к ребенку;
- Принятие ребенка как личности со своими особенностями;
- Принятие индивидуальных качеств ребенка и стремление их развивать в разных направлениях;
- Целостное воспитание личности ребенка и ответственности за реализацию своих идей. Ребенок должен осознавать, что всегда существует причина и следствие, каждое действие или поступок ребенка ведет к определенному результату, за который ребенок должен быть готов ответить.
Стили воспитания
50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.
Авторитарный стиль
Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе
Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно
Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».
В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.
Потакающий стиль
Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.
Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.
В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.
Демократический стиль
Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость
Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт)
Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.
Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.
В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу
Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет
Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.
Плюсы самостоятельности
Просто сказать, да трудно сделать. Давайте «взвесим на весах» ценность самостоятельности, может, с родительской точки зрения «овчинка и выделки не стоит»?
Плюсы самостоятельности: появление у ребёнка собственного права голоса и своей точки зрения на происходящее, укрепление его ответственности за свои решения, снижение уровня родительского контроля за ребёнком, повышение уровня безопасности в действиях ребёнка, улучшение отношений с ребёнком, высвобождение свободного времени и сбережение нервных клеток у родителей.
Минусы несамостоятельности всё с точностью до наоборот – инфантильный ребёнок, за которого приходится постоянно волноваться, контролировать и направлять его действия. На это уходит уйма родительского времени и нервов. И, скорее всего, такое дитятко навряд ли станет опорой родителей в старости.
И если только вы не домашний тиран, обожающий зависимость от своей власти, то выберете список плюсов, уж очень они повышают комфортность жизни семьи.
Давайте для наглядности «синтезируем формулу» самостоятельности:
Самостоятельность = Осознавание своих желаний + Право решать, когда и как сделать + Ответственность за последствия своего решения
Из неё очень хорошо видно, что миссия выполнима, но потребует от вас достаточного времени, терпения и желания играть по новым правилам.
А теперь предлагаю проверить уровень готовности вашей семейной среды к выполнению этой задачи. Отметьте в списке все действия, которыми в вашей семье сопровождается воспитание. Затем посчитайте «+» и «-« – таков и будет ваш стартовый потенциал благоприятствования или сопротивления.
Тест: Ваши действия будут способствовать развитию самостоятельности или противодействовать этому?
+ Старшие озвучивают и уважают свои желания и цели.
– Старшие опекают ребёнка и предвосхищают все его желания.
+ Старшие приглашают ребёнка сделать что-нибудь по дому вместе, подробно комментируют процесс.
+ Старшие хвалят за конкретный результат и благодарят за попытку.
– Старшие ругают/критикуют/высмеивают за ошибки и неловкость..
+ Старшие поощряют проявления инициативы и заботы о себе и близких
+ Старшие беседуют с детьми о последствиях принятых решений (и удачных, и неудачных), помогают им с выбором и осознанием его последствий.
– Старшие командуют и приказывают «Делай, как мы сказали!»
– Старшие не благодарят ребёнка за оказанную помощь.
+ Старшие советуются всей семьёй, как лучше поступить в ситуации.
– Старшие отговаривают/запрещают делать так и тогда, как и когда это решил ребёнок.
– Старшие подсказывают, что надо хотеть.
Если результат получился состоящим из одних плюсов или с их явным преобладанием, то можете смело браться за осуществление задачи, всё получится естественно и без напряжения.
Если же в результате преобладают минусы, то рекомендую посетить психолога, который поможет разобраться, что и как делать, чтобы ненароком не обострить ситуацию в семье.
И помните, что даже самая медленно ползущая черепаха всегда обгонит самого быстрого зайца, стоящего на месте. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?
В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:
- Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
- При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
- Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
- Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
- Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.
Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.
Каким образом можно развить в малыше самостоятельность?
У обычного ребенка огромное желание делать все самому наступает после двух лет, ближе к трем годам. Родителям нужно набраться терпения и поощрять все начинания маленькой личности:
Занимайтесь с ребенком разными видами деятельности
Почаще занимайтесь с ребенком самыми разными видами деятельности – лепите, играйте с игрушками, рисуйте карандашами и красками, читайте книги и рассматривайте картинки – все это поможет вам лучше понять склонности малыша. Не отнимайте у него «взрослые» предметы, малышу интересно играть пустыми коробками из-под обуви, кастрюльками, половниками – так он познает мир.
Подавайте ему пример
Учите его собственным примером, показывайте ему, насколько интересна жизнь, ведь многочасовой просмотр мультиков не научит кроху правильно планировать свое время, а вот если его день будет заполнен интересными занятиями, в которых присутствует ясная и понятная цель, – это поможет становлению инициативной и независимой личности.
https://youtube.com/watch?v=6JQwlvw2nsU
Давайте малышу поручения
Не отправляйте ребенка отдыхать, когда сами заняты домашними делами, вовлекайте его в этот процесс, не бойтесь давать ему поручения – это не только развивает самостоятельность, но и способствует формированию ответственности.
Хвалите ребенка за помощь
Хвалите ребенка за любую его помощь вам: убрал ли он игрушки или принес по вашей просьбе полотенце, от добрых слов он станет более уверенным в себе, а затем это и подтолкнет к самостоятельности в будущем. Не ругайте малыша за его стремление сделать что-нибудь самостоятельно, если при этом он умудрился разлить воду или пересолить еду в тарелке – это его первые попытки лично контролировать ситуацию, и если они не причинят прямой вред его здоровью, то ничего страшного в последствиях таких действий нет.
Не бойтесь оставлять ребенка с близкими
Не бойтесь оставлять ребенка на некоторое время с бабушками или дедушками, а также с другими родственниками или друзьями, которых он не боится и которым симпатизирует, возможно, вы действительно слишком опекаете малыша, а общение с посторонними людьми научит его определенной модели поведения.
https://youtube.com/watch?v=dHyxEDiaVHY
Учите его обслуживать себя
Учите ребенка, показывайте, как правильно сделать то или иное действие: как одеть кофточку, как завязать шнурки, как нарисовать солнышко, как убрать за собой тарелку – постоянно поощряйте и развивайте его самостоятельность.
Не торопите малыша
Не волнуйтесь слишком сильно, если у ребенка не все получается именно так, как вам бы того хотелось, не торопите его, со временем все получится, только наберитесь терпения, ведь возраст, когда малыш смотри на вас своими широко открытыми глазками и ловит каждое ваше слово, так быстро проходит. Не подавляйте малыша своей гиперопекой, не гасите его активность своим «я это сделаю быстрее», а если он замешкался, то стимулируйте его самостоятельность игрой «кто первый», вы удивитесь, как его самостоятельность увеличится буквально у вас на глазах.
С какого возраста следует развивать самостоятельность
Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:
- Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
- Желание контролировать его и доминировать над ним.
- Недоверие к возможностям маленького человека.
- Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
- Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
- Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.
Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.
Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.
Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».
Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!
Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.
Простые способы научить ребенка быть самостоятельным
Прежде, чем перейти к описанию реальных способов, как помочь ребенку стать самостоятельным, необходимо определиться со стартовой позицией. Нельзя рассматривать сына или дочь, как объект и воспитывать его для своего личного удовлетворения. Ребенок — это личность. Ваша задача — помочь ей развиться и выйти из вашей тени.
Начало воспитания личности — позволить самому принимать решения, не оглядываясь постоянно, одобряете ли вы тот или иной поступок. Самостоятельность — эти и ответственность. Поэтому ребенок должен понять, что за неудачные решения он может понести наказание, если не от вас, то от других — учителей, друзей, незнакомых людей. И виноваты в этом будут не они, а он и его поступки.
Понимать что можно, а что нельзя, малыш начинает года в три. В это время ему должны быть привиты определенные установки:
- следить за собой;
- аккуратно складывать свои игрушки и вещи;
- уметь выслушать замечания;
- не перебивать старших.
Он должен понять, что есть правила, которые нарушать нельзя, но они не нарушают его свободы, а только показывают хорошее воспитание.
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным, не следует требовать от него невозможного. Все воспитательные действия должны соответствовать уровню его возрастного развития. Для начала разработайте собственную программу, включив в нее такие обязательные пункты:
Научите самостоятельно решать проблемы
Проблемы у всех разные. Для малыша, да и для подростка, будет хорошо, если он научится:
- мыть за собой посуду, а не искать чистую чашку каждый раз;
- приготовить бутерброд, если голоден;
- собрать портфель в школу;
- поменять ботинки, если промочил ноги.
Эти и другие «мелочи жизни» многие родители решают за детей, не задумываясь о том, что это первый шаг к становлению психологии иждивенца и потребителя, не умеющего заботиться ни о себе, ни о других.
Научите ребенка быть настойчивым
Уметь достичь своей цели — обязательно качество успешного человека. Но нельзя путать его с капризностью. Настойчивость — это умение самому сделать то, что получается с трудом, не напрягая при этом других своими проблемами.
Предлагайте разумный выбор
У каждой задачи всегда есть несколько решений, от совершенно неприемлемых до оптимальных. Научите находить правильное. Сначала подскажите ему несколько вариантов легких бытовых или игровых задач. Затем доверьте выбор самому. Так вы научите его, что нет единственно верного решения, а, значит, нет и полностью безвыходных ситуаций.
Уважайте частное пространство и личное мнение
Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты – личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.
Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.
Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.
Синдром «выученной беспомощности»
У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности». Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно – ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами – ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!
Чем опасно:
Негативные последствия подобного воспитания огромны – у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что человек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.