Компульсии
Компульсивным расстройством называют навязчивые действия и ритуалы, а также мысленные акты. Подобные манипуляции настолько неотступны, что пациент уверен в том, что обязан их выполнять. Назначение компульсий – снизить тревогу, рождаемую обсессиями.
После совершения ритуалов больному на некоторое время становится легче, но вскоре импульсы возобновляются. Если он не совершит компульсию, то чувствует себя подавленным. Необходимо повторять ритуал в определенной последовательности, фиксированное количество раз. Прерванное действо начинают сначала, обязательно доводя до конца.
Девушка отмечала, что, если проигнорирует выполнение компульсии в подобающем виде, чувствует себя грязной. В такой день она лишена возможности заниматься важными делами, даже просто работать.
В результате невыполнения компульсий нарастает тревожность до тех пор, пока все-таки ритуалы не будут исполнены. Критичность к «нахальным» импульсам сохраняется. Присутствует понимание бесполезности исполненного, но отказаться от навязчивых действий невозможно. Больные тщательно скрывают от окружающих свои наклонности.
Компульсивные действия часто становятся следствием обсессий, особенно если последние выступают в качестве фобий. Назойливые страхи – самая тревожная группа обсессий, неизбежно сопровождающаяся физиологическими симптомами.
Распространенные фобии:
- загрязнений – мизофобия;
- заболеть смертельным заболеванием – нозофобия. Чаще всего развиваются по поводу СПИДа, инсульта, инфаркта, рака, сифилиса;
- боязнь страха – фобофобия;
- боязнь всего – панфобия;
- смерти – танатофобия;
- открытых пространств – клаустрофобия;
- боли – алгофобия;
- боязнь покраснеть – эрейтофобия;
- темноты – никтофобия;
- духоты – клитрофобия;
- боязнь солгать – мифофобия;
- страх нарастающей скорости – сидеродромофобия;
- уверенность в мнимом уродстве – дисморфофобия.
Другие надоедливые влечения связывают с магическим мышлением. Больной полагает, что с его близкими случится беда, если он не щелкнет пальцами установленное количество раз, обойдет трещины в асфальте, обернется вокруг своей оси.
Компульсивные акты могут возникать изолированно, независимо от назойливых мыслей. К привычным навязчивым актам относят:
- очищение от загрязнений – мытье рук, протирание поверхностей. Порой они становятся крайне абсурдными – больной протирает столы спиртом, чтобы убить микробов или моется в душе 2-3 часа несколько раз в день;
- проверка, чтобы развеять сомнения – перед выходом из дома мужчина проверял газовую плиту 30 раз;
- счет в разных вариациях – воспроизведение любых действий определенное количество раз (проходя мимо стены, необходимо дотронуться до нее 4 раза). Навязчивый счет до установленной цифры. Девушка, 20 лет. Видя листок бумаги, пациентку посещает навязчивый импульс: разорвать бумагу на мелкие части. Сначала девушка рвет лист на 3 части. Затем каждую часть еще на 3 части. Так продолжается до тех пор, пока бумага будет разорвана на мельчайшие частицы, количество которых кратно 3. На работе, где девушка не может позволить себе разрывать бумагу, она проводит языком по небу 3 раза или в количестве, кратном 3. Пациентка объясняет, что 3 для нее магическое число – у нее было трое женихов, каждый из которых бросал ее и женился на другой;
- упорядочивание предметов – раскладывание одежды по фиксированной схеме, расставление предметов на столе.
У одного пациента возможно сочетание разного количества обсессий и компульсий. Расстройство может дебютировать с одной навязчивости, постепенно приобретая другие.
У девушки ОКР манифестировало в 16 лет с надоедливого влечения постукивать по предметам перед выходом из квартиры. Затем пациентка начала перешагивать трещины в асфальте. Переставляла предметы, меняла их местами, пока они попадали на свои места. Место для предмета определяла интуитивно.
Что делать, если ребенок боится темноты: советы родителям
Избегать травмирующих для ребенка ситуаций необходимо. Но сам по себе страх темноты от этого никуда не уйдет. По мере того как малыш растет, растет и его диапазон чувственных переживаний, количество разных страхов может увеличиваться.
Единственный верный способ избавления от страхов — правильно развивать и направлять эмоциональную сферу ребенка. Достигается это чтением классической детской литературы на сопереживание и сострадание главным героям. Когда малыш переживает не за себя, а за другого — его чувственный диапазон направляется в сопереживание и страхи уходят.
Например, у Андерсена есть множество великолепных сказок на сопереживание: «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик» и т. д. Богато хорошими сказками творчество русских и советских писателей: Бианки, Гайдара, Успенского, Заходера, Бажова. Развернутый список подходящей литературы можно найти здесь.
Совместное чтение такой литературы в кругу семьи способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и созданию крепких семейных связей, душевного тепла между всеми членами семьи. Как только ребенок освоил навык самостоятельного чтения — привлекайте и его тоже читать вслух для остальных.
И пусть вас не пугает, если в результате чтения малыш рыдает взахлеб от сострадания героям. Это слезы, от которых его чувственность раскрывается, и ребенок получает сбалансированное внутреннее состояние.
По мере того как ребенок растет, направляйте его навык сопереживания и на реальных людей
Напомните ему, что важно позвонить и справиться о здоровье больного одноклассника. Проведать пожилую бабушку, помочь старенькой соседке
Как поступать не нужно?
- Пытаясь успокоить ребёнка, ни в коем случае не применяйте физическую силу. Хуже насилия в семье ничего быть не может.
- Не думайте, что все плохие поступки ребёнок делает специально. Желание безобразничать возникает у всех детей.
- Не играйте на детских фобиях, не употребляйте фраз типа: «Будешь себя так вести, заберет дядя-милиционер».
Вы – родители, самые близкие люди для детей. Учитесь понимать их настроение. Никогда не доводите до того, чтобы они почувствовали себя брошенными и никому не нужными.
Заметили, что ребёнок постоянно шалит, потому что ему просто нечем заняться? Придумайте для него интересные и полезные задачи. Например, запишите на курсы ментальной арифметики. Помните, что только от родителей зависит, насколько счастливым у малыша будет детство.
Симптомы и стадии истерики
Хотя зачастую нам кажется, что истерический приступ начался совершенно внезапно, обычно признаки предстоящего «спектакля» можно увидеть заранее. Ребенок хнычет, не слушается, отвлекается, куксится, потом может и замолчать. Это обманчивое затишье часто предвещает последующий взрыв с криками, слезами, топаньем ногами, иногда и случайным нанесением физического вреда себе и окружающим. Если вы научитесь видеть симптомы будущей истерики заранее, то ее будет проще предотвратить. Отвлеките ребенка, покажите ему что-то яркое и необычное. Спросите, чем он недоволен, как ему помочь, предложите решить проблему вместе.
Истерика может проявляться по-разному и длиться разное время, но она всегда устраивается при наличии хотя бы одного зрителя. Так как это во многом демонстративное поведение, без активного участия и явной реакции со стороны приступ утихает гораздо быстрее, так как становится бессмысленным. В истерике можно выделить три стадии.
Первая стадия – голосовая
Ребенок плачет, кричит, визжит, обращает на себя внимание громкими звуками
Вторая стадия – моторная или двигательная. Малыш бросается игрушками и другими предметами, падает на пол, катается по нему, сучит руками и ногами, стучит кулаками. Если в этот момент попытаться физически утихомирить ребенка, он может бить родителя, кусаться и вырываться. Опасность этой стадии в том, что потерявший контроль над своим телом ребенок может случайно нанести себе травму.
Третья стадия – остаточная. Буря прошла, остается физическая и эмоциональная усталость. Ребенок уже не кричит, а тихо плачет, тяжело вздыхает и судорожно всхлипывает, иногда может начаться икота. На этом этапе можно обнять ребенка, успокоить, но не нужно причитать над ним и громко жалеть – это только продлит приступ, не давая малышу окончательно прийти в себя. Все обсуждения и выяснения стоит отложить на потом, когда эмоции улягутся.
Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка
Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей
Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации
Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:
Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте
Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: “хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или “давай я включу тебе видео со смешными котятами”
Действовать нужно ситуативно.
Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения
При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
Игнорирование
Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать
При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком
Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.
Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на “взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.
Причины женской истерики
Женская истерика очень часто является способом манипулирования близкими и окружающими людьми в корыстных для себя целях. В любом случае, женская истерика – это очень заметное, эффектное действие и на него невозможно не обратить внимания, чего, в общем, женщина в большей части и добивается. Такая фемин любит быть в центре внимания, быть предметом восхищения и зависти. Для этого она создает себе образ: вычурно одевается, неестественно красится и стрижется несоответственно своему возрасту. Ее поведение наигранно и отдает театральностью.
Для того чтобы понять насколько сильная женская истерика, что делать в такой ситуации, нужно разобраться в ее причинах.
Причиной женской истерики могут быть особенности нервной системы. Если женщина достаточно часто затевает необоснованные ссоры и это происходит очень интенсивно, если ее невозможно угомонить и она становится полностью неконтролированной, необходимо обратиться к хорошему специалисту (психотерапевту, психиатру). Если после диагностики окажется, что представительнице слабого пола свойствен истероидный или психопатический тип личности, станет понятно, почему она неспособна сдерживать свой запал, взрывные эмоции.
Благодаря своевременному обращению к врачу и поставленному корректно диагнозу, будет сэкономлено много сил и нервов. Специалист составит программу, по которой будет осуществляться психокоррекция поведения, пропишет необходимые лечебные средства и назначит курс психотерапии.
Также спровоцировать женскую истерику могут гормональные расстройства, недомогание, гормональные сбои во время климакса, при беременности, во время предменструального синдрома. В этих состояниях женщины становятся чрезмерно обидчивыми, уязвимыми, депрессивными, тревожными, с частыми переменами настроения.
Постоянные напряжения, регулярные стрессы, нервные срывы провоцируют возникновение женских истерик. Даже самая спокойная и уравновешенная фемин под постоянным воздействием нервного напряжения не выдерживает, «ломается» ее стабильная психика. Такое нервное состояние устраняется тем, что из жизни полностью убираются все дестабилизирующие психику факторы. Нередко сделать это очень сложно, но возможно.
Очень часто страдают истерикой волевые, сильные женщины, привыкшие взваливать все заботы на свои плечи и в одиночку контролировать все происходящее. От такого чрезмерного управления всем, образуется хроническая усталость и перегруженность нервной системы, что требует определенного выхода наружу.
Истерика у женщины является способом эмоциональной разрядки. Она возникает не только у неуравновешенных вспыльчивых особ, но и у тех, которые в силу своего воспитания привыкли к тому, что эмоции должны сдерживаться, не позволять им выходить наружу. Это наносит большой удар по здоровью. Эмоциональные разрядки просто необходимы, но для того, чтобы дело не дошло до истерики, можно найти альтернативные способы «выпуска пара»: спорт, танцы, интенсивная физическая работа, визиты к психотерапевту.
Женская истерика в отношениях возникает под воздействием тоски, уныния, нереализованности, которая образуется на тле ничего неделания. Зачастую такое встречается у домохозяек, фемин, которые не состоялись в жизни, живут за счет обеспеченного мужа. У них наступает такой момент, когда они осознают, что в свое время могли самореализоваться. Именно под влиянием таких мыслей возникает женская истерика, во время которой фемин предъявляют претензии мужьям, что те не дают им возможности реализоваться.
Когда представительница прекрасного пола активна, принимает участие в общественной жизни, ей меньше угрожает возникновение истеричного состояния. Но, когда женщина, которая любит общение, встречи, вынуждена сидеть в четырех стенах, она начинает скучать, постепенно в ней накапливаются эмоции и самым доступным способом их излить является истерика. В этом случае выходом является поиск дополнительного занятия, хобби, прохождение курсов обучения какой-либо интересующей ее темы.
Переживание страха и беспокойства также приводят к возникновению истерик. Если фемин долго переживает какой-то страх, ей необходимо проанализировать его возникновение, понять причины. Во время переживания страха должен кто-то присутствовать возле нее, чтобы успокоить, убедить, что ее страх не имеет основания и постараться не довести это беспокойное состояние до степени истерики.
Способы, помогающие добиться послушания
Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.
Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.
Крайнее выражение непослушания – уход из дома
Главные правила, позволяющие добиться послушания:
Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями
При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко
Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”. Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.
Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать
Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям
В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.
Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.
В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя
Откуда появляется ОКР
Выдвигается несколько гипотез по поводу причины возникновения расстройства. Нейрофизиологи считают, что превышенный обратный захват серотонина в синапсах, ограничивая количество нейромедиатора, снижает степень проведения нервных импульсов, что может являться причиной возникновения заболевания. Подтверждает эту теорию положительный эффект от приема селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, уменьшающих количество медиатора при обратном захвате.
Интересна теория PANDAS-синдрома. Апологеты его полагают, что на формирование ОКР влияет стрептококковая инфекция. Попадая в организм, стрептококк провоцирует выделение антител, которые, помимо болезнетворных организмов, поражают собственные клетки, в частности, базальные ганглии.
Установлена связь между расстройством и отдельными заболеваниями головного мозга:
- демиелинизирующие заболевания (рассеянный склероз) – среди таких больных ОКР встречается в 16% случаев;
- сосудистые поражения ГМ (инсульт), хотя известны случаи, когда ОКР отступало после случившегося инсульта;
- болезнь Паркинсона и другие экстрапирамидные расстройства;
- эпилепсия.
Заболевание может возникнуть параллельно с другим психическим расстройством: депрессией, биполярным расстройством, анорексией или выступать в роли симптома в рамках имеющегося заболевания, например, при шизофрении.
С большей вероятностью ОКР связывают с воздействием стрессовых факторов: мощное внезапное потрясение, пережитая психотравма или хронический стресс.
Играют роль особенности характера. Предрасполагают к появлению ОКР следующие личностные черты:
- заниженная, завышенная самооценка;
- эгоизм;
- склонность к самобичеванию;
- стремление к доминированию;
- постоянная сомнительность по любому вопросу, долгие размышления, колебания, прежде чем будет принято решение.
Высок риск заболевания в том случае, когда человек мысленно постоянно возвращается к травмирующим воспоминаниям, фиксирует на них внимание.
Что делать и как реагировать
Клинический психолог Вероника Степанова о способах успокоить ребенка в истерике:
- Главное – относиться спокойно!
- Еще главнее – последовательность в поведении мамы.
- Никогда не поддаваться и не уступать ребенку во время истерики.
- Любить, принимать, обнимать!
Что мы должны делать, так это относиться к этому спокойно. Спокойствие действительно помогает. Проговаривайте про себя, что все хорошо , прекрасно, что ребенок выражает свои эмоции.
Очень важный момент, можно даже сказать ключевой – это последовательность поведения мамы
Для ребенка очень важно предсказуемость в поведении. Ребенок должен знать, как мама отреагирует на его нехорошее поведение. Но если мама реагирует по-разному, ребенок начинает бояться непредсказуемости
Но если мама реагирует по-разному, ребенок начинает бояться непредсказуемости.
Например, в детских домах дети не плачут, потому что знают, что все равно к ним никто не подойдет. И они понимают, что не получат внимания. Со временем дети смиряются и не плачут. Поэтому последовательность в поведении очень важна. Надо реагировать на истерики одинаково и желательно одинаково спокойно.
Если, например, ребенок истерит по поводу того, что ему надо потрогать что-то опасное, то надо все равно реагировать одинаково, чтобы ребенок понял, что истерикой он ничего не добьется
Важно объяснить спокойно, что так делать нельзя. И со временем ребенок перестанет истерить. Потому что малыш поймет, что мама не поведется на его крики
Потому что малыш поймет, что мама не поведется на его крики.
Если вы знаете, что сдадитесь после криков ребенка и пойдете у него на поводу, то лучше сразу сделать то, что просит малыш. К примеру, папа играет с дочкой, и ему пришлось срочно отойти по делам. Девочка тут же впадает в истерику, а папа сразу возвращается к ней. Все, это большая ошибка. Ребенок понял, что истерикой можно добиться всего, что он пожелает.
Надо показывать, что вы любите малыша, но так делать нельзя. Надо начинать реагировать на истерики ребенка правильно, начиная с самого раннего возраста. Тогда в дальнейшем истерик можно будет избежать.
Причины истерик у дошкольника
У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:
- Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
- Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
- Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
- Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
- Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь
Более общие причины:
Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.
Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания
Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций
Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
-
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
-
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
-
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
-
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
-
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
-
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
-
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
-
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Психогенная астма
Вообще, бронхиальная астма относится к патологии дыхательной системы. Ее развитие связано с изменением структуры бронхов на фоне иммунных сбоев, то есть является вполне конкретным заболеванием, к этиологии которого психические факторы не имеют отношения.
У людей, страдающих данным недугом, может развиться такое состояние, как психогенная астма. Это случается, когда приступы удушья – основного симптома болезни, провоцируются нервным перенапряжением, как положительным, так и отрицательным, тогда как в обычных случаях это происходит под действием холода, инфекций или физических нагрузок.
Под действием сверхэмоций происходит выброс гистамина. Это один из главных медиаторов воспаления. Он вызывает спазм бронхов. Как результат – сухой кашель, одышка и приступ удушья.
Часто психогенная астма развивается у женщин в менструальный период и у детей, чья психика еще довольно нестабильна, очень чувствительна.
Советы психолога
В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.
Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.
Закаливание и водные процедуры
Обливания, контрастный душ не только укрепляют сосуды и иммунитет, но помогают справиться с тревогой, подавить агрессию.
Теплые расслабляющие ванны, особенно дополненные настоями лечебных трав, также благотворно действуют на человека, уставшего нервничать.
О том, как вылечить невроз самостоятельно, лучше всего расскажет врач-психотерапевт или психиатр, знакомый с особенностями возникновения и развития недуга, сопутствующими патологиями и результатами общего обследования.
К списку статейДругие статьи
- Как снять мышечное напряжение при неврозе?
- Невроз желудка: симптомы и лечение
5 основных причин непослушания
Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.
Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.
Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
Приуменьшение значимости и возможностей
Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным
Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.
Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.
Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.
Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения