К какому доктору обращаться в случаи нарушения слуха ребенка?

Большинство людей уверено в том, что слух и зрение у новорожденного
отсутствуют. Но они ошибаются, так как малыш имеет и зрение, и слух, только воспринимает он всё по-своему. Слух развивается у ребёнка ещё в утробе матери.

Первоначально он слышит лишь низкие звуки, а после рождения появляется чувствительность и к высоким. Голос матери малыш различает довольно рано – в пять недель отроду. Все мы понимаем, что зрение у новорожденного ребенка отличается от зрения взрослого, он различает только очертания предметов. Ребёнок видит все в чёрно-белом цвете.

По запаху маму малыш определяет в первые десять дней после рождения, а вот зрительно узнает её лишь в три-пять месяцев. Первичные реакции малыша на внешние факторы зависят от индивидуальных особенностей. Одни дети в течение первого месяца жизни проявляют реакцию на яркий свет и громкий звук, например, погремушку, но у них не работают активно руки и ноги. У других малышей, наоборот, проявляется двигательная активность, но отмечается плохая реакция на звук и яркие предметы.

Учёные доказали, что малыш, родившийся несколько дней назад, уже может улыбаться. Дело в том, что через некоторое время эта способность утрачивается и появляется только спустя месяц. У ребёнка также имеется «рефлекс ходьбы»
. Возьмите малыша и, поддерживая его, коснитесь ступнями поверхности. Ребёнок рефлекторно будет дёргать ногами, но об этом он тоже забудет и вспомнит примерно через год.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Формирование слуховой функции

Возможно, вы удивитесь, но малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни

Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

Учим удерживать взгляд на предмете

Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием

На заметку!
Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см

В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

Как дети реагируют на звуки

К моменту рождения младенец достаточно хорошо слышит и различает интонацию, темп речи, тембр голоса и другие звуки.

Почти все новорожденные дети реагируют на них вздрагиванием и плачем, иногда проявляются судорожные движения

Реакция нормальна; она связана с неразвитым избирательным вниманием, примерно до шести месяцев у грудных детей весь шум окружающего мира сливается в сумасшедшую какофонию и шокирует их, не стоит часто появляться с младенцем в шумных местах

Уши детей восприимчивы к ритму и мелодии, им больше нравятся продолжительные, низкие звуки, нежели прерывистые и высокие, старайтесь разговаривать с малышом спокойно и ровно. И помните:

темп речи убыстряется – ребенок начинает беспокоиться, и движения ускоряются;

речь становится размеренной и спокойной – малыш успокаивается, движения делаются плавными и ритмичными.

С двухмесячного возраста малыш начнет более спокойно и упорядоченно реагировать на происходящее вокруг – исчезнут судорожные движения, он начнет искать источник шума глазами, поворачивать голову в его сторону. Допустима увлеченность игрой, отсутствие реакции на мамин голос или посторонний шум. Все дети не похожи друг на друга, врачи отмечают, с какого возраста и как новорожденный будет реагировать на звук, предугадать достаточно сложно.

Реакция проявляется по-разному: от легкого изменения в мимике и напряжении в мышцах, до полного поворота головы в сторону шума. Не стоит беспокоиться раньше времени отсутствию реакции на на посторонние раздражители. Возможно, вам просто досталось немного более послушное и спокойное чадо.

Причины проблем со слухом

Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым и развивался в пределах своего возраста, но сейчас у многих детей наблюдается снижение слуха, которое бывает врожденным или приобретенным. Малышу могут навредить инфекции, травмы, медикаменты, сильный внешний шум. Также нарушение органов слуха может произойти из-за ранних родов, генетических болезней, злоупотребления алкоголем матери во время беременности. Проблема поражения слуха может случиться по следующим причинам:

  1. Разрыв барабанной перепонки.
  2. Серьезные инфекции — корь, коклюш, менингит.
  3. Врожденные травмы мозга.
  4. Синдром Меньера — заболевание внутреннего уха.
  5. Запущенный отит.
  6. Инфекции у мамы — краснуха, сифилис, герпес, ВИЧ.
  7. Заболевание уха у близких родственников.
  8. Ушные инфекции, которые начинаются с обычных симптомов простуды или аллергической реакции.
  9. Прием антибиотиков во время беременности.

Если вы заметили, что у вашего крохи появился беспричинный плач, высокая температура, нарушился сон, ухудшился аппетит, рекомендуем обратиться к специалисту. Врач проверит ваши подозрении и назначит лечение, если это действительно инфекция. Ранняя коррекция слух позволяет предотвратить развитие нарушение речи и психоэмоциональных расстройств.

На вкус и запах…

Кормящие мамы давно заметили, что малыши реагируют на изменение вкуса молока. Иногда они усердно сосут, а иной раз могут и скривиться или даже отвернуться и отказаться кушать. Наблюдательные исследователи жизни младенцев это также не оставили без внимания. Например, они заметили, что некоторые продукты, которые кушает кормящая мама, улучшают вкус молока. Другие же, наоборот, придают молоку неприятный вкус (чеснок или лук) и кроха может от него отказаться. Словом, малыш с самого рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое… И в этом нет ничего удивительного, ведь вкусовые сосочки новорожденного покрывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости и занимают гораздо большую площадь, чем у взрослого.

Насчет обоняния сегодня ученые даже не спорят — у новорожденных крошек оно в несколько раз острее, чем у взрослого человека. Это и помогает еще 3-дневному младенцу по запаху узнавать о близости материнской груди (следовательно, мамы).

Наш совет. Реакция новорожденного на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальное, особенно на горькое, соленое и кислое — кроха обычно реагирует гримасой неудовольствия, общим беспокойством, плачем

Поэтому, если ребенок не хочет сосать грудь, обратите внимание и на свой рацион питания

Слух новорожденного.

С самого рождения малютку окружают звуки: шум природных явлений – ветра, дождя, пение птиц, шелест деревьев, лай собак во дворе дома, шум и сигналы проезжающих машин, музыка и речь людей и т.д. Малыш этот шум слышит, но умеет не реагировать на него. А вот резкие звуки его раздражают, и он всем своим телом показывает свое отношение к ним. От громких и неожиданных звуков вздрагивает, реагирует движением лицевых мышц, изменяет дыхание. На спокойный голос мамы будет успокаиваться и засыпать.

Младенец испытывает большую потребность в звуках маминого голоса. Именно к ним он привык, находясь еще в утробе. Мамин голос успокаивает и убаюкивает, будто говорит: «Все хорошо! Мама рядом! Ты в безопасности!» Тем самым, ребенок учится доверять окружающему миру, такому большому и неизвестному.

На втором месяце жизни, в периоды бодрствования, реакция на звуки маминого голоса станет более оживленной. Малыш начнет перебирать ножками, махать ручками, призывая к взаимодействию. Так он сигнализирует о том, что готов слушать все, что захочет сказать его любимая мамочка. В такие моменты мама интуитивно начинает растягивать слова: Ауууууу! Агууууу! Привееееет! Чьи это у нас ноооожки?! А где наши руууууучки?!

Понаблюдайте за малюткой, когда вы чистите ему ушки. Он будет затихать, и прислушиваться к звукам шуршащей в ухе ваты.

Конечно, малютка не понимает, о чем с ним говорят, но он отчетливо слышит мамин голос, улавливает ее настроение. Ребенок слушает, и через подражание пытается воспроизвести услышанное. Так слух влияет на будущую речь. Поэтому, если вы проводите какие-либо манипуляции с ребенком – кормите, купаете, переодеваете – постоянно комментируйте ваши действия. Во время укачивания пойте песенки, рассказывайте сказки, читайте стихи наизусть

Младенец не осознает смысла слов, но, слушая вас, у него формируется слуховое внимание и слуховое восприятие

Слуховое внимание – малыш сосредотачивается на звуке и учится определять, что и откуда издает такое звучание. Слуховое восприятие – ребенок учится узнавать звуки речи и копировать ее

Слуховое восприятие – ребенок учится узнавать звуки речи и копировать ее.

Многие мамы отмахиваются от этого: «Ой, ну что я там буду рассказывать, он все равно не понимает, вот подрастет, тогда начну!» Это ошибочное мнение. Для того, чтобы ребенок научился воспроизводить звук, он должен развить в себе этот навык.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

Учим удерживать взгляд на предмете

Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием

На заметку!

Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см

В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт!
Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос

Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Лечение тугоухости

Как и с любым другим заболеванием, справиться с тугоухостью на начальной стадии гораздо легче. Обычно лечение включает целый комплекс терапевтических мероприятий, выбор которых зависит от причины, приведшей к болезни. 

При кондуктивной тугоухости, вызванной отосклерозом, для восстановления подвижности слуховых костей ЛОР — врач может назначить операцию. Если в полости среднего уха скапливается секрет, в таком случае также может быть также показано хирургическое вмешательство – шунтирование барабанной перепонки. Если у пациента есть дефект барабанной перепонки хирург так же предложит операцию – мирингопластику, направленную на восстановление её целостности.  

Если причиной снижения остроты слуха являются серные пробки, ЛОР проведёт необходимые процедуры по их удалению.

Если тугоухость проявилась как осложнение инфекционного заболевания, например, отита, необходимо устранить само воспаление: врач назначит антибактериальную терапию в зависимости от возраста ребёнка, и неприятные симптомы исчезнут после полного выздоровления.

Сенсоневральную тугоухость лечат преимущественно консервативными способами, включающими медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию.

Если проблема врождённая и прогноз по восстановлению не утешителен, ЛОР врач рекомендует слухопротезирование – использование специального слухового аппарата. Его можно применять при достижении младенца шестимесячного возраста.

В особо тяжёлых случаях сенсоневральной тугоухости детям до трёх лет применяют кохлеарные импланты.

Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что избежать полной потери слуха, можно лишь вовремя обратившись к ЛОР–врачу!

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.


Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит

Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.


К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром