Комплекс 2

Данная гимнастика также рекомендована при хронических болезнях шейного отдела. В результате регулярного выполнения комплекса, происходит укрепление ослабленных мышц, их расслабление и лечение болезненных ощущений. Гимнастика начинается с трех повторов. Постепенно нагрузка повышается.

Упражнение 1

Сидя на стуле с прямой спиной, положите любую ладонь лоб. Далее с усилием выполняйте головой наклоны вперёд, преодолевая сопротивление руки.

Целью упражнения являются укрепление мышц шейного отдела, увеличение подвижности позвонков и их вытяжение.

Упражнение 2

Также сидя на стуле, положите ладонь на висок. Попеременно делайте наклоны влево и вправо, рукой надавливая на висок и создавая сопротивление. При регулярном выполнении, такая гимнастика укрепляет боковые шейные мышцы, улучшает подвижность позвонков, обеспечивает лечение болевого синдрома.

Упражнение 3

Стоя с опущенными руками, поднимайте плечи как можно выше, а затем медленно опускайте их.

По окончании комплекса помассируйте шею, нижнюю часть затылка и лопатки.

Причины недержания головы


Есть достаточно много причин, по которым карапуз не держит голову в в возрасте трех полных месяцев или начинает держать ее поздно – после пяти или шести месяцев.Это может быть:

  • очень низкий тонус мышц;
  • недоношенность любой степени;
  • малый вес при рождении и его плохой набор в течение первых трех месяцев жизни.

В некоторых случаях может быть задержка в развитии навыка, если роды были тяжелыми, а у малыша была гипоксия или родовая травма, даже незначительная.

В некоторых случаях задержка в развитии физических навыков может быть индивидуальной нормой. Если врач не видит никаких неврологических осложнений – возможно, малыш еще просто не готов и начнет уверенно поднимать голову в три с половиной или даже четыре месяца.

Как научить грудничка делать это самостоятельно

  • Для нормального физического развития крохи с ним непременно нужно заниматься. Массаж и легкая гимнастика должны стать ежедневным ритуалом. В таком юном возрасте сложно найти время для занятий – малыш либо кушает, либо спит, и на манипуляции с собой обычно реагирует не слишком радостно.
  • Родителям в этом случае необходимо проявить терпение. Как можно чаще носите карапуза в вертикальном положении, выкладывайте на животик несколько раз в день, делайте легкий массаж, приподнимайте за ручки, когда он лежит на спинке – и день за днем у малыша все лучше и лучше будет получаться поднимать голову.
  • Иногда бывает, что ребёнок начинает держать голову не ровно, а с отклонением в сторону. Чтобы избежать этого или устранить проблему, невропатолог обычно рекомендует использовать специальную подушечку, на которую нужно будет укладывать ребенка на бок и спинку несколько раз в день.

Рекомендации к лечебным комплексам

Чтобы лечение было эффективным и безопасными, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • лечебная гимнастика должна выполняться в достаточно медленном темпе с соблюдением определенного ритма. Слишком быстрые и резкие движения могут привести к усилению болевых ощущений или даже травмировать напряжённые мышцы;
  • если при выполнении лечебных упражнений, появятся болевые ощущения, профилактическую гимнастику лучше прекратить. Если такие боли либо сильный хруст в шейном отделе позвоночника возникают постоянно при выполнении упражнений, нужно проконсультироваться с врачом;
  • при появлении дискомфорта нагрузку на спину следует уменьшить;
  • лечебно-профилактическая гимнастика для спины должна выполняться на ровной поверхности;
  • начинать гимнастику нужно с минимального количества повторов, постепенно увеличивая нагрузку;
  • особое значение при любой нагрузке позвоночника имеет его вытяжение. Такое вытяжение позвонков снимает напряжение и делает лечение наиболее результативным.

Возможные причины отставания в развитии

  • травма шеи во время родов;
  • патологические, тяжелые роды (гематомы на голове у новорожденного);
  • недоношенность и малый вес младенца;
  • слабые мышцы шеи;
  • неврологические заболевания;
  • ребенку не оставляют возможности тренироваться самостоятельно.

4 месяц – допустимая норма для закрепления навыка

  • ребенок в 4 месяца плохо держит голову, наблюдается слабый мышечный тонус;
  • четырехмесячный малыш не поворачивает голову в стороны;
  • головка поворачивается, но криво и не естественно.

Укрепляющая гимнастика

займитесь с ребенком гимнастикой на гимнастическом мяче

  • Возьмите младенца рукой под грудь, вторую руку положите под бедра, головка ребенка должна смотреть вниз. Попеременно приподнимайте на небольшую высоту то одну, то другую руку.
  • Возьмите ребенка так же, как и в первом упражнении, поднимайте руки с ребенком «выше-ниже».
  • Держите ребенка у себя на плече в положении «столбик». Он будет пытаться поднять головку и удержит ее столько, сколько позволят силы, в любой момент он сможет опустить головку к вам на плечо. Это упражнение самое безопасное и естественное.

Первый навык освоится быстрее, если его развивать в ванной или бассейне

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Точно по срокам: когда младенец начинает держать голову

    • 1-2 месяца. Кроха может пытаться на пару секунд приподнять голову, чтобы на мгновение осмотреться по сторонам.
    • 2-2,5 месяца. В положении лежа на животике, младенец пытается приподнять голову под острым углом на 20-30 секунд. Некоторые малыши способны удерживать голову в таком состоянии чуть более минуты.

  • 2,5-3 месяца. Держать головку в вертикальном положении начинают именно с этого возраста. Мышцы шеи еще не окрепли, на это уйдет не одна неделя, поэтому подстраховка обязательна – ребенка еще нужно поддерживать под головку.
  • 3-4 месяца. Мышцы шеи достаточно укрепились, и малыш уже может держать уверенно и гордо головку. Также в это время ребенок научится приподниматься на локотках.
  • 4+ месяцев. Поднимать головку из положения лежа на спине ребенок научится несколько позже – этим навыком кроха овладеет (с помощью упражнений) к 4-5 месяцам. Если месячного грудничка попытаться приподнять за ручки в сидячее положение, головка запрокинется назад; к четырем месяцам при движении в любом направлении малыш будет уже вполне надежно удерживать головку.

Если малыш приподнимает головку слишком рано


Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут. Но такое поведение является поводом к немедленной консультации невролога.

Настолько раннее удержание головки свидетельствует либо о тяжелой патологии сосудов, то есть о высоком внутричерепном давлении, или о повышенном тонусе шейных мышц.

В первом случае потребуется серьезное лечение, в случае тонуса – доктор назначит ребенку общеукрепляющий массаж.

Карапуз в возрасте одного и даже двух месяцев в норме не может уметь держать головку без помощи взрослого. Когда мама или папа берут новорожденного на руки, опускают в ванночку для купания или дают бутылочку — они непременно должны поддерживать одной рукой шею и головы, а второй – спинку и ножки.

Даже однократное резкое запрокидывание головы назад может повредить шейные позвонки младенца, что потребует впоследствии долгого лечения и может привести к инвалидности.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)

Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Упражнения для шеи

Упражнение 1

Положите ребенка животом на стол. Поставьте перед ним на стол игрушку типа неваляшки. Положите свою ладонь на лоб ребенка, приподнимите его голову, чтобы он увидел игрушку. Задержитесь в этом положении на 4–5 секунд и вернитесь в исходное положение, поддерживая голову ребенка. Упражнение повторите 5 раз.

Упражнение 2

Если при выполнении предыдущего упражнения вы почувствовали, что малыш может самостоятельно удержать поднятую с вашей помощью голову, попробуйте убрать свою ладонь ото лба ребенка, но продолжайте его при этом подстраховывать. Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение 3

Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого несколько раз в день выкладывайте ребенка на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания. Заинтересуйте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним так, чтобы он как можно дольше видел вас.

Упражнение 4

Если малыш научился хорошо держать голову, попробуйте потренировать его на гимнастическом мяче (требования к гимнастическому мячу описаны во введении).Положите ребенка животом на подготовленный мяч ногами к себе.

Двумя руками удерживайте его за туловище в подмышечной области. Прокатите малыша вперед так, чтобы голова и плечи остались на весу, задержитесь в этом положении на 2–3 секунды и вернитесь обратно для отдыха лежа на мяче. Повторите упражнение 8–10 раз.Теперь перейдем к укреплению мышц шеи, которые наклоняют голову вперед.

Упражнение 5

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью. Подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение 6

Если ребенок уверенно выполняет предыдущее упражнение, то продолжайте тренировку без подкладывания под его голову подушки. Повторите упражнение 4–5 раз.

Упражнение 7

Если малыш при подтягивании его за ручки научился их сгибать в локтевых суставах, то повторите предыдущее упражнение, но приподнимайте ребенка не за плечики, а за ручки. Не торопитесь, подождите его попытки приподнять голову над подушкой. Повторите упражнение 5 раз. Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5–7 раз.

Во втором полугодии упражнения становятся более сложными за счет одновременной работы нескольких мышечных групп. Это в первую очередь относится и к мышцам шеи, потому что прилюбых перемещениях тела в пространстве малыш в этом возрасте уже умеет хорошо контролировать положение головы. Как укрепить мышцы шеи ребенка в этом возрасте смотрите по ссылкам. Например, в статье «как укрепить мышцы живота ребенка» описаны упражнения, которые помимо тренировки мышц брюшного пресса будут способствовать укреплению мышц сгибателей шеи. А в статье «как укрепить мышцы спины ребенка» описаны упражнения для тренировки мышц, участвующих в разгибании шеи.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграм.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграм.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Как помочь ребёнку держать головку самостоятельно

  • На втором или в начале третьего месяца дети уже приподнимают голову в положении лёжа на протяжении 30 секунд без перерыва;
  • Нормой считается, когда дети в три месяца начинают держать голову самостоятельно на уровне туловища и удерживают её в течение минуты, лёжа на животе. Будьте внимательны, что на этом этапе развития подстраховка обязательна, ещё нужно придерживать голову;
  • В возрасте четырёх месяцев ребёнок может уверенно контролирует мышцы шеи. Может поворачивать голову во все стороны, интересуясь происходящим вокруг него. А лёжа поднимает не только головку, но и туловище на некоторое время.

  1. Рождение раньше срока. В этом случае можно подождать ещё месяц, пока мышцы будут развиты до определённого уровня. Дети чаще всего с этой проблемой догоняют своих сверстников и ничем от них не отличаются;
  2. Травмы при родах или слабый тонус мышц. При этом врач назначает специальные массажи для новорождённых, которые должны помочь малышу преодолеть трудности;
  3. Ребёнок отстаёт в весе. Врач проконсультирует вас по системе грудного вскармливания, разработает для вас определённую систему питания или перейти на кормление смесями.

  1. Возьмите младенца на руки, он должен быть в положении лицом вниз. Поддерживайте его одной рукой за бедра, другой – за грудь и плечи, поднимайте ребёнка в воздухе плавными движениями в гору и вниз;
  2. Поддерживайте маленького человечка, точно так же как в предыдущем упражнении, поочерёдно поднимайте то попу, то голову;
  3. Упражнение должны выполнять два взрослых человека. Кроху нужно положить животиком на мяч, один взрослый держит младенца за попу, другой – ручки и раскачивают в разные стороны на мяче.

ЛФК после удаления грыжи

Чтобы нормально восстановиться после удаления грыжи позвоночника, без лечебной физкультуры не обойтись. Реабилитация проходит в несколько этапов:

  1. Первые две недели после операции. Пациент пребывает в больнице, должен носить корсет, пройти медикаментозное лечение. Вставать можно на 2-3 день, сидеть не рекомендуется. Запрещено поднимать вес больше 3-5 кг, нельзя делать массаж.
  2. 2-6 недели. Пациента выписывают из больницы. Он должен ходить в клинику на физиотерапевтические процедуры. Долго сидеть и стоять еще нельзя. Тяжести не больше 8 кг.
  3. 1,5-2 мес. после операции. Лечащий врач назначает ЛФК, массаж.
  4. 2-6 мес. Доктор разрешает увеличить нагрузку при выполнении ЛФК. Поднимать тяжести и переутомляться еще нельзя.
  5. После 6 мес. Надо пройти курс ЛФК на специальных тренажерах.

Таким образом, после операции больной первые две недели почти неподвижен. За это время мышцы слабнут, слегка атрофируются. Информацию, когда начинать лечебную гимнастику, скажет врач. Обычно ЛФК назначают с 6 недели после операции. Занятия в это время такие же, как и при лечении грыжи, зависят от локализации протрузии. Но увеличивать нагрузку можно только по решению врача.

О всех методах лечения грыж читайте в нашей статье “Лечение межпозвоночной грыжи”.

Когда нельзя упражнения делать после удаления

ЛФК после удаления грыжи должен назначить врач, а пациент – в точности соблюдать его инструкции.

В первое время после операции нужно носить корсет, который способствуют заживлению швов. В это время запрещены любые нагрузки. Вес до 5 кг можно поднимать только с корсетом. Активные упражнения под запретом, в т.ч. резкие скручивающие движения.

Через 2 недели после операции пациента выписывают из больницы, но в это время ЛФК еще под запретом. Только минимум через 1,5 мес. (к этому моменту швы затягиваются) и после обследования у врача можно начинать делать упражнения.

Лучшие упражнения

Врач назначает ЛФК, исходя из клинической картины. Занятия возможны только под присмотром специалиста. Основные усилия направлены на укрепление мышечной массы, восстановление работы прооперированной части позвоночника. Если состояние пациента позволяет, ему рекомендуют «Полукобру», «Кобру», «Кошку», поворотам и наклонам головы, затем переходят к более сложной гимнастике.

Через 6 месяцев после операции реабилитолог назначает работу на тренажерах. При необходимости пациент проходит тесты, на основании которых компьютер разрабатывает программу занятий. Больной занимается на компьютеризованных установках, которые:

  • тестируют состояние пациента во время занятий, что позволяет вовремя корректировать программу;
  • измеряют и рассчитывают мускульную силу, амплитуду движений больного;
  • контролируют занятие, исключая возможность травмирования позвоночного столба.

Первые занятия ЛФК после операции должны проводиться только под наблюдением врача

Когда основная реабилитация закончится, пациенту надо ходить на групповые занятия по лечебной гимнастике. Если такой возможности нет, он может делать упражнения дома с учетом рекомендаций реабилитолога и инструктора по ЛФК.

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как

Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично

Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус – ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи – “кивателей”:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок “выгибается”);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на “мостик”, отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.

Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.

Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.

Растем и набираем вес

Есть ли повод для беспокойства, если малыш по весу и росту не соответствует среднестатистическим нормам? Вряд ли что-то можно изменить кардинально, ведь такие параметры в большей степени связаны с наследственными факторами. Но важны не сантиметры и килограммы, а их гармоничное соотношение и плавная динамика развития. Остановка, скачки — вот что должно вызывать тревогу (и возможно, потребует консультации у эндокринолога).

К сожалению, иногда предлагают переходить с грудного молока на молочные смеси, раньше вводить прикорм — якобы малыш не набирает нужный вес

Осторожно относитесь к таким рекомендациям. Катастрофическая нехватка веса (гипотрофия) обычно связана с нарушениями в обмене веществ, молочной смесью эту проблему не решить. А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!

А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!

Анатомия

В этой статье не предполагается подробного описания анатомии шейного отдела позвоночника, лишь краткий обзор, необходимый для понимания представленных рекомендаций и факторов риска. Шейный отдел позвоночного столба (шея), как правило, включает семь подвижных позвонков и шесть межпозвонковых дисков, с наиболее дистальным диском между седьмым шейным и первым грудным позвонками. Каждый межпозвонковый диск состоит снаружи из фиброзного хрящевого кольца с гелеобразным материалом (пульпозным ядром) в центре (Рисунок 1А) (1). Основные функции межпозвонкового диска – обеспечение амортизации, движения и стабильности в позвоночном столбе (31, 49). Диск обеспечивает амортизацию, позволяя пульпозному ядру (ПЯ) мигрировать внутри фиброзного кольца. У зрелых взрослых ПЯ содержит воду (75% от массы) и гидрофильные (впитывающие воду) молекулы, называемые протеогликановыми аггреканами (20% сухого массы) (49). Высокое содержание воде в нормальном ПЯ помогает равномерно распределить компрессионную нагрузку в диске (31).

Рис. 1. А) Вид сбоку шейного отдела позвоночника в нейтральном положении, показывающий красный межпозвонковый диск, синее фиброзное кольцо и жёлтое пульпозное ядро; В) Вид сбоку шейного отдела позвоночника, показывающий миграцию назад красного пульпозного ядра при сгибании; С) Вид сбоку шейного отдела позвоночного столба, показывающий миграцию вперёд красного пульпозного ядра при разгибании.

Движения шейного отдела позвоночника обычно рассматриваются в трех плоскостях с шестью направлениями движения. Принято выделять сгибание (движение подбородка к груди), разгибание (взгляд вверх), вращение (поворот головы из стороны в сторону) и латеральное сгибание (движение уха к плечу). Хотя диск и позволяет движения, он также отвечает за сохранение стабильности. В случае дегенерации диска может наблюдаться недостаточная стабильность позвоночника. При дегенерации в диске уменьшается содержание протеогликанов и воды (49). Подобная дегенерация (усыхание) диска вызывает нестабильность (чрезмерным движениям) в позвоночнике, которая ведёт к болезненному сдавливанию или растягиванию соединительных тканей позвоночника, таких как связки или нервы (31). Грыжи диска могут происходить независимо от дегенерации, в результате чрезмерной нагрузки при активности или позе.

Положение ПЯ в кольце при движениях в шее можно предсказать на основании понимания нормальной биомеханики, а также лабораторных исследований in vitro и in vivo. Согласно исследованиям, при сгибании шеи ПЯ склонно смещаться назад (вследствие сдавливания спереди), тогда как при разгибании шеи ПЯ мигрирует вперёд (Рисунок 1В и 1С) (5, 52)

Биомеханическое поведение диска важно учитывать при лечении и предотвращении грыж в шейном отделе. Длительное сгибание шеи вызывает и обостряет сдавливание нервных корешков при компрессии и нагрузке диска, смещающей ПЯ кзади (18, 52, 56)

Гидростатическое давление, создаваемое ПЯ, приводит к образованию трещин, через которые может выходить ПЯ (56). Протрузия ПЯ механически сдавливает или раздражает нервный корешок, приводя к боли в шее и радикулопатии (1). Согласно имеющимся данным, для пациентов с грыжей диска положения или повторяющиеся движения, требующие чрезмерно усердного сгибания шеи, следует избегать или свести к минимуму. Необходимо придерживаться специфического нейтрального положения, сохраняющего естественный шейный лордоз. Шейный лордоз в норме – изгиб выпуклостью кпереди, возникающий из-за клиновидной формы межпозвонковых дисков, с большей толщиной в передней части, по сравнению с задней частью (55). Сохранение естественного лордоза при выполнении упражнений сводит к минимуму асимметрии или нагрузку преимущественно передней части диска, которая может привести к грыже межпозвонкового диска.

Когда малыш не держит головку в 3 месяца

До того как ребенку исполнится 3 месяца, родителям сложно точно понять – научился малыш держать голову или нет. Связано это с тем, что до такого возраста нормой является периодическая потеря равновесия, из-за чего малыш может резко утрачивать на несколько секунд или минут навык и резко запрокидывать голову или ронять ее на бок.

Однако если, достигнув 3 месяцев, грудничок не может в положении на животике приподнимать и удерживать головку, даже в течение нескольких секунд, это повод для незамедлительного посещения врача, так как подобное явление – выраженный симптом нарушения. Обратиться можно к невропатологу, а если такой возможности нет, то к педиатру.

Основными причинами нарушения считаются:

  • недоношенность
    В этом случае развитие мышц ребенка может задерживаться, но при отсутствии каких-либо дополнительных нарушений к году малыш догонит сверстников.
  • крайне малый вес младенца на момент рожденияКак и в первом случае, при отсутствии патологии развитие будет нормальным, но с небольшим опозданием, которое полностью устранится к году;
  • патологии, приведшие к нарушению у ребенка еще в период внутриутробного развития
    При этом чаще всего уже после рождения сразу ставится диагноз и врачами подбирается необходимая схема лечения. Будет ли возможно устранить проблему, зависит от того, насколько сильное поражение имеет место;
  • родовая травма
    Привела к появлению неврологических нарушений различной степени тяжести, от легких до тяжелых, сопровождающихся отставанием в физическом и умственном развитии;
  • чрезмерная опека родителей
    При ней взрослые не оставляют малышу никакой возможности на то, чтобы тренировать мышцы шеи, так как голова оказывается постоянно твердо зафиксированной. Лечение такого нарушения проводится при помощи массажа и позволения малышу тренировать шею самостоятельно.

Главное при обнаружении проблемы, не откладывать обращение за врачебной помощью. Не редко исправить ситуацию получается, только если она не запущена.