Техника чтения
Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.
И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.
Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.
Ребенок очень медлительный во всем, в школе: рекомендации психолога для родителей
Ребенок очень медлительный во всем, в школе
Папы и мамы «копуш» зачастую делают одну распространенную ошибку – они уделяют факту медлительности больше внимания, чем реальным успехам ребенка. Итак, ребенок медлительный во всем, в школе. Вот рекомендации психолога для родителей:
Обратите внимание на результаты деятельности ребенка
- Возможно, отпрыск медленнее всех рисует, пишет или считает, но может он решает примеры лучше всех в своем классе (пусть и времени на это уходит в два раза больше).
- А может нарисованные им пейзажи превосходят работы «взрослых» художников.
- Соответственно, нужно не забывать хвалить ребенка за то, что у него удается лучше всего, а не делать акцент на его медлительности.
Устранение медлительности также должно идти через похвалу.
Если «копуша» справляется с заданием хоть немного проворнее, чем раньше, его обязательно нужно хвалить.
Не нужно слишком активно и агрессивно торопить ребенка.
- Не нужно кричать на ребенка, если вместо ускорения реакции, он теряется, робеет и делает еще медленнее.
- Подобное поведение вполне может спровоцировать невроз.
Научите ребенка обращаться с часами.
Когда чадо поймет, почему нужно ценить собственное время, научится распорядку дня, то медлительность начнет невольно проходить.
Поощряйте за силу воли.
Каждый маленький шажок к прогрессу и изменению положения дел, уже можно назвать своеобразной победой.
Сохраняйте спокойствие.
- Бывает, что после того, как домашнее задание по одному предмету сделано, родитель изъявляет желание проверить, как ребенок знает другой предмет.
- Папы с мамами забывают о том, что сам школьник может быть еще не готовым поражать своими результатами.
- Ведь его сознание еще не переключилось с физики на литературу.
- Потому, необходимо дать ему возможность «прийти в себя», а не усугублять ситуацию повышением голоса, угрозами и телесными наказаниями.
Помните, что важно с таким ребенком быть спокойными самим и маме, и папе, иначе можно сделать только хуже
Причины детской медлительности
Чтобы побороть детскую медлительность, нужно определить причину ее возникновения
Причины медлительности ребенка могут быть самые различные. В том числе, вызванные особенностями психического и физиологического развития, настроением, воздействием внешних факторов. И проч.
Попробуем определить перечень наиболее часто встречаемых из них.
Продолжительная болезнь. Заболевая, организм ребенка значительно сокращает уровень его активности, направляя все силы на восстановление.
Патология мозга, полученная в результате проблемной беременности, тяжелых родов или появления на свет раньше срока.
Следствие определенного периода развития. Примерно от полутора до трех лет навыки мелкой моторики у детей несовершенны. Им сложно справиться с пуговицами на одежде, со шнурками на ботинках и проч.
Переучивание детей, использующих левую руку, применять правую. Такой родительский прием может замедлить динамику протекания психических процессов.
Флегматический тип темперамента. Такие дети характеризуются рассудительностью, основательностью, не терпят спешки
С осторожностью относятся к различным новшествам в жизни, предпочитают все привычное и проверенное. Для родителей, чьи дети явные флегматики, подъем и сборы в школу, настоящее испытание.
Стрессовая ситуация
Напряжение, вызванное сменой места жительства, ссорами родителей, переходом в новую школу, может спровоцировать снижение активности. Зачастую справиться с повышенной нагрузкой, связанной с неприятной ситуацией и эмоциями, детской психике крайне тяжело.
Неспешность, как форма манипулирования родителями. Медлительность может стать ответом на авторитарный тип воспитания, на жесткие требования и наказания, тотальный контроль.
Медлительный ребенок: что делать?
Неторопливый, очень медлительный ребенок становится настоящим стрессом для быстрой и ловкой мамы. В то время как у неё, все делается ловко, быстро и слёту, он, как будто бы не ёё собственный ребенок, а полная противоположность – несобранный, медленный, угловатый, как настоящая черепаха. Долго копается, не может собраться, а бывает вообще впадает в ступор. Что делать с медленным ребенком? Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей? Первое и самое главное – ни в коем случае не подгонять. От этого будет только хуже. Почему так происходит, читайте в этой статье.
- Почему бывает ребенок очень медлительный?
- Какие факторы влияют на то, подвижный ребенок или медлительный?
- Почему медлительность в ребенке имеет свойство усугубляться по непонятным причинам?
- Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей?
- Как помочь медлительному ребенку?
Знаете ли вы, кто такой медленный ребенок? Очень медленный ребенок? Ох, вы не знаете, что это такое, если не раздражались по этому поводу до такой степени, что хочется вопить и кричать от бессилия. Когда он как будто бы специально еле-еле передвигается, сидит по три часа в туалете, делает уроки как будто бы даже не хочет быстренько все закончить и бежать играть с друзьями, даже за обедом пережевывает первую ложку каши за то время, когда вы успеваете уже умять всю тарелку и даже помыть её. А в школе с медлительным ребенком еще хуже: он от всех отстает, не участвует в конкуренции среди ребят, вообще весь неуверенный в себе. И еще одна характерная черта – боится всего нового. Вот что с ним делать?
Прежде чем ответить на вопрос «как помочь медлительному ребенку?», давайте углубимся в психологию и ответим на другой вопрос – а почему собственное некоторые дети бывают медлительными?
Подвижные и медлительные дети – почему они такие разные?
Попадая в любой коллектив детей, хотя бы в детский сад, любой взрослый человек сразу увидит разные характеры ребят, некоторые из которых будут полностью противоположны. Есть дети активные, которые постоянно бегают, прыгают, их не остановить. Если дети эмоциональные, они постоянно хотят общаться. И в любой группе всегда найдется ребенок медлительный, вернее сказать так — более медленный чем другие дети: он предпочитает больше сидеть, чем бегать, несколько неуверен в себе, интровертирован.
Заметьте – изначально, медлительность — это лишь характеристика ребенка, а не его отрицательная черта характера. Просто отличие, которое можно истолковывать по-разному. Другой взрослый, не вы, может наоборот посчитать такого ребенка хорошим, послушным, а вот активного слишком быстрым и от этого раздражающим.
Откуда эта особенная черта – медлительность – берется у детей, описывается в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Каждый человек рождается с определенным набором психотипов, векторов, каждый из которых проявляется по-разному. Один из векторов – анальный, характеризуется такими особенностями психики, как желание к качеству, чистоте. Например, он с удовольствием убирает в комнате, помогает маме. Подход при этом у него скрупулезный, не поверхностный, а углубленный в дело.
Уже в маленьком возрасте такой ребенок стремится делать дело не просто хорошо, а очень хорошо – и всегда доделать все до конца. Он не может начать, а потом бросить. Он делает как следует, вот здесь и кроется корень медлительности таких детей, которая в норме не должна быть уж очень сильной. Но становится таковой при определенных условиях, в которых может оказаться малыш.
Приемы эффективного общения с медлительными детьми
Когда ребенок очень медлительный и нерасторопный, ритуал одевания на прогулку или в детский сад затягивается на долгие часы. А уложить его спать – задача сложная и далеко не быстрая. Родители не опускают руки и в погоне за временем используют разные методы. Мотивируют ребёнка наградой за рекордную скорость надевания штанов. Превращают ежедневный процесс в увлекательную игру, пытаются привлечь ребёнка к более быстрому решению задачи. Но, к сожалению, часто всё заканчивается сокрушительным шлепком – символом поражения родительского влияния.
Так что же делать, если в вашей семье растет медлительный ребенок. В первую очередь, не стоит отчаиваться. Вот несколько рекомендаций, которые, надеемся, будут полезны родителям таких детей.
Заведите будильник на полчаса раньше
И хотя ранний подъем всегда дается детям нелегко, все же лишние полчаса дадут родителям серьезную фору
У вас появится время, чтобы провести небольшой, но в то ж время эксперимент. Скажите ребёнку, что если он не соберётся в назначенное время, то в детский сад он пойдёт в пижаме с мишками. Ребёнок может гордо согласиться на условие и воодушевлённо не менять одежду. Не лишайте его выбора. Сопроводите пижамного рыцаря до тех пор, пока за несколько сотен метров до ворот детсада его не победит стеснение и неуверенность.
В этом случае не стоит мстить и наказывать малыша позором. Возьмите с собой приготовленный комплект и переоденьте ребёнка в более подходящий наряд.
Если вы не отличаетесь завидным терпением, ни в коем случае не оставляйте ребёнка с его проблемой. Иначе её симптомы проявятся среди людей, на публике — в школе или в саду.
Перестаньте нервничать и злиться на ребёнка
Не стоит реагировать гневом в ответ на медлительность
Этот гнев, скорее всего, не будет понятен малышу. Такой вариант развития событий усилит защитную реакцию. Вызовет ещё большую медлительность, страх и, как его следствие, откладывание дел на потом.
Постоянно торопящие, подгоняющие родители, воспитатели и учителя создают единовременную ситуацию спешки. При этом не могут сформировать у ребёнка адекватное понимание времени, которое нужно потратить на процесс одевания.
Совместно распишите день по минутам
Посчитайте, сколько времени понадобится на приём пищи, выполнение домашних заданий и подготовку ко сну. Обсудите значение дополнительного часа, который может пригодиться в случае, если ребёнок не уложится в определённое время.
Обязательно найдите время для игр, безделья или другого вида отдыха ребёнка. Не забывайте поощрять его за небольшие победы над своей медлительностью дополнительными минутами или даже часами развлечений.
Причины медлительности
Первой причиной становится врожденная медлительность, выражаемая в физиологии нервной системы, нарушения которой проявляются в средней школе. Отсталое развитие заметно на общем фоне сверстников.
Неизвестная игра или задача, с которой сталкиваются дети, вызывает несвойственную им замедленность, обусловленную поступлением новой информации и отсутствием опыта ее обработки.
Тип темперамента оказывает свое влияние на скорость реакции и активность. Медлительный ребенок с меланхоличным или флегматичным характером с точки зрения психологии нормален, но дополнительные занятия с ним не исключаются.
Плохое самочувствие тоже может сказаться на скорости взаимодействия с внешним миром, но такая причина видна сразу и связана с инфекциями и другими заболеваниями.
Рекомендации самостоятельного воздействия
Если причины медлительности неочевидны, перед посещением психолога можно попробовать самостоятельно воздействовать на медлительного ребенка. Рекомендации для родителей просты и заключаются в таких действиях:
-
Научите его чувствовать время. Дети неспособны ощущать его течение, проводя минуты и часы бесцельно. Подгонять ребенка в таком случае бессмысленно до тех пор, пока он не научится определять время. Для этого нужно научить его пользоваться часами, повесить их на самом видном месте, чтобы ребенок постоянно поглядывал на них. Также в качестве профилактики используются игры на время, с секундомером.
-
Прерывайте его, когда это необходимо. Маленькие дети плохо переключаются с одного дела на другое, особенно если игра сменяется работой по дому или другой услугой для родителей. В последнем случае у них возникает неприятие, сопротивляемость новому занятию, которое вызывает заторможенность реакции и действий.
-
Похвалите за быстроту. Если ребенок сделал что-то быстро, резонно указать ему на это в виде похвалы, отметить эффективность его действий, по сути, вырабатывая стремление получать позитивную оценку родителей. Такой метод применяется к медлительному ребенку в школе и заключается не только в высокой оценке за выполнение задания, но и в похвале перед всем классом. Не стоит забывать, что в некоторых случаях материальная награда весомей устной похвалы.
-
Не давайте более одного задания за раз. Взрослый совершает одновременно несколько дел, так как его мозг насыщен опытом работы с разными ситуациями, требующими переключения внимания. Более того, маленькие дети неспособны сразу выстроить цепочку последовательных действий в том случае, если результат родительского указания неявный.
На что нужно обратить внимание родителям?
Чем больше вы будете ругать, торопить, дергать ребенка, тем медленнее он все будет выполнять
На это нужно обратить особое внимание при подготовке к школе, а также в начальных классах. «Ускорение» медлительного школьника может отбросить его старания на стартовую линию
Например, ребенок что-то вам рассказывает, но делает это медленно, с объяснением всех подробностей и нюансов. Если вы начнете торопить: «Рассказывай быстрее», мальчик или девочка так и не смогут завершить свое повествование.
Приведем еще один пример из школьной жизни. Учитель спрашивает ученика, как он видит решение данной задачи. Ребенок начинает объяснять: «У этой задачи есть три решения. Первое…». При этом школьник медленно и обстоятельно рассказывает, в чем заключается способ решения
Учитель торопит: «Неважно, каким способом ты решишь, говори уже, как ты это сделаешь». Медлительный ученик начинает сначала: «Итак, первый способ решения…»
Педагог может подумать, что ребенок издевается над ним, но это не так. Нельзя торопить медлительного ученика, иначе ему придется вернуться в начало рассказа.
Еще один важный момент – медлительные дети не могут одновременно выполнять несколько дел. У них не получается обедать и читать, слушать и писать. Они не понимают многозадачности, но одно занятие выполняют скрупулезно и качественно. Как правило, это интроверты, с удовольствием играют в одиночестве, обладают богатой фантазией. Медлительного ребенка можно «ускорить», но это должна быть позитивная мотивация. Например, вы собираетесь на детское представление. Малыш быстро оденется и не будет копошиться, но при этом получит порцию стресса.
С медлительными детьми хорошо справляются бабушки, которые, в силу возраста, тоже двигаются и размышляют «с чувством, толком, расстановкой». С такими крохами легко и комфортно до того момента, пока их не помещают в жесткий график: быстро собраться в садик или школу, рано проснуться, бежать на занятия в спортивную секцию. Ребенок начинает испытывать стресс, и это негативно сказывается на состоянии его нервной системы.
Игры для медлительных детей дошкольного и младшего школьного возраста: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 лет
Одну из ключевых позиций в данной категории занимают игры для медлительных детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на смену темпа движений. Как правило, это переход с ходьбы на быстрый бег, а после на медленный. Естественно, по сигналу взрослого.
К примеру, любое упражнение можно видоизменить — для детей 3, 4, 5 лет:
- По сигналу взрослого хлопать в ладоши, меняя скорость, темп и музыкальное сопровождение.
- Также можно сгибать и разгибать пальчики рук вслед за взрослым. Естественно, скорость стоит чередовать.
Что же касается активностей с быстрыми движениями, подойдет принцип эстафеты — для детей 6-7 лет:
- Дети бегут к стульям, расположенным посредине комнаты, берут с них игрушки либо флажки и стараются опередить соперников на финише.
- Каждый прошедший дистанцию, передает «трофей» следующему участнику забега.
Можно также использовать иной метод:
- Раздать детям листочки бумаги.
- Тот, кто за короткое время поставит большее количество точек, тот получает приз.
Еще одна полезная развивающая игра «Горячий мяч» — для детей 8-9 лет:
- Участники передают снаряд друг другу, по команде останавливаются.
- Тот, кто не успел избавиться от мяча – выбывает.
Для развития внутреннего торможения подойдет игра «Запретное движение»:
Игра для медлительных детей
Игра «Все наоборот»:
Игра для медлительных детей
Совместными усилиями родителей и учителей, вы обязательно сможете добиться положительных результатов в развитии вашего чада. Прочитайте ниже статью о психологии воспитания «копуш». В ней есть еще важные советы для вас.
Развитие в школе
Что делать медлительному ребенку в школе, находящемуся вне зоны внимания родителей, подскажет психолог. Это могут быть заранее объясненные наставления или помощь педагога, принимающего активное участие в развитии детей. Существует масса секций, куда дети направляются после окончания занятий для дальнейшего специализированного развития его способностей.
Баскетбол, футбол, боевые дисциплины подходят детям, у которых медлительность и быстрая утомляемость замечаются при выполнении физических действий, но не проявляются при решении интеллектуальных задач. Шахматы, танцы, рисование, конструкторские кружки развивают у детей способность использовать высшую нервную систему и концентрироваться, искать быстрые пути решения задач с учетом соперничества.
Медленный ребенок: как его “ускорить”, не травмируя детскую психику
Доктор медицинских наук М. М. Кольцова утверждает, что в среднем 23% детей медленнее своих сверстников. 4-6% из них растут в неблагоприятной обстановке.
Профессор психологии Университета штата Огайо Роджер Рэтклифф десять лет проводил исследования когнитивных процессов. Он утверждает, что медленные дети – это нормально. Но когда медлительность игнорируется родителями, это приводит к отставании в учебе и неврозам.
Педагог-психолог высшей категории с 25-летним стажем Гузяль Ахмедова называет следующие особенности медлительных детей:
Скорость действийу них в 1,5-2 раза ниже. Это было установлено в ходе эксперимента с переодеванием и мытьем рук детей в саду.
Длительный латентный период. Так называется промежуток времени от нервного импульса в мозг о старте действия и до самого действия. У медленных детей он в среднем в 3 раза больше, чем у обычных.
- Трудное переключение между задачами. Взрослым часто кажется, что ребенку наплевать на задание. Но в действительности ему тяжело переключаться между ними.
- Подверженность стереотипам. Такие дети не принимают нового. Потому стараются использовать уже знакомые шаблоны мышления.
- Инертность речи. Растягивания слов, паузы между словами – признаки низкой подвижности нервных процессов.
В первую очередь, родителям следует принять своего ребенка таким, каков он есть. Почему возникает такая проблема и о методах ее решения мы поговорим далее.
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отличительные характеристики медлительных детей
Как правило, малыши уже с рождения демонстрируют свою медлительность. Но, если у родителей первенец, им не с кем сравнивать, поэтому они не заостряют на этом внимания. Уже в полтора года можно заметить, как кроха ведет себя на детской площадке или в развивающей группе. Остальные дети бегают, хватают игрушки, быстро лепят или рисуют, а медлительный малыш все делает основательно и на любое занятие у него уходит значительно больше времени, чем у других деток.
Медлительный ребенок тяжело просыпается по утрам, медленно жует за столом, долго одевается. Эта черта характера проявляется с каждым годом все четче. Когда другие детки уже вовсю болтают, медлительный ребенок лишь произносит базовые звуки: «ма-ма», «па-па», «гав-гав», и т. д. При этом логопеды и неврологи не видят отклонений в развитии. Когда малыш научится говорить, он будет медленно произносить слова, растягивать слоги.
Таким детям тяжелее в современном мире, где скорость – важная составляющая успеха. Родителям не стоит волноваться, что медлительность ребенка помешает развитию интеллектуальных и творческих способностей. Нужно лишь приложить усилия и дать правильное направление развитию, учитывая особенности малыша. К сожалению, взрослые не учитывают этот факт и стараются постоянно «ускорить» сына или дочь. Но нервная система устроена так, что по своему желанию мы не можем ее изменить, как бы ни старались.
Как бороться с медлительностью
Как бороться с медлительностью? Чем бы ни была вызвана медлительность ребенка, самое первое, что должны сделать родители, — донести это до ведома учителя. Педагог не должен ругать ребенка за то, чего он просто не в состоянии сделать. Пообещайте учителю прорабатывать школьный материал дома после уроков и попросите его проявить снисходительность и понимание.
Также очень важно объяснить малышу, что он немного отличается от остальных детей. В этом нет ничего плохого, если сегодня он не успевает за классом
Зато дома в спокойной обстановке он может выполнить все задания медленно и очень аккуратно. Когда ребенок осознает свой небольшой недостаток, придумайте вместе, как Вы будете с ним бороться. Например, Вы можете ежедневно выполнять специальные упражнения. Или может ребенок захочет записаться в спортивную секцию, чтобы развивать свою скорость и реакцию.
Флегматичному ребенку может помочь ежедневное общение и подвижные игры с другими детьми. Такие нехитрые упражнения позволят ему стать более коммуникабельным, развить подвижность и сноровку. И этого будет уже достаточно, чтобы ничем не отличаться от класса.
Истинно медлительный ребенок нуждается не только в тренировке скорости, но и умении снимать напряжение. Представьте себя на его месте. Вы живете так, как привыкли, а все люди ходят, разговаривают, спрашивают и отвечают, меняют тему разговора и переходят к новой работе в два раза быстрее. И при этом Вы не просто гуляете и общаетесь с друзьями, Вы вынуждены освоить довольно сложную школьную программу. И все это в нереально высоком для Вас темпе. Именно так чувствует себя медлительный ребенок изо дня в день. В результате, малыш скапливает в себе напряжение, негативные эмоции и усталость. Вы должны научить его расслабляться. Для этого подходит дыхательная гимнастика, йога, прогулки в лесу и все, что помогает снять напряжение.
Родителям медлительного ребенка приходится довольно непросто. Так как ежедневно на протяжении многих лет они должны помогать своему сыну или дочке справляться со стрессом. О чем всегда должны помнить родители медлительного ребенка?
Почему ребенок читает медленно?
Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:
- ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
- недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
- слабый словарный запас;
- проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
- отсутствие интереса к чтению;
- зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
- сложный текст (не по возрасту).
Игры и упражнения с маленькими «копушами»
Что делать, если ребенок очень медлительный? Заботливым родителям рекомендуется использовать действенные игровые приемы, упражнения с целью преодолеть яркие проявления неповоротливости, облегчить крохе жизнь в современном мире.
Игра «Бегу-иду-гуляю»
Поможет маленькому человечку научиться переключать внимание
Это неимоверно важно нерасторопным крошкам. Ведущий поднимает руку вверх – значит нужно бежать, скрещивает руки на груди – сигнал просто идти, руки опущены вниз – начинаем неспешную прогулку
Маленьким игрокам до трех лет лучше выполнять упражнение совместно с взрослыми
Ведущий поднимает руку вверх – значит нужно бежать, скрещивает руки на груди – сигнал просто идти, руки опущены вниз – начинаем неспешную прогулку. Маленьким игрокам до трех лет лучше выполнять упражнение совместно с взрослыми.
Игра «Кошачьи коготки»
Напомните крохе, что кошка, греясь на солнышке, неохотно и медленно сжимает – разжимает коготки. Увидев мышь, начинает быстро работать когтями, чтобы не упустить добычу. По команде «Мышь!» малютка быстро работает кистями рук, имитируя движения кошки, команда «Солнышко!» позволит снизить скорость упражнений.
Игра в театр
Развлечение из данной серии научит кроху чуткости, отзывчивости. Выберите игрушку – актера. Рассказывайте ребенку, чем сегодня занимался герой. Если актер хорошо выполнял действия, похлопайте вместе, а сделал что-то странное – от удивления поднимите брови. Совместные занятия не оставят равнодушными медлительных крох.
Причины медлительности
Медлительные детки часто предпочитают одиночество
Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.
Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами
В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам
Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.
Упражнения
Обязательно хвалите детей даже за небольшой прогресс в борьбе с недостатками
Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:
- «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
- «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
- Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
- «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
- «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
- Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
- Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.
Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.
Как помочь медлительному и вялому ребенку не отставать в школе, в учебе — что делать?
Медлительному и вялому ребенку нужна помощь, чтобы не отставать в школе, в учебе
В школе медлительным детям сложнее всего. От них требуют быстроты реакции не только учителя, но и родители дома — при выполнении домашнего задания. Как помочь медлительному и вялому ребенку не отставать в школе, учебе? Вот что нужно делать — несколько советов:
«Забегайте» наперед.
- Чтобы копуша успевал в школе, можно попробовать осваивать материал дома «на будущее».
- Когда весь класс только начнет знакомство с параграфом, ребенок уже будет на шаг впереди.
- Нужно взять за правило, что медлительное чадо всегда должно опережать своих одноклассников на пару глав.
Подробность – залог успеха.
- Следует помнить о том, что «копуше» нужно объяснять материал куда более детально, чем «обычному» ребенку.
- Конечно же, учитель общеобразовательной школы не будет разжевывать информацию каждому – ведь в классе 30 человек.
- Потому желательно регулярно прорабатывать информацию дома, естественно, спрашивая о том, все ли ребенку понятно.
- Если у малыша присутствуют вопросы, не ленитесь — отвечайте на них.
Уточнение – наводящие вопросы.
- Приучайте «копушу» к быстрой реакции при помощи конкретных вопросов: «Что мы теперь будем делать?», «А куда мы теперь пойдем?», «После того, как мы сделали английский, чем мы займемся?», «Ты хочешь сейчас выучить стих или же сделаешь это позже?».
- Такой подход поможет отпрыску понять, что во всех действиях присутствует системность, одно обязательно зависит от другого. И, если есть одно действие – значит, есть и то, что за ним следует.
- У него возникнет конкретный вопрос: «Какое именно?». И он станет искать ответ – вначале медленно, впоследствии периоды раздумий будут сокращаться.
- Также можно выработать и последовательность действий путем уточнений: «Ты уже решил эту задачу. Что нужно сделать? Перейти к следующей».
- Сначала стоит задавать наводящие вопросы вслух, но потому вопрос: «Что дальше?», будет возникать в сознании ребенка самостоятельно. Главное, «не спугнуть» его и не задавать вопрос на повышенных тонах.
Взгляд в глаза.
- Не стоит давать ребенку наставления, крича из другой комнаты.
- Чтобы малыш максимально быстро осознал, что от него хотят, важен и зрительный контакт.
- Формулируйте мысли максимально четко, без витиеватостей и намеков.
Игра.
- Поработайте над быстротой реакции при помощи простых игр.
- Поможет смена бега на ходьбу, поочередное рисование в тетради в клетку черточек и точек, стук по столу в разном темпе.
В более серьезных случаях лучше обратиться к психологу – равно, как и в тех, когда «копуша» сопротивляется и не хочет совершенствоваться.
Читайте ниже о том, какие секции помогают таким детям.