Действие принципов

Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания. Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне. Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.


Развитие личности – направления

Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков). Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность». В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.

Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.

Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать

Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом

Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.


Поддержка родителей в выборе профессии

Для четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой. Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым. Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.

В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.


Принципы воспитания в семье – основа развития детей

Пускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе. Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.

Преимущества приема «корзина идей»

Прием «корзина идей» на уроках в начальной школе формирует у обучающихся одно из наиважнейших умений – умение учиться и самостоятельно добывать информацию. Педагоги выделяют следующие плюсы использования этого метода:

  • Детям предоставляется возможность самостоятельно поставить цели урока, учителем задается только общее направление и темы.
  • К работе подключаются все дети, которые находятся в классе. Никому не удается побездельничать, у каждого спросят его мнение и выяснят уровень знаний.
  • Метод «корзина идей» является одновременно и групповой, и индивидуальной работой.
  • Записи на доске не должны повторяться. В связи с этим, ребенку нужно не только высказать свое мнение, но и послушать остальных, и соотнести свои мысли с мыслями одноклассников. У обучающегося восполняются свои пробелы в знаниях, развивается умение слушать и повышается уровень сформированности произвольного внимания и памяти.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Правило трёх «Да»

Правило трёх «Да» представляет собой особую психологическую уловку, которая используется в процессе беседы с другим человеком. Особое её преимущество заключается в том, что она с огромной долей вероятности позволяет добиться от собеседника положительного ответа на требуемый вопрос.

Правилом трёх «Да» уже не одно десятилетие пользуются маркетологи, рекламисты, продавцы, коммивояжёры и другие специалисты, однако помимо них применять его успешно могут и вполне обычные люди в совершенно любой области своей жизни. Кстати говоря, рассматриваемой нами техникой нередко пользуются и дети, неосознанно понявшие её алгоритм. Вспомните хотя бы какую-нибудь подобную ситуацию:

Ребёнок задаёт маме вопрос: «Мамуля, я сегодня хорошо себя вёл?»

Мама отвечает: «Да»

Ребёнок задаёт второй вопрос: «А мы с тобой сегодня пойдём в парк?»

Мама снова отвечает: «Да»

Наконец, ребёнок задаёт третий вопрос: «А ты купишь мне игрушку, которую я захочу?»

И здесь подумайте о том, какой ответ наиболее вероятен? Более чем в 90% случаев ответ будет положительным, т.к. после первых двух вопросов, на которое был дан положительный ответ, шансы получить такой же ответ и на третий вопрос существенно увеличиваются.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!


Английская пословица о примере родителей

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.


Дети копируют родителей во всем

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями. В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие. Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей. Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения. Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку. Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы. Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки. В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Ситуация 2. Активные инвестиции.

Преуспевающий и целеустремленный молодой человек 27 лет. Доход в месяц составляет 120 тысяч рублей, инвестиционный потенциал в месяц плавающий — 30-70 тысяч рублей. Собственной семьи и детей пока нет. Из целей – приобретение автомобиля и квартира (по возможности через 5-7 лет). Имеются небольшие сбережения в размере 300 тысяч рублей.

РЕШЕНИЕ: инвестору подойдет корзина с регулярными инвестициями для решения тех финансовых задач, о которых чаще всего и не задумываются в этом возрасте. В данной ситуации стоит пока забыть про корзину fixed income в силу того, что размер активов слишком мал для получения регулярных процентов с капитала.

Какая самая дорогая финансовая цель в жизни каждого из нас? Квартира? Загородный дом? Нет! Финансовая независимость после перехода от активной работы к активному отдыху (проще говоря, выход на пенсию) по праву считается самой дорогой целью, к которой, к большому сожалению, начинают готовиться лишь за 5-10 лет до ее наступления. Формирование пенсионного капитала можно совместить (и именно так и делают на западе) с накоплениями капитала на будущее (образование будущих детей, регулярная смена автомобилей, частично оттуда может финансироваться и первая недвижимость через 5-7 лет). Взнос в такие долгосрочные программы с ограниченной ликвидностью в возрасте 27 лет может составлять 10-20% от ежемесячного дохода. К финансовой независимости нужно готовиться заранее. Если вам уже 35-40, а вы еще так и не начали формировать долгосрочную финансовую стратегию, рекомендуемые отчисления в эту корзину могут доходить до 50% от дохода!

Основная работа предстоит с инструментами активных инвестиций, т.к. поставленные цели носят краткосрочный и среднесрочный характер, и в молодом возрасте легко отыграть потери, которые можно понести в средне и высокорискованных стратегиях.

Ситуация 3. Регулярные инвестиции.

Молодая семья, супруга не работает и воспитывает 5-летнего ребенка, кормилец семьи – мужчина 35 лет. Доход семьи в месяц составляет 80 тысяч рублей, инвестиционный потенциал 10-20 тысяч. В ближайшее время супруга планирует выйти на работу и увеличить доход семьи до 130 тысяч. Имеются активы в размере 1 млн рублей. Основная цель – обеспечить ребенку высшее образование в зарубежном ВУЗе.

РЕШЕНИЕ: преобладающей корзиной должна стать корзина с регулярными инвестициями, причем со всеми вытекающими: и классическое страхование жизни и накопления

Надеюсь, не стоит объяснять важность финансовой защиты в ситуации, когда в семье растет маленький ребенок? Высшее образование можно легко сочетать с будущим пенсионным капиталом в рамках этой же самой корзины, просто заложив изъятие определенной суммы через 13 лет

Корзина fixed income может быть применена к свободным активам. А вот с корзиной активных инвестиций стоит быть очень осторожными, т.к

небольшой инвестиционный потенциал и важность предстоящих финансовых целей не позволит быстро «отыграться» и дополнить потерянные деньги

Некоторым может показаться, что написанное в этой статье полностью совпадает с вашей действительностью, однако, спешу вас уверить – это не так. Каждый случай уникален. В каждой семье, в каждом домашнем хозяйстве есть свои финансовые цели, свои подводные камни, своя история и свои приоритеты. Применяя любой метод, думайте своей головой!

Методика Николая Зайцева

Известный педагог Николай Зайцев разработал свою методику, с помощью которой ребенок уже в раннем возрасте с легкостью учится читать. Дети весело проводят время на занятиях, активно используя специальные кубики. Они отличаются друг от друга напечатанными слогами, размером и наполнением (издают звонкие или глухие звуки).

Как воспитывать по данному методу

В дополнение к кубикам идут специальные таблицы, с помощью которых малыш составляет кубики в нужном порядке.

Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю и занимают от 30 минут до часа. Стоит ориентироваться, какую продолжительность четырехлетний ребенок сможет выдержать без усталости. Именно с такого возраста рекомендуется начинать обучение.

Как и в других методиках, здесь есть свои принципы:

  • обучение без принуждения, которое носит игровой характер;
  • чтение по складам, а не по слогам (Склад – это специальная единица речи, где одна согласная буква сочетается с гласной или с твердым, или мягким знаками);
  • чтение основано на своеобразном письме, потому что малыш «пишет» слово, составляя его из кубиков;
  • важную роль играет работа органов чувств, с их помощью дети различают кубики по различным параметрам.

Преимущества и недостатки

Кроме того, что методика Зайцева дает прекрасные результаты, она имеет еще ряд преимуществ:

  • малыш заранее готовится к письму, а, значит, будет делать это с меньшим количеством ошибок, чем сверстники;
  • развивается память и логическое мышление;
  • занятия не требуют сидения за партой, что хорошо влияет на зрение и осанку детей;
  • методика может быть адаптирована к счету, математике и обучению английскому языку.

Но есть и недостатки:

  • могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов;
  • в школе придется переучиваться на другие цветовые обозначения букв;
  • пособие довольно дорогое, а самостоятельные заготовки отнимут много времени;
  • детям, которые хорошо научатся читать по кубикам Зайцева, может стать скучно в школе.

Новые методы воспитания детей

Время идет и все меняется: общество, образ жизни. Это накладывает отпечаток и на детей. Родители начали понимать, что прошлые взгляды устарели ― требуются современные методы воспитания детей. Одним из них стал психиатр Дэвид Эберхард. Он написал книгу «Дети у власти». Отец 8 детей заметил, что основной проблемой сегодня, является мягкость родителей по отношению к детям и вседозволенность. Взрослые теряют авторитет в глазах ребенка. Он вырастает инфантильным, несамостоятельным, при этом имеет массу требований к окружающим. В будущем из-за этого он столкнется с рядом проблем. Дэвид Эберхард считает, что либеральные отношения отцов и детей ни к чему хорошему не приведут. Родители должны быть более решительными и жесткими (не путать с жестокими). Чаще говорите с ребенком, но помните, вы прежде всего, должны оставаться для него родителем, а не становится другом. Больше общайтесь с ребенком, благодаря вашему жизненному опыту, он получает знания. Именно ваш багаж знаний, дает привилегию устанавливать правила. Будьте честны с ребенком. Здесь автор подразумевает критику и замечания. Дети не фарфоровые куклы ― чрезмерная опека и попытка оградить от суровой жизни, может сыграть злую шутку. Ребенок не будет готов существовать в реальном мире. Методику психиатра уже оценили в Европе, а в России многие родители могут узнать в ней себя. Автор рассуждает, что на Западе супруги бояться критиковать детей, ведь это может нанести психологическую травму. Он приводит пример: девочка-подросток ест много шоколада, но мама и папа молчат. Они не скажут «Прекрати, иначе растолстеешь», потому что опасаются, тинейджер воспримет это близко к сердцу и станет голодать.

Не нужно гиперопеки

Эберхард предлагает отказаться от гиперопеки. Предоставьте ребенку больше свободы и прав на самостоятельную жизнь. Например, с 6 лет он может сам ходить в школу. Даже если вы проживаете в городе с интенсивным дорожным движением. Ребенок вполне способен с этим справиться. Парадокс современных родителей в том, что они провожают детей в школу, бояться отпускать одних. Но при этом, спрашивают у ребенка мнение, советуются, как со взрослым. Получается, в одном вопросе чадо еще малыш, а в другом ― он «созрел» для семейных обсуждений. Либеральная система воспитания ― красива, но это сладкий обман, который не готовит ребенка к правдам жизни. Эти элементы педагогики схожи с новым течением. Сегодня все чаще говорят про популярный метод «свободного воспитания». Это когда ребенку предоставляют больше свободы.

Минимум запретов

По мнению приверженцев методики, так чадо сможет принимать решения самостоятельно. Он быстрее обретет жизненный опыт, при этом не с чужих рассказов, а на личном примере. Он будет более сообразительным, самостоятельным, научится делать правильный выбор исходя из собственных наблюдений. «Свободное воспитание» неоднократно критиковалось. Одно дело, позволить ребенку пробежаться по луже с грязью. Если шлепнется, будет понимать отчего это произошло и что предупреждения родителя были оправданы. Но другое, кидаться песком в других детей. Это не должно игнорироваться старшими. У методики еще нет четко сформулированной трактовки. Поэтому, некоторые могут неправильно трактовать ее посыл. Современные методики воспитания детей имеют один весомый недостаток ― они не проверены временем. Поэтому сложно предсказать, как они отразятся в будущем на ребенка. Повлияют ли они на его личность.

Качества, которые необходимо развивать педагогу

Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.

Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения

Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения

В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).

Как парировать правило трёх «Да»

Как и сама техника, защита от неё очень проста. Чтобы не дать своему собеседнику вами манипулировать, следуйте трём простым советам:

Точно знайте, чего хотите сами – зачастую люди сами не понимают, чего они хотят. Если человек (в любой сфере деятельности и жизненной ситуации) не понимает, чего хочет, и «гоним ветром» в разные стороны, всегда встретится тот, кто сумеет использовать это для получения собственной выгоды
Осваивайте методики воздействия на людей – как и говорится в известной истине, кто предупреждён, тот вооружён. Когда человек сам владеет информацией на тему того, как можно манипулировать людьми, и умеет использовать соответствующие техники, тогда он всегда сможет распознать ситуации, в которых эти техники направляются против него
Учитесь отказывать – во множестве неприятных ситуаций люди оказываются по причине того, что просто не способны сказать собеседнику «Нет», вследствие чего этих людей начинают использовать

Чтобы не стать одним из них, научитесь отказывать, ведь когда вы говорите «Нет» кому-либо, вы говорите «Да» самому себе и тому, что действительно важно для вас

Желаем вам всегда получать желаемое и никогда не становиться объектом манипуляции окружающих!

Советуем также прочитать:

  • 3 техники анализа проблем
  • Задача на поиск числа
  • Способы ухода от ответа на вопрос
  • Правила и этапы работы с возражениями
  • Как отвечать на неудобные вопросы?
  • Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик?
  • Чёрная риторика. Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
  • Зачем задавать вопросы?
  • Вопросы, позволяющие узнать человека лучше
  • Приём «Выбор без выбора»: техника и защита

Ключевые слова:1Коммуникации

Примеры использования приема «корзина идей» на уроках русского языка

На уроке русского языка с помощью приема «корзина идей» можно разбирать огромное количество тем. Вот некоторые из них:

  • Тема: «Глагол». На доску могут попасть различные предположения: вопросы, на которые отвечает эта часть речи (что делать? что сделать?), что обозначает глагол (действие предмета), какие бывают глаголы (совершенные, несовершенные) и многое другое – фантазия детей безгранична.
  • Тема: «Спряжение глаголов». Среди предположений, оказавшихся на доске, могут быть следующие: время, число, падеж, лицо глагола, окончания, слова-исключения.
  • Тема: «Безударные гласные в корне». Дети могут предложить различные идеи для записи по этому вопросу: чередование классных в корне; проверка однокоренными словами; непроверяемые слова, правильность написания гласной в которых необходимо запомнить.

Средства и методы воспитания

В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.

Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания – люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.

Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.

Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.