Что собой представляет
Монголоидное пятно не образуется у взрослого человека или школьника, а появляется у младенца при рождении на ягодицах, на спине, на ногах. Иногда пигментация смещается на другое место. Со временем насыщенный оттенок тускнеет, невус уменьшается в размерах и совсем пропадает. Пятно может окрашиваться в синий, черный, серый и даже зеленый цвет, обладать овальной, круглой, размытой формой.
Единичное образование исчезает в детском возрасте, множественная пигментация иногда сохраняется у взрослого человека. Пятно, которое формируется, когда малыш находится в утробе мамы, не вызывает ни зуда, ни боли, не возвышается над кожным покровом, может быть совсем крошеным образованием или достигать в радиусе 50 мм.
1.Пигментация роговицы глаза
Пигментация роговицы глаза (невус) от обычного родимого пятна отличается лишь тем, что расположена на глазном яблоке. Так же, как и на теле, родинка на глазу может появиться в любом возрасте и изменяться в течение жизни по размеру и цвету. Однако, чаще всего ребёнок рождается уже с маленьким пигментированным пятном на радужке глаза. Явление это несимметричное. Пятно может быль округлым или иметь форму сектора с центром в середине зрачка, располагается родинка на роговице или на белке глаза. Приобретённые пигментные пятна на роговице обычно связаны с изменениями гормонального фона.
За цвет глаз, так же как и на коже, отвечает пигмент меланин. Цвет родимых пятен в глазу бывает коричневый, желтоватый, чёрный, розовый. Замечено, что светлокожие и светловолосые люди чаще бывают обладателями глазных родинок.
Чаще всего пигментация роговицы глаза не опасна. Однако, нужно следить и обратиться к врачу, если за короткий срок в пигментации произойдут значительные изменения. Это может быть признаком перерождения доброкачественного образования в меланому глаза.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Причины и способствующие факторы
Причин, по которым происходит мутация 21 хромосомной пары, существует несколько:
- патологическое зиготное деление;
- хромосомные расхождения во время митоза;
- перекомбинирование хромосом;
- наследование от родителей.
Подобные патологические изменения провоцируются рядом факторов:
- В первую очередь, это возраст родителей. Примечательно, что большее влияние здесь имеет возраст отца. Шансы родить больного малыша значительно повышаются после 35 лет.
- Инцест. Ребенок, рожденный вследствие половой связи между кровными родственниками, имеет высокую вероятность заполучить генетическое заболевание.
- Алкоголизм, курение, наркомания приводят к уродствам, в том числе и на хромосомном уровне.
- Наследственность, причем зачинщиками могут стать не только отец с матерью, но и ближайшие родственники. Некоторые ученые считают, что на возникновение синдрома влияет возраст бабушки, в котором она родила мать.
Болезнь не имеет половой, расовой и географической принадлежности. Она распространена по всему земному шару. А СД, как таковой, является самым распространенным генетическим заболеванием.
Диагностика
Новорожденного с неестественными пигментами на коже следует показать дерматологу. Доктор обязан произвести дифференциальную диагностику дефекта. При помощи такого дерматологического исследования специалист отличит патологию от опасных заболеваний, избавится от предположений о вероятной опухоли. Дифференциация изменения от прочих невусов состоит из:
- дерматоскопии;
- сиакопии;
- биопсии.
Диагностика монгольского пятна обязательна! Медику нужно непременно подтвердить предполагаемый диагноз, ведь пятно может быть меланомоопасным, стать проблемой и даже угрозой для здоровья малыша. Тогда ребенка ставят на учет к онкологу и дерматологу. Для уверенности в предполагаемом диагнозе доктор (как педиатр, так и дерматолог) может предложить гистологическое исследование и сиаскопию.
Психомоторное и умственное развитие
Дефекты в развитии детей с таким синдромом появляются по нескольким причинам:
- снижение зрения и слуха, из-за чего ребенок не в состоянии воспринимать информацию. Вследствие этого происходят и когнитивные нарушения;
- гипотонус мышц — малыши поздно начинают держать голову, переворачиваться, ходить. Страдает моторика;
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- деформация неба, зубов и языка вызывает речевые затруднения, поэтому речь таких людей может быть непонятной.
При мозаичной форме заболевания таких дефектов может и не быть, поэтому эти детки достаточно хорошо развиваются, их умственное развитие практически не страдает. Для них разрабатывают специальные программы, и здесь большая роль принадлежит родителям. От того, насколько качественно и стабильно они будут заниматься со своим ребенком, зависят его дальнейшие способности и успехи.
Дети с мозаицизмом очень способные к обучению. Они могут посещать обычный садик и школу, и даже преуспевать больше, чем некоторые их здоровые сверстники.
Их возможности, способности и развитие в целом очень разнятся. На форумах мамочки таких детей делятся своими достижениями и по-разному описывают своих малышей с подобным синдромом.
К примеру, одна мама говорит о том, что ее сын, которому уже 8 лет и который страдает мозаичной формой СД, до сих пор не разговаривает. Хотя они проходят реабилитацию в соответствующем центре.
Тогда как другая мама, у которой младший малыш имеет такое заболевание, утверждает, что он ничем не отличается от старшего, даже более находчивый.
Многие дети с мозаичным типом СД сублимируют свои дефектные особенности в невероятные достижения.
Айя Ивамото — девушка с мозаицизмом из Японии, родители которой рассказали о её болезни только на втором курсе института. Она посещала садик, успешно окончила школу и университет. Изучила два языка: английский и французский, и занимается иностранными переводами. Преподает в школах и вузах, принимала участие в международной конференции.
Совместно с мамой издала книгу о путешествии во Францию. Регулярно поддерживает и борется за права людей с синдромом Дауна.
Раймонд Ху – парень с мозаичным синдромом Дауна из США, который рисует картины с помощью старинной китайской техники. Он создает их акварельными красками и тушью на рисовом бумажном полотне.
В группу людей с подобным дефектом входит много актеров. К одной из наиболее известных таких личностей относится актер Пабло Пинеда. Ему досталась главная роль в фильме «Я тоже». Он также является частым гостем в различных телешоу, где освещает проблемы педагогики и развития детей.
Джейми Бауэр, сыгравший в «Американской истории ужасов», Паскаль Дюкенн, Крис Берк — все эти актеры имеют мозаичный синдром Дауна.
Люди с таким диагнозом находят себя в разных сферах жизни. Тим Харрис – владелец ресторана. Рональд Дженкинс – известный музыкант, приручивший синтезатор. Ему нет равных в электронной музыке. Мигель Томасин — популярный барабанщик, участник группы Reynols. Карен Гафнии – девушка, занимающаяся плаванием. Стала первой, кто преодолел дистанцию в 15 км. Вода при этом достигала температуры +15.
Глядя на такие примеры, сложно предугадать, как будет развиваться ребенок с мозаичной формой синдрома Дауна. Ясно одно: чтобы он стал успешным и развитым, нужна кропотливая работа как со стороны ребенка, так и его родителей.
Как диагностировать болезнь
Синдром Дауна можно распознать еще в пренатальном периоде, то есть во время беременности. Что касается его мозаичной формы, то в отдельных случаях его диагностика на данном этапе затрудняется ввиду скудности проявлений и поражении не всех хромосом. В таком случае его раскрывают только после родов.
Выявить заболевание удается несколькими методами:
1.УЗИ-диагностика. Ее проводят каждые 3 месяца беременности. Уже в первом триместре, с 8 по 12 неделю, можно распознать некоторые признаки СД. Например, утолщение воротниковой зоны.
2.Во втором триместре УЗИ покажет дефекты развития ЦНС, органов пищеварения, выделительной системы и слуха, а также сердечные пороки. На третьем УЗИ специалист увидит мелкие аномалии развития.
3.Анализ крови матери. Первый триместр (с 8 по 12 недели) определяет количество веществ, которые продуцирует плод:
- ассоциированный с беременностью плазменный протеин А (РАРР-А);
- хориогонадотропин человека (ХГЧ). Если уровень ХГЧ повышен, а РАРР-А понижен, это может говорить о патологии;
4.Второй триместр (с 18 по 21 неделю) определяет следующие показатели:
- альфа-фетопротеин;
- ХГЧ;
- свободный эстриол.
Подобные исследования не дают 100% гарантии наличия или отсутствия патологии. Если беременная попала в зону риска, то есть перечисленные анализы показали нестандартный результат, женщине проводят инвазивные процедуры. Они позволяют получить материал плода для уточнения диагноза:
- биопсия хориона – процедура дает возможность получить тканевые образцы плода. Ее осуществляют с помощью пункции брюшной стенки, а также через шейку матки специальными щипцами или катетером. Проводят на ранних сроках беременности, в 8—12 недель;
- амниоцентез – осуществляют в период 14—18 недель. Делают пункцию оболочки плода для забора околоплодных вод;
- кордоцентез проводится на поздних сроках вынашивания. Производят забор крови из пуповины.
Данные инвазивные методы являются довольно опасными, так как существует риск разрыва околоплодного пузыря, выкидыша, а также инфицирования матери и ребенка.
Причины и симптомы монгольского пятна
Почему происходит образование монгольского пятна у человека? Патология является врожденной, диагностируется у человека в первые дни жизни. Какие причины влияют на развитие подобных пятен на коже?
Развивается невус в утробе матери. У каждого человека кожа состоит из двух слоев поверхностного и внутреннего. В эпидермисе (первом слое) происходит синтез клеток меланоцитов, отвечающих за пигментацию.
В период развития малыша в утробе матери клетки мигрируют из более глубокого слоя –дермы – в поверхностный. Иногда процесс не завершается вовремя, меланоциты остаются в дерме.
Продуцируемый пигмент придает кожному покрову определенные оттенки. Это основная теория появления монгольских пежин. Точные причины не установлены. Какие симптомы характерны для подобного пятна?
Признаки:
- Первой и главной особенностью является появление сразу после рождения.
- Размеры разнообразны, могут покрывать большие участки кожи.
- Пежина имеет равномерный цвет по всей поверхности, от серого до черного.
- Форма неправильная, иногда круглая или овальная.
- Расположено на ягодицах, крестце, ногах, спине.
- Монгольские родимые пятна в основном единичные. Редко – множественные.
Что это такое?
Монголоидное пятно у новорожденных получило свое наименование по той причине, что большая часть деток, которая появляется на свет с такой отметиной, принадлежит к монголоидной расе. В нее входит довольно много национальностей, в частности, китайцы и корейцы, а также вьетнамцы и японцы, индонезийцы и эскимосы и пр. При этом появление монгольского пятна у малышей европейской расы считается довольно большой редкостью.
Отметина на коже является по своей сути разновидностью врожденных пигментных невусов. Ее типичная локализация — пояснично-крестцовая область, проще говоря, монголоидное пятно наблюдается на пояснице или на попе у малышей.
Народный рецепт избавит от папиллом. Берете самый простой…
Так делали наши бабушки. Бородавки уйдут за 10 дней. Просто возьмите…
Значение следа на копчике
У представителей монголоидной расы сине-серое пятно на ягодицах ребенка — это не исключение, а довольно типичный признак. Такой симптом фиксируется практически у 90% младенцев. Поэтому с ним связано много народных преданий и верований. В частности:
- Представители монгольской расы искренне верят, что появление такой отметины говорит о наличии у ребенка генов самого Чингисхана. Причем чем ярче пятно, тем сильнее связь с таким знаменитым воином прошлого (как кровная, так и духовная).
- Есть поверье, что наличие пятна связано с предстоящим в будущем сидением в седле.
- Буряты верят, что пятно напрямую связано с будущим благосостоянием, соответственно, чем оно крупнее, тем лучше.
- Якуты считают, что пятнышко — это след от шлепка доброй богини Айыысыт, которая пристально наблюдает за родами.
- Есть также легенда, что пятно на попе у малыша — это сакральный знак.
Почему бывает монгольское пятнышко?
Ученые уже давно установили причину появления монгольских пятен на теле младенца. Оказывается, отметина на теле — это скопление пигментобразующих клеток кожи. к известно, кожные покровы человека имеют достаточно сложную структуру. В частности, верхний слой этого органа — это эпидермис, а под ним располагается дерма. Клеточки, несущие ответственность за выработку пигмента (красящего вещества) меланина, расположены непосредственно в эпидермисе. Ученые их называют меланоцитами. У европеоидов синтез меланоцитов осуществляется большей частью под влиянием ультрафиолета — этот процесс приводит к закономерному изменению цвета кожи, а именно к появлению загара. Если говорить о других расах, то у них синтез меланина осуществляется все время, из-за чего кожа имеет определенную окраску. Стоит отметить, что цвет кожных покровов при этом определяется не количеством меланоцитов, а их функциональной активностью.
Когда плод еще только развивается в материнской утробе, меланоциты мигрируют в эпидермис из наружного зародышевого листка (эктодермы). Ученые уверены, что появление монгольского пятна связано именно с этим процессом — след возникает, если миграция была завершена не полностью, и часть пигментообразующих клеток осталась в дерме. Меланин, который они вырабатывают и приводит к изменению окраски цвета кожи в серо-синюшные тона.
Что такое синдром Дауна
В норме хромосомный набор человека содержит 23 пары или 46 хромосом. Но при определенных условиях 21 пара способна мутировать (чаще утраиваться), приводя к генетическому дефекту. Именно он и называется синдром Дауна.
Первый раз проявления болезни были зафиксированы в 1866 году врачом из Англии Джоном Дауном. Его имя и дало название синдрому. Однако зависимость между заболеванием и хромосомными парами установлена лишь в 50-х годах 20 века.
Википедия трактует данное понятие как геномное нарушение, при котором кариотип содержит 47 хромосом вместо привычных 46. Это происходит потому, что 1 из 23 пар хромосом – 21, вместо двух имеет 3 копии.
Но под данную трактовку подпадает самый распространенный вид дефекта – трисомия 21 пары, развивающаяся во всех клетках организма. Это самый тяжелый вид заболевания с ярко выраженными патологиями.
Другим вариантом синдромаявляется робертсоновская транслокация. Встречается она чуть реже, чем первый вариант. При ней 21 пара не утроена, а, наоборот, ее хромосомы склеены между собой, а общее количество хромосом составляет 45.
И, наконец, еще один вид патологии – мозаичный синдром Дауна. Его особенность проявляется тем, что пресловутая пара хромосом утраивается, но патология затрагивает только часть клеток.
Клинические проявления
Сразу после рождения пигмент у ребенка выражен слабо, пятно обладает бледно-голубым оттенком, но под действием солнечным лучей приобретает темно-синий окрас. Врачи не считают отклонением невус, что сформировался в первые дни жизни малыша.
Темное пятно на попе у долгожданного малыша нередко пугает близких людей, но у коренных народов Средней Азии пигментации на копчике у младенца придают особое значение. Буряты считают, что ребенок, родившийся с такой отметиной, будет счастлив, поскольку покровительствовать ему станут высшие силы.
Киргизы и сейчас радуются, когда в семье появляется младенец с синеватым пятном, поскольку верят, что малыша оберегает сам Чингисхан. Подобное толкование встречается в мифах и легендах казахов, туркменов, узбеков.
Психомоторное развитие
Обучение людей с синдромом Дауна – очень благодарное дело. Каждое достижение приносит им чрезвычайно много радости. Они с большим энтузиазмом подходят к этому процессу, прилагая немало усилий.
С самого раннего возраста люди с СД требуют пристального внимания и тщательной работы с ними. Дети с мозаичной формой по своему развитию приближены к норме, но все-таки имеют некоторые особенности, которые нужно корректировать.
Следует понимать, что мышление у таких детей немного иное. Оно более инертное, нередко такому малышу сложно сконцентрироваться, ему не хватает усидчивости. Поэтому к процессу их обучения нужно подходить творчески, лучше в игровой форме.
Новую информацию им следует преподносить короткими фразами, повторяя их по несколько раз, так как кратковременная память развита недостаточно. Но главное, делать это интересно и увлекательно. Учитывайте, что такие ученики быстрее других утомляются, поэтому следует делать перерывы в процессе занятий, чередовать умственную деятельность с физической.
Проблемы со слухом и зрением также снижают способность воспринимать информацию, замедляют учебный процесс. Это также следует учитывать, и подстраивать занятия под эти особенности.
Следует обращать внимание на развитие образного и абстрактного мышления: разъяснение утверждений и понятий, предъявление доказательств, расположение предметов в пространстве, их классификация и т.д. Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной
Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания
Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной. Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания.
Важно развивать моторику, ведь она дает возможность детям обслуживать себя в быту. Мышечная слабость снижает способность манипулировать ладонью и пальцами
Их следует разрабатывать. Например, можно использовать упражнение, при котором кисть фиксируется на поверхности стола на ребре ладони. При этом рисование выполняется 3 пальцами, исключая мизинец и безымянный.
Разрабатывать кисти можно с помощью различных приемов:
- сжимать кулаки, имитировать пинцетный захват и в виде щепотки. Поочередно дотрагиваться всеми пальцами руки до большого пальца;
- рисование, в том числе пальчиковое, в разных плоскостях — в строго горизонтальной или вертикальной, под острым или тупым углом;
- лепка из любого материала — пластилин, глина, тесто;
- играть в ладушки;
- разрыв газеты;
- перелистывание страниц книги;
- использование подручных средств — раскладывать пуговицы по разным категориям, собирать их на нитке, изготавливать украшения. Можно сортировать и пересыпать крупы. Но здесь важна умеренность, чтобы не утомить маленького ученика. Применимы также манипуляции с банками и крышками;
- складывание мозаики и пазл. Но следует подбирать подходящие для возраста ребенка объекты, чтобы он мог самостоятельно их собрать;
- работа с ножницами, выкладывание аппликаций. Создание выкроек;
- обучайте малыша самостоятельно одеваться, совладать со шнурками, молнией, пуговицами. Можно тренировать его с помощью куклы.
Занимаясь с детьми подобным образом, можно не только обучить их физическим навыкам — это обеспечивает непосредственное общение с малышом, стимулирует его психическое и умственное развитие.
Существуют специальные методики, которые дают направление в обучении детей-даунов:
- Метод Зайцева. Автор разработал специальные кубики, таблицы и музыкальное сопровождение, которые призваны обучать навыкам чтения. Это, в свою очередь, влияет на качество письма в дальнейшем и сглаживает интеллектуальные проблемы.
- Методика Монтессори. Его суть – создать обстановку, в которой малыш будет заниматься по собственному желанию. Он сам выбирает себе род занятий из предложенного ассортимента. Как правило, обучение ведется в игровой форме.
- Метод Никитиных — легкость и свобода в обучении, непринужденная обстановка. Упор делается на физическом развитии и закаливании. Все игровые принадлежности должны иметь обучающую основу.
- Методика Глена Домана — начинать обучение с самого раннего возраста. Уже с 1 года жизни развивать речь, преподавать основы счета и чтения.
- Методика Сесиль Лупан — преподносить информацию ребенку так, чтобы заинтересовать его, чтобы он сам стремился к обучению. Для этого постоянно предлагать что-то новое, постепенно стимулируя его и самому расширять свои познания. Главные критерии – любознательность и самостоятельность.
Очень важны коллективные занятия, при которых дети тянутся и ориентируются друг на друга.
Монгольское пятно
Монгольское пятно (сакральное пятно) – участок кожи округлой или неправильной формы с серо-синей пигментацией, появление которого связано с залеганием меланина в соединительно-тканном слое.
Монгольское пятно у детей является одной из форм врожденных пигментных невусов. Его название обусловлено тем, что впервые оно было описано у детей, относящихся к монголоидной расе.
С таким пигментным невусом появляется на свет 90% новорожденных монголоидной расы: китайцев, вьетнамцев, корейцев, индонезийцев, японцев, эскимосов и так далее. Кроме того, он часто обнаруживается у индейцев Северной Америки и представителей негроидной расы. Монгольские пятна среди русских и других европеоидов встречаются у 1% детей.
Причина появления монгольских пятен у новорожденных – залегание клеток, которые вырабатывают пигмент меланин, в глубоком слое коже – дерме.
Кожные покровы человека состоят из трех основных слоев: эпидермиса (верхний слой), дермы (соединительная ткань) и подкожно-жировой клетчатки. Меланин, отвечающий за цвет кожи, синтезируется меланоцитами: на 1 мм2 их располагается около 2000. Цвет покровов определяется не числом, а функциональной активностью клеток.
У европеоидов пигмент вырабатывается в небольших количествах и только под воздействием ультрафиолетовых лучей. У представителей других рас, в том числе негроидной и монголоидной, он продуцируется постоянно, поэтому их кожа обладает характерным оттенком.
В норме меланоциты расположены в эпидермисе. В верхний слой кожи они мигрируют из эктодермы в период внутриутробного развития. В некоторых случаях процесс их перемещения не завершается, и они частично остаются в дерме. В результате синтеза меланина этими клетками образуются синие монгольские пятна.
Предполагается, что нарушение эмбрионального развития происходит по причине наличия у монголоидов особого гена. Возникновение участков с синевато-серой гиперпигментацией у европеоидов указывает на присутствие монголоидных корней в их родословной.
Монгольское пятно у новорожденного чаще всего располагается в пояснично-крестцовой области (на копчике), реже – на ягодицах, бедрах, спине, голенях и других участках. Его часто принимают за гематому.
Основные характеристики:
- цвет – всегда равномерный, серо-голубой, синевато-коричневый, синюшный, зелено-сине-черный;
- форма – четкая, овальная, округлая или неправильная;
- размер – от 1 до 10 см, в некоторых случаях пятно полностью покрывает ягодицу или спину ребенка;
- количество – в большинстве случаев обнаруживается один невус, иногда они бывают множественным.
Свойства монгольских пятен меняются. В первые дни после рождения их цвет становится более насыщенным, затем постепенно тускнеет. Невусы могут мигрировать по телу – незначительно смещаться, например, со спины на крестец.
Очаги с повышенной пигментацией не вызывают дискомфорта: не зудят, не болят, не характеризуются аномальной чувствительностью. Но они являются эстетическим дефектом.
При обнаружении монгольского пятна на копчике или другом участке тела необходимо проконсультироваться с дерматологом. Задача врача – провести дифференциальную диагностику для исключения меланомоопасных образований. Основные из них:
- голубой невус;
- невус Ота;
- гигантский пигментный невус;
- пограничный пигментный невус.
Как правило, диагностика проводится на основании визуального осмотра. В некоторых ситуациях требуется применение инструментальных методов, среди них:
- дерматоскопия – неинвазивный осмотр невуса с помощью дерматоскопа;
- СИАскопия – спектрофотометрическое сканирование синего участка;
- биопсия – забор образца новообразования с последующим гистологическим анализом.
На монгольское пятно указывает обнаружение в нижних слоях дермы дендрических клеток между неизмененными волокнами коллагена и эластина.
Монгольские пятна не требуют лечения. Категорически запрещено удалять их с помощью скальпеля, лазера или жидкого азота. Также не рекомендуется применять химические вещества для осветления очагов с гиперпигментацией.
По мере взросления ребенка монгольские пятна постепенно светлеют и полностью исчезают. Чаще всего это происходит к 4-5 годам, реже – после 7-13 лет. В некоторых случаях бледные участки с пигментацией остаются на всю жизнь. Как правило, это происходит при множественных пигментных невусах.
Риск перерождения монгольского пятна в онкологическое новообразование – 0%. Его относят к группе меланомонеопасных невусов. Дети не нуждаются в диспансерном наблюдении.
Меры по предотвращению появления монгольских невусов не разработаны.