Можно ли купаться в ванной с ребенком

Есть несколько противопоказаний для купания с ребёнком:

  1. Не зажила пупочная ранка. Пока она не заживёт, от водных процедур следует воздержаться.
  2. Если взрослый не здоров (в основной это кожные болезни) или плохо себя чувствует – совместные водные процедуры с ребёнком также противопоказаны.

Но если данные противопоказания отсутствуют – принимать ванну совместно с малышом можно.

Анна:Сельвия:Алёна:Марина:Александра:Helga_ru: Ketvampire:Ketvampire:Хельга Петрова:Татьяна:Melia:Читаем также:

Новорожденному, пока у него не затянулась пупочная ранка, а это первые 2-3 недели, нежелательно купаться вместе с родителями. В этот период ребенка необходимо купать в кипяченой воде либо с добавлением марганцовки.
У мамы или папы не должно быть никаких инфекционных, заразных заболеваний – вирусных, бактериальных, грибковых (герпес, бородавки, стрептодермия, кандидоз и тому подобное). Иначе спустя некоторое время после такого купания вы их обнаружите и у младенца.
Несоблюдение личной гигиены

Это правило очень важно, и не все родители его соблюдают.

Совместное купание — есть ли плюсы?

  • Очень полезная и актуальная информация о том,
  • как купать новорожденного
  • и что требуется для проведения этой процедуры, содержится в статье детского доктора.

Условия купания

  • мама или папа должны помыться, прежде чем залезть в ванну с ребенком;
  • лучше купаться в нижнем белье;
  • соблюдение температурного режима воды 36-37 градусов;
  • не нужно ежедневно купаться с малышом, достаточно одного раза в неделю;
  • если ваш ребенок не испытывает страха перед купанием и комфортно себя чувствует в воде, то совместное купание — это не для вас.

Врач Комаровский Е.О., педиатр с 30-летним стажем

Совместное купание и противопоказания у грудничков

  1. Незаживший пупочный остаток.
  2. Гнойничковые проявления на коже по типу стрептодермий. Вы можете усугубить состояние малыша.
  3. Возраст старше 12 месяцев. Практиковать совместное купание лучше до года.
  4. Нежелание ребенка. От идеи принятия общей ванны следует отказаться, если малышу нужен простор и ему не нравится совместное пребывание с вами в воде.

Гидротерапия

Гидротерапия – это наиболее эффективный метод закаливания.  Применяют следующие методы гидротерапии:  обтирание, обливание, купание, ножные ванны.

  • Влажные обтирания можно проводить детям, начиная с 2-4 месячного возраста. Ребенка приучают постепенно – сначала проводят сухие растирания мягкой рукавицей. Начинают с кистей и стоп, а затем переходят к растиранию рук и ног и всего туловища. Затем обтирания проводят махровой рукавицей, смоченной в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела обтирают отдельно, а потом вытирают досуха. Длительность всей процедуры 1-2 минуты. У детей до года рекомендовано начинать обтирания с 35º С, у детей более старшего возраста – с 33º-30º С
  • Обливания водой – более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием, его обычно начинают через два месяца после окончания курса обтирания. Начальная температура составляет 32º-36º С. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову, а затем остальные части тела. Эффективны обливания водой контрастной температуры (разница 5º-7º С), с постепенным снижением температуры до 12º-14º С.  После обливания необходимо провести растирание и массаж. Общая длительность процедуры – 60-90 секунд.

Очень полезными процедурами для детей являются обливания стоп. Их проводят ежедневно, в течение года. Воду льют на нижнюю треть голеней и стопы.  При этом  температуры воды в начале курса  28º-25º С, а в конце  курса  15º-14º С. Температура воды понижается каждые 10 дней  на 1º-2º С. Длительность процедуры – 30 секунд, после обливания необходимо растереть стопы махровым полотенцем.

Ножные ванны – целесообразно проводить, когда ребенок научился ходить.

Для проведения этой процедуры в большой таз наливают воду, чтобы ее уровень доходил до щиколоток, и предлагают ребенку потоптаться в водичке 3-5 минут. Начальная температура воды составляет 35º-36º С и постепенно снижается до 27º-28º С, а время пребывания в воде увеличивается.  Если на дно таза при этом насыпать мелких гладких  камушков, получится «домашний пляж», хождение по которому является прекрасной профилактикой плоскостопия.

Контрастные гидропроцедуры являются переходной ступенью между традиционным и интенсивным закаливанием.

Методика проведения контрастных ножных ванн: в ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода всегда 38º-40º С, а во втором 34º-36º С, и каждые пять дней температуру воды во втором тазу понижают на 1º С и доводят до 18º-10º С. Сначала ребенок погружает ноги на 1-2 мин в горячую воду, а затем на 5-20 секунд погружает ноги в холодную воду. Число попеременных погружений 3-6, заканчивают процедуру горячей ванной.

Контрастный душ Детям в возрасте от 1.5 лет можно проводить контрастный душ: нахождение под горячей водой 40º-50º С в течение 1 минуты, затем в течение 10-20 секунд проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10º-15º С. Чередуют 5-6 раз. Затем ребенка растирают махровым полотенцем.

Также для закаливания детей полезна сауна, русская баня. При отсутствии противопоказаний  с 3-4 лет ребенок 1 раз в неделю может посещать сауну.

К физиотерапевтическим методам, применяемых  при закаливании относятся также:

  • климатотерапия
  • гелиотерапия (вид климатотерапии с помощью солнечных лучей)
  • талассотерапия (лечение морским климатом и морским купанием)
  • псаммотерапия (метод лечения с помощью горячего песка)
  • спелеотерапия (метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных карстовых пещер, гротов, соляных копей)

Будьте здоровы!

Комментарии пользователей

какую чушь пишут… просто где мозги- непонятно. как можно, даже подумать, мыться вместе с ребенком в ванной? просто слов нет и объяснять, значит биться лбом об стену… бесполезно писать- это диагноз в воспитании, огромный пропуск на всю жизнь… думайте, прежде чем это делать!

никогда не говорила, что коморовский — хороший. Но его точка зрения по этому вопросу мне кажется вполне здравой.

нам 2 месяца, и когда мелкая в круге я к ней залажу — так удобнее, чем нагибаться через бортик. главное сначала самой подмыться хорошенько. дочь не против — ей так даже веселее.

К совместному купанию с ребенком я отношусь совершенно спокойно. Это не укрепляет здоровье малыша, но и опасного в этом ничего нет — сопутствующие условия вполне очевидны — отсутствие у купающегося родителя болезней и соблюдение им элементарных гигиенических норм. Касательно населенности микробами — так это не аргумент: микробы везде, а привыкать к родительским совсем не помешает. В, конце концов, залезть в родительскую кровать — так там микробов не меньше. Итог: плюсов ребенку никаких, минусов тоже. Два положительных момента: 1) иногда совместное купание — единственный способ успокоить ребенка, который постоянно в ванне орет; 2) это просто доставляет удовольствие родственникам — ну и на здоровье.

Источник

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением – поддерживающей под грудь руки – ребенок останавливает дыхание – на несколько секунд (4-10).
2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.
Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.
Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.
Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.
Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.
Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Особенности

Водные процедуры полезны абсолютно для всех малышей с самых первых дней жизни. В утробе матери крохи находятся в водной среде, а потому она для них является привычной и родной. В воде карапуз чувствует себя как дома. Купание — не только гигиеническая процедура, направленная на то, чтобы кожные и волосяные покровы ребенка были чистыми. Прием ванн способствует физическому развитию, несет в себе элемент игры, а потому оказывает положительное действие на умственное и эмоциональное развитие малыша.

Современные врачи на купание смотрят более демократично.

У родителей со стажем, как правило, трудностей при первом купании новорожденного дома возникает значительно меньше, чем у новоиспеченных мам и пап, которые всего лишь несколько часов назад получили на руки первенца. Комаровский советует сохранять спартанское спокойствие. Именно оно является гарантией успеха в нелегком деле купания крохи.

Из чего состоит процесс?

Водные процедуры

  1. Разденьте малыша.
  2. Поместите малютку спинкой на предплечье правой руки.
  3. Опустите малыша в ванну, поддерживая тельце под лопатками и размещая головку на предплечье.
  4. В процессе купания ласково и спокойно общайтесь с крохой.
  5. Свободной рукой поливайте водичку на грудную клетку, промойте шейку.
  6. Не обрызгивайте лицо и не лейте воду, чтобы не напугать кроху.
  7. Аккуратно смочите волосики, слегка массажируя головку.
  8. Бережно промойте все складочки, куда вода не попадает естественным образом.
  9. Через 7-8 минут завершайте купание.
  10. Подведите руку глубже под тельце и выньте малыша из ванны.
  11. Укутайте кроху полотенцем.
  12. Лицо промокните небольшой салфеткой или полотенечком.
  13. Перемещайтесь в комнату для проведения гигиенической обработки.

Гигиеническая обработка ребенка

Что включает гигиеническая обработка ребенка:

  1. Положите малыша на пеленальный стол.
  2. Промокните тело полотенцем. Не совершайте трущих и давящих движений, чтобы тщательнее удалить влагу.
  3. Разверните младенца и подержите его несколько минут раздетым, чтобы кожа подсохла и подышала.
  4. Удалите влагу со всех складочек и сгибов.
  5. Промойте влажными ватными дисками личико.
  6. Глазки протрите смоченными ватными дисками по направлению к носу. Используйте отдельный диск для каждого глаза.
  7. Влагу из носика и ушей удалите ватными турундами: скрутите из кусочка ваты плотный жгутик и вставьте его в ушной или носовой проход (неглубоко). Вата впитает влагу.
  8. Если есть необходимость, остригите ногти на руках и ногах.
  9. Изучите состояние кожных покровов. Если кожа ровная, неповреждённая и не воспалённая, ничего дополнительно не наносите. Если обнаружили подсушенные или шелушащиеся участки, обработайте местно детским кремом или маслом. Если складки краснеют и удерживают влагу, слегка обработайте подсушенные поверхности присыпкой.
  10. Наденьте на малыша подгузник.
  11. Оденьте кроху ко сну.
  12. Приступайте к кормлению.

Предлагаем посмотреть видео о том, какие гигиенические процедуры необходимо осуществить после купания:

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.
На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.
а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)
Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.
Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Фото 13

Фото 14

Другое дело – плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих – дельфинов, китов, – передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа “торпеда”.

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.
При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно “показывают” такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн “Малютка” для систематических занятий плавание на “большой воде”.
Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн “Малютка” с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.
Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го – начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы – средствами слова

Употребление слов “греби”, “толкайся”, “ныряем” так же важно и нужно, как, например, слов “мама”, папа”, “бабушка”. Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать

Поторопились родиться

— Кстати, давайте коснемся и этого аспекта. Если раньше для медиков серьезной проблемой был вес новорожденного в 1,5 килограмма, то при нынешних технологиях вы без труда выхаживаете малышей весом менее 1 килограмма. Учитывая вашу 40-летнюю практику педиатра, что скажете о наблюдениях за такими детьми?

— Кому сегодня придет в голову искать изъяны во внешности и здоровье олимпийской чемпионки по фигурному катанию Аделины Сотниковой? А ведь она родилась недоношенной, как и миллионы других малышей. Правильным уходом родителей, грамотным сопровождением медиков и здоровым образом жизни самого человека можно добиться многого. А низкий вес как недоношенного, так и доношенного ребенка – не приговор. Это же можно сказать и о многих других диагнозах, поставленных при рождении. Сегодня совершенно иные возможности в медицине. При нынешнем диагностическом оборудовании уже на момент беременности врач определяет возможные риски. И на роды такая мама направляется в Белгородский областной перинатальный центр. Но и к нам в стационар из отделения новорожденных ЦРБ на выхаживание нередко поступают малыши с очень низким весом, которым требуется наблюдение и помощь специалистов.

Бич времени

– Сейчас стало много детей с лишним весом. Сказывается качество продуктов, в которых содержится ГМО, усилители вкуса и т.д.?  Или причина в чём-то другом?
– Безусловно, всё это влияет. Но основная причина – излишнее употребление углеводов и неправильное построение рациона. Мы стали меньше употреблять натуральных продуктов и больше рафинированных. То есть люди стали меньше есть натуральных овощей и круп и чаще кушают продукты быстрого приготовления – высыпал из пакетика, залили кипятком – и готово! Это всё более калорийно и сладко. Когда ешь много солёного, потом хочется запить. А чем мы запиваем? Правильно, опять чем-то сладким! Также сейчас в производстве продуктов используется много рафинированных жиров –  настоящее растительное масло заменяют спредами, маргарином и т.д. 

– Ну, или, например, пальмовым маслом, о котором сейчас ходит столько разговоров… 

Статья по теме

Врач об ОРВИ: «Раньше болела пять раз в год – сейчас ни разу»

– Нередко современные школьники страдают гипертонией, сахарный диабет молодеет, появляются случаи онкологии у новорождённых… С чем все это связано? 

– Случаи онкологических заболеваний у детей раннего возраста всегда встречались. Но, возможно, что сейчас опухолевых заболеваний стало больше по причине экологического фактора, который способствует опухолевой прогрессии. А вот гипертония тесно связана с употреблением соли, сахара, с избыточной массой тела. С этими же факторами связано и появление сахарного диабета второго типа у детей, который всегда считался взрослой патологией и ставился, как правило, бабушкам и дедушкам с излишней массой тела. 

– Вы можете отказаться лечить ребёнка? 

– Возможно да, если это не в моей компетенции, когда пациент с такой патологией, которую я не могу лечить. В таком случае я отправлю его к другому доктору. 

Когда можно провести первое купание малыша в емкости для взрослых?

Существует два принципиально разных мнения о том, когда допустимо полностью погружать новорождённого в воду. Сторонники раннего купания полагают, что ребёнка стоит начинать купать сразу после выписки из роддома, не дожидаясь заживления пупочной ранки. При этом необходимо использовать кипячёную воду, обеззараженную перманганатом калия (марганцовкой).

Поклонники альтернативной позиции (к числу которых относится Е. О. Комаровский) считают, что первое купание проводится после того, как пупок полностью заживёт. Это позволяет предотвратить инфицирование и регулярное промокание ранки.

К тому же, как заявляет педиатр, марганцовка не способна обеспечить асептическое состояние воды в той концентрации, которую можно использовать при купании младенца. Если добавить в воду несколько кристалликов, чтобы получился розовый раствор, толку от этого никакого. А вот более существенная «крепость» раствора марганца вызовет химические ожоги.

Доктор Комаровский настаивает, что купать первый раз новорожденного возможно сразу в большой ванне.

Комфорт ребенка во время купания

Чтобы младенец ощущал комфорт во время мытья, важно обеспечить благоприятную обстановку. В первую очередь родители должны быть настроены положительно

От их морального состояния во многом зависит реакция ребенка на купание. Также с ребенком необходимо разговаривать во время погружения в воду и на всех последующих этапах водных процедур. Это определяет ощущение того, что родители рядом, и малыш находится в безопасности. Кроме того, разговоры укрепляют связь с ребенком, способствуют его нормальному психическому и умственному развитию.

Если ребенок категорически отказывается мыться в ванне, можно попробовать совместное купание. Для полного контроля над ситуацией и максимальной безопасности при совместном купании маме нужен помощник. 

Маленьким детям нет необходимости покупать игрушки для купания: принятие ванны для них и так достаточно веселый и познавательный процесс. 

Можно ли купаться в одной ванне вместе с новорожденным? Мнение врачей и мамочек

Есть несколько противопоказаний для купания с ребёнком:

  1. Не зажила пупочная ранка. Пока она не заживёт, от водных процедур следует воздержаться.
  2. Если взрослый не здоров (в основной это кожные болезни) или плохо себя чувствует – совместные водные процедуры с ребёнком также противопоказаны.

Но если данные противопоказания отсутствуют – принимать ванну совместно с малышом можно. Только перед началом водных процедур обязательно помойтесь сами.

Почему купаться в ванне с новорождённым, по мнению врачей, всё же можно? Ну вы сами подумайте, в вашей постели, где иногда, вероятно, спит ваш малыш, бактерий не меньше. А ещё ведь можно вспомнить о городских бассейнах или водоёмах, где дети купаются вместе с другими людьми.

Особенности

Водные процедуры полезны абсолютно для всех малышей с самых первых дней жизни.

В утробе матери крохи находятся в водной среде, а потому она для них является привычной и родной. В воде карапуз чувствует себя как дома. Купание — не только гигиеническая процедура, направленная на то, чтобы кожные и волосяные покровы ребенка были чистыми. Прием ванн способствует физическому развитию, несет в себе элемент игры, а потому оказывает положительное действие на умственное и эмоциональное развитие малыша.

Современные врачи на купание смотрят более демократично.

У родителей со стажем, как правило, трудностей при первом купании новорожденного дома возникает значительно меньше, чем у новоиспеченных мам и пап, которые всего лишь несколько часов назад получили на руки первенца. Комаровский советует сохранять спартанское спокойствие. Именно оно является гарантией успеха в нелегком деле купания крохи.

Делайте прививки вовремя

Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.

Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет. Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови. В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом — воздушные ванны и обтирание ребенка сухим полотенцем, рукавицей. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до легкой красноты кожи

Влажные обтирания (с 1-месячного возраста) проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конечности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее — грудь, живот, в последнюю очередь — спину. Каждую часть тела необходимо вытереть насухо до легкого покраснения. При этом сочетают действия водной процедуры с массажем. Длительность одной процедуры — 1-2 минНачальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет — 32 °С, 5-6 лет — 30 «С, 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 «С и 24 °С соответственно — для детей 5—6 лет, до 18 °С и 22 °С для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.После перерыва водных процедур их возобновляют, так как и начинали: вначале сухие обтирания, затем влажные. Температура воды при ‘влажных обтираниях после возобновления процедуры соответствует начальной, затем снижают ее более быстро.Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно начать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время проведения — лето. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее со скоростью 1 °С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 «С. Для детей 3 лет — 18 «С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание ног лучше проводить в ванне, ребенка усаживают на подставку. По окончании процедуры ноги ребенка насухо вытирают.Контрастные ножные ванны еще более увеличивают сопротивляемость организма к сниженной температуре среды. Методика проведения заключается в следующем: наливают воду с температурой 37-38 «С, в другую — на 3-4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. В течение 7 дней воду не меняют. Далее понижают температуру воды во второй емкости на 1 °С в неделю и доводят ее до 10 °С. Ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в емкость с горячей водой, а затем на 10—15 с — с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в емкость с холодной водой.Количество попеременных погружений в первые процедуры составляет 3-4. Продолжительность погружения конечностей в холодную воду возрастает постепенно, до 15-20 с. Увеличивают и число попеременных погружений до 6. По окончании процедуры ноги вытирают до появления легкой гиперемии. После того как ребенок адаптируется к процедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20-30 см).

Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее — грудь и живот, затем — правое и левое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года — 36 «С. Каждую неделю снижают температуру на 1 °С и доводят до 28 °С. Детям от 1 до 3 лет температуру воды с 34 °С до 28 °С зимой и 25-24 °С летом. Для дошкольников начинают с 33 °С и доводят до 24-22 «С. В холодное время температура воды должна быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний от 30 с до 1,5 мин Температура помещения должна быть не ниже 20 °С, а в теплое время вне помещения — 18 °С.

Что делать, если ребенок не любит мыться и кричит?

Такие ситуации встречаются, говорит Комаровский. Но дело тут вовсе не в ребенке и даже не в том, что он чего-то боится. Скорее всего, по мнению известного педиатра, следует подкорректировать условия купания. Может быть, температура воды не устраивает кроху — она слишком высокая или слишком низкая для него. Поэкспериментировав несколько дней, родители смогут понять, какая вода для чада наиболее комфортна. Купание следует начинать именно с нее – и только потом регулировать температуру в пользу остывания (добавляя тонкой струей холодную воду) или нагревания (добавляя аналогичным образом горячую).

Например, мама старается купать кроху только на ночь, а именно в это время ребенок хочет спать, а не купаться. Поэтому Комаровский дает несколько советов, которые помогут родителям, детки которых скандалят в воде:

Измените время суток.

Измените порядок еды и купания. Если малыш кричит при купании через полчаса после еды, то попробуйте купать его за полчаса до еды (или наоборот).

Практикуйте совместное купание с ребенком.