Отчего грудной малыш привыкает быть “ручным”?

Маленькие ребята в возрасте до года еще не умеют выражать свои просьбы иначе, как рыданием. Если в объятьях у мамы ребенок успокаивается, значит сигнал поддержки был правильно понят, и малыш действительно хотел “на ручки”. О чем же может сигналить требование грудного младенца укачать его на руках? Разберем некоторые основные вина:

Голод. 
Если малыш проголодался, то он всеми силами будет разыскивать маму, чтобы она взяла его на руки и покормила. При кормлении смесью такие “заявки” будут проявляться каждые три – четыре часа, при грудном вскармливании интервал между кормлениями (особенно в первые месяцы) может составлять итого минут.

Дискомфорт. 
Малыш просится на ручки, но и на руках затихает на минуту, а затем опять пускается в плач – значит, пора проверить подгузник. Маленькие неприятности могут доставлять крохе несимпатичные ощущения. Кому же понравится быть мокрым?

Температурный режим. 
Горячо, холодно – у новорождённых малышей температурный режим держится нестабильно, потому маме нужно внимательно следить за ним. Если младенец на руках стихает, а в кроватке лежит от силы десять минут, возможно, ему там холодно, или навыворот, слишком жарко.

Приступы колик. 
Колики проходят на руках у родителей – факт, доказанный всеми малютками. А еще от болей в животике помогает контакт “кожа к коже”, когда мама кладет ребенка к себе на брюхо.

Беспокойство. 
Даже новорождённый кроха может ощущать одиночество, беспокойство и неосознанный ужас. Чувствительные с рождения малыши очень плохо переносят отсутствие материнского тепла рядышком. Если ваш шестимесячный ребенок на руках спокоен и счастлив, а вне их заливается тревожным рыданием, возможно, у вас именно такой “мамин” малыш.

Любопытство. 
Когда малыш еще не умеет ходить, и даже сидеть, а ему уже исполнилось 5-6 месяцев, то жажда побыть на руках обусловлено интересом к окружающему миру. Лежать одному в кроватке так невесело, а вокруг столько интересного! Здесь у мамы выбор небольшой: отпустить руки можно эргономичным рюкзаком, а когда малыш чуть подрастет – усаживать понемногу в ходунки.

Сон. 
Одна из причин, по которой грудной ребенок просится на длани – невозможность заснуть без укачивания. Если мама с роддома привыкла болтать малыша на ночь, то внезапное отлучение может расстроить и вызвать протест даже у 9-месячного крохи. Отвадить ребенка от укачивания сложнее, чем просто от ношения на руках, но возможно, – в этом случае надо заменить процесс ночного укачивания на иную нежную традицию перед сном.

Каждой молодой маме будет познавательным и увлекательным данное видео: отучаем грудничка от рук при укладывании спать:

На заметку! Будучи на руках, ребенок ощущает чувство комфорта, спокойствия и безопасности. В грудничковом этапе это бессознательные ощущения, но с момента новорожденности именно у мамы на руках проходят колики, необъяснимые ужасы, растворяется любой дискомфорт.

Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?

Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.

Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!

Ссылки на источники:
  1. Finemotorcontrol. MedlinePlus Medical Encyclopedia. Ссылка: https://medlineplus.gov/ency/article/002364.htm

  2. The Growing Child: Newborn. Johns Hopkins Medicine. Ссылка: https://www.hopkinsmedicine.org/health/wellness-and-prevention/the-growing-child-newborn

  3. Fine Motor Skills Development for Babies 7 — 12 Months. Day2DayParenting. Ссылка: https://day2dayparenting.com/fine-motor-skills-development-babies-7-12-months/

  4. Amanda Morin. Understanding a Child’s Dominant Hand. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/hand-dominance-what-is-a-dominant-hand-620856

  5. Filippos Vlachos, Artemis Papadimitriou &FotiniBonoti.An investigation of age and gender differences in preschool children’s specific motor skills. European Psychomotricity Journal, 2014; 6; 1, 12-21. Ссылка: https://www.researchgate.net/profile/Filippos_Vlachos/publication/260115220_An_investigation_of_age_and_gender_differences_in_preschool_children’s_specific_motor_skills/links/555465cb08aeaaff3bf1bcea/An-investigation-of-age-and-gender-differences-in-preschool-childrens-specific-motor-skills.pdf

  6. Harriet G. Williams, Karin A. Pfeiffer, Jennifer R. O’Neill, Marsha Dowda, Kerry L. McIver, William H. Brown, and Russell R. Pate. Motor Skill Performance and Physical Activity in Preschool Children. Obesity (2008) 16, 1421–1426. Ссылка: https://www.sc.edu/study/colleges_schools/public_health/research/research_centers/usc_cparg/documents/pdf/champs/motor_skill_performance.pdf

  7. О.С. Жукова, В.П. Балобанова. Школа раннего развития. Мать и дитя. Стр. 226. Издательский дом «Нева», Санкт-Петербург — Москва, 2006. Ссылка: https://books.google.com/books?id=zH0mU-mjo88C&pg=PT226

  8. Størvold GV, Aarethun K, Bratberg GH. Age for onset of walking and prewalking strategies. Early Hum Dev. 2013 Sep;89(9):655-9. Ссылка: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23701748

А стоит ли отучать от рук?

Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней существования. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно условиться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно исподволь, но регулярно и без давления – тогда результат не заставит себя ждать.

Пока малыш еще помещается в ваших дланях, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Ребята растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься “на ручки”, а процесс отучения будет вспоминаться вами с печалью и теплотой.

Почему младенцы такие «ручные»?

Появление на свет является сильнейшим стрессом для новорожденного – за короткое время малыш, привыкший к комфорту и теплу материнской утробы, изгоняется из тела мамы и оказывается в совершенно новых условиях. Свет, громкие звуки, незнакомые запахи, люди и, самое главное, физическая оторванность от матери – факторы, пугающие кроху, являющиеся настоящим потрясением. Пренатальные психологи пришли к выводу, что в процессе рождения крошечный человечек проходит своеобразный опыт смерти.

Таким образом, первейшая причина желания грудничка постоянно находиться в материнских объятиях – стресс, полученный при рождении. Чтобы бережно принять ребенка в новый для него мир, его лучше вообще не отнимать от матери. Новорожденный ребенок спит, ест, бодрствует на руках женщины, которая его родила, — такое поведение является абсолютной нормой.

Другие поводы забраться к маме на ручки:

  • Желание приложиться к груди. Дети на грудном вскармливании по требованию могут просить грудь каждые 15-20 минут, часто это вызвано не столько голодом, сколько потребностью в тесном контакте.
  • Желание писать или какать, при котором некоторые малыши чувствуют дискомфорт.
  • Холод или перегрев. Терморегуляция новорожденных несовершенна, поэтому родителям следует следить за тем, чтобы дома поддерживалась комфортная температура (идеально 18-20 С).
  • Колики или головная боль. В течение первых трех месяцев происходит заселение желудочно-кишечного тракта младенцев полезными бактериями – происходящие в ЖКТ процессы могут их тревожить. Существует также мнение, что колики новорожденных на самом деле являются головной болью. В любом случае, суть в неприятных физических ощущениях, которые снимаются прикосновением и теплом маминого тела.
  • Болезнь, прорезывание зубов, насморк или кашель, затрудняющие дыхание.
  • Чувство страха, одиночества – лежа в своей кроватке, кроха остается один в огромном мире, маму он не видит, и малыш чувствует тревогу.
  • Желание спать. Маленькие дети не умеют засыпать самостоятельно, такова особенность их несовершенной психики.

К сожалению, родовспоможение в России довольно агрессивно, и такие ситуации нередки. Если роды прошли с осложнениями, необходимо прежде всего поддержать маму, обеспечить ей возможность восстановиться, прийти в себя, возможно организовать для нее психологическую консультацию. Ребенок становится более спокойным вслед за матерью.

Суть проблемы

У некоторых людей открытый рот является проявлением привычки: мышцы челюсти автоматически расслабляются, когда человек сконцентрирован на чем-то ином. Для других это означает неправильное дыхание, когда поток воздуха проходит не через нос, а через рот.

Здоровый человек при правильном дыхании всегда держит рот закрытым, осуществляя вдох и выдох через нос.

Лечение привычки к открытому рту у взрослых представляет некоторую сложность: многие не замечают этой особенности, в то время как другие испытывают социальный дискомфорт и неуверенность из-за часто открытого рта. Взрослым не просто понять причины, почему им не удается постоянно держать челюсти сжатыми.

Как отучить ребенка сосать пальцы

Дети до 2 лет

Профилактикой вредной привычки стоит заняться еще в первый год жизни малыша. Для детей на грудном вскармливании будут полезны следующие советы:

  • Минимальное время кормления – полчаса. Прикладывая ребенка к груди на 30 минут, вы полностью удовлетворите его базовые инстинкты, в том числе сосательный рефлекс.
  • Не бойтесь перекормить малыша. На самом деле ребенок возьмет не больше, чем требуется организму. Процесс кормления условно можно разделить на два этапа. В первом (7-10 минут) малыш питается «передним» молоком, а в оставшееся время по капле высасывает «заднее» молоко.
  • Если малыш отвлекается, не отлучайте его от груди. Немного подождите, если ребенку еще необходима грудь, он сам продолжить сосать.
  • Полное отлучение от груди проводите постепенно. Начните с дневных кормлений, затем переходите к ночным. Это поможет упростить задачу и сделать процесс отлучения от груди минимально стрессовым.

Для детей на искусственном вскармливании подойдут такие советы:

  • Уменьшайте промежутки между кормлениями.
  • Во время сосания малыш должен прикладывать определенные усилия. Купите жесткую соску с маленьким отверстием. Это позволит увеличить время кормления, что благотворно влияет на сосательный рефлекс.
  • Приобретите ортодонтическую пустышку. За счет правильного строения, она способствует нормальному положению языка.

Дети от 2 до 4 лет

Стресс является основной причиной сосания пальцев в возрасте 2-4 лет

Чтобы разобраться с данной проблемой, важно понять причины, повлекшие за собой привычку сосать палец. Однако в большинстве случаев, сосание пальца в этом возрасте еще считается нормой, хотя многие дети уже забывают эту привычку

Среди самых распространённых стрессовых причин выделяют:

  • Дефицит родительского внимания.
  • Смена обстановки и переезд.
  • Попадание в новый коллектив.
  • Фобии.
  • Чрезмерно строгое воспитание.

Для устранения причины подойдут следующие рекомендации:

Проводите больше времени с ребенком, участвуйте в его играх, проявляйте внимание и заботу. Играйте в пальчиковые игры

Они помогают развивать моторику и задействуют пальцы.
Не стоит перегружать маленьких детей информацией. Отложите раннее обучение до лучших времен. Откажитесь от вечерних занятий, лучше займитесь чем-то успокаивающим, например, заведите ритуал приема ванны.
Узнайте, есть ли у малыша какие-либо фобии. Возможно, сося палец, ребенок пытается успокоиться.
Старайтесь не применять телесные наказания. Дети в два-четыре года уже способны понимать взрослых и идти с ними на контакт. Лучше расскажите малышам, что сосать пальцы – это некрасиво и негигиенично.

Дети от 5 лет и старше

В таком возрасте привычка сосать палец указывает на невроз навязчивых состояний, возникающих из-за стрессов и перегрузок

Обратите внимание, если ребенок постоянно наматывает волосы на пальцы и выдергивает волосы, грызет ручку, карандаш или ногти, а также расчесывает кожу

Кроме того, в этом возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. Сосание пальца может повлиять на формирование постоянного прикуса.

Обратитесь за помощью к специалисту. Врач поможет скорректировать эту привычку и свести ее на «нет»

Выполняйте следующие общие рекомендации:
Не заостряйте внимание ребенка на том, что он сосет палец. Ваша задача – помочь малышу, а не ругать его и стыдить

Это только отдалит вас.
Предупреждать эмоциональную и физическую перегрузку. Найдите методы релаксации, подходящие вашему малышу.
Обеспечивайте уютную и комфортную домашнюю обстановку.
Наблюдайте за любыми изменениями в поведении ребенка.
Помогите ребенку отучиться грызть ногти и другие предметы, рассказав о понятиях гигиены и микробов.

Как развивать ребенка в 6 месяцев играя?

Существует огромное количество самых разных игр для малышей и их родителей. В процессе можно использовать не только готовые игрушки из магазина, но и подручные материалы. Главное, чтобы кроха не оставался без присмотра!

Лучшие развивающие игры для детей 6 месяцев:

перекладывание предметов. Необходимо дать ребенку небольшой мячик и научить перемещать его из одной ручки в другую. Удобнее всего играть, когда кроха сидит на руках у мамы или на стульчике;
поиск пропавшей картинки. Понадобится небольшая коробка или крупный кубик. На одну из сторон или граней нужно наклеить яркую картинку, дальше показать ее малышу и быстро перевернуть изображение. Затем взрослый должен «искать» пропажу с помощью малыша. Когда кроха найдет картинку, его нужно обязательно похвалить;
игра с мячом — прекрасный способ провести время весело и с пользой. Сначала взрослый должен катать мячик крохой — через некоторое время юный член семьи также начнет толкать и пытаться ловить игрушку;
полезно катать малыша на себе, чтобы стимулировать такой навык, как умение держать равновесие. Папа может усаживать кроху на шею, а мама — на ногу (сидя на диване, например);
если ребенок уже умеет ползать, можно устроить ему полосу препятствий, разложив на полу несколько подушек в разноцветных наволочках

Чтобы привлечь внимание и стимулировать малыша, маме стоит сесть с другой стороны от «старта»;
«решение проблем». У сидящего крохи в каждой руке должно быть по игрушке, затем нужно дать третью

Малышу придется отложить что-то, чтобы взять новое, а это — прекрасная тренировка логического мышления и сообразительности;
лоскутки ткани. Следует взять кусочки материала с разными текстурами и давать их крохе в ручки поочередно, чтобы он мог их трогать, рассматривать, оценивать и т.д. Это поможет в развитии тактильных ощущений и мелкой моторики;
складывание и доставание предметов. Понадобятся коробка или стаканчик, а также разноцветные шарики. Задача: складывать их в емкость, а затем доставать обратно. Для малыша это непростая, но очень полезная для развития задача;
«в какой руке?» Взрослый должен прятать то в одной, то в другой ладони какую-нибудь небольшую игрушку. Ребенок в полгода еще не понимает, что предметы могут «исчезать», поскольку он доверяет только тому, что видит, поэтому такое занятие будет непросто познавательным и увлекательным, но и весьма удивительным для крохи;
прятки. Понадобится любимая игрушка и небольшое одеяло или пеленка. Сначала нужно прятать предмет на глазах ребенка, чуть позже — когда он отвернется, но обязательно, чтобы часть выглядывала. Дальше задачу можно усложнять, закрывая игрушку полностью. Когда малыш ее найдет, его обязательно нужно хвалить;
игры с жестяной банкой (обязательно с безопасными краями). Если бросать что-то в нее, будет раздаваться интересный звук — ребенку обязательно понравится;
бочонок (или другой похожий предмет). В него помещается яркий платок или лоскут, краешек должен быть виден. Затем нужно показать малышу, как вытянуть спрятанное. Дети обожают подобные занятия.

Регулярные игры с малышом способствуют его интеллектуальному и физическому развитию

Вариация игры в прятки поможет маме преодолеть один из основных страхов, а именно — разлуку. Для этого можно прятаться на несколько секунд, а затем показываться (для начала стоит делать так, чтобы часть лица или другая часть тела была видна).

Почему ребенок просится на руки?

Чтобы понять алгоритм действий, необходимо выяснить причину, по которой малыш сильно привязался к рукам, и почему вообще дети просятся на руки.

Эмоциональное общение.

Чтобы нормально развиваться, ребенку необходим контакт с другими людьми. В психологии есть такое понятие – эмоционально значимое лицо. Это человек, к которому у малыша возникает наибольшая привязанность. Чаще всего это мама.

Мамины прикосновения, ласка, объятия, голос вызывают положительные эмоции у ребенка, дают ему ощущение спокойствия, безопасности и счастья. Поэтому малыш так стремится их получить, просясь на руки к маме.

Качание новорожденного – один из важнейших этапов в его психоэмоциональном развитии. Именно сейчас формируется его доверие к миру и к первому социуму, с которым он столкнулся. Некоторые родители избегают укачивания, так как считают, что ребенок привяжется к рукам и потом будет манипулировать своими близкими. Но если вы не готовы ограничивать собственное время ради здоровья и счастья своего ребенка, то зачем тогда вообще становиться родителями?

Наблюдение.

Малыш растет, и ему интересно наблюдать за всем, что происходит вокруг. Трехмесячный ребенок стремится чаще находиться на руках, так как с такой позиции больше видно, да еще и мама или папа рядом.

Без вашей помощи малыш еще не может передвигаться в пространстве, поэтому вы превращаетесь в его личный транспорт. Это естественно, ведь сейчас активно развиваются его высшие психологические функции – мышление, восприятие, память.

Грудное вскармливание.

Так как к груди малыша обычно прикладывают чаще, чем к бутылочке (когда ребенок на смеси), грудные дети более привязаны к рукам. Это не значит, что нужно отрывать малыша от груди и переводить на искусственное вскармливание. Наоборот, грудное молоко полезно, а нахождение в маминых объятиях положительно влияет на психику ребенка.

Плохое самочувствие.

Когда у малыша что-то болит или он хочет кушать, даже когда у него плохое настроение – он тоже просится на руки. Ведь он еще слишком мал, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, поэтому требует определенных действий от вас. Бывает, что от годовалого ребенка требуют принятия взрослых решений и суждений: «Ты не видишь, что мама устала?!», «Хватит реветь, папе нужно работать!» – но на понимание этого он еще просто не способен.

Некоторые родители считают, что если ребенок просто капризничает, то лучший выход – не обращать внимание. Но при этом они отказываются применять подобный метод на себе, и когда им плохо и нужна чья-то любовь, обижаются, если им этого не дают

Так почему же ребенок должен получать меньше?

Когда не стоит отучать

Исключения составляют дети, имеющие неврологические нарушения развития. Эти проблемы могут касаться детей в основном старше 8-9 месяцев, чаще после года, когда ребенок уже может реагировать на определенные события остановкой развития. Получив психологическую травму, такой малыш может прекратить свою физическую активность, после года не проявлять интереса к прямохождению. Ярким показателем психологической травмы становится остановка развития речи, когда грудничок вдруг перестает произносить звуки, не пополняется его словарный запас, он перестает понимать взрослую речь.

Одними из пунктов, обязательных для реабилитации таких деток, являются близость с мамой и длительный телесный контакт. Сразу после того, как психическое здоровье ребенка будет восстановлено, его обязательно нужно будет учить самостоятельному времяпрепровождению.

Для чего нужно отучать ребенка от рук

Самая первая причина, по которой нужно отучать грудничка от рук, – естественные бытовые и физиологические потребности матери, которые она не в состоянии удовлетворять с ребенком на руках. Не может женщина получать удовольствие от материнства и желать завести еще одного ребенка, если из-за первого она сорвала себе спину, забыла про сон и личное время.

Ребенку постоянная телесная привязанность с матерью может быть полезна до месяца, когда он только учится осознавать себя в новой среде. После месячного возраста малышу полезнее заниматься изучением своих возможностей и развитием новых способностей, чем висеть у мамы на руках

Когда грудничок не может провести ни минуты без маминого присутствия, у него тормозится развитие важного психологического уровня, который отвечает за осознание себя как отдельной личностной единицы

Привязанность к матери мешает учиться смотреть на мир и формировать свою точку зрения. Такие дети сложнее адаптируются в обществе. У дошкольника первая трудность появляется с поступлением в детский сад, когда он остается на целый день без мамы. Весь мир такому ребенку кажется враждебным, что значительно занижают самооценку и формирует ряд комплексов личности.

Психологи утверждают, что избалованность детей начинается с того, что грудничок манипулирует мамой, когда начинает громко кричать сразу после того, как его отправляют самостоятельно полежать в кроватке. Родители, не сумевшие решить такую проблему, рано или поздно столкнутся с детской агрессией. При каждом удобном случае такие дети закатывают истерики для того, чтобы изменить решение родителей. Подобные ситуации можно наблюдать в торговых центрах, где уже никого не удивляют дети, падающие на пол и бьющиеся головой о стену.

Истерика в магазине

Важно! Начинать строить отношения с ребенком надо с первого дня его жизни, четко давая понять, что главные в доме – родители, а не младенец

Как отучить ребенка спать на руках?

Нервная мамочка всю ночь ходит с грудничком на руках, потому что он не засыпает в кровати. Знакомая картина?

Между тем специалисты уверены, что уже в 5-6-месячном возрасте дети способны проспать от заката до рассвета, не беспокоя взрослых.

Доктор Комаровский убежден, что если малыш может заснуть исключительно с помощью укачивания, это связано с неправильно организованным распорядком дня. В сложившейся ситуации родителям порой достаточно наладить режим, и затруднение исчезнет само собой.

  1. Попробуйте отказаться на непродолжительный срок от дневного сна или значительно его сократить. Конечно, придется найти малышу какое-нибудь интересное занятие на это время и одновременно следить, чтобы он не перевозбудился. Зато вам не придется укачивать его весь вечер.
  2. Подумайте, чем можно заменить укачивание. Возможно, на выручку придут колыбельные и сказки для самых маленьких. Пусть кроха еще не догадывается, о чем вы говорите или поете, но ваш голос подействует на него успокаивающе. Побудьте рядом, пока он не заснет.
  3. Младенцу при изменении режима необходима хорошая компания. С любимым плюшевым медвежонком он обязательно почувствует себя не таким одиноким.
  4. Ни при каких обстоятельствах не давайте успокоительные лекарства, особенно без предварительной консультации педиатра. Никто не скажет, как отреагирует маленький ребенок на, казалось бы, безобидную валерьянку.

Как отучить детей от рук и стоит ли этим заниматься? Подходящую тактику сможет найти только мамочка, причем выбрать правильную схему не всегда получается с первой попытки.

В этом случае как никогда необходимо самообладание, любовь и снисхождение к детским капризам. Однако не забудьте, совсем скоро малыш вырастет, и вы с огромной теплотой и большим сожалением будете вспоминать то время, когда он просился на ручки.