Почему ребенок начинает биться головой об пол в истерике после 3-х лет

1

С целью привлечь вниманиеВ 6 лет ребенок может катается по полу и рыдать взахлеб с целью получить то, что в дефиците: внимание, понимание, поддержку, любовь. В этом возрасте ребенок понимает, что только так он может привлечь внимание родителей и получить хоть что-то от любимых людей

Но чаще всего это «что-то» выражается не в любви и поддержке, а в раздражении, злости, агрессии и подавлении. Однако для дошкольника даже такая реакция лучше, чем ничего. 

2. Неосознанно наказывает себяТакие истерики направлены на себя. Ребенок может биться головой об стену и пол, потому что считает себя виноватым. И речь не о сломанной игрушке. Малыш может думать, что родители уделяют ему мало внимания и не разрешают что-либо, потому что он плохой. Отсюда — агрессия на себя и желание сделать больно. Вот лишь несколько вариантов мыслей, которые могут его одолевать: 

  • Я делаю себе больно, потому что я решил что мне нужно себя наказать«.
  • Раз мои родители так ведут себя по отношению ко мне, значит, я плохой. Я виноват в том, что не могу получить любовь и принятие. 
  • Я сделал себе больно, значит, я понес наказание, и теперь мне дадут то, что полагается хорошим детям.

3. Истерика-манипуляцияРебенок после 3-х лет может продолжать истерить подобным образом, потому что такое поведение безотказно действует на родителей. Например, мама или папа пугаются при виде, как их ребенок бьется в истерике об пол, и сразу выдают ему желаемое.

Елена Ковалева, психолог

Появление такой истерики — 100% ошибка родителей, готовых на все лишь бы ребенок так не делал. Если вы уступаете ребенку, то это нужно делать с объяснением. Если нет, о истерика будет повторяется из раза в раз, потому что родитель ведет себя как слабый, неуверенный в себе человек. Он действует из позиции: «Я сделаю все, только успокойся». Придерживаться такого принципа вредно, ведь вы закрепляете одну модель поведения в конфликте.

Когда ребенок видит, что взрослый идет ему на уступки в подобных ситуациях, то их связь и привязанность оказывается под угрозой. Каждая истерика — это неуемное желание дошкольника получить ответы на следующие вопросы: 

  • Правда ли, что ты легко проваливаешься в беспомощность и бессилие?
  • Правда ли, что когда я заявляю свою позицию, ты готов меня побить, лишь бы я прекратил это делать?
  • Правда ли, что я теперь не могу на тебя рассчитывать?
  • Правда ли, что ты дашь меня что угодно, лишь бы я не пугал тебя? 

Если родитель продолжит идти на поводу у ребенка, то такие истерики будут продолжаться и в 5 лет, и далее. Делать все, чтобы только ваше чадо успокоилось — это неверная стратегия поведения. Так вы лишь поощряете использование этой модель поведения.

Реакция родителя на истерику, какой бы страшной она не выглядела, должна быть внешне спокойной, но не безучастной. Придерживайтесь тактики: «Я сопереживаю тебе, но я не боюсь тебя».

Что делать, если ребёнок бьется головой?

Ко всем выше описанным случаям рекомендация должна быть одна – воспринимать поведение ребенка как должное и не кричать, не наказывать его. Но и отмахиваться от ситуации нельзя. Главное, сразу же следует установить причину такого поведения.

В первую очередь следует удостовериться, что у малыша ничего не болит. И только затем рассматривать другие возможности.

Даже если это всего лишь первый житейский эксперимент вашего ребенка, от подобных действий его следует как-нибудь тактично отвлечь (например, немного с ним поиграть, либо занять его внимание чем-нибудь более безопасным). И тем более следует отложить на время все дела в случае, если ребенок подобным способом требует к себе пристального внимания

Не стоит забывать, что в первые годы своей жизни дети учатся душевному общению. Если на данном этапе родители проявят невнимание к ребенку, в старости им придется пожинать плоды своего бесчувствия

И тем более следует отложить на время все дела в случае, если ребенок подобным способом требует к себе пристального внимания. Не стоит забывать, что в первые годы своей жизни дети учатся душевному общению

Если на данном этапе родители проявят невнимание к ребенку, в старости им придется пожинать плоды своего бесчувствия

Если же малыш просто испытывает ваше терпение, то причиной этому также может быть невнимание к нему взрослых. Или ребенок пытается чего-то от вас добиться посредством такой вот истерики

В данной ситуации не стоит обращать на несильные биения головой внимания (просто игнорируйте!). Когда малыш поймет, что результат не достигнут, ему станет неинтересно, и он прекратит свой «шантаж».

Что происходит?

Когда ребенок катается по полу и стучится головой и всем, чем попало о стены или пол, родители невольно думают, что с ним что-то не так. Но доктор Комаровский успокаивает – это проявление обычной детской истерики.

Психические заболевания, которые сопровождаются такими действиями пациента, редки, и о них не стоит думать, если все время малыш ведет вполне вменяемый образ жизни, он адекватен, но эпизодически с ним случаются такие происшествия.

Причин для того, чтобы закатить родителям истерику, у ребенка обычно бывает много. Это и невозможность в силу возраста рассказать словами о том, что хочется или о том, что беспокоит, и неправильный режим дня, в результате которого кроха заметно утомляется к вечеру и просто не может как-то иначе справиться со своими эмоциональными «качелями», и обычная педагогическая запущенность.

Истерика у годовалого ребенка и малыша младше почти всегда связана с некими нарушениями в его самочувствии, поскольку такие дети еще не умеют. Но уже в полтора-два года такое поведение превращается в отличный инструмент достижения желаемого.

Вопрос психологам

Спрашивает: Оксана

Категория вопроса: Дети

15.06.2013

Здравствуйте!! не могу уже сил нет справиться с ребёнкам .С года начал биться головои уже как 2 год не могу не че зделать.Бьеться когда наказывают, когда что то надо.На лбу постаянные синяки.На улице гуляем вроде нет таких психозов с ребяткам играет нормально но как приходим домои он начинает истерики .Пили успокаительное все без толку .Руки отпускаються просто.Помогите может я чего не правильно делаю нам скоро в садик а у нас такие истерики просто незнаю че и делать?спс.

Сыну год и 8 месяцев, перед сном дергает мои волосы (2 ответа)

ТОП лучших советов психологов

Сыну год и 8 месяцев, перед сном дергает мои волосы (2 ответа)

Ребенку 1 год и 7 месяцев, а я снова беременна (3 ответа)

Ребенку 1 год и 2 месяца – истерики (4 ответа)

Все советы психологов (всего 422012 советов)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенку 2 года и 8 месяцев, бьется головой

Каратаев Владимир Иванович

Психолог Волгоград
Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуйте,Оксана.Вы слишком много запрещаете ребенку.Отказываете,контролируете,наказываете,ограничиваете.Забывая,что у него идет процесс познания.Он не должен делать так,как Вам удобно.Он должен развиваться и удовлетворять любопытство.А Вы отказываете ему в основных его интересах.Он не должен все понимать также,как Вы.А Вы,вероятно,делаете его удобным для себя ребенком.Вот он и протестует.Он не умеет ругать маму.Поэтому,он вместо Вас начинает ругать себя.Наказывать себя вместо Вас.Биться головой.Вы слишком рано стали ограничивать.Уважайте большне его личность,а не свои удобства.Давайте ему свободу.Это сложнее,у Вас будет больше забот,но ребенок будет расти психически здоровым.Иначе,можно накликать беду.И будете все детство ходить по врачам,имея зависимого,безхарактерного ребенка.это намного опаснее,чем дать ребенку право быть любопытным и активным.

Каратаев Владимир Иванович, психолог Волгоград

Ребенку 1 год и 2 месяца – истерики (4 ответа)

Хороший ответ4Плохой ответ2

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Как поступить?

Евгений Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не позволять собой манипулировать.

Если ребенок падает, бьет себя по голове, кусает руки, то взрослым нужно хорошо понимать, что все это делается исключительно для них.

Ею дети перестают пользоваться тогда, когда видят, что ни на одного взрослого члена семьи их выходки не трогают и не интересуют, что результата добиться не получится.

Евгений Комаровский утверждает, что это будет поначалу непросто, но родители должны сохранять ледяное спокойствие.

Если у родителей закралась мысль, что с ребенком что-то все-таки не так, никто не мешает показать его педиатру, неврологу, психологу, психиатру. И если эти специалисты не выявят серьезных психических отклонений и поражений центральной нервной системы, то можно расслабиться и приступить к педагогической ликвидации истерик как таковых.

Истерят все по-разному. Если у родителей есть опасения, что ребенок может повредить себе лицо, голову, конечности, то лучше всего предложить ему подушку, мягкие пуфики. С такими приспособлениями и биться будет сподручнее, и синяков будет меньше.

Если ребенок не только стучится головой, но и задыхается, у него перехватывает дыхание, родители также не должны паниковать. Такое происходит в том случае, если ребенок в плаче резко выдыхает из легких весь резервный объем воздуха.

Наказывать или нет?

Несмотря на то что многие народные советчики рекомендуют отшлепать истерящего, Евгений Комаровский выступает против физического наказания. Такой выход – способ разрядки для родителя, но он никак не способствует решению проблем истерик у ребенка. Мало того, карапуз быстро поймет, что ударами можно решать вопросы, чем и начнет пользоваться в повседневной жизни.

Если справиться с раздражением не удается, лучше поставить ребенка в угол на время, которое соответствует возрасту малыша: в 1 год – на 1 минуту, в 2 года – на две минуты и так далее. Наказывать надо сразу, а не по прошествии дня, поскольку после обеда малыш просто забудет о том, что с утра катался по полу в магазине, позоря родительницу и требуя покупки очередной машинки.

Лечение ран и ссадин

В первую очередь необходимо обеззаразить полученную рану. Это сделать надо до лечения. Иначе в рану и ткани может попасть инфекция, которая вызывает воспалительные процессы.

При порезах, ранах и ссадинах действуют по следующему алгоритму:

  1. Промывание – рану промывают под проточной водой, желательно с хозяйственным мылом. Можно растворить в бутылке с водой мыло и промыть раствором рану. Таким образом, смывается грязь, песок, а также останавливается кровотечение, если оно небольшое.

НЕЛЬЗЯ: не используйте воду из открытых водоемов (река, озеро, пруд), так как в них живут микроорганизмы, способные вызвать заражение и инфицирование.

Если вы получили рану на природе, и под рукой нет чистой воды, то промывать рану нужно любым антисептиком на водной основе – перекись водорода, хлоргексидин, мирамистин, раствор марганцовки или фурацилина. Все или любое из этих средств необходимо всегда держать в своей аптечке.

  1. Удаление посторонних включений и предметов. На данном этапе удаляются инородные тела из раны. Делается это при помощи пинцета, очень аккуратно.

НЕЛЬЗЯ: расширять рану, копаться в ней и т.д. Лучше обратиться за помощью к специалистам.

  1. Остановка кровотечения – если кровь после промывания раны не остановилась, то необходимо прижать рану салфеткой или ватным тампоном, которые предварительно нужно смочить в перекиси водорода. В тех случаях, когда рана глубокая, сопровождающаяся сильным кровотечением, то перекись не поможет. В таких случаях нужно наложить на рану чистую салфетку и отправиться в травмпункт.
  2. Обработка раны – для обработки можно использовать любой антисептик. Желательно, чтобы он был на водной основе.

НЕЛЬЗЯ: поливать раны и ссадины спиртовыми растворами (йод, зеленка, водка и т.п.), так как они могут привести не к лечению, а к ожогам. Такими растворами можно лишь смазывать ткани, окружающие рану.

  1. Заживляющие мази – эти составы необходимо использовать, чтобы раны быстрее заживали. Это могут быть спреи, гели, мази, желе. Например, солкосерил, пантенол, аргосульфан, эплан и т.д. После того как рана обработана, ее протирают сухой чистой салфеткой и наносят мазь.

НЕЛЬЗЯ: использовать на свежих ранах бактерицидные порошки, потому что они препятствуют процессу стягивания краев.

  1. Наложение повязки – если повреждение небольшое, то повязка не требуется. Если небольшие повреждения оставить открытыми, то они заживают намного быстрее. К тому же салфетки и бинты прилипают к коркам, а при снятии повязки корки срываются вместе с бинтами и это не только сопровождается болью, но и нарушает заживляемость раны. При больших ранах без повязок не обойтись. Это нужно для защиты и нанесения заживляющих средств, но к повязкам прибегают после того, как будет сформирована и подсохнет корочка. На глубокие раны повязка накладывается так, чтобы края раны были максимально стянуты.

Сначала нельзя, а потом можно: в каких случаях родители могут поменять решение и не выйдет ли это боком

Родители могут менять свое решение в процессе. Ничего страшного в этом нет, ведь взрослые иногда перестраховываются и запрещают на всякий случай. Однако переиграть ситуацию никогда не поздно, но делать это нужно правильно. 

Пример

4-летняя дочка хотела надеть на прогулку нарядное платье, но вы не разрешили, потому что не хотите, чтобы она его испачкала. Девочка пыталась договориться с вами, обещала быть аккуратной, но вы остались непреклонной. В итоге она расстроилась и расплакалась. После вы поняли, что ничего ужасного в прогулке в красивом платье нет и передумали. Даже если замарает, то постираете. Делов-то! 

Елена Ковалева, психолог

Разрешая ей осуществить свою маленькую мечту, обязательно объясните, почему поменяли решение. Например, так: «Хорошо, если ты так сильно расстроена, то я разрешу тебе сегодня пойти гулять в твоем нарядном платье

Я не понимала, что это важно для тебя. А теперь ты мне объяснила, и я меняю свое решение. 

Важно! Если ребенок объясняет, пытается договориться, то надо услышать его, и показать пример того, как можно уступать. Это очень важно. . В нашем примере мама передумала и согласилась

Но с ее стороны это было не потакание капризам. Это было согласие с той самой сильной родительской позиции. Авторитет мамы не пострадал, а закрепился. 

В нашем примере мама передумала и согласилась. Но с ее стороны это было не потакание капризам. Это было согласие с той самой сильной родительской позиции. Авторитет мамы не пострадал, а закрепился. 

Важно! Из сильной позиции можно запрещать, разрешать и менять решение. Но все это нужно делать уверенно, не грубо и всегда аргументированно

Так, чтобы ребенок считывал в ваших словах заботу и любовь к себе. Даже если вы ему отказываете. 

Взрослый человек должен быть адаптивным и действовать в зависимости от сложившихся обстоятельств. Не думайте о том, что вы избалуете малыша, если передумаете в его пользу. Но всегда объясняйте свои действия. У ребенка должно быть много моделей поведения и он должен понимать их мотивы. Это поможет ему в жизни.

Оказание первой помощи при обработке ран у детей

Оказание первой помощи в случае получения ребенком раны имеет свои особенности. Так как нарушение целостности кожных покровов сопровождается кровопотерей, ребенок может впасть в панику или шок при виде крови

Поэтому важно как можно скорее успокоить малыша, отвлечь его внимание и оказать ему первую доврачебную помощь. При этом следите за собой, действуйте четко и слаженно: увидев ваше чрезмерное беспокойство, слезы и беспомощность, ребенок может впасть в панику

Если ранка небольшая, неглубокая и ее появление сопровождается небольшой кровопотерей, нужно извлечь из нее посторонние предметы (если таковые имеются) и промыть. Для очищения можно использовать чистую теплую воду или слабый мыльный раствор. После того, как место повреждения будет очищено, следует продезинфицировать его. Для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидина биглюконата. Если вы используете йод, обработайте им исключительно близлежащие участки кожи и следите за тем, чтобы он не попал в саму полость раны. В конце наложите на поврежденное место стерильную повязку. При небольших травмах, не сопровождающихся обильным кровотечением, можно обойтись без повязки.

Если рана у ребенка имеет большую площадь и глубину, следует как можно скорее вызвать скорую помощь и доставить маленького пациента в ближайшее медицинское учреждение. До приезда бригады скорой помощи постарайтесь успокоить малыша и окажите ему первую доврачебную помощь. Если из раны льется много крови, наложите на поврежденный участок давящую повязку

Обратите внимание: повязка должна быть давящей настолько, чтобы при этом не было нарушено кровообращение. Поэтому если кровь продолжает сочиться сквозь бинт, не стоит затягивать его еще сильнее

Просто наложите дополнительный слой бинта или марли. Если была повреждена артерия, и кровь бьет фонтаном, необходимо наложить жгут чуть выше раны, подложив под него ткань с запиской о времени наложения.

В чем разница между ложными и истинными истериками в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет)

Истерики, когда ребенок падает на пол и бьется головой, относятся к категории ложных. Такое поведение — не патология, а проживание негативизма, упрямства, строптивости, своенравия и бунта, характерные для раннего детского возраста.

Важно! Не путайте такое поведение с аффективными (истинными) истериками. 

Истинные истерики — это аффективные состояния, когда ребенок не может себя контролировать. Причиной чаще всего является какое-то заболевание (например, сахарный диабет). Такие истерики возникают внезапно и без причины. Они могут быть в любом возрасте ребенка. В подобных случаях нужно медицинское обследование.

Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года

Причина всего — это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:

  1. Меняются пропорции тела.
  2. Приходит осознание своего «Я».
  3. Попытки отстоять свои желания и границы.

Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:

  • регулировать бушующие эмоции;
  • полноценно изъявлять желания;
  • анализировать ситуацию.

Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием — в 4 года

Что такое сильная родительская позиция и в чем она проявляется

Елена Ковалева, психолог

Если мы говорим о «кризисе 3-х» лет, то в этот период ребенок постоянно капризничает, потому что переживает множество психологических и физиологических изменений. Такое поведение выматывает и их самих, и родителей. Мамам и папам начинает казаться, что малыш испытывает их терпение и делает все «назло». 

Но на самом деле дети в этот период не умеют смотреть на мир глазами других, а, значит, не могут построить свое поведение «назло» кому-то. Поэтому, реагируя на капризы и истерики детей криками и угрозами, родители лишь усугубляют ситуацию.

Пример

Мама не дает ребенку сладкое, потому что переживает за его зубы или боится аллергической реакции. Но вместо того, чтобы спокойно сказать крохе: «Я понимаю, что тебе очень хочется. Но есть много конфет — вредно. Я не хочу чтобы у тебя болели зубки, поэтому третья конфета будет лишней», она использует какую-то из этих фраз: 

  • «Потому что я так сказала»
  • «Как тебе не стыдно, ты съел уже 4 конфеты»
  • «Еще одна и мы поедем с тобой в больницу!»

Подобное родительское поведение ни к чему хорошему не приведет. Малыш не понимает, почему ему отказывают, еще больше расстраивается и уходит в переживание. Поэтому лучшее, что родители могут дать малышу в такой ситуации — это запрет с подробными объяснениями и комментариями. Аргументируя свое «нет», вы не давите, а договариваетесь. Даже если ребенок заплакал, продолжайте спокойно стоять на своем. Это тоже проявление заботы и сочувствия.

Взрослый должен придерживаться своей позиции, но при этом не воевать. Не обвиняйте ребенка за то, что он хочет, ведь для малыша хотеть то, что он любит — нормально. Но если отказываете, то отказывайте с сильной позиции. 

Главная задача родителей — научиться в зависимости от обстоятельств применять разные стратегии. Родитель, использующий разные стратегии, однозначно лучше родителя, который строго придерживается только одной модели поведения:

  • все всегда разрешаю;
  • все всегда запрещаю.

Ответная реакция на истерику должна быть разной — от запрета до разрешения с соответствующими пояснениями. Эта концепция формирует у детей сензитивность (гибкость мышления) и адаптивность (крайне полезное свойство).

Важно! Уходить от ребенка на улице или закрывать его в комнате, думая, что он покричит и успокоится, нельзя ни в коем случае! Игнорирование — это форма токсичного родительства. Ребенок не успокоится, а будет снова и снова проверять вас.Лучше останьтесь с ним и спокойно проговорите его и свои чувства

Объясните свое решение (почему нельзя или почему мы так не сделаем).

Если вы понимаете, что не справляетесь с этой проблемой самостоятельно, то сходите на консультацию к психологу. Он поможет разобраться, где и что вы делаете не так, и выстроит новую стратегию взаимодействия, которая спасет и вас, и ребенка от дальнейшего истеричного поведения. Помните, что ни один ребенок не хочет специально портить отношения с родителем!

Почему ребенок бьется головой?

Каждому взрослому следует уяснить, что битьё головой в раннем возрасте – это нормальное поведение малыша, а не признак его психической недоразвитости. Часто этот процесс может сопровождаться еще и раскачиваниями из стороны в сторону или взад и вперед.

Не стоит забывать, что на подобные движения малыша иногда подталкивают сами родители. Вспомните, как вы укачивали младенца (на руках, в люльке или коляске), стремясь его уложить спать или пытаясь успокоить. Что-то подобное в возрасте от полугода до полутора лет (иногда этот период затягивается до трехлетнего возраста) ребенок пытается проделать самостоятельно, а причины такого поведения могут быть самые разные.

Малыш бьется головой и качается, чтобы успокоиться

Когда у крохи болел животик или, например, резались зубки, мама всегда брала его на руки и, раскачивая, пыталась унять эту боль. Вот и теперь подросший ребенок раскачивается или бьется головой, стараясь отвлечь себя от досаждающей ему боли или другого дискомфорта. Кроме того, таким образом малыш может показывать, что хочет спать.

При этом взрослым стоит обратить внимание на то, насколько интенсивны удары (либо – насколько глубока амплитуда колебаний). Как правило, ребенок действует осознанно, поэтому боли себе причинить не может

То есть, удары об стену (пол и т.д.) больше похожи на какой-то ритуал, чем на намерение во что бы то ни стало набить себе шишку. Иногда эти движения подчинены определенному ритму, как будто малыш исполняет своеобразный танец под только им слышимую музыку.

Ребенок исследует свои ощущения

Возможно, такое поведение вызвано и другой причиной. С момента, когда малыш начинает осознанно относиться ко всему его окружающему, он старается познать мир во всех его проявлениях (маленькие дети ведь большие экспериментаторы). И помимо изучения предметов вокруг, они изучают и свои ощущения. Боль – одно из них.

Ребенок может начать с несильных (так сказать, примерочных) ударов головой. И биться он может обо все, при этом проверяя свои ощущения от контакта с твердыми и мягкими предметами. Но эксперимент будет недостаточно полным, если не увеличивать «нагрузку». Достигнув определенного максимума (т.е. своего болевого порога), ребенок, удовлетворившись полученным результатом, опыт, как правило, приостанавливает.

Ребенок бьется головой, чтобы оценить реакцию взрослых или привлечь к себе внимание

Все родители рано или поздно осознают, что маленькие дети – талантливые (и очень изобретательные) психологи. А потому ребенок может не столько испытывать свой лоб на прочность, сколько проверять на непробиваемость родительскую нервную систему. И битье головой в данном случае сродни многократному бросанию на пол игрушек, ложек или кружки.

Но иногда таким образом малыши стараются привлечь к себе внимание окружающих. И это уже сигнал взрослым о том, что ребенок чувствует себя одиноким, всеми заброшенным

Ему хочется, чтобы о нем не просто вспомнили, но поиграли с ним, приласкали, поносили на ручкам.