Чем грозит раннее введение?

В раннем возрасте ЖКТ еще не готов к перевариванию продуктов, поэтому прикорм ребенка может оказаться не только бесполезным, но и вредным.

Неусвоенная пища создаст лишнюю нагрузку на организм, вызовет кишечные расстройства, боль в животе и другие симптомы нарушения пищеварения. Не вовремя введенная или неподходящая пища может спровоцировать аллергическую реакцию, от которой будет тяжело избавиться.

Важно не только вовремя вводить прикорм, но и правильно выбирать продукты. Педиатры руководствуются правилами введения прикорма, разработанными Минздравом

Они предусматривают четкую последовательность введения продуктов.

С чего начинать?

Раньше прикорм начинали с соков и фруктов. Сейчас специалисты советуют вводить в рацион малыша овощи или каши, а уже потом – фрукты. Это объясняется просто: фрукты более сладкие. И ребенок, познакомившись со сладким продуктом, может потом отказаться от более пресных. Если прикорм вводят после полугода – не имеет большого значения, с каши вы его начали или с овощей. На ваш выбор. По традиции первыми вводят овощи. Если у ребенка ранее наблюдались затянувшиеся колики или диатез, врачи рекомендуют начинать прикорм не ранее шести месяцев и только с каш. Овощи и фрукты сильнее влияют на микрофлору и могут вызвать колики, вздутие живота. Первые два месяца вводят только монокомпонентные (состоящие из одного компонента) продукты, потом их можно смешивать.

Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений

Для обеспечения достаточной степени усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка.

На потребление пищевого продукта оказывает влияние целый ряд органолептических факторов: вкус, запах, внешний вид и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий.

Практика показывает, что при разнообразном питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании

Важно, чтобы дети, для которых поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а в среднем знакомство с новым вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда – обычное явление

Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда прикорма, поскольку интерес к новым видам пищи и к новым вкусам притупляется.

Процесс введения прикорма – это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами – опосредованно через молоко матери.

Рацион питания здорового ребенка первого года жизни должен содержать разнообразные продукты растительного и животного происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей.

Список литературы:

1. Ёлкина Т. Н, Кондюрина Е. Г, Грибанова О. А, Суровикина Е.А, Белецкая О.А. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Г. Новосибирск, 2007 г.

2. Конь И.Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) /Вопросы детской диетологии, 2003. – № 1. – С 8-15.

3. Руководство по детскому питанию /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – Москва, 2004. – 662 с.

10/03/2011
Оксана Журавлева
  
  диета, о детях до года  Другие статьи автора

Этапы педагогического прикорма

В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:

  1. Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
  2. Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
  3. Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.

На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.

Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:

  1. На первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
  2. Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
  3. У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
  4. На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.

Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.

В энергетический период родители малыша:

  • должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
  • не должны кормить его из ложечки;
  • не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.

На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:

  1. Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
  2. Не играется с едой и не выплевывает ее.
  3. Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
  4. Старается аккуратно кушать ложкой.

Как правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.

Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.

На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:

  • отлично орудует столовыми приборами;
  • сам следит за чистотой во время еды;
  • справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
  • по-прежнему активно интересуется едой;
  • имеет собственное место за столом.

Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.

К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:

  • питаться той едой, которую едят все в его семье;
  • правильно использовать столовые приборы и салфетки;
  • благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
  • убирать за собой грязную посуду и т.д.

Дозировка прикорма по месяцам

Как много прикорма давать малышу? Пока не наестся? Но что считается нормой? Предлагаем рассмотреть пример введения прикорма по месяцам на примере первого месяца и на примере овощного пюре – из кабачка.

Первая порция прикорма должна быть минимальной, и это 1 чайная ложечка (5 грамм веса). Добирать питательные вещества малыш будет продолжать из грудного молока или молочной смеси.

1 день

5 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

2 день

10 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

3 день

20 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

4 день

40 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

5 день

80 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

6 день

120 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь

7 день

150 грамм кабачкового пюре

+ грудное молоко или смесь (но порция достаточно велика и малыш может отказаться от молока, чем завершит свой обед)

Вторая неделя соответствует такой же схеме, но место кабачка занимает цветная капуста. Если спустя день-второй на капусту не проявилось никакой негативной реакции, ее можно смешивать с кабачком.

Второй месяц – время для введения злакового прикорма, то есть кашек. То есть на пятой неделе прикорма на обед ребенку вы готовите чайную ложечку безглютеновой и безмолочной кашки. С каждым днем при отсутствии негативной реакции количество каши будет возрастать. Конечно же, в течение недели нужно опробовать только один злак, к следующему приступать с новой недели. К безглютеновым кашкам относят рисовую, кукурузную, гречневую. Если проигнорировать эту рекомендацию и усердно кормить малыша другими злаками, рискует развиться тяжелая и пожизненная патология тонкого кишечника целиакия. То же самое касается добавления молока – если малыш отказывается от безмолочной кашки на воде, дополните ее грудным молоком, но козье и коровье молоко негативно отразятся на функционировании пищеварительного тракта, рискует развиться лактозная непереносимость.

Еще более чем готовые пюре в рационе малыша уместны детские кашки. Если овощные пюре доступно приготовить самостоятельно, то обыкновенные крупы требуют большего усилия со стороны пищеварительного тракта, сколько их не разваривай. Это немного отличающаяся от «взрослой» крупа – она измельченная в промышленных условиях особым образом, сваренная и высушенная, без добавления химических веществ. Для приготовления достаточно только добавить горячей воды.

Третий месяц прикорма – пора мяса, картофеля и яиц, точнее желтка.

Картофель нужно вводить также начиная с 5 грамм, но конечное его количество в прикорме не должно превышать 50 грамм, остальное количество пюре дополняется привычными малышу овощами.

Желток вводится в прикорм дважды в неделю. Лучше отдавать предпочтение перепелиному, он реже вызывает аллергию. Первая порция желтка – это несколько крупинок. Вторая порция – половинка перепелиного или четвертинка куриного. И лишь спустя неделю можно дать целый перепелиный желток или половинку куриного. Лучше желток давать в утреннем прикорме, растерев с зерновой кашкой или разбавив грудным молоком/молочной смесью.

Мясной прикорм требует немножко больших усилий – нужно приготовить фрикадельки. Для этого ломтик мяса – индейки или крольчатины, впоследствии телятины – измалывается в фарш. Без каких-либо добавок из фарша формируются небольшие шарики, отвариваются на пару или в кипящей воде минут пять и замораживаются. Впоследствии несколько фрикаделек будут отвариваться на пару вместе с овощами и добавляться в овощное пюре. В возрасте 8-9 месяцев суточная норма потребления мяса не более 50 грамм. К году нужно давать около 100 грамм мяса.

Творог и кефир – новинка в прикорме на 8-9 месяце. Нужно выбирать детский творог, а не зернистый или с добавками. Производители детских творожков не добавляют в них ни ароматизаторов, ни сахара. Первая порция творожного прикорма – это та же чайная ложечка. Постепенно порция может увеличиваться до 50 грамм. Кефир лучше давать вечером, за несколько часов до ужина в количестве 5-10 мл. К году объем одной порции кефира может составлять 200 мл, а возможно малышу кефир попросту не понравится. Ведь кефир для младенца не должен содержать всяких усилителей вкуса, и отказ от кисломолочного продукта не повод приучать ребенка к сахару.

Пора сладкого – это 10-й месяц, но это не должны быть сладости, десерты, а всего лишь фрукты и то, гипоаллергенные. К их числу относят яблоко, грушу, чернослив. Категорически не рекомендуется вводить в прикорм тропические фрукты. Нужно отдавать предпочтение тем плодам, которые типичны для региона проживания ребенка. Из фруктов можно приготовить пюре, а можно и – это перекус, а не полноценный прием пищи.

Как вводить прикорм ребенку правильно: основные правила введения первого прикорма

Конечно, при исполнении грудничку шести месяцев не следует тут же «пичкать» его всем, чем можно. Прикорм предусматривает целую систему очередности введения продуктов. Основные правила первого прикорма имеют такой вид:

  1. Каждый новый продукт дается малышу в количестве 1 ч л, а это 5 г.
  2. После первой пробы нового продукта его количество за неделю можно нарастить до 120 г.
  3. За месяц малыш должен познакомиться с одним видом продуктов. После первого месяца можно комбинировать уже знакомые блюда с новыми, не превышая норму наращивания нового продукта.
  4. Основной едой при докорме должно оставаться молоко матери или смесь по возрасту.
  5. Прикорм следует предлагать утром или в обед, чтобы до вечера можно было отследить, как отреагирует организм малыша.
  6. «Зеленым светом» для мамы в вопросе начала первого прикорма должны стать так называемые признаки готовности к прикорму. К таковым относятся: — умение карапуза сидеть; — наличие первых зубов (в силу физиологических особенностей — это не обязательное условие); — малыш не выталкивает еду язычком; — интересуется содержимым тарелок мамы и папы; — из-за нехватки пищи начинает чаще просить грудь.

Рекомендации ВОЗ:

“Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью или смесью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко или смесь должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии.

Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев!

Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой
ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит.”

Когда начинать ввод прикорма

  1. Возраст 5-6 месяцев (лучше все-таки в 6, не раньше и не позже).
  2. Удваивание веса от рождения.
  3. Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
  4. Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
  5. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
  6. Прорезывание первых зубов.
  7. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
  8. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.

С чего начинать ввод прикорма

По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, врачи рекомендуют в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре. Думаю, в первую очередь стоит разобраться с причинами недобора веса, каши проблему вряд ли решат!
Лучше всего начинать вводит прикорм в дневное кормление, чтобы в течение дня проследить за реакцией ребенка.
Советую к 6 месяцам иметь примерный распорядок дня и кормлений, а именно определенные интервалы между кормлениями (в норме 4 часа). Вам будет проще ориентироваться с приготовлением пищи и у ребенка к следующему кормлению будет появляться чувство голода. Как вводить правильный распорядок дня детям до года.

Как вводить прикорм в 6 месяцев?

Если мама начинает вводить прикорм ребенка в 6 месяцев при грудном вскармливании, как и предполагает современная таблица введения прикорма и советы педиатров, важно постепенно вводить каждый новый продукт в меню. Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи

Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши

Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи. Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши.

Схема прикорма с 6 месяцев по дням следующая: изначально малышу нужно вводить в рацион овощное пюре, лучше всего это делать в обеденное время. Что можно кушать ребенку, которого начинают прикармливать с овощей? Специалисты рекомендуют изначально давать малышу кабачок, далее идет брокколи, цветная капуста, морковь, тыква. Овощи – это продукт, от которого у детей реже всего бывает аллергия. Тем не менее, меню ребенка при искусственном вскармливании предполагает, что такие овощи, как тыква и морковь, 6-меячный малыш ест не чаще, чем 2-3 раза в неделю.

В 6 мес. такое пюре начинают давать с небольшой дозы – изначально малыш должен съедать 1 чайную ложку блюда, далее дозу нужно постепенно увеличивать.

Если изначально практиковалось питание на искусственном вскармливании, и развитие ребенка, по мнению педиатра, не отклоняется от нормы, уже в это период постепенно можно начать смешивать овощные пюре. Однако такой овощной микс можно давать малышу только после того, как он попробует пюре из одного вида овощей, и на него у него не проявится аллергическая реакция.

Новый вид пищи малышу дают только на голодный желудок, чтобы можно было четко определить, как малыш реагирует на такую пищу. Например, если мама только начинает давать желток ребенку, с овощами нужно подождать.

Во многом то, с чего начать первый прикорм в этом возрасте, зависит и от предпочтений родителей. Так, пюре из брокколи и других овощей мама может готовить самостоятельно. Решив, с каких овощей начинать, нужно взять овощи, хорошо промыть их под проточной водой и очистить от семечек и кожуры. Далее их нарезают и складывают в пароварку или кастрюлю. Сваренные овощи (варить их на пюре лучше на пару) измельчают блендером, предварительно добавив води или овощного бульона. В итоге необходимо приготовить пюре, похожее по консистенции на кефир. Старшего малыша прикармливать можно уже более густым пюре, но в этот период, он, как правило, уже ест каши и другую пищу.

Такая пища не должна храниться – норма прикорма предусматривает, что грудничок получает только свежеприготовленную еду. Кстати в пюре не добавляют соль, специи, сахар.

Режим питания ребенка в 6 месяцев предусматривает, что над вопросами, с какой рыбы или с какого мяса начинать прикорм, маме задумываться еще рано.

Приблизительный график введения овощного прикорма

Дни Схема
Первый 5 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Второй 10 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Третий 20 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Четвертый 40 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Пятый 80 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Шестой 120 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Седьмой 150 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Восьмой 5 г пюре из цветной капусты можно добавить кабачок, если не отмечено аллергии на него.
Девятый 10 г пюре из цветной капусты, после чего с каждым днем схема повторяется, как и с кабачковым пюре

Когда можно давать ребенку картофельное пюре, зависит от того, какие овощи до данного периода его жизни вы уже успели ввести. Как правило, картофель вводят немного позже.

Если ребенок не ест всей порции, значит, количество докорма для него слишком большое. Малыш отказывается, значит, заставлять его не нужно, так как уже в первый год его жизни формируются пищевые привычки.

Когда вводить прикорм

Вопреки традициям прикорма, популярного во время существования СССР, сроки первого знакомства ребенка с новой пищей существенно изменены. Раннее введение соков, каш, овощных пюре несколько десятилетий назад было несколько оправдано только для детей, находившихся на искусственном вскармливании, из-за неполноценного состава смесей-заменителей. Необходимость выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком способствовала переводу детей на заменители грудного молока, не насыщенные необходимыми витаминами и минералами, и раннее введение прикорма помогало несколько скомпенсировать недостаточность микроэлементов у детей. Популярно было применение фруктовых соков (по каплям) в 2 месяца, овощные пюре и каши с трех месяцев.

Современные специалисты категорично утверждают: подобный прикорм в возрасте физиологической незрелости организма приносит ребенку только вред. Состав грудного молока настолько полон и богат, что обеспечивает здорового ребенка всеми необходимыми веществами до 6 месяцев, а смеси-заменители не требуют дополнений. Концепция раннего введения прикорма признана ошибочной и неактуальной.

Соответствующим физиологическим потребностям и возможностям грудничков признан прикорм ребенку в возрасте не ранее 6 месяцев, при этом пища не заменяет, а только дополняет питание грудным молоком (или молочными смесями) в следующие полгода. В некоторых случаях оправдан первый прикорм в 4-5 месяцев по назначению педиатра. Как правило, такие рекомендации основываются на динамике прибавки показателей роста и веса и аллергических реакциях на смеси-заменители. В таком случае возможно раннее начало прикорма, но для него должны существовать медицинские показания, а не желание родителей или иных родственников.

Введение дополнительной пищи в рацион ребенка в возрасте полугода обусловлено возрастающей потребностью в белке, витаминах и минералах. Природой предусмотрен своеобразный маркер готовности детей к пище, отличающейся от грудного молока: появление зубов. Однако условия жизни матери и ребенка, изменившийся общий рацион, экологическая обстановка и заболевания могут приводить как к излишне раннему, так и к достаточно позднему прорезыванию зубов у малыша, поэтому специалисты советуют не ориентироваться на этот фактор, а следовать общим рекомендациям или назначениям педиатра.

Чем опасно введение новой пищи ребенку в возрасте до 6 месяцев?

Фото: Es75/Shutterstock.com

До полугода после рождения пищеварительная система только начинает функционировать. Желудочно-кишечный тракт малыша способен перерабатывать грудное молоко или близкие по составу ему жидкости, любые другие продукты требуют выработки ферментов для переваривания, на что пищеварительные органы грудничка еще не способны, и незнакомые организму составы в лучшем случае выходят из кишечника непереваренными. В худшем новая пища может навредить ребенку, особенно младенцам и новорожденным.Более того, состав новой пищи способен раздражать слизистую желудка и кишечника, создавая благоприятные условия для развития заболеваний ЖКТ. Новые компоненты, попадающие в незрелый организм, воспринимаются в качестве чужеродных агентов и повышают восприимчивость иммунной системы, вызывают аллергические реакции в виде кожных дерматитов, вызывают кишечные колики, нарушают микрофлору кишечника. При этом развитию негативных реакций могут способствовать даже микродозы новой еды.

Каши в качестве раннего прикорма, особенно изготавливаемые по «бабушкиным» рецептам – на молоке, с солью и сахаром, также наносят значительный вред грудным детям. Белок коровьего молока – сильный аллерген, и в рацион молоко вводят не раньше года. Соль и сахар не нужны грудному ребенку, ну а каши как прикорм, введенный до овощных пюре, даже в возрасте 6 месяцев показаны только детям с несоответствием индекса веса и возраста. Обилие углеводов, потребляемых без медицинских показаний, способствует развитию склонности к детскому ожирению и накоплению лишней массы тела во взрослом возрасте.

Правила введения прикорма

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте – измельченные кусочками.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина»
  15. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Какой схеме верить?

Об этом мы уже говорили в первой части статьи: все схемы индивидуальны. Найдите адекватного врача, чтобы он расписал для вашего ребенка индивидуальную схему прикорма, а не ту, которая рассчитана для детей планеты всей, родившихся лет 30 назад (типичный признак такой схемы: начало прикорма с нескольких капелек сока). К примеру, по форумам давно гуляет вполне приятная схема от педиатра-гастроэнтеролога Дроздовской Ники Вадимовны (клиника «Семейная», г. Москва):

Каждый новый продукт давать не менее 7 дней. Начинать с 1 ч.л. и за неделю доводить до нормы.

Примерно в 12 часов дня (будущий обед) – овощи. «Сквош» (кабачок-тыква) – это все-таки разновидность тыквы, причем не нашей полосы – не давать. Тыкву, морковку – убрать. Все желтое оставить на потом. Начинать с зеленого. Все лучше варить самим. Можно из замороженных овощей делать пюре.

Кабачок – замороженный. Напр., фирмы «4 сезона».

Цветная капуста – «Семпер» или замороженная.

Брокколи – «Семпер», «Топ-топ» (не путать с «Тип-топ»).

Зеленая фасоль – делать самим.

Зеленый горошек – «Гербер».

Картофель – «Гербер» обычный, сладкий не давать, (так же не нашей полосы), делать самим (вымачивать перед этим 2 часа в кипяченой холодной воде, при выделении крахмала – менять воду).

Пастернак и шпинат – после года, что-то вымывает из организма, вроде бы кальций – не буду врать, не помню. (комментарий ptica_we: железо вымывает, как и петрушка)

Когда все попробуете, можно смешивать, но не более 3-х видов.

Растительное масло с 8 мес.

В 17 часов (будущий полдник) – фрукты: Зеленое яблоко – «Семпер», «Топ-топ». Самим запекать. Красное позже. Груша – (если нет запоров) «Семпер». На «Гербер» лично у нас аллергия. Банан – делать самим. Абрикосы, персики – банки, летом делать самим, их ничем вредным не поливают, что касается и черешни с вишней – позже, летом делать самим. Банки рекомендуемые: «Гербер», «Бич Нат», «Семпер».

Каша – давать в полном объёме. На ночь (особенно, если ночью просыпается поесть). Полностью заменять одно кормление. Гречка, кукуруза, рис без добавок.

Овсянку, манку, молочные, соевые каши до года не вводят в питание. Это вредно.

На упаковке должно быть написано: «без сахара, соли, глютена, молока, красителей».

Лучше всего давать на воде, так как с добавлением молока большая нагрузка на ЖКТ. Если не ест, добавить фруктовое пюре, потом уже молоко (смесь) разведенное водой.

«Гербер», «Бэби Ситтер», «Малышка низкоаллергенная», «Хипп»

Творог – после 8 мес. На полдник добавлять во фруктовое пюре. Строго не больше нормы.

Мясо – после 12 м. (нагрузка на ЖКТ) добавлять в овощное пюре. Норму мяса не превышать! Строго готовые пюре с овощами. «Гербер» – индейка, поросенок, ягненок, говядина. Хотя бы до года нельзя давать детям мясной бульон. В нем слишком много канцерогенов. Дают суп на овощном бульоне.

Кефир – после 12 м. (у него слишком высокая кислотность, а у детей с перинатальным поражением ЦНС (90% детей) и так повышенная кислотность жкт. Кефир у детей до года вызывает микрокровотечения в кишечнике, что приводит к тяжелой гипохромной анемии. Дают на ночь. Бифи-кефир Агуша без сахара. Если ребенок отказывается, не настаивайте.

Пить давать лучше перед едой, не запивать.

Соки, разведенные водой (мин. 1/1), после года.

Соль после года, сахар, вообще, чем позже, тем лучше.

Кормить ребенка всегда за своим столом, чтобы ничего не отвлекало.

Между кормлениями не перекусывать – яблоко, хлеб, сушки.

7 месяцев. Фрукты – 60 гр., овощи – 150 гр., каша – 150 гр.

8 месяцев. Ф. – 70, О. – 170, К. – 150

9 месяцев. Ф. – 80, О. – 180, К. – 180

12 месяцев. Ф. – 90-100, О. – 200, К. – 200.