Этап второй

На первом этапе (предполагаемый возраст ребенка – 1 месяц, длительность этапа – около месяца) маленький пловец постепенно привык к занятиям, он чувствует себя в воде (и в ваших руках) свободно и уверенно. Скорее всего, малыш уже освоил “ходьбу” по дну ванной и проводки “восьмерками”, а вы овладели “двойной ручной поддержкой” и самым ценным элементом первых занятий – “поливом”. Переходим к следующему “плавательному” этапу – нырянию.

Занятия плаванием в домашней ванне могут быть ежедневными, тогда их можно совмещать с гигиеническими водными процедурами. Возможно, вам удобнее чередовать плавание и мытье ребенка. Или же для обучения малыша плавательным упражнениям вы отведете специальное время днем. В любом случае домашним плаванием нужно заниматься не реже 2-3 раз в неделю, чтобы малыш не успевал забыть предыдущий водный “урок”.

Обучение в зависимости от возраста ребёнка

Подход к занятиям зависит от возраста юного пловца. При выборе стратегии и техники обучения учитываются физические и психологические особенности возраста.

До года

У малышей до года развит рефлекс, благодаря которому вода не попадает в дыхательные пути

Важно закрепить это умение, так как с течением времени оно угасает, и тогда детей гораздо сложнее научить нырять и плавать под водой

Как малышей до года учат нырять:

  1. Опустите ребёнка на воду и, сказав «Ныряем!», погрузите его под воду.
  2. «Поплавайте» несколько секунд под водой – поносите малыша туда-сюда и вытаскивайте на поверхность.

Упражнение повторите 3 раза. Занимайтесь каждый день. Начинайте погружения с небольшого срока – хватит 2 секунд. Постепенно увеличивайте длительность погружения. Через 10 дней она должна достигнуть 5-7 секунд.

Занятия проводите в ванной. Температура воды – от +35 до +37°С. В бассейн отправляйтесь в 9 месяцев.

1-3 года

На этом этапе с ребёнком отрабатывается техника дыхания. В таком возрасте навыки новорождённого уже ослабевают, появляется страх перед водой, и малыш может захлебнуться, если не научить его правильно дышать.

Упражнения:

  1. Разработка лёгких. Налейте в таз воды, поставьте туда игрушечный кораблик и попросите малыша дуть на него.
  2. Задержка дыхания. Делается в ванной. Пусть ребёнок вдохнет, погрузится в воду, и находится там, сколько может.
  3. Плавание с кругом. Оденьте круг на малыша и пустите его плавать – пусть приобретает навыки передвижения в воде.

3-4 года

Обучение ведут в игровой форме, так как малыш в этом возрасте неохотно выполняет какие-либо команды. Отрабатывают движения ногами и руками, что пригодится в дальнейшем, когда начнётся обучение конкретному стилю плавания.

Упражнения:

  • «Лягушка». Ребёнок держится за борт бассейна, вытянув ноги. Затем он прижимает их к телу, разводит в стороны, и, в вытянутом состоянии, смыкает их, возвращаясь к исходному положению.
  • «Сердечко». Малыш стоит в воде так, чтобы она доходила ему до груди. Он вытягивает вперед обе руки и разводит их в стороны, сгибает в локтях и возвращает в начальное положение. Ребёнок словно рисует на воде «сердечко».

Освоив оба упражнения, малыш может объединить их и приступать к плаванию в бассейне на расстояние 8-10 м.

Смотрите видеоурок с упражнением «Лягушка» и другими:

4-6 лет

Если обучаемому ребёнку больше 4-х лет, начинают занятия с дыхательных упражнений. Проще всего делать это в ванной. Научившись вдыхать и выдыхать воздух, переходят в бассейн.

Упражнения:

  • На дыхание. Разложите на дне ванной тяжёлые игрушки или предметы (не всплывающие), и пусть ребёнок собирает их, опустив под воду голову и не закрывая глаза. Упражнение учит задержке дыхания и нахождению под водой с открытыми глазами.
  • На движение. С этого возраста обучают кролю. Начинайте с движений рук и ног. Пусть ребёнок ляжет на воду лицом вниз, повернёт голову и вдохнёт воздух. Ноги в это время делают «ножницы», а руки – небольшие полукруги и погружаются в воду.

Школьного возраста

Если до 6 лет ребёнок не научился плавать, обучение начинают с преодоления страхов. К этому возрасту дети уже имеют негативный опыт встречи с неизвестным или неприятным, поэтому становятся более осторожными.

Упражнения на дыхание:

  • На суше начинают разработку лёгких. Сначала ученик глубоко вдыхает, а через несколько секунд плавно выдыхает.
  • Продолжают упражнения в воде. Ученик стоит на такой глубине, чтобы вода достигала уровня груди. Вдохнув как можно глубже, он опускает голову под воду и, согнув ноги, подтягивает их к груди. В этом положении он находится максимально долго.
    Упражнение повторяют подряд пять раз. С каждым занятием время погружения увеличивают, постепенно доводя его до одной минуты.

Детей с 6 лет обучают различным стилям плавания. Выбирая подходящую технику, исходят из физической подготовки детей, способности координировать движения и управлять телом.

Плюсы раннего плавания

Водные упражнения — самый щадящий вид спорта, а для новорожденных еще и самый доступный. Вот несколько доводов, зачем обучать плаванию с пеленок:

  • Снижается гипертонус, свойственный почти всем новорожденным.
  • Наступает улучшение функциональности мышечного и связочного аппарата, в нетравматичной, в отличие от других видов спорта, обстановке, формируется правильная осанка.
  • Это – отличная профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.
  • Упражнения в воде способствуют тонизированию мышц, а вечернее купание — общему расслаблению.
  • Развивается координация движений всего тела, что для маленького ребенка вопрос первостепенный, сглаживаются негативные явления в области неврологии.
  • Освоение навыка правильного глубокого дыхания, задержка вдоха стимулирует повышение эритроцитов в крови. Происходит лечебный эффект: естественное стимулирование кровоснабжения.

    Как следствие — укрепление сердечно-сосудистой системы.

  • Во время водных процедур происходит очищение носоглотки от слизи, пыли, бактерий, других видов аллергенов.
  • Грудничковое плавание повышает функциональность иммунной системы, оздоравливает весь организм.
  • Плавание для младенца — возврат к условиям пребывания в материнском теле, мягкая адаптация. Вода успокаивает, уходит излишнее напряжение.
  • Водный массаж оказывает благоприятное действие на работу пищеварительной системы младенца.
  • Навык плавания снимает страх перед водной средой, который сохраняется на протяжении всей жизни.

Посмотрите, как здорово маленькая Софья (4,5 мес.) плавает в детском бассейне с тренером.

Некоторые хронические болезни

К перечню таких недугов относятся, в частности:

  • туберкулез, астмоидный бронхит, бронхоэктатическая болезнь, астма в активной форме, пневмония и иные серьезные болезни легких;
  • ЛОР-заболевания: отит, гайморит и др.,
  • сифилис и иные венерические заболевания,
  • почечная или печеночная недостаточность, патология,
  • эпилепсия, судороги, шизофрения,
  • онкология,
  • гельминтозы (глисты).

С некоторыми болезнями нельзя посещать бассейн в период обострения или тяжелой формы – например, при острой форме цистита.

Если у вас имеется какое-либо заболевание, в том числе не указанное выше – в любом случае необходимо проконсультироваться с врачом о том, можно ли именно Вам посещать бассейн и какая нагрузка там является допустимой.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Когда начинать

– В каком возрасте лучше приходить на плавание?

– Это решает не тренер. Это должны решить родители. Каждый родитель своего ребенка чувствует лучше. Если ребенок увлечен, если ему нравится вода, то начать можно и в 3 месяца, и в 2,5 месяца. Но нужно подходить к этому моменту очень осознанно – для чего именно вашему ребенку нужно плавать.

Возможно у ребенка есть какие-то патологии – это мышечный тонус, кривошея. Тогда на ранних этапах – да, действительно приходят к специалисту и говорят “у нас кривошея, нам врач посоветовал посещать детский бассейн” или “у нас есть мышечный тонус и нужно его расслабить”. Как известно, вода является универсальным средством, которое может и расслабить, и напрячь мышцы. Ни один массажист не может сделать того, что может сделать вода вместе с грамотным специалистом, который в воде проработает ту группу мышц, которую необходимо.

Если ребенок здоров, вода и ему принесет пользу. Раннее плавание способствует всестороннему физическому развитию – от двигательного до речевого аппарата. Те кто плавает, начинают раньше разговаривать, раньше вставать, своевременно переворачиваться, сидеть. Плавание – это развивающая среда, которая дает ребенку возможности для новых видов активности.

Какая польза от занятий?

Плавание укрепляет позвоночник

Плавание не только приятно, но и полезно, потому что:

  • Развивается дыхательная система. Пловец во время тренировок дышит глубоко и часто, т.к. данный вид спорта требует колоссальное количество кислорода, следовательно, объём лёгких при регулярных тренировках значительно повышается.

    Внешне это проявляется красивой широкой грудной клеткой, что может стать дополнительным стимулом для мужчин.

    Хорошая новость для тех, кто пытается избавить от сигареты: занятия в бассейне помогают уменьшить тягу к курению и очистить лёгкие от накопившихся вредных веществ.

  • Происходит укрепление сердечно-сосудистой системы. Во время заплывов пульс усиливается вследствие того, что кислород необходимо разнести по всем клеткам организма. Сердцу и сосудам приходится проталкивать через себя большое количество обогащённой кислородом крови, поэтому в процессе прокачивается сердечная мышца и стенки сосуда: они становятся крепче.

    Также уменьшается частота сердечных сокращений, что сокращает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

  • Укрепление мышц. Не секрет, что во время тренировок задействуются все группы мышц. В результате повышается общая выносливость организма, моделируется красивое тело.
    Особенно благотворно плавание влияет на мышцы спины: они становятся крепче, а осанка ровнее – за 2-3 месяца при условии регулярного (2-3 раза в неделю) посещения плавательного бассейна вполне можно исправить искривления средней тяжести.
  • Нервная система. В историях болезней современных горожан можно часто увидеть такие диагнозы, как неврастения, истерия, психастения. Вода же вкупе с физическими нагрузками прекрасно помогает вылечиться от данных заболеваний. Нервные окончания во время заплывов мягко массажируются водой, происходит расслабление и успокоение.

    Также после тридцатиминутного занятия в кровь выбрасывает гормон удовольствия – эндорфин, что тоже повышает стрессоустойчивость.

    Кроме того, считается, что вода является успокаивающим фактором для человека, т.к. нахождение в ней подсознательно напоминает о том времени, когда он находился в утробе матери, где было тихо, уютно и спокойно.

  • Иммунитет. Вода в бассейне достаточно прохладная, что способствует закаливанию. Это, в свою очередь, повышает устойчивость к простудным заболеваниям.
  • Стимуляция обменных процессов. Всем, кто желает похудеть, советуют записаться в бассейн. Это неслучайно: плавание является довольно энергозатратным спортом, аэробным.

    Вспомните из школьного курса биологии: кислород является одним из главных компонентов в энергетическом обмене, происходящем в митохондриях клеток. Происходить расщепление жиров и углеводов, «топлива» организма, обмен веществ ускоряется, Вы худеете! Всё просто.

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.

  3. Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

Как научить ребенка плавать

Лучше всего учиться плаванию с детства, причем, с очень раннего. Сейчас существует масса предложений обучить умению плавать даже месячного малыша. Хотя это он, еще умеет. Для него вода продолжает оставаться естественной средой. Чем взрослее ребенок, тем сильнее его страх перед водой. Поэтому, начинать обучение нужно рано.

Обучая ребенка, следует подбирать различные упражнения, чтобы он не устал от однообразия

Не забывайте, что очень важно научить его правильно дышать

Вот упражнения на дыхание:

  • Пусть ребенок поставить ноги врозь, а руки сцепит за головой. Локти должны быть развернуты в сторону. В таком положении нужно сделать десять глубоких вдохов и выдохов;
  • В таком же положении тела нужно вытянуть руки вверх и отвести их за голову. Подбородок должен быть прижат к груди, а кисти рук сложены вместе. Также нужно сделать десять глубоких вдохов и выдохов;
  • Можно поиграть в «воронку». Для этого посадите ребенка у тазика с водой. Он должен дуть с такой силой, чтобы на ее поверхности появилась воронка.

После того, как ребенок будет знать, как дышать, его можно вести в бассейн и учить плавать. Самые эффективные упражнения следующие:

  • Поплавок. Необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание и сесть под воду. Ноги нужно прижать к груди и обхватить руками;
  • Звездочка. Это упражнение позволяет научиться плавать взрослому и ребенку одинаково эффективно. Звездочка может быть выполнена как на спине, так и на животе. Лучше практиковать оба варианта;
  • Занятие для ног. Ребенок должен лечь на живот и держаться за бортик, при этом быстро двигая ногами;
  • Ныряние. На дно бассейна кладутся игрушки, ребенку предлагается нырнуть и достать их. Конечно, в данном случае понадобятся очки, чтобы малыш видел, что он достает.

После отработки данных упражнений, смело можно добавлять и руки. Чтобы он чувствовал себя уверенно, его следует страховать, подложив ваши руки под грудь

Важно следить за дыханием и поправлять, если оно не совсем правильное

После того, как ребенок начал делать успехи, позвольте ему сделать заплыв самостоятельно от бортика бассейна до другого бортика.

Конечно, в идеале отдать малыша в бассейн, где с ним будет заниматься квалифицированный тренер. Но научить его плавать можно и самостоятельно.

Польза от плавания для ребенка будет огромной. Во-первых, такие физические нагрузки можно давать малышу сразу после рождения. Во-вторых, плавать интересно и не травмоопасно. И очень полезно, так как мускулатура и гибкость ребенка идеально развиваются. Также говорят, что плавание помогает быстрее расти.

https://youtube.com/watch?v=zOmazAmr7Ig

Тонкости обучения плаванию ребенка старше 1 года

Если же в первый год жизни малыша не удалось научить плавать, то это можно делать и позже. Уже можно посещать занятия в бассейне, где профессиональные тренеры подскажут, как вести себя на воде и что делать, чтобы ребенок быстрее научился плавать.

Несколько рекомендаций помогут родителям научить плавать своих детишек, если, конечно, ребенок уже достиг более-менее сознательного возраста:

  1. Прежде всего, сначала ребенка нужно учить держаться под водой, а не над водой. Малыш попросту еще не сможет держать голову над водной поверхностью.
  2. Очень важный момент – научить малыша комфортно чувствовать себя в воде, не бояться ее. Страх (если такой есть) сковывает движения и затрудняет дыхание, поэтому его преодоление поможет гораздо быстрее научиться плавать. Покажите, как можно задерживать дыхание и ненадолго погружаться под воду – на глубине, где в любой момент малыш сможет стать на ножки. Подойдет такое упражнение, как «бочонок» или «поплавок», когда ребенок задерживает дыхание, обхватывает руками ножки, погружается в воду на несколько секунд и затем всплывает.
  3. Если ребенку очень не нравится испытывать дискомфорт от попадания воды в глаза, когда он, ныряя, открывает их, то купите ему очки для плавания. Ему будет гораздо интереснее, если можно детально рассмотреть то, что находится под водой.
  4. Когда уже подныривание и плавание под водой освоено, пора приступать к обучению ребенка тому, как держать голову над водой. Начинать нужно с самого простого. Пускай малыш вначале научится держать нос над поверхностью воды. Совсем необязательно, чтобы это происходило исключительно в горизонтальном положении. Можно привести в пример бегемотов или крокодилов, которые показывают только глаза и нос из воды. Пускай ребенок наберет воздух в легкие, и, приседая, погрузится под воду настолько, чтобы его глазки и носик были над поверхностью. При этом рот плотно закрыт, а ушки тоже могут быть погружены в воду. Со временем нужно добавлять гребущие движения руками. Так малыш научится плыть и одновременно дышать носом.
  5. Научите ребенка в воде выдыхать воздух. Такой способ помогает не допустить попадания жидкости в нос, а также способствует регулированию давления в носоглотке.
  6. Чтобы научить малыша как можно дольше держаться на воде, следует научить его и умению отдыхать непосредственно во время плавания. Малыш должен знать, что когда он устал, можно лечь на спину, оставить над поверхностью глаза и нос. Во время этого можно совершать плавные гребущие движение руками и легкие барахтанья ногами. Такой способ позволяет восстановить дыхание и расслабиться.

Плавание в бассейне или в открытом водоеме – что лучше?

Считается, что плавание на чистом воздухе под солнышком положительно влияет на детский организм. Это верно отчасти. Далеко не каждый водоем оказывается пригодным для того, чтобы плескаться в воде.

  • Во-первых, на многих пляжах сами же посетители оставляют много мусора, который со временем оказывается в воде.
  • Во-вторых, качество воды может не соответствовать санитарно-гигиеническим нормам из-за наличия в ней патогенных микроорганизмов.
  • В-третьих, зачастую на бесплатных пляжах нет пловцов-спасателей, которые вовремя среагируют на чрезвычайную ситуацию. Для малыша водные процедуры в таких местах могут оказаться небезопасными.

Если же вы все-таки хотите отправиться с ребенком на пляж, то желательно выбирать тот, где регулярно проводится уборка мусора и осуществляется санитарно-эпидемиологический контроль.

Родители, которые решили научить своего ребенка плавать, должны помнить о том, что эмоциональное состояние взрослых очень тонко ощущается детьми. Если папа или мама испытывает неуверенность, раздражение, страх, это не будет способствовать успешному обучению. Если вам нужна квалифицированная помощь в этом вопросе или вы боитесь не справиться самостоятельно, в нашей школе плавания помогут и вам, и вашему ребенку.

Читайте далее:

Занятия плаванием с малышами дома и в бассейне

Средства для обучения детей плаванию

Польза плавания для детей дошкольного возраста

Как рыба в воде: как научиться надолго задерживать дыхание

Третья ступень – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность – до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.НА СУШЕ (вводная часть) – Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.
Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.В ВОДЕ (основная часть) – Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.
Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна “Малютка”, посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.НА СУШЕ (вводная часть) – Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.
Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.В ВОДЕ (основная часть) – Начало занятия – игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна “Малютка”, плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Академический вариант

Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

В таком случае нужно делать следующие упражнения.

Дыхание в воду

Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.

Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

Плавание с доской

Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.

Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

Выглядит это следующим образом:

Момент выдохаМомент вдоха

Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).

Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.

Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

Стрелочка

Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.

Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

Подключение рук

После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

Здесь есть три варианта:

  1. Если ноги работали кролем, то на первом этапе можно к ним подключить руки брассом, поскольку такой гребок проще и понятнее ребенку (он близок к интуитивно понятному плаванию по-собачьи).

    Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс”. Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.

  2. Если ноги работали кролем, то можно также и сразу осваивать гребки кролем.

    Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.

    Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

    Результат: ребенок освоил плавание кролем.

Алгоритм обучения плаванию в бассейне

Оптимальное место для обучения ребёнка плаванию — неглубокий бассейн. Открытые естественные водоёмы имеют неровное дно, что может затруднить процесс обучения. К тому же большая площадь водоёмов, а также некоторые природные факторы (ветер, волны) у многих детей могут вызывать или усиливать страх перед водой.

Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенным и защищённым, вода в бассейне не должна подниматься выше уровня его груди

А также важно, чтобы протяжённость бассейна была 5 метров и более. При такой длине бассейна у ребёнка будет возможность выполнять необходимые упражнения

Перед началом обучения приобретите для ребёнка очки для плавания, которые защитят глаза от попадания воды.

Порядок обучения ребёнка плаванию в бассейне:

  1. Перед входом ребёнка в бассейн следует всегда выполнять разминку, чтобы разогреть мышцы и привести их в тонус. Разминочный комплекс может состоять из таких элементов:
    • круговых движений головой;
    • ходьбы на месте;
    • махов руками и ногами;
    • приседаний;
    • поворотов туловища вправо и влево;
  2. Когда ребёнок зашёл в бассейн, ему необходимо время, чтобы привыкнуть к окружающей обстановке. Поэтому первое занятие в бассейне можно посвятить адаптации ребёнка к воде. Пусть ребёнок выполняет такие действия:
    • ходит по дну бассейна;
    • выполняет различные движения руками, стоя на дне;
    • прыгает в воде;
  3. Во время второго занятия научите ребёнка задерживать на несколько секунд дыхание, опустив голову в воду. Предварительно такое упражнение можно освоить в домашних условиях, наполнив ванну или тазик водой. Когда ребёнок научился задерживать дыхание, предложите ему выполнить несложные упражнения:
    • «звезду» — ребёнок ложится грудью на воду, руки и ноги разводит в стороны;

    • «поплавок» — ребёнок обхватывает нижние конечности руками, голову подтягивает к коленям и «зависает» на поверхности воды;
    • «скольжение». Для этого следует воспользоваться плавательной доской. Ребёнок, стоя в воде, должен вытянуть руки с доской вперёд, положить между ними голову, оттолкнуться ногами от бортика бассейна и начать скользить по воде. Тело во время скольжения должно быть абсолютно прямым.

  4. Во время третьего занятия научите ребёнка правильно дышать в воде: делать быстрый вдох через рот, задерживать на несколько секунд дыхание, и, погружая голову под воду, производить длинный выдох носом. Выдох должен быть примерно вдвое дольше вдоха. Позже, когда ребёнок начнёт плавать на длинные дистанции, ему потребуется немного изменить способ выдоха: сначала выпускать воздух через нос, после — через рот. Это необходимо для того, чтобы предотвратить попадание воды в дыхательные пути. Однако при лёгких нагрузках достаточным будет освоение только первого способа выдоха — через нос. Сначала пусть ребёнок потренируется так дышать, не погружаясь в воду. Далее можно отрабатывать приобретённый навык с погружением под воду.

  5. Во время четвёртого занятия пусть ребёнок попробует совместить технику правильного дыхания и упражнение «скольжение».
  6. Во время пятого занятия научите ребёнка работать ногами в воде. Пусть ребёнок возьмётся руками за бортик бассейна, оторвёт ноги от дна и начнёт выполнять ими махи. При этом ноги не должны сгибаться в коленях, движения выполняются за счёт работы бёдер. После этого пусть ребёнок попробует совместить технику скольжения, правильное дыхание и работу ногами.

После освоения начальных элементов можно переходить к обучению ребёнка плавать определённым стилем.

Техники плавания для начинающих

Рассмотрим основные техники и способы, как нужно осваивать каждый вид плавания. Естественно, путь от кроля до баттерфляя будет длительным, но чтобы научиться плавать, каждый новый элемент нужно осваивать постепенно. Более того, каждый стиль способствует освоению других. Поэтому, если заниматься систематически, каких-либо проблем с освоением не будет.

На месте

Этот стиль относится к начальным элементам, которые помогают удерживаться на воде. Тем не менее его больше относят не к упражнениям, а именно к стилям (пусть и неофициально). Основная задача плавания на месте – экономия сил и передышка. Если в условиях бассейна он не столь необходим, то, плавая в открытых водоемах, без него не обойтись. Проще говоря, если вы хотите переплыть речку или озеро, но выносливости на весь путь не хватает, даже 30-50 секунд плавания на месте дадут необходимую для преодоления всей дистанции перезарядку.

Чтобы плавать на месте, нужно постоянно работать ногами. Руки можно удерживать горизонтально или вдоль тела. В первом варианте вы должны руками выписывать полукруги в противоположные стороны (одна рука – по часовой стрелке, другая – против и наоборот). Делайте это так, чтобы верхняя часть предплечий оставалась выше уровня воды. Второй вариант сложнее, но он лучше восстанавливает уставшие мышцы рук. Для этого опустите руки в воду и выполняйте ладонями те же движения, какие вы совершаете ногами

При этом важно глубоко вдыхать: воздух в легких поможет оставаться на воде

Кроль на груди

Это базовый и самый распространенный стиль плавания, потому первые ваши уроки обязательно будут направлены на его освоение. Специфика кроля (от слова crawl, а не «кролик») заключается в выполнении попеременных гребков правой и левой рукой. Движение выполняется всей стороной тела, а не только рукой. Для этого голова отклоняется вправо (при гребке левой рукой) и влево (при работе правой рукой). При отведении головы в сторону выполняется вдох.

Ноги работают постоянно и выполняют обычные попеременные движения. Основная задача для новичков – научиться синхронизировать работу рук и ног и улучшить координацию.

Кроль на спине

Часто этот стиль считают эффективнее кроля на груди за счет экономии энергии. Движения выполняются по тому же принципу, только с измененным положением корпуса. Оба вида кроля не имеют принципиальных отличий, и чаще всего вам придется тренироваться в обоих вариантах, применяя их по очереди.

Брасс

Это сложный стиль, для которого потребуется высокий уровень физической подготовки и хорошая координация движений. Его не стоит осваивать до тех пор, пока вы не будете «на ты» с водой. По технике брасс представляет собой попеременное отталкивание от воды руками и ногами.

Начинается движение с полукругового вращения руками под водой, которое сопровождается выныриванием. После этого необходимо вновь погрузиться под воду. Одновременно согните руки в локтях и вытяните их перед собой, словно прорезаете воду. Ноги выполняют толчок после того, как вы опустили голову под воду. Старайтесь выполнить движение так, чтобы передать импульс от движения головы до толчка ногами, это поможет экономить энергию.

Баттерфляй

Самый сложный и эффектный стиль. Часто, насмотревшись красивых видео, новички считают его относительно легким, но это грубейшая ошибка. Для баттерфляя нужна не только развитая мускулатура, но и идеальная координация. В техническом плане баттерфляй частично схож с брассом, но с той разницей, что руки проделывают не половинный, а полный оборот. Из-за этого стиль и прозвали «бабочкой», потому что движения пловца похожи с полетом. Самому вряд ли удастся научиться этому стилю в полной мере, но под руководством тренера тренировка пойдет быстрее.

Выбор тренера

– Тренер обязательно должен быть пловцом, иначе он не поймет, что чувствует ребенок и что происходит с телом в воде.

– Должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Для этого инструктор бассейнов обучают спасению утопающих, выполнять искусственное дыхание и оказывать первую помощь пострадавшему. Хорошо, если ваш тренер еще и работал спасателем, особенно на открытой воде.

– Образование обязательно педагогическое или тренерское, а не медицинское. Тренер, педагог имеют всю необходимую информацию об анатомии и физиологии ребенка, но помимо этого знают возрастные особенности и психологические аспекты его развития.

– Конечно, важны отзывы других родителей, лучше всего за тренера говорят результаты его работы.

Надеюсь, вы нашли мою статью полезной. Успехов вам и вашим деткам в освоении этого замечательного вида спорта!

25.06.2013