Игры и упражнения для развития
Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.
В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.
В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры
Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.
Отличным занятием станет совместное чтение сказок. Сказки можно читать вслух, или же воспользоваться аудиосказками.
Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел
Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.
Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх
Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.
Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.
В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.
Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:
- нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
- одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
- необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
- старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
- занятия должны быть систематическими.
Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.
Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.
Почему для детей важно играть не на компьютере
Умение обращаться с компьютером облегчает нашу жизнь. Дети сейчас осваивают его рано, поначалу как средство игры. Есть немало хороших компьютерных игр, помогающих развить память, логику, мышление. В умеренных количествах подобные игры улучшают концентрацию внимания, скорость реакции, способность к анализу.
Но ребенок не может сам контролировать время, проводимое за компьютером. Длительное нахождение перед монитором наносит вред здоровью: страдает зрение, осанка. При сильном увлечении компьютером опасности подвергается нервная система. Продолжительный контакт с гаджетами чреват повышенной возбудимостью, нарушениями сна, памяти, резкими перепадами настроения, переутомлением.
Затем наступает стадия компьютерной зависимости, которая требует врачебного вмешательства и характеризуется следующими признаками:
- подмена собственной жизни виртуальным миром;
- утрата коммуникативных способностей;
- нежелание контактировать с окружающими;
- апатия, отсутствие каких-либо инициатив;
- ухудшение аппетита и сна;
- агрессивное сопротивление попыткам ограничить пользование компьютером.
Не выходя на улицу, можно заняться чтением, играть с детьми дома в настольные и подвижные игры. И родители должны быть готовы проводить время с ребенком, научить его получать удовольствие от совместной игры. В ходе ее формируются психические процессы ребенка, складываются условия для развития интеллекта и познания окружающего мира, овладения жизненными умениями. И хорошо, когда партнером в игре выступает любящий родитель, а не компьютер.
Игры с ребенком от 4 до 6 лет
В возрасте 4 года, 5-6 лет особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, причем дети начинают самостоятельно придумывать сюжет, меняться ролями, импровизировать. Им нравятся также подвижные и дидактические игры.
Для ролевой игры можно предложить детям различные ситуации : «Показ мод», «Салон красоты», «Посещение врача», «Посещение ветлечебницы», «Аптека», «Магазин» и т.д. Такая игра понравится и девочкам, и мальчикам. Желательно, чтобы участников было побольше.
Активные игры, которые помогут разнообразить досуг:
- прятки;
- жмурки;
- твистер;
- домашний боулинг;
- «Море волнуется раз…»;
- «Съедобное-несъедобное»;
- «Холодно-горячо».
Не менее захватывающее занятие – сооружение домиков из подручных средств. Для этого подойдут подушки, покрывала, пуфики. Домик легко соорудить и под столом, свесив с него покрывало до пола. Из одного домика в другой можно ходить в гости. А если домик переоборудовать в крепость, то можно вести военные действия против неприятеля.
Для этого возраста можно подобрать много увлекательных настольных игр:
- игры-бродилки;
- конструкторы;
- домино;
- мозаика;
- пазлы;
- лото;
- кубики.
Есть много занятий, способствующих развитию мелкой моторики и при этом интересных для ребенка. Это пальчиковые игры, изготовление аппликаций, оригами. Особо стоит выделить лепку и рисование.
Рисование
У детей возраста 4-6 лет уже хорошо развито воображение. Рисование помогает им реализовать свою фантазию и переживания, успокаивает и умиротворяет. Ребенок получает возможность развить свой вкус, познакомиться с цветами и их взаимодействием. Неподдельный интерес у детей вызывает тестирование различных материалов для творчества: акварели, фломастеров, карандашей, мелков, пальчиковых красок.
Самые первые рисунки – дерево, домик, солнце. Потом приходит желание нарисовать родителей и себя
Ребенку важно, чтобы родители интересовались рисунками, расспрашивали, что происходит на них
Разукрашивать готовые изображения
Раскрашивать лучше начинать вместе с ребенком дома. Когда он увлечется, его можно оставить наедине с раскраской. Это простое занятие приносит ощутимую пользу. Дети учатся правильно держать карандаш, сочетать цвета, раскрашивать аккуратно, не выходя за границы. Заполняя раскраску, ребенок привыкает доводить дело до конца.
Лепка пластилином
Лепка, как и рисование, развивает наблюдательность, творческие способности, усидчивость. Кроме того, при лепке требуются некоторые физические усилия, что способствует развитию мышечного аппарата. Главный инструмент при этом – руки. Занимаясь лепкой, ребенок учится лучше управлять собственными руками. Недочеты при лепке можно легко устранить, также можно дать материалу вторую жизнь. Еще один доступный дошкольникам вид изобразительного искусства – пластилинография, создание лепных картин на горизонтальной поверхности.
Развивающие игры для детей 5-6 лет
Развивающие игры для детей 5-6 лет помогают освоить необходимые в этом возрасте навыки.
Игра 16. ЧистюлиДети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)
Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)
Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)
Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)
Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)
Зубы щеткой чистим мы.
***
Игра 17. Чем не ЗолушкаЦель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
***
Игра 18. Юный архитекторРасскажите ребенку о том, чем занимается архитектор. Рассмотрите фотографии архитектурных построек, объясните, что ни одно здание нельзя построить без предварительного плана, чертежа.
Предложите поиграть в архитекторов: построить дом из кубиков или конструктора по чертежу. На первых занятиях рассматривайте простые конструкции из 4—5 деталей. Попросите ребенка построить дом и сделать чертеж готового строения. Затем возьмите на себя роль строителя, в то время, как малыш станет архитектором, то есть, сделает чертеж.
Усложняя игру, можно построить несколько объектов и схематично изобразить один из них, предложив ребенку найти строение, сверяясь с чертежом.
***Игра 19. УголкиЗадачи:
учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Содержание игры:
Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит» Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.
Варианты:
Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.
***Игра 20. Чей ботинок?Количество играющих: от 3 человек.
Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.
Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает у голящего: «Чей ботинок?».
Голящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.
Ребенок, у которого оказалась пара одинаковых туфель, голит следующим, предыдущий голящий может быть ведущим.
***
Игра 21. Домашнее животноеЕсли в вашем доме есть живое существо, малышу будет чем заняться на досуге. А если нет настоящего, можно завести игрушечное домашнее животное.
Наверняка у вас найдется мягкая игрушка — кошка или собака. А может быть, это будет жираф или слон. Кстати, многие дети мечтают о том, чтобы в доме жила настоящая лошадь с красивыми лиловыми глазами.
Если нет возможности разместить в ваших «апартаментах» живую, купите для начала игрушечную. У ребенка появится круг забот: кормить, дрессировать, выгуливать, ухаживать. Эта игра воспитывает в детях чувство ответственности.
***
Смотрите все развивающие игры для детей 5-6 лет.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЁНКА 10 МЕСЯЦЕВ
Дети в возрасте 10 месяцев стремятся изведать окружающий мир. Попробовать что-либо на вкус, рассмотреть различные предметы. Ребёнку нравится вертеть мелкие вещи в руках, использовать их по назначению. Но, главное, чтобы малышу было не скучно, с ним нужно играть. Именно здесь вы можете найти развивающие игры для ребёнка 10 месяцев.
Детям не свойственно сидеть на месте, поэтому они пытаются куда-то залезть, у них уже появляются свои интересы: рисование, танцы. Но не следует играть с детьми только дома, ребёнку необходим свежий воздух. А игры во дворе куда интереснее, чем в квартире.
Тренируем ножки.
Чтобы малыш ровно и стойко держался на своих ножках, нужно поиграть с ним в следующую игру: построить небольшие барьеры, через которые можно легко переступить. На прогулке ходить не только по асфальту, но и по песку. Пусть ребёнок научится ходить в любом месте. Дома сделать велосипед ножками, сначала родители пусть помогают ребёнку перебирать ногами, а потом привыкнет и сам будет так делать.
Ловкость рук.
Если с ребёнком нет времени поиграть, загрузились домашней работой, то можно предложить малышу поиграть в такую игру: пусть ребёнок возьмёт какой-нибудь небольшой предмет и начнёт кидать в ведёрко. И ребёнок занят, и находится всегда в поле зрения.
Во время купания также можно поиграть в развивающую игру. Нужно дать малышу губки, а он пусть пробует выжимать их. К тому же ребёнок может переливать воду из одной банки в другую или наполнять банку водой с помощью ложки. Все эти упражнения разовьют кисти рук малыша.
Развиваем интеллект.
Перед ребёнком положить парные предметы, это могут быть носки, обувь, рукавицы. Малышу нужно отыскать каждой вещи свою пару. Цвета должны максимально отличаться, а число предметов не превышать пяти.
Для развития памяти подойдёт следующая игра: приготовить альбом с фотографиями родственников, рассказывать о них различные истории. После чего попросить малыша показать, где находится тот или иной человек.
Уборка.
Дети постоянно разбрасывают свои игрушки по всей квартире. Их необходимо приучать к порядку. Поэтому стоит с ребёнком поиграть в интересную игру. Следует приготовить коробки, куда малыш станет бросать свои игрушки. Как только какая-нибудь вещь попадёт на дно, издастся звук
Это привлечёт внимание малыша. Он будет постоянно подходить к коробке и бросать туда свои вещи, чтобы проверить, что там за звуки
Поиск.
На глазах ребёнка спрятать его любимую игрушку за спину, под подушку, под коробку. Малыш тут же начнёт её искать и быстро найдёт. Постепенно следует усложнять задачу и прятать в более сложные места. Обязательно хвалить ребёнка за каждую найденную игрушку.
Кубики.
Существует множество кубиков с изображением животных или букв русского алфавита. Ребёнку показать кубик и сказать, что на нём изображено. Например, если на картинке находится поросёнок, то нужно научить ребёнка озвучивать животное (хрю-хрю). Постепенно малыш запомнит. Теперь у него можно будет спросить. Буквы пусть повторяет за родителями, а потом он уже сам начнёт их называть.
Рисование.
Пусть малыш учиться рисовать не только на бумаге карандашом или кистью, но ещё и на различной поверхности. На улице можно взять палочку и рисовать на земле или снегу. Дома — водить пальчиком по муке, крупе и изображать какой-либо рисунок.
В мире существует много игр для детей 10 месяцев, которые развивают память, мышление, мелкую моторику и т. д. Играть можно как дома, так и на улице. В первое время обязательно нужно помогать ребёнку и следить за его действиями. Малышу будет интересно выполнять различные задания. Ведь дети любят подвижные игры. Источник
Самое читаемое:
Народный рецепт для заживления гнойных ран. Вытяги…
Чудо рецепт от сильного кашля, который работает мг…
70 загадок про героев мультфильмов и сказок
Польза укропной воды для новорожденных
Виды развивающих занятий
Сколько должен весить ребенок в 11 месяцев
Развивающие занятия условно можно разделить на следующие виды:
- Физические,
- Сенсорные,
- Познавательные,
- Речевые.
Игры для физического развития
Активные игры с 8 месячным ребенком приветствуются, так как в этом возрасте требуется хорошо овладеть движениями с изменением положения тела в пространстве: переворачиваться, садиться, ложиться, вставать, а также переступать, держась за опору.
В игровой форме следует стимулировать ползание. Можно прятать любимую игрушку на расстоянии полутора-двух метров от непоседы, накрыв ее платочком, или опуститься на колени и ползать вместе с карапузом, играя в догонялки.
Начиная с этого возраста, малышу нравится самостоятельно подниматься на ноги, придерживаясь за опору, или даже ходить, крепко хватаясь за пальцы взрослого.
Вскоре это приведет к первым самостоятельным шагам. Можно попробовать ускорить процесс освоения ходьбы в виде игр с 8 месячным малышом. Для этого два стула располагаются рядом на расстоянии шага ребенка. Яркую игрушку ставят на один из стульев. Кроха тянется за игрушкой и, придерживаясь, встает. В этот момент игрушка должна быть перемещена на соседний стул, это подтолкнет ребенка потянуться за ней и совершить шаг, перейти от стула к стулу практически без опоры.
Уверенное хождение невозможно без развитого вестибулярного аппарата. Именно он позволяет удерживать равновесие. Развить еще несовершенный детский вестибулярный аппарат помогут специальные игры с ребенком 8 месяцев:
- подбрасывание;
- раскачивание на качелях, руках или ноге;
- катание на фитболе.
Катание на фитболе
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев
Существуют методики, направленные на создание вокруг малыша условий, способствующих гармоничному развитию личности. Частью одной из таких методик являются игры развивашки, целью которых становятся развитие и совершенствование с течением времени мелкой моторики, мышления и воображения.
Приспособления для развития мелкой моторики:
- Сенсорные подушечки или мешочки, которые мама может сделать из лоскуточков ткани. В качестве наполнителей используются крупы, макаронные изделия, орехи. Лоскуточки можно сделать из разных на ощупь тканей: гладких или шершавых, что поможет развить тактильную чувствительность.
- Пластилин можно сделать в домашних условиях из муки и соли в равных пропорциях, разбавляя водой до нужной консистенции.
- Пуговки разных цветов, форм и рельефов, пришитые к ткани.
- Пальчиковые краски, способствующие также творческому развитию.
Дети в этом возрасте должны уметь выполнять «пинцетный» и «щипковый» захват пальчиками. Для тренировки используются ленточки или шнурки, а также игрушки небольшой величины или даже крошки со стола.
Познавательные занятия и игры с детьми 8 месяцев
Малыш познает мир вокруг него: открывает дверцы шкафов, интересуется содержимым ящиков, пробует игрушки на вкус, стаскивает покрывало с кровати, оценивает падение брошенного им предмета, прислушивается к звукам.
Понимание причинно-следственной связи приходит во время занятий с музыкальными инструментами или предметами, привязанными веревочкой, например, воздушный шарик: стоит дернуть за веревочку, шарик прилетит.
Родители учат младенца правильному обращению с предметами: надевать кольца обратно на стержень, закрывать открытую коробку, вновь строить разрушенную башню из кубиков. Подобная деятельность позволяет малышу разносторонне смотреть на предметы и учиться заниматься самостоятельно.
Малыш развивает тактильные ощущения
Развитие слухового внимания и речи
Взрослому необходимо чаще обращаться к ребенку, вовлекая его в диалог. Следует сопровождать свои действия простыми фразами, чтобы карапуз запоминал слова и учился понимать, какое действие от него требуется, или о каком предмете идет речь.
Малыш подражает взрослому, выполняя просьбы «дай», «покажи», «где».
В этом возрасте можно тренировать звукоподражание. Следует играть в бубен или звенеть колокольчиком, произнося при этом простые слоги.
Стоит обращать внимание младенца на звуки, которые можно услышать дома или на улице
РИСУЕМ БЕЗ ГРЯЗИ
Каждой маме знакома формула «5 минут рисования ребенка = полчаса уборки». С другой стороны, сдерживать творческие порывы юного художника так не хочется. Ведь польза рисования, вне всякого сомнения. Ну, что ж, экспериментировать с цветом и формой иногда можно и БЕЗ ГРЯЗИ. Вам понадобятся: папка-файл на застежке, краски, блестки, скотч и детское масло.
В папку-файл добавляем сначала детское масло, затем краски (в пропорциях примерно 1:1), по желанию можно добавить блестки. Затем аккуратно выпускаем, как можно больше воздуха и плотно застегиваем файл. Для надежности обклеиваем застежку скотчем. Творим шедевры пальчиками!