Питание ребенка в 11 месяцев

В возрасте 11 месяцев многие дети все продолжают получат грудное молоко или адаптационную смесь. И это правильно, так как такое вскармливание рекомендовано как минимум до года. Однако, для малышей 11 месяцев оно уже не является основным и больше подходит в качестве ужина и ночных кормлений (если малыш еще просыпается ночью). Днем же ребенок должен получать иную пищу, разнообразную и приготовленную специально для него. Рассмотрим пример рекомендованного специалистами меню одного дня для крошки данного возраста:

  1. Завтрак после пробуждения – грудное молоко/смесь;
  2. Второй завтра – каша, желток яйца, сок или компот;
  3. Обед – немного жидкого супа на овощном бульоне, пюре из овощей, пюре из мяса, хлеб;
  4. Полдник – кефир, творожок, пюре из фруктов, детское печенье;
  5. Ужин перед сном – грудное молоко/смесь.

Список продуктов, которые можно давать малышам 11 месяцев, достаточно разнообразен. Он включает себя практически все овощи, некоторые фрукты, соки, нежирное диетическое мясо, некоторые виды рыбы, кисломолочные продукты, макаронные изделия, хлеб, злаковые, детский чай, печенье. Среди особенностей детского меню можно выделить несколько самых важных, о которых родителям всегда стоит помнить:

  • Пища для малыша должна готовиться на пару или отвариваться. Не допускается жареное, копченое, соленое.
  • Категорически нельзя кормить малыша аллергенными продуктами. Например, медом, цитрусовыми, конфетами и шоколадом, орехами.
  • Цельное коровье молоко до года противопоказано!
  • Чтобы отследить появление аллергии на тот или иной продукт, вводите его постепенно, в течении недели, больше не давая в этот период ничего нового.
  • Продукты домашнего приготовления предпочтительнее заводских. Однако, их можно сочетать с баночным пюре в одном блюде, чтобы меню малыша было более разнообразным и насыщенным. Например, вы можете отварить морковь с кабачком, размельчить их блендером или растолочь вилкой, добавив немного бульона и смешать с мясом из баночки, предназначенным для детского питания. Получится вкусный многокомпонентный обед.

Помните, что детские каши для заваривания и пюре из баночек вполне приемлемы для питания детей. На производстве такая продукция проходит строгий контроль качества. Однако, нередко она портится уже в точках продаж при неправильном хранении и эксплуатации. Поэтому всегда следите за качеством приобретаемой продукции, сроками годности, прежде чем давать ее малышу, пробуйте сами на вкус.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7—8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка — его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши — молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон — только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы — 50 г, овощей — 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас — «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Благодаря своей любознательности ребенок в 11 месяцев непрерывно находит себе новые занятия и получает новый опыт. И родителей малыша в этом месяце ждет много интересного! Не существует строгих указаний, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Малыш исследует окружающий мир буквально «на ощупь» и, возможно, даже уже на своих двоих. Ваш план на этот месяц: сделать окружающее пространство безопасным для ребенка и со спокойствием наблюдать, как он совершает новые открытия.

Рост и физическое развитие: Не стоим на месте

В этом возрасте ребенок растет уже не так активно, как в предыдущие месяцы. Причиной тому его активный «образ жизни». Ползая, играя, он сжигает массу калорий. Тем не менее ближе к году вес ребенка может в три раза превосходить его вес при рождении. Если вас беспокоит, как ребенок набирает вес или его самочувствие, проконсультируйтесь с педиатром. На осмотрах врачи используют таблицы роста, чтобы отслеживать развитие ребенка. Возможно, вам будет интересно разобраться, как устроены эти таблицы.

Первые шаги малыша – это очень волнительный момент. Не паникуйте, если заметите, что его ступни развернуты наружу (как косолапость наоборот). Это часто бывает у детей, когда они только начинают ходить. У ребенка, который только встал на ножки, связки бедра еще достаточно слабенькие, поэтому ступни выворачиваются наружу. В течение нескольких месяцев после первого дня рождения связки окрепнут, и малыш начнет ставить ножки прямо.

Ощущения: Знакомство «на ощупь» и текстуры

Чтобы расти и развиваться, ребенок в 11 месяцев задействует все свои органы чувств, в том числе он исследует окружающий мир «на ощупь». Если вы уже приняли все меры безопасности, пусть малыш знакомится с пространством, но все же под вашим присмотром. А если вы еще не обезопасили свой дом для маленького члена семьи – вот все, что вам нужно знать о безопасности ребенка дома. Дети любят открывать шкафчики, выдвигать ящики и изучать найденные «сокровища». Все найденное, как правило, оказывается во рту, поэтому помните про безопасность

В доме и снаружи найдется масса интересных для ребенка предметов – обратите на них его внимание

Кстати говоря, нет нужды покупать дорогие и замысловатые игрушки. Предметы из этого списка обычно интересны малышам и помогают развитию:

  • чашки, миски и небьющиеся контейнеры;

  • книжки из плотного картона с крупными картинками;

  • мячи разного размера (кроме маленьких, которые могут поместиться во рту у ребенка);

  • рулоны из картона, картонные упаковки от яиц или пустые бутылки из-под воды;

  • кубики или другие устойчивые детали, которые можно ставить друг на друга.

Попробуйте сделать «сенсорный мешочек», наполненный визуально любопытными для малыша предметами, которые интересно (и безопасно!) потрогать и понюхать.

Движения: Путешествуем с опорой

Вы были свидетелем, как за последние месяцы развивались моторные навыки малыша, улучшались координация и способность сохранять равновесие. И, возможно, вот-вот он сделает первые шаги. Пока малыш ползал, подтягивался и вставал, укреплялись его мышцы ног. Скоро он будет готов сделать первые шаги, придерживаясь за мебель. Когда это случится, можете официально считать, что ваш малыш ходит!

Проверьте, что вы обезопасили все острые углы и надежно закрепили мебель, которая может упасть, если малыш будет за нее держаться. Вы можете придерживать его за ручки, пока он учится ходить.

Когнитивное развитие: Дети-билингвы

Если вы семья билингвов, сейчас самое время задействовать оба языка в общении с ребенком (если вы еще этого не сделали). У детей есть уникальная способность: если с ними постоянно говорить на двух языках, они могут заговорить на обоих. Иногда они могут путаться (это естественный этап в речевом развитии), но результат изучения двух языков с раннего возраста – более продвинутое владение обоими.

Одновременно с речью развивается и восприятие на слух. Возможно, что ваш малыш уже может выполнить простые указания, например когда вы просите его помахать «пока-пока» или взять игрушку. В этом возрасте дети узнают, что у предметов (которыми они раньше гремели и разбрасывались) есть свое назначение. Вы можете наблюдать, как малыш начинает использовать вещи «по назначению»: пить из чашечки или прикладывать к уху телефон.

Эмоциональное развитие

Постепенно кроха осваивается в основных звуках окружающей действительности и выбирает правильный вариант реакции. Так на звук открываемой двери малыш оборачивается, услышав название знакомого предмета – ищет его глазами.

Особое удовольствие малышу доставляет исследовать различные ящики, коробки, сумки. Извлекая разнообразные новые и знакомые предметы, малыш проявляет большой спектр эмоций: удивление, радость, восторг, задумчивость и т. д.

В 10 месяцев можно заметить, как у малыша появляются любимые игрушки и предметы, которые он носит с собой, постоянно просит. Попытка забрать у карапуза интересную ему вещь вызывает у него злость, капризы и даже ярость. Появление этих эмоций – хороший признак совершенствования нервной системы, но не стоит часто позволять крохе их чувствовать.

В ответ на предложение родителей поиграть в подвижные игры, 11-ти месячный кроха радостно смеется и внимательно слушает, что нужно делать. Если вы рассказывали крохе потешки про «Козу рогатую» или «сороку-ворону», то теперь кроха знает, чего ждать, хохочет, услышав знакомые слова, пытается спрятаться от попытки его пощекотать, хлопает в ладоши, загибает пальчики.

Эмоциональное развитие ребенка 11-го месяца жизни достигло пика и малыш уже с легкостью не только распознает эмоции окружающих людей, но и точно подбирает необходимый вариант для донесения своих ощущений маме или папе. Спектр эмоциональных проявлений очень широк, карапуз испытывает практически все эмоции, доступные взрослому человеку

Для стабильного развития нервной системы, следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, частоту негативных проявлений и корректировать режим, занятия, нагрузку, ориентируясь на эти показатели. При чрезмерной негативной реакции малыша следует проконсультироваться с участковым педиатром

Общение и игра с 11-месячным малышом

Теперь не только ему интересно с тобой как с собеседником – кроха уже сам может развлечь тебя. Он с удовольствием демонстрирует широкий арсенал пантомим, которые вы с ним разучили (махание ручкой на прощанье, изображение летающих птичек или самолетов, показ частей лица и тела на себе, на маме, на кукле и т. п.). Он стремится вызвать радость на твоем лице. Поэтому щедро вознаграждай все его выступления, да и вообще хвали почаще – это, пожалуй, самый важный совет для мамы 11-месячного малыша.

Получив одобрение, кроха готов бесконечно повторять действие, вызвавшее его. Так ты мотивируешь ребенка учиться у тебя бытовым навыкам и перенимать жизненный опыт. Поэтому после первой самостоятельной попытки игрушечной ложкой накормить куклу и после одобрения со стороны мамы, малыш с удвоенным усердием будет стараться освоить ложку, когда будет есть сам. Аналогично происходит приучение к зубной щетке, снятию тапочек при влезании на диваны, выбрасыванию яблочных огрызков в мусорное ведро и т. п. То есть достаточно хвалить, и малыш будет сам упорно учиться все делать правильно – ведь так приятно получить признание от самого близкого человека.

Таким способом лучше всего постигать необходимые жизненные премудрости – с удовольствием, а не через принуждение. Поэтому еще раз повторимся: хвали почаще, не бойся, в таком возрасте «перехвалить», равно как и «переласкать» ребенка невозможно.

Навыки и умения одиннадцатимесячного ребенка

Кроха в одиннадцать месяцев уверенно стоит на ногах, придерживаясь при этом за любую опору или за родительскую руку. Передвигается в ходунках, ходит, держась за стену или игрушку-каталку. Некоторые малыши уже самостоятельно стоят без опоры или даже ходят, удерживая в руках какие-либо предметы для равновесия.

Ребенок уже может садиться из положения стоя, хотя это пока ему дается непросто. В одиннадцать месяцев карапуз хорошо ползает на четвереньках, уверенно и без поддержки сидит на протяжении длительного времени. Во время хватания предмета, малыш определяет его размеры и раскрывает ладонь в соответствии с ними.

Малыш может показывать пальцем на интересующие его предметы. Дети в этом возрасте довольно успешно орудуют ложкой и могут набирать в нее еду. Чашку ребенок держит двумя руками. Он полностью освоил щипковое хватание и теперь без проблем поднимает с поверхности даже самые мелкие предметы. Карапуз может ставить один кубик на другой.

У многих одиннадцатимесячных малышей уже имеется по четыре резца: два внизу и два вверху. Также могут начать прорезаться коренные зубы сверху и снизу. Хотя зубы в этом возрасте бывают не всегда. Если они еще не появились, не следует паниковать. Скорее всего, они прорежутся до года. При их отсутствии у годовалого малыша, его следует показать врачу и пройти обследование.

Одинадцатимесячный малыш уже всё понимает

В одиннадцать месяцев ребенок произносит простые слова с обобщенным смыслом. Он умеет выговаривать «мама» и «папа». Может попросить поесть, указывая на любимый продукт. В этом возрасте карапуз уже знает до четырех слов, а остальные повторяет за взрослыми. Ребенок четко осознает, что родителями можно манипулировать. К примеру, поняв, что на его плач взрослые идут быстрее, он хныкает специально для привлечения внимания. В этом случае в глазах ребенка не будет слез, а только полная сосредоточенность. В одиннадцать месяцев кроха понимает практически все, что ему говорят родители. Он может выполнять многие их просьбы.

Качает в такт головой под слова «да» и «нет». Если карапуз ставит перед собой цель, он настойчиво добивается ее, и может по нескольку раз повторять одни и те же действия, если они не приводят к желаемому результату. Сделав то или иное действие, ребенок ждет, чтобы родители его одобрили и похвалили.

Когда взрослые играют с малышом, он старается сделать все, чтобы его поведение смогло их рассмешить или удивить. На данном этапе своего развития, карапуз понимает, когда с ним играют и шутят, а когда, нет. Ребенок становится сообразительным. Он может спихивать предметы со стола, переворачивать коробку с игрушками, чтобы достать ту, которая ему нужна. Одиннадцатимесячные малыши могут играть в простые сюжетные игры, к примеру, качать мишку или кормить куклу.

Психическое развитие 11-месячного крохи

Продолжается формирование речевых навыков пополняется словарный запас, появляются в лексиконе короткие слова. Малыш все активнее пытается повторять услышанные звуки и слова взрослых. Ребенок умеет попросить еду или питье (например, «ам-ам»), озвучить голоса животных (например, «ав-ав).

Малыш понимает просьбы взрослых, может подать или взять нужный предмет, бросить игрушку. Слушая разговор взрослых, может повторять отдельные слоги или слова (например, «дай», «нет»), понимает и показывает покачиванием головы «да» и «нет».

Умеет хитрить, понимает, как привлечь внимание взрослых. Может начать хныкать, чтобы на него обратили внимание или взяли его на руки

Во время игры проявляет настойчивость в достижении цели. Например, долго и упорно складывает кубики один на другой или кладет мелкие предметы в большую емкость. Любит похвалу и реагирует на нее улыбкой.

Ребенок проявляет сообразительность при манипуляциях с предметами. Он может высыпать из большой коробки все предметы, чтобы найти нужную игрушку или мячом сбить другую игрушку.

Проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм. Ребенок кормит или качает куклу или мягкую игрушку, прижимает ее к себе, чтобы пожалеть, причесывает ее, катает на машинке или в игрушечной коляске.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Основные навыки ребенка – ползание на четвереньках, уверенное и самостоятельное сидение и твердое стояние у опоры.
  • Проверка внимания ребенка проводится методом игры. Попробуйте несколько раз класть и вынимать игрушку в коробку и из коробки и закрывать ее крышкой. Сможет ли ребенок сообразить, что игрушка находится в закрытой коробке.
  • Малыш должен знать назначение обычных бытовых предметов таких, как ложка, чашка, расческа, мочалка и уметь показать движениями, как ними нужно пользоваться.
  • Ребенок должен уметь нанизывать колечки на стержень пирамидки, и ставить кубики один на другой (хотя бы 2-3 кубика).
  • Малыш должен уметь выбрать по просьбе взрослых одну игрушку из большого количества предметов. Например, попросите его подать вам машинку или мячик. Хорошо даже если ребенок просто указывает пальчиком на нужный предмет.

Психическое и эмоциональное развитие

Процессы, происходящие в головном мозге ребенка на 11-ммесяце жизни, набирают обороты, не всегда малышу удается справиться с нагрузкой без негативных проявлений. Кризис первого года жизни возникает из-за разницы в физическом и психическом развитии. Кроха уже хорошо умеет проявлять свои эмоции и не стесняется это делать, поэтому понимая невозможность совершить то, или иное действие, он злится, кричит и плачет. Проявляется эмпатия, малыш может расплакаться, видя слезы другого ребенка, рассмеяться в ответ на ваш смех.

Набранный темп психологического развития побуждает ребенка ежедневно отправляться на поиски новой информации, копировать поведение взрослых, находить неизведанные предметы дома и на улице. Дома малыш чувствует себя в безопасности и это ощущение придает ему смелости в стремлении достать, потрогать и рассмотреть все, что находится выше его роста или спрятано в шкафу. Будьте внимательны к порывам крохи, постарайтесь обезопасить окружающее пространство заглушками для розеток, блокираторами и т. д, чтобы не прибегать все время к одергиванию и запретам.

Заметен прорыв в умственном развитии. Кроха уже знает много предметов и живых существ, понимает простые слова-обобщения, может отличить игрушки по форме. Понимание обращенной к ребенку речи расширяется, кроха начинает запоминать имена близких людей, безошибочно выполняет простые просьбы (подай, покажи, принеси), понимает и выполняет игровые задания (покатай машинку, покачай куклу). Если попросить чадо построить башенку, то он с удовольствием возьмется за кубики, услышав просьбы собрать игрушки – будет складывать их в предложенную коробку и т.д.

Чтобы психическое и эмоциональное развитие не сбавляло оборотов, хорошо в этот период позволять карапузу проявлять самостоятельность в действиях. Разрешайте малышу самостоятельно выполнять все те действия, которые ему под силу (пить из чашки, открывать коробки, собирать пирамидку).

Между 11 и 12 месяцами происходит формирование собственного «Я» ребенка. Малыш уже понимает, как его зовут и что он отдельный человек. На данном этапе взросления происходит зарождение самоощущения и доверия к окружающему миру. Чтобы кроха не боялся познавать новое, чувствовал себя комфортно, на рубеже 11 и 12 месяцев необходимо окружить его лаской и нежностью, говорить ему о своей любви и его индивидуальности. Теперь малыш остро чувствует иронию, обижается, если с его поведения смеются.

Рацион питания одиннадцатимесячного ребенка

Время прикорма малыша уже закончено и к одиннадцати месяцам его уже следует полностью перевести на «взрослую» пищу, которая должна готовиться для него в определенных условиях. Еду для малыша нужно варить или тушить, в ней должно содержаться минимальное количество соли, специй и сахара. Теперь крохе можно не готовить пюриванные овощи и кашу, будет достаточно измельчать приготовленную пищу из общего меню.

В одиннадцать месяцев кроха должен съедать около литра пищи, плюс к этому необходимо добавить соки и чаи. Кормить ребенка нужно, как и раньше не менее пяти раз в день, такой схемы будет необходимо придерживаться до двух лет.

Так как ко всем основным продуктам карапуз уже привык, теперь можно вводить апельсины, томаты и манго, но с ними нужно быть осторожнее, так как они являются аллергенами. Пока малышу нельзя давать шоколад, коровье молоко, кофе, мед, чай, грибы и орехи.

Если ребенка до сих пор кормят грудью, то грудное молоко он получает в утреннее кормление и перед сном, также некоторые мамочки кормят детей и ночью по требованию. Те женщины, которые хотят отучить карапуза от груди, к году, к одиннадцати месяцам сводят количество кормлений до минимума, давая ребенку грудь раз в сутки только перед сном. Однако если мамочка не планирует прекращать кормление, ребенка следует продолжать кормить тогда, когда он будет сам этого хотеть.

Эмоционально-социальное развитие ребенка 11 месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Малыш внимательно присматривается к действиям взрослых, начинает подражать некоторым из них. Проявляет заинтересованность жизненными ситуациями, связанными с развязкой близкими взрослыми разных нравственных коллизий. Заигрывает с приятными взрослыми, анализирует их реакцию на заигрывание.

Знакомство с собственным телом

Ребенок открывает для себя свой пуп, рассматривает его, ощупывает. Интерес вызывают половые органы: малыш внимательно рассматривает их во время мочеиспускания, время от времени подергивает их. Стучит себя по голове руками, игрушками, может стучать головой о твердые предметы, реагировать на свои ощущения плачем. По просьбе матери и других членов семьи охотно показывает на себе, на них, на кукле различные части тела. Гладит по головке себя, маму, папу.

Эмоции

Ребенок 11-ти месяцев активно проявляет разнообразные переживания, передает жизненные впечатления мимикой, жестами, действиями различной интенсивности, тональности голоса. Все ярче проявляет благосклонность к матери и отцу, всячески демонстрирует ее, радуется этому.

Все четче дает о себе знать мотивация достижения, малыш стремится добиться успеха, чувствует, довольны ли им взрослые, радуется одобрению “Молодец!”. Если ребенку что-то не нравится, кричит пронзительным голосом. Радуется, когда называют приятного ему человека, отсутствующего рядом с ним.

Социализация

Ребенок начинает провоцировать взрослых к определенным действиям и внимательно наблюдает за ними. Выделяет неприятные стороны поведения взрослых в конфликтных ситуациях, их отрицательные эмоции, перенимает, копирует мимику и жесты, не переживая при этом данные самые эмоции.

Общение

Существенно расширяется репертуар жестовый речи ребенка, растет его пассивный словарь. Малыш указывает пальцем на все, что его заинтересовало требует комментария взрослого человека. Все чаще присматривается к выполнению взрослыми норм цивилизованного общения. Развлекает и веселит родителей и членов семьи, получает от этого удовлетворение. Охотно играет с родными взрослыми, дифференцирует, с кем и чем именно хочет заниматься.

Задача развития 11 месячного ребенка:
– создавать благоприятные условия для становления элементарных форм самостоятельного поведения ребенка; – поддерживать его стремление в течение определенного времени заниматься самостоятельно;

развивать способность к подражанию, используя для этого сюжетные игры;

приучать ребенка быть приятным в общении с окружающими, одобрять попытки удержаться от плача и вопля в общественных местах;

стимулировать исследовательское поведение малыша, поддерживать его попытки использовать для этой цели предметы-подставки;

воспитывать у ребенка умение нежно касаться тела (собственного и других людей), знакомясь с различными его частями;

рассказывать ребенку все, что его заинтересовало в окружающей среде или в нем самом, сопереживать открытиям малышом нового.

Организация жизнедеятельности

Организуйте жизнедеятельность ребенка, ориентируясь на его возросшие возможности. Расширяйте степень свободы ребенка, проявляйте удовлетворенность тем, что он в течение определенного времени с интересом играет сам, одобряйте результативные предметные действия.

Проявляйте доброжелательность по отношению к ребенку, будьте внимательны к потребностям малыша, проявляйте любовь, показывайте, как его ценят. Такое отношение взрослых вызывает у малыша чувство привязанности, защищенности, доверия к взрослому.

Полноценному эмоционально-социальному развитию малыша способствовуют: четкое соблюдение матерью и отцом норм цивилизованного общения друг с другом и с ребенком, организация совместной с малышом предметно-практической деятельности, поддержка элементарных сюжетных игр.

Показатели эмоционально-соцального развития ребенка:

способен к самостоятельным кратковременным занятиям;
– наследует поведение взрослых;
– наблюдает за реакциями взрослых при разрешении ситуаций морального выбора;
– пытается веселить, смешить приятных взрослых;
– прибегает к жестовому общению;
– проявляет интерес к пище взрослых, к действиям родителей;
– переживает положительные эмоции при упоминании взрослым отсутствующего приятного человека.

Как помочь малышу развиваться

Не ограничивайте малыша в ношении на руках. Старайтесь по возможности брать его на ручки. Несмотря на то что он уже ползает и скоро пойдет, он все еще нуждается в этом на уровне психологической близости.

Помогайте развивать малышу речь. Если он произнес какое-то новое или непонятное слово, старайтесь понять или отыскать предмет, который он назвал. Необходимо также играть в речевые игры:

показывайте тематические карточки Домана;
соберите различные игрушки в мешок. Доставайте их по одной и называйте. В мешочек также можно собрать предметы домашнего обихода (ложка, кружка, расческа);
лучше всего слова запоминаются во время игры. Поэтому старайтесь обучать малыша играючи

Старайтесь большее внимание уделять существительным, они запоминаются проще всего;
во время повседневных дел обращайте на них внимание малыша. Рассказывайте в подробностях что и как вы делаете;

читайте вместе с малышом книжки с картинками;
разыгрывайте перед ребенком обыденные сцены из жизни

Старайтесь при этом растягивать слова и повторять их несколько раз. Например, помашите ему рукой и скажите «пока-пока»;

Если малыш плохо говорит, обратите внимание на то, как он ест. Часто эти моменты взаимосвязаны из-за слабости челюстного аппарата

Для его развития можно дать ребенку погрызть сухарик или морковку.

Также развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук. Необходимо продолжать ее развивать. Для этого можно делать следующее:

  • во время купания можно предложить ребенку ловить руками различные мелкие предметы в ванной, например, резиновых уточек или рыбок. Эта игра разовьет не только моторику рук, но и зрительную координацию;
  • насыпьте на поднос мелку крупу. Возьмите палец ребенка в свою руку и нарисуйте что-нибудь. Затем предложите ребенку нарисовать самостоятельно;
  • возьмите предмет в форме кольца, который залезет на вашу руку. Покажите ребенку, как рука проходит в него. Затем отдайте кольцо малышу и предложите надеть его на вашу руку. Необходимо помогать ребенку, навык надевания он освоит не сразу;
  • проводите творческие занятия с рисованием и лепкой. Не стоит покупать толстые и большие фломастеры или карандаши. Лучше ограничиться маленькими и тонкими, с минимальным количеством цветов;
  • возьмите две чашки и насыпьте в одну из них крупу или налейте воду. Покажите ребенку как переместить крупу или жидкость из одной чашки в другу. Затем предложите ему сделать то же самое самостоятельно.

Некоторые родители замечают, что дети, которые научились хорошо ползать, начинают ходить гораздо позже. Не стоит переживать по этому поводу и заставлять малыша встать только потому, что кто-то из его ровесников уже освоил этот навык. Малыш в любом случае научится ходить, сейчас он не в том возрасте, чтобы переживать по этому поводу

Очень важно не пропустить стадию активного ползания, ведь она очень полезна для дальнейшего развития. Ученые выяснили, что такие дети начинают говорить раньше и лучше, и имеют хорошую осанку

Вы должны продолжать делать гимнасту и массаж.

Совсем скоро у вашего малыша будет первый день рождения. Продумайте детали праздника. Постарайтесь сделать его веселым, но неутомительным для малыша.

Понимание и разговор

К этому времени малыш уже может произносить самые разнообразные звуки, которые иногда складываются в слова. Такие словечки, как «дяй-дяй», «ам-ам», «ба-ба» и им подобные малыш произносит одними из первых. Часто слова звучат не совсем правильно – «ба-баб» или даже «абаб». В таких случаях малыша надо поправлять, четко произнося нужное слово несколько раз подряд.

В одиннадцать месяцев дети начинают интересоваться содержанием книжек с картинками, выделяя их из остальных игрушек. Малыш самостоятельно переворачивает страницы, рассматривая картинки. В это время ему нужно рассказывать, что изображено на картинках, какие звуки произносит каждое из нарисованных животных. Вскоре дети и сами смогут показывать животных по Вашей просьбе, а через некоторое время — и озвучивать.

В данный период ребенок только учится говорить, но понимает гораздо больше. Одиннадцатимесячные дети уже способны обобщать предметы и выбирать из разных игрушек однотипные — только кубики или мячики. Малыши начинают понимать несложные сюжеты, им можно читать коротенькие сказки и стихи, показывать видео. Ребенок не только воспринимает предметы целостно, но и различает их части– показывает «носик» или «ушко» на себе или на игрушке.

Мнение доктора Комаровского

Очень многие мамочки воспитывают своих детей по методике доктора Комаровского. Известный педиатр имеет свою точку зрения на нормы развития детей

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, Комаровский подчеркивает важность умения понимать речь. Малыш уже отвечает на просьбы и обращения взрослых движениями головы или рук

В то же время доктор уверяет родителей, что не нужно слишком опираться на требования различных методик, а также сравнивать своего ребенка с другими. Позвольте расти малышу в комфортных условиях, когда он делает что-то только тогда, когда хочет. Основными моментами, где это правило должно работать, по мнению Комаровского, являются вопросы питания и приучения к горшку. В первом случае не нужно кормить ребенка по часам или тогда, когда вы считаете, что ему уже пора. Есть малыш должен только тогда, когда сам проголодался. Это основа правильной работы пищеварительной системы, желудочно-кишечного тракта и собственно развития ребенка.

Что касается горшка, то здесь также не надо опираться на успехи других детей. Если приучить ребенка к горшку в 11 месяцев, эффект будет весьма нестойкий и вполне возможно, что, повзрослев, малыш начнет отвоевывать свои позиции

Именно поэтому важно начинать учить ребенка чему-то только тогда, когда вы видите, что он к этому готов