Советы врачей

Психологи и педиатры за период долгого существования этой проблемы сформировали основные рекомендации, позволяющие отучить от привычки тащить предметы в рот.

  1. Убирать вещи, которые действительно нельзя тянуть в рот ни при каких обстоятельствах, чтобы малыш не брал их и не таскал их с собой.
  2. Чтобы обеспечить безопасность, нужно исключить попадание мелких предметов в рот малыша, а те игрушки и вещи, которыми он пользуется чаще всего, следует мыть ежедневно.
  3. Не показывайте плохой пример. Пока вы сами грызете ногти, ручки, или также рефлекторно кладете что-то в рот, дети пытаются за вами повторять.
  4. Объясняйте ему, почему так делать нельзя, используйте игровые формы, хвалите за правильно выполненное действие, используйте систему наград за каждый раз, когда он не взял что-то в рот.
  5. Реагируйте адекватно. Ругаться, кричать, бить детей нельзя. Лучше разговаривать спокойно и доходчиво объяснять.

Что говорит доктор Комаровский

Доктор Комаровский – знаменитый педиатр из Украины, который пишет книги и ведет передачи о здоровье детей. Вот какой комментарий он дает к проблеме “как отучить ребенка тянуть все в рот” в передаче «Шоу доктора Комаровского»: «…у человека есть куча способов познания мира. Из всех способов изучения мира, изучение при помощи языка ваш малыш больше полюбил.

Это индивидуальная особенность его организма. Ваша задача – обеспечить безопасность. С этим даже можно бороться. Подкидывать предметы и обрабатывать их чем-нибудь горьким, соком ягод калины. Это же не вредно. Мы знаем, что он горький. Положили что-то, намазали, и вот он уже знает, что это не всегда хорошо, будут неприятности, если засунуть это в рот».

Отучать следует с терпением

Важно понимать, что это займет не один день, но соблюдение всех правил и рекомендаций обязательно приведет к успеху

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета

Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение

Стандартные ответы

Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:

 «Он просто привлекает ваше внимание»
«Вы мало\плохо кормили его грудью, вот у него и не удовлетворен сосательный рефлекс»
 «Это нервный тик»

Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.

Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?

Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие  проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.

Каковы последствия

В Интернете можно начитаться всяких страстей. Некоторые говорят, что зубы искривляться, некоторые, что пальцы неправильно начнут развиваться. Это больше похоже на страшилки и бывает крайне редко. Ниже я перечислю несколько реальных последствий, которые коснулись многих родителей, в том числе и нас.

  1. Когда ребенок начинает опираться на ручки, активно играться или ползать, то руки у него становятся уже не такими чистыми, как в первый месяц жизни. Вы просто не в состоянии уследить, чтобы руки вашего ребенка были идеально чистыми. Из этого следует, что в рот он может затащить какую-нибудь инфекцию. Как следствие – болезни в полости рта или расстройство желудка.Обычно все заканчивается поносом и на следующий день нормализуется.
  2. Во время сосания пальцев или кулака выделяется очень много слюны. От этого одежда становится мокрой, приходится запасаться целой горой слюнявчиков. Слюна вызывает раздражение на лице ребенка, могут появиться незначительные прыщики. (Что делать, если у ребенка текут слюни).

Как отучить малыша тянуть все в рот

Для того, чтобы дети больше не тащили в рот что попало, стоит придерживаться некоторых простых правил. Самое главное, предотвратить попадание мелких предметов, которые могут нанести вред.

Маленькие детали могут оказаться в дыхательных путях, застрять и привести к очень печальному исходу.

Запрещать грызть и облизывать вещи нужно регулярно. Это должны делать все члены семьи, иначе малыш не поймет, что же от него хотят. Ведь мой папа запрещает, а бабушка нет. Значит можно!
Для того чтобы он перестал совать в рот, сосать, грызть, облизывать различные предметы, покажите ему, для чего они действительно нужны. Во время игры расскажите, что «этот винтик держал вот эту полку, а этот кубик от конструктора должен соединять две стенки в твоем домике, именно там он должен быть

Брать в ротик их не надо, вместо них можно просто скушать конфетку».
Также можно отвлекать внимание от предмета, который он собирается попробовать на вкус. Попросите его чем-то вам помочь, позовите смотреть мультики или читать книжку.
Родителям не стоит злиться, паниковать и кричать на чадо, а также вырывать из рук предмет

Лучше спокойно попросите показать, что он положил в ротик, и объясните, что делать так не нужно. Если ребенок добровольно вытащил это изо рта или отдал в руки родителя, обязательно похвалите его. Скажите, что он молодец, раз понял вашу просьбу, и погладьте по голове.
Другой вопрос, если виной всему режущиеся зубки. Для этого купите специальную новую игрушку – прорезыватель. Стоит также объяснить, что только ее можно кусать, а остальные – нет.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций

При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Причины

Привычка обкусывать ногти никогда не возникает на пустом месте. Обычно ей предшествуют изменившиеся жизненные обстоятельства. Это может быть смена дошкольного учреждения или школы, класса, переезд на другую квартиру и любая серьезная перемена в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически.

Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки. Другими словами, обкусанные ногти – это не что иное, как попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы, гнетущей ребенка.

Причины, связанные с физиологией

  • Проблемы с центральной нервной системой. Это может быть склонность к неврозам, передающаяся по наследству, повышенная возбудимость и другие заболевания.
  • Недостаток витаминов в пищевом рационе ребенка, скудное питание.
  • Заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.
  • Паразиты. Иногда обкусывание ногтей связано с наличием в организме ребенка гельминтов и других паразитических червей.
  • Проблемы, связанные с питанием. Ребенок не может удовлетворить свои пищевые потребности, отсюда и расстройство, связанное с обкусыванием ногтей. Чаще всего такие проблемы связаны с запретом на сладкое, диетой, элементарным недоеданием.
  • Раннее отлучение от груди либо соски.
  • Гигиена. Такая проблема может возникать из-за слишком длинных и грязных ногтей, нерегулярных гигиенических процедур и т.д.

Причины социально-психологического характера

  • Потеря родственника или близкого человека. Психологическая травма и стресс чаще всего приводят к появлению какой-либо вредной привычки.
  • Сильный испуг может легко способствовать возникновению такого явления. Громкий звук, резкое движение и другие причины особенно сильно могут повлиять на психику ребенка 2, 3 лет. Ребенок в 4 года может сильно испугаться крика или лая собаки.
  • Напряженная обстановка между родителями. Неблагоприятный психологический климат в семье, постоянная ругань, разговоры на повышенных тонах, направленная друг на друга агрессия, так или иначе, обязательно оставят свой след на неокрепшей детской психике. Особенно, если ребенок находится в такой атмосфере постоянное и длительное время.
  • Резкая смена обстановки. Чаще всего это связано со сменой детского сада, школы, места жительства. Такая проблема может возникнуть после долгого перерыва в посещении дошкольного учреждения или школы.
  • Серьезная психологическая нагрузка. Сегодня многие родители стремятся максимально загрузить свободное время детей репетиторами, кружками, спортивными секциями, развивающими занятиями. Это, конечно, неплохо, но каждый ребенок индивидуален и нагрузка для него должна быть своя. Кто-то легко выдержит и несколько дополнительных занятий, кому-то достаточно будет всего одного. Психологический перегруз ребенка ведет к повышенной утомляемости, рассеянности и неврозам.
  • Прямая противоположность предыдущему пункту – слабая занятость ребенка. Он не знает, чем себя занять и начинает грызть ногти от скуки.
  • Плохой пример. Если в семье или близком окружении ребенка кто-то грызет ногти, то и ребенок рано или поздно попробует сделать то же самое.
  • Неправильное питание. Неконтролируемое потребление, например, газированных напитков или сладостей, ведет к повышению возбудимости ребенка.
  • Нарушение режима сна. Чаще всего это связано с тем, что ребенок допоздна засиживается за телевизором, компьютером, . Регулярное недосыпание приводит к раздражительности, снять которое ребенок пытается через обкусывание ногтей.
  • Низкая самооценка. Чаще всего такие проблемы возникают с детьми 8, 9 лет и старше. Учеба в школе, посещение спортивных секций или кружков: родители начинают требовать с ребенка достижения определенных результатов, которых он, в силу разных причин, достичь не может. Отсюда раздражение родителей и снижение ощущения собственной значимости у ребенка. Он начинает бояться, что родители будут его ругать и начинает грызть ногти, выплескивая, таким образом, свою обиду.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором практикующий психолог рассматривает причины того, почему дети начинают грызть ногти:

Как грамотно убрать привычку?

Если ребенок не перестает сосать пальцы, продолжает это уже в более старшем возрасте, то стоит призадуматься. Очевидно, что в 3-4 года родителям приходится прилагать больше усилий, чтобы устранить нежелательные действия. Привык ребенок сосать пальцы или еще нет, лучше заранее предусмотреть такую ситуацию, и постараться ее предупредить. Как отучить ребенка сосать палец:

  1. Продлите грудное кормление малыша. Если у мамы нет серьезных проблем, влияющих на кормление грудью, не отлучайте от нее кроху. Педиатры считают, что ребенка можно кормить грудью до 2-3-х лет.
  2. Для искусственников рекомендуется увеличивать число и продолжительность кормлений. Наливайте в бутылочку меньше смеси и уменьшите отверстие в соске, чтобы во рту ребенка не оказалась совсем другая соска.
  3. Доктор Комаровский рекомендует использовать пустышку, когда мама не кормит младенца грудью, а ребенок хочет сосать пальцы (см. также: как отучить ребенка от пустышки: видео-консультация Комаровского). Вы должны его чем-то заменить хотя бы в первое время, тем более что педиатр аргументировано разрушает миф о вреде пустышки. Ребенок будет сосать пустышку и успокаиваться.
  4. При прорезывании зубов дайте малышу много специальных игрушек-«грызунков». Они отвлекут кроху и привычку предупредят.
  5. Сохраняйте психологический комфорт новорожденного. Избегайте частых визитов чужих, незнакомых крохе людей. Показывайте ему только хорошее настроение, давайте положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно отучить ребенка от бутылочки в 2 года?

Стоит ли отучать ребенка тащить руки в рот

Отучать малыша от врожденной привычки, которая ему нравиться и успокаивает, бессмысленно, а вот сделать так, чтобы пребывания ручек во рту у ребенка свелось к минимуму – вот это уже другое дело.

  1. Вовремя кормите малыша, чтобы он не был голодный и не тащил пальчики в рот.
  2. Как только видите, что малыш потащил руку в рот, попробуйте начать его отвлекать от этого действия, разговаривать.
  3. Ребенок часто сосет пальчик, когда хочет спать, поэтому, чем быстрее вы его укачаете, тем быстрее он перестанет тянуть руку в рот.
  4. Если у малыша режутся зубки, то накупите ему специальных грызок, прорезывателей для зубов, можно наполненных водой и обычных. Пусть он лучше грызет специально предназначенные для этого игрушки, чем свои пальцы
  5. Старайтесь следить за чистотой рук малыша. Если видите, что он взял или дотронулся до чего-то не совсем чистого, то протрите ему ручки.

Так, теперь я все-таки напишу пару строк о детях, которые уже не новорожденные, прекрасно ходят и много чего понимают, а все равно еще тянут руки в рот. Вот тут уже нужно отучать в срочном порядке. Необходимо постоянно проводить разъяснительные беседы и своей рукой выдергивать руку ребенка изо рта.

Все, вроде бы я передал основную мысль и вы поняли, что руки во рту у ребенка – это не так уж и плохо и скоро эта привычка у него пройдет.

Почему ребенок тянет руки в рот

Существует всего лишь несколько причин на это и они достаточно просты.

  1. Малыш хочет кушать, а вместо соски или маминой груди у него всего лишь только собственный палец, вот он его и сосет.
  2. Ребенок таким образом успокаивает себя. Он может хотеть спать либо у него что-то болит, а сосания пальчика либо кулачка делает его спокойным, он быстрее засыпает.
  3. В то время, когда прорезываются зубы, у ребенка очень болят и чешутся десна, он будет тащить в рот не только пальцы, но все, до чего дотянется: игрушки, вещи, салфетки и т.д.
  4. Это привычка, которой он научился еще в утробе матери, а с этого момента прошло не так уж и много времени и пропадать она у него будет постепенно.

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится мириться с этим, так как никакие убеждения, ни наказания в данном случае на детей не могут подействовать. Мы можем только терпеливо ждать, пока малыш начнёт получать достаточное для него количество сенсорной информации через другие источники, особенно тактильно, трогая и манипулируя с предметом руками.

У некоторых детей это происходит раньше (около года), у других – остаётся до 2 и даже до 3 лет (не напрасно на игрушках с мелкими деталями пишут предостережение для детей до 3 лет). В первую очередь можно вам посоветовать набраться терпения, так как единственный способ оградить ребёнка от проглатывания мелких деталей остаётся таким же, как и в 6 месяцев — следить за ребёнком и не позволять брать предметы в рот.

В полтора года вы также можете обращать внимание ребёнка на другие способы манипулирования с предметами. Например, если ребёнок берёт в рот мусор, предложите самостоятельно отнести его в мусорное ведро, если ребёнок кусает бумажку, предложите ему порвать бумажку ручками

С другой стороны, если ваш ребёнок ведёт себя подобным образом только дома, то, возможно, он подходит к возрасту проверки норм и правил. Ответьте на следующие вопросы: бывают ли длительные промежутки времени или определённые ситуации, когда ребёнок ничего не тянет в рот? Был ли момент после года, когда вам показалось, что ребёнку уже не нужно проверять всё на зубок? Смотрит ли он на вас, как будто ожидая вашей реакции, когда берёт что-либо в рот? Есть ли другие сферы, в которых ребёнок ведёт себя похожим образом? Если всё это так, то, скорее всего, ребёнок проверяет, что будет, если он нарушит созданное правило.

Такое поведение становится типичным у детей около 2 лет. Дети пытаются разобраться в окружающем мире, узнать, по каким правилам он работает. Какие правила нарушать можно, а какие нет. В данном случае вам нужно быть особенно последовательной и проявить строгость. Каждый раз, когда ребёнок возьмёт что-то в рот, заберите у него эту вещь или мусор и строго скажите: нет, этого делать нельзя. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, просто повторяйте свои действия из раза в раз. Как только ребёнок поймёт, что это непоколебимое правило, он начнёт его соблюдать.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог