Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания. 

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Когда умирает кто-то из близких

Увы, смерть — не просто абстрактное понятие; некоторым детям приходится столкнуться с ней в реальности. Что делать в этих случаях?

Конечно, не стоит грузить малышей историями об убийствах в вашем районе или о похоронах родственников, которых ребенок и при жизни толком не знал. Но если умер кто-то из близких ему людей — отец, мать, брат, сестра, бабушка или дедушка — нужно непременно сообщить об этом.

Иногда взрослые рассуждают так: скажем малышу, что мама не умерла, а уехала на лечение (или папа не погиб, а находится в длительной командировке), чтобы не травмировать. На самом деле это только усугубляет проблему. Ребенок все равно лишился родителя. Только к этой потере примешивается обида: выходит, мама уехала и даже с ним не попрощалась, не звонит, не пишет — одним словом, бросила. При этом он слышит обрывки странных разговоров за закрытыми дверями, видит слезы родственников, причину которых не знает. Ему больно, но он даже лишен права полноценно погоревать о потере — ведь все вокруг пытаются делать вид, будто все в порядке вещей, ничего страшного не случилось. Его тревога нарастает. Он чувствует, что-то не так, но не может понять, что именно.

Поэтому первое правило: ребенку желательно в тот же день сказать, что близкий человек умер, его больше нет

Оказать поддержку, окружить вниманием. Но не надо пытаться развлекать и увеселять малыша

Представьте, если бы взрослого мужчину или женщину в день смерти супруга или родителя повели кататься на аттракционы и смотреть мультики — хорошо бы они себя чувствовали? Ребенок — такой же человек. Ему тоже нужно прожить горе.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Причины возникновения акрофобии

Специалисты считают, что боязнь высоты может быть обусловлена головокружениями, появляющимися на высоте, травмой, полученной при падении с дерева, горки или качели на детской площадке. Иногда родители сами неосознанно внушают ребенку страх высоты. Они запрещают лазить по деревьям, канатам, взбираться на лестницы, мотивируя тем, что это опасно, можно упасть и разбиться. Этого достаточно, чтобы воспитать страх. 

У каждой фобии свои причины возникновения. Многие с этим живут и приспосабливаются, но импульсивным личностям приходится достаточно трудно. Психологи полагают, что такой страх – это своеобразное проявление инстинкта. Все млекопитающие боятся высоты. Младенцы инстинктивно избегают всяких возвышений, но, взрослея, большинство из них смело преодолевает преграды. 

Маленькие дети могут бесстрашно залезать на стол, шкаф, окно. Малышам, страдающим акрофобией, сделать это достаточно тяжело. Им сложно залезть на стул, подняться по лестнице, а колесо обзора вызывает откровенную панику.

Признаки акрофобии у детей:

  • затрудненное дыхание;
  • учащенное сердцебиение;
  • головокружения и тошнота;
  • дрожь во всем теле;
  • предобморочное состояние;
  • может повышаться температура.

Такие симптомы возникают даже при приближении к высокому месту. Существует множество эффективных методик, помогающих преодолеть этот страх.

Как бороться с боязнью высоты?

Если вы знаете, после чего у вашего малыша случился первое проявление акрофобии, сделайте все возможное, чтобы он забыл эту стрессовую ситуацию. Пускай пройдет время. 

Не старайтесь пересилить страх. Не нужно насильно тащить ребенка на высоту. Даже если вы при этом будете его держать за руку и говорить, что здесь безопасно, боязнь не пройдет. Страхи имеют неосознанный характер, их трудно контролировать. Ваш малыш навсегда запомнит ужас, который он испытывал наверху. 

Лечению фобий способствуют: продуманный режим дня, доброжелательная обстановка в семье, полноценное ежедневное общение с родителями. Большинство страхов возникают у детей от недостатка внимания. Невозможно чего-то бояться, когда тебя с первых шагов держат за руки папа и мама. Забота и постоянное общение родителей с малышами служит хорошей прививкой от возникновения страхов. 

Некоторые психологи утверждают, что появление акрофобии чаще испытывают дети из семей, где доминирует мама. Тревожность и ответственность матери непроизвольно передается ребенку, как следствие, возникают фобии.

Если побороть страх высоты домашними методами не удается, рекомендуем обратиться за помощью к психологу. Сотрудники психологического центра образования и развития «Инсайт» помогут избавиться от любых фобий. У нас можно записаться на индивидуальные консультации и групповые занятия. Звоните! 

Выберите один страх для борьбы с ним

Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.

Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.

Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.

Причины возникновения панических атак у детей

Панические атаки у детей возникают из-за совокупности биологических и психологических причин. В первую очередь, это генетическая предрасположенность и нарушение обмена серотонина – нейротрансмиттера, биологически активного вещества, участвующего в регуляции настроения и тревоги. Внешними факторами могут стать психосоциальные условия развития ребенка, а также наличие травмирующих ситуаций, провоцирующих развитие повышенной тревожности.

Содержание страхов, приводящих к паническим атакам у детей, может быть самым разным. У кого-то объект такого страха – это учительница или факт выхода к доске. Чаще всего панические атаки у детей связаны с контрольными, экзаменами, отношениями в школе, сверстниками, первыми влюбленностями, а также с буллингом в классе. По сути паническая атака происходит вокруг того, чем ребенок живет и чем наполнен его мир.

Психологические склонности к паническим атакам можно наблюдать у детей, которые растут в семьях с авторитарным стилем воспитания или наличием деструктивного поведения кого-то из родителей. Такие дети боятся разозлить папу или маму, поэтому постоянно подавляют и сдерживают эмоции. В конечном итоге панические атаки служат компенсацией накопившегося напряжения. Отложенная реакция на стресс может накладываться на генетическую предрасположенность к паническим состояниям. Другая ситуация, повышающая риски возникновения панических атак у ребенка – это гиперопека родителей

Если здоровью ребенка уделяется чрезмерное внимание, он часто слышит, что он болезненный и не такой, как другие дети, ребенок может стать мнительным и тревожным, и у него даже может развиться ипохондрия. Панические атаки могут возникнуть в такой психологической ситуации не сразу, а в течение нескольких лет

Маленькие дети обычно паническими атаками не страдают, так как в раннем возрасте у них еще не сформирован достаточно сложный механизм страха для развития этого расстройства. Приступы паники обычно начинаются в младшем подростковом или в подростковом периоде, в 12-13 или в 15 лет. В это время происходит интенсивное половое созревание и ребенок не успевает осознать, как быстро меняется его тело

В этот период важно рассказывать о менструациях у девочек и ночных поллюциях у мальчиков. Ребенок сталкивается со странными проявлениями организма, думает, что болен, и ему становится страшно

При наличии вегетативных нарушений, страх может перейти в паническую атаку.

Как проявляется патологический страх за ребенка?

Нездоровый страх за ребенка принимает форму охранительно-защитного поведения, тотального контроля над чадом. Родитель, одолеваемый тревогой за отпрыска, может:

  • не спать ночами, проверяя, дышит ли малыш;
  • постоянно держать ребенка возле себя, не доверяя присмотр за ним никому больше;
  • навязывать строгие ограничения и запреты малышу, опасаясь, как бы он себе случайно не навредил;
  • постоянно звонить ребенку, проверять, в порядке ли он, не занимается ли какими-то опасными с точки зрения родителя вещами.

Люди, чей гипертрофированный родительский инстинкт не берет над ними верх, позволяют малышу самостоятельно играть, лазить по деревьям, кататься на велосипеде — делать все то, что положено ребенку его возраста.

Чем старше становится малыш, тем больше свободы ему требуется. Если родители постоянно ограничивают чадо в изучении окружающего мира, попытках самообслуживания, общении с людьми, посещении кружков по интересам, то это отрицательно сказывается на его развитии.

Как правило, дети, чьи родители проявляли гиперопеку, вырастают тревожными и неуверенными в себе людьми. Ведь мама и папа оказывают ключевое влияние на формирование картины мира и самооценки малыша. А что усваивает кроха от родителей, постоянно демонстрирующих страх за его жизнь и безопасность? Установку, что мир — опасное место, боязнь всего нового, неизвестного и социальные фобии.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс. https://www.youtube.com/watch?v=1LN0cAQfHLE

Если страх смерти усиливается

Страх смерти может проявляться через боязнь темноты и одиночества. Многие дети не любят засыпать, потому что сон чем-то напоминает небытие. Однако обычно эти страхи постепенно проходят сами собой. Этому способствует надежный контакт с родителями, любовь и жизнерадостная атмосфера в семье, возможность заниматься творчеством, играть в активные игры и т. д. А вот строгие наказания, повышенная требовательность, насмешки взрослых над детскими страхами, семейные конфликты служат здесь плохую службу.

Помимо нашей воли в жизнь могут вмешиваться непредвиденные обстоятельства — гибель домашнего питомца, госпитализация малыша в стационар, невозможность видеться с одним из родителей после развода и другие эмоциональные потрясения. Все это усиливает страх смерти, особенно когда печальные события совпадают с возрастом осознания конечности бытия. В этих случаях малыш нуждается в удвоенной порции любви и заботы, а, возможно, и в помощи психолога.

Страх смерти находит свое выражение в кошмарных сновидениях. О том, как справляться с ночными страхами у детей, мы писали тут Ребенку снятся страшные сны. Что делать?

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Диагностика и лечение панических атак у детей

Диагностика этого заболевания осуществляется в ходе клинического интервью с психиатром и психотерапевтом. Специалисты выстраивают так называемую карту расстройства. Они выясняют особенности протекания заболевания, частоту приступов паники и возможные причины возникновения панических атак. На основе полученной информации психиатр и психотерапевт подбирают программу лечения, в которой учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Основной и наиболее эффективный метод работы с ребенком, страдающим паническими атаками, – это когнитивно-поведенческая психотерапия. Специалист помогает ребенку осознать свой страх, а также заранее отслеживать мысли, приводящие к приступам паники, и заменять их на положительные ощущения. Таким образом панические атаки пресекаются в момент их начала. Спустя время ребенок начинает осознавать, что его страхи необоснованны, и что в реальности опасность ему не угрожает. Далее задача психотерапевта – научить ребенка настраиваться на позитивные эмоции. Пациент начинает гораздо чаще испытывать ощущения радости и покоя. Уже первые сеансы психотерапии заметно снижают частоту и интенсивность панических атак.

В случае существенно выраженной симптоматики на первых этапах лечения назначается медикаментозная терапия. Лекарства помогают снизить интенсивность симптомов, связанных с паническими атаками. Продолжительность лечения препаратами определяется индивидуально и обычно составляет примерно 1-6 месяцев.

Заболевания и расстройства

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение

Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания. Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Ребенок боится темноты — что делать, если ничего не помогает?

Бывает, что ребенка никто и ничем не пугал, он много читает и разносторонне развит, но страх темноты все равно присутствует. Если вы сломали голову, что делать если ребенок боится темноты, но так и не находите ни одной видимой причины его состояний, то, скорее всего, дело в психологическом состоянии мамы.

Даже желая своим детям самого лучшего, мы не всегда способны это дать. Например, одинокая мама изо всех сил «пашет» на трех работах, чтобы прокормить ребенка и дать ему наилучшее образование. Еле живая доползает она вечером домой и просто уже не в силах дать ребенку необходимого наполнения чувством защищенности и безопасности, психологического комфорта.

Кроме того, зрительные дети легче других получают «эмоциональное заражение», то есть нахватываются негативных эмоций от других людей, поскольку сами — сверхэмоциональные от природы. От такого ребенка не скроешь ничего за внешним фасадом благополучия — он эмоционально очень восприимчив. Чувствует, когда мама раздражена, в депрессии или тревоге.

С другой стороны, мама — главный человек в жизни ребенка. Она способна восполнить даже тот ущерб, который ребенок может получить просто в процессе жизни. Мы ведь не можем закрыться в коконе и не взаимодействовать ни с кем, опасаясь травмировать ребенка.

Например, от смерти любимой бабушки не застрахован никто. Как ребенок адаптирует эту утрату? Упадет ли у него зрение, появятся ли страхи? Все зависит от состояния матери. Если мама обеспечивает ребенку гарантированное чувство защищенности и безопасности, то он преодолеет эту ситуацию без ущерба для своего здоровья и развития.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность решить любые задачи по воспитанию детей комплексно:

  1. На тренинге мама сама избавляется от любых плохих состояний и пережитых травм. Она способна максимально реализовать себя и в семье, и в обществе, удерживая любой стресс без потери психологического баланса.
  2. Тренинг дает полную картину врожденных психологических свойств и талантов ребенка (в этой статье кратко описан только один вектор из восьми возможных). Мама может получить детальный ответ на вопрос, что делать, если ребенок боится темноты или имеет другие страхи. Это самая действенная профилактика любых поведенческих и психологических расстройств у ребенка.

Вот что говорят мамы, которые уже получили результаты для себя и своих детей: