Без паники
Снизим накал драмы: этот пост написан не с целью пристыдить родителей. Уверена, если Вы так делаете – то это не от осознанного желания лишить ребенка чего-то хорошего. Наверное, Вы «на нуле» в момент кормления. Наверное, Вы перепробовали уже 1000 и 1 иной способ. Наверное, Вы сильно устали. И абсолютно точно, что Вы – замечательная мама.
Я хочу вас поддержать и снизить тревожность относительно темы кормления.
Без мультиков не будет ничего есть? Пусть не ест какое-то время (день, два, три). Он не умрет. Факт. Человеческий детеныш не запрограммирован на самоуничтожение. Рано или поздно проголодается и что-то съест.
Это нормально, если:
- Ребенок за день съел только огурец и яблоко. Не нормально – если пачку печенья с соком.
- Ребенок не хочет есть то, что Вы запланировали «скормить». МЫ все что-то не любим из еды. Не нормально – если ест только откровенные сладости.
- Ребенок съел 2 ложки и ушел играть. Не переживайте, сейчас он наелся. Не нормально, если Вы предлагаете покушать каждые 20 минут и на любое «ну давааааай!» бросаетесь готовить свеженький суп.
- Ребенок не любит то, что Вы считаете «нормальной» едой. Не нормально, если рацион ребенка состоит из 3 продуктов.
Какова последовательность введения прикорма?
Сразу хочу сказать, что в своей практике я гораздо чаще консультирую жещин, которые кормят грудью. Работая же с мамами малышей на искусственном вскармливании, я использую рекомендации Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ.
По этой программе последовательность введения прикорма для детей на искусственном вскармливании такова:
- фруктовое пюре, фруктовый сок – в 4 месяца;
- овощное пюре – в 4,5-5 месяцев;
- каша – в 4,5 – 5 месяцев;
- мясное пюре – в 6 месяцев;
- творог – в 6-7 месяцев;
- яичный желток – в 8 месяцев;
- рыба – в 8-9 месяцев;
- кефир и другие кисломолочные продукты – в 8-9 месяцев.
Следовательно, первое, с чего можно пробовать давать прикорм, это фруктовое пюре и сок. Данные продукты сладкие, и поэтому чаще всего нравятся малышу. Однако особой пищевой ценности они не имеют, и по-настоящему прикармливать вы начинаете с каши или овощного пюре.
Что станет первичным, зависит от времени года и характера стула ребенка. Если на улице середина лета или осень – выбирайте овощное пюре, в остальное время отдайте предпочтение каше. Если малыш какает ежедневно по 2 – 3 раза, и стул у него разжиженный – начинайте с каш, если ребенок склонен какать редко (некоторые дети, находящиеся на грудном вскармливании, какают не каждый день) – пробуйте овощи.
Как только у ребенка появится первый зубик, можно понемногу давать грызть морковку, сушку или очищенное яблочко. Только обязательно следите, чтобы ребенок не подавился!
Обратите внимание, что молочные продукты (как наиболее аллергенные) не дают детям слишком рано. Эту же схему можно использовать и для детей на грудном вскармливании
Но поскольку прикорм вы начнете примерно в шестимесячном возрасте, то пищеварительная система ребенка будет более зрелой, а значит и промежутки между введением новых продуктов будут значительно меньше. Начав прикорм, следует предлагать ребенку воду, а немного позднее – фруктовые и овощные соки
Эту же схему можно использовать и для детей на грудном вскармливании. Но поскольку прикорм вы начнете примерно в шестимесячном возрасте, то пищеварительная система ребенка будет более зрелой, а значит и промежутки между введением новых продуктов будут значительно меньше. Начав прикорм, следует предлагать ребенку воду, а немного позднее – фруктовые и овощные соки.
Со скольки месяцев можно прикармливать ребенка? Советы педиатров
Очень часто молодых родителей волнует вопрос о том, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка. Одни думают, что капелька сока не повредит уже трехмесячному малышу, другие, напротив, и ближе к году боятся давать что-то, кроме молока мамы. Так когда начинать прикармливать ребёнка?
Распространённые заблуждения относительно сроков введения прикорма
Как убедиться в том, что ребёнок уже готов к введению новых продуктов, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка? Иногда можно услышать такое мнение, что давать соки, пюре и т. п. малышу можно тогда, когда у него вылезет первый зуб. Однако это весьма спорный показатель. Бывает, что ребёнок рождается уже с зубом, а иногда тот появляется только к году. Это не значит, что прикармливать нужно с пелёнок или, наоборот, только к году.
У малышей месяца в три начинает активно течь слюна. Некоторые считают, что это явный признак готовности ребёнка к прикорму. Но в три месяца он ещё не готов кушать что-нибудь кроме молока мамочки или (при его отсутствии по каким-либо причинам) специальных смесей.
Когда ребёнок готов уже к прикорму, у него появляется, как говорится, интерес к пище. Он практически неудержимо лезет в мамину тарелку. Едва малыш увидит, что взрослый что-то ест, пьёт или даже просто накладывает еду на тарелку, ему тоже хочется поучаствовать в процессе. Дети стремятся подражать и тянут еду в рот. При этом кроху невозможно отвлечь никакими игрушками и погремушками. Возможно, малыш даже не возьмёт грудь, а полезет в тарелку. Итак, интерес к еде – один из самых ярких показателей готовности ребёнка к прикорму. Но со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка? Большинство детей начинают испытывать потребность в прикорме не раньше, чем им исполнится полгода. У многих малышей интерес к пище появляется примерно к шести месяцам. Возможно, и позже.
Основные схемы введения прикорма
Существуют два типа введения новых продуктов в рацион малыша.
Педагогический прикорм. Его цель – не столько накормить ребёнка, сколько научить жевать и глотать, познакомить с новыми вкусами, адаптировать к новому типу питания. Безусловно, введение педагогического прикорма не может идти на фоне отмены кормления грудью. Оно должно производиться параллельно с грудным вскармливанием. Только после года, а иногда и позже, подобный вид прикорма начинает становиться энергетическим. Ребёнок уже может сам съесть достаточное количество пищи, и грудное молоко служит ему только для запивания.
Вторая схема более знакома и распространена. Это прикорм энергетический или, иначе говоря, педиатрический. Он заключается в том, что новые продукты вводятся в рацион крохи взамен части грудного молока. Постепенно грудное вскармливание отходит на второй план, заменяясь кашами, пюре.
С чего лучше начинать знакомстсво малыша с новыми продуктами?
Многие бабушки на вопрос о том, во сколько месяцев прикармливать ребёнка, отвечают: “Чем раньше, тем лучше”. Некоторые из них непременно пытаются уже месячному крохе влить в ротик капельку сока. С точки зрения огромного количества врачей, никакой особой пользы в соках для малышей нет. Фруктовые пюре, например, не менее полезны, а иногда и более. Это происходит хотя бы потому, что большая проблема детей 1-го года жизни – склонность к запорам, а фруктовые пюре помогают этой беде. Если же родители всё-таки выбирают сок для первого прикорма, то лучше всего начинать с яблочного. Приготовить его нужно самостоятельно и для начала дать лишь небольшую капельку. Конечно, родители сами должны определиться с тем, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка. И всё же лучше, если до полугода (а можно и дольше) малыш будет получать только грудное молоко. А сама мама как раз может съесть яблоко, а лучше несколько (для себя и для крохи).
Как перестать кормить ребенка с ложки и научить есть самостоятельно
Примерно с года дети в моей семье едят самостоятельно, мы их не кормим с ложечки. Да, грязно, но нас это не сильно напрягает. Несамостоятельные малыши, которых в три года кормят с ложки, перемалывая им банан, напрягают больше.
Это не шутка! Когда я пришла на первое собрание в детский сад, там были мамы, которые спрашивали, будут ли их трехлеток кормить с ложечки и можно ли принести свой блендер, а то крошка не любит жевать, ему нужно все перемалывать.
Откуда у ребенка возьмется пищевой интерес, если он вообще никак не участвует в процессе кормления? Ему не только ложку держать не надо, ему даже можно не жевать! Все уже перемолото. Открывай рот и глотай, делов-то! Таким образом, питание лежит полностью в зоне ответственности взрослого. А у ребенка к еде нет интереса.
Сядьте напротив ребенка со своей тарелкой и начните молча есть такую же, как у ребенка, еду. Заставлять малыша есть пюре из кабачка, а самим наворачивать стейк — как-то не по-человечески.
Все! Больше ничего делать не нужно! Дети развиваются по вашему образцу, учатся на наглядном примере. Так дайте его!
Уберите неудобную еду. Например, суп многим малоежкам есть неудобно— капает с ложки, мочит одежду, противно стекает по подбородку. Но родители заставляют есть именно суп! Хотя его пищевая польза не подтверждается никакими исследованиями. Это обычное второе блюдо, разбавленное водой.
Если соцветие брокколи можно взять в руку и есть целиком — оно ведь такое красивое и его удобно держать в маленькой ручке, — зачем делать из него это ужасное неаппетитное пюре? Продолжая давать умеющему жевать малышу продукты в пюреобразном виде, можно на всю жизнь отбить желание их есть. Овощи и фрукты очень красивы и аппетитны, у они интересны целиком!
Знаю, вы боитесь, что малыш подавится. Стоит различать “подавился” и “поперхнулся, закашлялся”. Подавился — это когда ребенок молча синеет. Он не издает не звука. И тут ему поможете только вы. Но такие ситуации случаются крайне редко. Чаще всего он просто поперхнулся — это когда есть кашель, а значит, есть проход для воздуха. В таких ситуациях ребенку необходимо учиться откашливаться и выплевывать мешающий кусочек.
Предлагайте ребенку то, что называется “finger food” (дословно “пальчиковая еда”). Почему у большинства детей так популярна картошка фри, конфеты и так далее? Потому что это удобно взять в руку и съесть за один укус. Сделайте другую еду такой же удобной. Например, вместо супа — кусочки отварного мяса 2×2 см и маленькие соцветия брокколи. Овощи подавайте так же, кубиками 2×2. Сделайте из обычной еды “конфетку”, но не по количеству сахара, а по удобной для ребенка форме.
Перестаньте обсуждать дома еду, диеты, вес, свой внешний вид, демонстративно взвешиваться каждое утро и плакать после этого. Если в семье еда вызывает тревогу, ребенок будет от нее отказываться! Он уже усвоил, что еда — это страшно! Таких тяжелых расстройств пищевого поведения у детей, как в семьях ярых ПП-шников, спортсменов и веганов, психологи не встречают больше нигде.
Ребенок вправе быть не голоден! Как и вправе съесть двойную порцию. Многие судят по себе и уверены, что ребенок точно хочет есть. Но у каждого человека свои биоритмы— кто-то ест сразу, как проснется, а кто-то не может впихнуть в себя еду раньше, чем через три часа после пробуждения. В какие-то дни мы хотим есть постоянно, а в какие-то нас воротит даже от запаха пищи.
У ребенка так же. В один день он целый день сидел дома, гулять не ходил из-за дождя, энергии потратил мало и есть почти не хочет. А в другой день папа свозил ребенка в аквапарк — вода, горки, куча потраченной энергии и хороший аппетит.
“Меня в детстве заставляли есть. А я скармливала свою порцию собаке. Когда родители заметили, начала говорить, что у меня болит живот — лишь бы не кушать. Так часто пользовалась этим, что в итоге родители обследовали меня, даже эндоскопию проводили, но я так и не призналась, что обманывала. Своих детей. есть не заставляю”.
Наука о BLW
Исследования в области самостоятельного прикорма хоть и не отличаются многочисленностью, тем не менее приводят нас к оптимистичным выводам. Научные данные свидетельствуют о том, что BLW повышает уровень саморегуляции и даже помогает детям больше любить приключения в дальнейшей жизни.
Исследование №1
Например, в пользу BLW говорит актуальное исследование Бирмингемского университета. Ученые подтвердили, что от того, когда знакомить ребенка с твердой пищей (кусочками), зависит его пищевое поведение в будущем. Психологи анализировали особенности питания у трех групп детей, которым в качестве прикорма вводили твердую пищу. Возраст их отмечался в нескольких категориях: до 6 месяцев, 6–9 месяцев и после 9 месяцев. Ученые доказали, что дети, которые впервые попробовали пищу кусочками в возрасте после 9 месяцев, спустя семь лет имеют некоторые трудности с кормлением. А также у них более скудный рацион и они чаще отказываются есть овощи и фрукты, чем дети, которых знакомили с пищей кусочками раньше.
Исследование №2
Еще одно исследование, целью которого было сравнить количество потребляемых веществ детьми на самостоятельном и традиционном прикорме, совсем недавно провели ученые Центра здоровья и питания «Оксфорд Брукс». Результаты исследования говорят о том, что по сравнению с детьми на традиционном прикорме, дети на BLW употребляют продукты с более высоким содержанием натрия и более низким содержанием железа. Однако предлагаемые в группе BLW продукты содержат меньше моносахаридов.
Исследование №3
Вместе с тем другие данные говорят о том, что существенных различий в потреблении железосодержащих продуктов в группах детей, прикармливаемых традиционно и методом BLW, не обнаруживалось.
Педиатр Татьяна Гавриленко объясняет, что потребление ребенком в пищу продуктов, богатых важными питательными веществами, — важный вопрос, который может возникать независимо от стиля введения прикорма. Ведь если в BLW ребенок сам может съедать слишком мало полезной еды, то в традиционном прикорме его также никто не будет насильно кормить нелюбимой пищей. И даже с высоким содержанием витаминов. Это идет вразнобой с принципом чуткости кормления. Поэтому если у ребенка, к примеру, низкий гемоглобин, его коррекцию, как правило, проводят медикаментозно.
Так или иначе, BLW — это всего лишь один из способов воспитывать ребенка довольным, счастливым и свободным. Да, это прикорм с очевидным духом авантюризма. Но в то же время — без излишнего педантизма, за что отдаем ему должное. И пусть у каждой мамы найдется минутка неторопливо подумать об этом. Бон апети!
А чего совсем нельзя?
Некоторых продуктов не должно быть в детском рационе вообще. Это, например, грибы, любой фастфуд, колбаса и сосиски, газировка, кофе, продукты с консервантами и красителями. Шоколад и конфеты для малышей также не слишком полезны – конечно, не стоит переживать, если ваш младший ребенок провернул хитрую операцию по раскулачиванию старшего и сидит перемазанный конфетами из новогоднего подарка, но специально давать сладкое не надо, лучше съешьте его сами, приятнее будет. От жирного мяса, чая, меда, коровьего молока также стоит отказаться – ну и логично, что в рационе малыша не должно быть ничего сильно соленого, перченого, жареного и обильно политого майонезом. Будьте аккуратнее с большими кусками – ребенок может ими подавиться.
Фобия 8″Подходит ли педагогический прикорм, если малыш или его родители — аллергики?”
Исцеление от фобииЕлтонская акцентирует: “Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперёд, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у неё аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, трёх дней” .
Мой старший сынок был совершенно не аллергичным, а вот младшего “сыпало” на красные продукты и цитрусовые. Я уныло думала, как я проживу ближайшие 2 года (минимум столько я собиралась кормить его грудью) без любимого мёда, малины, апельсинов, абрикосов, персиков и варений. Однако я стала руководствоваться вышеприведёнными рекомендациями, и через 2 месяца после введения педприкорма аллергия у малыша исчезла!
Ну хорошо, а есть продукты, которые на первых порах давать ребенку нельзя?
Да, и это, например, соки. В советское время их вводили уже в возрасте нескольких недель, и до сих пор некоторые педиатры работают по этим устаревшим рекомендациям, не говоря уж о том, что именно про сок вам прожужжат все уши новоиспеченные бабушки и прабабушки. Однако правда такова: слишком раннее введение соков может привести к аллергическим реакциям, нарушениям метаболизма и работы ЖКТ, проблемам с почками и поджелудочной железой.
Также не следует давать ребенку коровье молоко – по крайней мере, до года. Малыш не сможет его переварить, да и нагрузка на его почки и печень будет слишком большой.
Яичный желток, любимец советчиков старой закалки, тоже лучше оставить на потом – в нем много насыщенных жиров, с которыми печень ребенка может не справиться.
Еще один продукт, польза которого на самом деле миф – это манная каша. Раньше ее рекомендовали для первого прикорма, но последние исследования показали, что содержащийся в ней фитин мешает организму ребенка усваивать кальций, железо и витамин D, а глиодин может провоцировать болезни кишечника.
Отучаем по правилам
Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.
Как же быть?
- Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
- Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
- Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
- Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
- Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
- Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
- Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.
Фото: pixabay.com.
Как начинать прикорм?
Новые продукты следует вводить по очереди, начиная с чайной ложки и постепенно (за 3 – 4 дня) увеличивая размер порции до полной (на мой взгляд, полная порция – это столько, сколько малыш съедает, хотя, конечно, существуют и нормы в граммах).
Если вы ввели один овощ, то другой вводите через неделю после первого. Третий, четвёртый и т. д. можно вводить уже быстрее. И всё же не советую вводить по два новых продукта в один день – трудно будет сориентироваться, на что именно отреагировал ваш малыш.В итоге, через месяц малыша можно будет накормить вегетарианским супом-пюре из картофеля, моркови, цветной или любой другой капусты, кабачка, лука.
Когда начинаете прикорм с каш, отдайте предпочтение овсяной или гречневой, если у малыша разжиженный стул – с рисовой каши.
Основные правила педприкорма:
– Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).
– Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.
– В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.
– Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.
– На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.
– Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.
– Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.
– Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще
Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи
Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи
В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.
Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя, выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.
Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.
После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости
Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде
Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.
В чём вред?
Для начала несколько слов о том, почему, собственно, мультфильмы – это плохо. В них нет ничего дурного, если они будут строго дозированы. Малышам младше 2,5 лет просмотр телевизора вообще не рекомендован, ребенок в возрасте 3-5 лет вполне может посмотреть мультики час в день. Чем он старше, тем больше времени может посвятить любимым мультгероям.
Бесконтрольное увлечение виртуальным миром зверюшек, фей и супергероев чревато последствиями. Дело в том, что дети учатся буквально всему через свой собственный опыт. И это не только умение ходить, говорить, писать и читать. Понятия “горячо-холодно”, “близко-далеко”, “опасно-безопасно” формируются только в том случае, если есть контакт с реальным физическим миром.
В мультфильме нарушены все законы физики: там камень, летящий в голову, может зависнуть, а кот, который упал с пятого этажа, встать, отряхнуться и побежать за мышкой. Ребёнок, который достаточно времени проводит за другими занятиями, долго гуляет, прекрасно осведомлён, что падение с горки – это больно. Малыш, который весь день сидит перед телевизором, усваивает только ту информацию, которая идёт с голубого экрана.
А что говорят о BLW педиатры?
Не исключено, что степень вовлечения взрослого в традиционное кормление слегка преувеличена с точки зрения BLW. Если только не рассматривать классический прикорм «дегуманизированным» предписаниями касательно объемов пищи.
Соответственно, никакой нормальный детский врач не может рекомендовать кормить ребенка больше его собственной нормы — будь-то с привлечением мультиков, танцев с бубнами или любых других отвлекающих маневров.
Как объяснила нам Татьяна Гавриленко, прогрессивные доктора на сегодняшний день рекомендуют ориентироваться в первую очередь на следующее
- пищевой интерес ребенка;
- наличие аппетита;
- вкусовые предпочтения малыша.
По словам педиатра, для того чтобы сформировать положительные пищевые привычки, достаточно просто практиковать чуткое кормление. Кстати, именно так кормить ребенка рекомендует ВОЗ. Чуткое кормление, по мнению Татьяны Гавриленко, является золотой серединой между традиционным прикормом, который вводится строго по протоколам и ставит во главу угла различные схемы, графики и сроки, и прикормом по системе BLW, который также является крайностью, разве что в другом ключе.
Какую кашу выбрать?
Начинать прикорм нужно с безмолочной каши (если очень хочется, можно добавить грудное молоко). Потом постепенно начинать переходить и на молочные каши. Маленькому ребенку лучше не варить кашу самой, а покупать фирменную (Нестле, Нутриция и пр.). Дело в том, что коровье молоко – это самый аллергенный продукт. Считается, что цельное коровье молоко можно давать малышу только в годовалом возрасте. В производстве детских каш солидными фирмами используются специальные технологии обработки молока, которые делают его более безопасными для здоровья малыша. Если вам все же необходимо приготовить молочную кашу самостоятельно, то купите молоко для детского питания и перед приготовлением каши разведите его водой.
Я всегда советую не торопиться с молочными продуктами, а когда начнете их вводить, то покупайте специальные продукты для детского питания. Это же касается и кисломолочных продуктов.
Когда вводить прикорм ребенку?
В последнее время в нашей стране активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма,
особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения
№ 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно,
вводить прикорм с этого возраста. Отечественные ученые считают, что это возможно только в отношении
здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития)
при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных
витаминно-минеральных препаратов. В этом случае первым видом прикорма должны быть не традиционно
используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической
плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте
минеральными веществами и витаминами.
До настоящего времени в Российской Федерации действует схема введения прикорма, утвержденная Минздравом РФ в 1999 г., приведенная в Методических
указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни». Проведенные научные
исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в
указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма — 4 месяца.
Ранее этого срока ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная
смесь.
К 4-х мес. возрасту гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально
повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов,
формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую
и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».
В то же время поздний прикорм (после 6 мес) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа,
цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной
нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Поэтому введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4–6 месяцев.
Cроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы,
органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования
центральной нервной системы, то есть, его готовности к восприятию новой пищи. Учитывая, что современные
адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ,
нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем
при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой. Предлагаемая
примерная схема введения прикорма детям первого года жизни представлена в таблице.
Принципы BLW
Ребенок на самоприкорме может обращаться с едой так, как сам посчитает нужным. Свобода действий поощряется и расценивается как познавательная активность. Соответственно, играть с едой тоже разрешается.
Большинство родителей, отдавшие предпочтение BLW, придерживаются позиции, что отдельно для малыша готовить не нужно. Об этом гласят каноны самоприкорма. Тем не менее они не мешают существованию целых серий книг с рецептами блюд для самоприкорма.
И все же в классической системе BLW пища предлагается ребенку прямо с общего семейного стола. При условии, конечно, что рацион семьи укладывается в рамки здорового питания. Это предполагает диетические способы приготовления еды, минимум соли и специй, жирных продуктов или полуфабрикатов. Минимум, но не полное их отсутствие.
Педиатр Татьяна Гавриленко считает такой порядок вещей не самой здоровой тенденцией в BLW и в вопросе досаливания еды отдает предпочтение традиционному подходу. Ссылаясь на общепринятые нормы ухода за здоровым ребенком, доктор напоминает, что в период введения прикорма солить продукты для ребенка все же не рекомендуется.
Правила и ошибки при соблюдении BLW
Несмотря на всю свободу действий, существующую в BLW, в этой системе есть несколько правил, обязательных к соблюдению.
Формат подачи еды. В начале прикорма следует предлагать мягкие фрукты и овощи. А твердые подавать в «слегка приготовленном» виде, настолько, чтобы их можно было жевать деснами. Продукты нужно нарезать кусочками размером с палец, чтобы малышу было удобно держать их в руке, или натирать на крупной терке.
Не нужно торопить ребенка во время приема пищи. Не стоит навязывать ему свой темп кормления. Следует предлагать еду в то время, когда родители тоже едят, чтобы показать пример и помочь в обучении посредством отзеркаливания. И, конечно, чтобы обеспечить безопасность. Ведь детей ни в коем случае нельзя оставлять с едой наедине.
Ребенок имеет право отказаться от еды, если не хочет. А также может сам решать, сколько он будет есть. И что самое интересное — кормление с ложки после того, как ребенок завершил трапезу, в системе BLW не приветствуется.