Малыш не воспринимает запрет
Когда ребенок не воспринимает слово нельзя, скорее всего, он полностью не понимает, что именно хочет от него мама и почему малышу нельзя делать то, что ему нравится. Такая ситуация говорит о том, что с ребенком досконально не работают. С раннего детства кроху необходимо воспринимать как взрослого, состоявшегося человека. Любой запрет для взрослого сопровождается объяснениями, так и ребенку необходимо разъяснить, что может случиться, если он ослушается. Например, если малыш разобьет стекло — осколками можно пораниться и т. д.
Чем младше ребенок, тем легче найти контакт и объяснить запретные ситуации. Малыш понимает слово мамы, когда нет недоверия. Необходимо поддержать своего малыша в игре, объяснить ему все грамотно и подробно.
Объяснять ситуацию ребенку необходимо сразу. Не надо откладывать «на завтра», особенно если он ослушался запрета. Со своим малышом надо чаще разговаривать, даже если он ничего не понимает в сказанном. Малыш слышит каждое произнесенное вами слово, запоминая тембр речи.
Примеры в теории и на практике
- Малыш не понимает, почему нельзя облизывать пальчики, значит, ему надо демонстративно объяснить, что у него может заболеть животик. Когда болит животик, нельзя есть свои любимые конфеты.
- Нельзя обижать других детей и брать чужие вещи, потому что они будут сильно плакать, если забрать их любимую игрушку. А вместе с ними будут плакать их мамы, так как обидели их малыша. Дети очень чувствительно относятся к слезам своей любимой мамочки и поэтому не станут причинять боль другому ребенку и его матери. Чужие вещи брать без разрешения — некрасиво.
- Нельзя засовывать свои пальчики в розетку, потому что будет сильно больно. Можно привести наглядный пример, когда малыш недавно ушибся на качелях.
- Нельзя играть с колющими предметами. Ребенок увидел иголку, и появился интерес поиграть с незнакомой игрушкой. Игла может нанести ущерб малышу. Не всерьез покажите ребенку, как больно, уколов себя легонько иглой.
- Нельзя есть руками, потому что мама и папа используют для еды ложку. Пример родителей для малыша этого возраста является авторитетом. Уместно показать ребенку, как нужно пользоваться столовыми предметами.
- Нельзя ходить по квартире в обуви после прогулки, ее необходимо снимать, чтобы не оставлять за собой грязь. На примере показать, что все члены семьи снимают обувь после прогулки, и малыш с удовольствием сам снимет сапожки.
Для ребенка мать имеет самый большой авторитет, и все ее слова он воспринимает с особым трепетом, если они правильно преподнесены. Надо находить время и возможность общаться со своим ребенком как можно чаще. Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, необходимо развивать его правильное восприятие.
Маленький человек не понимает только тогда, когда родители в бесконечной суете не находят для него слов и времени. Интерес к новым вещам увеличивается ежесекундно, малыш любопытен, поэтому он проявляет свою инициативу. Но некоторые игры опасны не только психологически, но и физически. Правильно воспитанный ребенок прекрасно понимает значение слово «нельзя».
Родительские хитрости
Слово «нельзя» является категоричным, но оно станет более приемлемым если окрасить его в более нежные тона и попытаться не просто выразить запрет, а пояснить ребенку: почему нельзя? чем это может быть опасно? как сделать хорошо и правильно?
Если повторять ребенку последствия действий и объяснять нежным, заботливым тоном, то запрет не будет вызывать негатива и истерики, ребенок через какое-то время начнет понимать и перестанет выполнять нежелательное действие.
Отличным решением при увлечении ребенка чем-то запретным будет попытаться отвлечь его. Для совсем маленьких детей подойдут различные визуальные объекты: «смотри, собачка!», «вот летит бабочка» и т.д. Для детей постарше подойдут:
- потешки
- считалки
- стишки
- пальчиковые игры
Важно не проявлять негативных эмоций, если ребенок ведет себя не так, как Вам бы хотелось. Не показывайте злость, гнев, не прибегайте к крику, даже если малыш сильно разбаловался
Правило заботливых родителей — всегда проявлять в словах и поступках нежность и любовь.
Когда ребенок начинает понимать слово нельзя?
По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. Но потребность в ограничении его действий часто возникает задолго до этого. Например, с появлением зубов, ребенок может кусать маму за грудь, или сидя на коленях у взрослого, может дергать скатерть на столе, а когда в совершенстве освоит ползание, начнет проверять дом на прочность.
Можно пытаться говорить ему, что это делать нельзя, грозить пальчиком и делать суровое лицо, малыш почувствует, что вы сердитесь, но вряд ли до конца осознает, что это значит.
Кроме того, большинство случаев, когда у вас возникает желание сказать «нет», «нельзя» или «не делай этого» можно предотвратить, максимально обезопасив пространство, в котором находятся ребенок: поставить заглушки на розетки, спрятать хрустальные вазы, убрать опасные вещи из нижних полок, переставить горшки с цветами повыше.
Учите соблюдать правила своим примером
Установленные правила должны соблюдать не только дети, но и родители! Малыши путаются, если мама говорит то «Да», то «Нет» в одной и той же ситуации. Например, вчера к маме в гости приходила подруга, и можно было играть на планшете три часа, а сегодня гаджет почему-то даже трогать нельзя. Конечно, ребенок будет возмущаться, и еще большой вопрос, кто тут нарушает дисциплину: может быть, мама?
Ваше настроение не должно влиять на договоренности с ребенком. Допустим, вчера вас умиляло, как малыш стучит по игрушечному барабану и дудит в дудку, а сегодня вы устали, и домашний оркестр выводит из себя. Но не спешите кричать «Нет, дома шуметь нельзя!». Лучше спокойно объяснить, что конкретно сегодня вы просите ребенка отложить занятия «музыкой» и поиграть в заботливого доктора, который полечит утомленную маму.
И, конечно, взрослые должны быть единодушны и последовательны. Папе ни к чему разрешать то, что запрещает мама, и наоборот.
Как не создавать конфликтные ситуации?
Дети, достигшие 2 — 3 летнего возраста, обычно отличаются неуемным любопытством. И это естественно, ведь необходимо познавать мир, окружающий их. Также в этом интересном возрасте дети становятся подвижными, ловкими и «не в меру» сообразительными. Если ребенка заинтересовала вещь, находящаяся немного выше его досягаемости, малыш быстро сообразит, что можно взять стул, легко на него взобраться и дотянуться до понравившегося предмета. Если ребенку понадобилась коробка или чемодан, а перетащить его в другую комнату не хватает сил, ребенок вытащит содержимое, и легко перенесет необходимое, куда ему надо.
Родителям не стоит воспринимать такие действия малыша, как озорство или проказы. Чтобы маленького непоседу не одергивать постоянно и не изводить ограничениями, не лучше ли заблаговременно убрать подальше опасные предметы и те вещи, которые ему нельзя трогать?
Мама или бабушка ставят ребенка на окно, чтобы ему было лучше видно улицу, дорогу, автомобили, а через время начинают ругать за то, что ребенок сам влез на окно
Взрослые обращают внимание детей на предмет, объясняют его значение, даже иногда дают его детям потрогать (например, часы), будет ли у них моральное право ругать малыша за то, что рано или поздно он сам найдет способ добраться до этого предмета?. Хотя взрослые стараются учить малыша понимать: что значит «надо», а что означает «нельзя», им не стоит забывать, что в столь раннем возрасте ребенок больше руководствуется своими желаниями, ему еще сложно разграничивать эти понятия
Хотя взрослые стараются учить малыша понимать: что значит «надо», а что означает «нельзя», им не стоит забывать, что в столь раннем возрасте ребенок больше руководствуется своими желаниями, ему еще сложно разграничивать эти понятия.
Избегайте пустых угроз
Объясняя свои запреты, никогда не врите и не преувеличивайте (например, «Будешь ловить снежинки ртом, у тебя горло и живот заболят»). Бесконечные запугивания в духе: «Если ты сейчас же не прекратишь…, тебя дядя милиционер заберет/ я тебя тут оставлю/ я тебе больше никогда ничего не куплю» вредны со всех сторон. Если малыш в них поверит, то сильно испугается. Но скорее всего, ребенок быстро поймет, что эти угрозы ничего не стоят, и вообще перестанет предавать значение слову «Нет».
Куда лучше угроз работает положительное подкрепление: «Как только ты соберешь игрушки, мы пойдем гулять» или «Если ты не будешь мне мешать, я быстро доделаю свою работу, и мы сможем вместе поиграть».
Как правильно использовать слово нельзя в воспитании детей
Слова – это воздействие на поведение и мысли. Применять их необходимо разумно. Есть несколько правил, которые помогут правильно использовать слово нельзя в воспитании ребенка.
Так как дошкольник негативно реагирует на запреты, необходимо не просто запрещать, а объяснять, почему родители придерживаются этой позиции. Чем меньше малыш, тем проще должно выглядеть объяснение. Однако в некоторых случаях все равно придется учиться на собственном опыте. Например, ребенок не поймет, что такое горячо, не коснувшись горячей кружки. Родителям стоит объяснять детям последствия их действий. Делать это следует в положительном ключе. Взрослые при этом должны вести себя спокойно и мудро. Конечно, бывают ситуации, когда требуется резкий окрик «стой», но использовать его необходимо только в случаях, реально представляющих опасность
Объяснять ребенку что-либо важно в то время, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии, так он лучше усваивает информацию.
Используйте в речи как можно реже слова с частицей «не». Наша психика устроена интересным образом
Мозг, в том числе ребенка, не воспринимает отрицательную частицу, то есть, говоря «не делай», на самом деле мы даем команду делать, то есть приставку «не» ребенок практически не слышит.
Особенно опасно, если в вашей речи присутствует очень много негативных слов – они становятся просто фоном, на который малыш уже не реагирует.
Вместо того, чтобы говорить, что делать нельзя, следует объяснить, как необходимо поступить. Ребенок хочет сделать больно животному? Объясните, что собака все чувствует, что с ней надо обращаться бережно, кормить.
Вместо запрещающего слова лучше дать ребенку право выбирать, какие действия совершать. Это одновременно приучает к самостоятельности.
Используйте слово нельзя как можно реже. Его следует заменить другими словами, имеющими более конкретное значение. Если малыш бежит в сторону дороги, мама может сказать ему «стой, там машины»
Необходимо не просто запрещать, а обратить внимание на опасность, то есть ребенок должен знать, почему совершать это действие не рекомендуется. При попытке совершить что-то неправильное, малыша можно отвлечь на другое действие
В день психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не чаще трех раз, иначе малыш перестанет на него реагировать.
Определите для себя и ребенка запреты, которые должны действовать обязательно. Они должны иметь действительно весомые причины: опасная дорога, окна, бездомные животные, электрические розетки и т. д.
К подобным вещам запреты должны действовать всегда. Взрослым необходимо договориться между собой, к чему не допускать ребенка.
В некоторых семьях бывает так, что мама говорит нет, а бабушка разрешает. Получаются разногласия, которые приводят к тому, что малыш перестает слушаться, а в итоге риск несчастных случаев повышается.
Для того чтобы реже произносить запрещающее слово с негативной окраской, следует как можно лучше обезопасить квартиру и убрать вещи, которые ребенку трогать не следует. Конечно, невозможно оградить ребенка от неприятностей полностью, но это и не нужно.
Общение с дошкольником и школьником в положительном эмоциональном состоянии, объясняя, что можно делать вместо запретов, принесет гораздо больше результатов, а ребенок будет расти спокойным и уверенным в себе.
Зная, как сказать ребенку нельзя, родители смогут гораздо эффективнее им управлять, но при этом воспитывая личность, не боящуюся запретов, а сильную и независимую.