Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Воровство у детей из малообеспеченных и состоятельных семей. Типы детского воровства

Бытует мнение, что к воровству более склонны дети из бедных семей, поскольку они острее ощущают недостаток в материальных ценностях. Однако и в богатых семьях случаи, когда ребёнок ворует деньги у родителей и родственников, не редки. Ключ к разгадке этого парадокса кроется в отношении к деньгам.

Дети малообеспеченных родителей воспитываются в рамках парадигмы «копейка рубль бережёт», осознают высокий риск разоблачения и тяжесть возможных последствий. Ребёнок из бедной семьи чаще забирает что-то понравившееся в магазине, не заплатив, чем ворует дома деньги.

В семьях с хорошим достатком денежный вопрос не стоит так остро. Здесь причиной, почему ребёнок ворует деньги у родителей, становится непонимание усилий, предпринимаемых для обеспечения стабильного заработка. Без зазрений совести он берёт деньги у родителей, гостей. В семье долгое время могут не замечать пропажи ценностей, и ребёнок, ощущая родительскую любовь, благосклонность и безнаказанность, продолжает красть уже систематически.

Рассмотрим типы детского воровства и их распространённость у детей из малообеспеченных и состоятельных семей:

Типы детского воровства Значение Распространённость Малообеспеченные семьи Состоятельные семьи Воровство из благих побуждений Ребёнку хочется сделать подарок кому-либо. Не имея собственных средств, он «берёт взаймы» у родителей, чтобы купить необходимую вещь. Или забирает ценность из дома (случай из рассказа Елены). Желание порадовать пересиливает страх последствий иногда иногда Импульсивное воровство Ребёнок испытывает сильное желание обладать определённой вещью. Понимание тяжести поступка уже есть, но контроль над ним отсутствует

Не в силах бороться с желанием, он решается на кражу часто часто Воровство как протест Ребёнок использует кражу как способ привлечь к себе внимание. Для него становится не важен страх наказания — важна реакция

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста, но иногда наблюдается и у дошкольников. Поводом может стать острое потрясение: переезд, развод родителей или рождение младшего ребёнка (пример из рассказа Алины) иногда иногда Воровство, идущее от ощущения вседозволенности Ребёнок избалован вниманием и уверен в том, что родители оправдают любой его поступок, даже враньё и кражу. Совершив нехороший поступок и не получив отрицательной реакции, он укрепляется в ощущении безнаказанности и повторяет его редко часто Воровство как самоутверждение Бахвальство ворованными ценностями характерно для подростка с низкой самооценкой. Желая утвердиться в социальной значимости, он стремится обеспечить себя «культовыми» вещами: смартфоном, вейпом и т. д. часто редко Коллективное воровство «за компанию» В процессе социализации ребёнок попадает в «плохую компанию», где воровство воспринимается как норма, а ответственность ощущается лишь отчасти — будто разделяется поровну между всеми участниками группы часто иногда Вымогательство Действуя по одному или в компании, подростки требуют у младших деньги, угрожая издевательствами, а иногда и избиением. Помимо того что вымогательство само по себе является воровством, оно провоцирует на воровство ребёнка, ставшего объектом вымогательства часто иногда

Причины воровства денег у детей дошкольного возраста

В возрасте до 4-х лет, дети еще не осознают причины и следствия своих поступков. И когда они берут деньги у родителей – это нельзя называть полноценным «воровством». Ведь кража – осознанный поступок

Скорее всего, дети жаждут привлечь внимание. Однажды, взяв деньги случайно и осознав, что взрослые переполошились и активно их ищут – дети воспринимают такое поведение как веселую игру

В таком случае, это сигнал родителям: ребенок не получает должного внимания! Ни в коем случае нельзя бить и ругать малыша за такой проступок. А самому больше уделять времени чаду. В этом случае нужно бережно и аккуратно забрать у него припрятанные деньги, объяснив, что мама очень расстроилась из-за их потери.

Дополнительно стоит контролировать и себя – больше не оставлять деньги на видном месте, где их легко может взять малыш. Не нужно провоцировать начало подобного поведения.

Также, следует помнить о том, что уже в таком возрасте необходимо объяснить, где личные вещи ребенка, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение, а где то, что принадлежит только родителям.

Иногда дети берут исключительно монетки. Они не знают их ценности, просто малышу нравится внешний вид: круглые, блестящие, звенят, когда их много. Такое поведение можно даже поощрять (не тогда, когда ребенок намеренно залез в мамину сумку, а когда он нашел монетку оставленную на столе или потерянную на полу). Объясните ему ценность этой находки. И когда малыш насобирает достаточное количество «сбережений», дать выбрать: купить сейчас шоколадку или насобирать еще и купить игрушку, но позже.

Подобные навыки могут стать основой для развития таких качеств, как планирование расходов, бережливость и самостоятельность вашего ребёнка.

Выяснение причин воровства

Довольно часто возникают ситуации, когда родители не придают значения тем или иным аспектам поведения ребенка. Они полагают, что нет ничего страшного в том, что дочь или сын берут чужое. Это могут быть игрушки, которые малыш принес из детского сада, лопатка, оставленная кем-то в песочнице. Если сразу же не обговорить с ребенком, что брать чужое плохо, у него закрепится данная модель поведения. Воровство будет продолжаться и в более зрелом возрасте. Нужно сразу дать понять ребенку, что он не должен брать вещи, которые ему не принадлежат.

Нередко от самих родителей можно услышать, как они взяли с работы канцелярию, какую-то деталь, продукт питания и принесли домой. Между собой супруги могут обсуждать, что нет ничего страшного в том, что «предприятие лишилось чего-то по их вине». Таким образом, они могут демонстрировать ребенку пример. Из-за этого он и сам начнет красть ценные предметы. Не стоит забывать, что дети отлично подражают поведению значимых взрослых. Они будут в крайнем недоумении, если поступая аналогичным образом, родители будут ругать их за кражу.

Почему ребенок ворует деньги

Ему не дают финансы на карманные расходы, он может подвергаться шантажу со сторону одноклассников. Вполне вероятно, что ребенок стремится завоевать расположение сверстников, приобретая для них сладости, оплачивая билеты в кино или на аттракционы. Данная ситуация не является редкостью

Особенно, если семья только переехала в другой город, и малыш вынужден адаптироваться в новых обстоятельствах.
С помощью воровства ребенок может пытаться обратить на себя внимание родителей. Они могут быть все время заняты на работе, находиться в стадии развода, из-за чего сын или дочь страдают от недостатка внимания

Им приходится проявлять негативное поведение, чтобы взрослые, наконец, поняли, какой сильный дефицит любви и заботы испытывает ребенок. Приходится обращаться к крайним методам, чтобы родители сплотились в борьбе с его проблемой.
Ребенок может начать воровать, потому что испытывает тревожное состояние. Окружая себя различными предметами, он может пытаться успокоиться. Каждая новая кража служит для него приключением, с помощью которого ребенок получает положительные эмоции.
Кроме того, ребенок может страдать от клептомании. Это серьезное заболевание, из-за которого он может не осознавать, что делает. Родители могут лично увидеть, как сын или дочь спокойно берут в магазине вещи, которые прячутся за одежду или в сумку.
Особая категория детей, которые начинают воровать – это бывшие воспитанники детского дома. Они могли наблюдать воровство в родной семье, начать практиковать его вместе с друзьями из специализированного учреждения. Часто происходит так, что дети не только берут вещи, но и прячут под подушкой продукты питания. К этим ситуациям стоит быть готовым, чтобы впоследствии не задавать вопрос, что делать, если ребенок ворует деньги дома.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем»

Без ярлыков

«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!» Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п. Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому. Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

Кто старое помянет…

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

Когда можно говорить о воровстве

Воровство ― это осознанный поступок. Он предполагает мотив, планирование и действие. Для ребенка дошкольного возраста это слишком сложная комбинация, несмотря на то, что дети бывают даже в столь юном возрасте разные: и вредные, и шкодные, и упрямые, и умные, и хитрые. Главное, они еще не осознают полностью весь негатив своего поступка. Так что, даже если ребенок дошкольного возраста берет деньги без спроса регулярно, это не воровство. Это неправильная форма поведения, которую нужно корректировать. Оставлять  ― «так пройдет» ― нельзя. Но необходимо правильно реагировать. Об этом несколько позже.

Если же без ведома родителей деньги берет ребенок — младший школьник, нужно выяснять причины такого поведения и потом над этим работать. В этом возрасте дети более ранимы, нежели на других возрастных этапах, и со стороны родителей должны быть проявлены терпение и такт в этом вопросе.

А вот к воровству денег в подростковом возрасте нужно подходить серьезно и категорично. Оправданий в данном случае уже быть не может. Даже если это случилось первый раз, ― это сигнал тревоги для родителей: «Что-то пошло в воспитании не так».

Итак, о воровстве денег как явлении мы будем говорить в тех случаях, когда речь идет о подростках и, в некоторых ситуациях, ― младших школьниках.

Исправительные учреждения не исправляют

В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.

К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.

Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.

Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.

Профилактика будущих рецидивов

Объясняем ребенку, что воровать – это плохо
Однако изменить тактику поведения всё же придется:

  1. Уберите деньги и ценные вещи с открытых и доступных мест.Найдите ребенку увлечение, хобби, на которые будет направляться его энергия.Развивайте у детей чувство эмпатии и необходимости помогать окружающим.Не допускайте инфантильности, подростки должны учиться отвечать за свои поступки.Следите за своими поступками – если вы будете рассказывать о недопустимости воровства, а сами приносите с работы пачку бумаги или забываете оплатить проезд в общественном транспорте, то эффекта не будет.Выделите своему чаду зону ответственности – он должен с детства заботиться о других, например, о домашнем любимце, младшем братике, чистоте в квартире.Учитесь доверять детям и вести с ним беседы, в которых он смог бы поведать о своих проблемах.При необходимости оградите его от общения с нежелательными группами подростков.

Как отучить ребенка воровать деньги дома?

Независимо от причин, вызвавших желание взять чужое, детское воровство нужно пресекать в зачатке. Сначала рассмотрим, чего делать не следует:

  • Не бросайте деньги на виду в открытом доступе – это провоцирует ребенка пойти на кражу;
  • Не вешайте на него ярлыков, обзывая вором и негодяем, ибо «как корабль назовешь…»;
  • Не зацикливайтесь на плохом. Инцидент уже произошел, и упрекая человека за то, что он оступился, вы не исправите ситуацию;
  • Не обсуждайте проблему с посторонними. Этим вы позорите не только ребенка, но и себя, выставляя в нелестном свете собственные воспитательные методы;
  • Не устраивайте судилища и воздержитесь от угроз. Это приведет только к тому, что малыш замкнется в себе и затаит на вас еще большую обиду.

Итак, как отучить ребенка воровать деньги?

Совет №1: Пересмотрите семейные ценности

Самое время тщательно изучить взаимоотношения со своим чадом. Возможно, вы уделяете недостаточно внимания вопросам воспитания и общения. Чем живет ваш ребенок? Что его гнетет и мучает? Если вы затрудняетесь дать ответ, поговорите по душам – это поможет вам наладить контакт и узнать друг друга ближе.

Совет №2: Научите ребенка копить деньги

У вашего чада, как и у любого человека, есть личные потребности. Однако семейный бюджет ограничен, и как бы вам ни хотелось, исполнить все желания и капризы ребенка невозможно. Доступно разъясните, что деньги на желанную покупку следует откладывать. Например, разрешите ему оставлять сдачу себе после самостоятельного похода в магазин.

Совет №3: Отказывайте правильно

Безапелляционное «нет» может стать причиной настоящей душевной травмы. В силу своего возраста ребенок не может понять всех этих «взрослых заморочек», связанных с тяжелым финансовым положением и необходимостью экономить. Ваша задача – объяснить, что в семье принято планировать покупки, и сегодняшний отказ означает, что он получит желаемое немного позже;

Совет №4: Не позволяйте брать верх эмоциям

Если ребенок ворует деньги, не торопитесь ругать или наказывать его. Тактика поведения родителей в подобной ситуации должна быть более аккуратной и деликатной

Важно донести до сознания ребенка мысль о том, что воровство – это поступок, не достойный хорошего человека. Если он нуждается в карманных деньгах, предоставьте возможность «зарабатывать» некоторую сумму хорошим поведением или помощью по дому

Так как же на ребенка воздействовать?

Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно

Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу

Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит

Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь

Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже

Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.