Со скольки месяцев можно прикармливать ребенка? Советы педиатров
Очень часто молодых родителей волнует вопрос о том, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка. Одни думают, что капелька сока не повредит уже трехмесячному малышу, другие, напротив, и ближе к году боятся давать что-то, кроме молока мамы. Так когда начинать прикармливать ребёнка?
Распространённые заблуждения относительно сроков введения прикорма
Как убедиться в том, что ребёнок уже готов к введению новых продуктов, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка? Иногда можно услышать такое мнение, что давать соки, пюре и т. п. малышу можно тогда, когда у него вылезет первый зуб. Однако это весьма спорный показатель. Бывает, что ребёнок рождается уже с зубом, а иногда тот появляется только к году. Это не значит, что прикармливать нужно с пелёнок или, наоборот, только к году.
У малышей месяца в три начинает активно течь слюна. Некоторые считают, что это явный признак готовности ребёнка к прикорму. Но в три месяца он ещё не готов кушать что-нибудь кроме молока мамочки или (при его отсутствии по каким-либо причинам) специальных смесей.
Когда ребёнок готов уже к прикорму, у него появляется, как говорится, интерес к пище. Он практически неудержимо лезет в мамину тарелку. Едва малыш увидит, что взрослый что-то ест, пьёт или даже просто накладывает еду на тарелку, ему тоже хочется поучаствовать в процессе. Дети стремятся подражать и тянут еду в рот. При этом кроху невозможно отвлечь никакими игрушками и погремушками. Возможно, малыш даже не возьмёт грудь, а полезет в тарелку. Итак, интерес к еде – один из самых ярких показателей готовности ребёнка к прикорму. Но со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка? Большинство детей начинают испытывать потребность в прикорме не раньше, чем им исполнится полгода. У многих малышей интерес к пище появляется примерно к шести месяцам. Возможно, и позже.
Основные схемы введения прикорма
Существуют два типа введения новых продуктов в рацион малыша.
Педагогический прикорм. Его цель – не столько накормить ребёнка, сколько научить жевать и глотать, познакомить с новыми вкусами, адаптировать к новому типу питания. Безусловно, введение педагогического прикорма не может идти на фоне отмены кормления грудью. Оно должно производиться параллельно с грудным вскармливанием. Только после года, а иногда и позже, подобный вид прикорма начинает становиться энергетическим. Ребёнок уже может сам съесть достаточное количество пищи, и грудное молоко служит ему только для запивания.
Вторая схема более знакома и распространена. Это прикорм энергетический или, иначе говоря, педиатрический. Он заключается в том, что новые продукты вводятся в рацион крохи взамен части грудного молока. Постепенно грудное вскармливание отходит на второй план, заменяясь кашами, пюре.
С чего лучше начинать знакомстсво малыша с новыми продуктами?
Многие бабушки на вопрос о том, во сколько месяцев прикармливать ребёнка, отвечают: “Чем раньше, тем лучше”. Некоторые из них непременно пытаются уже месячному крохе влить в ротик капельку сока. С точки зрения огромного количества врачей, никакой особой пользы в соках для малышей нет. Фруктовые пюре, например, не менее полезны, а иногда и более. Это происходит хотя бы потому, что большая проблема детей 1-го года жизни – склонность к запорам, а фруктовые пюре помогают этой беде. Если же родители всё-таки выбирают сок для первого прикорма, то лучше всего начинать с яблочного. Приготовить его нужно самостоятельно и для начала дать лишь небольшую капельку. Конечно, родители сами должны определиться с тем, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка. И всё же лучше, если до полугода (а можно и дольше) малыш будет получать только грудное молоко. А сама мама как раз может съесть яблоко, а лучше несколько (для себя и для крохи).
Почему различаются сроки?
Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст 4-6 месяцев, а у американцев или европейцев, например, 6-8 месяцев? Традиция?
В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины 90-х годов. До конца 80-х мамы были вынуждены выходить на работу, когда крохе было 3-6-12 месяцев. Детей сдавали в ясли, где их кормили молочными продуктами из бутылок — чаще всего это были кефир, коровье молоко и манная каша. Эти продукты далеки от идеала. И чтобы хоть как-то покрыть недостатки минеральных веществ, витаминов и многих нутриентов, добавляли ранние прикормы — соки с месяца, фрукты с 2-3 месяцев, яйцо, творог. Это частично балансировало питание, хотя проблем хватало.
Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам.
Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не вы-держивает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом.
Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания, 40-часовой курс ВОЗ по грудному вскармливанию посещали не все специалисты на местах, особенно в отдаленных районах, где нет возможности заменить специалиста, пока он будет отсутствовать на обучении. Отсюда возникает такая практика.
Что делать если ребенок не ест прикорм, запор или понос?
Профессиональные врачи выделяют несколько причин отказа ребенка от прикорма:
- При прикорме после нескольких месяцев кормления грудью ребенок привыкает к теплому молоку, температура которого составляет 37°. Поэтому в первую неделю прикорма лучше подавать пищу именно этой температуры, а после переводить ребенка на питание комнатной температуры. Ложку также следует заранее опустить в прикорм чтобы она не отличалась теплом от пищи.
- Режущиеся зубки. В такой момент малышу не до нового питания. Он испытывает боль и стресс, поэтому лучше отложить прикорм до момента, когда ребенок не будет испытывать дискомфорта.
- При постоянном отказе малыша есть какой-либо прикорм не нужно кормить его силой. В будущем это может привести к еще более выраженному желанию отказываться от предложенной пищи. В случае постоянного отказа от одного блюда предложите малышу что-нибудь другое.
Также существует ряд педагогических уловок, помогающих ребенку начать есть прикорм:
- Малыш сам должен захотеть есть. Для этого следует строго соблюдать режим питания.
- Во время семейной трапезы сажать малыша вместе с собой, показывать интонацией и эмоциями, какая у всех в тарелке вкусная пища. Когда малыш проявит интерес, дать ему немного прикорма (он должен быть в тарелке у мамы и папы).
- Новый вид питания врачи советуют вводить на голодный желудок.
- Добавив немного грудного молока в пищу, легче спровоцировать малыша съесть ее.
- Отвлекать малыша играми и при этом кормить крайне нежелательно. Он может съесть лишнего, а также вырабатывается рефлекс питания во время игры. После этого кормить малыша за столом станет проблематично.
Запор при прикорме
Запор у грудничка происходит из-за периода привыкания к более твердому и жесткому виду пищи
Важно вводить в прикорм не более 1 блюда за раз и 2 недели кормить малыша только этим видом пищи и грудным молоком (либо искусственными молочными смесями). Однако иногда после перехода на новую пищу происходит хронический запор. Причин несколько:
Причин несколько:
- Пищевая аллергия
- Неправильный прикорм
- Ошибки в детском меню
- Слишком малое потребление жидкости
Врачи обращают внимание на важность после прикорма предложить малышу грудное молоко, так как оно значительно улучшает пищеварение. При этом грудничка не стоит перекармливать. Для избавление от запора следует есть пищу с послабляющим воздействием на желудочно-кишечный тракт
Для избавление от запора следует есть пищу с послабляющим воздействием на желудочно-кишечный тракт
Для избавление от запора следует есть пищу с послабляющим воздействием на желудочно-кишечный тракт.
К ним относятся:
- Овсяная каша
- Пюре из свеклы или цветной капусты
- Свежие кисломолочные продукты (кефир)
- Растительное масло
В случае отсутствия результата следует обратиться к специалисту. Он назначит глицериновые свечи, послабляющие средства или клизму.
Понос при прикорме
Причину поноса при прикорме специалисты относят к нескольким факторам:
- Молочный белок. В искусственной смеси для кормления может быть слишком много молочного белка. Поэтому при прикорме происходит расстройство желудка. Следует сменить смесь на более качественную.
- Некоторые дети из-за слабого желудочно-кишечного тракта с трудом привыкают к жидким овощам, если с них начался прикорм. В случае поноса рекомендуется заменить прикорм на кукурузную кашу (сваренную на воде), а после пары недель кормления вновь попробовать овощи.
Специалисты отмечают, что жидкий стул у грудничка не обязательно является поносом. Малыш может до нескольких месяцев иметь жидкий стул и в этом не будет ничего плохого. Однако в любом случае нужно сдать анализ кала на дисбактериоз, а также посетить гастроэнтеролога.
Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни
Наименование продуктов и блюд | Возраст (месяцы жизни) | |||||||||
0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9-12 | |
Адаптированная молочная смесь | 700-800 | 800-900 | 800-900 | 800-900 | 700 | 400 | 300-400 | 300-350 | 200 | 200 |
Фруктовый сок, мл | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | |||
Фруктовое пюре*, мл | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 | |||
Овощное пюре, г | 10-150 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 | ||||
Каша, г | 50-150 | 150 | 170 | 180 | 200 | |||||
Творог, г | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 | |||||
Яичный желток | 1/4 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | ||||||
Мясное пюре, г | 5-30 | 50 | 50 | 60-70 | ||||||
Сухари, печенье, г | 3-5 | 5 | 5 | 10 | 10-15 | |||||
Кефир и др. кисломолочные продукты или цельное молоко, мл | 200 | 200 | 400 | 400 | ||||||
Хлеб пшеничный, г | 5 | 5 | 10 | |||||||
Растительное
масло, г |
3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | ||||
Сливочное масло, г | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока
Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):
- приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
- увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
- увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
- провоцирует срыгивание;
- может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.
Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.
Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.
Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:
- Возраст около 5-6 месяцев.
- Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
- Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
- Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
- Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
- Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
- Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.
Таблица: последовательность и объем
Согласно предложенной таблице, можно рассмотреть практические нормы введения продуктов для детей грудного возраста. Рассчитана схема на 3 месяца (90 дней).
Новые компоненты вводят на завтрак, после чего докармливают кроху материнским молоком или смесью. Затем уже введенные продукты переносятся на обед, и в рацион входит новый утренний ингредиент. Полдники и ужины нужны только после 9 месячного возраста крохи.
Таблица 1. Введение прикорма
День | Блюдо | Чайных ложек | Дополнительный продукт | Чайных ложек | |
1 | Кабачковое пюре | 1/2 | |||
2 | 1 | ||||
3 | 3 | ||||
4 | 7 | ||||
5 | 12 | ||||
6 | Кабачок, сдобренный 5 граммами растительного жира | 20 | |||
7 | 27 | ||||
8 | Пюрированная цветная капуста | 1/2 | Кабачок с маслом | 27 | |
9 | 1 | 27-26 | |||
10 | 3 | 25 | |||
11 | 7 | 21 | |||
12 | 12 | 16 | |||
13 | Пюре из цветной капусты с чайной ложкой растительного масла | 20 | Кабачок | 8 | |
14 | 27 | – | – | ||
15 | Брокколи пюрированная | 1/2 | Кабачок, сдобренный растительным жиром | 27 | |
16 | 1 | Пюре из соцветий капусты с маслом | 27-26 | ||
17 | 3 | Кабачок подмасленный | 25 | ||
18 | 7 | Цветная капуста с маслом | 21 | ||
19 | 12 | Кабачок подмасленный | 16 | ||
20 | Пюре из капусты брокколи подмасленное | 20 | Пюрированная цветная капуста | 8 | |
21 | 27 | – | – | ||
22 | Греча вареная | 0,5 | Крупа подходит на завтрак, а введенные овощные яства – на обед | ||
23 | 1 | ||||
24 | 3 | ||||
25 | 7 | ||||
26 | 12 | ||||
27 | Греча с ложкой сливочного жира | 20 | |||
28 | 27 | ||||
29 | Рисовая кашка | 0,5 | Греча с маслицем | 27 | |
30 | 1 | 27 | |||
31 | 3 | 25 | |||
32 | 7 | 21 | |||
33 | 12 | 16 | |||
34 | Рисовая кашка со сливочным жиром | 20 | Гречневая кашка | 8 | |
35 | 27 | – | |||
36 | Каша кукурузная | 1/2 | Гречневая каша со сливочным жиром | 27 | |
37 | 1 | Рисовая кашка с добавлением маслица | 26-27 | ||
38 | 3 | Гречневая крупа и немного сливочного жира | 25 | ||
39 | 7 | Рисовая кашка и масло | 21 | ||
40 | 12 | Гречневая каша с маслицем | 16 | ||
41 | Каша кукурузная с маслицем | 20 | Рисовая каша | 8 | |
42 | 27 | – | |||
43 | Пюре тыквенное | 0,5 | В сочетании с тыквенным пюре предлагать крохе овощи, уже введенные в рацион с растительным маслом | 27 | |
44 | 1 | 26-27 | |||
45 | 3 | 25 | |||
46 | 7 | 21 | |||
47 | 12 | 16 | |||
48 | Тыква с растительным жиром | 20 | 8 | ||
49 | Тыква с маслом (5 миллилитров) | 27 | – | – | |
50 | Яблочное пюре | 0,5 | Пюре из яблок подавать грудничку в сочетании с любой ранее введенной кашей, сдобренной маслом | 27 | |
51 | 1 | ||||
52 | 3 | ||||
53 | 4 | ||||
54 | 6 | ||||
55 | 8 | ||||
56 | 10 | ||||
57 | Пшенка | 0,5 | Гречневая крупа подмасленная | 27 | |
58 | 1 | Рис промасленный | 27-26 | ||
59 | 3 | Кукурузная крупа с маслицем | 25 | ||
60 | 7 | Греча+5 миллилитров сливочного жира | 21 | ||
61 | 12 | Рис подмасленный | 16 | ||
62 | Пшенка с маслом | 20 | Крупа кукурузная | 8 | |
63 | 27 | – | |||
64 |
Кролик |
1/2 | Греча подмасленная | 27 | |
65 | 1 | С кроликом предлагать крохе уже введенные подмасленные каши | |||
66 | 3 | ||||
67 | 4 | ||||
68 | 5 | ||||
69 | 7 | ||||
70 | 8 | ||||
71 | Чернослив пюрированный | 1/2 | В добавлении готовить на завтрак любую из каш с маслом, чередуя их каждый день | 27 | |
72 | 1 | ||||
73 | 3 | ||||
74 | 4 | ||||
75 | 6 | ||||
76 | 8 | ||||
77 | 10 | ||||
78 | Индейка | 1/2 | Каждое утро поочередно с измельченным мясным лакомством сочетать любую из каш: гречневую, рисовую, кукурузную или пшенную | 27 | |
79 | 1 | ||||
80 | 3 | ||||
81 | 4 | ||||
82 | 5 | ||||
83 | 7 | ||||
84 | 8 | ||||
85 | Груша пюре | 1/2 | На выбор одна из 4 ранее введенных каш, сдобренная ложкой сливочного масла | 27 | |
86 | 1 | ||||
87 | 3 | ||||
88 | 4 | ||||
89 | 6 | ||||
90 | 8 | ||||
91 | 10 | ||||
Схема прикорма в соответствии с рекомендациями ВОЗ
Также перед тем, как ввести прикорм, следует изучить схему, какие продукты и в каких количества дают малышу до 12 месяцев:
- Ребенку в возрасте 6-7 месяцев предлагают только:
- овощное пюре – до 60 граммов;
- каши на воде – 5-100 граммов;
- пюре из фруктов и соки – 10-60 граммов.
- Начиная с 8 месяцев, вводят:
- яичный желток – 0,25 штуки;
- кашки на молоке – 10-150 граммов.
- 10-месячным крохам дают:
- мясо – до 30 граммов;
- творог – 15-50 граммов;
- кефир, домашний йогурт – 150 миллилитров.
- 11-12-месячным детям добавляют к прикорму:
- рыбу – 30-60 граммов;
- ягоды – до 30 граммов;
- мясной бульон;
- хлеб, печенье – 10 граммов.
Последовательность расширения рациона
Когда ребенок, питающийся только материнским молоком, проявляет все признаки готовности к прикорму, следует определиться, что давать пробовать первым. ВОЗ в стандартной ситуации предлагает прикармливать малышей в следующем порядке:
- С 6 месяцев предлагать овощи.
- К 7 месяцу давать пробовать безмолочные каши (оптимально начинать с гречневой, овсяной, кукурузной).
- На 8 месяце можно вводить в рацион фрукты в виде пюре и желток куриного или перепелиного яйца.
- Кормить молочными кашами следует начинать в 8−9 месяцев.
- К 9 месяцам пора начинать знакомить кроху с мясными пюре, еще через месяц можно добавить субпродукты.
- Кисломолочную продукцию в виде кефира, творожка и йогурта вводим ближе к 9−10 месяцам, вприкуску с детским печеньем.
- Знакомство с рыбой откладывается до 10 месяцев, поскольку она является довольно аллергенной.
- Расширить рацион соками можно к 10−12 месяцам.
- В 12 месяцев уже можно готовить первые блюда на мясных бульонах и предлагать пюре из ягод.
Что касается масла, то оно (оливковое или подсолнечное) вводится постепенно (от 1 капли до чайной ложки) начиная с полугода — путем добавления в каши или пюре. Со сливочным маслом схема аналогичная, но стартуют с 7 месяцев и 1 грамма, постепенно увеличивая объем до 10 граммов.
Прикорм по месяцам при смешанном вскармливании рекомендуют начинать в 5 месяцев с овощных пюре и каш — по причине недостатка у адаптированных смесей всех необходимых питательных веществ.
Вредные советы
Знакомые и родные нередко дают молодым мамам советы, которые в итоге наносят больше вреда, чем пользы.
- Детские смеси одинаковы. На самом деле их отличает не только цена и производитель, но и состав. Также смеси бывают жидкими или сухими. Некоторые дети плохо усваивают детское питание на коровьем молоке, часто срыгивая пищу. Им может подойти козье молоко. Исследователи выяснили, что по составу оно наиболее близко к грудному молоку женщины. Во избежание аллергии и проблем с пищеварением перед покупкой стоит проконсультироваться с педиатром.
- Полезное коровье молоко. Коровье молоко жирный и тяжелый для организма продукт. У малышей он вызывает несварение желудка, аллергии и нарушение усвоения кальция.
- Ребенок должен съедать все. Малыш чувствует насыщение и сам начинает отказываться от пищи. Однако мамы (и тем более бабушки) пытаются заставить малыша съесть все, что ему было приготовлено. В будущем такое усердие может обернуться проблемами с желудком и почками.
Таблица прикорма грудничков на искусственном вскармливании
По статистике у искусственников нет недостатка веса. А вот железодефицитная анемия развивается чаще, чем у грудничков на естественном вскармливании. Именно поэтому для первого прикорма рекомендуют яблочко – в соке или в пюре.
Основные правила прикорма
- Во-первых, первое время пюре должно быть из одного продукта. Из фруктов – это яблоко, а из овощей – кабачок. Данный выбор объясняется их гипоаллергенностью.
- Во-вторых, при приготовлении пюре сначала исходные продукты необходимо поместить в духовку, а уж потом измельчить в блендере. Это позволит избавиться от ненужных комочков.
- В-третьих, до года еду для малютки не стоит подслащивать или солить.
- В-четвертых, после введения фруктовых пюре можно начинать приучать крошку к рыбе и мясу.
- И наконец, про грудь ни в коем случае не забывать.
Кстати, необходимо следить за стулом ребенка. Если он резко изменился, вводимый продукт нужно будет исключить из меню на время.
А как быть детям с отклонениями в состоянии здоровья?
Прикорм для малышей с проблемами в здоровье должен, по мнению ВОЗ, решаться индивидуально — сроки там варьируют. И все-таки ВОЗ склоняется к тому, что в большинстве случаев лучше вводить прикорм позже, приближаясь к срокам для здоровых детей. Отечественная школа в последнее время тоже резко пересмотрела свои позиции по отношению к введению прикорма детям с отклонениями в здоровье, тогда как ранее практиковалось раннее введение сока, творога, желтка, мяса.
Более раннее введение продуктов прикорма оправдано при недостаточных прибавках, если недостаток веса не устраняется никакими способами или нет возможности полноценно кормить грудью до полугода. Тогда рекомендуются введение энергоемких продуктов прикорма — каш.
При железодефицитной анемии (Нb<110 г/л) неоправданно более ранее ведение прикорма, потому что, по современным данным, продуктами питания, даже введенными раньше срока, невозможно восстановить гемоглобин. Более того, при анемии происходит нарушение пищеварения и всасывания нутриентов в кишечнике, поэтому более ранний прикорм может обернуться и ухудшением состояния.
Раннее введение при рахите творога и желтка также совершенно неоправданно — здесь тоже ничто не может заменить материнское молоко. При искусственном вскармливании необходимо использовать только адаптированные молочные смеси, а в случае развития клиники рахита он корректируется приемом витамина Д.
У детей с пищевой аллергией сроки введения прикорма могут быть даже более поздними, так как при дозревании ЖКТ меньше вероятности того, что аллергены из кишечника проникнут в организм. “При назначении прикорма предпочтение следует отдавать продуктам с низким аллергизирующим потенциалом: светлым сортам ягод, фруктов и овощей, гипоаллергенным безмолочным безглютеновым кашам, свинине, конине, индейке, мясу кролика…”, некоторые продукты “… творог, яйца и рыба в рационы детей первого года жизни с пищевой аллергией не вводятся или полностью элиминируются…”. Кроме того “Сохранение грудного вскармливания до 6 месяцев жизни существенно уменьшает риск возникновения аллергической патологии у ребенка. При невозможности осуществления естественного вскармливания в целях профилактики аллергии необходимо отсрочить контакт ребенка с белками коровьего молока…”.
Откуда берутся рекомендации
Вопросы прикорма являются одной из самых популярных тем не только у родителей, но и у оте-чественных и зарубежных педиатров, диетологов и всех специалистов, занятых вопросами детского питания.
С одной стороны, существуют мировые рекомендации ВОЗ, обоснованные глобально проведен-ными исследованиями, причем эта организация разрабатывает их с учетом адаптации под конкретные регионы, в том числе и страны бывшего Советского Союза.
На 54-й (2001 г.) и 55-й (2002 г.) сессиях Всемирной Ассамблеи здравоохранения были приняты резолюции для всех членов ВОЗ, называемые “Питание детей грудного и раннего возраста». В данных руководствах пункт 4 гласит: имеется “необходимость укреплять мероприятия и разрабатывать новые подходы в целях защиты, пропаганды и поддержки практики исключительно грудного вскармливания в течение шести месяцев… обеспечивать безопасное и соответствующее прикармливание с продолжением грудного вскармливания до двух или более лет”.
С другой стороны, для работы педиатра существуют национальные рекомендации. По грудному вскармливанию и прикормам педиатры в настоящее время работают по двум документам — методическим указаниям “Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни” МЗ РФ № 225 от декабря 1999 г. и по пособию для врачей МЗ РФ от 2003 г. “Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-профилактических учреждениях”. Кроме того, в каждом конкретном регионе существуют различные методические разработки, вводимые кафедрами педиатрии ведущих отечественных вузов. А в обобщение всего опыта существует “Национальная программа питания детей раннего возраста”, также разрабатывающая рекомендации по питанию и введению прикормов малышам.
Кроме того, что сильно разнятся сроки начала прикорма, во многом отличаются и рекомендации по продуктам, которые предлагаются в качестве первых прикормов. Более того, отечественная школа до сих пор еще выдвигает позицию о том, что соки и фруктовые пюре не являются основными продуктами прикорма, а являются якобы обучающими прикормами, подготавливающими пищеварение к принятию пищи, отличной от молока или смеси.
При анализе восьми руководств и пособий для практикующих педиатров, выпущенных с 2007 по 2011 год, только руководство “Основы поликлинической педиатрии” под ред. А.А.Джумагазиева адекватно подходит к введению прикорма, учитывая основные современные тенденции и опираясь на рекомендации ВОЗ. Все остальные руководства предлагают немодифицированные под современные условия и рекомендации ВОЗ схемы.