Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Как развивается способность к познанию

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

  • Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
  • Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
  • Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
  • Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
  • Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
  • Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
  • Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
  • Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

Календарь скачков развития

Первый скачок начинается в конце первого месяца жизни малыша, пик приходится на 5-ю неделю. Кроха начинает изучать  явления, которые происходят вокруг него. Развиваются органы чувств, и ребенок ощущает мир намного яснее, чем до этого. 

Второй кризис роста является продолжением первого. Его всплеск приходится на 8-ю неделю. Малыш открывает мир паттернов. Он понимает, например, что у него две руки и две ноги. И проводит часы, практикуя новый навык контролирования их определенного положения. Его завораживают тени от падающего света. Вы можете заметить, как ребенок слушает себя, издавая различные звуки. А еще он начинает проявлять радость своей первой улыбкой. 

Третий скачок роста проявляется к 3 месяцам. Если до этого движения малыша были неуклюжими, теперь он намного лучше владеет своим телом.Также происходит дальнейшее развитие органов чувств. Теперь он замечает различия: прислушивается к голосам, наблюдает, как свет сменяется темнотой, как двигается все вокруг. Мир становится более организованным.

Четвертый скачок развития происходит около 19 недели. Ребенок понимает, что каждое событие имеет определенную последовательность действий. Он начинает замечать плавные переходы в звуках, движениях, свете, запахах и текстурах. 

Пятый скачок развития около 26 недели. Вы увидите, как малыш пробует делать много новых для него вещей. У ребенка улучшается координация, он начинает понимать связь вещей вокруг. Главное открытие в этом возрасте — пространство вокруг: между людьми и предметами существует определенное расстояние. Мир для малыша становится огромным. 

Шестой кризис ярко проявит себя на 37 неделе. В этот период вы заметите, что малыш осваивает новые занятия, постоянно экспериментирует. Кроха умеет распознавать определенные предметы, ощущения, группирует людей и животных по категориям. Например, он понимает, что банан отличается от яблока по форме, цвету и вкусу, но это все равно еда. Понимание мира категорий сильно влияет на органы чувств вашего чада. 

К 46 неделе произойдет 7 скачок развития. Малышу откроется мир последовательностей. Он поймет: чтобы добиться своей цели, необходимо действовать определенным образом. Ребенок будет изучать, как и в какой последовательности сложить предметы, чтобы это было правильно: пирамидку, кубики и т.д. 

Восьмой скачок развития случится около года на 55 неделе. У малыша произойдет рывок в умственном развитии и он будет готов исследовать мир программ. Если до этого кроха понимал последовательность событий, которые следуют одно за другим, теперь он понимает, что так происходит не всегда. И также осознает, что результат действия иногда зависит от того, что произошло сейчас. 

Девятый скачок — первый кризис роста после года, пик которого происходит в 14-15 месяцев. Ребенок вырос и теперь он способен менять программы, которые освоил до этого. Он будет экспериментировать с ними:

  • Знакомиться с другими детьми на площадке
  • Подражать другим
  • Исследовать свои эмоции
  • Думать наперед
  • Становиться агрессивным, чтобы добиться желаемого
  • Закатывать первые истерики
  • Понимать различия между «мое»и «твое»
  • Учиться делать что-то сообща
  • Экспериментировать с «да» и «нет»

Последний десятый скачок развития произойдет около 17 месяцев. У малыша появляется способность понимать «системы» и их различия: моя мама не похожа на маму того мальчика, мой самокат не такой как, у братика. На этом этапе он осознает, что сам решает, как себя вести. У малыша появляется чувство сострадания. 

Как вести себя маме в период скачка роста?

Для мамы важно вести себя определенным образом, чтобы легче пережить скачок и помочь малышу:

Сейчас вы должны дать малышу максимальное внимание, заботу и поддержку. Это поможет ему адаптироваться в новом для него мире взаимосвязей и почувствовать себя в нем комфортно и безопасно.

Поставьте себя на место вашего ребёнка: вы оказались в совершенно новом для себя месте, не знаете правил и законов, господствующих здесь, и что ждёт вас за первым поворотом даже представить себе не можете

Поставьте себя на место вашего ребёнка: вы оказались в совершенно новом для себя месте, не знаете правил и законов, господствующих здесь, и что ждёт вас за первым поворотом даже представить себе не можете.

Что вы будете чувствовать? Конечно же, кроме страха, тревоги и волнения больше ничего.

И тут появляется хорошо знакомый вам человек, которому вы доверяете. Он берет вас за руку и ведёт по неизведанным тропинкам, рассказывая по пути, как нужно вести себя на новой территории и одновременно успокаивая вас.

Естественно, вы тут же ощутите облегчение и спокойствие. Точно в такой же ситуации оказывается и ваш малыш, нуждаясь в поддержке и помощи. А кто это ему может дать, как не вы — самый родной и близкий для него человек.

  1. Берите ребенка на руки по первому же требованию, где бы вы не находились и чем бы не занимались в данный момент.

Не бойтесь, что ваш малыш привыкнет к этому и станет ручным. В данном возрасте это исключено.

Важно! Если ребенок капризничает во время прогулки, не пытайтесь его успокоить, судорожно качая коляску. Лучше зайдите домой, возьмите его на руки, крепко прижмите к себе, успокойте и отвлеките игрой

  1. Не ограничивайте малыша в сосании груди.

Не привязывайтесь к режиму питания. Независимо от того, когда ребенок последний раз ел, давайте ему сосать грудь по первому требованию. Так малыш удовлетворяет свою потребность почувствовать себя в безопасности.

  1. Помогите малышу освоить новые навыки.

Мотивируйте его постоянно двигаться. Лучше, чтобы большую часть времени бодрствования, ребенок проводил на полу.

Конечно, перед этим вы должны внимательно осмотреть всю территорию, где может оказаться малыш, и убрать все лишние посторонние и опасные предметы.

Лучший пример для него — это вы. Опуститесь на пол вместе с ребёнком и покажите ему, что нужно сделать, чтобы достать игрушку, находящуюся на расстоянии.

Другими словами, доползите до нее сами, возьмите игрушку, покажите её малышу и позовите к себе.

  1. Постоянно разговаривайте с ребёнком.

Нося его на руках, говорите обо всем, что видите и озвучивайте каждое свое действие. Описывайте ему предметы, к которым он тянется: их форму, цвет, предназначение.

К 6 месяцам ваш малыш уже многое, что умеет и к этому времени у него накоплено немало опыта.

Если вы будете с любовью и терпением помогать ребёнку освоить новые навыки, то он очень быстро адаптируется к изменениям происходящим с ним в этот период и будет развиваться дальше со скоростью света без лишних капризов и плача.

Более подробно о том, как происходит психическое развитие ребенка, как меняются его ритмы снов и что делать для гармоничного развития ребенка смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Счастливого материнства!

  • Развитие ребенка по месяцам до года
  • Когда можно сажать ребенка в ходунки?
  • Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев?

Рождение теории

Это весьма интересное предположение вылилось в массы после выхода научно-популярной книги «The wonder weeks» – совместных трудов двух ученых германского происхождения Вандерейт Хетти и Плоя Франса. Эти люди – специалисты в области детской психологии и дошкольного развития, поведенческой биологии и являются авторитетными специалистами в научных зарубежных кругах. 35 лет своей жизни они посвятили наблюдением за поведенческими реакциями и развитием малышей до двух лет. Одним из исследований было наблюдение за развитием младенцев с 0 до 12 месяцев без отрыва от ячейки общества, т.е. в семье и среди близких людей.
 
Анализируя результаты и опыт проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что малыш развивается не плавно, а ступенчато, отрывисто и наиболее это заметно именно в течение первого года жизни (естественно, он же самый стремительный и динамичный). Подобная теория позже подтвердилась врачами-физиологами: рост ребенка не является плавным непрерывным процессом, ребенок растет скачкообразно. Это объясняется большими энергозатратами, ведь чтобы вырасти, организму требуется колоссальное количество ресурсов. Поэтому он «копит» силы и затем бабах! За одну ночь ребенок вытягивается на несколько миллиметров. Этот процесс и назвали скачками роста у грудничка.
 
Но Вандерейт и Плой выделяют помимо скачков роста еще и скачки психоэмоционального развития у малыша. Как правило, эти два процесса не всегда происходят одновременно, но оба имеют ступенчатый характер. И если с ростом все понятно ­ оп, и вырос малышок, то как быть с психическим развитием?
 
Рост и развитие нервной системы ­ очень сложный и малопонятный для простого обывателя процесс, также требующий энергетических ресурсов (кстати, это является объяснением, почему новорожденные детки много спят). Этот процесс сказывается на поведении ребенка, он не может понять, что происходит, но и объяснить маме или папе тоже не в состоянии.