Режим дня ребенка от 2 до 3 лет
Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток
Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.
Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.
- Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
- Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
- Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
- Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
- Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
- Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
- Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
- Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы
Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Как проходят скачки роста по неделям до года
Таких скачков до года у ребенка происходит целых 8! До полутора лет он встретится еще с двумя. Все они закономерны и изучены в наше время. Каждый кризис характеризуется важными этапами в развитии малыша.
1 скачок — 5 недель
В этот период ребенок овладевает мимикой и учится улыбаться. Он внимательно рассматривает окружающие его вещи и откликается на прикосновения.
2 скачок — 8-9 недель
Ребенок начинает держать голову, рассматривает свои ручки и ножки. Любопытно рассматривает движущиеся предметы. Уже может держать игрушки. Появляются попытки сделать переворот. Кризисной и тяжелой является 8 неделя. С 9 недели кризис пойдет на спад. Уже на 10 неделю малыш становится спокойней.
3 скачок — 12 недель
Малыш начинает менее резко двигаться — его движения будто становятся плавнее. Он внимательно рассматривает пространство вокруг себя. Постепенно учится управлять своим голосом.
4 скачок — 15-19 недель
Начинает дотягиваться до предметов, находящихся в отдаленном положении. Имитирует новые звуки. Уже умеет совершать перевороты.
5 скачок — 23-26 недель
Ребенок начинает приподнимать корпус, отталкиваясь на вытянутые руки. Повышается его активность. Он начинает осознавать расстояние. Появляются первые попытки ползать.
6 скачок — 29-30 недель
Особенно развиваются тактильные ощущения. Малыша интересуют консистенции и текстура. Он пробует все на вкус и ощупь. Видит различия между предметами и их признаками.
7 скачок — 34-37 неделя
Ребенок пытается перемещать и складывать предметы. Он учится управляться сразу с несколькими вещами. Появляется простейшее понимание причинно-следственных связей.
8 скачок — 51-55 неделя
Ребенку исполняется годик. Он начинает импровизировать — появляется баловство, фантазирование. Ребенок сам учится находить решения в простых задачах. Он уже ходит. Понимает, что от него хотят.
После года до полутора лет вам с ребенком придется столкнуться еще с двумя кризисами — на 60-64 неделе и с 70 по 72 неделю. После предыдущих восьми скачков вы справитесь с ними гораздо легче.
Как быть родителям
Кризисы скачков роста у детей до 1 года доставляют немало дискомфорта его родителям. Постоянный плач и капризы ребенка могут сводить с ума. Главное, что нужно помнить — это скоро закончится. После кризиса наступают безоблачные деньки, в которые ребенок радует маму и папу своими новыми умениями.
В этот период лучше всего отказаться от своих дел и как можно больше дать заботы своему малышу. Пусть он чувствует ваше присутствие и поддержку. А с домашними делами пусть помогут ваши близкие.
Позаботьтесь также о своем отдыхе. Чем спокойнее будете вы, тем легче пройдет для вас этот кризис.
Не отказывайте ребенку в эти периоды быть на руках как можно чаще. Контакт «кожа к коже» очень успокаивает ребенка и заставляет его чувствовать себя в безопасности. Ваше тепло поможет ему пережить спокойней этот кризис.
Разговаривайте с ребенком. Голос мамы действует успокаивающе на малыша. Помогут как чтение сказок, так и исполнение колыбельных. Даже ласковый разговор успокоит ребенка.
Используйте слинг. Держать постоянно ребенка на руках может быть физически изнуряюще. В таких случаях может помочь слинг. Так ребенок будет с мамой, а ваши руки будут свободны.
«Так малыш развивается» — вспоминайте эту фразу, когда становится очень тяжело. Все, что сейчас происходит — часть прекрасного. Ваш ребенок становится смышленее, взрослее, умнее. Вспомните, как взрослые «капризничают» выходя из зоны комфорта. С ребенком происходит похожее. Он проходит большую трансформацию. Постарайтесь войти в положение. Когда вы знаете, отчего все капризы, они воспринимаются проще.
Отдыхайте вместе. Дневной сон можно провести вместе с ребенком, лежа рядом с ним. Такой отдых будет на пользу вам двоим.
Будьте рядом. Это не значит что нужно бросить абсолютно все свои дела из-за ребенка. Берите его с собой — на кухню, в магазин и т.д. Когда малыш видит маму, ему гораздо спокойнее.
Основным пунктом «программы» регулярных медицинских осмотров детей до года является измерение роста и веса ребенка и сравнение этих показателей с табличными
Обратите внимание, что это статистические данные, причем полученные преимущество для детей, вскармливаемых искусственными смесями
“Созревание” эндокринной системы или “береги эндокринку смолоду”.
27.04.201112:28
“Становление” эндокринной системы происходит постепенно, как и большинства органов и систем.Самое первое – это процесс роста и последующего за ним “округления”(то есть набора веса после “скачка роста”). Здесь главное не пропуститьотставание в росте, вовремя выяснить причины и скорректировать
Поэтому родителям тоже необходимо следить за темпом роста ребёнка (особенно если ребёнок вырос менее 3 см в год, отстаёт от сверстников в росте на 2-3 года).В “периоды округления” (это возраст 1-5 лет, 8-10 лет) важно не перекармливать ребёнка, не закладывая тем самым основы будущего ожирения. Не надо до 5-6 лет кормить с общего стола пищей богатой усилителями вкуса, приправами, полуфабрикатами
Не ленитесь готовить ребёнку отдельно. Его ферментная система ещё недостаточно “дозрела”, чтобы принять такую пищу.Для Санкт- Петербурга важно также не пропустить патологию щитовидной железы, которая у жителей города может развиваться уже с 5-6 летнего возраста. Это знаменитый АИТ (аутоиммунный тиреоидит) и сопровождающий его гипотиреоз.Узловой зоб, если он присутствует у родственников, “закладывается” с подросткового возраста, как и ДТЗ (диффузно-токсический зоб). Я имею в виду именно приобретённую патологию, а не врождённую.Следующей ступенью развития будет развитие половой системы. Да, тема деликатная, но требует обсуждения. Для девочек главным будет: научить их гигиене собственного тела, наладить режим учёба-отдых, так как избыток стресса и чрезмерные умственные перегрузки могут заложить основы, предменструального синдрома в будущем, альгодисменореи (болезненных mensis), даже эндометриоза. Необходимо проводить беседы о половом поведении (лучше чтобы это делал детский психолог), контрацепции, в период полового созревания отвести на прием к детскому гинекологу.В ранний детский период как можно раньше отучить девочку от памперса, не провоцировать развитие энуреза, вагинита, цистита и т.д.Для мальчиков всё немного сложнее. За их половым развитием необходимо следить с периода новорождённости, так как некоторые патологии без ущерба для здоровья можно скорректировать только до 4-5 лет. Важно не пропустить такие аномалии: эктопию яичка (располежение вне мошонки),крипторхизм (неопущение в паховый канал), гипоплазию яичка (недоразвитие), микропенис, варикоцеле (расширение вен мошонки) и др. Многие из этих аномалий лечатся только операцией, которую надо проводить как можно раньше. Нераспознанная вовремя патология этих органов чревата отклонениями развития половых органов, нарушением половой функции и бесплодием. Поэтому мальчик должен быть осмотрен детским урологом (андрологом) в такие возрастные периоды – 6 мес, 1год, 3 года, 5, 7, 11, 13, 15, 17 лет.И естественно, мальчик тоже должен с ранних лет быть обучен гигиене наружных половых органов.И для девочек, и для мальчиков, в последние годы характерно такое явление как ППР(преждевременное половое созревание). Основное последствие этого отклонения в будущем – низкорослость. Поэтому важно не пропустить: 1) у девочек – увеличение груди, или(и) раннее оволосение, и (или) начало mensis до 8 лет, 2) у мальчиков – увеличение яичек, пениса, оволосение до 8 лет. Это повод не для гордости – “мужик растёт”, а для врачебного дообследования, так как это может быть не просто коституциональной особенностью, а более грубой патологией (например, опухолью ЦНС).С другой стороны: 1) у девочек отсутствие mensis в 16-17 лет, увеличение груди к 13-14 годам, 2) у мальчиков отсутствие увеличения яичек и оволосения к 14 годам, является признаком задержки полового развития, что тоже требует дообследования, особенно в сочетании с низкорослостью .Традиционно временем “полного созревания” человека считается возраст 18 лет, но на самом деле эндокринная система может “дозревать” до 20 – 23 лет. Это касается как роста, так и полового развития, “становления” веса.Я думаю было бы не лишним посетить эндокринолога до 18 лет, на ряду с такими специалистами как гинеколог, уролог и др.
Просмотров:5445
Физическое развитие ребенка
Возраст 9-10 лет — второе детство. Относительно спокойный период в жизни ребенка, позволяющий вновь вернуться к игрушками и играм. Дети меньше конфликтуют с родителями, чаще проявляют независимость и самостоятельность.
В этот период улучшается координация движений ребенка, он легко удерживает равновесие в разных позициях, показывает высокие показатели выносливости. В этот период многие дети уже могут окончательно определиться с видом спорта, который наиболее подходит им в физическом и психологическом плане (командный, одиночный).
Физиологические изменения
В 9-10 лет объем легких увеличивается в 2 раза, ребенок получает достаточное количество кислорода, чтобы развитие клеток и органов шло равномерно. Хорошо предлагать крохе использовать это время для улучшения физических показателей (совместные велопрогулки, катание на лыжах и коньках, плавание).
Завершающий этап созревания наступает и для зрительной функции. Теперь мальчики и девочки начинают рисовать не только схематически, обозначив контуры предмета, но и тщательно вырисовывая детали, добиваясь идеального сходства.
В 9-10 лет у мальчиков активизируется рост стопы. Будьте готовы, что за год ваш сын может сменить не одну пару обуви.
Первые признаки полового взросления
С 9 лет у девочек начинают проявляться вторичные половые признаки. Происходит округление туловища по женскому типу, появляется небольшая жировая прослойка на бедрах и животе. С 10-ти лет могут начинать увеличиваться грудные железы.
Для мальчиков появление половых признаков характерно после 10-ти лет. У некоторых из них заметен не существенный рост половых органов к концу 10-го года жизни.
Контроль усталости
Важным аспектом физического развития ребенка 9-10 лет является отсутствие четкой оценки уровня усталости. Дети не понимают, когда нужно прекратить занятие и отдохнуть, родителям нужно следить, чтобы их сын или дочка не переутомились. Умение определить уровень усталости появится только к подростковому возрасту.
Рост и вес
Темпы набора роста и веса в 9-10 лет во многом определяются генетическими факторами. В семьях, где родители высокого роста, малыши чаще обгоняют сверстников по росту и весу. Для семей, где мама и папа небольшого роста и веса, допустимо несоответствие показателей ребенка от средних цифр на 10-15%.
Таблица норм веса и роста детей 9-10 лет в зависимости от пола:
Нижняя норма веса | Верхняя норма веса | Нижняя норма роста | Верхняя норма роста | |
Мальчик 9 лет | 21,9 кг | 40 кг | 121,5 см | 143 см |
Мальчик 10 лет | 24 кг | 44 кг | 126 см | 150 см |
Девочка 9 лет | 22 кг | 41 кг | 122 см | 144,8 см |
Девочка 10 лет | 22,7 кг | 47,7 кг | 127 см | 151 см |
Нормы основных показателей:
Артериальное давление — 100/60;
Пульс 76 — 92 удара в минуту;
Гемоглобин — 120 — 150 г/л;
СОЭ — 4 — 12 мм/ч.
Важную роль в формировании правильного образа поведения играет предыдущий опыт ребенка, пример родителей и других ближайших взрослых
Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы
5 неделя — мир меняющихся ощущений
В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.
Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.
Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.
8 неделя — мир паттернов
В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».
Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе
Еще вы заметите первую улыбку ребенка.
Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.
Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.
12 неделя — мир мягких переходов
К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.
К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.
19 неделя — мир событий
В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.
Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.
26 неделя — мир взаимоотношений
К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.
Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.
37 неделя — мир категорий
Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.
Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.
В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.
Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша
46 неделя — мир последовательностей
Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).
Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.