Скрининг слуха у новорожденных

Скрининг слуха новорожденного малыша проводится для того, чтобы обнаружить проблему до момента выписки из роддома. Благодаря такому обследованию врач проверяет слуховой аппарат ребенка для исключения каких-либо нарушений. Такая диагностика применяется:

  • в родильном доме сразу после рождения;
  • в период до 3 месяцев проводится повторное обследование, если были выявлены проблемы. 

Вы также можете обратиться в сурдологический центр для дополнительной консультации. Иногда в роддоме не получается провести проверку, потому что слуховой проход ребенка наполнен околоплодными водами, поэтому перед скринингом его надо обязательно почистить. Такой метод является абсолютно безболезненным и занимает всего несколько минут: малыш может спать, пока врач вводит датчик, чтобы зафиксировать сигналы.

Программа скрининга проводится в старшем возрасте в таких случаях:

  • если ребенок отстает в речевом развитии;
  • отсутствие реакции на звуки;
  • частые отиты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • перенесенные острые инфекции.

И напоследок, помните, что слух у новорожденных формируется еще до появления на свет, поэтому беременность — это важный период, во время которого постарайтесь отказаться от вредных привычек, следовать рекомендациям врача и беречь себя.

Степени тугоухости

Что же считается плохим слухом? Выделяют четыре степени тугоухости:

  1. Первая степень: человек воспринимает звуки от 25 до 40 децибелов (для сравнения, хороший слух — это способность воспринимать звуки до 20 децибелов). Шёпотная и удалённая речь воспринимается с трудом, но разговор воспринимается хорошо.
  2. Вторая степень: порог слышимости увеличивается до 55 децибелов. Шёпотная речь воспринимается на расстоянии не больше одного метра.
  3. Третья степень: значения децибелов увеличиваются до 70. Воспринимать шёпотную речь для ребёнка становится невозможным. Чтобы расслышать собеседника, нужно подойти к нему на расстояние один-два метра.
  4. Четвёртая степень: порог слышимости достигает 90 децибелов. Становится практически невозможно воспринимать речь окружающих.

При достижении порога слышимости более 90 децибелов, слух утрачивается полностью. Наступает глухота.

Снижение звуковосприятия ребёнка может начаться внезапно: при резком снижении слуха у ребёнка патология развивается за каких-то пару часов. При остром течении — слух ребенка ухудшается в течение одного месяца. Подострое снижение слуховой чувствительности возникает в течение одного – трёх месяцев. При хроническом течении – снижение слуховых способностей происходило более трёх месяцев.

Запишитесь на приём прямо сейчас!

Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25 или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться

Но снижение способности различать звуки у малыша — не повод бездействовать! Необходимо при первых же признаках нарушения слуха обратиться к грамотному оториноларингологу.

Проверка слуха дома

Родители в 1 месяц могут самостоятельно проверить слух у младенца. Для этого нужно незаметно подойти к грудничку с незнакомым источником звука (дудочка, колокольчик) и понаблюдать за реакцией.

Можно это сделать, когда кроха только уснул. Но громких звуков издавать нельзя: они способны напугать малыша. Достаточно просто кашлянуть, потереть руку о руку.

Нормальной реакцией будет, когда грудничок:

  • проснется;
  • широко откроет глаза;
  • начнет двигать ручками, ножками;
  • вздохнет;
  • изменит выражение лица.

С двух месяцев малыш начинает издавать первые звуки, а с четырех способен радостно реагировать, услышав звук любимой музыкальной игрушки. При нормальном слуховом восприятии навыки постоянно совершенствуются.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Причины проблем со слухом

Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым и развивался в пределах своего возраста, но сейчас у многих детей наблюдается снижение слуха, которое бывает врожденным или приобретенным. Малышу могут навредить инфекции, травмы, медикаменты, сильный внешний шум. Также нарушение органов слуха может произойти из-за ранних родов, генетических болезней, злоупотребления алкоголем матери во время беременности. Проблема поражения слуха может случиться по следующим причинам:

  1. Разрыв барабанной перепонки.
  2. Серьезные инфекции — корь, коклюш, менингит.
  3. Врожденные травмы мозга.
  4. Синдром Меньера — заболевание внутреннего уха.
  5. Запущенный отит.
  6. Инфекции у мамы — краснуха, сифилис, герпес, ВИЧ.
  7. Заболевание уха у близких родственников.
  8. Ушные инфекции, которые начинаются с обычных симптомов простуды или аллергической реакции.
  9. Прием антибиотиков во время беременности.

Если вы заметили, что у вашего крохи появился беспричинный плач, высокая температура, нарушился сон, ухудшился аппетит, рекомендуем обратиться к специалисту. Врач проверит ваши подозрении и назначит лечение, если это действительно инфекция. Ранняя коррекция слух позволяет предотвратить развитие нарушение речи и психоэмоциональных расстройств.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем

Дополнительное обследование

Если результат аудиоскрининга отрицательный, специалисты дают направление на прохождение дополнительных обследований, в том числе:

  • осмотр и консультация ЛОРа, который оценивает строение уха и ушной раковины малыша;
  • импедансометрия, которая включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию;
  • объективная аудиометрия КСВП;
  • игровая тональная аудиометрия;
  • сурдопедагогическое обследование, на котором педагог, имеющий специальное образование, дает оценку поведенческим реакциям крохи на различные звуки;
  • генетическое обследование, целью которого является определение наличия в организме малыша гена, вызывающего тугоухость.

Только по результатам всех вышеперечисленных исследований, специалист может говорить о наличии патологии, о степени тяжести отклонения.

Зрение младенца

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах. 

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться.

Первые дни

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы.

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны).

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным».

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки.

1 месяц

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую.

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения. 

2 месяца

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц.

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной.

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы.

3 месяца

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются.

4-5 месяцев

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый.

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность.

6 месяцев

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями.

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту.

7-8 месяцев

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки.

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться.

9-12 месяцев

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты.

Молодые старички в плеере

– Какие причины приобретённой глухоты выходят на первый план?

– Это травмы, операции, инфекции: корь или краснуха, грипп, тяжёлые менингиты, асфиксия во время родов. Нам, к сожалению, приходится бороться со следствием. Причину стараемся выяснить, но в 20-30% случаях она остаётся неясна.

– А профессиональная тугоухость?

– Знаете, когда в 90-е годы закрылись предприятия, мы заметили некоторое оздоровление населения. Такой парадокс.

– Современные подростки круглосуточно сидят и ходят в плеере…

– И это плохо. Аудиологи всего мира лет 10-15 назад встревожились по поводу ношения наушников детьми и выставленным в них уровнем звука. И действительно, у молодых людей начал садиться слух. Чувствительный слуховой анализатор устаёт, его клетки отмирают. Страшна даже не сила звука, а продолжительность прослушивания плюс низкие частоты тяжёлого рока, которые особенно вредны.

В итоге мы имеем ранний пресбиакузис (частное проявление старения организма, заключающееся в возрастном снижении слуха. – Ред.). Молодые люди 30 лет слышат слабо, словно древние старички. Сами себя же глушат. Кроме того, на остроту слуха влияет экологическая обстановка, нерациональное питание, инфекционные заболевания, стресс.

– Вы согласны с тем, что среди людей с ограничениями по слуху есть и способные, талантливые?

– Действительно, в институте им. Баумана – одни светлые головы, и там много инвалидов по слуху. Они же востребованы за рубежом. Но, повторюсь, многое зависит от педагогов, а также заинтересованности родителей заниматься с такими детьми. Почему многие слабослышащие люди остаются невостребованными в обществе? Они рождаются в семьях, где несколько поколений глухих, и родители зачастую против кохлеарной имплантации. Зачем им слышащий ребёнок? И тот будет жить в своём узком мире. При этом некоторые устраиваются неплохо, умеют зарабатывать. Во всём мире договорились о свободе выбора, и желающих жить в тишине – отпустили. В обычной же семье рождение глухого ребёнка – драма. Родители переживают шок, отчаяние, а мы уговариваем, рассказываем, как дальше жить. Потом их дети отлично учится, поступают в вузы. Но сначала после операции ребёнок должен адаптироваться к богатой палитре звуков. Это колоссальная работа.

Слух у новорожденных: до и после родов

Слух помогает ребенку изучать мир, узнавать близких, реагировать на окружающую действительность и возможную опасность. Слуховые умения начинают закладываться еще в утробе, поэтому ребенок в животике уже различает звуки, которые его окружают: разговор родителей, шум машины, музыку. Очень часто после рождения малыш узнает голос мамы, а песни, которые он уже слышал, нравятся ему больше других.

Когда новорожденный появляется на свет, первое время он слышит только очень громкий звук, который больше привлекает внимание. Уже на второй месяц малыш начинает различать низкие и более тихие тона, учится связывать свои слуховые и зрительные впечатления

На этом этапе кроху может напугать резкий шум, зато знакомый голос вызывает улыбку.

Затишье — признак гипоксии

Если обнаружится, что ребёнок страдает от недостатка кислорода, маме назначат специальные препараты, чтобы улучшить кровообращение и поступление питательных веществ. Периодически будут вновь проводить КТГ и допплерометрию. К сожалению, случается, что все принятые меры не помогают, и гипоксия начинает нарастать. Тогда назначают экстренные роды, чтобы ребёночек не задохнулся. Будет ли это кесарево сечение или естественные роды, решит гинеколог.

Чтобы не доводить до этого и доносить малыша до положенного срока, при малейших сомнениях бегите к врачу. Иногда промедление может слишком дорого стоить. Если кроха сидит в животе чересчур тихо или, напротив, круглосуточно «устраивает танцы», следует проверить, всё ли в порядке!

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Я скептически отношусь к подобным проверкам, так как все очень индивидуально и можно много не заметить или неправильно интерпретировать. Впрочем, это касается и врачебных обследований тоже. Поэтому всегда имеет смысл читать все в интернете, перепроверять диагнозы у нескольких врачей и включать свою голову. Реально очень сложно у маленького человечка определить все очень точно. Например, может казаться что ребенок реагирует на звук, однако он просто видит, как вы трясете погремушкой. Если ребенок плохо слышит, то, как правило, у него очень цепкий взгляд, и также он еще и реагирует на вибрацию, вызываемую звуками.

Ребенок начинает проявлять реакцию на звуки уже с месяца — замирает, вздрагивает, может плакать начать. Есть разные способы, как проверить слух у ребенка дома, но все сводятся к одному и тому же. Расскажу пару штук:

Взять две баночки и насыпать в одну из них крупу, вторую оставить пустой. Одновременно, трясти ими около ушей. Две нужно, чтобы ребенок реагировал именно на звук, а не на движение. Сначала попробовать гречку, потом рис, потом горох. Разные крупы соответствуют разным частотам звука. Смотреть, есть ли какая-нибудь реакция.
Позади ребенка издать громкий звук, например стукнуть крышками от кастрюль

Важно, чтобы он вас не видел. Если слышит, должен вздрогнуть.
Еще можно попробовать различные громкие звуки — голосом, хлопки в ладоши и тд.

Я бы посоветовал прислушаться к своей интуиции, если вы чувствуете, что что-то не в порядке идите к сурдолгу и обследуйтесь. Нам в поликлинике давать направление в сурдоцентр не хотели, мол все нормально, слышит он у вас, а мы чувствовали, что что-то не так. Помните, ранее слухопротезирование может дать очень хорошие результаты! Чем раньше узнаете, тем будет больше времени на принятие решений, обследования, да и проще обучаться.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Диагностика тугоухости

Восстановлением слуха занимается врач — оториноларинголог. На первом приёме врач осмотрит ребёнка, уточнит у родителей, какие симптомы проявляются в повседневной жизни, не беспокоят ли аденоиды. Затем проводится обследование несколькими методами:

  • аудиометрическое исследование – для определения остроты слуха;
  • тимпанометрия — на аппарате тимпанометре, для исследования функций элементов среднего уха, а также подвижности барабанной перепонки;
  • камертональное исследование – проводится с помощью специальных камертонов;
  • исследование вызванными потенциалами – проводятся маленьким детям во время сна, при невозможности провести вышеуказанные исследования;
  • оттоакустическая эмиссия – проводится стимуляция слухового нерва электрическими импульсами с целью проверки его реакции;
  • при необходимости назначаются дополнительные  рентгенологические исследования (КТ-височных костей, МРТ головного мозга, рентгенологическое исследование височных костей по Щюллеру, Майеру, Стенверсу).

Развитие психических функций

Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).

Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.

Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.

Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.

Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.

Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ  (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка. 

Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.

Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс

Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).

Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.

Контрольные этапы развития слуха

По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.

  • Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
  • С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
  • Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
  • Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.

Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.

В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.

Не упустить шанс

– Владимир Владимирович, помните, как раньше советский лор слух проверял? Шёпотом…

– Диагностика, в ходе которой лор произносил шёпотом пациенту цифры и ждал повторения, осталась в прошлом. Раньше на основе такого шептания врач составлял так называемый слуховой паспорт пациента. Я как отоларинголог участвовал в этих комиссиях. К примеру, во Владивостоке таким способом выявлялись целые «глухие» предприятия – Дальзавод, завод «Эра», мебельная фабрика. Две третьих рабочих имели выраженные степени тугоухости. Не было средств защиты, даже элементарные беруши им не выдавали, вот и теряли слух на шумном производстве. Страдали понижением остроты слуха и звукооператоры, работники связи.

Сегодня доисторические методы обследования остались в военкоматах, отдалённых деревнях. Второе десятилетие со слухом работают аудиологи или сурдологи. Слухопротезирование, сурдология развиваются семимильными шагами. Если ребёнку не подходит слуховой аппарат, ему вживляют в улитку уха специальный кохлеарный имплант, и он начинает слышать звуки на периферическом отделе головного мозга.

– Насколько развита ранняя диагностика?

– Одна из ведущих задач, внесённая в национальный проект «Здоровье», – аудиоскрининг детей, новорождённых и первых лет жизни. Ещё в конце 80-х годов англичане создали специальные датчики, с помощью которых у малышей с рождения можно проверить слух. В Приморье эти приборы с успехом используются с 2009 года в роддомах и поликлиниках. Обычно на третий или четвёртый день после рождения медсестра проверяет ребёнку слух. При отсутствии реакции на звук малыша направляют в поликлинику, а затем в наш центр, где более детально определяется вид и степень тугоухости. По статистике, на тысячу родов в Приморье 1,5-2 ребёнка рождаются глухими. В год 25-27 малышей

И нам важно их «поймать» в этот период, чтобы своевременно провести реабилитацию – слуховым аппаратом или кохлеарной имплантацией

– Раньше так рано не выявляли?

– Было много запущенных случаев. Только в 2-3 года и даже позднее ребёнка с подозрением на тугоухость или глухоту отправляли на диагностику Москву. Врачи, дефектологи родителей утешали – мол, ничего страшного. Не было совершенной диагностики, общей настороженности. Особенно в деревнях дети росли запущенными. Реакцию на звук не всегда вовремя отслеживали, хотя это несложно. Ведь как ребёнок начинает слышать? Реагирует с первых дней: открывает глаза, поворачивает голову на громкие звуки, засыпает под мамину колыбельную, потом появляется гуление, звуки и фразы. А если нет? Надеялись, ждали чуда, что к пяти годам разговорится. В итоге дети даже с остатками слуха были упущены и пополняли специализированные интернаты.

– 25 малышей в год рождаются абсолютно глухими?

– Да, у них либо абсолютная глухота, либо 3-4-я стадия тугоухости. Оговорюсь – на оба уха, односторонняя глухота не считается проблемой в России, медкомиссии за это инвалидность не дают. Слава богу, что 94-95% глухих и слабослышащих детей имеют проблему в улитке уха, которую можно скорректировать кохлеарным имплантом. (В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, имплант передаёт электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. – Ред.) 5% детей страдают глухотой центрального генеза, когда звук до слуховых центров в мозг не доходит. Таким малышам мы не можем помочь, они становятся претендентами на жестовую или дактильную речь.


Во Владивостоке на врачей скорой помощи накинулись с камнями
Подробнее