Все в рот

Как проявляется. Примерно с 4-х месяцев кроха начинает обсасывать руки, ноги и игрушки. Так он получает информацию о том, твердый предмет или мягкий, шершавый или гладкий, можно ли его съесть, ведь задавать вопросы малыш пока не умеет. Это основной способ познавать мир для маленького. Кроме того, между 4 и 7 месяцами у грудничков начинают прорезываться зубы и сильно чешутся десны.

Что предпринять? Держите все потенциально опасные, особенно мелкие предметы там, где кроха не сможет до них дотянуться. Когда малыш начнет ползать, посмотрите на интерьер с высоты роста крохи, а еще лучше проползите по полу по-пластунски: так вы сразу поймете, какие помехи могут возникнуть на пути маленького путешественника и что может быть для него опасно. Примерно в 1,5 года малыш перестанет тащить в рот все подряд.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»

Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны

Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна

Мама, а не папа

Как проявляется. К 8-9 месяцам кроха уже понимает, что мама вовлечена в его жизнь больше, чем папа. Естественно, он будет отдавать предпочтение тому, кого он больше видит и с кем активнее общается.

Что предпринять? Если папа много работает и мало видится с малышом, ему потребуется больше времени, чтобы выработать свой стиль общения с крохой. Нет смысла обижаться на ребенка, который предпочитает маму, и демонстрировать ему свою обиду. Лучше постараться посвящать общению с ним каждую свободную минутку. Совместные прогулки, купание, игры — вот выход из положения. Маме стоит немного отойти на второй план и дать супругу пообщаться с ребенком. Еще один совет: привлекайте папу к кормлению, «выгуливанию» малыша, чтобы кроха понял, что рутинная жизнь — это не только мама.

Не уходи, а то заплачу!

Как проявляется. Между 10 и 12 месяцами малыш остро переживает даже кратковременное расставание с мамой. Ведь он уже представляет ее мысленно даже тогда, когда мамы нет с ним рядом. Стоит ей пропасть из поля его зрения, как кроха думает, что разлука надолго, и поднимает возмущенный крик.

Что предпринять? Отлучаясь из комнаты, продолжайте разговаривать с малышом. Услышав ваш голос, он поймет, что мама рядом. Возвращаясь, обязательно сообщите об этом: «Я снова к тебе пришла, вот здорово!» Когда нужно уйти из дома, попросите взрослого, который останется с крохой, прийти пораньше, чтобы ребенок успел привыкнуть к переменам. Обязательно попрощайтесь с ним, поцелуйте, попросите помахать ручкой и расскажите, что скоро вернетесь. Трудные расставания могут продолжаться вплоть до детского сада, но дети, которые периодически остаются дома еще с кем-то кроме мамы, легче переживают разлуку.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Психическое расстройство и социальные последствия

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой – примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Привычка все тянуть в рот

Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:

1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.

2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.

Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).

3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.

4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.

5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.

6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.

7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.

Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.

Факторы риска

Можно сказать, что от общей обстановки в семье напрямую зависит сон ребенка. Во время конфликтных ситуаций неокрепшая психика переживает огромный стресс, даже если подросток просто является пассивным наблюдателем. Во время сна полученная информация перерабатывается, и мозг посылает импульсы в центр, отвечающий за двигательные функции организма.

Ночное снохождение у детей может вызывать повышенная эмоциональность. Эта особенность влияет не только на нарушения сна, но и на общее состояние. Поскольку поддержание эмоционального равновесия ребенка – прямая обязанность родителей, то все опять сводится к семейному микроклимату.

Многие относятся скептически, но все же, ученые предполагают, что лунные фазы также оказывают свое действие на людей, склонных к лунатизму. Сила влияния Луны и ее циклов на земные тела давно известна и изучена. Поэтому замечено, что эпизоды снохождения повторяются с закономерной регулярностью.

Когда снохождение ребенка уже неоднократно было обнаружено, нужно принять все меры, чтобы, в первую очередь, обеспечить его безопасность:

  1. Установить на окна фиксаторы, чтобы ребенок не смог самостоятельно их открыть.
  2. Не стоит укладывать маленького лунатика на второй этаж двухъярусной кровати.
  3. Убрать подальше все острые предметы.
  4. Позаботиться, чтоб ребенок во время прогулок по квартире или дому не споткнулся о лежащую на полу игрушку и не травмировался.

Конечно, нужно максимально контролировать сон таких детей и не позволять им самостоятельно бродить ночью. Но если такое случается, то хотя бы о безопасности можно не беспокоиться.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Боязнь незнакомых людей

Как проявляется. В 7 месяцев малыш может испугаться даже родственников, которых редко видит. Если же незнакомец попытается взять его на руки, кроха громко запротестует, а то и зайдется в плаче. Есть мнение, что таким образом проявляется инстинкт самосохранения ребенка. Для него чужие люди — часть незнакомой среды, от которой он ищет защиты.

Что предпринять? Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка или даже «журить» за его страх. Целенаправленно бороться с подобными страхами тоже не стоит, они ослабеют сами по себе. Это нормальная реакция, связанная с этапом психического развития. Просто не передавайте ребенка слишком быстро на руки незнакомым людям. Позвольте сначала привыкнуть к новому человеку, установить контакт. К 14-15 месяцам подобные страхи пройдут и малыш научится общаться с незнакомыми людьми.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте

Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью

Признаки психического расстройства у подростков

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера. Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел

Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина

Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения

Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка. Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез. Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным. Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.

Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?

Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги. Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя. Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи

Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.

Подписывайтесь на наши группы в , VK, OK,  и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Крутятся, прежде чем улечься

Особенность крутиться вокруг себя перед тем, как лечь спать, берет свои корни от собачьих предков. Раньше животные обитали в дикой природе. Им не хватало тепла и удобства, приходилось приспосабливаться к окружающей среде. Полный оборот вокруг своей оси делался с целью примять под собой почву, траву, ветки, чтобы создать уютное гнездышко для сна. После одомашнивания потребность в создании удобного места на ночь исчезла, а привычка осталась.

Кошка также может крутиться вокруг себя перед сном. В дикой природе семейство кошачьих всегда обеспечивало безопасность своему потомству, защищало и создавало комфортные условия для обитания. Обороты позволяют кошке оценить обстановку в случае нападения: она должна видеть опасный объект, успеть вскочить на лапы, убежать или напасть. Таким действием они оценивают и выбирают наиболее безопасное место.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.


Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Инфекционные заболевания

При бактериальной и вирусной инфекциях, паразитарных инвазиях поражаются органы ЖКТ, возникает рвота, повышается температура тела, нарушается стул. Течение заболевания зависит от типа возбудителя, степени тяжести кишечной инфекции, возраста ребёнка. Если процесс носит острый характер, симптоматика усиливается каждый час:

  • сильное расстройство кишечника;
  • высокая температура тела;
  • интоксикация выраженной степени.

К тяжелым кишечным инфекциям относятся паразитарные и бактериальные виды, включая дизентерию, амебиаз, сальмонеллез, лямблиоз. Более легкими формами кишечных инфекций считаются вирусные, которые сопровождают ОРВИ. Если рвота редкая, а понос проходит быстро, тогда малыш поправится за 5−7 дней. К наиболее опасным и тяжелым состояниям относится гепатит.

Часто просыпается

Как проявляется. Около 9 месяцев у младенца снова могут возникнуть проблемы со сном, особенно ночным. Парадокс, но чем меньше малыш спит днем, тем больше вероятность, что его будет труднее уложить и он будет плохо спать ночью. Причинами ночных пробуждений и плача могут стать некоторые болезни, режущиеся зубки, неврологические нарушения, а также страшный сон, который мог присниться крохе. Ведь маленький ребенок не умеет отличать сны от реальности. А еще причина может скрываться в том, что в ближайшее время малыш научится делать что-то для себя новое, например, начнет ходить или говорить. Сейчас он всю энергию устремляет на развитие этого навыка, потому со сном могут быть проблемы.

Что предпринять? Обратите внимание на режим дня младенца. Он должен достаточно спать днем

Продолжайте укладывать его спать, как обычно, пойте на ночь колыбельные, рассказывайте добрые сказки

Очень важно соблюдать привычные ритуалы отхода ко сну. Если со здоровьем у ребенка все в порядке, привычка крепко спать ночью скоро вернется

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха – это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться – это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света – обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект – порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга – “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями. Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи — строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения — теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка помогут подготовить его к стрессовым ситуациям.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме — не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта — целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Почему быть одному — нормально

А что вы, мои взрослые собеседники, думаете об одиночестве? Каково вам находиться в этом состоянии? Быть одному и быть одиноким — это ведь разные вещи. 

Поверьте мне на слово: все будет хорошо. Уже потому, что вы читаете эту статью, можно сказать, что вы — хороший, заботливый и внимательный родитель. 

А оставаться одному, проводить время в одиночестве для подростка — вариант нормы.

Хотя бы потому, что задача подросткового возраста — ответить на вопросы: «Кто я? С кем я? Куда я иду?» Согласитесь, размышлять на такие темы и принимать решения лучше вне компании. Да и компанию подростку свойственно менять именно для того, чтобы ответить на вопрос: «Мои люди. Кто они?»